Демократия в швеции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Курс по социальному ориентированию для тех, кто хочет получить дополнительную информацию о Швеции и шведском обществе.

Общественное ориентирование

"Социальное ориентирование" - это бесплатный курс об устройстве шведского общества для лиц, недавно получивших вид на жительство в Швеции.

Прибытие в Швецию

Здесь можно прочитать о том, что лежит в основе шведской демократии. Вы также узнаете об истории Швеции и о развитии страны вплоть до настоящего времени.

Жизнь в Швеции

Здесь, в частности, можно прочитать о том, как подать заявление о предоставлении жилья, обратиться в государственные органы, и что надо делать, если с вами произошел несчастный случай.

Зарабатывать на жизнь и развиваться в Швеции

Здесь можно прочитать о том, как искать работу, зачем мы платим налоги, и на что расходуются налоговые средства.

Права и обязанности личности

Здесь можно прочитать о правах человека и о том, какое влияние они оказывают на законодательство Швеции.

Создание семьи и жизнь с детьми в Швеции

Здесь можно прочитать о родительской роли в новой стране. Вы получите дополнительную информацию о различных видах поддержки, которую общество может оказать семьям с детьми.

Cоциально-политическое влияние в Швеции

Здесь можно прочитать о том, как происходит управление Швецией, и какие политические партии входят в состав шведского парламента.

Охрана здоровья в Швеции

Здесь можно прочитать о том, как устроена система здравоохранения в Швеции, как найти нужное медицинское учреждение, и кто там работает.

Встретить старость в Швеции

Здесь можно прочитать о правах и возможностях пожилых людей и о том, какая помощь им доступна.

Молодежь возле здания шведского парламента в Стокгольме

Как работает парламентская демократия в Швеции - и за счет чего она эффективна?

За свою историю Швеция прошла непростой путь от абсолютной монархии, когда судьбу страны вершили королевские династии, до парламентской демократии, закрепившей власть в руках граждан.

Вся власть – в руках народа

Становление системы парламентской демократии в Швеции произошло еще в первые десятилетия ХХ века. В результате реформы избирательного права в 1909 г. равным правом голоса было наделено всё мужское населения страны, а в 1921 г. это право было распространено и на женщин.

Глава государства – с сентября 1973 г. это король Карл XVI Густав – политических полномочий не имеет и в политической жизни не участвует. Он выполняет главным образом церемониальные (представительские) функции, являясь символом Швеции как для собственных подданных, так и во всем мире.

Закон всех законов

Конституция Швеции регулирует отношения между законодательной и исполнительной властью, а также закрепляет основные права и свободы граждан. Конституция состоит из четырёх основных законов:

Акт о форме правления гарантирует гражданам право проводить демонстрации, объединяться в политические партии и исповедовать свою религию.

Акт о престолонаследии определяет права членов династии Бернадотт на шведский трон.

Акт о свободе печати устанавливает принципы открытого общества и гарантирует общий доступ к официальной информации. Согласно ему, любой человек имеет право доступа к документации риксдага, правительства и других государственных органов, включая и любые финансовые отчеты. Еще один важный принцип Акта о свободе печати – свобода передачи информации, который означает, что граждане Швеции имеют право предоставлять СМИ любую информацию. При этом журналист или издатель не имеет права раскрывать свой источник, если предоставивший ее пожелает остаться анонимным.

Акт о свободе самовыражения, вступивший в силу в 1992 году, в основном отражает уже закреплённые в Акте о свободе печати принципы, как то безоговорочный запрет на цензуру, свободу передачи информации и право на анонимность.

Положения Конституции имеют преимущество над всеми остальными законодательными актами, и не один закон не может ей противоречить. Для того, чтобы внести поправку в Конституцию, Риксдаг должен принять её в двух чтениях – до и после очередных парламентских выборов.

Швеция стала первой страной в мире, принявшей закон о свободе печати (в 1766 году).

Швеция – одна из стран, выплачивающих наибольшие взносы в бюджет Организации Объединенных Наций, а также одно из немногих государств, тратящих 0,7 % от ВНД (валовый национальный доход) на помощь развивающимся странам, что является целевым показателем ООН.

imagebank.sweden.se" title="Флаги Швеции и ЕС" alt="Флаги Швеции и ЕС" gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7" decoding="async" data-nimg="responsive" style="position:absolute;top:0;left:0;bottom:0;right:0;box-sizing:border-box;padding:0;border:none;margin:auto;display:block;width:0;height:0;min-width:100%;max-width:100%;min-height:100%;max-height:100%;object-fit:contain;object-position:top left;filter:blur(20px);background-size:contain;background-image:url("/_next/image?url=https%3A%2F%2Fcms.ru.sweden.se%2Fapp%2Fuploads%2F2021%2F05%2Fsweden-and-the-eu.jpg&w=16&q=1");background-position:top left"/>

На протяжении XX века внешняя политика Швеции основывалась на принципе нейтралитета. С 1995 года страна является членом Евросоюза и, пересмотрев доктрину своей внешней политики, она взяла на себя более активную роль в обеспечении безопасности в Европе.

imagebank.sweden.se" title="шведский парламент" alt="шведский парламент" gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7" decoding="async" data-nimg="responsive" style="position:absolute;top:0;left:0;bottom:0;right:0;box-sizing:border-box;padding:0;border:none;margin:auto;display:block;width:0;height:0;min-width:100%;max-width:100%;min-height:100%;max-height:100%;object-fit:contain;object-position:top left;filter:blur(20px);background-size:contain;background-image:url("/_next/image?url=https%3A%2F%2Fcms.ru.sweden.se%2Fapp%2Fuploads%2F2021%2F05%2Fthe-swedish-parliament-1.jpg&w=16&q=1");background-position:top left"/>

349 членов шведского парламента избираются каждые четыре года. Фото: Мелькер Далстранд/imagebank.sweden.se

Разделение власти

Риксдаг принимает решения, а правительство их исполняет. Правительство также выносит на рассмотрение риксдага новые законы или поправки к ним.

Ригсдаг является основным представительным органом Швеции, в его состав входят 349 депутатов. Они избираются путем прямого голосования всех граждан Швеции, достигших 18 лет, проживающих или ранее проживавших на территории Швеции. С 1971 года риксдаг является однопалатным.
Для того, чтобы стать депутатом риксдага, нужно быть гражданином Швециghи, а также достичь возраста 18 лет.

На данный момент в риксдаге представлены восемь партий: Социал-демократическая партия (Socialdemokraterna), Умеренная коалиционная (Moderaterna), Шведские демократы (Sverigedemokraterna), Партия Зеленых (Miljöpartiet de Gröna), Центристская партия (Centerpartiet), Партия левых (Vänsterpartiet), Либеральная партия (Liberalerna) и Христианские демократы (Kristdemokraterna).

Премьер-министр и его кабинет

Риксдаг назначает премьер-министра, задача которого – сформировать правительство. Премьер-министр лично выбирает министров для своего кабинета и решает, какие министерства будут им подчиняться. Согласно Конституции, именно правительство, а не глава государства (монарх), уполномочено принимать государственные решения.

Нередко министры представляют правящую политическую партию или партии правящей коалиции. В большинстве случаев, министры назначаются из числа депутатов риксдага, но места в парламенте на период работы в кабинете министров за ними также сохраняются. Правда, их парламентские обязанности в это время выполняют заместители. Члены кабинета министров не могут голосовать в риксдаге, однако они имеют право участвовать в парламентских дебатах. Во время официального открытия сессии риксдага в сентябре премьер-министр обычно докладывает о целях правительства на следующий год и рассказывает о приоритетах внутренней и внешней политики государства.

1932–1976: Социал-демократы правят почти без перерыва, в течение 44 лет.

1976: Социал-демократы побеждены правой коалицией, состоящей из Партии центра, Умеренной коалиционной партией и Народной партией либералов

1982: Коалиция правых партий теряет свое преимущество, формируется Социал-демократическое правительство меньшинства.

1991: Начиная с этого года, всеобщие выборы в Швеции проводятся раз в четыре года (ранее проводились раз в три года).

2006: Четыре правые партии формируют коалиционное правительство (Альянс).

2010: Альянс правых партий побеждает левую коалицию, но не получает абсолютного большинства голосов.

2014: Коалиция Социал-демократической и Зелёной партий приходит к власти на смену Альянсу, не имея собственного большинства голосов.

2018: Ни Альянсу правых партий, ни Коалиции Социал-демократической и Зелёной партий не удается получить абсолютного большинства голосов. Через четыре месяца после выборов риксдаг проголосовал за назначение главы временного правительства Стефана Лёвена на пост премьер-министра.

2021: Парламент объявил вотум недоверия премьер-министру, после чего Стефан Лёвен подал в отставку. В ноябре 2021 года первой женщиной премьер-министром Швеции стала Магдалена Андерссон, член партии социал-демократов.


На исходе Средневековья в Швеции был достигнут значительный уровень национального единства [1] . Социальную базу монархии составляло дворянство и крестьяне. Крестьяне играли важную роль: в XV веке им принадлежала половина земли, и они ввели своих представителей в Риксдаг (шведский парламент) как отдельное сословие. На протяжении столетий между монархией и аристократией шла борьба: дворянство защищало свои права и привилегии, монархия обещала крестьянам и неимущим защиту от чрезмерной эксплуатации и закрепощения, чем обеспечивала свою поддержку. В 1776 году Швеция первой в мире провозгласила свободу прессы [2] .

К началу 1870-х Швеция представляла собой либеральную конституционную монархию. В стране существовала национальная система начального школьного образования, и была построена сеть частных каналов и железных дорог [1] . В этот период началась индустриализация, в результате которой за последующие 30 лет численность рабочих увеличилась с 82 тыс. до 350 тыс. чел. Индустриализация повысила эффективность крестьянских хозяйств и стимулировала приток крестьян в города, однако при этом она стала угрожать массовом обеднением и безработицей среди сельского населения. Следствием стала эмиграция в США, куда между 1860 и 1910 гг. уехало более 750 тыс. шведов, что позволило избежать социального кризиса вплоть до 1917 года [1] .

Следует отметить, что индустриализация не привела в Швеции к laissez-faire капитализму [1] . Крупные промышленные центры не возникли, поскольку центров производства было много, так что в 1913 году только 19.1 % рабочих было занято на фабриках с численностью персонала более 500 человек. Результатом распределённости шведской промышленности стали относительно слабая конкуренция, и более того, появление региональных монополий и картелей. Задача развития военной промышленности перед страной не стояла, однако государство оказывало щедрую поддержку индустриализации, и высокопоставленные чиновники были активными инвесторами. С другой стороны, госсектор шведской экономики был невелик, и несмотря на его некоторый рост, даже в конце 1960-х составлял лишь около 6 % ВВП.

Демократизация началась с реформы 1866 года, когда была отменена древняя представительная система четырёх сословий и учреждён двухпалатный законодательный орган. Следует отметить, что в выборах во Вторую палату, из-за имущественного ценза, имело право участвовать только около 20 % взрослых мужчин, а Первая палата набиралась из элиты численностью около 6100 человек. Со временем рост доходов населения сделал имущественные ограничения бессмысленными. Последовала реформа 1907-1909 гг., которая наделила избирательным правом всех налогоплательщиков мужского пола. В то же время на выборах в законодательные собрания провинций (которые в дальнейшем выбирали делегатов в Первую палату), где число поданных один человеком голосов зависело от уплаченного налога, максимальное число таких голосов было снижено с 5000 до 40. Был введён независимый от королевской власти институт уполномоченных, которые наблюдали за выполнением законов и которым люди могли жаловаться на чиновников.

Великая депрессия 1930-х способствовала решительной победе социал-демократов, которые, опираясь на рабочих и пообещав субсидии фермерам, заручились широкой поддержкой. Это позволило избежать появления фашизма и обеспечило стабильность политической системы на тот период [1] . Меры по дальнейшей демократизации принимались и после войны. Например, в 1970-е годы была введена система дотаций частных малотиражных газет, чтобы помочь им конкурировать с более крупными изданиями и тем самым поддерживать многообразие СМИ [2] .

На сегодняшний день, согласно шведской конституции [3] , однопалатный Риксдаг является верховным органом власти. Хотя король по-прежнему остаётся формальным главой государства, его полномочия и обязанности носят представительский и церемониальный характер. Глава исполнительной власти назначается Риксдагом. Избирательная система относится к типу пропорциональных. Ведущую роль в Риксдаге играют социал-демократы и Умеренная коалиционная партия, около трети мест в парламенте распределены между более мелкими партиями. В парламенте представлены все ведущие религиозные, этнические и иммигрантские группы. Почти половина депутатов являются женщинами, то же относится к членам правительства. Саамы имеют собственный представительный орган, который обладает широкими полномочиями в их сообществе и играет совещательную роль в правительстве.

Содержание

Уровень демократии в Швеции

Ниже приведены значения индексов демократии в Швеции по различным методикам, а также значение индекса для идеальной демократии согласно методике.

За свою историю Швеция прошла путь от абсолютной монархии, когда судьбу страны вершили королевские династии, до парламентской демократии, закрепившей власть в руках граждан. Теперь это конституционная монархия. Глава государства — король Карл XVI Густав — политических полномочий не имеет, выполняет церемониальные функции. Законодательная власть принадлежит парламенту (риксдагу), который избирают каждые четыре года всеобщим голосованием. Риксдаг назначает премьер-министра, который формирует правительство.

Лагман Торгни объясняет шведскому королю Олафу необходимость согласования решений со своими подданными (1018 год)

Лагман Торгни объясняет шведскому королю Олафу необходимость согласования решений со своими подданными (1018 год)

История становления демократии в Швеции

ДемократияЦенности Законность Равенство Свобода Права человека Право на самоопределение Консенсус Плюрализм Мирная передача власти ТеорияИстория Россия США Швеция Разновидности Афинская Буржуазная Делегативная Делиберативная Суверенная Имитационная Консоциональная Националистическая Либеральная Консервативная Ликвидная Военная Мажоритарная Парламентская Плебисцитарная Представительная Протективная Прямая Развивающая Социалистическая Народная Социальная Нелиберальная Христианская Электронная Производственная Экологическая Экономическая Демархия Джамахирия

На исходе Средневековья в Швеции был достигнут значительный уровень национального единства [3] . Социальную базу монархии составляли дворянство и крестьяне. Крестьяне играли важную роль: в XV веке им принадлежала половина земли, поэтому они сумели ввести своих представителей в Риксдаг (шведский парламент) как отдельное сословие. На протяжении столетий между монархией и аристократией шла борьба: дворянство защищало свои права и привилегии, монархия обещала крестьянам и неимущим защиту от чрезмерной эксплуатации и закрепощения, чем обеспечивала свою поддержку. В 1776 году Швеция первой в мире провозгласила свободу прессы [4] .

Демократизация началась с реформы 1866 года, когда была отменена древняя представительная система четырёх сословий и учреждён двухпалатный законодательный орган. Следует отметить, что в выборах во Вторую палату, из-за имущественного ценза, имело право участвовать только около 20 % взрослых мужчин, а члены Первой палаты избирались из представителей муниципальных (stadsfullmäktige) и региональных (landsting) советов. Со временем рост доходов населения сделал имущественные ограничения бессмысленными. Последовала реформа 1907—1909 гг., которая наделила избирательным правом всех налогоплательщиков мужского пола. В то же время на выборах в законодательные собрания провинций (которые в дальнейшем выбирали делегатов в Первую палату), где в зависимости от уплаченных налогов можно было подавать больше одного голоса, максимальное число голосов от одного избирателя было снижено с 5000 до 40. Был введён независимый от королевской власти институт уполномоченных, которые наблюдали за выполнением законов и которым люди могли жаловаться на чиновников.

В апреле-мае 1917 года, из-за военной блокады, начался рост массового недовольства правительством, а в крупных городах Швеции вспыхнули голодные бунты. Даже эти ограниченные выступления удалось подавить с большим трудом, поскольку для подобных целей невозможно было задействовать профессиональную армию. На выборах в Риксдаг левые партии, настаивающие на демократических реформах, укрепили своё большинство во Второй палате. Напуганные революциями в России и Германии, король и доминировавшие в Первой палате правые дали своё согласие на радикальные демократические преобразования. В 1918—1921 гг. избирательное право распространилось на женщин, а многократное голосование было отменено.

Великая депрессия 1930-х способствовала решительной победе социал-демократов, которые, опираясь на рабочих и пообещав субсидии фермерам, заручились широкой поддержкой избирателей. Это позволило избежать появления фашизма и обеспечило стабильность политической системы на этот период [3] . Меры по дальнейшей демократизации принимались и после войны. Например, в 1970-е годы была введена система дотаций частных малотиражных газет, чтобы помочь им конкурировать с более крупными изданиями и тем самым поддерживать многообразие СМИ [5] .

Современность

Конституция

Конституция Швеции регулирует отношения между законодательной и исполнительной властью, а также закрепляет основные права и свободы граждан. Конституция состоит из четырёх основных законов:

Акт о форме правления гарантирует гражданам право проводить демонстрации, объединяться в политические партии и исповедовать свою религию.

Акт о престолонаследии определяет права членов династии Бернадотт на шведский трон.

Акт о свободе печати устанавливает принципы открытого общества и гарантирует общий доступ к официальной информации. Согласно ему, любой человек имеет право доступа к документации риксдага, правительства и других государственных органов, включая и любые финансовые отчеты. Еще один важный принцип Акта о свободе печати — свобода передачи информации, который означает, что граждане Швеции имеют право предоставлять СМИ любую информацию. При этом журналист или издатель не имеет права раскрывать свой источник, если предоставивший ее пожелает остаться анонимным.

Акт о свободе самовыражения, вступивший в силу в 1992 году, в основном отражает уже закреплённые в Акте о свободе печати принципы, как то свободу передачи информации, право на анонимность и безоговорочный запрет на цензуру.

Положения Конституции имеют преимущество перед всеми остальными законодательными актами, и ни один закон не может ей противоречить. Для того, чтобы внести поправку в Конституцию, риксдаг должен принять её в двух чтениях — до и после очередных парламентских выборов. [4]

Разделение власти

Глава государства — король (с сентября 1973 г. это король Карл XVI Густав). Он не имеет политических полномочий и не участвует в политической жизни. Король выполняет главным образом церемониальные (представительские) функции, являясь символом Швеции как для собственных подданных, так и во всем мире. [6]

Законодательная власть принадлежит парламенту — риксдагу, который переизбирается всеобщим голосованием по пропорциональной системе каждые четыре года. В его состав входят 349 депутатов. С 1971 года риксдаг является однопалатным. Для того, чтобы стать депутатом риксдага, нужно быть гражданином Швеции, а также достичь возраста 18 лет.

По итогам выборов 2018 года в риксдаг прошли восемь партий: Социал-демократическая партия (Socialdemokraterna), Умеренная коалиционная (Moderaterna), Шведские демократы (Sverigedemokraterna), Партия Зеленых (Miljöpartiet de Gröna), Партия центра (Centerpartiet), Левая партия (Vänsterpartiet), Либеральная партия (Liberalerna) и Христианские демократы (Kristdemokraterna). [7]

Для шведских выборов характерна стабильно высокая явка избирателей (в 2014 году — 85,8 %, в 2018 году — 84 % [7] ). На высокую явку влияют много факторов: доверие к демократическим институтам, уважение конкретно к выборной системе и то, что одновременно с парламентом выбирают местные и региональные власти. Также шведские законы позволяют голосовать на местных выборах (в муниципалитеты и региональные власти) проживающим в стране гражданам ЕС, Норвегии и Исландии без исключения, а гражданам остальных стран — если они живут в Швеции больше трех лет. [8]

Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром, ответственному перед риксдагом и обязанному иметь поддержку парламентского большинства по ключевым вопросам.

Риксдаг назначает премьер-министра, задача которого — сформировать правительство. Премьер-министр лично выбирает министров для своего кабинета и решает, какие министерства будут им подчиняться. Согласно Конституции, именно правительство, а не глава государства (монарх), имеет полномочия принимать государственные решения.

Нередко министры представляют правящую политическую партию или партии правящей коалиции. В большинстве случаев, министры назначаются из числа депутатов риксдага, но места в парламенте на период работы в кабинете министров за ними также сохраняются. Их парламентские обязанности в это время выполняют заместители. Члены кабинета министров не могут голосовать в риксдаге, однако они имеют право участвовать в парламентских дебатах. Во время официального открытия сессии риксдага в сентябре премьер-министр обычно докладывает о целях правительства на следующий год и рассказывает о приоритетах внутренней и внешней политики государства.

Правительство руководит Швецией, исполняет решения риксдага, инициирует новые законы и делает поправки к уже существующим. Полномочия правительства в настоящее время достаточно обширны. Кабинет министров отвечает за все основные вопросы экономической, социальной и политической жизни. Правительству в свое время были переданы и такие полномочия короля, как назначение высших чиновников, судей, образование некоторых ведомств, определение внешней политики, руководство вооруженными силами. Правительство обладает правом роспуска риксдага, однако это право ограничено определенными условиями. К примеру, вновь избранный парламент не может быть распущен раньше, чем через три месяца после начала первой сессии. [4]

Результаты выборов и референдумов в Швеции

По результатам парламентских выборов в Швеции на протяжении последних 80 лет коалицию формируют то представители левых сил во главе с социал-демократами, то правые.

1932-1976: Социал-демократы правят почти без перерыва в течение 44 лет.

1976: Социал-демократы побеждены правой коалицией, состоящей из Партии центра, Умеренной коалиционной партии и Народной партии либералов.

1982: Коалиция правых партий теряет свое преимущество, формируется Социал-демократическое правительство меньшинства.

1991: Начиная с этого года, всеобщие выборы в Швеции проводятся раз в четыре года (ранее проводились раз в три года).

2006: Четыре правые партии формируют коалиционное правительство (Альянс).

2010: Альянс правых партий побеждает левую коалицию, но не получает абсолютного большинства голосов.

2014: Коалиция Социал-демократической и Зелёной партий приходит к власти на смену Альянсу, не имея собственного большинства голосов. [4]

2018: Выборы привели к примерно ровному разделу сил в парламенте, из-за чего формирование нового правительства затянулось. Лишь с третьей попытки Риксдаг поддержал кандидатуру социал-демократа Стефана Лёвена на должность премьер-министра. [9]

Всего в Швеции проводилось шесть национальных референдумов. Подобные голосования носят консультативный характер, и риксдаг может принимать полностью противоположные решения. Такое случилось лишь единожды, в 1955 году, когда референдум проводился по вопросу перехода на правостороннее движение. Шведы проголосовали против, но правительство решило, несмотря ни на что, ввести правостороннее движение.

На двух последних референдумах шведы поддержали вступление в Евросоюз (1994 год) и высказались против перехода на евро (2003 год). [4]

Оценка демократии в Швеции

Одним из главных конституционных принципов считается общественный контроль и наблюдение за работой правительства и местных органов власти. Это согласуется с низким уровнем коррупции [10] . Религиозные организации всех конфессий пользуются финансовой поддержкой государства. Законы о равноправии не только запрещают расовую, национальную и половую дискриминацию, но и гарантируют широкий ряд социальных прав: на труд, жильё, образование, социальную защиту, доброкачественность жизненной среды. Около 80 % рабочей силы состоят в хорошо организованных и сильных профсоюзах.

Ниже приведены значения индексов демократии в Швеции по различным методикам, а также значение индекса для идеальной демократии согласно методике.

Литература

  • Tilton T. A. The social origins of liberal democracy: the Swedish case // The American Political Science Review. 1974. Vol. 68, No. 2. P. 561.

См. также

Примечания

> > This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Читайте также: