Демократия 20 века кратко
Обновлено: 02.07.2024
Развитие советской демократии в 20-е годы
Большую роль в советской демократической системе играли ежегодные волостные, уездные, губернские и республиканские съезды Советов. На этих съездах решались важные вопросы социалистического строительства.
В 1921 г. состоялось 13 республиканских съездов Советов, на которых присутствовало 7264 делегата, преимущественно представителей рабочего класса и трудового крестьянства. В 1922 г. таких съездов было 19, а делегатов на них 79031 2. В составе делегатов IX Всероссийского съезда Советов (декабрь 1921 г.) рабочих насчитывалось 39%, крестьян — 20%. На X Всероссийском съезде Советов (декабрь 1922 г), рабочих было 44,4%, крестьян — 26,8%; на XI съезде (декабрь 1923 г.) — соответственно 51,9 и 28,4% (с правом решающего голоса).
Часто созывались широкие беспартийные конференции рабочих, крестьян, красноармейцев. В течение первых трех лет восстановительного периода только в РСФСР и БССР было проведено около 4 тыс. рабоче-крестьянских и иных конференций, на которых присутствовали сотни тысяч делегатов.
Для того чтобы обеспечить руководящую роль пролетариата, советская избирательная система предоставляла некоторые преимущества (более широкую норму представительства) на выборах рабочему классу по сравнению с крестьянством. Городская и сельская буржуазия была лишена политических прав, не участвовала в выборах в Советы.
Однако число лишенцев (т. е. лишенных избирательных прав) в общей массе населения было крайне незначительным. Во время избирательной кампании 1922 г. лишенцы в сельской местности составляли 0,74%, в городах —5% взрослого населения.
Серьезное значение в деле вовлечения трудящихся в 1юсу-дарственное строительство имели в то время органы РКИ. Их задачей, но словам В. И. Ленина, было исправление недостатков государственного аппарата, борьба с бюрократизмом и обучение представителей рабочих и крестьян управлению страной.
В штате РКИ находилось 2 тыс. делегированных рабочих с оплатой их труда за счет предприятий. РКИ получила право привлекать для участия в массовых обследованиях в течение года 50 тыс. рабочих и крестьян (на срок не более семи дней). К началу 1922 г. на фабриках и заводах Российской Федерации было организовано свыше 12 тыс. ячеек содействия РКИ, в которых состояло 119 тыс. человек. За первые два года восстановительного периода в работу РКИ было вовлечено по РСФСР около 150 тыс. рабочих и крестьян.
Огромную роль в укреплении советского строя и привлечении трудящихся к государственному строительству играли профсоюзы. В годы войны в члены союзов формально зачислялись все рабочие, служащие и даже кустари. В 1922 г. было восстановлено добровольное профсоюзное членство, что значительно укрепило профсоюзы, усилило их значение как школы воспитания, школы коммунизма.
Новая экономическая политика, не изменяя существа диктатуры пролетариата, внесла, однако, ряд серьезных изменений в положение рабочего класса и профсоюзов. Допущение капиталистических элементов в торговлю и промышленность выдвигало перед профсоюзами важнейшую задачу всемерной защиты классовых интересов рабочего класса в его борьбе с частным капиталом. На государственных предприятиях возрастала роль профсоюзов в защите интересов трудящихся, в преодолении бюрократических извращений, допускавшихся хозяйственными органами. Наряду с усилением защитных функций профсоюзов необходимо было расширить и укрепить все формы участия профсоюзов в государственных и хозяйственных органах и поднять на новую ступень деятельность профсоюзов по практическому обучению трудящихся управлению народным хозяйством.
Большую работу проводила партия по вовлечению в производственную, общественную и политическую жизнь женщин — работниц и крестьянок. Этой работой руководили специальные отделы по работе среди женщин, созданные при ЦК РКП (б) и местных партийных комитетах. Свое руководство женотделы осуществляли через институт ежегодно переизбираемых жен-щин-делегаток. Делегатка была ярким представителем передовой советской женщины того времени. Ее можно было отличить даже по внешнему виду — красному головному платочку.
Женщины-делегатки (в 1923 г. их насчитывалось 173 тыс.) выполняли разнообразную общественную работу: осуществляли контроль над деятельностью культурно-просветительных и детских учреждений, участвовали в работе городских и сельских Советов, кооперации, профсоюзных и других организаций. Делегатки, прошедшие школу общественно-политического воспитания, вступали в Коммунистическую партию, выбирались депутатами Советов, выдвигались на руководящие посты в государственный аппарат. Тысячи женщин поднялись от станка, от домашнего корыта, от полурабского состояния (особенно в национальных республиках) к управлению государством. Это общественное явление хорошо отразил в своих стихах В. В. Маяковский:
История нашей страны насчитывает многовековую историю развития, на протяжении которой происходило изменение форм правления, политических режимов, изменялись границы государства, различные внешние и внутренние факторы, и т.д. При этом учеными отмечается, что во всем многообразии форм политической организации в России имеются демократические традиции, развитие которых, к сожалению, не было поступательным, а сменялось чередой подъемов и спадов.
В общем виде, историю отечественной демократии можно рассматривать по трем периодам:
- До XX в.: демократические основы обнаруживаются уже при анализе времен ранней стадии феодализма. Так, во многих городах Новгородской земли распространялись механизмы непосредственной демократии, а именно – непосредственного принятия важнейших решений местным населением на вече. Впоследствии, соответствующая традиция видоизменилась, однако русские цари по-прежнему искали поддержки со стороны различных сословий, для чего функционировала боярская дума, и созывались земские соборы;
- в XX в., большая часть которого прошла в условиях функционирования советской власти, демократические начала несмотря на их частичное провозглашение фактически не применялись, а политический режим России того периода правильнее характеризовать как авторитарный;
- конец XX-начало XXI вв.: период масштабных социально-политических и экономических реформ, направленных на демократизацию российского государства.
При этом для формирования целостного понимания отечественной демократии представляется целесообразным подробнее остановиться на характеристике упомянутых исторических периодов.
Развитие российской демократии до XX века
Как было отмечено ранее, уже в период возникновения первых русских городов, прежде всего тех из них, которые были расположены на Новгородский земле (Новгород, Ладога, Ростов, Смоленск, Суздаль) высшим органом власти нередко становилось общегородское вече, в рамках которого происходило решение вопросов местного значения и избрание должностных лиц городской общины.
Так, например, в XII-XV вв. высшими должностными лицами выступали:
- Посадник, избираемый из бояр,
- Тысяцкий, избираемый из числа представителей различных сословий.
Таким образом, на заре российского государства уже обнаруживаются институты прямой и представительной демократии, что по праву признается в науке зарождением отечественных демократических традиций.
В XVI веке был завершен процесс формирования целостного Русского государства, политической основой которого стала сословно-представительная монархия. Отличительной особенностью данной формы правления выступало то, что в ее рамках предполагался периодический созыв земских соборов, на которых представители различных сословий обсуждали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.
Готовые работы на аналогичную тему
Роль представительных органов в России резко снизилась в связи с тенденциями абсолютизма, обозначившимися на рубеже XVII-XVIII вв., и окончательно утвердившимися со становлением абсолютной монархии при Петре I. Это, безусловно, негативно отразилось на обозначенных выше демократических процессах, и привело, к фактическому угасанию соответствующих демократических начал.
Постепенное восстановление российской демократии, в той степени, в которой это было возможно в условиях абсолютной монархии, произошло во второй половине XIX в., в связи с проведением при Александре II земской реформы, положившей начало созданию представительных губернских, уездных и городских учреждений.
Кроме того, отмена крепостного права поспособствовала организации крестьянской общины, высшим органом власти в которой был сельский сход, выбиравший старосту. В свою очередь, в волостях, как объединениях крестьянских общин также формировался собственных представительный орган – крепостной сход.
Своего рода кульминацией развития демократических институтов в России можно считать революцию 1905 г., побудившую царя не только продолжить демократические реформы, но и легализовать политические партии, учредив полноценный орган законодательной власти – государственную думу.
Таким образом, во второй половине XIX в – начале XX вв. в нашей стране постепенно формировались как институты прямой, так и представительной демократии.
Российская демократия в XX-XXI вв.
Установившийся в первой половине XX в. Советский режим провозглашал собственную демократичность, подтверждая данный тезис, в том числе, существованием письменной Конституции, претерпевшей несколько редакций. При этом определенные признаки, характерные для демократического государства действительно могут быть обнаружены при анализе государственной организации в Советское время, однако все из них относились к социальной, и частично экономической сфере. Политические принципы демократического государства – политический плюрализм, свобода слова, состязательные выборы, и т.д. на самом деле отсутствовали.
Этот факт позволяет многим отечественным исследователям утверждать обоснованный тезис о фактическом формировании в СССР авторитарного политического режима, тяготеющего на определенных этапах исторического развития к тоталитаризму.
Новый этап развития отечественной демократии связан с событиями конца прошлого века, а именно – с распадом Советского союза, и последовавшими за этим социально-экономическими и политическими преобразованиями.
В том числе, важным событием в развитии нашего государства в соответствующей сфере выступает принятие в 1993 г. ныне действующей Конституции РФ, провозгласившей политические, экономические, социальные и духовные права и свободы российских граждан, политические ценности – разделение властей, политический плюрализм, выборность Президента и органов законодательной власти, и т.д.
ДЕМОКРАТИЯ (от греческого δῆμος - земля, область, народ и ϰράτος - сила, могущество, власть) - политическая система, в которой народ признаётся источником власти, граждане обладают равными политическими правами и свободами, позволяющими им участвовать в управлении обществе делами непосредственно или через своих представителей, а политические решения принимаются в соответствии с волей большинства.
Исторические формы демократии. На начальных этапах развития человеческого общества преобладала непосредственная демократия Её примитивные формы возникли уже в первобытном обществе, когда люди жили отдельными сравнительно небольшими группами (род, племя) и в условиях борьбы за выживание совместно участвовали как в производственной деятельности, так и в управлении делами рода. По мере усложнения управленческой сферы, структурно-функциональной дифференциации и формирования первых политич. институтов происходило постепенное ограничение числа людей, непосредственно участвующих в управлении социумом. Выделение в отдельную группу вооружённых мужчин, принявших на себя ответственность за безопасность племени, привело к тому, что именно они стали играть главную роль в принятии решений (военная демократия, вождество). Дальнейшая социальная дифференциация, укрепление иерархических начал и переход к государственной форме организации общественного управления постепенно вытеснили демократические элементы, и место демократии заняли монархии, деспотии и олигархии.
В средние века формы непосредственной демократии были у викингов, в швейцарских кантонах, в ряде городов Северной Италии, в Новгороде и Пскове, где важнейшие вопросы государственной жизни решались на народных собраниях. Однако непосредственная демократия могла функционировать лишь в сравнительно небольших общностях, поскольку народные собрания свободных граждан не могут охватывать большие территории и целые страны. Процессы модернизации и складывания национальных государств в Новое время изменили условия появления и возможности существования демократии, стимулировав возникновение представительной демократии, в которой народ осуществляет власть опосредованно - через своих представителей в органах государства. Соответственно главными институтами демократии становятся выборы и парламент. В ряде европейских стран (Великобритания, Нидерланды, Франция) появились представительные институты (парламент, органы местного самоуправления), которые позднее станут основой представительной демократии. Но элементы демократических форм правления этого периода проявлялись только в жизни дворянского сословия и христианских орденов (например, тамплиеров, госпитальеров, Тевтонского ордена), другие сословия были бесправными. Вплоть до XIX века демократическая практика имела эпизодический и локальный характер; в Европе и во всём мире утвердились авторитарные, преимущественно монархические, режимы, роль представительных институтов была ограниченной и в них доминировала аристократия, а демократические взгляды и убеждения не получали широкого одобрения.
В российской истории имели место отдельные элементы демократии (Новгородская республика; Земские соборы в XVI-XVII века), местного самоуправления (войсковой круг у казаков, крестьянская община, земства во 2-й половине XIX - начале XX веков). Однако в основе политического сознания во 2-й половине XV - конца XIX веков лежала идея единого централизованного государства во главе с абсолютным монархом. В начале XX века, в период кризиса самодержавной власти, в Российской империи началось движение к демократии, были законодательно закреплены политические права и свободы граждан, разрешена деятельность политических партий и общественно-политических организаций, создан представительный институт - Государственная дума. В результате Февральской революции 1917 года в России ликвидирована монархия и на повестку дня встал вопрос о конституировании новой демократической государственности (смотреть Учредительное собрание). Однако в результате острой политической борьбы эти тенденции были прерваны после Октябрьской революции 1917 года.
Широкое распространение демократии по всему миру и её консолидация во многих странах были обусловлены следующими факторами: уровнем экономического развития (рыночная экономика, индустриализация, урбанизация, развитость массовых коммуникаций, высокая грамотность и другое); наличием значительного среднего класса, обеспечивающего стабильность и устойчивость социальной системы; распространением в обществе демократических убеждений и политической культуры (преодоление коллективистских и патриархальных установок, консенсус по базовым демократическим ценностям, гражданская ответственность, толерантность, слабая выраженность межкультурных конфликтов и другое); развитостью гражданского общества; контролем над силовыми структурами и сведением к минимуму опасности военного переворота; отсутствием реальной внешней угрозы. Без наличия этих условий вероятность возникновения и/или укрепления демократических институтов невелика, хотя она полностью не исключается (пример Индии, где демократия достаточно стабильна, несмотря на сравнительно низкий уровень экономического развития).
Проблемы и перспективы демократии. В политической мысли и общественном сознании с древних времён существовало критическое отношение к демократии. Начиная с Платона основной аргумент против демократии, воспроизводимый философами самых разных эпох, состоял в том, что большинство людей не обладает ни достаточными знаниями и навыками государственной деятельности, ни высокой моралью. Поэтому успешное управление государством, обеспечивающее достижение общего блага, могут осуществлять только самые достойные и компетентные граждане, которые всегда составляют меньшинство. В начале XX века наиболее обстоятельная критика демократических идей, получивших к тому времени широкое распространение, была дана теоретиками элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс), утверждавшими, что демократия не только нежелательна, но и фактически невозможна, поскольку в любом обществе политическая власть неизбежно концентрируется в руках элиты, которая лучше организована, обладает моральным и интеллектуальным превосходством над остальными гражданами и способна эффективно использовать свои ресурсы для сохранения власти. В современных теориях элит (Т. Дай и других) подчёркивается нецелесообразность существенного расширения влияния граждан на процесс принятия политических решений, поскольку это может подорвать стабильность общества и эффективность государственного управления; главная роль в политической системе отводится конкурирующим между собой политическим элитам, которые могут обеспечить воспроизводство и функционирование либеральных институтов.
Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1788 году, представляет собой первый в мире официальный проект современной демократии. В первом порыве энтузиазма новой нации компромиссы, присущие нормальной демократии, не требуются. Джордж Вашингтон был избран президентом без конкуренции в 1789 году, и снова на второй срок в 1792 году.
Но к 1796 году политические партии уже были на местах. Результатом выборов в этом году стали президент-федералист (Джон Адамс) и вице-президент-демократ-республиканец (Томас Джефферсон). В 1800 году Джефферсон и кандидат от федералистов Аарон Берр получили одинаковое количество голосов на президентских выборах. Конгресс объявляет Джефферсона победителем, начиная долгий период Демократическо-республиканского правления.
Легкая передача президентской власти между политическими партиями на выборах Джефферсона убедительно доказывает, что американская республика была пионером успешной рабочей демократии, очень отличающейся от насильственных потрясений французской политики или коррупции нереформированной британской модели.
Эта демократия все еще основана на ограниченном избирательном праве, и ведущие политики все из военных или землевладельческого класса. (Самые выдающиеся среди них, Вашингтон и Джефферсон, являются южными рабовладельцами). Но больше, чем где-либо в мире в настоящее время, новая американская система указывает путь к полностью демократическому будущему.
Законопроект О Реформе 1831-1832 гг.
В Британии не было такого продолжительного периода интенсивного политического возбуждения, как пятнадцать месяцев, с марта 1831 по июнь 1832 года, в течение которых предпринимались неоднократные попытки добиться определенной парламентской реформы.
Аномалии прошлого хорошо заметны в так называемых карманных округах и гнилых местах. Карманные районы (или те, где выдвижение кандидата находится в кармане одного человека) вообще не имеют выборщиков. Кандидатура владельца автоматически становится членом парламента, и владение районом может даже быть выставлено на аукцион.
Еще есть гнилые места, где очень мало избирателей. Старый Сарум становится самым известным. Его семь избирателей имеют право избрать двух членов, хотя в 1831 году на холмистых полях округа не было ни одного пригодного для жилья здания.
Эти пережитки прошлого дают максимум возможностей для коррупции в системе, где еще нет тайного голосования. Голоса покупаются по открыто заявленным ценам, а избирательные кампании превращаются в грубые оргии конкурентного гостеприимства. Что еще хуже, землевладельцы иногда становятся жертвами арендаторов, которые не голосуют за своих кандидатов.
Быстро растущие новые промышленные города по большей части не представлены в парламенте. Значительный шаг в решении вопроса по реформе происходит в 1830 году.
К концу 1830 года правительство тори Веллингтона пало. Новое министерство вигов, возглавляемое Эрлом Греем, привержено парламентской реформе. К марту 1831 года законопроект готов.
Представленный палате общин Лордом Джоном Расселом законопроект вызывает изумление в стране и возмущение на скамьях Тори смелым размахом своих предложений. Большинство карманных и гнилых районов упразднены, а их места в палатах переданы промышленным городам. Имущественный ценз для выборщиков, ранее отличавшийся по всей стране, рационализирован. Дебаты бушуют в течение семи ночей, и когда приходит время для голосования, результат едва ли может быть более драматичным. Законопроект принимается большинством в один голос.
Грей и его кабинет убеждают короля (к настоящему времени Вильгельма IV) распустить парламент для проведения выборов, фактически по этому вопросу. Во время предвыборной кампании по всей стране проходят митинги. В основном в них принимают участие люди, не имеющие возможности проголосовать, поскольку выборы все еще проходят по нереформированной схеме.
Виги выигрывают с большинством более чем в 100 голосов и немедленно вносят в Палату общин второй законопроект о реформе. Он отклонен лордами в октябре 1831 года большинством в сорок один голос. Третий и измененный законопроект был внесен в Палату общин в марте 1832 года, а затем в Палату лордов небольшим большинством в девять голосов. Но кризис наступает, когда этот законопроект также отклоняется на стадии комитета в мае.
Кабинет вигов уходит в отставку, и Веллингтон пытается сформировать правительство, приверженное более умеренным реформам. В настроении страны его поддержат немногие члены парламента, и в течение нескольких дней он рекомендует королю отозвать Грея. Виги возвращаются, с неохотным согласием короля создать достаточное количество новых пэров, чтобы внести законопроект, если это необходимо. Но Веллингтон теперь прилагает все усилия, чтобы обеспечить принятие лордами.
7 июня 1832 года законопроект получает королевское одобрение и становится законом О реформе.
Представительство народа 1833-1918 гг.
Причина в том, что имущественный ценз для того, чтобы стать выборщиком, все еще высок. Даже при новой системе только 813 000 человек имеют право зарегистрироваться в качестве избирателей в 1832 году. Но теперь это электорат среднего класса, вместо того, чтобы представлять в основном землевладельцев.
Быстрое изменение может быть не очень большим, но сдвиг в правильном направлении имеется. Пока лишь немногие радикалы утверждают, что каждый должен иметь право голоса. (И даже эти немногие имеют в виду только электорат, включающий всех взрослых мужчин). Всем остальным кажется очевидным, что те, кто имеет материальную долю в экономике, должны быть единственными людьми, обладающими властью влиять на политические решения.
Как только принимается, что уровень этой ставки может быть изменен, все становится возможным. Реформа 1832 года в Великобритании, наряду с аналогичными движениями в других странах, делает возможным продвижение к всеобщему избирательному праву, которое теперь считается само собой разумеющимся в демократиях 20-го века.
Закон 1885 года все еще содержит финансовый порог, хотя и низкий. Это устранено в законе 1918 года, который делает доказательство места жительства единственной квалификацией. Этот закон также, наконец, достигает всеобщего избирательного права в Великобритании, поскольку он вводит голоса для женщин.
До середины XIX века мысль о том, что женщины могут голосовать на выборах, приходила в голову очень немногим мужчинам и, вероятно, немногим женщинам. Но с этого периода кампания за избирательное право женщин становится все более страстной, особенно в Соединенных Штатах и Великобритании.
В Соединенных Штатах многие женщины активно участвуют в кампании по искоренению рабства в Америке. А понятие прав женщин впервые появляется на повестке дня в тандеме с правами афроамериканских рабов. Этот вопрос впервые поднимается на одном из самых необычных революционных собраний 1848 года, великого года революций.
В июле 1848 года два участника кампании против рабства, Элизабет Стэнтон и Лукреция Мотт, пригласили коллег на двухдневную конвенцию о правах женщин в доме миссис Стэнтон в штате Нью-Йорк (в Сенека-Фоллс). Это первое из многих подобных собраний, которые привели в 1869 году к созданию Национальной Ассоциации женского избирательного права.
В этом же году движение впервые одержало победу. Недавно созданная территория Вайоминг в своей первой хартии дает женщинам в 1869 году право голоса на всех выборах.
Кампания в Британии немного короче и гораздо более жестока. Первый женский избирательный комитет был создан в Манчестере в 1865 году, вскоре за ним последуют многие другие по всей стране. Манчестер также является источником гораздо более воинственной группы, основанной Эммелин Панкхерст в 1903 году как женский социальный и политический союз.
Под руководством Панкхерст кампания обостряется. Особенно после того, как ее дочь Кристабель насильственно изгнана из либерального собрания в Манчестере в 1905 году за то, что она задала вопрос о голосовании за женщин. После чего она арестована и заключена в тюрьму за нападение на полицию.
После этого события тактика суфражисток становится все более провокационной. Они приковывают себя цепями к перилам, разбивают окна, а в случае Эмили Дэвисон даже бросаются перед лошадьми в дерби 1913 года. Реакция правительства соответственно репрессивна. Когда суфражистки в тюрьме используют тактику голодовки. Министр внутренних дел отвечает мерой 1913 года, известной в народе как закон кошки-мышки. Выпускает женщин из тюрьмы только на время, достаточное для восстановления их здоровья, а затем вновь арестовывает.
Вопрос решен
Как и в США, Первая мировая война снимает проблему.
Женщинам, которые служили на фронте медсестрами или на заводах, производящих боеприпасы, едва ли можно отказать в голосовании. Закон О народном представительстве (принятый за девять месяцев до окончания войны, в феврале 1918 года) дает право голоса женщинам старше тридцати лет. Акт 1928 года, наконец, дает полное равноправие с мужчинами.
Драматические истории женского избирательного права в США и Великобритании всегда привлекают наибольшее внимание. Но, почти незаметно, в других местах достигли своей цели раньше. Тинвальд, законодательный орган острова Мэн, является первым парламентом, который дал слабому полу право голоса в 1881 году. Новая Зеландия возглавляет список независимых современных государств, сделавших этот шаг, в 1893 году, за ней следуют Австралия (1902), Финляндия (1906) и Норвегия (1913).
Читайте также: