Деятель искусства эпохи просвещения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. По их мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершенствованию.

Здесь парки не просто места с естественной или посаженной растительностью. Они включают в себя различные культурные здания, такие как музеи, библиотеки, театры, картинные галереи и храмы и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что искусство эпохи Просвещения достигло огромных высот.

Искусство во Франции связано прежде всего с таким новым понятием, как рококо. Для него характерна асимметрия, игривость и вычурность, роскошь и манерность.

Родоначальником же стиля рококо по праву считается французский рисовальщик и живописец Антуан Ватто (1684–1721). Его работы, от бытовых сцен до галантных празднеств, выделяются своей яркостью, изысканностью, красочностью.

Но самым первым живописцем-просветителем являлся англичанин Уильям Хогарт (1697–1764). Именно он стал первым внедрять светские темы в живопись, тогда как раньше преобладали произведения искусства с религиозной тематикой. Для картин У.

Его соотечественник, живописец эпохи Просвещения Томас Гейнсборо (1727–1888) был одним из наиболее выдающихся портретистов.

В Италии, а именно в Венеции, в XVIII в. зародилось новое направление живописи – ведута.

Ведута (от итальянского слова veduta) – это городской архитектурный пейзаж.

Высокое развитие получило театральное искусство в Венеции. Здесь, в небольшом по размеру городе, существовало семь театров. Венецианские театры существовали во многом благодаря заслугам выдающихся драматургов: Карло Гольдони и Карло Гоцци.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Новоладожский очаг просвещения

Новоладожский очаг просвещения Настоящими очагами народного просвещения в провинции служили библиотеки. К концу XIX века в Петербургской губернии существовало 35 народных библиотек, в том числе 21 русская и 14 финских. По уездам они распределялись следующим образом: в

Глава 3 НА ВЕРШИНЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПИРАМИДЫ. ГОСУДАРСТВО В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Глава 3 НА ВЕРШИНЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПИРАМИДЫ. ГОСУДАРСТВО В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ В хронотопе расширяющейся Европы параметры человеческой жизни впервые по-настоящему изменились. Расширение кругозора людей — первый объективный факт, который смогла уловить философия Просвещения.

Глава 1 Социальное пространство Просвещения

Глава 1 Социальное пространство Просвещения

Глава 2 Литературное пространство Просвещения

Глава 2 Литературное пространство Просвещения

Глава 3 Географическое пространство Просвещения

Глава 3 Географическое пространство Просвещения

Краткий миг просвещения

Краткий миг просвещения Если оставить в стороне эту демонстрацию религиозного фанатизма, без сомнения навязанную магнатами и духовенством, а также забыть о почти традиционном истреблении родственников с целью избежать гражданской войны, Хосроя I можно назвать

ТЕАТР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ТЕАТР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В XVIII веке началась эпоха Просвещения, основным содержанием которой стала решительная борьба с феодализмом. Борьба эта была тем успешней, чем теснее сплачивались ряды революционно настроенной буржуазии и народных масс.Результаты этой борьбы

2. Изобразительное искусство и появление письменности в первобытную эпоху. Развитие мышления, накопление знаний

2. Изобразительное искусство и появление письменности в первобытную эпоху. Развитие мышления, накопление знаний В первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства:1) графика (рисунки, силуэты);2) живопись (изображения в цвете, выполненные

Век Просвещения

Век Просвещения “Я был свидетелем революции, низложившей с российского престола внука Петра Великого, чтобы возвести на оный чужеземку. Я видел, как сия государыня, убежав тайно из дворца, в тот же день овладела жизнию и царством своего мужа”, - так начинает свои записки

35. Музыкальное искусство в эпоху Просвещения

35. Музыкальное искусство в эпоху Просвещения Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.Развитие музыкального искусства прежде

Глава 2 История и искусство в культуре польского просвещения

Глава 2 История и искусство в культуре польского просвещения История и культура. – В поисках духа истории. Историческая живопись. Дидактика и документ. Политическая и национальная идея Зыгмунт Фогель. Замок в Тенчине«Геродот, как и Ливий, и Орозий, и даже как историки

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

Людмила Царькова

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

Великие просветители Европы

Великие просветители Европы оказали огромное влияние на ход истории

Кратко рассказать о великих просветителях Европы непросто, но мы всё же попробуем. Речь пойдёт о людях, которые своей общественной, литературной и философской деятельностью сумели изменить весь мир! Потому что в основе всего лежат идеи, и именно идеи закладывались в головы людей европейскими просветителями. С чего начинаются любые перемены в обществе, такие, как реформы и революции? Правильно – с идей!

Вольтер

На протяжении всей жизни Вольтер боролся со старым порядком, издавал свои произведения анонимно, печатал их за границей и контрабандой провозил во Францию. Проповедуемые им идеи свободомыслия сделали его, пожалуй, одним из самых великих просветителей Европы. Более того, многие историки отсчитывают конец эпохи Просвещения именно со смерти Вольтера, а Великая Французская революция во многом была вызвана авторитетом его идей.

Вольтер

Вольтер

При жизни он активно занимался правозащитной деятельностью, выступая в защиту несправедливо осуждённых людей. При этом некоторые его взгляды вполне достойны осуждения. Так, Вольтер не стремился ко всеобщему равенству! Напротив, он полагал, что общество должно быть поделено на образованных и богатых, с одной стороны, и на всех остальных, которые должны работать на первую категорию. А ещё он, кстати, был ярым антисемитом.

Шарль де Монтескьё

Этот утончённый дворянин выступал за свободу личности и против деспотизма. Угнетение человека государством Монтескьё полагал недопустимым, и верил, что свободу могут гарантировать лишь законы. Он даже разработал доктрину о разделении власти на исполнительную, судебную и законодательная, которая, кстати, получила распространение почти по всему миру.

Монтескьё

Монтескьё

Что интересно, то, какими должны быть законы, Монтескьё связывал с климатом каждой конкретной страны. Он утверждал, что от климатических условий зависят потребности населения, которые, в свою очередь, ведут к различию в образе жизни. А образ жизни уже непосредственно влияет на то, какими должны быть законы того или иного общества. Кстати, идеи Монтескьё оказали огромное влияние на составителей первой конституции США, а также на законодательную базу Франции после революции, так что его тоже можно смело включить в список великих просветителей Европы.

Жан-Жак Руссо

Руссо

Жан-Жак Руссо

Дени Дидро

По своим взглядам Дидро был отчасти близок Монтескьё. Он также был противником деспотизма в любом его проявлении, и ратовал за идею всеобщего равенства. При это он был ярым материалистом, отрицавшим популярное тогда учение о дуалистичной природе человека (дух и материя), признавая лишь материю.

Дени Дидро

Дени Дидро

Его борьба с притеснениями нашла своё отражение в его литературном творчестве. В своих произведениях Дидро боролся за права незаконнорожденных детей, которые в ту эпоху были серьёзно ограничены в правах из-за своего происхождения. Также он требовал отказа от практики заключения браков детей их родителями, которые мнение этих самых детей во внимание зачастую не принимали.

Жюльен Офре де Ламетри

Этот гениальный врач, как и Дидро, был убеждённым материалистом. Всю жизнь Ламетри в сатирическом ключе высмеивал невежество и злоупотребления. Жизнь у него, кстати, выдалась нелёгкая – его произведения публично сжигались по приговору суда, его преследовала Церковь, ему запрещали публикации. Дошло до того, что Ламетри был вынужден бежать из Франции в Голландию, оставив семью.

Ламетри

Ламетри

Не меньшее значение для эпохи просвещения имела и его научная деятельность. Ламетри догадывался об эволюции и высказывал идеи о постепенном изменении и совершенствовании растительной и животной жизни. Правда, сформулировать на основе этих идей какие-либо теории он так и не успел, так что впоследствии теория эволюции была создана Чарльзом Дарвином, став мощным оружием в борьбе с невежеством.

Адам Смит

Адам Смит

Адам Смит

Работы Адама Смита были ограниченно популярны во Франции и Англии, хотя критиков и недоброжелателей у него хватало. А в Испании его труды вообще были запрещены инквизицией, потому то испанский королевский дом пристально следил за Великой Французской революции, опасаясь похожего исхода событий, и, соответственно, настороженно относился к идеям европейских просветителей.

Джон Локк

Этот философ обладал огромным влиянием на современников, и его письма оказали огромное влияние на вышеупомянутых Вольтера и Руссо, хотя у них были и расхождения во взглядах. Локка по праву причисляют к великим просветителям Европы, потому что его идеи легли в основу работ множества других философов, которые, в свою очередь, имели много последователей.

Джон Локк

Джон Локк

С Руссо его роднили идеи о всеобщем равенстве, а с Монтескьё – убеждённость в необходимости разделения власти. Именно Джон Локк ощутимо повлиял на Войну за независимость США, что отражено даже в американской Декларации независимости. При этом на философские убеждения самого Локка оказало огромное влияние учение Рене Декарта, знаменитого учёного, который создал систему координат, которой до сих пор пользуется весь мир.




Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали [1] .

Содержание

Историческое значение


Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас.

После Второй мировой войны вместе с рождением постмодернизма некоторые особенности современной философии и науки стали рассматриваться как недостатки: чрезмерная специализация, невнимание к традиции, непредсказуемость и опасность непредвиденных последствий, а также нереалистическая оценка и романтизация деятелей Просвещения. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно даже считают, что Просвещение косвенно породило тоталитаризм.

Периодизация по Г. Мэю

Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо, а в Америке — Пейна и Джефферсона. Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической [5] .

См. также

Примечания

  1. Hackett, LouisThe age of Enlightenment (1992). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
  2. Hooker, RichardThe European Enlightenment (1996). (недоступная ссылка — история)
  3. Frost, MartinThe age of Enlightenment (2008). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.Проверено 18 января 2008.
  4. Blissett, LutherAnarchist Integralism: Aesthetics, Politics and the Après-Garde (1997). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.Проверено 18 января 2008.
  5. ↑ Цитируется по: G.Gunn. Early American Writing. Introduction. Penguin Books USA Inc., New York, 1994. Pp.xxxvii-xxxviii.

Библиография

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Читайте также: