Дифференциация антропологического знания кратко

Обновлено: 05.07.2024

В XVII веке педагогика еще не существовала как авто­номная наука.

В XVIII веке психология и этика являлись еще разде­лами философских учений Г. Лейбница и И. Канта.

Б. Ананьев, описывая современное состояние человекознания, выде­лил несколько десятков наук, полностью или частично решающих задачи человекознания. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что процесс развития знаний о человеке обусловлен об­щими для всех сфер познавательной деятельности причи­нами. К их числу следует отнести:

· развитие научной мысли, всё более глубокое изучение бытия, что влекло за собой сужение предмета познания;

· специали­зацию его методов и, соответственно, прогрессирующее дробление наук.

Сегодня и физика, и биология, и психология, и литературоведе­ние являются не просто науками, а комплексами наук, часто теря­ющих друг с другом и методологи-ческие связи, и теоретическое вза­имопонимание.

Структуру антропологических знаний также составляет комплекс (набор) дисциплин.

Хотя философия является по природе своей познанием бытия в его целостности и в связи составляющих эту целостность частей — мира и человека, она подчинилась действию дифференци­рующих сил. Это выразилось, в частности, в том, что антропологиче­ская проблематика оказалась в ней в XX веке содержанием самосто­ятельной теоретической дисциплины, так и именующей себя — фи­лософской антропологией. Философской потому, что на роль антропологии претендует еще ряд методологических дисцип­лин. Среди них медицинская антропология, культурная антропология, социальная антропология. Продолжает разрабатывать­ся антропология в традиционном, узком значении этого термина — наука, изучающая происхождение и развитие человеческой телесно­сти и многообразия ее структурных модификаций (расовых и дру­гих).

Поэтому перед методологией научного и практического знания вста­л вопрос о взаимоотношении изучающих человека наук. Решение данного вопроса должно помочь в познании человека.

М. Хайдеггер однажды заметил, что если в наши дни мы знаем о человеке неизмеримо больше, чем знали о нем в прошлом, то досталось это дорогой ценой — утратой понимания того, что есть человек в целостной полноте его бытия. Действительно, перед современной антропологией определена задача — найти способы постижения самой сложной системы, каковой является человек.

В середине нашего века стала осознаваться потребность в знаниях о человеке.

Встал вопрос и об упорядочивании множества разнородных отраслей знания.

Наряду с этой классификацией, существуют и другие.

Ю. Хабермас предложил трехчленную клас­сификацию, основанную на различиях не предмета, а метода позна­ния. В его клас­сификации три вида наук:

· систематические науки о поведе­нии человека.

Г. Стаховяк выдвинул эклектическую концепцию, разделив науки на четыре группы:

Современные знания позволяют выявить структуру антропологического знания. Для этого нуж­но определить сущность человека, его место в общей структуре деятельности и в системе бытия.

Социологическая интерпретация сущности человека была реакцией на ее позитивистскую, биологизаторскую трактовку. Она оказалась наименее научной, в срав-нении с активно развивавшимися биофизиологическими и генетическими исследованиями человека.

После реабилитации генетики, открытия функциональной асимметрии чело-веческого мозга, критики советской философии в 30-80-е годы была признана необходимость разработки философской антропологии. На современном уровне знаний о человеке теоретическая мысль сущест­венно не продвинулась на пути познания человека.

Для понимания сущности человека большое значение имеет выяснение структуры антропологического знания.

Биологическая и социальная стороны человеческого бытия являются сторонами, неразрывно друг с другом связанными. Они образуют истинно диалектическое противоречивое единство.

Взаимопроникновение природы и общества в человеке происходит на обоих уровнях его бытия. Существует некая сила, способная органически соединить в человеке природные и социальные его качества, сила, становящаяся системо-образующей в его реальном существовании. Такую роль играет культура.

Понятие человек, во-первых, шире всех отдельных понятий. Обобщенное понятие включает в себя все важные биологические, социальные и культурные сто-роны. Все они, будучи либо врожденными, либо присущими индивиду и человеческому роду, формируются силами культуры, являются частными культурными образованиями.

Таким образом, человек оказывается и творцом культуры, и ее творением, и ее носителем, представителем, живым воплощением. Он является существом культурным в такой же мере и с такой же необходимостью, как существом природным и существом общественным.


По меткому определению одного французского психолога, человеком он становится в процессе его превращения в человека, то есть, учась нечто практически делать, начиная играть в человеческие игры и овладевая речью. Но и то, и другое, и третье суть формы культуры — осмысленной и целенаправленной, генетически не программируемой и не кодируемой свободной деятельности.

Так культура реализует свою главную функцию — компенсировать утраченную человеком способность генетически транслировать поведенческие программы новым, не известным природе способом наследования — передачей накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение и от популяции каждому индивиду.

Ребенок начинает приобщаться к культуре усилиями родителей и учителей с первых дней его жизни, когда ему улыбается мать и разговаривает с ним, когда его учат ходить на двух ногах, есть ложкой и вилкой, говорить на том или ином языке, оперировать карандашом, иглой, ножом, серпом, играть на трубе и на рояле, ездить на лошади и на велосипеде, читать, писать и считать… И именно впитывая в себя культуру, входящий в жизнь человек обретает все свое духовное содержание — те или иные нравственные представления, те или иные религиозные взгляды (или атеистические), те или иные эстетические вкусы, те или иные политические убеждения.

В родовом и индивидуальном масштабах культура становится способом очело-вечивания человека. Она решает при этом другие задачи, нежели те, которые решает его социализация.

Социализация включает каждого индивида в структуру социума, делая его носителем определенных общественных отношений, исполнителем того или иного ансамбля социальных ролей — таково условие существования общества как некоей организованной тем или иным образом системы.

По мере его взросления он начинает самостоятельно выбирать все более и более широкий круг культурных предметов, которые он стремится распредметить, вобрав в себя их духовное содержание. Большую роль играет здесь и случай, сталкивающий индивида с творениями культуры.

Следует заметить, что после выхода человечества из первобытного состояния, а затем и из эпохи господства традиционной культуры, накопленные ею богатства и расширение спектра степени свободы индивида сделали невозможным освоение всего того, что накопила культура.

С одной стороны, в одном обществе существуют разные культуры и субкультуры, и в одной семье, в одном профессиональном коллективе, в одном сословии и классе мы встречаемся с широким разбросом индивидуальных культур.

С другой же стороны, историческая смена социальных систем не влечет за собой уничтожение старой культуры и конструирование новой. Именно так думали некоторые примитивно мыслившие псевдомарксисты из рядов русских пролеткультовцев и китайских хунвэйбинов.

Выше уже подчеркивалось, что человек является, трехсторонней системой — био-социо-культурной. Это означает, что его изучение предполагает различные уровни:

а) познание целостности человеческого бытия в его единстве:

- единстве его сущности и существования;

- в диалектике общего (общечеловеческого), особенного (группового в половозрастной, этнической, социальной, культурной плоскостях дифференциации) и единичного (личностного, уникального).

б) познание каждой из трех сторон человеческого бытия:-

в) познание различных конкретных сторон, свойств, процессов человеческой жизни и деятельности . Оно требует специфических методов. Таковы конкретные медицинские науки, психология, педагогика, этика и другие.

В процессе познания важно определить, как проявляется каждая сторона в жизни человека на всех ее уровнях (родовой, групповой и индивидуальной) и во всех аспектах (структурном, функциональном и эволюционном) законов природы, общества. Так, например, проблемное поле биологической антропологии использует медицинские знания о человеке.

Содержание социальной антропологии – это изучение взаимоотношений человека и общества, значит, проблемное поле социальной антропологии — это всё, что общество дает человеку и человек — обществу, как общество создает условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают свое общественное бытие.

Безусловно, все три антропологические дисциплины и лежащая в их основе философская антропология пересекаются, накладываются друг на друга. В тех своих разделах, в которых выявляется теоретическое своеобразие каждой, они обмениваются информацией, соучаствуют в комплексных, междисциплинарных решениях смежных проблем. Из этого следует, что взаимодействия между этими дисциплинами не снижают самостоятельности каждой. Содержание каждой науки обусловливает выработку собственного, присущего только ей, методологического инструментария.

Искусство выполняет по отношению к наукам, изучающим человека, ту функцию, которую они сами выполнить не способны. Эту функцию в познании природы выполняет эксперимент.

Специальное изучение под этим углом зрения богатейшего опыта, накопленного искусством за всю его многотысячелетнюю историю, может и должно конституировать антропологию искусства как самостоятельную теоретическую отрасль научного человекознания.

Вышеизложенный материал в обобщающей форме можно представить и продемонстрировать в наглядной графической схеме (рис. 3.1), которая дает ясное представление об основных закономерностях и структуре антропологических знаний.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

1. Лекция 1 ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ?

Антропология - это специальная наука о человеке как
сложном и чрезвычайно значительном феномене.
Антропология должна черпать знание из трех источников:
из других (самых различных) наук;
из художественной литературы;
из практического общения исследователя с разными людьми,
находящимися в разных обстоятельствах (И. Кант).
Антропология - наука, состоящая из двух взаимопроникающих
структурных компонентов:
- физиологической (должна ответить на вопрос, что делает из
человека природа);
- прагматической (что делает или может и должен делать из себя
сам человек) частей.

К концу XIX в. антропологи исследовали:
– естественную историю человека (его эмбриологию,
биологию, анатомию, психологию);
– палеонтологию (предысторию и первобытность человека);
– этнологию (распространение вида на Земле, поведение и
обычаи разных племен и народов);
– мифологию (историю возникновения, развития и
взаимодействия религий);
– социологию (отношения людей между собой в различных
группах и объединениях);
– демографию (закономерности воспроизводства человека);
– медицинскую географию (воздействие на человека климата,
атмосферных явлений, а также географическую и
этнографическую патологию);
– лингвистику (образование языков и их связи между собой,
легенды, мифы, фольклор) и многое другое.

Педагогическая антропология сегодня играет роль
интегрированного знания о ребенке как целостном
существе, полноценном представителе вида Homo sapiens,
полноправном участнике воспитательного процесса.
Она выполняет ряд функций, являясь:
теорией современного педагогического знания;
научной основой гуманитарного педагогического
мировоззрения;
теоретическим обоснованием педагогических
новаций в области воспитания.
Объектом современной педагогической антропологии
являются отношения человек-человек.
Предметом – ребенок как участник воспитательного
процесса.

4. Истоки и источники
антропологического подхода в педагогике
- Биологические науки
- Физиология
- Психология
- Общественные науки
- Философия
- Философия искусства, философия
жизни и личности, философия
общества и философия истории
- Философская антропология
истории педагогики и истории
детства
- История промышленности
- Логика
- Искусство

5. Педагогическая антропология как
самостоятельная область научнопедагогического знания
Расширение диапазона средств воспитания,
основанных на познании законов развития человека,
– основная задача педагогической антропологии
Школа педагогов-антропологов: К.К. Сент-Илер, М.И.
Демков, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.А. Вагнер,
Ю.И. Айхенвальд

Течения и направления, по-разному определяющие смысл и задачи
педагогической антропологии
Естественнонаучное течение - механическое понимание
человека.
Опытническое течение - трактовка человека как изнутри
разворачивающегося носителя спонтанных сущностных сил.
Социологическое течение - природу человека считает целиком
производной от общества.
Теологическая педагогика - базируется на учении о человеке
как образе и подобии божьем.
Антропологическое течение истокам и движущим силам
развития личности
Для педагогической антропологии очевидно одно – человек
должен выступать в качестве наивысшей ценности и
приоритетной цели, а полученное знание о нем призвано влиять
на вектор развития образовательных и воспитательных систем.

В методологическом арсенале педагогико-антропологической науки
обнаруживаются общенаучные принципы познания и специальные
методы:
теоретические: дедуктивный метод, синтез, сравнительноисторический метод, сравнительно-эволюционный, сравнительноэтнографический, биографический,
эмпирические: наблюдение, составление характеристик, психограмм и
т.п.; изучение дневников и продуктов творчества; интроспекция и
анализ воспоминаний.
Определяющее значение для педагогической антропологии имеет
принцип обязательной педагогической интерпретации любой и
всякой закономерности в телесной, душевной, духовной эволюции
человека и человечества.
Вывод к лекции
Педагогическая антропология представляет собой фундамент,
основание педагогики. Она изучает природу ребенка, детей, их
групп, а также среды, в которой взрослеют дети. В ней решаются
вопросы о сущности человека как воспитуемого и воспитателя.
Ею исследуется сущность воспитания, обучения, образования,
взятых в их взаимодействии с окружающим их миром.

Научная область педагогической антропологии - Дифференциация антропологического знания

Дифференциация антропологического знания

Рассмотрим теперь, как дифференцировалось антропологиче­ское знание, какие из него разнообразные антропологии вычле­нил ись.

Начнем с философской антропологии. Известно, что философия извечно ставила перед собой вопросы, относящиеся к человеку: что такое человек, в чем смысл и цель его жизни и т. д. И извечно пыталась найти ответы на них. При этом со времен Людвига Фей­ербаха (1804—1872) основным объяснительным принципом фи­лософии признавался антропологический. Этот принцип требует от философа следующего: что бы ни изучал философ (природу, общество, религию, мышление, язык, рабочие инструменты, идеи, нравственность, совесть, науку и т. д.), все он должен объяс­нять, исходя из сущностных особенностей человека. Такое требо­вание объясняется тем, что для Л. Фейербаха человек был уни­версальным и высшим предметом философии.

Таким образом, философия всегда была ориентирована на че­ловека.

Современная философская антропология — это один из разделов философии, это — философия человека. Она изучает видовые, ро­довые и индивидуальные формы бытия человека, синтезирует теоретическое и ценностное видение его. Внутри философской антропологии существуют и сосуществуют различные течения, школы: экзистенциализм, персонализм, космизм, антрополо­гизм, философское человековедение и пр. Между ними имеются определенные, иногда очевидные, а порой и не очень ярко вы­раженные различия. Условно их принято делить на материали­стические (например, Л.Фейербаха, К.Маркса и др.), дуалисти­ческие (к ним принадлежала, например, философская система И. Канта) и идеалистические (например, гегелевская) концеп­ции. Но все они пытаются постичь природу человека, считают основополагающими особенностями его способность диалек­тически соединять в себе природное и социальное, объективный и субъективный миры, рассматривают человека в единстве с миром.

Объект педагогической антропологии — человек

Варианты аспектов изучения человека бесконечны, они все время множатся. Но при этом сегодня становится все очевидней: человек — сверхсложный, неисчерпаемый, во многом загадочный пред­мет познания; полное постижение его (задача, поставленная на заре существования антропологии) в принципе невозможно.

И все же образ человека, глубина и объемность представления о нем век от века совершенствуются.

Человек в философской антропологии рассматривается как существо свободное — независимое u самостоятельное (способное к самоопределению, осуществлению индивидуального выбора и самореализации), творчески воздействующее на объективную реальность.

Проблемы человека находятся в поле зрения целой системы наук или научных направлений. Человека можно представить и как биохимический субстрат, и как психофизиологическую сyбстaнцию, и как субъект прошлого-настоящего-будущего. Многогранность феноме­нологии личности, индивида отражает объективно существующее многообразие проявлений человека. Проблемный подход к пониманию человека, по В.И. Вернадскому, позволяет увидеть его в разных социокультурных и социобиологических измерениях.

При рассмотрении человека c современных научных позиций нельзя не принимать во внимание сложную взаимосвязь и взаимозависимость множества генетически обусловленных биологических программ, составляющих основу не только отдельных поведенческих реакций, но и всей психической деятельности человека в целом.

B современном общественном сознании все более утверждается мысль o том, что человечество находится на крутом переломе. Об этом свидетельствуют не только обострившиеся политические, экономические и социальные катаклизмы уходящего в историю ХХ в., но и глобальный кризис, выражающийся в надвигающейся экологической катастрофе, исчерпании природных ресурсов, ухудшении физического и психического, здоровья людей (наркомания, алкоголизм, СПЙД и т.д.). В этик условиях идет объективный процесс поиска нового типа отнoшeний между людьми, нового общёственного устройства, нового статуса человека в окружающем его мире. Требуют осмысления и анализа появившиеся в последние годы модели человека, попытки, сформулировать обобщенную парадигму человеческой экзистенции.

Успешно реализуется международная научная программа по изучению генома человека, стало возможным практическое клонирование млекопитающих; огромных успехов достигла хирургия, в частности, по реконструированию и трансплантации различных органов человека. Получили мощное ускорение направления экологических исследований, причем как в глобальном масштабе, так и в области экологии человека. При этом выясняется, что экологический императив требует создания, причем в достаточно короткие сроки, нравственного императива, т. е. нового характера отношений людей между собой и с природой.

Накоплено много данных о психике человека в разных ее проявлениях. Особенно ценно, что внимание ученых акцентируется на изучении сопряжения психических и физиологических состояний. Сейчас, как никогда раньше, становится очевидным, что в процессе онтогенеза у человека оформляются разнообразные, биологически детерминированные социальные поведенческие программы. Механизмы реализации этих программ, особенно социализации детей и подростков, роль семьи, обучения и воспитания в этом процессов заслуживают пристального внимания. П.К. Анохин считал, что многое из того, что считается специфически человеческим, приобретен­ным после рождения, на самом деле содержится в его генетике и заготовлено в форме фиксированных соотношений нервных структур. Мозг целовека, по данным современной генетики, во всех деталях, вплоть до тончайших биохимических, молёкулярных процессов, приспособлен к речевым и мыслительным процессам, т.е. человек уже при рождении потенциально обладает всеми необходимыми специфически человеческими формами поведения. Таким образом, речь идет о пуековой роли врождвнных программ в поведении человека.

Антропологический принцип в современном познании

Современное общество стремительно движется к антропоцентричности — к состоянию, в котором социальные процессы, структуры общечеловеческой жизни вырастают из самого человека и замыкаются в нем, где вся социальная вселенная вращается вокруг человека. Признание приоритета интересов, прав и свобод не государства, не социальных групп, а суверенной человеческой личности составляет сущность такого антропоцентризма.

Основополагающим условием развития производства и воспроизводства общественной целостности, мерой всех социальных формирований становится развитие и обогащение интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил человека.

С наступлением XXI столетия антропологический принцип все глубже проникает в научное познание. Отечественные психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев считают, что стремление включить в объяснительные схемы категорию человека характерно для многих конкретных наук. Категориальный строй антропологические ориентированной науки обогащался понятиями и схемами, заимствованными из гуманитарных дисциплин. Эта тенденция имеет универсальный характер и касается самых различных отраслей знания, в том числе и традиционно предельно далеких от гуманитарной сферы познания.

Антропологический принцип все более интенсивно становится методологическим принципом педагогического знания. Будучи изначально обращенной к человеку, к целям, путям, способам и условиям организации его развития, педагогика как область гуманитарного знания и сфера социальной практики в принципе не могла существовать вне антропологического аспекта. Впервые целостное человекознание в основание педагогики попытался положить в 60-х гг. XVIII в. Ж.Ж. Руссо. Спустя сто лет, в середине XIX столетия, К.Д. Ушинский в России и К. Шмидт в Германии в полном объеме поставили вопрос о создании педагогической антропологии.

По мере становления постиндустриального общества (на Западе примерно с 50-60-х гг. ХХ в.) социальное познание все более становится антропоцентричным. Это тем более необходимо, что ученые (например, Эшби, Прайс и др.), обсуждающие проблему будущего науки, полагают, что, хотя цивилизация стремительно прогрессирует, сила воспитательного воздвйствия на интеллект человека остается неизменной.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Рассмотрим теперь, как дифференцировалось антропологиче­ское знание, какие из него разнообразные антропологии вычле­нил ись.

Начнем с философской антропологии. Известно, что философия извечно ставила перед собой вопросы, относящиеся к человеку: что такое человек, в чем смысл и цель его жизни и т. д. И извечно пыталась найти ответы на них. При этом со времен Людвига Фей­ербаха (1804—1872) основным объяснительным принципом фи­лософии признавался антропологический. Этот принцип требует от философа следующего: что бы ни изучал философ (природу, общество, религию, мышление, язык, рабочие инструменты, идеи, нравственность, совесть, науку и т. д.), все он должен объяс­нять, исходя из сущностных особенностей человека. Такое требо­вание объясняется тем, что для Л. Фейербаха человек был уни­версальным и высшим предметом философии.

Таким образом, философия всегда была ориентирована на че­ловека.

Современная философская антропология — это один из разделов философии, это — философия человека. Она изучает видовые, ро­довые и индивидуальные формы бытия человека, синтезирует теоретическое и ценностное видение его. Внутри философской антропологии существуют и сосуществуют различные течения, школы: экзистенциализм, персонализм, космизм, антрополо­гизм, философское человековедение и пр. Между ними имеются определенные, иногда очевидные, а порой и не очень ярко вы­раженные различия. Условно их принято делить на материали­стические (например, Л.Фейербаха, К.Маркса и др.), дуалисти­ческие (к ним принадлежала, например, философская система И. Канта) и идеалистические (например, гегелевская) концеп­ции. Но все они пытаются постичь природу человека, считают основополагающими особенностями его способность диалек­тически соединять в себе природное и социальное, объективный и субъективный миры, рассматривают человека в единстве с миром.

Педагогическая антропология О. Больнова претендует на со­здание новой философской модели человека и новой модели вос­питания. В основе первой модели лежит убеждение, что основопо­лагающая особенность человека состоит в способности и потребности воспитывать и быть воспитанником, воспитываться и быть воспитанным. В силу этого человек занимает в мире интег­рированную позицию воспитателя и воспитанника. В основе вто­рой модели — убеждение, что воспитание есть фундаментальный способ бытия человека.

Мы видим, таким образом, что педагогическая антропология в этом случае — это педагогически ориентированная философская теория.

Человек — наиболее драгоценное создание Бога, поскольку' он богообразен и является посредником между Богом и миром. Человек — существо, принадлежащее не только к видимому, фи­зическому миру, Земле, но и к невидимому, сверхчувственному, сверхъестественному миру, Космосу. Человек — существо не только материальное, но и духовное, он способен понять и охватить мик­рокосм, который внутри него, макрокосм и признать наличие нематериального мира (дуализм). Цель жизни человека — совер­шенствование себя в направлении высших сил; только реализуя эту цель, человек может изменить мир к лучшему.

Человек — динамичное существо, находящееся на пути при­ближения к Истине. Одно из условий совершенствования челове­ка, уподобления Богу — образование (светское и религиозное) и религиозное воспитание.

Глубокая взаимосвязь с различными науками позволяет куль­турной антропологии обоснованно утверждать: природа всех людей едина и не меняется на протяжении веков, несмотря на аг­рессивные воздействия войн и революций, алкоголя и наркоти­ков, атома и химии. Научное обоснование единства человеческой природы создает базу для гуманистических концепций, в том числе и педагогических, и соответствующих им технологий. В связи с этим культурная антропология представляет для педагогики зна­чительный интерес.

Совершенно особое значение имеет для педагогики психологи­ческая антропология. Сейчас все большее распространение полу­чает тенденция называть психологической антропологией психо­логию человека (в отличие от зоопсихологии). Видимо, в этом сказывается влияние философии. Однако более традиционным является другой подход к психологической антропологии — как к отдельной психологической дисциплине. Она изучает человека как индивида, как биосоциальное существо. Выявляет динамические и энергетические особенности его психических процессов (сила, слабость, лабильность, консервативность). Ее интересуют также генетические основы поведения и психики человека, законо­мерности изменчивости и наследуемости индивидных свойств, вли­яние этих закономерностей на половозрастные проявления, на состояние органических потребностей и пр. Будучи сугубо теоре­тическими, исследования, проводящиеся в русле психологиче­ской антропологии, имеют и практическое значение. Примером этого является цикл работ по изучению темперамента, проведен­ных В.С.Мерлиным и его сотрудниками. Их тонкие и сложные исследования дают возможность определить индивидуальный стиль деятельности любого человека и дают практические рекоменда­ции по оптимальной организации производства, образования, спортивных тренировок.

Педагогическая антропология. Введение

Динамика развития понятия "Педагогическая антропология". Структура антропологии по И. Канту. Педагогическая антропология, генезис развития.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЕ схемоконспект

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЕ схемоконспект

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ – НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ, ВОЗНИКЛА В XVIII В. ТЕРМИН ПРЕДЛОЖЕН И.КАНТОМ (1724-1814)

А Н Т И Ч Н О С Т Ь

VII – VI вв до н.э.

Основные категории: космос, природа, логос, эйдос, душа

Постижение телесного, эмо-ционального,нравственного, духовного бытия человека

Абстрактное, умозрительное представление внутреннего мира человека

III в до н.э.- VI в н.э.

С Р Е Д Н Е В Е К О В Ь Е

ПАТРИСТИКА (II – VIII вв)

СХОЛАСТИКА (IX – XV вв.)

РЕНЕСАНС (XV – XVII вв)

Основная проблема – отношение веры и разума

Человек – мера всех вещей

Человек – носитель Духа Господнего

Н О В О Е В Р Е М Я

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII – XVIII \вв

Попытка соединить Природу и Бога

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII – XIX)

Человек самый главный предмет науки

ПА. В – 2. СТРУКТУРА АНТРОПОЛОГИИ (по

ПА. В – 2. СТРУКТУРА АНТРОПОЛОГИИ (по

ПА. В – 2. СТРУКТУРА АНТРОПОЛОГИИ (по И.Канту)

АНТРОПОЛОГИЯ – КОМПЛЕКСНАЯ СФЕРА ПОЗНАНИЯ, ИНТЕГРИРУЮЩАЯ РАЗНООБРАЗНУЮ НАУЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРЫЕ НЕ УКЛАДЫВАЮТСЯ В НАУЧНЫЕ ФОРМУЛЫ, НО СВЯЗАННЫЕ СО ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ, СТЕРЕОТИПАМИ, ТРАДИЦИЯМИ, ТВОРЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ ЛЮДЕЙ В ИХ ПРАКТИЧЕСКОМ БЫТИИ…

Практическое общение исследователя с другими людьми…

Физиология – ориентирована на поиск ответа на вопрос: что делает из человека природа?

Прагматика – ориентирована на поиск ответа на вопрос: что делает или может делать из себя сам человек?

ПА. В – 3. АНТРОПОЛОГИЯ КАК

ПА. В – 3. АНТРОПОЛОГИЯ КАК

ПА. В – 3. АНТРОПОЛОГИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУКА

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКОЙ, ПРИЗНАННОЙ КАК РЕАЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ, АНТРОПОЛОГИЯ СТАЛА БЛАГОДАРЯ ЧАРЛЬЗУ ДПРВИНУ (1809-1882) в средине XIX в.

К к. XIX в. АНТРОПОЛОГИ ИССЛЕДОВАЛИ:

Естественную историю человека (эмбриологию, биологию, анатомию, психологию)

Этнологию (распространение вида на Земле, поведение и обычаи разных племен и народов)

Социологию (отношения людей между собой в различных группах и объединениях)

Медицинскую географию (воздействие на человека климата, атмосферных явлений)

Палеонтологию (предисторию и первобытность человека)

Лингвистику (образование языков и их связь между собой, легенды, мифы…)

Демографию (закономерности воспроизводства людей)

Мифологию (историю возникновения, развития и взаимодействия религий)

ПА. В-4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО

ПА. В-4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО

ПА. В-4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Философия человека – изучает видовые, родовые и индивидуальные формы бытия человека

Религиозная антропология, в которой высшей ценностью является Бог, а человек наиболее ценное его создание

Культурная антропология, которая объединяет социальную и структурную антропологии, где доминирует социоцентризм

Психологическая антропология – изучает человека как индивида, как биосоциальное существо

Педагогическая антропология как педагогически ориентированная философская теория

ПА. В-5. ЗНАЧЕНИЕ АНТРОПОЛОГИИ

ПА. В-5. ЗНАЧЕНИЕ АНТРОПОЛОГИИ

ПА. В-5. ЗНАЧЕНИЕ АНТРОПОЛОГИИ

АНТРОПОЛОГИЯ – МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ, СВЯЗАННАЯ С ЕСТЕСТВЕННЫМИ, ГУМАНИТАРНЫМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ НАУКАМИ

-материальную культуру народов;
-ритуалы, обычаи, верования различных народов;
-системы родства у различных народов;
-социальную и политическую структуру народов: семейные отношения, отношения власти…
-поведенческие системы, присущие разным народам;
-системы воспитания присущие разным народам;
-взаимосвязи и взаимозависимости различных компонентов культуры одного народа;
-динамику культурных черт того или иного народа;
-психологические особенности различных народов;
-системы жизнеобеспечения различных народов, их адаптацию к природной среде;
-ценностные системы этносов и их сравнение;
-особенности межкультурных контактов;
-этногенез;
-причины возникновения и распада этносов;
-расселение этносов;
-экономическое поведение этносов;
-этнолингвистику;
-этносемиотику;
-проблемы этничности и этнических групп…

ПА. В-6. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:

ПА. В-6. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:

ПА. В-6. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ГЕНЕЗИС ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Причины возникновения:
-поиски в сфере народного обра-зования;
-переосмысление привычных взг-лядов на воспитание детей;
-ломка старых стереотипов и появ-ление новых социальных, соци-ально-психологических, экономи-ческих, юридических, педагоги-ческих вызовов;
-нарастание социальной неста-бильности и протестов;
-рост материалистического и ате-истического влияния на социаль-но-политические процессы;
-потребность в педагогике ориен-тированной на сохранение и совершенствование человеческой природы, а не только передачу и умножение знаний…

ПРЕДМЕТ – РЕБЕНОК (СУБЪЕКТ) КАК УЧАСТНИК ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПА. В-7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ПА. В-7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ПА. В-7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – НАПРАВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЛЯ ИНТЕРПРИТАЦИИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИНГЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ, РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР.

П Р О Б Л Е М Ы

Анализ этнической идентичности в различных ее исторических формах.
Культура и мышление: особенности восприятия и познания в различных культурах.
Психоантропология религии: анализ ритуалов.
Этнология детства.
Анализ моделей нормы и паталогии в различных культурах.
Этнопсихология.
Изменение состояния сознания: проблемы классификации функции в современном и традиционном обществах.
Психобиологическое изучение личности в условиях различных культур.
Проблемы адаптации личности к изменениям…

Как человек воспринимает окружающий мир.
Каковы в его представлении значения предметов окружающего мира.
Как происходит смена этих значений.
Как на смешение этих значений влияет межкультурное воздействие.
Что представляет собой этническая картина мира.
Каковы механизмы изменения восприятия этнической картины мира.
Каковы пределы подвижности и гибкости этнических традиций.
Какова взаимосвязь и взаимозависимость внутрикультурных парадигм, их возможные траектории движения, пределы колебаний…

ПА. В-8. ОБЛИК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПА. В-8. ОБЛИК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПА. В-8. ОБЛИК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

ИНТЕГРИРУЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ, ФИЛОСОФСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ СОЗДАЕТ ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ СВОИХ ИДЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ…

Изучает отношения человека к самому себе и обществу.
Открывает подлинный облик личности.
Делает знания о человеке актуальными для педагогики.
Позволяет опираться на антропологическое знание в процессе организации и осмысления педагогического процесса…

Сама не открывает ничего нового, акцентируя внимание в уже известном.
Актуализирует и интегрирует в педагогику самую разнообраз-ную информацию имеющую информацию физического и духовного бытия человека.
Обновляет свой научно-теоретический и прикладной потенциал с помощью интеграции и акцентуации…

Религиозная антропология изучает духовный мир людей.
Культурная антропология изучает механизмы взаимодействия человека и культуры, человека и группы.
Психологическая антропология изучает человека как индивида и личность…

Читайте также: