Демон сидящий описание кратко

Обновлено: 04.07.2024

Когда подходишь к этой картине, ожидаешь, что охватит чувство страха или беспокойства. Демон для многих это символ именно зла и жестокости. Но здесь Врубель рисует дух, который не злится и не мстит, он скорее печален и словно сожалеет о чем-то.

Рассматривая его выражение лица, понимаешь, что он каждой черточкой выражает задумчивость и печаль. Уголки рта немного опущены, чтобы показать грусть. А глаза очень сложно рассмотреть – порой кажется, что он смотрит куда-то вдаль, а порой кажется, что они вообще закрыты. Такое изображение глаз может натолкнуть на мысль, что демон о чем-то думает или вспоминает, что его мысли где-то очень далеко, может он скучает по миру, который ему пришлось оставить.

Черные как смоль кудрявые волосы, черные яркие брови и тень в районе глаз – все это добавляет немного зловещей силы демону. Он все же обладает определенным величием и демонической силой. Хотя, наверное, он хочет от нее отказаться ради другой жизни, он не пользуется своим настоящим положением, он не признает всю злость и грубость своей настоящей сущности. Отрицание себя и мечта о недоступном изматывают демона – он слабеет и болеет.

У демона здесь мускулистое тело и словно загорелое – такие характеристики должны говорить о том, что он живет где-то в райском уголке под солнцем. Но дальше замечаешь, что цвет кожи скорее желто-серый, чем бронзовый. Выбрав такой тон, художник выражает болезненность его демона. Может быть, речь здесь идет о том, что когда-то его жизнь была на воле под жарким солнцем, которое дарило ему радость, счастье и здоровье. Именно об этих временах он и сожалеет и грустит, те прекрасные дни он вспоминает, сидя теперь на холодных и жестких камнях.

Теперь хочется перевести взгляд дальше, чуть ниже. Здесь видна какая-то одежда. Конечно, появляется ощущение, что это штаны, но и здесь все как будто неоднозначно. Штаны идут вниз к стопам, но они там не заканчиваются – стоп не видно. Материя словно льется дальше вниз, как будто она сливается с камнями, на которых сидит демон – она не дает ему уйти, приковывает к этому месту. Синий цвет материи напоминает реку, вода течет вниз по камням и тянет за собой демона. Выбран холодный тон, он дает необходимое ощущение одиночества и безысходности. Это не счастливая речушка, которая играет на солнце, а скорей тяжелая темная и холодная, безжалостная вода.

Внизу на переднем плане расположены кисти рук демона. Если взглянуть на всю картину, то появляется ощущение, что кисти рук располагаются ближе всего к зрителю. Кроме того, они очень хорошо прорисованы, хотя, как и глаза, оставляют часть изображения темным и неясным. Если попробовать сцепить руки также, то появится неприятное ощущение – кажется, что демон ломает себе руки. Действительно, сожаление часто сопровождается у людей таким действием, они мучают свои руки, словно ломая.

Теперь можно отстраниться от деталей и посмотреть на всю фигуру демона целиком. Чтобы лучше прочувствовать, что выражает его поза, можно сесть примерно также. Появляется ощущение, словно он устал и болен. У него уже нет сил бороться. Он здесь надолго, он не вскочит неожиданно и не помчится никуда. Словно эта каменная плита – его последнее пристанище, и ему осталось лишь вспоминать о прошлом, о жизни под солнцем полной радости и смеха. Окружение демона также описывает его внутреннее состояние. Каменные плиты – это холодность, отстраненность, отсутствие жизни и неизменность. В то же время камень может символизировать силу, стойкость, величавость и монументальность. Демон здесь на камне словно статуя – навечно. Цветы на картине совсем не похожи на живые и благоухающие создания, которые приносят жизнь и радость. Здесь они словно высечены из гранита – угловатые и неестественные. Даже цвет их очень странный – серо-синий, серо-коричневый, зеленоватый и т.д. Как будто это не живые цветы, а изображение на сером монументе.

Фоном картины служит красно-черный закат. Он был бы зловещим и агрессивным, если бы оказался чуть ярче. Но здесь закат бледный, будто бы пыльный. Такое изображение вызывает ощущение безысходности и печали. В то же время красный закат все-таки может служить напоминанием, что перед нами существо из преисподней, что сущность его темна и непредсказуема.

Хочется обратить внимание на последнюю деталь – демон сидит спиной к своему миру, он от него отвернулся и не хочет возвращаться. Возможно, он обращен лицом к миру зрителя, к жизни и счастью, к тому миру, куда ему уже не попасть. Именно поэтому его бытие превращается в существование в качестве неподвижной и скорбящей статуи – в мир людей он уже не может попасть, как бы ему этого не хотелось, а мир демонов его не интересует. Демон сидит на каменной границе между ними и печально вспоминает свою прошлую жизнь.

Игра света и тени очень мастерски прорисована художником. Здесь очень много затененных участков, которые изображаются почти черными. Появляется ощущение страха, таинственности и неизвестности – именно то, что человек испытывает при мысли о демоне. Высветленные участки в свою очередь не являются радостными солнечными бликами. Скорее это бледный свет, который просачивается сквозь толстые темные тучи. Он печально освещает больное и неподвижное тело демона. Светлое и довольно яркое пятно заката окрашено в зловещий желто-красный цвет. Такой закат не предвещает ничего хорошего. Для заката здесь использовались яркие желто-красные тона и черно-серые – эти цвета вызывают у человека страх и беспокойство, а также напоминают о пожаре, то есть беде.

Картина Врубеля чрезвычайно сложна и многолика, ее можно рассматривать часами и возвращаться к ней снова и снова находя что-то раньше скрытое от глаз.

Картину “Демон сидящий” написал русский художник Михаил Врубель в 1890 году.

То ли демон, то ли человек

Творческий путь автора был очень непростым. В нем было несколько переломных моментов, а в конце жизни художник окончательно ослеп и сошел с ума.

Судьба более чем трагичная, но, тем не менее, творчество Михаила Александровича знакомо всем. Прекрасные картины его знает каждый со школьной скамьи, им восхищаются, его не понимают, но на то он и художник, чтобы заставлять людей чувствовать и переживать.

Картина “Демон сидящий” была первой в московском периоде художника. Она написана как раз в то время, когда Врубель подвергался нападкам современников за слишком грубую, карикатурную и нелепую манеру письма по их мнению. В это же время автор создает цикл иллюстраций для поэмы Лермонтова “Демон”, но там он ограничен рамками произведения. В огромном полотне “Демон сидящий” художник полностью выражает свой взгляд на фигуру Демона, он свободен от литературных ассоциаций.

На полотне Демон сидит, нервно сцепив руки, ссутулившись и печально глядя вдаль. Мятежный, полный внутренней борьбы, он тоскует по живому миру и, в тоже время, сам напоминает человека, запутавшегося в себе. Фигура его будто зажата между рамками картины, которая не может вместить и выразить всю полноту его чувств. Демон сидит в окружении цветов, больше напоминающих кристаллические скульптуры, в них нет жизни. За плечами фигуры алый закат, который будто оттеняет огонь, сжигающий падшего ангела изнутри.

Полотно “Демон сидящий” стало первым в цикле “Демонов” Врубеля. Оно очаровывает, заставляет забыть все насущное, провалиться в холодный, неживой, каменный мир Демона и даже посочувствовать ему, ведь каждый может увидеть в этой ссутулившейся фигуре свое отражение. На сегодняшний день картину можно увидеть в Москве, в Третьяковской галерее.

Сегодня речь пойдет о картине “Демон Сидящий” Михаила Александровича Врубеля

Картина является одной из центральных произведений специального зала Третьяковки, посвященного творчеству художника. И это неслучайно, ведь образ демона притягивал и не отпускал Врубеля до самого конца его жизни.

Мощь молодого гиганта, неестественным образом напряженные мышцы атлетического торса, сильные руки показывают колоссальную энергию, мужественность, живущую внутри демона. Но сцепленные пальцы, застывшая в уголке глаза слеза выдают пронзительную печаль и бессилие. Демон окружен невиданными цветами фантастического сада, которые расцветают сверкающими кристаллическими гранями. За спиной пурпурное небо и горы, залитые алым закатом. Потрясающая по красоте картина.

Врубель написал её в своём индивидуальном стиле, который делал его живописные произведения более похожими на витражи и мозаичные панно. Драгоценные камни сияют с этого полотна так, что невозможно оторвать взгляд. Такого эффекта художник добился, работая и кистью, и мастихином. Пастозные, фактурные мазки сочетаются с тончайшими слоями и лессировками.

Эта особо хрупкая техника многослойного письма привела к тому, что в настоящее время красочный слой картины имеет тенденцию к отставанию от холста. Для того чтобы не потерять эти мельчайшие частички авторского письма, реставраторами проводятся укрепления проблемных мест грунтами, а хранят картину исключительно под специальным акриловым антистатическим стеклом.

“Демон сидящий” мало кому понравился

Савва Мамонтов пришёл в ужас, Валентин Серов уклончиво произнес: “Я этого не понимаю”. Не смог оценить демона Павел Третьяков, холодно восприняла полотно и менее взыскательная публика. Это было абсолютно новым для того времени. Да и сегодня многие обыватели видят в картине только лишь мистический смысл: будто художник связал свою душу с дьяволом, за что и был наказан, лишившись зрения и рассудка.

Врубель говорил, что демон значит душа

Средствами живописи он смог воплотить, по его словам, “образ мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, творческого познания жизни и не нашедшего ответа на свои сомнения”. Картина отображает тревогу души автора, весь спектр его внутренних переживаний, сомнений.

Невероятная физическая мощь демона - это сила творческого потенциала Врубеля. У художника было некое ощущение нереализованности, и при этом он чувствовал внутри энергию своего гения. “Но мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня ,” - писал он сестре.

Врубель никак не может расположить демона на полотне, ему не хватает места. Когда фигура заполнила всё пространство, художнику пришлось собственноручно надшить дополнительную часть холста. Но демон не желал подчиняться. Он властно вырывался за пределы, ограниченные привычными нормами человеческого естества. Врубель умышленно делает своего и так большого демона еще больше, и наконец, в какой-то момент останавливается. Он понял, что демон будто бы зажат между верхней и нижней перекладинами рамы, что, возможно, это и есть наилучшая композиция. Состояние стесненности демона подчеркивает существование огромного количества творческих сил самого Врубеля и невозможность их полностью проявить. Пространство, в котором живет художник, ему тоже тесно.

В выгнутых пальцах рук чувствуется удивительное напряжение. Это тот внутренний накал - творческий, энергетический накал, который у Врубеля был внутри, энергия его распирающая, открывшая ему знания гения. Когда мы смотрим на лицо демона, то видим тончайшие переживания внутренней боли, которой он ни с кем не может поделиться.

На холсте утрированно-грубыми, плоскими и словно ограненными мазками изображена фигура полуобнаженного смуглого юноши. Он сидит в окружении диковинных цветов, согнув ноги и обхватив колени сильными, мощными руками. Длинные черные волосы персонажа развевает ветер, красивое лицо с женственными чертами печально, взгляд расфокусирован — Демон словно погружен в тяжкие думы, скорбь или воспоминания. Позади юноши в горах догорает яркий закат.

Картина поражает энергетикой, сложностью и многогранностью. Фигура Демона словно соткана из противоречий, противоположностей, их внутренней борьбы. Но при всей своей фрагментарности образ не распадается, а составляет единое целое. И этим очень напоминает мятежный человеческий дух.

Читайте также: