Диалектика взаимодействия я и не я фихте кратко

Обновлено: 05.07.2024

Философская проблема, поставленная Кантом, а именно — проблема вещи-в-себе — решалась другими философами.

Таким образом, в учении Фихте четко прослеживаются основные диалектические положения: единство и борьба противоположностей, целое и единое, всеобщее развитие, абсолютное и относительное, противоречие между целью и средством.

При этом существование всего мира Фихте подчинил деятельности некоего Абсолютного Я, растворив, таким образом, в этом Всеобщем Я и личное начало, и природное.

Шеллинг исходит из принципа тождества духа и природы, понимаемых всего лишь как разные проявления единой деятельной сущности — Абсолюта. Абсолютное тождество Шеллинга есть первоначальная сущность. Сила, изливающаяся в природе, тождественна с силой, обнаруживающейся в духовном мире. Творческая деятельность Абсолюта раскрывается во множестве форм — от низших до высшей. То же самое творчество, уже как тождество теоретической и практической деятельности, можно найти в субъективном интеллекте. Здесь таким характером обладает эстетическая или художественная деятельность, способная с наибольшей полнотой выразить природу творческого начала. Идеальный мир искусства и реальный мир объектов являются продуктами одной и той же деятельности, которая, творя бессознательно, создает действительный мир природы, а творя сознательно, эстетический мир искусства. Весь мир — это живое произведение искусства. Объективный мир есть лишь первоначальная бессознательная поэзия духа. Поэтому именно искусство Шеллинг ставит на самое высокое место в своей системе. В нем раскрывается тайна мира, тождество идеального и реального. В искусстве мы видим и воплощение идеи, и то как интеллект творит природу. В силу этого философия искусства — венец философии. В рамках этого положения Шеллинг развивает учение об интеллектуальной интуиции как об искусстве трансцендентального созерцания. Интеллектуальная интуиция, по Шел­лингу, — высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно саморазвертывание тождества.




В сущности, философию Шеллинга можно определить как пантеистическую. При этом пантеизм раннего Шеллинга отличается от позднего. Можно выделить следующие этапы в развитии его философствования:

2) натурфилософия (обращение к природе в поисках первоначала, видя в ней то, что предшествует индивидуальному сознанию);

Философская проблема, поставленная Кантом, а именно — проблема вещи-в-себе — решалась другими философами.

Таким образом, в учении Фихте четко прослеживаются основные диалектические положения: единство и борьба противоположностей, целое и единое, всеобщее развитие, абсолютное и относительное, противоречие между целью и средством.

При этом существование всего мира Фихте подчинил деятельности некоего Абсолютного Я, растворив, таким образом, в этом Всеобщем Я и личное начало, и природное.

Шеллинг исходит из принципа тождества духа и природы, понимаемых всего лишь как разные проявления единой деятельной сущности — Абсолюта. Абсолютное тождество Шеллинга есть первоначальная сущность. Сила, изливающаяся в природе, тождественна с силой, обнаруживающейся в духовном мире. Творческая деятельность Абсолюта раскрывается во множестве форм — от низших до высшей. То же самое творчество, уже как тождество теоретической и практической деятельности, можно найти в субъективном интеллекте. Здесь таким характером обладает эстетическая или художественная деятельность, способная с наибольшей полнотой выразить природу творческого начала. Идеальный мир искусства и реальный мир объектов являются продуктами одной и той же деятельности, которая, творя бессознательно, создает действительный мир природы, а творя сознательно, эстетический мир искусства. Весь мир — это живое произведение искусства. Объективный мир есть лишь первоначальная бессознательная поэзия духа. Поэтому именно искусство Шеллинг ставит на самое высокое место в своей системе. В нем раскрывается тайна мира, тождество идеального и реального. В искусстве мы видим и воплощение идеи, и то как интеллект творит природу. В силу этого философия искусства — венец философии. В рамках этого положения Шеллинг развивает учение об интеллектуальной интуиции как об искусстве трансцендентального созерцания. Интеллектуальная интуиция, по Шел­лингу, — высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно саморазвертывание тождества.

В сущности, философию Шеллинга можно определить как пантеистическую. При этом пантеизм раннего Шеллинга отличается от позднего. Можно выделить следующие этапы в развитии его философствования:

2) натурфилософия (обращение к природе в поисках первоначала, видя в ней то, что предшествует индивидуальному сознанию);

Я И НЕ-Я — основные, исходные понятия идеалистической философии Фихте, выражающие отношение самосознания ко всякой иной, отличной от него реальности. Декарт, впервые сделавший понятие “Я”, “самосознания” отправным положением своей философии, полагал, что внешний мир и все представления о нем могут быть подвергнуты сомнению, но при этом остается абсолютно достоверным существование сомневающегося, мыслящего Я. Как показал Кант, Декарт заблуждался, утверждая, что самосознание (Я) существует безотносительно к восприятию внешнего мира. По словам Канта, “сознание моего собственного существования есть вместе с тем непосредственное сознание других вещей вне меня” (Критика чистого разума.— Соч. вот., т. 3. М., 1964, с. 287). Фихте — непосредственный продолжатель Канта, вполне учел это критическое замечание. Согласно наукоучению Фихте, Я, рассматриваемое как сверхиндивидуальное абсолютное Я, абсолютный субъект, радикально отличный от эмпирического Я (т. е. самосознания реального человеческого индивида), полагает самое себя, т. е. творит себя, но вместе с тем полагает существование не-Я, которое, т. о., оказывается условием бытия абсолютного Я. Эти взаимоисключающие противоположности могут быть совместимы лишь потому, что, согласно третьему основоположению наукоучения, абсолютное Я противополагает делимому не-я делимое Я, в силу чего абсолютное Я частично определяется не-я и вместе с тем частично определяет противостоящее ему не-Я.

Понятие абсолютного Я логически связано с кантовским понятием трансцендентального единства апперцепции, т. е. априорного единства самосознания как условия единства многообразного содержания эмпирического самосознания. Но у Канта речь идет об априорном единстве самосознания, присущем реальному, эмпирическому субъекту, в то время как фихтевское абсолютное Я противостоит эмпирическому субъекту как его идеал, к которому он может и должен стремиться, поскольку он осознает свое собственное Я и его причастность к абсолютному субъекту. Фихте, возражая своим критикам, обвинявшим его в субъективном идеализме, и стремясь развивать свое учение как систему объективного идеализма, заменяет в последующих изложениях наукоучения понятие абсолютного Я онтологизированным пониманием мышления, знания, разума, идеи. Так, в работе “Факты сознания” (1813, рус. пер. 1914) Фихте утверждает, что субстанциальное мышление (мышление мышления) мыслит Я, которое “тем самым впервые получает бытие. Я не может мыслить раньше своего бытия и творить своего творца. Следовательно, Я — такое же произведение всеобщего мышления, как и внешний объект. ” (Соч., т. 2. СПб., 1993, с. 641). Т. о., Фихте пересматривает в конечном счете свое первоначальное истолкование отношения Я и не-Я.

Шеллинг, начавший свое интеллектуальное развитие как последователь Фихте, в дальнейшем подверг критике фихтевское понятие не-Я как понятие совершенно бессодержательного объекта, противопоставив ему свою натурфилософию. Гегель также критиковал Фихте, подчеркивая, что начать философию с Я нельзя. Абсолютный субъект, по Гегелю, может быть правильно понят лишь как субстанция, ставшая субъектом, а не как нечто первичное. Фейербах в противовес Фихте доказывал, что самосознание, Я предполагает в качестве своего условия не абстрактное не-Я, а другое Я, Ты. В философии 20 в. эту тему развивал М Субер, утверждавший: “Я становлюсь Я, соотнося себя с Ты; становясь Я, я говорю Ты” (БуберМ. Я и Ты. Два образа веры. М., 1996, с. 21). При этом Ты, с точки зрения Бубера, не только другое человеческое Я, но и Бог, осознаваемый верующим как абсолютное Ты. В экзистенциалистской философии Ж.-П. Сартра не-Я интерпретируется как “бытие в себе”, лишенное, в отличие от “человеческой реальности”, временности, страдания, разрушения: “Это мы погибнем, а земля будет пребывать в своей летаргии до тех пор, пока другое сознание не придет, чтобы ее разбудить” (Sartre J. -Р. Situations, vol. 2. Р., 1948, р. 217). Т. о., отношение Я и не-Я представляет собой модификацию одного из основных философских вопросов, т. е. вопроса об отношении духовного к материальному, сознания к внешнему миру. См. лит. к ст. Фихте.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

В своих работах Фихте развивал идеи о том, что мир разумен и целесообразен, и что человек в этом мире существует для того, чтобы осуществить свое нравственное предназначение – разумно действовать. Согласно Фихте, в основе всего существующего лежит абсолютный разум, сверхиндивидуальный субъект. Его сущность заключается в свободной, творческой деятельности, но реализоваться эта деятельность может только через человека, чей разум является конечным воплощением абсолютного разума. Именно через человека разум входит в мир. В этой связи определяется сущность и назначение человека как свободного, деятельного существа, призванного реализовать в мире нравственный идеал, внести в него порядок и гармонию.

К наиболее важным трудам Фихте относятся:

Основоположения философии Фихте

Хотя Я первично и не может быть произведено от чего-то другого, тем не менее, Я никогда не могло бы себя осознать иначе, как определенным через нечто, отличное от себя (не-Я). Поэтому Я стремится к самоопределению и с необходимостью полагает не-Я – Я полагает не-Я. Не-Я – это мир вещей, объективная реальность. Получается, что субъект сам создает свой объект. Я проявляет активность не только в восприятии чувственных созерцаний, как у Канта, но и в их создании. Человеческое Я воспринимает свои созерцания как существующие независимо от него вещи, потому что они являются продуктом бессознательной деятельности чистого Я, которая ускользает от нашего рассудка.

Очевидно, что не-Я — не что-то вне Я, а в нем самом, ведь ничто не мыслимо вне Я. Противопоставление Я и не-Я, о котором идет речь, обнаруживается только в конечном сознании. Но обе эти противоположности произведены из абсолютного Я, и существуют в нем одновременно, взаимно ограничивая друг друга – Я противополагает в Я делимому Я делимое не-Я. Взаимное ограничение Я и не-Я предполагает два вида отношений: 1) Я ограничивается, или определяется через не-Я. В теоретической деятельности абсолютное Я бессознательно творит объект своего познания (не-Я), тем самым ограничивая себя. Человеческое Я постигает его как независимые от нас вещи через чувственность и рассудок; 2) Я ограничивает, или определяет не-Я. т.е. действует. В практической деятельности Я стремится освободиться от зависимости вещей как объектов, стремится овладеть не-Я, привести его в соответствие с чистым Я, т.е. с разумом, нашими идеальными понятиями о вещах и о мире. Не-Я, произведенное в теоретической деятельности выступает для эмпирического Я препятствием, чтобы оно смогло осуществить свою деятельность, преодолевая его. Я ставит себе предел, чтобы преодолевать его, т.е. Я является теоретическим, чтобы быть практическим. Без препятствия не-Я бесконечная деятельность Я осталась бы без содержания, у нее не было объекта для деятельности, она была бы бесплодной.

Деятельность абсолютного Я осуществляется через конечную деятельность множества человеческих Я. Только через человека бесконечная деятельность абсолютного Я становится определенной. Человеческое Я в свою очередь есть бесконечное стремление к никогда недостижимому изначальному тождеству, где субъект и объект, индивидуальное и абсолютное Я совпали бы.

Диалектика Фихте

Развитие необходимых действий мышления из самосознания представляет собой у Фихте диалектический процесс. Сначала устанавливается исходное положение (тождество Я есмь Я), затем, посредством отрицания выводится его противоположение (Я полагает не-Я) и, наконец, осуществляется синтез противоположностей (взаимное ограничение Я и не-Я, выведенных из одного основания), означающий возвращение к исходному единству, но уже как единству противоположностей. Противоречие, заключенное в самой сущности сознания между Я и не-Я, является движущей силой развития мышления и всей действительности. Из диалектического взаимодействия Я и не-Я Фихте выводит категории, которые Кант просто указал как некую данность чистого разума. Категории у Фихте определяют (как бы фиксируют) последовательно выводимые из самосознания необходимые действия мышления. Например, диалектический процесс приводит к частичной определяемости не-Я со стороны Я и, наоборот, частичной зависимости полагающего Я от не-Я, что фиксируется в категории взаимодействия. У Фихте диалектика является принципом объяснения развития мышления и действительности, а так же методом построения самой философской системы.

Фихте о назначении человека

Общее понимание назначения человека определяет назначение человека в обществе и в каждой отдельной сфере деятельности. Все люди разные, но их цель одна – совершенство. Хотя идеалы неосуществимы, действительность должна быть преобразована в соответствии с нашими идеалами. Каждый имеет идеал человека и стремится других поднять до него, и таким образом в обществе происходит совершенствование человеческого рода. Такое взаимодействие не должно быть принуждающим, а только свободным. Если бы все люди стали совершенными, они были бы равны между собой, были бы единым, абсолютным субъектом. Но этот идеал недостижим, и поэтому назначением человека в обществе является бесконечное совершенствование себя и других как свободных существ. Для осуществления своей цели у человека есть свободная воля, а так же особый навык – культура.

Фихте о назначении ученого

Фихте о понятии наукоучения

Фихте внес большой вклад в развитие философской мысли. Он обосновывал разумность мира, свободу человека и его нравственное предназначение. В теории познания Фихте развивал идеи о неотделимости субъекта и объекта познания друг от друга, о диалектической сущности мышления. Главная идея философии Фихте – идея активности субъекта, т.е. человека. Деятельность разумного человека Фихте считал не только сущностью познания, но и главной предпосылкой развития общества. Идея необходимости разумности человеческой деятельности даже при такой абсолютизации субъективности как у Фихте, безусловно, является ценным вкладом философа в мировую философию.

Имя Иоганна Готлиба Фихте принято относить к классической германской философии. Продолжая движение, начатое Кантом, он создал отдельное философское направление, которое было названо субъективным идеализмом. Работы Фихте носят социально-исторический, этический характер. Практическая философия Фихте определяет конечные цели человеческих поступков в масштабах общества, мира.

Биография

фото 914

Иоганн Фихте родился 19 мая 1762 года в маленькой деревушке под названием Рамменау в семье крестьян. Мальчик мог не стать философом, если бы не случайность. Барон Мильтиц не пришел в церковь, и будущий философ сумел точно пересказать проповедь. Барон был так впечатлен, что помог мальчику устроиться в Иенский и Лейпцигский университеты.

С 1790 года началось знакомство Фихте с трудами Канта, с которым Иоганн почувствовал духовное единство. Пытаясь встретится с Кантом, Фихте выслал ему одну из своих рукописей. Через год им удалось встретиться в Кенигсберге. Тогда, анонимно было опубликовано сочинение Фихте. Первоначально считалось, что авторство принадлежит Канту, но позже Иоганн проснулся знаменитым.

Еще через три года, профессор Иенского университета Иоганн Фихте начал преподавательскую деятельность в области этики, теории права. Через пять лет, философ был обвинен в пропаганде атеизма, из-за чего и переехал в Берлин.

С приходом французской армии, философ переехал в Кенигсберг, где в период с 1807–1808 гг. читал патриотические речи, призывавшие к объединению и реформированию системы образования.

В 1810 году Фитхе получил должность профессора и ректора Берлинского университета. На этом посту он пробыл четыре года, но мог занимать его дольше, если бы не вступил в ряды народного движения против Наполеона. Вскоре заразился тифом от жены, работающей в госпитале, и умер 27 января 1814.

Основные идеи

Следующий период можно ознаменовать философией деятельности Фихте. В этот период происходит идеалистический переворот. Субъективный идеализм остается в прошлом, а на его смену приходит объективный, раскрывающий творческое начало человеческого мышления.

Познание — динамичный и противоречивый процесс. Человек воспринимается в качестве субъекта, объектом выступает внешняя реальность. Результатом взаимодействия субъекта и объекта происходит взаимное преобразование каждого из них. Философ верил в способность человека познать мир и подчинить своей воле.

Диалектика

Фихте исследовал познание с его активной, деятельной стороны. Он рассматривал действие, как реальность. Субстанция рассматривается одновременно и в качестве субъекта. Понимание предмета возможно только через его развитие.

Во взаимодействии противоположностей, философ видит главный закон, по которому происходит движение духа человека. Он не рассматривает диалектику, в качестве отдельных положений и моментов, а развивают ее в качестве самостоятельного философского метода.

фото 915

Назначение человека

Индивид должен преобразовать окружающую реальность, общество и природные условия, привести их в соответствие с понятиями идеала. Подчинение неразумного и разумное владение на законных основаниях — главная цель человеческого существования.

Последняя цель человека должна быть заведомо неисполнимой, чтобы идти до нее всю жизнь. Цель человеческой жизни — получение желаемого, приближение к бесконечности и бесконечное самосовершенствование.

У каждого есть свой идеал человека и стремление стать таковым. Так совершенствуется не только отдельный человек, но и люди в целом. Взаимодействие в идеале проходит, без принуждения.

Совершенные индивиды имеют одинаковые, равные права и связаны между собой. Это недостижимый идеал, поэтому главная цель человека заключается в собственном совершенствовании равных, свободных людей. Это возможно через свободу воли и культуру.

Назначение ученого

Как и многие философы, Фихте рассматривал основные задачи человека и государства, их взаимодействие между собой. Предназначение человека и государства индивидуально и служит средством для наведения нравственного порядка. Главная государственная цель заключается в воспитании стремления исполнить истинный долг — совершенствоваться с точки зрения интеллекта и нравственности. . Под ученым, философ понимает воспитателя и учителя людей.

Истинное назначение сословия ученых — наблюдение за развитием рода человека, и постоянная помощь в этом развитии. Их призвание — указывать человеку направление к его последней цели — нравственному совершенствованию, но прежде он должен самостоятельно дойти до нее и указать другим этот путь.

Человек не нравственный в состоянии злобы, поэтому ученый должен быть добрым и спокойным. Учение заключается не в словах, а в примерах. Ученый подает пример нравственного идеала, во время всей своей жизни.

Определение наукоучения

Философия воспринимается Иоганном не отдельной наукой, а ее первоисточником. Она должна объяснить, насколько возможно само существование науки. Поэтому свое философствование он называл наукоучением, то есть учением о науке.

фото 916

Правдивость и системность — основные качества науки. Все положения должны выводиться из достоверного утверждения, доказуемого в рамках самой науки. Главная задача наукоучения — предоставить основание для развития науки, раскрывая основные положения других дисциплин.

Достоверность других дисциплин гарантирована, так как они выведены через наукоучение. Оно определяет и объясняет положения остальных наук и дисциплин. Наукоучение должно быть исчерпывающим для человеческого знания. Оно должно вмещать все положения, не противоречащие науке. Если одно из них вступает в противоречие, то противоречит всему знанию и исключается из него, потому что не является верным.

Мышление не совершает ошибок, когда находится в процессе действия. Достоверно только одно наукоучение и одна философия. Став основанием для науки, оно исключит ошибки, суеверия, случайности.

Сам Иоганн Фихте называл себя жрецом истины, развивая размышления о разумности и целесообразности мира. Основная задача человека в этом мире, его предназначение заключается в совершении разумных поступков.

Абсолютный разум — источник всего, находящегося на планете. Задача абсолютного разума — творить, используя для этой цели человека. Человек представлялся ему свободным, деятельным существом, главная задача которого реализовывать нравственный идеал, жить в мире и гармонии. Теория познания содержала размышления о неделимости субъекта с объектом и диалектической природе мышления. В деятельности философ видел развитие общества.

Читайте также: