Диалектика исторической необходимости и свободы личности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля

Положение существенно изменяется в эпоху эллинизма. Для Эпикура свобода становится проблемой его философии, и притом - центральной. Отдельный человек, член огромного социального целого - государства, типа эллинистической монархии - одновременно сознает и свое подчинение необходимости социального порядка и свою потребность действовать наперекор ее принуждающей силе. В рамках предписываемой государством необходимости он хочет быть свободным.

Но откуда взяться свободе в макромире, если бы возможности свободы не существовало в материальных элементах физического мира- в самих атомах? Эпикур исследует, не могут ли быть в этом мире найдены, по крайней мере, зародыши свободы. Они должны быть найдены в этом мире атомов Демокрита, атомных вихрей, необходимо и неотразимо действующих 'толчков' и 'ударов'. Но они могут быть в нем найдены не где-то между атомами, так как, кроме атомов, существует только пустота. Они могут быть найдены только в самих атомах, в самих их движениях - как внутренне присущее им самоопределение.

Свобода должна быть найдена в условиях самой необходимости.

Так была поставлена перед философией одна из величайших ее задач. Сам Эпикур усмотрел искомую свободу в утверждаемой им способности атомов самопроизвольно отклоняться при своем падении в пустоте от прямых путей падения, предначертанных им самой необходимостью. В этой фантастической гипотезе была налицо великая мысль: свобода, согласно Эпикуру, может быть найдена не вне необходимости и не помимо необходимости, а в тех самых реальных условиях, в которых проявляется необходимый порядок вещей. Для школы стоиков, развившейся параллельно школе Эпикура, сохранялись те же социально-исторические условия, требовавшие постановки проблемы свободы применительно к поведению человека. Однако решение проблемы у них оказалось глубоко отличным. Стоики ищут не столько свободы, сколько примирения с необходимостью. Детерминизм необходимости для них - поистине мироправящая сила. Чем может быть свобода перед лицом необходимости? Отношение к ней может быть отношением покорности, согласия, принятия. И оно может быть отношением непокорности, сопротивления, несогласия.

В обоих случаях осуществляется и побеждает только необходимость. Но судьбы покорного необходимости мудреца и противящегося ей безумца - глубоко отличны. 'Того, кто согласен с нею, судьба ведет, кто ей сопротивляется, того тащит силой': volentem fata ducunt, nolentem trahunt. Мудрецу - награда. Это - свобода, приходящая как результат воли и действия, согласных с необходимостью. Безумцу, пытающемуся восстать против необходимости,- возмездие: крушение его безрассудной попытки, гибель под неотвратимым ударом судьбы.

Стоическое решение рассматривало покорность необходимости как внутреннюю свободу. Решение это сохранило свое обаяние далеко за пределами античного мира. Но оно сводило свободу к резиньяции, к пассивному преклонению перед необходимостью. Активность 'свободного' стоического мудреца - призрачная, мнимая. Не он овладевает необходимостью, а она им. 'Свобода' в его действии только отказ от сопротивления. Само содержание понятия свободы остается у него чисто отрицательным. Настоящий герой учения стоиков о свободе - не сама свобода, а именно необходимость. 'Внутренняя' свобода стоического мудреца - только тихая и светлая покорность, с какой опальный римский патриций вскрывает - по указанию императора - себе вены. Его акт остается актом внешне вынужденным, а не действительно свободным. Для героизма стоика подходит название одной главы в романе Виктора Гюго 'Les miserables': 'Heroisme est 1'obeissance passive'.

В эпикуреизме и стоицизме проблема свободы возникает из запросов социальной жизни. Она порождается конфликтом между личностью и государством эллинистического типа. Однако ареной, на которой разыгрывается самый конфликт, остается индивидуальное поведение и индивидуальное сознание. Искатель свободы - как в эпикурейском, так и в стоическом смысле - не класс, не народ, не общество как сверхиндивидуальное целое, а изолированный от общества индивид-'мудрец'. В случае эпикуреизма его изолированность подчеркивается общей нормой эпикурейской этики, ее постулатом: 'живи незаметно'. Но и стоический 'мудрец', отнюдь не уклоняющийся от участия в государственной деятельности,- исключение из общего порядка жизни, существо уединенное и замкнутое - пусть даже это будет сам Сенека или император Марк Аврелий.

Сократ (около 470-399 до н. э.) , древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода МАЙЕВТИКА метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Был обвинен в "поклонении новым божествам" и "развращении молодежи" и приговорен к смерти (принял яд цикуты) .

Излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Платон (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: "божественный учитель" (античность) ; предтеча христианского мировоззрения (средние века) ; философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения)

Индивид (от лат. Individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греческого понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. Живое существо, особь, отд. Человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.

Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:

1. человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или

2. устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни.

Человек - совокупность всех общественных отношений.

1. Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;

2. натуралистическое (биологическое) понимание человека;

3. сущностное понимание человека;

4. целостное понимание человека.

Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществ. Условиями его функционирования и развития, с деятельность, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

Диалектика исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии. Личность как объект и субъект истории.

Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы. Человечество всегда должно будет корректировать линию своего поведения, считаясь с законами живой и неживой природы. Маркс: "люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые образуют основу всей их истории, потому что всякая производительная сила есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности". Свобода есть деятельность на основе познанной необходимости. Необходимость отражает нечто устойчивое, упорядоченное, что и отражается в законах сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, разнообразного, новых возможностей. Необходимость выражает наличное, показывает, каков мир есть, а свобода отражает будущее - каким мир должен быть. Развитие общества и есть постоянный процесс перехода необходимости в свободу. Гегель: мировая история - процесс возрастания свободы. Свобода многолика, но сущность ее одна - наличие разнообразных возможностей, следовательно она - наибольшая ценность. Маркс : лишь при условии обретении социальной свободы начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью.

Индивид (неделимое), первоначально - лат. перевод греч. понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

47. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Волюнтаризм и фатализм, формы их проявления.

Социальные законы в отличие от природных реализуются лишь благодаря деятельности людей. История есть и закономерный процесс, не зависящий от желания, воли человека, и результат деятельности людей, руководствующихся своими собственными интересами и целями. Соотношение между сознательной деятельностью людей и обстоятельствами, в которых они действуют, характеризуют категории "объективные условия" и "субъективный фактор", "свобода" и "необходимость".

Субъективный фактор - это более или менее осознаваемая деятельность общества (субъекта), направленная на достижение определенных целей. Сознательная деятельность людей осуществляется в различных формах, которые не всегда связаны с пониманием законов развития общества. Тот факт, что люди в общественной жизни выступают как сознательные существа, вовсе не означает, что вся их деятельность в истории является сознательной. Например, для общества в целом производственная деятельность становится сознательной только тогда, когда оно в целом (а не только определенный индивид) сознательно подчиняет ее определенной цели. По этой причине в структуре субъективного фактора следует различать не только сознательную деятельность людей, но и стихийные действия. (Сознательным является то, что осуществляется людьми с заранее поставленной целью, преднамеренно, а то, что не контролируется ими, является стихийным).

Понятие объективных условий означает совокупность обстоятельств, не зависящих от сознания и воли субъекта и определяющих реальные возможности, цели, средства и результаты деятельности людей. Это понятие отвечает на вопрос, что определяет деятельность людей.

Объективные условия не сводятся к материальным факторам. Одни из их компонентов выступают как материальные факторы, другие - как идеальные, а третьи - как идеологические отношения. Все они в совокупности раскрывают содержание категории "объективные условия". Так же неправомерно ограничивать субъективный фактор сознанием: при анализе субъективного фактора всегда следует исходить из реальных субъектов и их деятельности, принимать во внимание организационно-практические действия этих субъектов, социальных групп, слоев общества.

Более высокую форму соотношения между объективными законами общества и деятельностью людей выражают категории "необходимость" и "свобода".

Диалектико-материалистическая философия не умаляет сознательной деятельности людей, а раскрывает ее значение, показывая, что игнорирование или незнание законов обрекает людей на бесперспективность их деятельности. Сознательное же применение законов означает, что люди строят свою деятельность с учетом действия законов и, опираясь на знание о них, предвидят результаты своих действий. Следовательно, свобода не отменяет необходимость, а является специфической формой отношения людей к объективной необходимости. Свобода есть прежде всего осознанная необходимость.

Конкретно-исторический анализ понятия свободы включает три аспекта: овладение законами развития природы и гармоническое взаимодействие с ней, господство над общественными отношениями, личную свободу. Люди, конечно, не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают известной свободой выбора и несут ответственность за результаты этого выбора. Они более или менее свободны также в выборе средств достижения цели. Реализуя на практике требования объективных законов, люди тем самым прокладывают путь к свободе. Мера свободы, которой в каждую историческую эпоху располагают они, зависит в конечном счете от уровня развития производства, от социальных отношений, политического строя общества, культурного менталитета, традиций, национальных особенностей и других факторов.

Таким образом, свободу следует рассматривать как исторический процесс развертывания субъективного фактора, сознательной деятельности людей в соответствии с закономерностями общественного развития.

Необходимость означает объективную обусловленность человеческой деятельности. Объективные условия детерминируют эту деятельность и носят характер всеобщности, объективности и закономерности, так как социальные законы действуют во всех сферах жизни общества.

Конкретно-исторический анализ понятия свободы включает три аспекта: овладение законами развития природы и гармоническое взаимодействие с ней, господство над общественными отношениями, личную свободу. Люди, конечно, не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают известной свободой выбора и несут ответственность за результаты этого выбора.

Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

необходимостьобщества сопровождалось неоднократной сменой парадигм. Для античности харак­терно целостное восприятие мира, единство социального, по­литического, государственного устройства, правовых и этичес­ких норм. Средневековье утверждает признание божественных законов, предопределяющих поведение и судьбу отдельной личности, народа, государства, правовых норм и освященных религиозными канонами норм этики. Индустриальная пара­дигма базируется на признании лидирующей роли экономи­ческой науки в объяснении общества. Ее представителями были классическая политическая экономия в лице Л-Смита и Д. Рикардо, марксизм, кейнсианство, либерализм, неолибера­лизм. Во всех этих концепциях история лишена субъективного, личностного начала. Общество предстает как бездушный меха­низм, в котором человеку отводится роль незаметного и вполне заменимого винтика. Современная постиндустриальная парадиг­ма утверждает примат человека, его сознания в системе источ­ников существования и развития общества.

Общеизвестно, что люди не свободны в выборе условий своего рождения и воспитания. Вступая в жизнь, каждый че­ловек застает сложившиеся цивилизацию и культуру, соци­альные системы, всю совокупность общественных отношений, связей, традиций, норм поведения, институты государства и права, быт, технику, производство. Общество существует для него как внеположная и не зависящая от него реальность. Оно так же объективно, как и природа, и человек в равной мере за­висит от них. Личность и общество на первый взгляд несоизме­римы по масштабам и силе воздействия. Общество формирует личность господствующими в нем социальными стандартами. Подчиняясь социальным требованиям, личность утрачивает многие черты собственной неповторимости. Социальная ма­шина способна раздавить любого, кто сделает неверный шаг. Человек беззащитен перед бездушным социальным механиз

Структура и взаимодействие элементов, обеспечивающих стабильность общества в состоянии динамического равнове­сия, составляет фундамент исторической необходимости. Она проявляется и в закономерностях общественного развития. Человек испытывает на себе и даже может стать жертвой цик­лических ритмов истории, неизбежных кризисных явлений в различных сферах общественного организма. В истории пери­одически чередуются эволюция и инволюция, интеграция и дезинтеграция, прогресс и упадок. Длительность циклов со­кращается во времени, что проявляется в глобальном ускоре­нии мирового развития. Специалисты определили: I млн. лет истории неолита эквивалентен 40 годам нашего времени. По­коление, родившееся в 1910 г., пережило две мировые войны, две революции, строительство коммунизма и. попытку воз­врата к той России, которую мы потеряли в 1917 г. Невозмож­но описать страдания и жертвы, которые выпали на его долю.

вят перед собой цели и реализуют ими не реализуют их, конкре­тизирует мысль К.Маркса Ф.Энгельс. Историческое событие закономерно происходит, являясь равнодействующей (т.е. суммой) разнонаправленных сил и воль множества людей. Об­щество движется от одной формации к другой в соответствии с присущими ему законами, люди же своей деятельностью мо­гут лишь ускорить либо замедлить исторический процесс, но не отменить его направление.

С точки зрения синергетики случайность является необ­ходимой составляющей развития сверхсложных систем. Их развитие в период распада непредсказуемо в силу преобла­дания случайных, а не необходимых факторов. Поэтому представляются ошибочными попытки прогнозировать раз­витие общества от наличного состояния, ибо в момент сло­ма системы оно осуществляется чрезвычайно быстро и, как правило, под влиянием случайных факторов. Демоническая сила случайности делает непредсказуемой и судьбу отдель

Развитие общества многовариантно, имеет несколько аль­тернативных путей. Это открывает человеку путь к свободе. Люди могут сознательно направлять развитие по одному из альтернативных сценариев. Правда, конкретное общество содержит не любой вариант эволюции, а лишь определенный спектр возможностей. Поэтому сложноорганизованным си­стемам невозможно навязать пути их развития, но можно способствовать проявлению их собственных тенденций. И здесь приобретает особое значение поведение личности, ее способность понимания ситуации и влияния на ход событий. Синергетика позволяет по-новому раскрыть роль лично

Синергетика формирует представление о роли хаоса как конструктивного начала эволюции общества, фактора образо­вания сложных социальных структур. Хаос создает предпосыл­ки возникновения новых связей разных уровней общественной организации. Из хаоса могут возникать принципиально новые, неизвестные ранее сложные структурные образования в приро­де и обществе. Эта закономерность позволяет по-новому ос­мыслить причины гибели древних цивилизаций и возникнове­ния принципиально новых. По-иному видятся и возможности объединения народов, принадлежащих к разным цивилизаци­ям, не разрущая их культурно-исторической специфики.

Многофакторность и нелинейность общественного развития еще не означают, что в социуме отсутствуют причинно-следственные связи и общая детерминированность. Историческая динамика в конкретных своих проявлениях альтернативна и многовариантна. Если же учитывать общую логику истории, то исторический процесс в целом и основном выступает как необходимость, закономерен.

Современная философия, используя идеи синергетики, подчеркивает, что действие социологических законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, смены общественно-экономических формаций и цивилизаций, возвышения и усложнения потребностей и т.д.) проявляется исподволь, исходя из собственных сил и форм образования, потенций. Вместе с тем, в динамике социума стихийно-спонтанное начало переплетено с целеволевым началом, объективная заданность процессов и состояний соединена с субъективными устремлениями людей. Развитие социума не гарантируется самим по себе ходом истории, а находится в зависимости от усилий и поисков социальных субъектов. Человек отдельным обусловленностям придает дополнительную энергию, к другим относится нейтрально, третьи направления потока пытается пресекать. Человек как субъект среды творит мир и самого себя. До уровня субъекта исторического процесса поднимаются те представители народа, кто осознает свое место в обществе, руководствуется как личными, так и общественно- значимыми целями и участвует в их осуществлении. В народ входят те, кто создают материальные блага и духовные ценности, решают в данную эпоху прогрессивные исторические задачи и обеспечивают удовлетворение личных и общественных потребностей населения, всей совокупности людей, проживающих в определенных пространственно-временных координатах. Условием существования народа является преодоление одноликости общества, вычленение из однородной массы людей индивидов.

Постановка вопроса о субъекте истории не носит характера дилеммы - народ или личность творит историю. Н.А. Бердяев подчеркивал, что народ это не механическая бесформенная масса, а некий организм, обладающий характером, дисциплиной сознания и воли, знающий, чего он хочет. Народ - не обезличенная толпа, масса, а совокупность личностей.

а) недифференцированное множество;

б) синоним невежественности;

в) механизированное общество (т.е. человек воспринимается как придаток техники);

г) бюрократизированное общество, где личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности;

д) толпа, которая уничтожает Я, не рассуждает, а подчиняется страстям.

Вовлечение граждан в состав активных участников преобразования социума происходит по этапам:

1) воспроизводство в деятельности традиций, исторической памяти, знаний и представлений, транслируемых от прошлых поколений;

2) опривычивание неких замыслов и схем деятельности, их типизация;

3) выход за границы стереотипов, овеществление в деятельности творческих устремлений отдельных индивидов;

4) легитимизация модернизаторских настроений элиты, охват ими все увеличивающегося количества людей.

Выдающимся личностям принадлежит роль новаторов, зачинателей и в значительной мере организаторов движения. Эти личности не могут изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить ее общую объективную логику, но как выразители потребностей и задач своей эпохи на форму движения истории, как отмечал Г.В. Плеханов, в некотором роде оказывают влияние. Когда предложения (запросы) общества созвучны с устремленностью выдающейся личности, то в ней как бы аккумулируется гигантская воля общественной силы и тогда роль такой личности увеличивается многократно. К выдающимся личностям, во многом определяющим колорит эпохи, помимо политических деятелей, относятся гениальные ученые, изобретатели, представители искусства, философы и т.п.

Действия людей лишь в конечном счете сопряжены с объективными законами природы и общества. Каждое поколение людей вступает в независящие от них условия своей жизни и деятельности. Последние во многом определяют круг интересов людей, их стремлений. Однако люди обладают и значительной свободой в определении целей своей деятельности, поскольку в каждый исторический момент существует не одна, а несколько возможностей развития. Люди также более или менее свободны в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей. Выбор, в широком смысле слова, есть ответная реакция организма на фрагменты — раздражители внешней среды. В ходе естественного отбора биологические преимущества особей передаются их непосредственным потомкам. Благодаря свободе выбора достижения отдельных индивидов - накопление знаний, опыт, изобретения, нравственные и духовные ценности - потенциально могут восприниматься всеми людьми, имеющими к ним доступ. Отсюда - колоссальное ускорение общественного прогресса в сопоставлении с темпами биологической эволюции.

Человек свободен, так как он может самостоятельно распоряжаться собой, осуществлять выбор своего жизненного пути. Одновременно человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом. К тому же, всегда существуют ограничители деятельности — конечность существования каждого человека, ограниченный уровень физических сил и умственных способностей индивидов, технических возможностей и т.д.

Свобода не есть вседозволенность, она - импульс деятельности по изменению бытия, завершающийся воплощением в конкретной форме несвободы. Несвобода характеризует развитие как процесс детерминированный, закономерный. Свободе присуще привнесение в развитие элемента неустойчивости, случайности, вероятности. Любые биологические организмы и социальные объекты-субъекты автономно независимы, свободны и вместе с тем несвободны от среды, которая дает им жизненный потенциал, несвободны от генетических и социальных программ. Самые оригинальные проекты, мысли, идеи содержат в себе элементы несвободы от ранее полученного знания.

Список использованных источников

1. В.И. Стрюковский Основы философии: Учебное пособие / В. И. Стрюковский - Ростов-на-Дону, 2005

2. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.

3. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.

4. Демидов, А.Б. Философия и методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов., 2009 - 102 с.

Читайте также: