Диалектика метафизика синергетика кратко

Обновлено: 30.06.2024

Начиная с древности и поныне особое внимание в научном исследовании придается диалектике в ее соотношении с другими наиболее общими философскими методами. Под диалектикой обычно понимают учение о наиболее общих законах развития реальности и основанный на этом учении метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики: античная, отличавшаяся стихийным характером, это скорее еще использование некоторых диалектических приемов отдельными авторами — Сократом, Платоном, Гераклитом и др., но не развернутая система; немецкая идеалистическая, спецификой которой выступало то, что, реализуясь как некая целостная система, она опиралась на идеалистические идеи — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель; и материалистическая, оказавшая мощное влияние на процесс научного исследования — авторы эпохи Просвещения, марксизм.

Диалектический метод представляет собой систему универсальных регулятивных принципов, норм, предписаний, направляющих познавательную и практическую деятельность людей. Мало, скажем, провозгласить, что каждый предмет выступает неким единством многообразного или что в мире все развивается, — нужно развернуть данные выводы о фундаментальных закономерностях материального мира в зрелые принципы развития, всеобщей связи явлений, противоречия.

Понятие метафизики обычно употребляется в нескольких смыслах, однако сегодня оно выделяет прежде всего особый метод познания, мышления, противостоящий диалектическому методу как некая альтернатива. Самая существенная в этом смысле черта метафизики — односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны процесса познания. Метафизике свойственны также избегание противоречий, отрицание всеобщей связи и момента развития явлений. Современная же метафизика, не отрицая всеобщей связи явлений, момента их развития, склонна к достаточно односторонним трактовкам развития, недоучету каких-то его принципиальных противоречивых характеристик.

Опыт показывает, что метафизический способ мышления вполне правомерен на уровне здравого смысла, рассудка, обыденного знания, где явления рассматриваются преимущественно в их статике, типичных состояниях, однако там, где нужно видеть развитие и реальные движущие противоречия, более эффективным оказывается диалектический метод (Философия: 100 экзаменационных вопросов. Ростов-на-Дону, 1998, с. 229-231).

Во второй половине XX в. появился новый научный метод, постепенно вызвавший к себе повышенный интерес во всех сферах научного знания — синергетика, теория самоорганизации и развития сложных систем любой конкретной природы. В синергетике убедительно показано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществляется через взаимопереходы хаоса и гармонии. Отличие синергетического взгляда от традиционного диалектического, очевидно, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности (сложным траекториям развития), от равновесных форм к неравновесным, от господства стабильности к господству нестабильности.

Среди ключевых идей синергетики, существенно влияющих на методологию изучения природных, технических и социальных процессов и явлений, можно выделить следующие:

1) ставка на эволюционный, необратимый характер процессов развития;

2) анализ множественности путей развития сложноорганизованных систем;

3) выявление особых точек бифуркации, т. е. точек ветвления путей возможного дальнейшего пути развития системы;

4) анализ неравновесности как основания порождения порядка из хаоса, возникновения нового единства;

5) особое внимание — случайностям, которые могут резко изменить ход развития системы.

(Концепции современного естествознания: рефераты. Ростов-на Дону, 2002, с. 33-34.)

Отметим, что наряду с метафизикой, диалектикой и синергетикой в современной науке достаточно активно используют и другие философские методы, такие как герменевтика, феноменология и т. п. Все они имеют свою специфику подхода к объекту, свой ареал активного применения и не столько противоречат (хотя этот момент и присутствует), сколько взаимодополняют друг друга.

То или иное понимание субстанции в моделях мира вводится как исходный постулат, представляя собой, прежде всего, материалистическое или идеалистическое решение онтологической стороны основного вопроса философии: первична материя или сознание? Различают так же метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое — как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Все это вместе взятое дает нам качественную интерпретацию субстанции. Количественная интерпретация субстанции возможна в трех формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм — из двух начал (Декарт), плюрализм — из множества начал (Демокрит, Лейбниц). В субъективном идеализме такой субстанцией является Бог, который вызывает в нас совокупность ощущений, т. е. порождает бытие. В объективном идеализме субстанция также лежит в основе бытия, хотя здесь она также является лишь формой абстрактной мысли.

В материализме понимании субстанциональной основой мира является материя. Она выступает в качестве конечной причины себя самой и всех форм идеального бытия, с необходимостью воздействуя на них, в том числе и на человеческое сознание.

Современная наука при объяснении явлений мира исходит из материалистически-монистического понимания субстанции, подразумевая под ней материю как объективную реальность в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей.

Следующий шаг в понимании содержания понятия материи был сделан с созданием синергетики. Если классическая физика, как и вообще классическая наука, формулировала свои законы для изолированных систем, которые в действительности не существуют и которые являются лишь идеализацией реальности, то современная физика стремится точнее описывать эту реальность и поэтому формулирует законы не только для изолированных, но и для открытых систем. Именно такие системы и составляют мир, в котором мы живем. Они находятся в непрерывном взаимодействии и изменении, причем это изменение происходит в определенном направлении: от хаоса к порядку.

Методы философского исследования

Многие выдающиеся философы изобретали оригинальные методы, с помощью которых они создавали свои учения. Вот некоторые из наиболее известных философских методов.

Метод Сократа — майевтика (буквально: повивальное искусство), которая включает в себя иронию (критику понятий и суждений собеседника) и индукцию (наведение собеседника на осмысление и определение их общего смысла).

Метод Гегеля — диалектика понятий, которая вскрывает внутреннюю логику их связи и развития.

Метод Маркса — материалистическая диалектика, основанная на нахождении всеобщих законов развития познания и бытия.

Метод Бергсона — интуиция.

Метод Витгенштейна — логический анализ языка.

Метод Гадамера — герменевтика как особого рода искусство истолкования и понимания культурных текстов.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)

Всеобщий философский метод - это универсальная философская база познания, которая используется на всех этапах познания и во всех конкретных науках, т.е. это некие философская система мышления, приписывающая объективной реальности определенные свойства и исходящие из них постоянности.

В качестве философских оснований современного ТГП, диалектика, метафизика и синергетика конкурируют между собой

1) метафизический философский метод

Метафизика в отличие от диалектики основана на том, что новое полностью вытесняет старое, причиной любого освежения является внешний первотолчок. Отсутствует постоянная связь между количеством и качеством. Движение происходит по линии, по кругу, либо вообще отсутствует. Мир состоит из черного и белого, отдельно взятых явлений и вещей, невзаимосвязанных между собой

2) диалектический философский метод

это метод познания явлений в их движении и развитии.

Диалектика (Энгельс) - это наука о всеобщих законах развития, движения, мышления, природы, общества.

Причина любого движения - борьба противоположностей. Движение происходит по спирали, вверх. Мир не черно-белый, а многогранный. Специфику диалектики можно раскрыть, указав на:

1. принципы диалектики

2. категории диалектики

· причина и следствие

· сущность и явление

· форма и содержание

· возможность и действительность

3. законы диалектики

· единства и борьбы противоположностей (источник развития)

· перехода количества в качество и качества в количество (в зависимости от того, в каком направлении происходит движение)

· отрицание отрицаний (указывает на механизм развития)

3) синергетический философский метод

Синергетика обращает внимание на случайное, хаотичное, нелинейное возникновение систем и их развитие, изучает, каким образом возможна самоорганизация систем, исследует нестабильную и неустойчивую структуру.

Также возможно применение альтернативных диалектике методов: релятивизм, эклиптика, софистика, догматизм.

В рамках философского знания наиболее разработанной и универсальной теорией, исследующей проблему изменения и развития мира, является диалектика. 1.Диалектика - это учение, согласно которому мир пребывает в постоянном движении, развитии и изменении.

Диалектика соединяет в себе два аспекта:

- диалектика природы или объективная диалектика (анализ мира с позиций саморазвития, детерминации, внутренне присущих процессам, происходящим в самой реальности.)

- диалектика мышления или субъективная диалектика (учения, разрабатывающие нормы и правила мышления).

Основные этапы:

Стихийная (наивная) диалектика др. Греции,

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии,

Материалистическая диалектика марксизма.

Стихийная диалектика древней Греции.

Древнегреческие философы заложили основы диалектического миропонимания. Их учения рисуют нам образ единого, но одновременно и многообразного мира, изменчивого в проявлениях, но сохраняющего целостность своего бытия.

Гераклит считается основателем объективной диалектики. Он не только постоянно подчеркивал принципиальную изменчивость мира, но и фиксировал внимание на единстве противоположностей, которые сосуществуют, выражая различные стороны одного и того же предмета. ( морская вода пригодна для рыбы, для человека – нет)

Сократ и Платон - создатели субъективной диалектики. Термин “диалектика” дословно означает спор, диалог, умение вести беседу. В данном значении выражена важная черта диалектики – понимание того, что в процессе диалога рождается истина. Она возникает как новое качество, обретаемое в результате совместного заинтересованного обсуждения проблемы.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии.

Основоположником является Гегель. Он по-новому поставил вопрос об источнике движения – это поиск внутренних возможностей саморазвития объекта.

Гегель сформулировал три основных закона, определяющие внутреннюю логику развития любого объекта:

Закон единства и борьбы противоположностей

Главный вопрос: почему происходит развитие?

В качестве основного источника развития выступают противоположности, которые присутствуют в самом предмете.

Определение в качестве источника развития процесса сложной взаимной необходимости и одновременно взаимной борьбы определенных тенденций позволило трактовать развитие как саморазвитие.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Главный вопрос: как, каким образом происходит развитие?

Качество и количество являются парными, взаимосвязанными категориями. Качество – это внутренняя определенность предмета, характеризующая его способность к устойчивости. Количество – внешняя определенность предмета, определяющая его способность к изменчивости.

- процесс постепенного накопления количественных изменений при сохранении качественной определенности изменений и предмета.

- дальнейшее накопление количественных изменений в условиях нового качества.

Закон отрицания отрицания

Главный вопрос: Какова направленность развития?

Материалистическая диалектика марксизма.

Маркс значительно расширяет сферу применения диалектики, распространяя ее на сферу природы, общества и культуры (открытие закона сохранения и превращения энергии, который обосновал взаимосвязь различных форм движения, создание клеточной теории).

Объективная диалектика – первична, это процесс развития материального мира.

Субъективная диалектика – вторична, является отражением процесса диалектического развития мира в головах людей.

Метафизика – учение, признающее факт движения и развития мира, однако трактующее суть данных процессов упрощенно, сводя развитие к простому изменению количественных параметров предметов или явлений без изменения их качеств.

Основные отличия метафизики и диалектики

Преобладающий тип связей

Принцип изолированности объекта, приоритетность внешних связей над внутренними

Принцип взаимообусловленности и взаимосвязи всех явлений; акцентирование внутренних связей объекта

Источник развития

Простое накопление количественных изменений; абсолютизация внешних факторов

Источник движения – внутренняя противоречивость самого объекта; единство и борьба противоположностей, основой развития является саморазвитие

Механизм развития

Развитие как простое увеличение или уменьшение без изменения качества

Развитие есть взаимопереход количественных и качественных изменений

Направленность развития

Развитие как прогресс, как регресс, как движение по кругу

Две формы метафизики:

Догматизм (метод мышления, абсолютизирующий момент устойчивости и порядка, стремящийся к некритическому перенесению положений, принимаемых за истину, из одной ситуации в другую).

Релятивизм (исходит из тезиса о постоянной и необратимой изменчивости действительности и отрицает саму возможность достижения абсолютной истины.)

СИНЕРГЕТИКА – эвристически (накопленная опытом) продуктивная основа диалектики.

В качестве основных положений синергетики можно выделить:

- мир рассматривается как универсальная открытая система, которая возникает в результат взаимодействия порядка и хаоса;

- базовым состоянием системы является неустойчивость;

- развитие не является жестко детерминированным;

- особая роль принадлежит случайности, т.е. малым флуктуациям.

Основной вывод, вытекающий из синергетической модели развития - признание невозможности искусственного стимулирования того или иного пути развития, выбираемого на основе любых человеческих критериев.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: