Деятельностная концепция культуры кратко

Обновлено: 07.07.2024

Многомерность феномена культуры объясняет ее открытость для различных исследовательских традиций. В зависимости от того, каким формам деятельности и каким результатам ее придается большее значение в культуротворческом процессе, разные исследователи предлагают разные концепции культуры.

Можно выделить следующие основные концепции культуры:

Натуралистическая концепция

Гегельянская концепция

Сформировалась в трудах Ф. Гегеля в конце 18 – начале 19 вв., а затем нашла свое продолжение в творчестве его последователей – представителей философии неогегельянства второй половины 19 – первой половины 20 вв. Культура рассматривается как реализация Абсолютной идеи (Мирового разума), которая развертывает свою сущность в науке, технике, религии, искусстве, философии, системах морали, права и т.д. Отдельные люди как непосредственные субъекты культурного творчества выступают как объекты Мирового разума, который незримо дирижирует их деятельностью, осуществляя свои цели и задачи.

Аксиологическая концепция

Сформировалась в конце 19 – первой половине 20 вв. рамках баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), в творчестве таких ученых, как В. Дильтей, П. Сорокин. Культура рассматривается как единство ценностей, созданных человечеством. Ценности рассматриваются как важнейший системообразующий фактор культуры, определяющий ее строение, целостность, основные функции и свойства. Согласно данному подходу, культура есть не что иное как реализация идеально-ценностных установок, рассматриваемых под углом их значимости для человека. Так, например, П.Сорокин в соответствии с характером доминирующей ценности делит все культурные системы на:

- идеациональные (главные ценности ориентированы на потусторонний, сверхъестественный мир - например, средневековая западная культура, буддийская культура);

- идеалистические (ценности ориентированы как на материальные, так и на сверхъестественные, религиозные цели – например, древнегреческая культура 5-4 вв. до н.э., западноевропейская культура 13-14 вв.);

- чувственные (ценности ориентированы исключительно на земной, материальный мир и отрицают требования религии и морали – например, современная западная культура).

Деятельностная концепция

Семиотическая концепция

Сформировалась в 20 в. в рамках структурализма (К. Леви-Строс, У. Эко, М. Фуко), символической теории Э. Кассирера. Культура понимается как совокупность знаков, которые служат ориентирами в жизни и деятельности человека. Основная функция знаков состоит в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. Основанием и системообразующим механизмом культуры является язык.

Психоаналитическая концепция

Сформировалась в первой половине 20 в. рамках философии психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг). Функционирование культуры и ее развитие объясняется из особенностей человеческой субъективности; провозглашается принципиальное противоречие между природным началом в человеке и нормами культуры. В теории З. Фрейда и его последователей культура рассматривается как механизм социального контроля и сублимации бессознательных психических процессов. Здесь, с одной стороны, отмечается репрессивная сторона культуры как отчужденной от человека принудительной системы, задачей которой выступает защита общества от природного начала в человеке путем установления нормативных запретов и символических проекций (идеалов), снимающих страх и чувство вины, возникающих под влиянием запретов. С другой стороны, отмечается продуктивная сторона культуры, которая является программой очеловечивания индивида, трансформирующей его агрессивные инстинкты в разнообразные формы созидательной, творческой деятельности.

Игровая концепция

Сформировалась в первой половине 20 в. в творчестве Й. Хейзинги, Е. Финка, Х. Ортега-и Гассета и др. В данной концепции игра рассматривается как основание и механизм развития культуры. Все формы и феномены культуры (язык, миф, религия, мораль, право, порядок, искусство, ремесло, наука и т.д.) обнаруживают свои корни в игре. Она содействует постоянному восстановлению в культуре гармонии, порядка и безопасности. Согласно Й. Хейзинге, игра рассматривается как спонтанная незаинтересованная деятельность, которая не зависима ни от какой цели. Культура непосредственно связана с игрой, потому что для осуществления любой культурной преобразовательной деятельности человек первоначально должен был осуществить ее в воображении.

Экзистенциальная концепция

Сформировалась в 20 в. в рамках философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер). Культура понимается как уникальный способ человеческого существования, как особое духовное измерение бытия, которое порождается стремлением человека к свободному осуществлению его личности на основе подлинного существования (экзистенции). Она возникает по мере наполнения природного существования человека духовным содержанием. Смысл культуры заключается в пробуждении человеческого духа, в указании на возможность и необходимость выхода за рамки предметного мира, круга обыденных забот.

Деятельностные подходы к обществу и культуре стали разрабатываться стали разрабатываться в наше лит-ре в 60-е г.г. деятельностный подход представлен в работах Давидовича, Жданова, Маркаряна, Кагана. Каган в своей работе "Чел .деятельность" опытная система анализа выделяет основные элементы деятельности: субъекты деятельности, объекты деят-ти предметы деят-ти способы и средства ее осуществления. К культуре Каган относит способы, средства и продукты деятельности. Деятельностный подход позволяет выявлять взаимосвязи между элементами культуры, представить культуру как целостную систему, показать источники и движущие силы развития культуры, ее противоречия. Одним из главных противоречий - противоречие между стереотипической и творческой деятельностью. Стереотипы - это любые относит. устойчивые, повторяющиеся формы деятельности, кот. служат средством закрепления и передачи соц. опыта. Основными видами стереотипа деятельности являются обряды, обычаи и традиции. Обряды - формализованные формы деятельности, символич. модели поведения. Обряды несут большую этетич. нагрузку, выступают формой эмоц. Отношения к миру, способствуют укреплению связей между людьми. К обрядам относятся ритуальные действия религиозного хар-ра, празднества, игровые действия, торжественные церемонии. Обычаи - это соц. значимые формы деятельности, благодаря кот. накопленный опыт передается от поколения к поколению. Обычаи действуют вне произвольной сфере, хотя в ряде регионов мира они регулируют и трудовые процессы. К ним относятся традиции трудовые навыки, формы поведения, жизн. уклад, воспитание. Традиции, в отличии от обычаев и обрядов, выступают в более обобщенной, интегрированной форме деятельности.

Аксиологическая концепция культуры.

Аксиология – это теория ценностей.
С позиций аксиологического подхода культура – это система базовых ценностей общества, находящегося на определенной стадии своего исторического развития.
Культура – это система ценностей общества, потому что:
- она определяет специфику той или иной культуры, ее отличие от других культур
- в ней концентрируются все результаты духовной деятельности человека
- система ценностей представляет собой наиболее устойчивую структуру человеческого сознания
- она определяет отношение людей ко вновь созданным произведениям духа, ценностям прошлых эпох или ценностям других культур.

Информационно-знаковая (семиотическая) концепция культуры.

Семиотика - это теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем. В рамках семиотической концепции культура рассматривается как знаково-символическая система. Одним из первых, кто обратил серьезное внимание на знаковый характер культуры, был Э. Касссирер (1874 - 1945). Он заложил основы семиотического подхода в исследовании культуры. По мнению Кассирера, вся человеческая деятельность носит символический характер. Из этого положения им делается вывод о том, что сущностью человека является способность к созданию символов. В своей книге "Философия символических форм" он рассматривает мифологию, религию и науку как особые культурно - символические системы.

Одним из основоположников семиотического направления в нашей отечественной науке является Ю. М. Лотман (1922 - 1993). Он видел в культуре знаковую систему и определял ее как "семиосферу" (по аналогии с понятием "биосфера", введенным В. И. Вернадским), подчеркивая тем самым ее глобальный характер. "Область культуры - всегда область символизма". Основную социальную роль культуры он видел в том, что она является "негенетической памятью коллектива", хранит и передает накопленный опыт.

Культура и цивилизация

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития.

Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века.

Культура и природа.

Самым общим образом культурология может быть охарактеризована как все то, что создано руками и умом человека в процессе его исторической жизнедеятельности, и представляет собой то, что не имело бы места и не способно было бы удерживаться в дальнейшем без постоянных усилий и поддержки человека, соответственно, природа — это все существующее и не созданное человеком, то, что не является результатом человеческой деятельности и может существовать независимо от нее.

Деятельность - одна из главных категорий социальной философии и философии культуры. Деятельностные интерпретации общества и культуры стали разрабатываться в нашей литературе практически одновременно. Деятельностный подход к культуре представлен в работах В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, Е. С. Маркаряна, М. С. Кагана. М. С. Каган в книге "Человеческая деятельность: опыт системного анализа" выделяет в человеческой деятельности четыре элемента: субъекты деятельности, объекты, на которые она направлена, продукты деятельности, способы и средства ее осуществления. По мнению Кагана, культура - продукты, способы и средства деятельности, а общество - коллективный субъект этой деятельности. Общество - это не простое множество людей, а целостная система, в которой они объединены многообразными связями и отношениями (экономическими, политическими, правовыми, нравственными и др.).

Деятельность дает возможность выразить диалектическую взаимосвязь между различными элементами культуры и тем самым представить ее как целостность. Деятельностное рассмотрение культуры позволяет также обнаружить источники и движущие силы ее развития, представить культуру как самопротиворечивое явление, как диалектическое единство противоположностей. Одно из основных противоречий развития культуры - это противоречие между творческой и стереотипической деятельностью. Стереотипы - относительно устойчивые, повторяющиеся способы деятельности, служащие средством сохранения и передачи социального опыта.

Обряды - это формализованные варианты привычного действия, символические модели поведения. Они несут большую эстетическую нагрузку и выступают не только формой закрепления и передачи социального опыта, но и формой эмоционального отношения к миру. Кроме того, обряды способствуют сплочению группы, укреплению связей между людьми, снятию напряженности и недоверия в отношениях между ними. Обряды сопровождают важные моменты в жизни человека. Например, существуют обряды, связанные с рождением ребенка (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, помолвка, выкуп невесты), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в студенты). Культовым видом обряда является церемония.

Церемония - торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок - церемониал.

Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию каких-либо событий и дат. Функции этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование - пример важной для общества церемонии.

Другим видом обряда является ритуал.

Ритуал - форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные социальные и культурные ценности.

Смысл ритуала заключен не в самих составляющих его действиях, а в том, что они обозначают (символизируют). В силу своего символического характера ритуальные действия лишены непосредственной целесообразности. Пример ритуала - принесение жертв языческим богам.

Кроме обрядов к стереотипам относятся обычаи.

Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать.

К нарушителям применяются неформальные санкции - неодобрение, изоляция, порицание. Обычаи закрепляются коллективными привычками и воспроизводятся в неизменном виде в течение длительного исторического периода. Обычаи действуют в непроизводственной сфере, хотя в ряде регионов мира они регулируют и трудовые процессы. К обычаям можно отнести традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные правила гигиены, правила отношений между людьми в общественных местах, на улице, в городском транспорте. Обычаем регулируются часы и условия приема пищи, сна.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция - это механизм непосредственной передачи культурной информации во времени.

Первоначально слово "традиция" означало "передача", "предание", что подчеркивает ее устойчивость, преемственность. Традиция по сравнению с обычаями и обрядами является более обобщенной, интегральной формой деятельности. Традиционными могут стать встречи бывших одноклассников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, другие - в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом. Традиции способствуют устойчивости и равновесию общества. Выступая как коллективная память, они являются важным элементом этнического самосознания.

Обычаи и традиции воспроизводят уже накопленный культурный опыт. Выход за рамки существующих стереотипов, создание новых форм культуры осуществляется в процессе творчества.

Творчество - это деятельность, порождающая новое. Научная гипотеза или новая закономерность, техническое изобретение или выявление практической значимости той или иной идеи - все это результаты творческой деятельности. Создание известного с помощью нового (новых приемов и средств) также является творчеством. Творческими являются достижения, которые вносят вклад в историю мировой культуры. Творчеством является и деятельность, в процессе которой человек открывает для себя нечто новое или создает его, даже если оно представляет собой общепризнанное достояние культуры.

Существует не только творческое производство, но и творческое потребление. Творческое потребление предполагает напряженную внутреннюю работу мыслей и чувств, личностное общение, соавторство. Оно приводит к формированию у человека новых способностей, представлений, качеств. Таким образом, новое, возникающее в процессе творчества, бесконечно разнообразно и по форме, и по содержанию, и по масштабам, и по своей социальной значимости для общества и для отдельной личности.

Какова диалектика традиций и творчества, как они взаимосвязаны? Традиции и творчество нередко представляют как абсолютные противоположности, антиподы. Однако, это упрощенный подход, не учитывающий диалектической связи между ними, а также того, что существуют разные виды традиций. Есть такие обычаи и традиции, которые исключают творческий момент, не допускают нововведений. Их можно сравнить со скафандром, непроницаемым для внешних влияний. К ним относятся религиозные, бытовые традиции. Они регламентируют поведение человека путем детальных предписаний, передают информации в виде непосредственного образца для подражания. На их основе формируются простые привычки, носящие характер автоматизмов. Привычки играют важную роль в воспитании, способствуют приобщению к культуре ребенка или же взрослого человека, попавшего в иную культурную среду. В процессе исторического развития возникли традиции, в основе которых лежит не детализированная схема деятельности, а принцип, общая идея, творческий метод, т. е. абстрактные образования. Заключенный в них социальный опыт выступает лишь в качестве общего ориентира деятельности человека. Это пластичные, подвижные традиции. Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом ядро, основа традиций также остается без перемен.

Примером таких традиций являются философские традиции - материалистическая и идеалистическая. Они существуют еще с древности. С развитием философии изменялись, принимали разные формы, но сохраняли при этом свои основные принципы. Аналогичная ситуация характерна и для художественных традиций. Например, реалистическая традиция существует с эпохи Возрождения и до наших дней. При этом реализм принимал разные исторические формы. Был просветительский реализм в 18 в., критический реализм 19 в., социалистический реализм 20 в. Художники и писатели, используя этот метод, осмысливали новые явления, процессы, проблемы современной им действительности.

Таким образом, традиции и творчество диалектически взаимосвязаны. Традиции могут включать творчество в качестве момента. Творчество, в свою очередь, опирается на традиции, синтезирует все предшествующие достижения культуры. Новое направление в культуре может отказываться от одних традиций, но обращаться к другим. Например, Возрождение отвергло традиции средневековой культуры, но обратилось к более древним традициям античности. Авангардизм отказался от классических традиций, принципов реализма, но многое заимствовал из культуры Востока. Новое не может возникать вне преемственной связи с предшествующим.

Эта тема имеет еще один, очень важный аспект. Существует проблема соединения нововведений с социокультурной средой. Всякое нововведение обречено на забвение и отторжение, если оно не встречает признания со стороны общества, если отсутствует социальный спрос, и в обществе нет социальных сил, заинтересованных в развитии нового вида деятельности. Показательный пример дает история книгопечатания в Западной Европе и России. И. Гутенберг начал печатать книги в середине 15 в. Культурная среда была настолько готова к восприятию этого факта, что уже к концу 15 в. было выпущено около 40 тысяч изданий книг общим тиражом 10 - 12 миллионов экземпляров. В России первая книга была напечатана И. Федоровым в 1564 г. Но этот факт не привел к качественным изменениям в развитии культуры. В 16 в. в России вышло всего 16 изданий. И. Федоров из-за угрозы обвинения в ереси вынужден был уехать в Западную Русь. Еще долгое время рукописные книги оставались главными в церковном и светском знании. Широкое книгопечатание началось в России только с 18 в. Таким образом, социальная среда определяет судьбу открытий и изобретений.

Читайте также: