Демократическое государство рб это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Идеология белорусского общества имеет инновационную направленность, основанную на правовом, демократическом, социальном характере нашего государства, закрепленном в статье 1 Конституции Республики Беларусь.

Она предполагает дальнейшее развитие правового государства и гражданского общества. Однако устойчивое инновационное развитие белорусского государства и общества возможно при условии эффективного функционирования всех структурных элементов, политических и общественных институтов. Это прежде всего, правовые условия становления эффективного государства. Мировоззренческой основой идеологии инновационного, эффективного государства должны быть интересы, потребности, идеалы и ценности всех социальных групп и общества в целом.

Одним из базовых конституционно-правовых положений национально-государственной идеологии является идея унитарности территориально-государственного устройства Республики Беларусь.

Унитарное государство - это форма территориально-государственного устройства, при которой территория страны разделяется на административно -территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. д.). В нем действует единая для всего государства конституция, общая система права, единая судебная система, единое гражданство. Для унитарного государства характерно сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти.

Форма территориально-государственного устройства Краткая характеристика Примеры
Унитарное государство Единое, цельное государственное образование Действует одна конституция и одно гражданство Функционирует единая система Законодательства Состоит из административно- территориальных единиц Беларусь Дания Италия Польша Финляндия Франция Швеция Япония

Рис. Характеристика унитарного территориально-государственного устройства

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Человек, его права, свободы — высшая ценность и цель общества и государства (ст. 2 Конституции Республики Разделение и взаимодействие властей (ст. 6 Конституции Республики Беларусь) Единственный источник власти и носитель суверенитета - народ (ст. 3 Конституции Республики Беларусь)
Признание и равная защита всех существующих форм собственности (ст. 13 Конституции Республики Беларусь) Местное самоуправление (ст. 11 7- 124 Конституции Республики Беларусь) Идеологическое и политическое многообразие (ст. 4 Конституции Республики Беларусь)
Верховенство права (ст. 7 Конституции Республики Беларусь) Приоритет общепризнанных принципов международного права (ст. 8 Конституции Республики Беларусь) Унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст. 1 Конституции Республики Беларусь)

Рис. Основы конституционного строя Республики Беларусь

- верховенство права, во всех сферах общественной жизни; наличие действующего законодательства, соответствующего Конституции Республики Беларусь и принципам международного права, отражающего и регулирующего весь спектр общественных отношений: политических, экономических, трудовых, социальных, культурных, национальных и других; формирование высокого уровня правосознания и культуры граждан, социальных групп и общества;

- наличие эффективно действующих государственных и общественных институтов, исполняющих свои функции в соответствии с Конституцией страны; реализация принципа разделения властей и их взаимодействия в политической системе общества; осуществление в ' обществе демократических принципов и процедур; развитие общественного самоуправления;

- наличие и реализация в обществе прав и свобод граждан в соответствии с Всеобщей Декларацией прав человека; взаимная ответственность государства и граждан за соблюдение законов; обеспечение равенства всех субъектов перед законом.

Эти правовые критерии эффективного государства имеют вполне определенную направленность — обеспечение реальных условий для свободного всестороннего гармоничного развития личности.

Право представляет собой систему обязательных для всех граждан правил поведения, которые санкционируются государством и выражают индивидуальные, групповые и общие интересы населения страны, выступают регулятором общественных отношений.

Рис. Правовое содержание эффективного государства

Можно выделить следующие основные функции правовой системы: нормативная, регулятивная, идеологическая и воспитательная. Каждая из этих функций, имея свои специфические особенности, органически взаимосвязаны между собой (рис. 3). Их искусственное разделение невозможно, поскольку правовую систему можно рассматривать как совокупность:

1) Юридических норм, принципов и институтов;

2) Правовых учреждений;

3) Правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу.

Рис. 3. Функции права

Таким образом, национальная правовая система включает в себя следующие структурные элементы:

1. Нормативный 2.Организационный 3. Идеологический.

Особенность поведения отдельных слоев и групп населения может проявиться в несовпадении с интересами и поведением большинства, а правовая норма выступает как способ принуждения этих граждан от имени всего общества и государства. Данное положение четко перекликается с 3 статьей в Конституции Республики Беларусь, где указано, что единственным источником власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь.

Таким образом, право, с одной стороны, является совокупностью норм, определяющих пределы свободы граждан, с другой стороны, оно ограничивает внешнюю свободу граждан, социальных групп, институтов управления и общественных формирований, действия которых могут противоречить интересам общества и государства.

Важным условием идеологии формирования эффективного государства является государственный суверенитет. Он означает независимость во внешних и главенство во внутренних делах. Его свойства представлены в схеме (рис. 4).

В стране, наряду с Республиканскими референдумами, могут проводится и местные по вопросам, имеющим важные значения для населения. Инициатива проведения местных референдумов принадлежит местным органам власти и гражданам, проживающим на данной территории (по инициативе не менее 10 % избирателей). Решения, принятые на референдумах, могут быть отменены и изменены только путем референдума.

Кроме участия в референдумах, граждане имеют право участвовать в управлении делами общества и государства посредством обсуждения проектов законов на республиканских и местных собраниях, формировать органы представительной власти в парламент и местные советы депутатов, главу государства (Ст. 37). Эта власть, в свою очередь, должна систематически отчитываться перед своими избирателями о проделанной работе.

Таким образом, в республике создана широкая база для формирования и развития гражданского общества, как важного элемента демократии. В стране соблюдается периодическая выборность представительных органов государственной власти. Процесс выдвижения кандидатов осуществляется на демократической основе. Выдвигать кандидатов на выборах в представительную власть могут граждане, обладающие избирательным правом, политические партии, трудовые коллективы. Выборы являются свободными, равными, прямыми. Голосование на выборах является тайным, т. е. запрещен контроль за волеизъявлением граждан.

Конституция Республики Беларусь закрепила многообразие форм собственности, охрану и защиту прав собственности, регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества.

Такое определение белорусскому государству дано в статье 1. Конституции Республики Беларусь.

Все государства по своему территориальному строительству, по форме государственного устройства, территориально-организационнной структуре, характеру взаимоотношений центральных и местных единиц и соответствующих властей делятся на унитарные, федерации, и конфедерации. Республика Беларусь конституционно определена как унитарноегосударство, имеющее единую Конституцию, единую власть.

В составе государства – 6 областей, 117 районов, 20 городов областного и 11 городов районного подчинения, 77 поселков, 1440 сельских советов. Город Минск, являясь столицей государства, пользуется правами области и города республиканского подчинения.

Требования Конституции в равной степени распространяются на все административно-территориальные единицы. Действуют равномерно нормативные акты центральных органов власти. Строго выстроена и действует система иерархического подчинения внутри вертикали исполнительной и судебной власти. Что касается взаимоотношений Парламента и различных уровней представительных органов власти, то в их системе вышестоящие оказывают только организационно-методическую помощь нижестоящим, не вмешиваются в их работу, не принимают решений обязывающего характера. Исключение составляет право Совета Республики Парламента в определенных Конституцией случаях распустить местный Совет депутатов или отменить его решение, если оно не соотвествует законодательству.

Основными принципами управления в условиях унитарного государства являются:

· взаимообусловленность объекта и субъекта, единство их управления и иерархического подчинения;

· единая государственная законность;

· общая внутренняя правовая регламентация;

· единый порядок формирования органов государственной власти;

· специализация и унификация;

· многовариатность решений в рамках единых Конституции и законов;

· мобильность управления, в том числе и с использованием единой системы автоматизации и информации;

· наличие вертикальной иерархии учреждений и коммуникации.

Отличительными особенностями,основными принципами функционирования и деятельности Республики Беларусь как демократического государстваявляются:

· юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти нароода;

· равноправие всех перед законом;

· единство прав и обязанностей;

· реализация международного признания прав граждан;

· выборность государственных органов и подконтрольность их народу;

· наличие политического плюрализма, многопартийность;

· веротерпимость, свобода вероопределения;

· обязательность для всех принятых решений;

· уважительное отношение к взглядам и позиции меньшинства;

· свобода средств массовой информации (в рамках закона);

· гласность в работе государственных органов.

Республика Беларусь как социальное государство стремится к обеспечению достойного уровня жизни всех своих граждан, удовлетворению их материальных, культурных, духовных потребностей, социальной защищенности. Конституционно и на практике гарантируется право собственности и свободы предпринимательства; право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы; право на отдых. В соответствии с мировыми требованиями, внутренними условиями государства в Республике Беларусь Конституция предоставляет гражданам такие социальные права как:

· право на достаточный уровень жизни людей;

· право на свободу от голода;

· право на охрану здоровья;

· право на здоровое внешее окружение, среду обитания;

· права лиц, которым необходима особая социальная защита;

· права на защиту материнства и детства;

· право на социальное обеспечение.

Особое внимание со стороны государства уделяется проблеме обеспечения культурных прав:

· права на образование;

· права на участие в культурной жизни и доступа к культурным ценностям;

· права на использование результатов научного прогресса;

· права на сохранение национальной принадлежности или неопрделение ее;

Вопросы дальнейшего развития социальной направленности государства находят свое воплощение в ежегодных посланиях Главы Республики Беларусь белорусскому Парламенту, материалах Всебелорусских народных собраний, законах и иных правовых актах государственной власти.

Высшей целью Республики Беларусь является построение правового государства, обеспечивающего конституционные права и свободы своих граждан. Принято, что правовым государством является государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выраженной в конституции, и призванной обеспечить основоплагающие права и свободы личности. В таком государстве функционирует режим конституционного правления с развитой, непротиворечивой правовой системой, при которой обеспечивается эффективный контроль власти и политики, деятельность органов власти и должностных лиц подчинена законам, отсутствует вмешательство государства в дела гражданского общества. Основными отличительными особенностями правового государстваРеспублики Беларусь являются:

· обеспечение суверенитета (единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. – Статья 3 Конституции);

· признание и обеспечение на деле верховенства закона (в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Правовые акты или отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. – Статья 7 Конституции);

· всеобщность права, ответственность государства за его выполнение (обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. – Статья 21 Конституции);

· обеспечение взаимной ответственности государства и личности(государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. – Статья 2 Конституции);

· разделение властей(государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную; государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. – Статья 6 Конституции);

· гарантия и устойчивость прав и свобод личности. Конституцией государства гарантируются права граждан на жизнь (статья 24), на защиту его прав в судебном порядке (статья 60), на гражданство (статья 10), на защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь (статья 28), на неприкосновенность жилья (статья 29), на свободное пермещение и выбор места жительства (статья 30), на защиту семьи, материнства, равенство в семье мужчин и женщин (статья 32), на гарантию прав собственности (статья 44), на свободу взглядов и убеждений (статья 33), свободу религии и вероисповедания (статья 16), на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и т.д. (статья 47), право на труд (статья 41), на отдых (статья 43), на образование (статья 49), на участие в культурной жизни (статья 51). Основным законом установлено, что никто не может быть принужден к отказу от своих прав (статья 58);

· обеспечение эффективного контроля за соблюдением прав и свобод граждан. Конституцией предусмотрена ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда (статья 60). Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления защиты прав и свобод, противодействие оказанию которой в Республике Беларусь запрещается (статья 62).

Белорусское общество в нынешних условиях осваивает новые формы и методы демократической правовой государственности. Понятно, что многое здесь требует комплексоного осмысления в рамках конституционности, а также перспектив дальнейшего развития белорусской государственности. Главными принципами поступательного развития государства есть и еще долгое время будут оставаться: свобода личности, отраженная в гражданских и политических правах; равенство форм собственности, экономической свободы; верховенство закона; защита прав человека; разделение властей; самоуправление.

Практика убеждает в том, что права собственности, демократия и права человека – ключевые понятия, знаменующие успешное развитие государства. Собственность – основа всех свобод, главная предпосылка суверенитета личности. Только в условиях четкого соотношения собственности и собственника государство начинает успешно решать ту функцию, которая ему определена Конституцией.

Вопросы семинара

1. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений идеологии белорусского государства.

2. Идеология государства и национальная система права.

3. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Согласно статье 1 Конституции, Республика Беларусь провозглашается как унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Каждоеиз этих понятий имеет свое конкретное содержание.

Унитарным признается такое государство, которое в своем составе не имеет других государственных образований. В унитарном государстве действует единая система законодательства, централизованная система органов государственного управления, единая налоговая система. Унитарное государство имеет четко структурированное административно-территориальное деление.

Демократическим признается государство, в котором обеспечивается широкое участие народа в управлении делами государства, действует принцип разделения властей, имеет место политический плюрализм, существует местное самоуправление.

Демократический характер государства проявляется прежде всего в народовластии, т.е. принадлежности государственной власти народу. В соответствии со ст.3 Конституции единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он реализует свое право на власть как непосредственно, так и через представительные органы власти в формах и пределах, определенных Конституцией.

В зависимости от формы волеизъявления народа различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия проявляется в двух основных формах: свободных выборах и голосовании на референдундумах. В качестве иных форм непосредственной демократии используются народные обсуждения проектов важнейших законопроектов, народные инициативы, собрания граждан по месту работы и по месту жительства.

Представительная демократия реализуется народом через выборных полномочных представителей. В качестве представителей народа выступают: 1) Президент Республики Беларусь, 2) депутаты Парламента, 3) депутаты местных Советов.

Социальным признается такое государство, которое обеспечивает условия для свободного и достойного развития личности. Это предполагает создание условий для полной занятости населения, обеспечение всем работающим достойной заработной платы, а неработающим – дотаций на уровне прожиточного минимума; развитие здравоохранения, образования, социального обеспечения. Особое внимание в социальной сфере оказывается малоимущим слоям населения, семьям, имеющих на иждивении детей, инвалидам и т.д.

Для социального государства характерна политика социального равенства. В этих целях используются различные средства – правовые, экономические, организационные и др. Например, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействие между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст.13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст.ст. 32, 47 Конституции).

Правовое государство – это такое государство, в котором все государственные органы связаны правом (законом) и соблюдают права и свободы человека.

Как видим, отличительными признаками правового государства выступают: 1) верховенство закона; 2) разделение властей; 3) признание и соблюдение прав человека; 4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод.

Указанные признаки правового государства в той или иной мере получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 2 Конституции, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6). Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8). В соответствии со ст.21 Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.




Для правового государства характерно утверждение в обществе незыблемой законности в деятельности всех государственных органов и конституционности действующих нормативных актов.

Согласно статье 1 Конституции, Республика Беларусь провозглашается как унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Каждоеиз этих понятий имеет свое конкретное содержание.

Унитарным признается такое государство, которое в своем составе не имеет других государственных образований. В унитарном государстве действует единая система законодательства, централизованная система органов государственного управления, единая налоговая система. Унитарное государство имеет четко структурированное административно-территориальное деление.

Демократическим признается государство, в котором обеспечивается широкое участие народа в управлении делами государства, действует принцип разделения властей, имеет место политический плюрализм, существует местное самоуправление.

Демократический характер государства проявляется прежде всего в народовластии, т.е. принадлежности государственной власти народу. В соответствии со ст.3 Конституции единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он реализует свое право на власть как непосредственно, так и через представительные органы власти в формах и пределах, определенных Конституцией.

В зависимости от формы волеизъявления народа различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия проявляется в двух основных формах: свободных выборах и голосовании на референдундумах. В качестве иных форм непосредственной демократии используются народные обсуждения проектов важнейших законопроектов, народные инициативы, собрания граждан по месту работы и по месту жительства.

Представительная демократия реализуется народом через выборных полномочных представителей. В качестве представителей народа выступают: 1) Президент Республики Беларусь, 2) депутаты Парламента, 3) депутаты местных Советов.

Социальным признается такое государство, которое обеспечивает условия для свободного и достойного развития личности. Это предполагает создание условий для полной занятости населения, обеспечение всем работающим достойной заработной платы, а неработающим – дотаций на уровне прожиточного минимума; развитие здравоохранения, образования, социального обеспечения. Особое внимание в социальной сфере оказывается малоимущим слоям населения, семьям, имеющих на иждивении детей, инвалидам и т.д.

Для социального государства характерна политика социального равенства. В этих целях используются различные средства – правовые, экономические, организационные и др. Например, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействие между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст.13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст.ст. 32, 47 Конституции).

Правовое государство – это такое государство, в котором все государственные органы связаны правом (законом) и соблюдают права и свободы человека.

Как видим, отличительными признаками правового государства выступают: 1) верховенство закона; 2) разделение властей; 3) признание и соблюдение прав человека; 4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод.

Указанные признаки правового государства в той или иной мере получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 2 Конституции, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6). Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8). В соответствии со ст.21 Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Для правового государства характерно утверждение в обществе незыблемой законности в деятельности всех государственных органов и конституционности действующих нормативных актов.

Читайте также: