Динамика физической работоспособности детей в течение суток кратко

Обновлено: 02.07.2024

Работоспособность человека – понятие многогранное. Внешним проявлением высокой работоспособности может служить высокий производственный или физкультурный результат, либо максимум работы, который в состоянии осуществить человек, либо работа, выполненная до возникновения предельных физиологических сдвигов.

Следует отметить, что при количественной характеристике работоспособности детей и подростков максимальные нагрузки мало показательны, так как в этом возрасте еще недостаточно развит навык волевого предельного напряжения. Дети, как правило, прекращают работу задолго до достижения предела напряженной деятельности.

Мышечная работоспособность как способность выполнять работу большой мощности в значительной мере зависит, с одной стороны, от мышечной силы, выносливости, а с другой – от состояния вегетативных компонентов организмов (сердечно-сосудистой системы, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и т.д.). Между этими компонентами существуют определенные взаимоотношения. Так, различные виды моторики (мышечное напряжение, ловкость и др.) предполагают наличие большой мышечной силы. Вместе с тем между состоянием сердечно-сосудистой системы и мышечной силой корреляция отсутствует.

Для получения точной возрастной характеристики работоспособности необходимо учитывать четыре элемента:

1) уровень развития мышечной силы,

2) развитие различных видов моторики,

3) развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

4) развитие выносливости и способности к кратковременному развитию мощности.

Уровень способности изменяется не только с возрастом, но и на протяжении отдельного рабочего дня. Проследив изменение производительности труда в течение дневной рабочей смены, можно отметить шесть характерных этапов динамики работоспособности:

1) врабатывание, или вхождение, в работу,

2) поддержание высокой устойчивости работоспособности,

3) снижение уровня работоспособности перед перерывом,

4) врабатывание после перерыва,

5) поддержание высокого уровня работоспособности во вторую половину рабочего дня,

6) снижение работоспособности в конце рабочего дня.

Наблюдая ежедневную динамику работоспособности, можно выявить факторы, нарушающие или восстанавливающие активное состояние организма, что важно для правильной организации режима и физического воспитания школьников. Рациональная организация мышечной активности детей при их физическом воспитании и трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей будет способствовать их общему развитию и укреплению здоровья.

Активное состояние организма во время работы, очевидно, зависит от степени согласованности между собой основных физиологических процессов движения, дыхания, кровообращения и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Как повысить уровень работоспособности детей с нарушением интеллекта в процессе урока

Одной из главных задач коррекционных школ является коррекция недостатков психофизического развития школьников. Для ее решения, необходимы правильная организация школьного режима .


Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног.


Конспект родителького собрания.


Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци.


Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом.Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объе.


Нарушение работоспособности детей с ОНР

В статье рассматиривается проблема нарушения работоспособности у детей с общим недоразвитием речи.


ЦЕЛЬ: Вызвать эмоционально-нравственный отклик к трагическим событиям российской истории, истории города Колпино, чувство сопереживания, гордости и причастности к великому историческому прошлому ЗАД.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Очиров Д.А.– тренер-преподаватель по греко-римской борьбе

Повышение физической работоспособности школьников средствами физической культуры

Особенности работоспособности детей в течение дня и ее недельная динамика

Правильный режим дня — это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма деятельности организма.

Нарушение режима дня, также как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте — раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется вниманием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением. Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия: воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон. Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка (подростка) какого-либо серьезного заболевания.

В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется учащимися сообразно их индивидуальным наклонностям и интереса: для учащихся младших классов 1-1,5 часа, а средних и старших классов - 1,5-2,5 часа. Это время учащиеся могут использовать для чтения художественной литературы, конструирование, рисование, просмотра телевизионных передач, прослушивание радиопередач.

В свободное от занятий время школьники должны помогать семье, выполняя ту или иную работу по собственной инициативе или по указанию родителей. Посильный труд не только способствует правильному воспитанию детей, но и содействует наилучшему их физическому развитию и укрепления здоровья.

Специальное время предусматривают для пребывания на открытом воздухе. Всякий час, проведенный школьниками на открытом воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, благоприятно влияют на здоровье. Исследования показали, что 1-1,5 часовой отдых, сопровождающийся подвижными играми, дающими умеренную физическую нагрузку, повышает работоспособность учащихся.

В тех случаях, когда активный отдых учащихся превышает 1,5 часа или проводится с интенсивной нагрузкой, работоспособность резко падает, увеличивается количество ошибок, уменьшается объем выполняемой работы, на приготовление уроков после такого отдыха уходит больше времени, чем после рационально организованного.

Спортивные игры, такие, как волейбол, баскетбол, футбол, не рекомендуются учащимся в промежутке между учебными занятиями в школе и приготовлением уроков. Связанные с большой подвижностью, а, следовательно, интенсивной нагрузкой, они могут оказать отрицательное влияние на работоспособность.

Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имеющий достаточную для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения. Новорожденные дети спят 20-22 часа в сутки. С возрастом продолжительность сна у человека снижается. Сокращение продолжительности сна у детей на 2-4 часа и более резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии мозга. Снижается работоспособность, сопротивляемость организма различным инфекциям быстрее наступает утомление. Потребность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. Вместе с тем потребность в сне зависит от состояния здоровья, и от физического развития. Поэтому, устанавливая определенную продолжительность сна, следует также учитывать и индивидуальные особенности детей.

Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после острых инфекционных заболеваний, с туберкулезной интоксикацией, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющиеся должны спать более продолжительное время, чем здоровые.

Для школьников с указанными отклонениями в состоянии здоровья по заключению врача предусматривается дневной сон не менее часа, желательно на открытом воздухе. Учащимся 6 лет необходим дневной двухчасовой сон. дневной сон показан также практически здоровым младшим школьникам.

Для полноценного отдыха организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и достаточную его глубину. Неглубокий ночной сон, даже при достаточной продолжительности, не обеспечивает хорошего отдыха организму. Здоровым детям и подросткам глубокий сон можно обеспечить выполнением определенных правил.

Нужно приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка легко образуется условные рефлексы на обстановку сна. Условным раздражителем становиться время отхода ко сну. Вид часов со стрелками, показывающими это время, уже способствует засыпанию. Условным раздражителем становиться весь комплекс процедур, входящих в вечерний туалет (умывание, чистка зубов, мытье ног, раздевание).

Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокойной обстановке, исключающей сильное возбуждение нервной системы. Лучше всего перед сном на 20-З0 минут выйти на прогулку. Ужин должен быть легким, не позднее 2-1,5 часа до сна. Шоколад, кофе, и крепкий чай на ночь давать детям не рекомендуется. Свежий, прохладный воздух в помещение, где спят дети, способствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Лучшей температурой в спальной комнате является 15-16°С.

Режим групп (классов) и школ с продленным днем. Группы продленного дня обеспечиваются помещением, отвечающим гигиеническим требованиям, необходимой мебелью, пособиями для внеклассной работы. Школы с продленным днем, также как и школы-интернаты, одновременно с высоким уровнем общественного воспитания призваны содействовать хорошему физическому развитию и укреплению здоровья детей. Поэтому в таких школах особенно необходимо широко проводить оздоровительные мероприятия в отношении всех учащихся и, особенно в отношении детей с ослабленным здоровьем. Режим дня организуется таким образом, что общешкольные помещения (столовая, актовый и гимнастический залы, веранды, кабинеты и лаборатории), а также пришкольный участок используются поочередно разными классами. Это ни в какой мере не нарушает гигиенических требований, поскольку возрастные особенности детей, в частности особенности высшей нервной деятельности, диктуют именно дифференцированное построение режима дня с 1-8 классах. Исходными для такого построения являются нормативы продолжительности учебных и неучебных занятий и отдыха учащихся младших и средних классов.

В школах с продленным днем широко, во всех его элементах, должно быть поставлено физическое воспитание учащихся как одно из важнейших средств, содействующих росту, развитию высокой работоспособности организма.

Все больше завоевывает себе место в учебном расписании часовая динамическая пауза или спортивный час после учебных занятий в группах продленного дня. Для детей шести лет после второго, а иногда третьего урока

предусмотрено проведение динамической паузы - занятия продолжительностью не менее сорока минут. В это время с детьми проводятся подвижные игры и спортивные развлечения в любое время года на открытом воздухе под руководством учителя. Динамическая пауза в дни, когда этому занятию в расписании предшествует урок физической культуры, проводится своеобразно: первые 25-30 минут дети самостоятельно играют и выполняют различные физические упражнения, а в течение последних 10-15 минут организуется общая для всех ребят игра средней подвижности с учетом времени года и погодных условий.

В режиме групп, классов и школ продленного дня предусматриваются также время и условия для творческой деятельности и эстетического воспитания учащихся, занятия музыкой, пением, хореографией, работы в различных технических кружках.

В течение дня учащиеся 1-2 классов нуждаются не только в активном отдыхе, но и в сне. Дневной сон в течение 1-1,5 часа проходящий в гигиенически полноценных условия обеспечивает восстановление работоспособности организма 7-10 - летних детей в большей мере, чем активный отдых. После сна показатели работоспособности у детей оказываются на 26% выше, чем после отдыха без сна. Благодаря этому учащиеся затрачивают меньше времени на приготовление уроков.

Для детей шести лет в школе продленного дня также обязателен двухчасовой дневной сон.

Таким образом, помимо учебных занятий с учителем и самостоятельного выполнения учащимися заданий под контролем воспитателя, а также общественного полезного труда, включающего и работы по самообслуживанию, в режиме школ с продленным днем важно не только предусмотреть, но и обеспечить для учащихся начальных классов дневной сон, пребывание на воздухе 3-3,5 часа, состоящее из трех раздельных прогулок, творческую деятельность или свободное время 1-1,5 часа); для учащихся 3-8 классов 2-2,5 - часовое пребывание на воздухе, 1,5-2 - часовую творческую деятельность или свободное время.

Для детей 6 лет - учащихся первых классов, посещающих группу продленного дня, рекомендовано следующее построение режима:

8.30 — 9.00 Сбор детей, утренняя гимнастика

9.00 — 9.35 Первый урок

9.35 — 9.55 Первая перемена (горячий завтрак)

9.55 — 10.30 Второй урок

10.30 — 10.50 Вторая перемена

10.50— 11.30 Динамическая пауза (занятие подвижными играми, прогулка)

11.30— 12.05 Третий урок

12.05 — 12.25 Третья перемена

12.25 — 13.00 Четвертый урок (или прогулка)

15.30 — 15.45 Уборка постелей, туалет

15.45 — 16.20 Занятия о интересам, тихие игры

16.20 — 16.40 Полдник

16.40 — 18.00 Прогулка, подвижные игры на воздухе

Особого внимания в школах с продленным днем требуют учащиеся с ослабленным здоровьем: с туберкулезной интоксикацией 1 степени, реконвалесценты после тяжелых заболеваний, страдающие ревматизмом и находящиеся в межприступном периоде, с пониженным физическим развитием и содержанием гемоглобина ниже нормы, высоковозбудимые и быстро утомляющиеся.

Учащимся с ослабленным здоровьем рекомендуется ежедневно гулять на свежем воздухе не менее 3-3,5 часа. Целесообразно обеспечить таких детей специальным питанием.

Оздоровительный режим в течение 6-12 дней показан также учащимся, перенесшим кратковременные заболевания (ангина, грипп, острые респираторные заболевания).

Однако, кем бы не был наш маленький школьник режим работы школы заставляет его подниматься довольно рано. И вот от того, как успешно пройдет подъем ребенка, будет зависеть его работоспособность в течение всего дня.

Для этого приучите своего ребенка подниматься моментально, не жалейте его. Вся жалость обязательно обернется негативной стороной для него. Самое лучшее средство привести себя в активное состояние, уже давно найдено - это утренняя зарядка особенно под любимую музыку. Но это не всегда возможно особенно если в семье ее ни кто не делает, а заставлять делать ее одного только ребенка это не правильно. Поэтому для ленивых родителей есть менее тяжелый способ: можно использовать для пробуждения одно и то же время мультипликационные фильмы.

Для старшего школьника есть другой прием быстрого перехода от сна к бодрствованию: двигать различными частями тела, начиная с пальцев ног и рук, потом полностью руками и ногами и лишь потом, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов встать. При движениях активизируется нервная система, а глубокие вдохи помогают снабдить кислородом мышцы и мозг, снимая сонливое состояние.

Как же изменяется работоспособность школьников?

Работоспособность младшего школьника изменяется как на протяжении суток, так и на протяжении недели, месяца, года. Как вы на себе можете ощутить, умственная и мышечная работоспособность снижаются от начала к концу недели. Таким образом, вы начинаете уже в середине недели ждать выходных. Так и у школьников во вторник и среду работоспособность, как правило, наиболее продуктивна. В пятницу же, если не используются различные релаксационные техники, снижается.

В течение года работоспособность ребенка в школе так же претерпевает изменения. Так работоспособность обычно выше в период с октября по январь. Потом эти показатели снижаются. Лишь только при правильно и хорошо разработанном режиме дня удается сохранить уровень работоспособности на одном уровне или даже способствовать ее положительной динамике.

Но все же бывают случаи, когда работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня. В большинстве случаев причина – сильные стрессы или заболевание. Даже кратковременная простуда на некоторое время (2-3 недели) ухудшает работоспособность ребенка, падает его сопротивляемость утомлению. А стрессы вообще снижают его до нуля. Физически ослабленные дети нуждаются в особо щадящем режиме.

Не маловажное значение имеет режим отдыха и сна, для этого можно использовать несколько не очень сложных правил:

Работоспособность это показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Уровень работоспособности очень зависит от внешних условий (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.) и функционального состояния организма.
Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание, устойчивый пе­риод (период оптимальной работоспособности); предутомление (период компенсаторной перестройки) и утомление.

Вложенные файлы: 1 файл

dinamika_rab.doc

Динамика работоспособности младшего школьника в течение учебного дня и учебного года.

Работоспособность это показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Уровень работоспособности очень зависит от внешних условий (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.) и функционального состояния организма.

Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание, устойчивый пе­риод (период оптимальной работоспособности); предутомление (период компенсаторной перестройки) и утомление. Схематически динамику рабо­тоспособности можно представить так:

В период врабатывания происходит постепенное повышение работоспособности. Это период поиска наиболее адекватных и эффективных вариантов функционирования всех органов и систем, период значительного напряжения, высоких энергозатрат, период организации произвольного внимания и функциональной организации деятельности. Это период качественного изменения функциональной активности мозга, активизации связей между отдельными нервными центрами головного мозга. В этот период работоспособность неустойчива, а эффективность ее не очень высока.

Устойчивый период - это время, когда организм работает наиболее эффективно, в оптимальном режиме. Высокая устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат, снижается напряжение и повышается согласованность в деятельности всех систем.

Однако период оптимума не может продолжаться бесконечно и закономерно сменяется следующим периодом - компенсаторной перестройкой. Это период, когда ребенок еще может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Именно этот период характеризуется снижением внимания, ростом числа отвлечении, снижением темпа деятельности, повышением двигательной активности. Усилием воли ребенок может продолжить работу и даже улучшить ее качество, но очень недолго. Следующий период - утомление.

Утомление - особое функциональное состояние организма, оно может возникать и при длительной, но неинтенсивной работе, и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т. е. снижается работоспособность).

Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха.

Факторы, определяющие продолжительность отдельных фаз работоспособности:

Один из факторов - возраст. Чем моложе ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период оптимальной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление.

Следующий фактор - состояние здоровья. У детей с хроническими заболеваниями и особенно - у часто и длительно болеющих детей, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстрое наступление утомления.

Еще один фактор - соответствие условий и требований работы функциональной зрелости организма, функциональным возможностям ребенка. Именно функциональная зрелость коры и подкорковых структур определяют возможности ребенка к организации деятельности, осо­бенности организации внимания, продолжительность врабатывания, способность определенное время работать без отвлечении и в конечном итоге - эффективность работы. Если условия, организация работы или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его функциональным возможностям, удлиняется период врабатывания, сокращается период оптимальной работоспособности и резко наступает утомление.

Динамика работоспособности во время урока в начальной школе подчиняется тем же закономерностям, которые мы только что разобрали. Первые 3-5 минут - врабатывание, затем 10-15 минут оптимальной ра­ботоспособности, еще 5-7 минут неустойчивой работоспособности и -утомление.

Следует помнить и о том, что продолжительность периодов врабатывания и оптиму ма зависит от функционального состояния ребенка и его индивидуальных особенностей. Например, у медлительных детей этот период в 1,5-2 раза продолжительнее, удлиняется врабатывание у утомленных детей, у ослабленных (после болезни). Не менее значим возраст. Так, например, период врабатывания детей 5-6 лет составляет 5-6 минут, а период оптимума - 15-17 минут. Установлено, что для детей младшего школьного возраста продолжительность урока не должна превышать 40-45 минут. Это связано с особенностями организации внимания, отрицательным эффектом статической нагрузки, функциональным напряжением. Наилучшее функциональное состояние организма и высокая работоспособность достигается при длительности уроков в 30-35 минут, при этом наименее эффективны первые, пятые и последующие уроки. Планируя любую работу на уроке, необходимо учитывать эти закономерности. Дневная динамика работоспособности дает достаточно четкую картину. Первый урок - врабатывание, второй и третий - оптимум, на четвертом повышается напряжение и снижается качество, пятый урок в начальной школе не эффективен, а успешная работа возможна только при высокой функциональной цене нагрузки.

Специальные исследования показали, что к 4-му уроку работоспособность первоклассников снижается в 2 раза, и случаи сильного утомления отмечаются у четверти детей. У шестилеток - первоклассников также отмечено резкое падение работоспособности уже после первого урока, а утомление в конце дня выявлено почти у 70 % детей даже при облегченном режиме дня. Понятно, что 5 и 6-е уроки в начальной школе не только нецелесообразны (слишком высоко напряжение и низка эффективность), но просто вредны, т.к. ребенок будет работать на фоне утомления. Следует учесть, что при чрезмерной интенсивной работе у учащихся 1-3 классов снижение работоспособности начинается со 2 урока, а на 3-ем наблюдается резко выраженное утомление. У пятиклассников - оптимальный уровень работоспособности также отмечен на 2 и 3 уроках, а после 5-го урока отмечается резкое снижение.

Улучшить состояние ребенка в течение дня, отодвинуть утомление, снять усталость помогают физиологические стимуляторы. В качестве таких стимуляторов предлагают использовать: активную прогулку (это может быть часовая прогулка после 3-го урока), форсированное дыхание (такие упражнения можно проводить на каждом занятии), физкультминутки, холодовые раздражители (обтирание влажной салфеткой лица и шеи), звуковые раздражители.

Важно знать и оптимальную продолжительность различных видов деятельности на уроке, например, продолжительность непрерывного чтения в 6 лет не должна превышать 8 мин, в 7-8 лет - 10 мин, в 9 лет - 15 минут, как показывают специальные исследования. Продолжительность непрерывного письма в 7 лет в среднем - всего 2 мин 40 сек в начале урока и 1 мин 45 сек - в конце. Экспериментальные данные показывают, что оптимальная организация урока - главный фактор профилактики утомления и функционального напряжения. Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в 5 классе возможна в течение 20-25 минут. Кратковременный перерыв позволяет продолжать ее следующие 20-25 минут.

В последние годы многие школы работают в режиме пятидневной учебной недели. Два дня отдыха ребенка в семье имеют безусловный положительный социальный эффект, но при одном условии - если это действительно рационально организованный отдых в благоприятной социальной обстановке. К сожалению, у значительной части детей это два дня безнадзорной беготни или, наоборот, жестокого давления и выяснения отношений со взрослыми. В этих случаях положительного социального эффекта нет и остаются негативные эффекты нарушения недельного ритма и динамики работоспособности: удлиняется период врабатывания (понедельник, вторник), сокращается период оптимальной работоспособности (среда), отмечается большее утомление (пятница). К тому же увеличивается ежедневное число уроков.

Годовая динамика работоспособности также очень близка к стандартной кривой. Первые месяцы обучения (адаптация) - врабатывание, причем этот период наиболее длителен (6 - 8 недель) в 1 классе, затем во 2 - 4 классах сокращается до 3 - 4 недель, опять увеличивается в 5 классе - 4-6 недель, и в последующие годы обучения составляет 2 - 3 недели.

Мы рассмотрели общие закономерности изменения работоспособности в течение учебного дня, недели, года. Однако любой учитель хорошо знает, что дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке. Кто-то из детей с трудом высиживает урок, кто-то не может сосредоточиться. С чем же связаны индивидуальные особенности работоспособности, как они проявляются?

Доказано, что индивидуальные особенности работоспособности связаны с большим количеством различных факторов, и прежде всего с физическим развитием, функциональным состоянием организма, индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности, состоянием здоровья, эмоциональным состоянием.

Индивидуальные варианты работоспособности различаются по уровню и по динамике изменений в течение определенного периода (дня, недели, года, какого-то периода, например урока, и т.п.). Уровень работоспособности условно разделяют на высокий, средний и низкий.

Примерно половина детей в младшем школьном возрасте имеет до уроков средний уровень работоспособности, обеспечивающий хорошую работу на уроке, хорошее усвоение материала. Около 30 % детей имеет высокую работоспособность и примерно 20 % школьников имеет низкий уровень работоспособности. Вот этот исходный уровень оказывает большое влияние на развитие утомления. Дети с высоким и средним уровнем работоспособности утомляются только при интенсивной и длительной работе, а дети с низким уровнем работоспособности могут быстро утомляться даже при малоинтенсивной и непродолжительной работе.

Для того, чтобы учитывать динамику работоспособности в процессе учебных занятий, интересно знать, какие существуют типы индивидуальной дневной динамики работоспособности.

По динамике изменений в течение дня можно выделить по крайней мере девять типов работоспособности:

I ровный, или устойчивый, тип работоспособности, но работоспособность при этом может быть и на высоком, и на среднем, и на низком уровне; исходный высокий уровень сохраняется до середины дня и резко снижается в конце дня;

Под работоспособностью понимают способность человека развить максимум энергии и, экономно ее расходуя, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма (рис. 10.1). Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6-ти до 15-ти лет колеблются в пределах от 2 до 53%.


Рис. 10.1. Развитие умственной работоспособности с возрастом: 1 – скорость работы; 2 – точность работы. За начало работы приняты показатели работоспособности семилетних детей

Скорость и продуктивность работы за первые три года обучения нарастают одинаково – на 37–42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10–11-ти до 12–13-ти лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество и точность ее – лишь на 9%. В 11–12 лет (V–VI классы) наблюдается не только минимальный темп прироста качественного показателя (2%), но и ухудшение его в значительном числе случаев по сравнению с предыдущими возрастами. В 13–14 лет (девочки) и 14–15 (мальчики) темп нарастания скорости и продуктивности работы снижается и не превышает 6%, в то время как прирост качества работы возрастает до 12%. В 15–16 и 16–17 лет (IX–XI классы) продуктивность и точность работы возрастают на 14–26%.

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.

У здоровых детей 6–7-ми лет, поступивших в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.

10.4. Фазы работоспособности и ее дневная периодичность

Во всякую работу, в том числе и в умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу или врабатывание.Этопервая фаза работоспособности.В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок – точность) показатели работы часто то асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания – поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня – проявление саморегулирующейся системы.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности,когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6–10-ти лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявлятьсятретья фаза работоспособности.Утомлениепроявляется сначала в несущественном, а затем – в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность – низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.

На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.

Развивающееся утомление – естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников.

В период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному – дорабочему – уровню, но могут поднять ее выше этого уровня. Вместе с тем тренированность возникает тогда, когда очередная нагрузка следует за восстановлением и упрочением показателей после предыдущей работы, хроническое же истощение – когда очередная нагрузка следует до того, как восстановление работоспособности достигло своего исходного уровня.

Чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой, прекращение умственной работы детей и подростков в момент начавшегося резкого снижения работоспособности (недалеко еще зашедшей стадии утомления) и последующая организация активного отдыха способствует восстановлению функционального состояния центральной нервной системы.

Систематическое выполнение работы (учебные занятия, трудовая деятельность) в пределах возрастных нормативов продолжительности работы обеспечивает улучшение умственной и физический работоспособности.

У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутках от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях.

Суточная периодика физиологических функций, умственной и мышечной работоспособности имеет постоянный характер. Однако под влиянием режима учебной и трудовой деятельности изменения функционального состояния организма, прежде всего ЦНС, могут вызвать повышение или понижение уровня, на котором развертывается суточная динамика работоспособности и вегетативных показателей.

Большая учебная нагрузка, нерациональный режим учебной и трудовой деятельности или неправильное их чередование в течение дня и недели вызывают резко выраженное утомление организма. На фоне этого утомления возникают отклонения в закономерной периодике физиологических функций. Так, в случаях чрезмерной производственной и учебной нагрузки почти у половины учащихся профессионально-технических училищ были диагностированы не только отклонения в дневной динамике работоспособности, но также беспорядочный характер изменения температуры тела и ритма сердечных сокращений.

Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21–22 ч.) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний (рис. 10.2).


Рис. 10.2. Суточная динамика работоспособности

Помимо суточной периодики физиологических функций и психофизиологических показателей, в том числе работоспособности, отчетливо выражено их недельное изменение. Наибольшей работоспособность бывает к середине недели – в среду, к субботе падает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Недельная динамика работоспособности

понедельник у учащихся всех классов общеобразовательных школ и профессионально-техничес-ких училищ регистрируются низкие показатели умственной работоспо-собности, увеличенный латентный период зрительно- и слухомоторных реакций, большое количество срывов дифференцировочных реакций. Почти у половины учащихся быва-ют изменения суточных кривых вегетативных функций. Во вторник и среду учащимся свойствен не только более высокий уровень показателей умственной и мышечной работоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости.

Суббота наиболее неблагоприятный учебный день. Работоспособность детей и подростков бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящими днями отдыха, предвкушением интересных дел и развлечений, экскурсий, походов. Организм, несмотря на утомление, мобилизует все имеющиеся у него ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности, – явление так называемого конечного порыва.

Нередко наблюдается двухвершинная недельная кривая работоспособности. Помимо вторника или среды относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или пятницу.

У детей 6-ти и 7-ми лет, приступающих к систематическому обучению, в период адаптации к учебным нагрузкам, новым условиям обучения и требованиям дисциплины в первые 6–9 недель дни оптимальной работоспособности, когда согласуются между собой относительно высокие скорость и точность работы, смещаются от вторника к четвергу. Лишь спустя некоторое время устанавливается постоянный день наилучшей работоспособности первоклассников – вторник.

У учащихся VII–IX и старших классов оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник. В среду же регистрируется резкий спад всех показателей работоспособности, а в четверг наблюдается существенный подъем скорости и точности работы.

Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий, но однодневный (только четверг) подъем уровней всех показателей работоспособности. Однако упрочение уровней отсутствует, и в пятницу следует ухудшение работоспособности, выраженное нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в нервных клетках коры головного мозга, ослабление активного внутреннего торможения.

Очень часто падает работоспособность к середине недели, и поиск организмом ресурсов для ее выравнивания затягивается у старшеклассников до пятницы. Тогда лишь в пятницу проявляется относительный подъем работоспособности, однако при низкой ее устойчивости. В этих случаях (подъем в четверг или пятницу) недельная кривая работоспособности учащихся имеет две вершины и соответственно два спада.

Читайте также: