Диалог с текстом это кратко

Обновлено: 02.07.2024

В отечественном языковедении проблемами диалога занимались многие известные лингвисты, среди которых Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, М.М. Бахтин; их идеи не только перекликаются с современными европейскими подходами к диалогу, но и воздействуют на них, что усматривается, например, в работах В. Дресслера, К. Гаузенблаза, Р. Маккельдея, немецкого литературоведа Рольфа Клёпфера и др.

Указанное широкое понимание диалога как диалогической коммуникации включает в себя два более узких его определения: как диалогических отношений и как собственно диалогической речи (см. лекц. 8) – одной из форм речи, речетворческих актов, представляющей разговор двух лиц (наряду с монологом и полилогом, которые дифференцируются по числу участников общения соответственно как речь одного и речь многих). В свою очередь диалогические отношения представляют собой явление гораздо более широкое, чем диалогическая речь в узком смысле как цепь реплик и как собственно текст этих реплик.

Диалогичность как проявление социальной сущности человеческого сознания, человеческой деятельности, в том числе речевой, передается тексту и выступает как один из его категориальных признаков.




· реплицирование (членимость текста на высказывания участников);

· спонтанность речевых реакций собеседников (может колебаться в зависимости от сферы общения);

· непосредственный характер общения;

· отсутствие особой заданности компонентов и предумышленной связности в построении реплик;

· зависимость реплик как от ситуации общения, так и от высказываний партнеров по коммуникации.

Выступая внешним проявлением диалогических отношений, при всей своей специфичности диалог остается текстом и развертывается как единый текст, обнаруживая те же признаки, что и монологический текст:

1) единство референции (реплики соотносятся с определенным, единым фрагментом действительности);

2) лексическое единство (обусловленное единство референции и проявляющееся в лексическом повторе, прономинализации, вторичной номинации);

3) единство коммуникативной перспективы (тема-рематического членения следующих друг за другом высказываний);

4) временное единство (единство точки отсчета, по отношению к которой определяется место предмета речи на временной оси, создается при помощи глагольных форм и наречий);

5) единство точки зрения (наличие общих знаний, необходимых для интерпретации реплик участников).

Особенность диалога как одного из типов (видов) текста заключается, конечно, не в том, что в нем удивительным образом переплетаются различные свойства (параметры, условия, факторы) текста, а в том, что стратегию его развертывания определяет не один человек, а два или более. Общая цель заставляет партнеров по коммуникации кооперировать свои усилия для достижения единой цели.

Диалогичность проявляется в текстах в разной форме, явной или скрытой. В явной форме она присутствует в текстах дискуссионных, полемических, в скрытой – пронизывает все тексты. Среди них и научные тексты: сам процесс решения научной проблемы диалогичен, а текст позволяет эксплицировать ход рассуждений – это необходимо для адекватного понимания авторской мысли.

Средства выражения диалогичности (на примере научных текстов):

1. Синтаксические:

§ Цитация, косвенная речь, ссылки, сноски, вводные слова, указывающие на источник информации, уверенность / неуверенность в ее истинности; конструкции связи побудительного характера; вопросно-ответные комплексы; сложные предложения с придаточными условия (подчеркивающие гипотетичность речи); отрицательные конструкции; вставные конструкции; вводные конструкции, эксплицирующие порядок следования авторской мысли; восклицательные конструкции.

1. Морфологические:

§ местоименно-глагольные формы 1-го лица ед. и мн. числа;

§ противительные и противительно-отрицательные союзы (однако, между тем), отражающие противопоставленность смысловых позиций в тексте;

§ выделительные частицы, акцентирующие внимание на отдельных фрагментах утверждений (именно, лишь);

§ модальные слова (следует, надо, можно).

2. Лексические:

§ оценочные лексемы, оценивающие: а) чужие смысловые позиции (убедительно показать, несостоятельное утверждение); б) сами исследованные факты (невероятное событие, удивительное явление);

§ лексика, обозначающая смысловые позиции (точка зрения, понимание, мысль, доводы);

В целом же средства (маркеры) диалогичности можно разделить на две группы (по Л.Р. Дускаевой):

1) наиболее ярко и непосредственно актуализирующие диалогичность, имитирующие собственно диалог (реплицирование);

2) средства, направленные на активизацию внимания адресата, расставляющие акценты там, где это способствует подчеркнутой логической экспрессивной передаче смысловых позиций коммуникантов (репрезентируют диалогичность не самостоятельно, а в комплексе с группой 1).

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под диалогом и диалогичностью?

2. Назовите специфические черты реального диалога.

3. Каковы средства выражения диалогичности?

4. В чем заключается особенность диалога по сравнению с монологом?

– Понятие диалога и диалогичности.

– Средства выражения диалогичности.

В отечественном языковедении проблемами диалога занимались многие известные лингвисты, среди которых Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, М.М. Бахтин; их идеи не только перекликаются с современными европейскими подходами к диалогу, но и воздействуют на них, что усматривается, например, в работах В. Дресслера, К. Гаузенблаза, Р. Маккельдея, немецкого литературоведа Рольфа Клёпфера и др.

Указанное широкое понимание диалога как диалогической коммуникации включает в себя два более узких его определения: как диалогических отношений и как собственно диалогической речи (см. лекц. 8) – одной из форм речи, речетворческих актов, представляющей разговор двух лиц (наряду с монологом и полилогом, которые дифференцируются по числу участников общения соответственно как речь одного и речь многих). В свою очередь диалогические отношения представляют собой явление гораздо более широкое, чем диалогическая речь в узком смысле как цепь реплик и как собственно текст этих реплик.

Диалогичность как проявление социальной сущности человеческого сознания, человеческой деятельности, в том числе речевой, передается тексту и выступает как один из его категориальных признаков.

· реплицирование (членимость текста на высказывания участников);

· спонтанность речевых реакций собеседников (может колебаться в зависимости от сферы общения);

· непосредственный характер общения;

· отсутствие особой заданности компонентов и предумышленной связности в построении реплик;

· зависимость реплик как от ситуации общения, так и от высказываний партнеров по коммуникации.

Выступая внешним проявлением диалогических отношений, при всей своей специфичности диалог остается текстом и развертывается как единый текст, обнаруживая те же признаки, что и монологический текст:

1) единство референции (реплики соотносятся с определенным, единым фрагментом действительности);

2) лексическое единство (обусловленное единство референции и проявляющееся в лексическом повторе, прономинализации, вторичной номинации);

3) единство коммуникативной перспективы (тема-рематического членения следующих друг за другом высказываний);

4) временное единство (единство точки отсчета, по отношению к которой определяется место предмета речи на временной оси, создается при помощи глагольных форм и наречий);

5) единство точки зрения (наличие общих знаний, необходимых для интерпретации реплик участников).

Особенность диалога как одного из типов (видов) текста заключается, конечно, не в том, что в нем удивительным образом переплетаются различные свойства (параметры, условия, факторы) текста, а в том, что стратегию его развертывания определяет не один человек, а два или более. Общая цель заставляет партнеров по коммуникации кооперировать свои усилия для достижения единой цели.

Диалогичность проявляется в текстах в разной форме, явной или скрытой. В явной форме она присутствует в текстах дискуссионных, полемических, в скрытой – пронизывает все тексты. Среди них и научные тексты: сам процесс решения научной проблемы диалогичен, а текст позволяет эксплицировать ход рассуждений – это необходимо для адекватного понимания авторской мысли.

Средства выражения диалогичности (на примере научных текстов):

1. Синтаксические:

§ Цитация, косвенная речь, ссылки, сноски, вводные слова, указывающие на источник информации, уверенность / неуверенность в ее истинности; конструкции связи побудительного характера; вопросно-ответные комплексы; сложные предложения с придаточными условия (подчеркивающие гипотетичность речи); отрицательные конструкции; вставные конструкции; вводные конструкции, эксплицирующие порядок следования авторской мысли; восклицательные конструкции.

1. Морфологические:

§ местоименно-глагольные формы 1-го лица ед. и мн. числа;

§ противительные и противительно-отрицательные союзы (однако, между тем), отражающие противопоставленность смысловых позиций в тексте;

§ выделительные частицы, акцентирующие внимание на отдельных фрагментах утверждений (именно, лишь);

§ модальные слова (следует, надо, можно).

2. Лексические:

§ оценочные лексемы, оценивающие: а) чужие смысловые позиции (убедительно показать, несостоятельное утверждение); б) сами исследованные факты (невероятное событие, удивительное явление);

§ лексика, обозначающая смысловые позиции (точка зрения, понимание, мысль, доводы);

В целом же средства (маркеры) диалогичности можно разделить на две группы (по Л.Р. Дускаевой):

1) наиболее ярко и непосредственно актуализирующие диалогичность, имитирующие собственно диалог (реплицирование);

2) средства, направленные на активизацию внимания адресата, расставляющие акценты там, где это способствует подчеркнутой логической экспрессивной передаче смысловых позиций коммуникантов (репрезентируют диалогичность не самостоятельно, а в комплексе с группой 1).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Урок начинается с размышлений учащихся над смыслом названия произведения. Младшие школьники, вчитываясь в название, вспоминают, что они знают об авторе, какие его произведения они читали, слушали. Затем они задумываются над заглавием. Например, когда мы говорим о совести? Видимо, тогда, когда кто-то совершил не очень благовидный поступок. Что-то в этом поступке заставляет нас насторожиться, подумать, почему так произошло. По совести ли поступает человек? Должен ли, может ли он поступить иначе? Когда человека оценивают как совестливого? А почему в некоторых ситуациях людей называют бессовестными? Эти и подобные им вопросы возникают, когда читатель пытается предугадать, предвосхитить изложение событий в тексте, т. е. думает над тем, что ему предстоит узнать при знакомстве с произведением.

Дети должны учиться самостоятельно находить скрытые в тексте вопросы, делать остановки в чтении, когда появляются возможности для прогнозирования дальнейшего содержания.

Задача учителя в начале обучения диалогу с текстом – останавливаться чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и организовывать вероятное прогнозирование, а по ходу чтения – проверку прогнозов детей. Главное – научить видеть существенную информацию в тексте, не задавать поверхностных вопросов и делать остановку в чтении тогда, когда это оправдано выяснением текстовых смыслов. Здесь огромную роль играет внимание к слову.

Требования к вопросам
:
??
должны быть открытыми,
создавать
простор для
отвечания
.

(
Какие
условия
необходимы?)

?? должны
быть
проблемными, дискуссионными
.

(
Какова закономерность. )
??
должны быть интересными и актуальными для учеников.

?? должны
быть независимыми друг от друга. Нельзя составлять
??

так, чтобы ответ на один можно было найти в
другом.
в ??
не рекомендуется
использовать
обобщающие
слова (все, всегда, никто, никогда), а также неопределенные слова (обыкновенно, часто, иногда).

??
должны выходить на
метауровень
.
Создание
собственного текста
может быть
оценено
по следующим параметрам:

– аргументированность,
обоснованность;

терминологическая
грамотность;

– терминологическая
неграмотность;
- интерактивность
– способность задать вопрос читателю.
Деятельность учителя и класса
Исследование

Проблема №2 – постановка вопросов к тексту
.

на реализацию учеником индивидуальной образовательной траектории,
на
креативную
модель диалога,
на
формирование и отслеживание
сформированности

метапредметного
и личностного результата.
Диалог
с
текстом
очень удачно может быть использован как в современных технологиях (проект, портфолио…),
так
и как самостоятельный процесс на уроке и дома.
Этот уровень предполагает следующее:
осмысление;
размышление;
выражение собственной позиции;
привлечение собственного опыта;
раскрытие личностно значимых смыслов;
выход за пределы узко предметного знания;
диалог с автором, с другой позицией, с самим собой.
Таким образом,
вопросы
метауровня

а, главное -
приближаться к авторскому пониманию
.
Диалог –
это всегда дискуссия, а, значит, коллективная деятельность читателей. Один ученик ставит ?, а другие могут подсказать ответ на него, опираясь на ТЕКСТ или на индивидуальную точку зрения.
Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.
С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.
В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше и правильнее всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо.
На уроках окружающего мира
:
чтение карты;
-работа с таблицами;
-схемы питания;
чтение научно-познавательных
текстов с пометами
:

– информация была известна
+
- новое для меня
!
– очень интересно
?
– мне непонятно

А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом? Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!

План урока:

Что такое диалог

Смысловое чтение текста 1

— Здравствуйте. Чем могу помочь?

— Я бы хотел заказать цветы.

— Какие цветы вам больше всего нравятся?

— У вас есть красные розы?

— Да, конечно! Сколько штук вы хотели бы взять?

— 11, у моей мамы день рождение сегодня!

— Хорошо. Я рассчитаюсь наличными при получении.

— Когда доставить букет вашей маме?

— Завтра к 10 утра.

— Хорошо. Пожалуйста, назовите адрес.

— Улица Новогодняя, дом 5, квартира 12.

— Спасибо за заказ.

— Спасибо, до свидания.

Вопросы

  1. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем идет речь? (Речь идет о покупке цветов).
  2. Кто в этом тексте присутствует? (Продавец и покупатель).

А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом?

Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!

Слово диалог встречается в художественной литературе, научной терминологии и в ежедневном разговорном общении. Появление термина произошло в доисторические времена. Его корни уходят в вековую традицию усовершенствования культуры обмена мыслями и идеями.

Рассмотрим пример диалога, в нем присутствуют два участника: мама и дочка.

- Мамочка, поможешь мне решить пример?

- Ты должна разобраться во всем сама.

- Тогда объясни, как это делать.

- Прочти числа, отсчитай на счетных палочках.

- У меня 10 – 2, значит нужно взять 10 палочек?

- Да, умница дочка, теперь убери две и посчитай сколько осталось.

- Все верно, отличная работа!

- Я смогу решить остальные примеры сама!

В этом диалоге достигается главная задача – научить ребенка считать. У любой беседы также присутствует цель и итог разговора.

А теперь отправляемся дальше.

Виды диалога

Мы приехали на полянку, где познакомимся с разновидностями русского диалога!

Прочтите надписи на цветах.

Как мы видим, в русском языке три вида диалога

  1. При равноправном диалоге участвующие лица выступают в равных позициях, и их точка зрения оценивается одинаково. Данный тип диалога чаще всего применяется в дипломатической практике.

- Мы приняли решение о введении нового закона.

- Вам необходимо оформить решение в письменном виде.

  1. Структурированный диалог помогает договориться друг с другом и прийти к одному правильному решению.

- Маша, твоя кофта слишком яркая!

- Зато она красивая!

- Такой цвет не подходит для школы.

- Да, вы правы, все носят серую форму, а моя кофта красная и с цветами.

- Молодец, Маша, ты все правильно поняла!

- Извините, я буду носить правильные вещи, а в этой кофте к подружке схожу.

  1. Диалог в вопросах является частью восточной лирики и латиноамериканской литературы, характеризуется как элемент поэтической речи.

- О, ты также красива как и умна?

- Ах, вы мне правду ль говорите?

Наш привал на полянке подошел к концу, пора ехать дальше!

Исторические факты

Молодцы, ребята! Мы добрались до музея! Здесь нужно выразительное чтение экскурсовода.

А вы знали, что первые диалоги людей были обнаружены в памятниках древней письменности за 2,5 тысячи лет до н.э. Особенности диалогической речи встречали в древнейших произведениях Индии.В 5 веке до н.э. к оформлению диалогов как жанра философии приступил мыслитель Платон.

На рубеже 19-20 веков в России развитию диалогической речи способствовали труды М.М.Бахтина.

Диалог и стили речи

Диалог между людьми рассматривается как способ общения. Происходит он на разных уровнях, в устной и письменной форме.

Стили речи представляют собой разновидности употребления литературного и разговорного языка, используемые в разных сферах общественной жизни, в частности при общении в быту, в официально-деловых кругах, при передаче информации в науке и в литературном творчестве.

В зависимости от сферы употребления выделяют стили речи:

  • разговорные – свободное общение;
  • научные – учебники, энциклопедии, методическая литература;
  • официально-деловые в сфере законодательства и деловой переписки;
  • публицистические – сми и прочие экспрессивные жанры;
  • художественные – язык книг.

Разговорная речь используется для общения в повседневной жизни. Диалог этого стиля включает эмоциональные слова, вопросительные и восклицательные предложения. К жанрам речевого диалога относятся беседа, записки, личные письма, переписка через компьютер.

Например

- Ты винду переустановил?

- Не, программа глючить перестала.

- Смени антивирусник и все будет окей!

Официально-деловой диалог используется для передачи деловой информации, характеризуется применением строгой формы изложения и составлением по имеющемуся образцу. Это может быть передача документов, ответ на официальный запрос, приказ, составленный на основании заявления, доверенность или объяснительная записка.

В сфере науки диалог называется словом дискуссия (это такой разговор, где люди спорят друг с другом очень вежливо и используют специальные научные слова). Дискуссия – научный спор, при этом соблюдают строгость изложения, схемы, термины и формулы.

Диалог в художественном стиле речи используется для создания образа героев, выявления противоречий или согласия между ними, которые возникают вокруг отдельных вопросов. Диалог здесь представляет собой средство создания художественной образности, главная его функция – эстетическая, то есть для украшения речи.

О формах диалога в науке мы будем говорить в старших классах. А пока нам следует запомнить то, что диалог чаще всего, используется в разговорном стиле.

Задание: прочтите, к какому стилю можно отнести данный диалог?

- Ну привет, братишка, а ты домашку сделал?

- Неа, я в игре классную играл, не успел…

- И что теперь делать будем?

- А давай у нашей Машки попросим?

- Не, я не буду просить, потому что я ее вчера за косу дернул, а меня она портфелем огрела.

- Ну и дурак, а я ей вчера помог этот портфель нести, так что она мне поможет!

- С двойкой сидеть и думать о своем поведении!

- И ты мне не дашь списать?

- Не, я за то, чтобы девочек не обижать!

Ответ: в тексте присутствуют просторечные слова (братишка, домашка, классную, огрела), значит это диалог разговорного стиля.

Диалог и монолог

Ребята, возле музея на лавочке сидит одинокая старушка и что-то бормочет про себя. А вы знаете, как называется такая форма речи?

Ребята, внимательно прочите текст!

Текст

Добрый день! Меня зовут Антонина Петровна, я учитель русского языка и литературы. Могу Вас научить читать и писать, познакомлю с великими писателями и их произведениями.

Ребята, скажите это диалог? (Говорит один человек, это не разговор двух людей, поэтому не является диалогом).

Правильно! Это монолог. Как вы думаете, что такое монолог?

Монолог – это речь одного человека.

Задание

Ваша задача заполнить таблицу, написать, чем отличается монолог и диалог.

Вы прекрасно справились с задачей, поедем обратно, возвращаемся в школу!

Как оформить диалог на письме?

Ребята, диалог – это не сплошной текст. В нем есть знаки препинания. Очень важно оформлять правильно реплики (фразы)говорящих. Каждую реплику пишут через тире с новой строки. По окончанию фразы ставим знак завершения.

В конце предложения следует ставить те знаки препинания, которые предусмотрены правилами русского языка.

  1. Все что сказано, ставится в начале строки после тире.
  2. Затем нужно поставить запятую (иногда ставим и другие знаки препинания, посмотри в таблице ниже) и тире, чтобы указать, а кто же сказал эту фразу.

Запомните, ребята: тире ставим в начале строки и после сказанной фразы!

В соответствии с эмоцией ставится тот или иной знак:

  • точка в повествовании,
  • восклицательный знак при выражении чувств,
  • вопросительный знак, когда необходимо спросить о чем-либо.

Иногда можно поставить многоточие - знак, который означает незавершенную мысль. Иногда многоточие и восклицательный знак стоят вместе.

Задание

Расставь знаки препинания в конце этих реплик.

- Ты сделал домашку

- Дай списать скорее

- Что ты, не дам, делай сам

В конце нашей экскурсии вы готовы поиграть?

Продолжите высказывания, ответьте на вопросы.

  1. 1. Речь, которую мы произносим – это? (устная)
  2. Как вести диалог с людьми? (Последовательно отвечая на реплики)
  3. Назовите правила оформления диалога (Через тире в начале строки, в конце в диалоге ставится знак завершения)

Выводы

Диалог — это одна из основных разновидностей речи, которая заключается в обмене репликами между отдельными людьми.

Истоки диалогической речи восходят к древнегреческой и древнеиндийской философии. Наличие диалогов — один из главных признаков драматических произведений в художественной литературе.

Реплика — это отдельное высказывание конкретного лица, участвующего в диалоге.

Характерные черты диалогической речи:

  1. Чередование реплик.
  2. Функциональность.
  3. Краткость.
  4. Использование неполных и простых предложений.
  5. Непринужденность.
  6. Связанность.

Одна реплика диалога должна быть связана с другой. Если собеседники говорят невпопад о разных предметах, то такая речь не является диалогической.

Виды и значение, особенности построения

Диалогическая форма речи является одной из самых распространенных. Она выполняет ряд важных функций:

  1. Коммуникативная — обеспечивает процесс взаимодействия между людьми.
  2. Информационная — способствует передаче информации.
  3. Художественная — лежит в основе структуры драматических произведений, помогает раскрыть сюжет и характеры героев.
  4. Образовательная — через диалогическую речь строится образовательный процесс.

По способу фиксации выделяют диалоги:

По целям:

  1. Разговор.
  2. Диспут.
  3. Спор.
  4. Интервью.
  5. Деловая беседа.

По стилю:

  1. Бытовой (разговорный).
  2. Научный.
  3. Художественный.
  4. Публицистический.

По содержанию:

  1. Информационные — когда собеседники обмениваются информацией, восполняют пробелы в знаниях.
  2. Интерпретационные — когда оба собеседника владеют примерно одинаковым объемом информации и делятся своим пониманием событий.
  3. Смешанные — происходит обмен знаниями с последующей интерпретацией.

В диалогической практике выделяют также диалоги:

  1. Равноправные — участников объединяют общие идеи и ценности.
  2. Структурированные — собеседники путем последовательных действий приходят к общему пониманию.
  3. Из одних вопросов — одна из форм художественного диалога. Вопрос одновременно будет являться ответом на предыдущую реплику.

Диалоги могут строиться:

  • с авторскими словами;
  • без слов автора.

Диалог со словами автора:

Молодой человек растерянно посмотрел на погасший экран телефона, подбежал к первому попавшемуся прохожему и спросил:

— Вы не знаете, который сейчас час? Уже есть шесть часов?

— А вы что, на телефон не можете посмотреть? — раздраженно ответила женщина с огромными сумками в руках.

— У меня отключился телефон, — грустно объяснил юноша.

— Половина шестого, — ответила женщина и быстро побежала прочь.

Без слов автора:

— Я могу поговорить с Иваном Николаевичем?

— А кто его спрашивает?

— Это по поводу разгрузки стройматериалов.

Как оформить, правила написания

Правила оформления диалога зависят от его структуры.

В диалогах без слов автора каждая реплика пишется с новой строки и отделяется знаком тире. В кавычки высказывания не берутся.

— Много ль за часы-то, Алена Ивановна?

— А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит.

В диалогах с авторскими словами сохраняются те же правила для реплик, но добавляются знаки препинания, связанные со словами автора.

Знаки препинания для авторских слов в диалогах:

  1. После слов автора, предшествующих реплике, ставится двоеточие.

Наконец он прямо посмотрел на Раскольникова и громко и твердо проговорил:

— А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным. Мармеладов — такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?

— Нет, учусь. — отвечал молодой человек.

Слова автора после реплики отделяются знаком тире. Если реплика заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, то они сохраняются. Точка меняется на запятую.

— Я делаю. — нехотя и сурово проговорил Раскольников.

— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.

Авторские слова, находящиеся посередине реплики, с двух сторон выделяются знаками тире.

— Забавник! — громко проговорил хозяин. — А для ча не работаешь, для ча не служите, коли чиновник?

— Для чего я не служу, милостивый государь, — подхватил Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову, как будто это он ему задал вопрос, — для чего не служу?

Слова автора после реплики обычно пишутся со строчной буквы. С заглавной буквы они будут писаться, только если начинается новое предложение.

— Что угодно? — строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.

— Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы.

Формы выражения, манера речи, примеры

По форме выражения выделяют следующие типы диалогов:

  1. Беседа — это обмен мнениями между собеседниками в непринужденной форме. Предполагает доброжелательность и уважительное отношение друг к другу.
  2. Спор — это попытка участников диалога категорично отстаивать свою точку зрения, несмотря на все возражения оппонента. Часто споры бывают эмоциональными, с переходом на личные оскорбления.
  3. Дискуссия — диалогическая речь, основанная на четкой, логичной и последовательной аргументации. Имеет целью прояснить позиции, оценить мнение собеседника, скорректировать свою точку зрения.

— Сегодня замечательная погода, не так ли?

— Да, вы правы, сегодня очень тепло и солнечно. Мы собираемся идти загорать на речку всей семьей. А вы?

— Мы сегодня собираемся начать стройку своего нового дома.

— Поздравляю! Строить дом — это хорошее дело.

— Как ты мог сказать такую глупость? В этой газете никогда не пишут правду, а ты ее цитируешь.

— Я доверяю журналистам этой газеты больше, чем тебе! Они-то, по крайней мере, люди образованные.

— Так ты веришь в эту теорию заговора? Это же полный вздор!

— Позвольте уточнить, вы имели в виду Льва Николаевича Толстого?

— Теперь ваша мысль становится мне более понятной.

На продуктивность диалога влияет манера речи.

Манера речи — это набор характерных черт, свойственных для речи конкретного человека.

Включает в себя:

  • тембр голоса;
  • выразительность;
  • скорость;
  • чистоту речи;
  • словарный запас;
  • степень уверенности;
  • наличие или отсутствие речевых дефектов.

Для письменного диалога на первый план выходят:

  • правописание;
  • грамотность;
  • логичность;
  • вежливость;
  • корректное использование слов;
  • отсутствие или наличие жаргонизмов, слов-паразитов;
  • точность и однозначность толкования.

Независимо от того, в какой форме ведется диалог — в устной или письменной — для того, чтобы он был продуктивным, необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Целесообразность — диалог должен достигнуть поставленной цели или стремиться к ней.
  2. Аргументированность — свою точку зрения следует отстаивать с помощью последовательных аргументов.
  3. Логичность — разговор должен иметь логичную структуру.
  4. Взаимоуважение — следует выстраивать беседу в доверительной и уважительной атмосфере.

При составлении делового диалога обычно придерживаются следующей схемы:

Читайте также: