Диагностика творческих способностей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.

Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей [7, 9, 13, 19]:

    1. Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас – конвергентноемышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта ( IQ ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.
    2. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.
    3. Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.
    4. Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:

    • отсутствие ограничения по времени ;
    • минимизация мотивации достижения;
    • отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
    • отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

    Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

    В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

    Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

    Представленные ниже методики диагностики творческих способностей были адаптированы на отечественных выборках сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, а также использовались автором пособия для изучения креативности на студенческих выборках ряда петербургских вузов [9, 10].

    ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

    (методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

    Условия проведения

    Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

    Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

    В тесте используются следующие показатели креативности:

      1. Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.
      2. Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

      Инструкция к тесту

      Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

      Обработка результатов тестирования

      Для интерпретации результатов тестирования ниже представлен атлас типичных рисунков контрольной выборки менеджеров (23-35 лет). К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

      Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:

      Диагностика творческих способностей

      Как понять, насколько вы творческий человек? Исследователи природы творчества и процессов креативности разработали немало диагностических методик, с помощью которых можно выяснить, творческая ли вы личность и в какой мере. Давайте рассмотрим, как можно проверить, насколько вы креативны.

      Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей

      Все исследования способности к творчеству, креативности можно поделить на две группы:

      Критерии оценки творческих способностей

      Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:

      Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:

      Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:

      • внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)
      • разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
      • гибкость (отказ от стандартной точки зрения)
      • оригинальность (отказ от шаблона)
      • вариативность (способность перегруппирования идей и связей)
      • конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)
      • абстрактность (умение синтезировать)
      • гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)
      • независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
      • открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).

      Принципы методики диагностики творческих способностей

      При подборе или разработке методики диагностики творческих способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых, а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет, как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).

      Основные принципы диагностики творческих способностей:

      Все методики диагностики творческих способностей не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации. Ещё один недостаток – неоднозначность интерпретации. Эти два фактора снижают уровень объективности диагностики. Несмотря на недостатки, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются многими учёными, психологами, педагогами, тренерами креативности: совмещая несколько вариантов тестов, можно исследовать креативность с различных сторон.

      Попробуйте определить своё общий уровень креативности с помощью простого опросника. С помощью него вы, по крайней мере, вы узнаете, насколько вы устремлены к творческой, созидательной деятельности.

      Опросник определения уровня креативности

      1. Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
      2. Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
      3. Я не любою выполнять регламентированную работу.
      4. Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
      5. Я люблю предаваться фантазиям.
      6. Увлечения обогащают жизнь человека.
      7. Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
      8. Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
      9. Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
      10. Даже к обычному делу я отношусь творчески.
      11. Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
      12. Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
      13. Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
      14. Мне нравится работа дизайнеров.
      15. Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.

      Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

      Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

      Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

      М е т одическая разра б о т ка

      Ди а г нос т ика творче с ких спосо б нос т ей д е т е й

      ( П а мятка п еда г огам доп о л н и тел ь н о г о о бразов а н и я )

      Автор разработчик :

      Колесникова Светлана Валерьевна,

      методист, высшей квалификационной категории

      Вы я вление и р а з в итие т в о р ч е с к и х спо с о бност е й д ет е й, поддержка о д а ре нны х – одно из гла в ных нап р авле н ий в д е ят е л ь нос т и УДО . О б у чающие с я в процессе ос в оения общ е о бра з овател ь ной (общераз в и ва ю щей) програ м м ы , конц е р т ной д еяте л ь нос т и, у част и я в творчес ки х кон к у рсах и фес т ива л ях де м о н с тр и р у ют свои т в орчес к и е с п о с о б ности, п роявляют од а р е нность в той или иной об л а сти ис к у сства. По р ез у л ь татам диаг н ос ти ки у ровня ос в о е н ия пр о грам м ы , н а о с н о ве карты у чета ли чнос т ных к а честв об у чаю щ ихся, у чета творчес ки х д о с ти жений, мон и т оринга у част и я в конц е рт а х, к онк у рсах, фест и в алях формир у ется информ а ционный б а нк о дар е нных д ет е й с ц е л ь ю отс л е ж и в а н и я и х дальне й ше г о личностного и п р о фес с и о нально г о самоопр е дел е н и я .

      А к ак выявить талант н а б олее р анних эт а п а х, как у видеть творч е с к ий п о т е н ц и ал р е б е нка еще при за ч исл е н и и в объе д ине н ия, ч то необходимо предп р инять, чтобы с п о с о бнос т и реб е н к а рас к ры л ись в п о л но й м е р е , в че м з акл ю чает с я педагоги ч еск а я и ро ди тель с кая поддер ж ка та ки х д ет е й ? Ч т обы ответить на эти и д р у гие вопро с ы не о бходи м о помнить :

      1 . Первый при з нак наличия т в орчес к их спос о б н о ст е й у р еб е нка – е г о высо к ая п о з навате ль ная ак ти вн о ст ь .

      Для т о г о чтобы в ыя вить творческий потенциал ре б ён к а и его т в о р ч ес к и е способнос т и р еко м енд у ется н аблюда т ь за р е б ё нком н а з а нятиях, в иг р е, о тм е чая след у ющие момен т ы:

      - п р е д поч и т а емые в иды за н ят и й, и г р ;

      - са м о с т оятел ьн ос т ь творчес к ого пои с ка ( обра щ а ется ли з а помощью к взр ос л ым, др у ги м д етям, ка к ая по м ощь и на к а к ом этапе потр е б о ва л а сь);

      - отн о ш е ние р е бёнка к п роце с су творчест в а (эмоц и ональн а я окраш е нность, у в л е чё н ность);

      - инициатива (в в ыб о ре в и д а д еяте л ьнос т и, с о з да н ии з амысла, вы бо р е ср е дств ) ;

      - реализа ц ия т в ор чес к о го за м ысла (по л нота, изм е не н ия, о с озн а н н о сть ) ;

      - и с п о льзов а н ие ис то ч ников и нформа ц ии и выразите л ь н ых ср е дств ( в иды, п р е д почтения, разноо б раз и е, ад е кват но сть з ам ы сл у ).

      2 . Тв о рч е ский по т енциал р е бё н ка рекоме н д у ется оценивать по сл е д у ющим параме т рам ( Дж.Р е нз у л л и , Р. Х артман).

      ▪ Проявляет любопытс т в о к о многим в ещам, п о с т о я нно за д аёт в о прос ы ; ▪ Предлагает м но г о ид е й, р е ш е н ий за д а ч, ответ о в на во п ро с ы;

      ▪ С в ободно в ыс к азывает своё мне н и е , и ногда нас т ойчиво и э н е р ги ч н о отст а ивает е г о;

      ▪ Склон е н к риско в анным де й стви я м;

      ▪ О б ла д ает б о г а той ф анта з и е й, воображ е нием; ч а сто оз а б очен п р е о бразов а н и ем, ул у чшени е м о бщест в а, п р едме т ов, с и ст е м ;

      ▪ Обла д ает хорошо р азвитым ч у вством юмора и види т юмор в сит у ация х , к о т орые д р у г и м не каж у тся с м ешны м и ;

      ▪ Ч у вст в ите л ен к к р а соте, о бр а щает внимание на эсте т иче с к и е х а ракт е р истики ве щ ей, пр е дме т ов;

      ▪ Не боит с я отлича т ь ся от д р у г и х;

      ▪ Не приним а ет ав т орит а рных у казаний без кри т иче с ко г о из у чения .

      Необхо д и м о фи к сировать н е только наличи е и л и о т с у тст в и е эт и х парам е т ров, а попытаться р азличить степ е нь их выр а ж е ннос т и (оче н ь сла б ая, слабая, с р е д няя, сильная, о чень с ил ь ная ) . Т а к м ожн о сос т авить общ е е п р е дс т авле н ие о т в орческ о м пот е н ц и а л е р е бё н ка.

      3 . Диагнос т ика т в орчес к их с п особност е й д ет е й и меет с в ои о с о б е н н о с т и:

      - и г р а, т ре н инг и , т ворчес к ие з а да н ия я в л яются осно в н ы ми метод а ми;

      - д ля пол у чени я бо л е е точных ре з у л ьтатов н еобходимо и скл ю чи т ь у че бн у ю мотивацию ;

      - о ценивать не ст о л ь ко рез у л ьтат, сколько п р оце с с ;

      - пе д агог може т бы ть у част ни ком игрово г о пр о цес с а;

      - д ля с ня ти я напряжё нн ос т и о б я з ате л ен н ас т рой и ли подгот о в ите л ьный период;

      - стараться не огра н ичи в ать р е бе н ка во времени.

      4 . П р и пров е д е нии д иаг н остики с д е т ьми млад ш его ш кольн о г о возрас т а стар а ть с я со з дать о б ст а но в ку для ин ди ви д у ал ь н о го об сл е д ова н ия, бе з контак т а с д р угими деть м и, т . к. у детей этого во з р а ста есть скл о н н о сть к по д р ажа н ию.

      5 . Ме т оды диагностики до л жны ис к лю ч и ть слове с ное поя с н е ние д ет е й , т.к. их речь н е ад е к ватна ч у вствам. Дети ч у вств у ют б ольш е , че м мог у т ска з ать, понимают н а и н т у итивном у ро вн е.

      6 . С целью в ы явл е ния творческих спос об ностей детей младш е г о шк о льно г о во з раста можно ис п ользова т ь с л ед у ющие методики:

      Мето д ика оцен к и с о ч инён н о й р ебён к ом с к а з к и (О.М. Д ь я ченко, Е .Л. П ор оц к ая)

      Ребёнку пр е длаг а ется сочинить с казк у , к о т о рая оце н ив а ет с я по пятибалльной ш к але с у чётом пока з ате л ей про д у ктивности, вариа т ив н ос т и и оригинальнос ти :

      0 ба л л ов – о т каз от зад а ния или пе р ес ка з знакомой ска з ки;

      1 балл – пе р ес к аз з на к омой с к азки, но с в нес е нием нов ы х э л емен т ов;

      2 балла – внес е н ы с у щественные элем е нты но в изны в изв е стн у ю сказк у ;

      3 б ал л а – в извес тну ю сказку внесены элеме нты но в изны и д о полн е ны деталя м и;

      4 б алла – п олностью сам о с т оятел ь но прид у ман н ая, но с хема т и чн о изложенная с ка зка ;

      5 ба л л ов – р аз в ёрнутое из л ож е ние са м остоя т ел ь но при д у м а н н ой с каз к и.

      Тест П.Торренса на тв о рч ес к ое мышле н ие ( а дапти р ов а н и стандарт из ирован Н.Б . Шумаковой, Е. И .Щеблано в ой, Н .П.Щербо в 1990 г оду ) .

      ф и гуры ( ф орма А – ф и г у р а н а пом и нает каплю; форма В – ф и г у ра напо м и нает бо б ) как о т прав н о г о п у нкта д л я с о з д а ния ка р т и н ки. Д оп у скается дори с о в ыва ни е ф и гуры , д оп о л н е ние р ис у нка новыми д ета л ями и т.д. реб ё нок должен прид у мать назва н ие для выпо л ненного рис у нка.

      Осно в н ы е п оказате л и креати в ности :

      - прод у кти в ность ( б ег л ость, с ко р ост ь ) – о т ражает спо с обность к порождению больш о го ч исла и д е й, выраженных сло в ес н о или в ви д е ри с у нков, и изм е ряет с я числом ответ о в, с оответс т в ую щих тре б о в а н и я м з ада н и я ;

      - г и бкость – х ара к териз у ет с п о с о б но с ть вы д вигать р а з но о бра з н ы е и д е и , пере х одить от о дно г о ас п екта проблемы к д р у го м у ;

      - о ри г и н аль н о сть – п ред п олагает с п о с обность к вы д вижени ю но вы х необычн ы х , неоче в идных и д е й;

      - р а з р а бота н ность (степень д етали з ац и и о тве т ов) - х а ракт е р из у ет способность наил у чш и м с п о с о бо м в оп л отить идею, з а м ыс е л .

      Ребёнку поочер ё д но пр е длагаю т ся о т крытк и , картин к и, ф о т о г рафии с различными о браз а ми, как о д у шев л ё н ны м и , та к и неод у шев л ённы м и ( напр и мер : изображ е ние р о бота, о безья н ы, ма ш и ны, ц вет к а, т у чи , мяча, п тицы, снеж и н ки , телефона, т ра в ы, ж у ка и т. д .). Ребенку н е о бходимо показ а т ь , как д в игает с я э т о т о б ъе к т, ка к разго в а р ивает.

      При оц е нке дан н о г о зада н ия и с п ольз у е тся т р ё х бал л ьная с и сте м а: высокий у ровень – о браз т очн ы й , це л о с тный; показ выра з и т ел ь ный ;

      с редний у р о в е нь – п еред а ны т о ль к о не к о то рые элемен т ы о браз а ; пок а з достат о чно выра з и т ел ь н ы й ;

      н и зкий у ров е нь – образ не в о с п р и н я т; в ыра з ительность о тс у тст в ует.

      Данное у пражне ни е х оро ш о р аз в ива е т фа нт а з ию, обра з ное мышл е ние, х у дожес т в е н ное в осп р ия т ие. Можно и спользовать д ля младших ш к ольник ов, подход и т д ля дош к ольник о в и подрос т ков.

      Ребенку предлаг а е тся взять т ри кр аск и , п о е г о м н е нию, наиболее подход я щ ие др у г др у г у , и заполнить ими весь л и ст. На что похож рис у нок? Если ему это т р у дно с делат ь , р а з ре ш ает с я не м но г о д о р и с овать рис у н о к, е с л и тр е б у ется. П редлагается прид у мать как мож н о б о льше наз в ан и й к рис у нк у .

      П о д анному уп р аж н ению д ела ю т с я определ е н н ые вы в о д ы о ф а нтаз и и, образном м ышл е нии и х у дожеств е н н ом в осприят и и.

      Детям п р е длагае т с я п ои г рать в театр – о зв у ч и ть р о ли в к у кольном спек т акле "Р у кавичка " , но озв у ч и ть так, чтобы вс е м з р и телям б ы л о по н я т н о какой у гер о я х а ра к тер, го л ос, добрый о н или зл о й и т . д.

      Ф ор м а игры в теа т р оп р е дел я ет цел е н аправ л е н ное р аз в и т ие ч у вствен н ой сферы дет е й, и н тон ац и онное проч у вствова н ие образа .

      Детям пр е длагае т с я 3 - 4 ка р то ч ки с р азличными г е роями и 3 – 4 м у зыкальных фра г мента. Н е об х о ди м о соотн е сти и х , д ать им н азва н ие, пок а зать их похо д к у .

      Оп ро с н ик для р о д ител е й и пе д агогов (Ф.Т а тл, Л. Бек к ер ) .

      В д анн о м о проснике выделе н ы о с обе н ности, свидет е ль ст в ую щие о б о льших п о т е н ц и а л ьных воз м о ж ност я х ребё н ка.

      М и нимальное к ол и чество н а бра н н ы х б ал л о в – 17, максим а льное – 8 5.

      Ни з к и й у ровень: 17 - 3 4 балла; Сред ни й уров е нь: 35 - 60 баллов; В ы сок и й у ров е н ь : 61 -85 баллов .

      Инстр у кция: Прочи тайт е к аждый и з сле д у ющ и х п у н кт ов и о п редели т е о ц ен к у . По с тавьте (Х) в том м е сте, которое соотв е тств у е т ва ш е м у выбо р у : 1 – оч е нь редко и ли ни к о г да; 2 – редко; 3 – ин огда; 4 – ч а с то; 5 – п очти вс е г д а.

      Методы исследования творческих способностей: узнаем, насколько вы креативны

      Если с самого начала знать, насколько хорошо у вас развито творческое начало, это поможет уже на ранних этапах выбрать правильный вуз. Вот только как понять, насколько вы творческая личность?

      На нашем телеграм-канале есть материалы о том, как хорошо быть гуманитарием и технарем. А теперь самое время понять, как хорошо быть творческим человеком. Но в этой статье мы раскроем секрет о том, какие творческие методы исследования существуют, как исследовать творческое мышление и выделить творческую личность среди остальных.

      В этой статье мы с вами рассмотрим самые популярные исследовательские методики, с помощью которых можно проверить, насколько вы креативны.

      Давайте рассмотрим диагностику творческих способностей с точки зрения науки.


      Способности – это совокупность особенностей личности, которые способствуют овладению разными видами деятельности и совершенствованию в них.

      Творческие способности – это положительное изменение окружающей среды посредством создания неповторимых, оригинальных материальных или духовных ценностей.

      Но чтобы оценить уровень развития творческих способностей, придется сначала изучить развитие их отдельных компонентов. Ведь одно только творческое мышление не сможет отразить полноту элементов творческой деятельности. Тут важно грамотно дать оценку и воображению, и восприятию, и оригинальности, и фантазии, и многим другим факторам.

      Все изучение способности к творчеству можно свести к двум важнейшим аспектам:

      По каким критериям оценивали творческие способности?

      Ученый Джой Гилфорд в числе первых определил сущность творческого мышления в качестве синтеза оригинальности, гибкости и новизны выдвигаемых идей. Все остальные теории, следующие за этой, лишь копировали ее, были вариациями на тему размышлений этого исследователя.

      Так что первые методики о том, как определить уровень развития творческих способностей у человека, формировались с учетом следующих критериев:

      Довольно простым для определения творческих способностей стал тест Элиса Пола Торренса. Испытание состоит из трех частей, каждая из которых оценивает вербальное, изобразительное и звуковое творчество.


      Тест проводят в течение строго отведенного времени. Оценку проводят по заданным критериям:

      Позже проводились многочисленные научные исследования на тему того, на каких же критерии стоит обращать внимание при выставлении оценки уровня развития творческих способностей. Пришли к общему выводу, что учитывать нужно следующие:

      • внимательность (способность выявлять творческую проблему);
      • гибкость и оригинальность (уход от стандартной точки зрения);
      • разносторонность (умение замечать в одной задаче как можно больше связей и сторон);
      • вариативность (возможность перегруппировать связи и идеи);
      • конкретность (способность к глубокому анализу в поставленной задаче);
      • абстрактность (синтез);
      • гармония (генерирование идей в стройной и идейной целостности);
      • независимость (умение противостоять суждениям и оценкам, способность не принимать чужое мнение);
      • открытость к новому и необычному.

      Принципы методов диагностики творческих способностей

      Если перед вами стоит задача подобрать методику диагностики творческих способностей, важна надежность выбранной методики - она должна охватывать разные характеристики креативности.

      Не забывайте про учет возраста испытуемых и окружения, в котором будет проводиться диагностика (например, будет ли временное ограничение, как будут озвучиваться условия тестирования и пр.).

      Самыми популярными на сегодняшний день оценками креативности являются методы Гилфорда, Торренса и Джонсона.

      Вот главные принципы диагностики творческих способностей:

      У всех существующих тестовых методик есть один большой недостаток: они дают оценку творческим проявлениям в целом, а не к какой-то конкретной ситуации. Есть и еще один минус – ответы невозможно интерпретировать однозначно.

      Впрочем, это не мешает огромному количеству ученых, психологов, тренеров и педагогов использовать эти методики по выявлению креативности. И если умело совместить несколько вариантов тестов, может удастся изучить креативность с разных сторон.

      Тест на определение креативности

      Хотите узнать, насколько вы ориентированы на созидательную и творческую деятельность? Вот вам опросник, который поможет определить ваш уровень креативности.

      Далее приведен ряд утверждений, с которыми вы можете согласиться (+) или не согласиться (-):

      1. Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
      2. Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
      3. Я не любою выполнять регламентированную работу.
      4. Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
      5. Я люблю предаваться фантазиям.
      6. Увлечения обогащают жизнь человека.
      7. Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
      8. Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
      9. Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
      10. Даже к обычному делу я отношусь творчески.
      11. Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
      12. Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
      13. Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
      14. Мне нравится работа дизайнеров.
      15. Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.

      Подсчитайте итоговое количество плюсов и минусов. За каждый плюс присудите себе по одному баллу. Количество баллов от 0 до 5 свидетельствует низкому уровню креативности, от 6 до 9 – среднему, от 10 до 15 – высокому.

      Диагностика уровня творческого потенциала личности

      с помощью теста Э.Торренса

      «Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину,проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее".

      ВВЕДЕНИЕ: КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОДАРЕННОСТИ

      Определение одаренности ребенка - сложная задача, при решении которой необходимо использовать как результаты психологического обследования, так и сведения о школьной и внешкольной деятельности ребенка, получаемые путем опроса родителей, учителей и сверстников. Только такой комплексный подход к диагностике признается всеми научными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структуре и факторах развития одаренности.

      Многочисленные психологические исследования изменили первоначальные представления о высоком IQ (коэффициенте интеллектуальности) как о единственном критерии выдающихся достижений, продемонстрировали важнейшую роль творческого потенциала и личностной сферы, интересов и специальных способностей, а также окружения и обучения как условий развития одаренности.

      В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

      Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском. Примером такого "озарения" служит открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов во сне после 15-ти лет упорной и напряженной работы.

      Среди создателей теорий и тестов креативности для детей наиболее известным является другой американский психолог, посвятивший этой проблеме всю свою жизнь. Это Поль Торренс. Исследования креативности были начаты им в 1958 году, но уже задолго до этого были подготовлены его практической работой как педагога и психолога с одаренными детьми и взрослыми.

      В итоге он остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

      СОЗДАНИЕ ТЕСТОВ КРЕАТИВНОСТИ

      Тесты П. Торренса были разработаны в связи с задачами образования как часть продолжительной исследовательской программы, направленной на создание таких методик работы с учащимися, которые стимулировали бы их творчество. При создании тестов автор стремился получить модели творческих процессов, отражающие их природную сложность. Но главной целью исследований П. Торренса и его сотрудников было доказательство надежности и предсказательной валидности (обоснованности) тестов творческого мышления.

      Кроме того, были выделены следующие характеристики для оценки творческих достижений тех, кто продемонстрировал высокие тестовые показатели:

      1) количество достижений в естественных и гуманитарных науках, искусстве, организаторской деятельности (лидерство) во время школьного обучения, определяемое самим испытуемым по списку из 25 видов;

      2) аналогичный показатель достижений после окончания школы;

      3) показатель творческого стиля жизни (определяется самим испытуемым по списку из 22-х видов творческого поведения);

      4) оценка творческих достижений независимыми экспертами;

      5) экспертная оценка профессиональных планов.

      В самом длительном лонгитюде П. Торренса изучалась взаимосвязь тестовых показателей креативности у младших школьников и каждым из перечисленных выше показателей их творческих достижений 22 года спустя. Все корреляции (связи) оказались высоко достоверными. Коэффициент множественной корреляции дня всех пяти критериев достигал 0,63, что свидетельствует о существенной взаимосвязи исследованных показателей даже при таком длительном промежутке времени между обследованиями.

      Однако, высокие показатели тестов креативности у детей отнюдь не гарантировали их творческие достижения, а лишь свидетельствовали о высокой вероятности их проявления.

      Для того чтобы объяснить роль творческих способностей в понимании, предсказании и развитии творчества П. Торренс предложил модель из трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, творческим умениям и творческой мотивации. Высокий уровень творческих достижений может ожидаться только при совпадении всех этих трех факторов.

      Другими словами, при отсутствии творческой мотивации (стремления к новому, приверженности задаче и т. д.) высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в искусстве, ни в науке, ни в других видах деятельности даже при полном овладении новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не могут привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.

      Важными условиями творческой реализации одаренных детей являются также, во-первых, поддержка их увлечений со стороны взрослых, во-вторых, уровень их интеллектуальных способностей, и в-третьих, опыт проживания и обучения в других странах (раннее овладение иностранными языками).

      Первое положение получило подтверждение в исследованиях, проведенных учеными разных стран. Так, например, даже подростки, считающие независимость необходимым условием для стабильности своих увлечений, подчеркивают важность поддержки своих интересов ("но без давления") со стороны родителей. В то же время стабильность интересов и внешкольных увлечений детей является важной, но часто игнорируемой, характеристикой их творческой продуктивности.

      Как и П. Торренс, большинство психологов включает в число обязательных признаков одаренности интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. При этом более благоприятным для прогноза развития одаренности и творческих достижений признается сочетание уровня развития интеллекта выше среднего с высоким уровнем творческого мышления, чем даже очень высокий уровень развития лишь одного из этих аспектов.

      И наконец, наблюдения за одаренными детьми продемонстрировали благотворное влияние на их развитие раннего знакомства с различными типами поведения, речи, обучения, которое способствует формированию более разностороннего взгляда на мир, более гибкого подхода к проблемам, актуализации разнообразных форм самовыражения.

      КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕСТОВ П. ТОРРЕНСА

      Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях:

      исследование развития одаренности учащихся;

      индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;

      разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;

      оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;

      поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

      Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработаности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом. Выборочное использование лишь одного или нескольких тестов из этих батарей существенно снижает эффективность и ценность диагностики. Для каждой формы разработаны подробные руководства по проведению тестирования и количественной обработке данных.

      Все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы.

      Специальное внимание при создании тестов было уделено тому, чтобы сделать их интересными и притягательными для детей всех возрастов. Поэтому для обеспечения надежных результатов очень важное значение имеет обстановка во время тестирования, которая ни в коем случае не должна быть напряженной и нервозной. Необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, климат доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы. При этом нельзя давать Прямые указания: что правильно и что неправильно, но очень важно достичь полного понимания инструкций.

      Наиболее широкое распространение получили вербальные и фигурные тесты.

      ВЕРБАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ включают семь заданий по 5 - 10 мин. каждое и занимают в целом 45 мин.

      Задание "Спросить и угадать " — это одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При его выполнении требуется задать вопросы к картинке с изображением какой-то ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (ее причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, отражающих способность испытуемого выйти за пределы изображенной на картинке ситуации, а выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделирует научное творчество.

      Задание "Усовершенствование игрушки " - одно из наиболее сложных и показательных наблюдений. Оно вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности.

      Задание "Необычные вопросы " - представляет вариант первого задания, но с более сильным акцентом на необычности вопросов.

      Задание "Невероятные ситуации " требует воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе возможные выходы из нее. Хотя это задание — одно из наиболее эффектных, многие дети находят его невыполнимым.

      ФИГУРНЫЕ ТЕСТЫ состоят из трех заданий, на выполнение каждого из которых отводится по 10 минут, т. е. 30 мин. в общей сложности.

      Задание "Нарисуй картинку" ~ оригинальный тест на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, форма которого напоминает довольно обычные предметы. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, самое важное - идея.

      Задание "Незавершенные фигуры," сконструировано автором из нескольких других тестов. Из гештальтпсихологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.

      Задание "Повторяющиеся фигуры " сходно с предыдущим, но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры, поэтому испытуемый постоянно должен преодолевать ригидность мышления и выдвигать разнообразные идеи.

      Показатель БЕГЛОСТИ (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания. Продуктивность может отличаться в разных батареях и в разных заданиях одной батареи.

      Показатель ГИБКОСТИ оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Иногда полезно оценить этот показатель в отношении к беглости, т. к. один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом общем количестве выдвинутых идей.

      Низкие показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но чрезвычайно высокая гибкость может отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии в мышлении.

      Интерпретация этого показателя одинакова в вербальных и невербальных тестах, однако его значения могут не совпадать. Гибкость во взглядах и действиях с образами не связана с легкостью смены аспектов в словесной сфере.

      При анализе бывает интересно соотнести показатель оригинальности с показателями беглости и разработанности. При этом могут быть обнаружены самые разнообразные варианты сочетаний.

      Показатель РАЗРАБОТАННОСТИ, детализации идей используется только для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

      Различие между двумя аспектами творчества может быть представлено, с одной стороны, как творчество в области создания новых идей и, с другой стороны. - как творчество в их разработке — создании новых производств и видов деятельности. Так изобретатель (Томас Эдисон, Никола Тесла) предлагает оригинальный способ решения технической или другой проблемы, а предприниматель (Генри Форд, Ли Якокк) реально воплощает его и находит ему рыночное применение. Члены экипажа гоночной машины также распределяют между собой задачи: штурман намечает способ прохождения трассы, т. е. решает проблему теоретически, а пилот преодолевает препятствия на практике.

      Индивидуальные особенности учащихся могут быть оценены при сравнении данных вербальных и фигурных тестов. Дети с низкими баллами по вербальной шкале и высокими - по фигурной часто испытывают трудности при выполнении тестов на интеллект и в школьном обучении, хотя некоторые учителя интуитивно относят их к одаренным. Среди более образованных и успевающих в школе детей часто встречаются противоположные случаи: высоких показателей творчества в вербальной сфере и низких — в наглядно-образной.

      Помимо тестов для определения креативности могут быть использованы специальные анкеты и опросники со списками ситуаций, чувств, форм поведения, характерных для творческих людей. Эти анкеты могут быть адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для анализа творческих достижений обычно используются оценки экспертов: ученых - для научных работ, художников - для картин и рисунков, инженеров - для технических изобретений. Стандарты для таких оценок всегда основаны на общественном суждении.

      КРАТКИЙ ТЕСТ. ФИГУРНАЯ ФОРМА

      Задание "Закончи рисунок" представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.

      Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

      Читайте также: