Детский сад а с симонович кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

1 Идея обучения и воспитания в дошкольных учреждениях Симонович А.С. 4
Биография А.С. Симонович 4
Педагогические идеи А.С. Симонович 6
Анализ методик А.С. Симонович 8
Общепедагогические взгляды 8
Воспитательная работа в детском саду 14
Расписание в детском саду А.С. Симонович 19

Прикрепленные файлы: 1 файл

Педагогические идеи А.С. Симонович.doc

А. С. Симонович стремилась установить общие и специальные задачи детского сада и начальной школы, исходя из психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она указывала, что развитие личности ребенка в процессе воспитания идет непрерывно, воспитательно-образовательные задачи усложняются по возрастам. Задачи детского сада, вытекающие из особенностей возрастного развития детей, сформулированы ею следующим образом: “Пребывание в детском саду дает детям общий уровень развития. Детский сад подготовляет детей в школу. Между занятиями школы и детского сада проведена строгая черта: школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою. В школе обращается внимание на преподаваемый предмет, а в детском саду на ребенка, а предмет играет второстепенную роль, он есть только средство для достижения цели. Ребенок в этом возрасте любит жизнь подвижную. Все вокруг него играет и все сотворено для игры. Всестороннее, гармоническое развитие всех органов тела — вот воспитание детского, сада”.

Сравнение двух систем обучения ? школьной и дошкольной обусловлено тем, что первые дошкольные учреждения для богатых сословий ставили своей целью подготовку детей к школе (в частности, в программу включалось обучение грамоте и развитие речи). Как было описано выше, первые дошкольные учреждения работали по системе Ф. Фребеля. Обратимся к практике одного из таких первых дошкольных учреждений, чтобы ответить на вопросы: как обучали детей родному языку, как при этом развивалась речь детей, и ставилась ли такая цель. Понятно, что целостной системы обучения родному языку детей дошкольного возраста еще не могло быть. Но элементы этой системы уже имелись. Одним из первых дошкольных учреждений в России был открывшийся в Петербурге платный детский сад А.С. Симонович. Вначале он работал по системе Ф. Фребеля, т.е. все занятия и игры были строго систематизированы, построены на педантизме и шаблоне, которым славились немецкие дошкольные учреждения. Необходимо отметить, что явление фребелизма, только появившееся на небосклоне российского образования, вызывало неподдельный интерес у большинства дошкольных педагогов.[5]

И если в 60-70 годы XIX столетия многие педагоги с энтузиазмом следовали системе Фребеля, то, начиная со второй половины 70-х годов, многие из его прежних почитателей, находя недостатки во фребелевской системе, пытались адаптировать ее к русским условиям. В педагогической прессе того времени стали появляться публикации с критикой в адрес его системы.

В отличие от многих педагогов второй половины XIX века, А.С. Симонович хорошо понимала важность планомерной и систематической работы с детьми, поэтому в своих дошкольных учреждениях считала обязательным составление воспитательно- образовательного плана.

Отступление от него допускалось лишь в случае какого-либо важного события, а необходимыми требованиями организации всей работы детского сада А.С. Симонович считала следующие: 1) работа садовницы с детьми 5-7 лет должна протекать по недельному расписанию; 2) занятия в элементарном классе должны приближаться к школьно-урочной форме (предметные уроки); 3) необходимо ввести разнообразное применение методов и приемов, а также обязательное чередование игр и занятий; 4) порядок и содержание занятий должны согласовываться с сезонными явлениями природы (принцип сезонности).

Самое пристальное внимание А.С. Симонович уделяла развитию речи детей дошкольного возраста, полагая, что родной язык является не только средст вом умственного развития, но и, что очень важно, нравственного становления личности. Интерес к проблемам изучения детской речи появился у нее еще во второй половине 1860-х годов, когда параллельно с работой в детском саду она посещала Бестужевские высшие женские курсы. Вопросам языкознания на курсах уделялось повышенное внимание, так как именно в то время возник повышенный интерес к родному языку как предмету обучения.

Литературно-исторические заметки юного техника

27 сентября в России отмечается новый общенациональный праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников.

Организатор первого в России детского сада Аделаида Семеновна Симонович родилась в Москве в 1844 году (по другим данным - в 1840 году). Образование свое Симонович получала в те годы, когда для женщины это представляло довольно сложную задачу. Женских гимназий еще не существовало, а в российские университеты женщинам вообще был закрыт доступ. Аделаида Семеновна закончила пятиклассную школу, а потом занималась самостоятельно и выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Этого ей казалось недостаточно, и она пыталась получить разрешение посещать лекции в Московском университете. Аделаиде Семеновне отказали — довольно грубо. И, как сообщают биографы, Симонович ничего не оставалось делать, как поехать учиться в Швейцарию. Швейцарские университеты в то время уже принимали женщин. В период своей швейцарской жизни супруги Симоновичи познакомились с системой дошкольного воспитания Ф.Фребеля, и этот факт положил начало истории российских детских садов.

А в 1878 году просвещенное женское население России наконец дождалось своего часа: в Петербурге открылись Бестужевские высшие женские курсы.

К этому времени у Симоновичей было уже шестеро детей. Кроме собственных, Аделаида Семеновна воспитывала еще и своего племянника, впоследствии знаменитого художника Валентина Серова, а также руководила небольшой частной школой. Тем не менее она стала посещать лекции на историко-филологическом факультете.

Организация детских яслей — тоже начинание Симонович. После смерти мужа Аделаида Семеновна поселилась в имении своего зятя в Тверской губернии и стала преподавать в Калачаевской сельской школе. Летом, когда школа не работала, Симонович устраивала в школьном помещении ясли и дошкольную площадку.


В предисловии автор выражает твёрдое убеждение в том, что в начале XX века Россия неизбежно пойдёт по пути радикального изменения системы детского воспитания: на смену домашнему замкнутому воспитанию придёт общественное, с системой общедоступных детских садов. Это даст новые возможности женщинам, освобождая их от домашнего хозяйства и предоставляя всё больше возможностей для образования, работы и самореализации, а также активной экономической и общественной деятельности. Действительно, в 1878 году открылись знаменитые Высшие женские Бестужевские курсы, а в начале ХХ века в России уже существовали женские гимназии.


Аделаида Семёновна Симонович родилась в Москве в 1844 году. Образование она получала в те годы, когда для женщины это представляло сложную задачу. Женских гимназий ещё не существовало, а в российские университеты женщинам вообще был закрыт доступ. Аделаида Семёновна закончила пятиклассную школу, а потом занималась самостоятельно и выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Этого ей казалось недостаточно, и она пыталась получить разрешение посещать лекции в Московском университете. Аделаиде отказали, и она уехала с мужем в Швейцарию. Здесь она познакомилась с системой дошкольного воспитания Фридриха Фрёбеля.

У Симоновичей было шестеро детей. Кроме них, Аделаида Семеновна воспитывала ещё и своего племянника, впоследствии знаменитого художника Валентина Серова, а также руководила небольшой частной школой.


Валентин Серов очень часто бывал в семье своей любимой тёти, Аделаиды Семёновны Симонович. Одно время он даже жил у Симоновичей. Воспитанница семьи Ольга Трубникова впоследствии стала женой художника.

Он перерисовал всех детей Симоновичей. Самым известным из этих портретов стал портрет Марии Симонович.

Аделаида Симонович держала художественную школу, в которой преподавали её племянник Валентин Серов и зять Владимир Дервиз.


Аделаида Симонович с детьми и мужем, врачом-педиатром Яковом Мироновичем Симоновичем. 1870. Источник изображения: Симонович-Ефимова Н. Я. Записки художника / составители А. И. Ефимов, И. В. Голицын. — М.: Советский художник, 1982. — С. 18.

В 1866 году Аделаида Симонович вместе с мужем открыли в Петербурге первый детский сад, который стал своеобразной педагогической лабораторией. Туда принимали детей от 3 до 8 лет. Со временем Симонович разочаровалась в системе дошкольного воспитания Фрёбеля и значительно расширила круг игр и занятий с детьми.

Дата открытия первого детского сада А. С. Симонович — 27 сентября — стала Днём работников дошкольного образования.


Ключевые слова: дошкольное воспитание, детский сад, общественное воспитание

Key words: preschool education, kindergarten, public education

Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие личности человека, и особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство. В истории зарубежного и отечественного дошкольного образования немало разнообразных теорий и практик воспитания детей дошкольного возраста, часть которых проверена временем и подтвердила свою состоятельность на протяжении десятилетий.

Аделаида Семеновна Симонович — практик отечественного дошкольного воспитания, положившая начало истории детских садов в России в конце IXX века.

В Швейцарии в период обучения университете Аделаида Семеновна познакомилась с системой дошкольного воспитания Ф. Фребеля, ознакомилась с опытом первого народного детского сада, организованного по инициативе его племянницы, а также изучила организацию детских садов в Германии.

Журнал был нацелен на новаторские идеи в дошкольном воспитании, т. к. сама мысль об общественном воспитании маленьких детей в России была не востребована. Главной целью журнала стало разъяснение необходимости создания детских садов в России посредством практических указаний.

В журнале публиковались статьи по воспитанию, уроки по различным предметам, педагогическая хроника, критика и библиография детской, учебной и педагогической литературы, рассказы для чтения детьми и прочее.

Стоит отметить, что Симонович не призывала точно следовать методике Фребеля, она считала, что российские детские сады должны быть созданы на народной, русской почве, в них не должно быть чрезмерного дидактизма, мешающего развитию в нем творчества. Предлагались подвижные игры, отражающие жизнь русской природы, труда и быта русского народа. Но и от европейского опыта А. С. Симонович не отказывалась.

Главным действующим лицом в этом процессе А. С. Симонович считала воспитательницу детского сада, основным требованием журнала к которой должно быть образование, а главным средством дошкольного воспитания и образования — игру, в ней Аделаида Семеновна видела и возможность ввести в воспитание главное — труд.

Свои идеи общественного дошкольного воспитания А. С. Симонович успешно применила в семье, где было шестеро своих детей, приемная дочь, а также фактически воспитывались племянники — дети сестры Аделаиды Семеновны, старший из которых стал знаменитым художником Валентином Серовым.

Преемственность идей дошкольной педагогики в ее историческом развитии с современными требованиями ФГОС ДО и примерными программами, востребованными в современных ДОО, показывает состоятельность и актуальность идей дошкольного образования А. С. Симонович, однако, используя эти идеи необходимо учитывать требования изменившейся социально-экономической и культурно-исторической ситуации в обществе.

  1. Симонович, А. С. О детских садах / А. С. Симонович // История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчедлидзе; под ред. С. Ф. Егорова. М.: Просвещение, 1987. — 432 с.
  2. Симонович, А. С. Внутренняя организация жизни детского сада / А. С. Симонович // Детский сад — управление. — 2001. — № 13. — С. 2–9.
  3. Симонович, А. С. Родиновение / А. С. Симонович // История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / сост. Н. Б. Мчедлидзе и др.; под ред. С. Ф. Егорова. М.: Просвещение, 1987. — 432 с.
  4. Шкляева Н. М. Основные направления развития содержания дошкольного образования в практике детских садов России конца XIX-начала ХХ века // Вестник педагогического опыта. Вып. 12.- Глазов / Глазов. гос. пед. ин-т, 2000.- С.7–11.

Основные термины (генерируются автоматически): IXX, детский сад, дошкольное воспитание, Россия, ежемесячный журнал, история детских садов, общественное воспитание детей, отечественное дошкольное воспитание, собственный опыт.

Читайте также: