Демократия 20 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Развитие советской демократии в 20-е годы

Большую роль в советской демократической системе играли ежегодные волостные, уездные, губернские и республиканские съезды Советов. На этих съездах решались важные вопросы социалистического строительства.

В 1921 г. состоялось 13 республиканских съездов Советов, на которых присутствовало 7264 делегата, преимущественно представителей рабочего класса и трудового крестьянства. В 1922 г. таких съездов было 19, а делегатов на них 79031 2. В составе делегатов IX Всероссийского съезда Советов (декабрь 1921 г.) рабочих насчитывалось 39%, крестьян — 20%. На X Всероссийском съезде Советов (декабрь 1922 г), рабочих было 44,4%, крестьян — 26,8%; на XI съезде (декабрь 1923 г.) — соответственно 51,9 и 28,4% (с правом решающего голоса).

Часто созывались широкие беспартийные конференции рабочих, крестьян, красноармейцев. В течение первых трех лет восстановительного периода только в РСФСР и БССР было проведено около 4 тыс. рабоче-крестьянских и иных конференций, на которых присутствовали сотни тысяч делегатов.

Для того чтобы обеспечить руководящую роль пролетариата, советская избирательная система предоставляла некоторые преимущества (более широкую норму представительства) на выборах рабочему классу по сравнению с крестьянством. Городская и сельская буржуазия была лишена политических прав, не участвовала в выборах в Советы.

Однако число лишенцев (т. е. лишенных избирательных прав) в общей массе населения было крайне незначительным. Во время избирательной кампании 1922 г. лишенцы в сельской местности составляли 0,74%, в городах —5% взрослого населения.

Серьезное значение в деле вовлечения трудящихся в 1юсу-дарственное строительство имели в то время органы РКИ. Их задачей, но словам В. И. Ленина, было исправление недостатков государственного аппарата, борьба с бюрократизмом и обучение представителей рабочих и крестьян управлению страной.

В штате РКИ находилось 2 тыс. делегированных рабочих с оплатой их труда за счет предприятий. РКИ получила право привлекать для участия в массовых обследованиях в течение года 50 тыс. рабочих и крестьян (на срок не более семи дней). К началу 1922 г. на фабриках и заводах Российской Федерации было организовано свыше 12 тыс. ячеек содействия РКИ, в которых состояло 119 тыс. человек. За первые два года восстановительного периода в работу РКИ было вовлечено по РСФСР около 150 тыс. рабочих и крестьян.

Огромную роль в укреплении советского строя и привлечении трудящихся к государственному строительству играли профсоюзы. В годы войны в члены союзов формально зачислялись все рабочие, служащие и даже кустари. В 1922 г. было восстановлено добровольное профсоюзное членство, что значительно укрепило профсоюзы, усилило их значение как школы воспитания, школы коммунизма.

Новая экономическая политика, не изменяя существа диктатуры пролетариата, внесла, однако, ряд серьезных изменений в положение рабочего класса и профсоюзов. Допущение капиталистических элементов в торговлю и промышленность выдвигало перед профсоюзами важнейшую задачу всемерной защиты классовых интересов рабочего класса в его борьбе с частным капиталом. На государственных предприятиях возрастала роль профсоюзов в защите интересов трудящихся, в преодолении бюрократических извращений, допускавшихся хозяйственными органами. Наряду с усилением защитных функций профсоюзов необходимо было расширить и укрепить все формы участия профсоюзов в государственных и хозяйственных органах и поднять на новую ступень деятельность профсоюзов по практическому обучению трудящихся управлению народным хозяйством.

Большую работу проводила партия по вовлечению в производственную, общественную и политическую жизнь женщин — работниц и крестьянок. Этой работой руководили специальные отделы по работе среди женщин, созданные при ЦК РКП (б) и местных партийных комитетах. Свое руководство женотделы осуществляли через институт ежегодно переизбираемых жен-щин-делегаток. Делегатка была ярким представителем передовой советской женщины того времени. Ее можно было отличить даже по внешнему виду — красному головному платочку.

Женщины-делегатки (в 1923 г. их насчитывалось 173 тыс.) выполняли разнообразную общественную работу: осуществляли контроль над деятельностью культурно-просветительных и детских учреждений, участвовали в работе городских и сельских Советов, кооперации, профсоюзных и других организаций. Делегатки, прошедшие школу общественно-политического воспитания, вступали в Коммунистическую партию, выбирались депутатами Советов, выдвигались на руководящие посты в государственный аппарат. Тысячи женщин поднялись от станка, от домашнего корыта, от полурабского состояния (особенно в национальных республиках) к управлению государством. Это общественное явление хорошо отразил в своих стихах В. В. Маяковский:

История нашей страны насчитывает многовековую историю развития, на протяжении которой происходило изменение форм правления, политических режимов, изменялись границы государства, различные внешние и внутренние факторы, и т.д. При этом учеными отмечается, что во всем многообразии форм политической организации в России имеются демократические традиции, развитие которых, к сожалению, не было поступательным, а сменялось чередой подъемов и спадов.

В общем виде, историю отечественной демократии можно рассматривать по трем периодам:

  • До XX в.: демократические основы обнаруживаются уже при анализе времен ранней стадии феодализма. Так, во многих городах Новгородской земли распространялись механизмы непосредственной демократии, а именно – непосредственного принятия важнейших решений местным населением на вече. Впоследствии, соответствующая традиция видоизменилась, однако русские цари по-прежнему искали поддержки со стороны различных сословий, для чего функционировала боярская дума, и созывались земские соборы;
  • в XX в., большая часть которого прошла в условиях функционирования советской власти, демократические начала несмотря на их частичное провозглашение фактически не применялись, а политический режим России того периода правильнее характеризовать как авторитарный;
  • конец XX-начало XXI вв.: период масштабных социально-политических и экономических реформ, направленных на демократизацию российского государства.

При этом для формирования целостного понимания отечественной демократии представляется целесообразным подробнее остановиться на характеристике упомянутых исторических периодов.

Развитие российской демократии до XX века

Как было отмечено ранее, уже в период возникновения первых русских городов, прежде всего тех из них, которые были расположены на Новгородский земле (Новгород, Ладога, Ростов, Смоленск, Суздаль) высшим органом власти нередко становилось общегородское вече, в рамках которого происходило решение вопросов местного значения и избрание должностных лиц городской общины.

Так, например, в XII-XV вв. высшими должностными лицами выступали:

  • Посадник, избираемый из бояр,
  • Тысяцкий, избираемый из числа представителей различных сословий.

Таким образом, на заре российского государства уже обнаруживаются институты прямой и представительной демократии, что по праву признается в науке зарождением отечественных демократических традиций.

В XVI веке был завершен процесс формирования целостного Русского государства, политической основой которого стала сословно-представительная монархия. Отличительной особенностью данной формы правления выступало то, что в ее рамках предполагался периодический созыв земских соборов, на которых представители различных сословий обсуждали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль представительных органов в России резко снизилась в связи с тенденциями абсолютизма, обозначившимися на рубеже XVII-XVIII вв., и окончательно утвердившимися со становлением абсолютной монархии при Петре I. Это, безусловно, негативно отразилось на обозначенных выше демократических процессах, и привело, к фактическому угасанию соответствующих демократических начал.

Постепенное восстановление российской демократии, в той степени, в которой это было возможно в условиях абсолютной монархии, произошло во второй половине XIX в., в связи с проведением при Александре II земской реформы, положившей начало созданию представительных губернских, уездных и городских учреждений.

Кроме того, отмена крепостного права поспособствовала организации крестьянской общины, высшим органом власти в которой был сельский сход, выбиравший старосту. В свою очередь, в волостях, как объединениях крестьянских общин также формировался собственных представительный орган – крепостной сход.

Своего рода кульминацией развития демократических институтов в России можно считать революцию 1905 г., побудившую царя не только продолжить демократические реформы, но и легализовать политические партии, учредив полноценный орган законодательной власти – государственную думу.

Таким образом, во второй половине XIX в – начале XX вв. в нашей стране постепенно формировались как институты прямой, так и представительной демократии.

Российская демократия в XX-XXI вв.

Установившийся в первой половине XX в. Советский режим провозглашал собственную демократичность, подтверждая данный тезис, в том числе, существованием письменной Конституции, претерпевшей несколько редакций. При этом определенные признаки, характерные для демократического государства действительно могут быть обнаружены при анализе государственной организации в Советское время, однако все из них относились к социальной, и частично экономической сфере. Политические принципы демократического государства – политический плюрализм, свобода слова, состязательные выборы, и т.д. на самом деле отсутствовали.

Этот факт позволяет многим отечественным исследователям утверждать обоснованный тезис о фактическом формировании в СССР авторитарного политического режима, тяготеющего на определенных этапах исторического развития к тоталитаризму.

Новый этап развития отечественной демократии связан с событиями конца прошлого века, а именно – с распадом Советского союза, и последовавшими за этим социально-экономическими и политическими преобразованиями.

В том числе, важным событием в развитии нашего государства в соответствующей сфере выступает принятие в 1993 г. ныне действующей Конституции РФ, провозгласившей политические, экономические, социальные и духовные права и свободы российских граждан, политические ценности – разделение властей, политический плюрализм, выборность Президента и органов законодательной власти, и т.д.

ДЕМОКРАТИЯ (от греческого δῆμος - зем­ля, об­ласть, на­род и ϰράτος - си­ла, мо­гу­ще­ст­во, власть) - политическая система, в которой народ признаётся источником власти, граждане обладают равными политическими правами и свободами, позволяющими им участвовать в управлении обществе делами непосредственно или через своих представителей, а политические решения принимаются в соответствии с волей большинства.

Ис­то­ри­че­ские фор­мы де­мо­кра­тии. На на­чаль­ных эта­пах раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва пре­об­ла­да­ла не­по­сред­ст­вен­ная демократия Её при­ми­тив­ные фор­мы воз­ник­ли уже в пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве, ко­гда лю­ди жи­ли отдельными срав­ни­тель­но не­боль­ши­ми груп­па­ми (род, пле­мя) и в ус­ло­ви­ях борь­бы за вы­жи­ва­ние со­вме­ст­но уча­ст­во­ва­ли как в про­из­водственной дея­тель­но­сти, так и в управ­ле­нии де­ла­ми ро­да. По ме­ре ус­лож­не­ния управ­ленческой сфе­ры, струк­тур­но-функ­цио­наль­ной диф­фе­рен­циа­ции и фор­ми­ро­ва­ния пер­вых по­ли­тич. ин­сти­ту­тов про­ис­хо­ди­ло по­сте­пен­ное ог­ра­ни­че­ние чис­ла лю­дей, не­по­сред­ст­вен­но уча­ст­вую­щих в управ­ле­нии со­циу­мом. Вы­де­ле­ние в отдельную груп­пу воо­ружённых муж­чин, при­няв­ших на се­бя от­вет­ст­вен­ность за безо­пас­ность пле­ме­ни, при­ве­ло к то­му, что имен­но они ста­ли иг­рать главную роль в при­ня­тии ре­ше­ний (во­енная де­мо­кра­тия, во­ж­де­ст­во). Даль­ней­шая со­ци­аль­ная диф­фе­рен­циа­ция, ук­ре­п­ле­ние ие­рар­хических на­чал и пе­ре­ход к государственной фор­ме ор­га­ни­за­ции об­щественного управ­ле­ния по­сте­пен­но вы­тес­ни­ли де­мо­кра­тические эле­мен­ты, и ме­сто демократии за­ня­ли мо­нар­хии, дес­по­тии и оли­гар­хии.

В сред­ние ве­ка фор­мы не­по­сред­ст­вен­ной демократии бы­ли у ви­кин­гов, в швейцарских кан­то­нах, в ря­де го­ро­дов Северной Ита­лии, в Нов­го­ро­де и Пско­ве, где важ­ней­шие во­про­сы государственной жиз­ни ре­ша­лись на народных со­б­ра­ни­ях. Од­на­ко не­по­сред­ст­вен­ная демократия мог­ла функ­цио­ни­ро­вать лишь в срав­ни­тель­но не­боль­ших общ­но­стях, по­сколь­ку народные со­б­ра­ния сво­бод­ных гра­ж­дан не мо­гут ох­ва­ты­вать боль­шие тер­ри­то­рии и це­лые стра­ны. Про­цес­сы мо­дер­ни­за­ции и скла­ды­ва­ния национальных го­су­дарств в Но­вое вре­мя из­ме­ни­ли ус­ло­вия по­яв­ле­ния и воз­мож­но­сти су­ще­ст­во­ва­ния демократии, сти­му­ли­ро­вав воз­ник­но­ве­ние пред­ста­ви­тель­ной демократии, в ко­то­рой на­род осу­ще­ст­в­ля­ет власть опо­сре­до­ван­но - че­рез сво­их пред­ста­ви­те­лей в ор­га­нах го­су­дар­ст­ва. Со­от­вет­ст­вен­но главными ин­сти­ту­та­ми демократии ста­но­вят­ся вы­бо­ры и пар­ла­мент. В ря­де ев­ропейских стран (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ни­дер­лан­ды, Фран­ция) поя­ви­лись пред­ста­ви­тель­ные ин­сти­ту­ты (пар­ла­мент, ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния), ко­то­рые поз­днее ста­нут ос­но­вой пред­ста­ви­тель­ной демократии. Но эле­мен­ты де­мо­кра­тических форм прав­ле­ния это­го пе­рио­да про­яв­ля­лись толь­ко в жиз­ни дво­рян­ско­го со­сло­вия и хри­сти­ан­ских ор­де­нов (например, там­плие­ров, гос­пи­таль­е­ров, Тев­тон­ско­го ор­де­на), другие со­сло­вия бы­ли бес­прав­ны­ми. Вплоть до XIX века де­мо­кра­тическая прак­ти­ка име­ла эпи­зо­дический и ло­каль­ный ха­рак­тер; в Ев­ро­пе и во всём ми­ре ут­вер­ди­лись ав­то­ри­тар­ные, пре­имущественно мо­нар­хические, ре­жи­мы, роль пред­ста­ви­тель­ных ин­сти­ту­тов бы­ла ог­ра­ни­чен­ной и в них до­ми­ни­ро­ва­ла ари­сто­кра­тия, а де­мо­кра­тические взгля­ды и убе­ж­де­ния не по­лу­ча­ли ши­ро­ко­го одоб­ре­ния.

В российской ис­то­рии име­ли ме­сто отдельные эле­мен­ты демократии (Нов­го­род­ская рес­пуб­ли­ка; Зем­ские со­бо­ры в XVI-XVII века), ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния (вой­ско­вой круг у ка­за­ков, кре­сть­ян­ская об­щи­на, зем­ст­ва во 2-й половине XIX - начале XX веков). Од­на­ко в ос­но­ве по­ли­тического соз­на­ния во 2-й половине XV - конца XIX веков ле­жа­ла идея еди­но­го цен­тра­ли­зованного го­су­дар­ст­ва во гла­ве с аб­со­лют­ным мо­нар­хом. В начале XX века, в пе­ри­од кри­зи­са са­мо­дер­жав­ной вла­сти, в Российской им­пе­рии на­ча­лось дви­же­ние к демократии, бы­ли за­ко­но­да­тель­но за­кре­п­ле­ны по­ли­тические пра­ва и сво­бо­ды гра­ж­дан, раз­ре­ше­на дея­тель­ность по­ли­тических пар­тий и об­ще­ст­вен­но-по­ли­тических ор­га­ни­за­ций, соз­дан пред­ста­ви­тель­ный ин­сти­тут - Го­су­дар­ст­вен­ная ду­ма. В ре­зуль­та­те Фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917 года в Рос­сии ли­к­ви­ди­ро­ва­на мо­нар­хия и на по­ве­ст­ку дня встал во­прос о кон­сти­туи­ро­ва­нии но­вой де­мо­кра­тической го­су­дар­ст­вен­но­сти (смотреть Уч­ре­ди­тель­ное со­б­ра­ние). Од­на­ко в ре­зуль­та­те ост­рой по­ли­тической борь­бы эти тен­ден­ции бы­ли пре­рва­ны по­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года.

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние демократии по все­му ми­ру и её кон­со­ли­да­ция во мно­гих стра­нах бы­ли обу­слов­ле­ны сле­дую­щи­ми фак­то­ра­ми: уров­нем эко­но­мического раз­ви­тия (ры­ноч­ная эко­но­ми­ка, ин­ду­ст­риа­ли­за­ция, ур­ба­ни­за­ция, раз­ви­тость мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций, вы­со­кая гра­мот­ность и другое); на­ли­чи­ем зна­чительного сред­не­го клас­са, обес­пе­чи­ваю­ще­го ста­биль­ность и ус­той­чи­вость со­ци­аль­ной сис­те­мы; рас­про­стра­не­ни­ем в об­ще­ст­ве де­мо­кра­тических убе­ж­де­ний и по­ли­тической куль­ту­ры (пре­одо­ле­ние кол­лек­ти­ви­ст­ских и пат­ри­ар­халь­ных ус­та­но­вок, кон­сен­сус по ба­зо­вым де­мо­кра­тическим цен­но­стям, гражданская от­вет­ст­вен­ность, то­ле­рант­ность, сла­бая вы­ра­жен­ность меж­куль­тур­ных кон­флик­тов и другое); раз­ви­то­стью гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва; кон­тро­лем над си­ло­вы­ми струк­ту­ра­ми и све­де­ни­ем к ми­ни­му­му опас­но­сти во­енного пе­ре­во­ро­та; от­сут­ст­ви­ем ре­аль­ной внеш­ней уг­ро­зы. Без на­ли­чия этих ус­ло­вий ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния и/или ук­ре­п­ле­ния де­мо­кра­тических ин­сти­ту­тов не­ве­ли­ка, хо­тя она пол­но­стью не ис­клю­ча­ет­ся (при­мер Ин­дии, где демократия дос­та­точ­но ста­биль­на, не­смот­ря на срав­ни­тель­но низ­кий уро­вень эко­но­мического раз­ви­тия).

Про­бле­мы и пер­спек­ти­вы де­мо­кра­тии. В по­ли­тической мыс­ли и об­щественном соз­на­нии с древ­них вре­мён су­ще­ст­во­ва­ло кри­тическое от­но­ше­ние к демократии. На­чи­ная с Пла­то­на основной ар­гу­мент про­тив демократии, вос­про­из­во­ди­мый фи­ло­со­фа­ми са­мых раз­ных эпох, со­сто­ял в том, что боль­шин­ст­во лю­дей не об­ла­да­ет ни дос­та­точ­ны­ми зна­ния­ми и на­вы­ка­ми государственной дея­тель­но­сти, ни вы­со­кой мо­ра­лью. По­это­му ус­пеш­ное управ­ле­ние го­су­дар­ст­вом, обес­пе­чи­ваю­щее дос­ти­же­ние об­ще­го бла­га, мо­гут осу­ще­ст­в­лять толь­ко са­мые дос­той­ные и ком­пе­тент­ные гра­ж­да­не, ко­то­рые все­гда со­став­ля­ют мень­шин­ст­во. В начале XX века наи­бо­лее об­стоя­тель­ная кри­ти­ка де­мо­кра­тических идей, по­лу­чив­ших к то­му вре­ме­ни ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние, бы­ла да­на тео­ре­ти­ка­ми эли­ты (Г. Мос­ка, В. Па­ре­то, Р. Ми­хельс), ут­вер­ждав­ши­ми, что демократия не толь­ко не­же­ла­тель­на, но и фак­ти­че­ски не­воз­мож­на, по­сколь­ку в лю­бом об­ще­ст­ве по­ли­тическая власть не­из­беж­но кон­цен­три­ру­ет­ся в ру­ках эли­ты, ко­то­рая луч­ше ор­га­ни­зо­ва­на, об­ла­да­ет мо­раль­ным и ин­тел­лек­ту­аль­ным пре­вос­ход­ст­вом над ос­таль­ны­ми гра­ж­да­на­ми и спо­соб­на эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать свои ре­сур­сы для со­хра­не­ния вла­сти. В современных тео­ри­ях элит (Т. Дай и других) под­чёр­ки­ва­ет­ся не­це­ле­со­об­раз­ность су­ще­ст­вен­но­го рас­ши­ре­ния влия­ния гра­ж­дан на про­цесс при­ня­тия по­ли­тических ре­ше­ний, по­сколь­ку это мо­жет по­дор­вать ста­биль­ность об­ще­ст­ва и эф­фек­тив­ность государственного управ­ле­ния; главная роль в по­ли­тической сис­те­ме от­во­дит­ся кон­ку­ри­рую­щим ме­ж­ду со­бой по­ли­тическим эли­там, ко­то­рые мо­гут обес­пе­чить вос­про­из­вод­ст­во и функ­цио­ни­ро­ва­ние ли­бе­раль­ных ин­сти­ту­тов.

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1788 году, представляет собой первый в мире официальный проект современной демократии. В первом порыве энтузиазма новой нации компромиссы, присущие нормальной демократии, не требуются. Джордж Вашингтон был избран президентом без конкуренции в 1789 году, и снова на второй срок в 1792 году.

Но к 1796 году политические партии уже были на местах. Результатом выборов в этом году стали президент-федералист (Джон Адамс) и вице-президент-демократ-республиканец (Томас Джефферсон). В 1800 году Джефферсон и кандидат от федералистов Аарон Берр получили одинаковое количество голосов на президентских выборах. Конгресс объявляет Джефферсона победителем, начиная долгий период Демократическо-республиканского правления.

Легкая передача президентской власти между политическими партиями на выборах Джефферсона убедительно доказывает, что американская республика была пионером успешной рабочей демократии, очень отличающейся от насильственных потрясений французской политики или коррупции нереформированной британской модели.

Эта демократия все еще основана на ограниченном избирательном праве, и ведущие политики все из военных или землевладельческого класса. (Самые выдающиеся среди них, Вашингтон и Джефферсон, являются южными рабовладельцами). Но больше, чем где-либо в мире в настоящее время, новая американская система указывает путь к полностью демократическому будущему.

Законопроект О Реформе 1831-1832 гг.

Законопроект О Реформе 1831-1832 гг.

В Британии не было такого продолжительного периода интенсивного политического возбуждения, как пятнадцать месяцев, с марта 1831 по июнь 1832 года, в течение которых предпринимались неоднократные попытки добиться определенной парламентской реформы.

Аномалии прошлого хорошо заметны в так называемых карманных округах и гнилых местах. Карманные районы (или те, где выдвижение кандидата находится в кармане одного человека) вообще не имеют выборщиков. Кандидатура владельца автоматически становится членом парламента, и владение районом может даже быть выставлено на аукцион.

Еще есть гнилые места, где очень мало избирателей. Старый Сарум становится самым известным. Его семь избирателей имеют право избрать двух членов, хотя в 1831 году на холмистых полях округа не было ни одного пригодного для жилья здания.

Эти пережитки прошлого дают максимум возможностей для коррупции в системе, где еще нет тайного голосования. Голоса покупаются по открыто заявленным ценам, а избирательные кампании превращаются в грубые оргии конкурентного гостеприимства. Что еще хуже, землевладельцы иногда становятся жертвами арендаторов, которые не голосуют за своих кандидатов.

Быстро растущие новые промышленные города по большей части не представлены в парламенте. Значительный шаг в решении вопроса по реформе происходит в 1830 году.

К концу 1830 года правительство тори Веллингтона пало. Новое министерство вигов, возглавляемое Эрлом Греем, привержено парламентской реформе. К марту 1831 года законопроект готов.

Представленный палате общин Лордом Джоном Расселом законопроект вызывает изумление в стране и возмущение на скамьях Тори смелым размахом своих предложений. Большинство карманных и гнилых районов упразднены, а их места в палатах переданы промышленным городам. Имущественный ценз для выборщиков, ранее отличавшийся по всей стране, рационализирован. Дебаты бушуют в течение семи ночей, и когда приходит время для голосования, результат едва ли может быть более драматичным. Законопроект принимается большинством в один голос.

Грей и его кабинет убеждают короля (к настоящему времени Вильгельма IV) распустить парламент для проведения выборов, фактически по этому вопросу. Во время предвыборной кампании по всей стране проходят митинги. В основном в них принимают участие люди, не имеющие возможности проголосовать, поскольку выборы все еще проходят по нереформированной схеме.

Виги выигрывают с большинством более чем в 100 голосов и немедленно вносят в Палату общин второй законопроект о реформе. Он отклонен лордами в октябре 1831 года большинством в сорок один голос. Третий и измененный законопроект был внесен в Палату общин в марте 1832 года, а затем в Палату лордов небольшим большинством в девять голосов. Но кризис наступает, когда этот законопроект также отклоняется на стадии комитета в мае.

Кабинет вигов уходит в отставку, и Веллингтон пытается сформировать правительство, приверженное более умеренным реформам. В настроении страны его поддержат немногие члены парламента, и в течение нескольких дней он рекомендует королю отозвать Грея. Виги возвращаются, с неохотным согласием короля создать достаточное количество новых пэров, чтобы внести законопроект, если это необходимо. Но Веллингтон теперь прилагает все усилия, чтобы обеспечить принятие лордами.

7 июня 1832 года законопроект получает королевское одобрение и становится законом О реформе.

Представительство народа 1833-1918 гг.

Причина в том, что имущественный ценз для того, чтобы стать выборщиком, все еще высок. Даже при новой системе только 813 000 человек имеют право зарегистрироваться в качестве избирателей в 1832 году. Но теперь это электорат среднего класса, вместо того, чтобы представлять в основном землевладельцев.

Быстрое изменение может быть не очень большим, но сдвиг в правильном направлении имеется. Пока лишь немногие радикалы утверждают, что каждый должен иметь право голоса. (И даже эти немногие имеют в виду только электорат, включающий всех взрослых мужчин). Всем остальным кажется очевидным, что те, кто имеет материальную долю в экономике, должны быть единственными людьми, обладающими властью влиять на политические решения.

Как только принимается, что уровень этой ставки может быть изменен, все становится возможным. Реформа 1832 года в Великобритании, наряду с аналогичными движениями в других странах, делает возможным продвижение к всеобщему избирательному праву, которое теперь считается само собой разумеющимся в демократиях 20-го века.

Закон 1885 года все еще содержит финансовый порог, хотя и низкий. Это устранено в законе 1918 года, который делает доказательство места жительства единственной квалификацией. Этот закон также, наконец, достигает всеобщего избирательного права в Великобритании, поскольку он вводит голоса для женщин.

До середины XIX века мысль о том, что женщины могут голосовать на выборах, приходила в голову очень немногим мужчинам и, вероятно, немногим женщинам. Но с этого периода кампания за избирательное право женщин становится все более страстной, особенно в Соединенных Штатах и Великобритании.

В Соединенных Штатах многие женщины активно участвуют в кампании по искоренению рабства в Америке. А понятие прав женщин впервые появляется на повестке дня в тандеме с правами афроамериканских рабов. Этот вопрос впервые поднимается на одном из самых необычных революционных собраний 1848 года, великого года революций.

В июле 1848 года два участника кампании против рабства, Элизабет Стэнтон и Лукреция Мотт, пригласили коллег на двухдневную конвенцию о правах женщин в доме миссис Стэнтон в штате Нью-Йорк (в Сенека-Фоллс). Это первое из многих подобных собраний, которые привели в 1869 году к созданию Национальной Ассоциации женского избирательного права.

В этом же году движение впервые одержало победу. Недавно созданная территория Вайоминг в своей первой хартии дает женщинам в 1869 году право голоса на всех выборах.

Кампания в Британии немного короче и гораздо более жестока. Первый женский избирательный комитет был создан в Манчестере в 1865 году, вскоре за ним последуют многие другие по всей стране. Манчестер также является источником гораздо более воинственной группы, основанной Эммелин Панкхерст в 1903 году как женский социальный и политический союз.

Под руководством Панкхерст кампания обостряется. Особенно после того, как ее дочь Кристабель насильственно изгнана из либерального собрания в Манчестере в 1905 году за то, что она задала вопрос о голосовании за женщин. После чего она арестована и заключена в тюрьму за нападение на полицию.

После этого события тактика суфражисток становится все более провокационной. Они приковывают себя цепями к перилам, разбивают окна, а в случае Эмили Дэвисон даже бросаются перед лошадьми в дерби 1913 года. Реакция правительства соответственно репрессивна. Когда суфражистки в тюрьме используют тактику голодовки. Министр внутренних дел отвечает мерой 1913 года, известной в народе как закон кошки-мышки. Выпускает женщин из тюрьмы только на время, достаточное для восстановления их здоровья, а затем вновь арестовывает.

Вопрос решен

Как и в США, Первая мировая война снимает проблему.

Женщинам, которые служили на фронте медсестрами или на заводах, производящих боеприпасы, едва ли можно отказать в голосовании. Закон О народном представительстве (принятый за девять месяцев до окончания войны, в феврале 1918 года) дает право голоса женщинам старше тридцати лет. Акт 1928 года, наконец, дает полное равноправие с мужчинами.

Драматические истории женского избирательного права в США и Великобритании всегда привлекают наибольшее внимание. Но, почти незаметно, в других местах достигли своей цели раньше. Тинвальд, законодательный орган острова Мэн, является первым парламентом, который дал слабому полу право голоса в 1881 году. Новая Зеландия возглавляет список независимых современных государств, сделавших этот шаг, в 1893 году, за ней следуют Австралия (1902), Финляндия (1906) и Норвегия (1913).

Читайте также: