Дидактизм это в литературе кратко

Обновлено: 28.06.2024

ДИДАКТИЧЕСКАЯ (УЧИТЕЛЬНАЯ) ЛИТЕРАТУРА – раздел древнерусской письменности 11–17 вв., излагающий в художественной форме философские, религиозные, моральные и квазинаучные знания и идеи.

Распространению дидактической (учительной) литературы в Древней Руси способствовало принятие христианства в 988 и развитие книжной культуры.

Исследователи выделяют в такого рода литературе сплетенные и подчас слаборазличимые жанровые слои: скриптурный (от лат. scriptura – писание) – выписки из книг Ветхого и Нового заветов; литургический (богослужебный), вероучительный (символы и изложения веры, поучения, полемические сочинения); проповеднический, агиографический (жития, похвальные слова святым и сказания о чудесах).

По степени использования и распространенности в Средние века и ранее Новое время учительная литература занимала второе место, идя сразу за богослужебной. Помимо имеющих самостоятельное значение авторских произведений с морально-назидательной направленностью (Поучения Владимира Мономаха 12 в., Слов, Молений или Посланий Даниила Заточника 13 в., Домостроя Сильвестра 16 в. и др.), значительное распространение и влияние на формирование национального характера и своеобразия духовной культуры имели дидактические сборники 11–17 вв., созданные коллективными или неизвестными авторами.

Их общие черты (помимо анонимности) – теоцентризм, рукописный характер бытования и распространения, традиционность, этикетность, абстрактно-обобщенный характер нравоучений. Даже те из сборников, что были переводными, непременно дополнялись оригинальным русским материалом, отражавшим мировоззрение составителя и заказчиков.

Изборники Святослава.

Философско-дидактический Изборник 1073 считается древнейшим учительным сборником. Переведенный с греческого языка при болгарском царе Симеоне (892–927), он был переписан с него дословно неким дьяком Иоанном Грешным во времена правления сына Ярослава Мудрого, черниговского кн. Святослава Ярославича (1027–1076), одного из составителей Русской правды. Изборник 1073 был найден в 19 в. К.Калайдовичем в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре под Москвой, а ныне его текст хранится в отделе рукописей Российского исторического музея.

Принадлежавший с 18 в. коллекции рукописей кн. М.М.Щербатова, Изборник 1076 ныне хранится в Рукописном отделе Российской публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петебурге.

В конце 15 в. тексты обоих изборников вошли в основу нового собрания поучений – Домостроя.

Ранние сборники изречений и слов зарубежных дидактиков (Пандекты, Пареносисы, Патерики).

С конца 11 в. византийские монахи передавали в русские монастыри особые переводы всеобъемлющих руководств по нравственному воспитанию – Пандекты Антиоха, инока лавры Саввы Освященного в Иерусалиме (лат. pandectae – вceобъемлющий). Как и другие базовые тексты русского православного богослужения, Пандекты содержали толкование текстов Писания, разъяснения догматов христианского вероучения и были вначале переведены на болгарский, а затем на церковнославянский язык. Состояли из 130 глав, пропагандировавших нормы христианской морали и обличавших пороки и ереси.

Часть слов из Пандектов и Пареносиса позже вошла в Прологи, Часослов, жития, а также сборники, сочинявшиеся русскими проповедниками, в том числе Никоном Черногорцем (вторая половина 11 в.). Все они были богаты содержащейся в них ортодоксальной аргументацией по поводу догматических, церковно-практических и религиозно-философских проблем, имевших отношение к моральному воспитанию прихожан. В виде отдельных рукописных книг и в составе сборников хранятся Российском Государственном архиве древних актов.

Златоструи, Златоусты, Торжественники.

Пчелы.

Паремийники и Палеи.

В княжеских и монастырских книжных собраниях наличествовали Палеи двух типов – исторические и толковые. Исторические (иные их названия Очи палейные, Книги бытия небеса и земли), известные в Болгарии с 9 в., ценились как кратчайшие изложения библейской истории. Толковые палеи были сродни занимательным справочникам и содержали пропедевтические сведения об устройстве мира, обучали основам логики в случае множественности толкований, давали пищу для размышлений о символическом значении библейских событий. Рассказывая о сотворении мира, составители толковой палеи сообщали также о различных природных явлениях, о странных и легендарных, зачастую никогда не существовавших животных, о процессах, происходящих в человеческом организме, об иных конфессиях (Палея толковая на Иудея).

Мудрость Менандра, Маргариты, Азбуковники.

К концу 13 в. относят появление на Руси Азбуковников – безымянных рукописных сборников справочно-поучительного характера, статьи которых располагались в азбучном порядке. Содержавшиеся в них статьи учебного характера по грамматике, истории, естествознанию, философии приближали этот вид литературных памятников к букварям и энциклопедиям. Имевшийся в них материал для занимательного чтения и поучительные наставления определил их огромную популярность и бытование вплоть до эпохи Петра I (последним из азбуковников было Школьное благочиние, написанное силлабическими виршами).

Диоптры, Златые Цепи, Измарагды.

Эпоха становления единого Русского государства во главе с Москвой породила значительное распространение на его территории литературных произведений, призванных обучать человека поведению в обществе. Так, в начале 14 в. на русский язык было переведено произведение византийского писателя 11 в. инока Филиппа Монтропа (Пустынника) Диоптра или душезрительно зерцало, существовавший в двух редакциях (первая – перевод с текста 11 в., вторая – южно-славянского происхождения и выполнена на Афоне в 1418).

При этом Зерцало, или Диоптра не была связана текстуально с Великим зерцалом, а также с изданной в 1612 книгой эпохи литературного барокко Диоптра альбо Зерцало и выражение живота людского на том свете, хотя они и были также дидактическими трактатами.

Тайная Тайн и Цветники. Учительные сборники 16 в.

В нач. 16 в. появился русский перевод популярной в средневековой Европе Книги политики или Тайной тайн – наставлений по житейским вопросам (от морали до политики, от минералогии до алхимии), приписанных Аристотелю и составленных в виде его бесед с учеником – Александром Македонским. Возможным переводчиком Тайной тайн был Авраам Ребичкович – крещеный еврей, который жил в Литве в начале 16 в.

Учительная литература 17 в.

Начиная с 17 в. классические образцы русской ортодоксальной набожности стали уступать место произведениям учительной литературы скорее светского содержания.

В 1607 переводчик Посольского приказа Ф.К.Гозвинский перевел с греческого языка на русский Притчи или Баснословия Езопа Фригии (басни Эзопа). Эти краткие иносказательные рассказы о повседневно-бытовой жизни человека были сурово встречены церковными иерархами, но в состав запрещенных книг они не попали, что способствовало популярности текстов.

- (от греч. didaktikos - поучительный) - нравоучительность, назидательность, не скрываемая автором воспитательная направленность его произведения, моралистическая тенденция.

Смотреть что такое ДИДАКТИЗМ в других словарях:

ДИДАКТИЗМ

ДИДАКТИЗМ, -а, м. (книжн.). Наставительность, поучительность.

ДИДАКТИЗМ

дидактизм м. Поучительность, назидательность.

ДИДАКТИЗМ

дидактизм наставительность, поучение, поученье, поучительность Словарь русских синонимов. дидактизм сущ., кол-во синонимов: 6 • дидактика (7) • назидательность (11) • наставительность (9) • поучение (16) • поученье (11) • поучительность (9) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: дидактика, назидательность, наставительность, поучение, поученье, поучительность. смотреть

ДИДАКТИЗМ

ДИДАКТИЗМ(греч.). Поучительный, наставительный элемент в сочинениях.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.дида. смотреть

ДИДАКТИЗМ

ДИДАКТИЗМ

1) Орфографическая запись слова: дидактизм2) Ударение в слове: дидакт`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): дидактизм4) Фонетическая транскрипц. смотреть

ДИДАКТИЗМ

ДИДАКТИЗМ а, м. didactisme m. <гр. didaktikos поучительный. То же, что дидактика <поучительность, назидательность>. БАС-2. Успех Салтыкова и . смотреть

ДИДАКТИЗМ

корень - ДИДАКТ; суффикс - ИЗМ; нулевое окончание;Основа слова: ДИДАКТИЗМВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ - ДИДАКТ; ∧ - ИЗМ; ⏰Слово. смотреть

ДИДАКТИЗМ

ДИДАКТИЗМ

Мак Мазик Маз Кит Ким Кзади Кат Итак Имид Икт Маки Мат Изм Изида Изд Идти Ида Зимка Мзда Миаз Зима Мид Миди Зам Мизида Мик Задик Зад Дит Таз Димка Дим Дикт Дидактизм Тик Тим Дак Амт Амид Акт Акм Аким Аки Азид Тимка Атм Ддт Там Тазик Зак Мка. смотреть

ДИДАКТИЗМ

сущ. муж. рода, только ед. ч.пед.дидактизм -у

ДИДАКТИЗМ

-а, м. Поучительность, наставительность.Синонимы: дидактика, назидательность, наставительность, поучение, поученье, поучительность

ДИДАКТИЗМ

Ударение в слове: дидакт`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: дидакт`изм

ДИДАКТИЗМ

дидакти́змСинонимы: дидактика, назидательность, наставительность, поучение, поученье, поучительность

ДИДАКТИЗМ

-у, ч., книжн. Властивість за знач. дидактичний 2).

ДИДАКТИЗМ

дидакт'изм, -аСинонимы: дидактика, назидательность, наставительность, поучение, поученье, поучительность

ДИДАКТИЗМ

(2 м)Синонимы: дидактика, назидательность, наставительность, поучение, поученье, поучительность

ДИДАКТИЗМ

дидакти'зм, дидакти'змы, дидакти'зма, дидакти'змов, дидакти'зму, дидакти'змам, дидакти'зм, дидакти'змы, дидакти'змом, дидакти'змами, дидакти'зме, дидакти'змах. смотреть


ДИДАКТИ́ЗМ, -а, м. Поучительность, наставительность.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

дидакти́зм

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: финляндский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «дидактизм»

Предложения со словом «дидактизм»

  • Так, одной из дискурсивных особенностей советской культуры я склонен считать всепронизывающий дидактизм, обнаруживающий себя на разных уровнях самоописания советского общества.
  • То — для чего предается он дидактизму , то — зачем нет нравственной основы в его произведениях.

Оценка творчества Фёдора Михайловича Достоевского в советскую эпоху изменилась по сравнению с оценкой современников.

(от греч. didaktikos - поучительный) - нравоучительность, назидательность, не скрываемая автором воспитательная направленность его произведения, моралистическая тенденция.

ДИДАКТИ́ЗМ, -а, м. Поучительность, наставительность.

PS ипользуйте Вики и словари-)

ДИДАКТИЗМ - -нравоучительность, назидательность, не скрываемая автором воспитательная направленность его произведения, моралистическая тенденция.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Читайте также: