Диффузионизм в этнологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

культура является живым организмом, рождающимся и развивающимся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару;

основными факторами развития культуры являются заимствования, переносы, смещение культурных элементов; перемещение культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и пр.;

у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения; найти эти центры культуры – главная задача этнологии;

методом исследования культур является изучение культурных кругов или ареалов распространения, элементов культуры;

каждый элемент культуры возникает только однажды; составив карту его распространения, можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента.

Ф. Ратцель (1844-1904). Фридрих Ратцель - профессор этнографии Мюнхенского университета.

Основные научные труды:

Явления культуры – признаки связи народов: расы смешиваются, языки меняются и исчезают, самоназвание народностей меняется и только культурные предметы сохраняют свою форму и ареал бытия, поэтому важнейшая задача этнологии – изучать распространение предметов культуры.

Вызванные природными условиями различия между культурами народов постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических предметов через культурные контакты народов. В процессе взаимодействия происходит пространственное распространение культур. Предметы материальной культуры дольше удерживаются, сохраняют свою форму и ареал своего распространения по сравнению с другими явлениями культуры. Человек – лишь носитель этнографических предметов.

Два способа перемещения элементов культур:

полный и быстрый перенос не отдельных предметов, а всего культурного комплекса в целом (аккультурация);

перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому, при этом одни предметы (украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, а другие (упряжь, изделия из металла) перемещаются только вместе с их носителями.

Основные научные труды:

Ф. Гребнер (1877-1934). Фритц Гребнер - основатель теории диффузионизма в немецкоязычных странах.

Основные научные труды:

Разрабатывал методы исследования культурно-исторических связей, или самостоятельного происхождения культур, создал теорию культурных кругов, представляющую попытку глобальной реконструкции всей первобытной истории. Культурные достижения всех народов на догосударственной стадии развития объединил в шесть культурных кругов, каждый из которых состоит из 19-20 элементов.

Сходные явления культур, в каком бы круге они не находились, принадлежат определенному культурному кругу и происходят из одного географического центра. Любой культурный факт появляется в истории лишь один раз в каком-то одном месте и принадлежит одной-единственной культуре. Следовательно, в истории человечества нет повторяемости и нет закономерностей. Повторяемость этнических процессов кажущаяся, все явления строго индивидуальны.

К. Уисслер (1870-1947). Кларк Уисслер - представитель теории диффузионизма в США.

Основные научные труды:

Культура представляет собой результат приспособления отдельной группы людей к определенной экологической среде. Материальные и духовные элементы культуры, а также телесные признаки людей распространяются путем диффузии между реально существующими культурными областями.

Общий закон культурной диффузии:

У. Риверс (1864-1922). Уильям Риверс - представитель теории диффузионизма в английской этнологии.

Основные научные труды:

Развитие родственных и общественных отношений нельзя рассматривать как простую эволюцию. Образование новых культур происходит путем взаимодействия культур больших групп переселенцев, которые привносят в культуру много новых элементов. Следовательно, появление новых культур возможно путем смешения, а не эволюции, при этом в результате взаимодействия может возникнуть новое явление, которое ранее не встречалось ни в одной из взаимодействующих культур. Таким образом, даже малое число пришельцев, владея более высокой технологией, может ввести свои обычаи в среду местного населения.

Диффузион́изм (от лат. diffusio — разливание, просачивание) — направление в социальной антропологии и этнографии (этнологии), культурологии, археологии, социологии, полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие.

Направление сложилось как реакция на эволюционизм. В отличие от последнего, в поле зрения диффузионистов попадали в первую очередь такие средства распространения культуры, как завоевание, торговля, колонизация, и лишь во вторую очередь — внутрисистемные факторы развития. Главный акцент диффузионизм сделал на изучение ранней истории человечества.

Наибольшее распространение идеи диффузионистов получили в таких странах как Австрия и Германия.

Содержание

Основные положения классического диффузионизма

  1. Главным фактором развития культуры народа является восприятие этим народом культурных достижений других народов, то есть через смешение, перенос и заимствование элементов культур.
  2. Диффузионизм отрицает существование стадий развития культур и наличие смысла в изучении эволюции отдельных элементов культур.
  3. Каждый элемент культуры имеет географическую привязку и возникает лишь однажды в одном регионе (культурный круг, культурная провинция) и из него отдельно или вместе с другими элементами культурного круга (провинции) распространяется по всей Земле.
  4. Культура (или отдельные элементы культуры) распространяется либо вместе с людьми либо посредством контактов и взаимодействия разных народов.
  5. Именно распространение культур и их элементов должна изучать этнография (этнология).

История диффузионизма

Антропогеографическая школа. Зарождение диффузионизма

Первым учёным, написавшим свои работы в духе диффузионизма, был немецкий учёный, географ и этнолог Фридрих Ратцель, создатель антропогеографической школы. По мнению Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общества. Основополагающий фактор истории культуры человека Ратцель видел в передвижениях народов.

Культурная морфология Л. Фробениуса

Исследовательский институт морфологии культуры, основанный Фробениусом, существует и по сей день.

В рамках диффузионистской теории развивалась теория культурных кругов (Kulturkreiselehre) Фрица Гребнера. В своих работах, посвящённых культуре Австралии и Океании, он отстаивал идею неизменности форм предметов и их географического распространения. Гребнер также был убеждён, что каждый элемент культуры изобретали только один раз и в одном месте, а оттуда этот элемент распространялся по другим регионам Земли. Опираясь на музейные коллекции, Гребнер выделил восемь культурных кругов, каждый из которых отличался своим собственным конгломератом предметов материальной культуры, обрядов, верований.

Венская школа

С теорией культурных кругов была связана и Культурно-историческая (Венская) школа в этнологии. Её развитие было связано с именем католического священника Вильгельма Шмидта, и носило теологическую направленность.

Диффузионизм в США

В США диффузионизм существовал в качестве тенденции, черты в изучении культур, но не имел доминирующего значения в какой-либо период и не стал основой сколько-нибудь значимой культурологической концепции. Попытки выработать общий закон культурной диффузии предпринимались, в частности, Эдуардом Сепиром [источник не указан 1299 дней] .

Английский диффузионизм

В первых своих работах Уильям Риверс придерживался эволюционной школы, но после продолжения исследований перешёл на позиции, сочетающие эволюционную и диффузионистскую точки зрения. Он считал, что развитие культуры возможно в духе эволюционизма, но происходить оно может лишь в случае контактов, слияния и смешения культур. Таким образом Риверс придавал большое значение взаимодействию народов.

Гипердиффузионизм (панегиптизм, гелиолетическая школа)

Тур Хейердал

Второе дыхание диффузионизму дал норвежский исследователь Тур Хейердал, который выдвинул тезис о возможности трансокеанских путешествий американских народов в Тихом океане. Ему же принадлежит идея о том, что в древние времена мореплаватели могли пересекать океаны (в том числе и Атлантический).

Критика диффузионизма

  1. Сторонники неоэволюционизма и марксизма видят главным недостатком диффузионизма отрицание каких-либо эволюционных закономерностей в развитии общества и культуры.
  2. Отрыв или даже, как в теории Фробениуса, полное отрицание зависимости культуры от человека и народа.
  3. Учёными многих направлений впоследствии был признан натянутый характер существования культурных кругов. В некоторых случаях, например в теории культурных кругов Гребнера, существование культурных кругов считается домыслом.
  4. Считается ложной попытка диффузионизма связывать одинаковые явления культуры, которые пространственно могут находиться даже в разных частях света, общностью географического происхождения.

К 1920-х годах диффузионистское направление начало терять популярность и окончательно перестало пополнять свои ряды сторонников в 1930-е годы [источник не указан 1299 дней] .

Все дело в том, какое место уделяется культурной диффузии - определяющее или наряду с другими действующими факторами. Что касается немецкоязычных этнологов, то лишь немногие ученые стояли на позициях примитивного прямолинейного диффузионизма. Большинство же исследователей ставили проблему значительно шире. В качестве примера можно привести труды географа и этнолога Георга Герлануа (1833-1919), которого иногда называют основателем немецкого диффузионизма.

К числу диффузионистов, хотя и без особого основания, относят известного эволюциониста Генриха Шурца (186З- 1903) и африканиста В. Шильде. Поэтому возникавшие на рубеже веков теоретические направления нельзя сводить к определению существа диффузионизма, даваемого в Большой советской энциклопедии: «Диффузионизм объясняет развитие культур не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованием культурных достижений или миграциями народов›› .

Также и советская этнография, хотя справедливо и не считала процессы диффузии, определяющими культурное развитие, тем не менее, признавала их достаточно важным фактором этногенеза, этнического и культурного развития.

Все диффузионисты в своих исследованиях основывались на этнологических понятиях. С учением диффузионистов и непосредственно с этнологией связаны такие этнические и этно-социальные категории как ареал и культурный комплекс.

Ареал этнический (от лат. area - “площадь, пространство") - часть поверхности земного шара, в пределах которой распространен тот или иной этнос. Ареалы бывают сплошные, прерывистые (если между двумя или несколькими районами, населенными тем или иным этносом, есть настолько значительные промежутки, что контакты между разделенными частями этноса затруднены или почти исключены). Ареалы бывают в основном сплошными, но иногда вблизи окраины части другого этноса заселяют некоторые участки - так называемые “эксклавы”. Различают также анклавы - небольшие ареалы, расположенные обычно в удалении от основного этнического ядра внутри этнической территории других народов. Первичный ареал представляет территорию, на которой происходит становление этноса. Этот первичный А.Э. может затем расшириться в результате расселения этноса или утратить компактность, уменьшиться в своих размерах, расчлениться на части из-за миграций в его пределы иноэтнических групп. Культура этническая - та часть культурного этноса, которая для него специфична. Общий массив культуры этноса охватывает все формы, способы и результаты деятельности, бытующие в данном этносе, всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений: сюда относятся иноэтнические заимствования, комплексы и элементы интернациональной общемировой культуры, зональные культурные черты, присущие ряду соседних или родственных этносов. В отличие от общей культуры этноса специфичная К.Э. охватывает только ту часть культуры этноса, которая воспринимается и самим этим этносом, и его соседями, как характерная именно для него, ассоциируемая с ним, и тем самым выполняющая как этноинтегрирующие, так и этнодифференцирующие функции. В К.Э. входят этнические традиции, этническая символика, этнически специфичные (“национальные”) формы материальной культуры - жилище, одежда, пища, явления фольклора (эпоса, музыки, танцев и т.д.), а в урбанизированном обществе и той профессиональной художественной культуры, в которой ее создатели и потребители осознают наличие национальных мотивов или актуальной для их этносоциального бытия тематики. Явление этнической культуры не обязательно должно быть ограничено одним этносом: оно может быть присуще ряду этносов, но важно его осознание в данном этносе как своего, ощущение его эмоциональной и символической связи с данным этносом. Реальная этнология явления культуры для такого осознания не имеет значения, а по народной этиологии обычно каждый этнос осознает такое явление как ранее всех присущее ему, а остальными заимствованное. К.Э. далеко не всегда, особенно в наши дни, функционирует как целостная система, однако отдельные ее элементы всегда выступают как совершенно необходимые скрепы системной целостности любого этносоциального организма. Специалисты различают три основных варианта диффузионизма:

Инвайзионизм (от англ. invasion - вторжение), считающий успехи в развитии собственной культуры исключительно или преимущественно результатом чужеземного вторжения диких племен, военных завоеваний или мирных миграций, принесших с собой более высокий уровень культуры и техники;

Теории культурного центра, изображающие распространение культуры в виде последовательных волн рассеяния норм и ценностей передовой культуры, зародившихся в центре, по периферии. На роль мировых центров могут претендовать, в частности цивилизации Шумера, Вавилона и Египта. По мнению англ. ученых Г. Эллиота-Смита и У. Д. Перри, существовал только один мировой центр цивилизации — Египет, откуда созданная древними египтянами высокая культура распространилась по всему миру. Согласно взглядам немецких историков Ф. Делича и Г. Винклера, почти все, если не все, цивилизации земли имеют своим истоком культуру древнего Вавилона. Особенно последовательным в этом отношении был Ф. Гребнер. Согласно его точке зрения каждое явление и материальной, и духовной культуры (лук и стрелы, свайное жилище, земледелие, тайные мужские союзы, культ духов умерших и черепов, лунная мифология и т.п.) возникло в истории лишь однажды и только в одном месте и затем из этого центра распространилось по земле. Чем дальше от центра, тем более искаженными и обессилевшими приходят культурные инновации;

С известными оговорками Ратцель причислял себя к числу сторонников второго направления. В связи с чем, собственно, его и называют диффузионистом. Однако в действительности все обстоит не так просто и однозначно, как это пытаются иногда представить некоторые авторы.

Прежде всего, Ратцель считал необходимым различать характер культурных явлений, о которых идет речь. Во-вторых, явления простые и сложные. Так он отмечал, что трудно предположить конвергентное возникновение весьма отвлеченных, абстрактных культурных явлений.

Основная часть первого тома включает описание народов Африки. Во втором описываются народы Океании. Америки и Азии, в третьем, с позиций народоведения, рассматриваются культурные народы Старого и Нового Света. В своем труде Ратцель собрал и систематизировал огромный фактический материал, не утерявший значения до наших дней. Работа получила широкую известность, неоднократно переиздавалась и была переведена на иностранные, в том числе и на русский, языки.

Диффузионизм как новая методология в изучении культур появился в конце XIX в. По своей сути – он представлял научную реакцию на эволюционное направление в этнологии. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение". В изучении культур оно обозначало распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание. Представители этого направления считали главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, столкновение, заимствования, перенос культур. Важной особенностью диффузионизма стал анализ, в первую очередь, пространственных и временных характеристик культур. Одной из главных идей эволюционизма об автономном возникновении и развитии аналогичных культурных явлений в сходных условиях диффузионисты противопоставили идею об однократном возникновении элементов культуры и последующем распространении из центра зарождения. Диффузионизм, не отрицая полностью закон эволюционного развития культуры, считали его практически не доказуемым на имеющемся этнографическом материале, а потому полагали более целесообразным сосредоточиться на изучении механизмов пространственно-временного перемещения отдельных элементов культуры или их комплексов.

Родиной диффузионизма является Германия. В отличие от эволюционизма он не стал всеобъемлющей методологией, оставшись преимущественно научной школой германоязычной этнологии.

Предметы материальной культуры были выбраны Ф. Ратцелем в качестве основного объекта исследования, так как они гораздо дольше удерживаются и сохраняют свою форму, а также ареал распространения по сравнению с другими элементами культуры. Народы, по мнению Ф. Ратцеля, изменяются, гибнут, а "предмет остается тем, чем он был" (Цит. по: Классика геополитики XIXвек –М., 2003). Касаясь особенностей заимствования, он отмечал, что одни предметы (например- украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, другие (упряжь, изделия из металла) - с трудом. Обобщающим понятием, выражавшим пространственные характеристики распространения культуры, для Ф. Ратцеля была "культурная зона", или "культурный круг". Распространение культурных элементов (за пределы "культурной зоны") предполагалось вместе с народом, хотя были возможны и исключения. Сходные элементы в культурах разных народов Ф. Ратцель объяснял их общим происхождением, относящимся к глубокой древности. Основной источник изменений в культурах он видел во взаимных контактах между ними.

В работах Ф. Ратцеля сформулированы основные положения диффузионизма как направления в изучении культур: акцент на взаимовлияние культур; их изменения путем заимствования; идея о некоем одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества. Основной объект исследования — предметы материальной культуры (этнографические предметы), образующие некоторую целостность в пространстве и времени (культурный круг). Ф.Ратцель отводил человеку второстепенную роль (носитель этнографических предметов) и предполагал относительную независимость культуры от него.

Учеником и последователем Ф.Ратцеля был другой известный ученый Лео Фробениус (1873-1928). Получил образование во Франкфуртском университете, этнологический институт которого был позднее назван в его честь. Работая в Бременском музее, заинтересовался культурами народов Африки, несколько лет изучал их по музейным коллекциям и литературе. Являлся крупнейшим специалистом по африканским культурам. Он совершил 12 экспедиций, посвященных исследованию материальной культуры народов Африки. В наиболее фундаментальной из них "Происхождение африканских культур" (1898)- впервые в этнологии использовал метод систематического картографирования явлений культуры. Две африканские коллекции Л.Фробениуса (археологическая и этнографическая) находятся в фондах петербургской Кунсткамеры (отдел этнографии Африки). Л.Фробениус рассматривал две формы передвижения культуры: перенос культуры без значительного движения народа и перемещение культуры с народами. Человек в его теории занимал подчиненное место. Основное понятие его концепции "культурная провинция" (культурный круг) представляло собой некую совокупность предметов материальной культуры, с определенными признаками, характеристиками. Л. Фробениус, например, выделял "западноафриканский культурный круг", охватывающий бассейн р. Конго, побережье Верхней и Нижней Гвинеи. Признаки этого культурного круга таковы: прямоугольные дома с двускатной крышей, лук с растительной тетивой, плетеный щит, многострунные музыкальные элементы с растительными струнами, барабан в форме песочных часов и некоторые другие.

Л. Фробениус утверждал, что культуры рождаются, живут и умирают, как и другие живые существа. Человек же, скорее, продукт культуры, чем ее творец. "Культура растет сама по себе, без человека, без народа"'. Культура рождается из природных условий. Она нуждается в питании, что осуществляется благодаря развитию хозяйства. Как организм, культура может быть пересажена на другую "почву", и в новых условиях она приобретет иное направление развития. Новые культуры рождаются из соприкосновения и взаимодействия старых. В то же время культура не может обходиться без человека, так как у нее нет ног. Поэтому человек — носильщик культуры. Впоследствии Л. Фробениус назвал свою теорию морфологией культуры, особо выделяя в ней такие разделы, как "анатомия" и "физиология" культуры. Он основал во Франкфурте-на-Майне "Исследовательский институт по морфологии культуры", существующий и в настоящее время.

Еще один немецкий этнолог Роберт Фриц Гребнер (1877—1934) также разрабатывал теорию культурных кругов, основная идея которой сводилась к стремлению свести все многообразие человеческой культуры к единичным, однократным явлениям. Основной объект исследований — культуры Австралии и Океании. Важнейшие работы исследователя — "Меланизийская культура лука и ее родственники" (1909), "Метод этнологии" (1911). Ф. Гребнер отстаивал идею практической неизменности форм предметов и их географического распространения. Культуры, или культурные круги, он часто выделял произвольно, что не соответствовало реальному положению вещей. В своих теоретических построениях он анализировал музейные коллекции Кёльнского и других европейских музеев, не ведя собственных полевых исследований. Поэтому совокупность элементов культуры, входящих в культурный круг, составлялась им умозрительно, а не на основании непосредственного изучения культурной действительности, как это делал Л. Фробениус.

Ф. Гребнер также отстаивал идею, что каждый элемент культуры, будучи изобретенным один раз в определенном месте, затем распространяется по различным странам.

Он представлял культуру как конгломерат или просто эклектическое соединение предметов материальной культуры и обрядов, верований. Ряд исследователей культур обращали внимание на придуманность "культурных кругов" и резко критиковали именно такой вариант диффузионизма, отмечая, что культура при таком подходе к исследованию есть собрание (куча) мертвых вещей, не связанных друг с другом.

За пределами немецкоязычной науки диффузионизм был представлен отдельными лишь именами. В США наиболее известным выразителем идей диффузионизма был К.Уисслер (1870- 1947). Он связывал широкое распространение какой-либо культурной черты, обряда, обычая с их древним возрастом, а ограниченное, локальное существование говорило, по его мнению, о ее недавнем введении, происхождении. Анализируя контакты культур индейцев, К.Уисслер пришел к выводу, что путем диффузии распространяются не только материальные и нематериальные элементы культуры, но и соматические (телесные, организменные) характеристики. К.Уисслер сформулировал общий закон культурной диффузии: антропологические черты имеют тенденцию диффузировать во всех направлениях из своего Центра происхождения. Большое внимание культурной диффузии уделил Р.Диксон в книге "Построение культур" (1928). Он выделил первичную диффузию - распространение какого-либо нововведения в рамках отдельной культуры и вторичную - перемещение элемента культуры за границы ареала (пространства культуры), среди другого народа. Основателем диффузионизма в Англии был У.Риверс (1864 -1922) он рассматривал образование новых культур в виде взаимодействия волн переселения. На примере Океании У.Риверс показывал, как каждая группа иммигрантов привносила в культуру свои черты (обычаи, обряды и т. д.). Завершенную форму диффузионизм в Англии приобрел в трудах Г.Эллиота-Смита (1871-1937) и У.Дж.Перри (? - 1949). Направление в изучении культур, связанное с именами этих исследователей, нередко называют "гипердиффузионизмом" или "панегиптизмом", что обусловлено кругом их интересов, а именно изучением культуры Древнего Египта. Г.Эллиот-Смит, исследуя культуру Древнего Египта и граничащих с ним культур, обратил внимание на сходство ряда черт древнеегипетской культуры (например, техника мумифицирования) с культурой других народов, в том числе расположенных в других частях света. Сравнительный анализ общих моментов в культурах различных народов- привел Г.Эллиота-Смита к выводу о том, что явления культуры, зародившись в Древнем Египте около 9-8 вв. до н. э., распространились по всему миру, прежде всего в восточном направлении: через Аравию и Персидский залив, Индию и Цейлон (ныне Шри-Ланка) - в Индонезию, затем далее на восток - в Океанию. Из Океании элементы первичной культуры попали через северную часть Тихого океана в Америку. Таким образом, культура, появившись в Древнем Египте, распространилась по всему свету. Подобные взгляды на развитие культуры Г.Эллиот-Смит обосновал в книгах "Миграции ранней культуры" (1915) и "Человеческая история" (1930). Аналогичных взглядов придерживался У.Перри в своих исследованиях культур "Мегалитическая культура в Индонезии" (1918), "Дети Солнца" (1923). Согласно его воззрениям, в историческом развитии культур резко отличаются два слоя: первоначальная примитивная культура "собирателей пищи", охотников и "высокая" культура, основанная на технике строительства, земледелии, обработке металлов. Последняя, по его мнению, зародилась в Древнем Египте. Эта "высокая", или "архаичная", культура, возникнув в Египте, распространилась по всему миру. Ее носителями были люди, искавшие благородные металлы и ценности (жемчуг, бирюза и т. п.). В некоторых местах (обычно в районах залежей ценностей) носители "высокой" культуры оседали и смешивались с дикими аборигенами. Так появилось разнообразие существующих культур. У.Перри последовательно проводил точку зрения о том, что культурное развитие возможно исключительно путем заимствований.

Общая оценка вклада методологии диффузионизма в развитие этнологии неоднозначна. В исследованиях диффузионистов немало противоречий и даже ошибочных, с точки зрения исторических фактов, построений (наиболее часто в панегиптизме). Главный недостаток виделся в отрыве элементов культуры от человека и невнимание к социуму как главному творцу культуры. Вместе с тем, нельзя отрицать положительные стороны диффузионизма. Во-первых, диффузионисты поставили вопрос о конкретно-исторических связях и взаимовлияниях культур различных народов. Во-вторых, в исследованиях диффузионистов отрабатывались приемы анализа, сравнения, поиска сходных моментов в частях, составляющих культуру. Наконец, именно диффузионисты исследовали вопрос о пространственно-временных характеристиках культур.

Читайте также: