Демографические проблемы франции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Демографические проблемы Франции

Если территория Франции в Европе не менялась веками, то абсолютная и особенно относительная численность её населения не раз претерпевала существенные колебания, что не могло не отражаться как на жизни страны, так и на балансе её сил с соседями.

Сравнительно обширная площадь, мягкий и разнообразный климат, обилие влаги и плодородных земель объясняют тот факт, что Франция долгое время была самой населённой страной Европы. Уже две тысячи лет назад, после завоевания Галлии Юлием Цезарем, она насчитывала 6,7 млн. жителей - больше, чем любая другая провинция Римской империи. В Средние века, например в царствование Людовика IX Святого (1228 г.), французов насчитывалось уже 16 млн., во времена "короля-солнца" Людовика XIV (1700 г.) - 20 млн.

Их было тогда в полтора раза больше, чем немцев или итальянцев, втрое больше, чем испанцев. Франция превосходила по населению даже Россию времён Петра I. В середине XVII века (1650 г.) удельный вес Франции в населении Европы достигает 24,4% - каждый четвёртый европеец был французом.

Поскольку в те времена мощь государства определялась прежде всего числом подданных, способных платить налоги и поставлять солдат в армию, а французы, в подавляющем большинстве крестьяне, отвечали обоим этим требованиям, их монархи - от Бурбонов до Бонапартов - не раз претендовали на европейскую гегемонию. Немногими соперниками их в демографическом плане были сначала австро-испанская империя Габсбургов, с её огромными заморскими владениями, затем "владычица морей" - Британская империя, раньше вступившая на путь промышленной революции, наконец, бескрайняя Россия.

Положение начало существенно меняться с конца XVIII века. За два столетия (1740-1940 гг.) численность французов возросла не более чем на треть - с 30 до 40 млн., стабилизировавшись на этом уровне вплоть до второй половины XX века. За то же время население многих других европейских стран удвоилось или утроилось. По демографическому потенциалу Франция отстала сначала от России, затем от Германии, практически сравнявшись с Англией и Италией 2 . Это в известной мере предопределило исход франко-прусской войны 1870-1871 годов, после которой потерпевшая тяжёлое поражение Франция могла обеспечивать собственную безопасность лишь в союзе с другими великими державами - Россией, Великобританией, США.

Одним из способов компенсации демографического упадка Франции служила колониальная экспансия: в середине XX века население французской империи накануне её крушения составляло 60 млн. человек - наполовину больше, чем в метрополии. Известны боевые заслуги сенегальских или марокканских стрелков во французской армии в ходе Первой, а отчасти и Второй мировых войн.

Другим, не менее важным способом являлась массовая иммиграция - сначала из более бедных европейских стран (Италия, Испания, Португалия, Польша), затем из бывших заморских владений, особенно стран Северной Африки - Алжира, Туниса, Марокко, снабжавших экономику дешёвой рабочей силой.

Демографические трудности, которые переживала Франция на протяжении полутора столетий, объяснялись отнюдь не биологическими причинами, как утверждали в своё время гитлеровские "теоретики" расизма, и даже не тяжёлыми потерями в ходе многочисленных войн. Другие европейские державы, особенно Россия и Германия, страдали от потерь на полях сражений ничуть не меньше Франции 3 . Дело было прежде всего в социально-экономических факторах объективного и субъективного порядка.

Создав компактный слой мелкособственнического крестьянства, Великая Французская революция 1789 года ввела английское правило майората (наследования недвижимости старшим сыном) только в северной части страны, где сохранилось крупное помещичье землевладение.

На юге, где преобладала мелкая земельная собственность, после смерти главы семьи земля делилась между всеми потомками поровну. Стремясь избежать дробления земельных участков, крестьяне ограничивали число детей двумя-тремя, что, с учётом высокой тогда детской смертности, тормозило рождаемость.

Аналогичная мальтузианская психология была свойственна и представителям городских средних слоев того времени - торговцам и ремесленникам. "Этот средний класс формировал мелкую буржуазию, чьей амбицией являлось приравнивание к крупной буржуазии путём обогащения детей и их образования. Такая амбиция побуждала многие семейные пары ограничиваться одним ребёнком, чтобы обеспечить его социальное выдвижение", - отмечает известный французский социолог А. Мандрас 4 . А коль скоро собственническое крестьянство и традиционные средние слои составляли вплоть до Второй мировой войны больше половины населения Франции, то неудивительно, что с 1806 года, когда впервые началась статистическая оценка рождаемости по годам, и на протяжении почти двухсот лет рождаемость во Франции установилась почти на одном и том же уровне - 1 млн. в XIX, 750-800 тыс. в XX веке. "Ни одна страна в мире не знала, видимо, подобного постоянства", - констатирует обзор французского Национального института демографических исследований.

Однако жизнь полностью опровергла эти мрачные прогнозы. После Второй мировой войны Франция, как и остальные европейские страны, пережила мощный всплеск рождаемости ("бэби-бум"). В основе его повсюду были одни и те же причины: возврат мужчин из армии, ускорение темпов роста экономики в связи с её восстановлением и коренной реконструкцией, наконец, просто надежды людей на лучшую жизнь после тяжёлых испытаний военных лет. Природа как бы компенсировала тем самым огромные людские потери в войне.

Во Франции эффект всех этих факторов оказался более значительным и длительным, чем у её европейских соседей, не только из-за низкого исходного рубежа, но и вследствие сдвигов в социальной структуре, где упала доля традиционного крестьянства, торговцев, ремесленников с их мальтузианской психологией, а в значительной мере также благодаря целенаправленной государственной политике поощрения рождаемости и помощи многодетным семьям. Начатая как национальный императив в 1930-х годах левыми правительствами Народного фронта, продолженная ультраправым режимом Виши во время Второй мировой войны, она окончательно оформилась после освобождения страны от нацистской оккупации в 1945-1946 годах, став одним из важнейших компонентов системы социальной защиты, по развитию которой Франция выдвинулась на одно из ведущих мест в Европе и в мире 6 .

Улучшение демографической динамики во Франции к концу XX - началу XXI века во многом связано с изменениями политики государства в отношении проблем семьи.

За полвека, прошедшие после создания существующей системы соцобеспечения, роль пособий для многодетных, явившихся мощным катализатором "бэби-бума" первых послевоенных лет, заметно уменьшилась. Если вначале они составляли для семьи среднего достатка с двумя-тремя детьми существенное подспорье, давая 15-20% прибавки к доходам, то ныне эта доля сократилась почти вдвое. Дело не столько в высокой инфляции 50-70-х годов (покупательная способность пособий индексирована на рост цен), сколько в повышении общего жизненного уровня в стране за 50 лет в 3,5-4 раза. Естественно, что удельный вес пособий на детей в семейных бюджетах, а вместе с ним и их стимулирующая рождаемость роль заметно снизились.

В таких условиях правящие круги взяли курс, с одной стороны, на легализацию не оформленных юридически свободных сожительств и охрану прав рождённых вне брака детей (которых чуть ли не четверть, не считая детей разведённых родителей), а с другой - на значительное расширение сети дошкольных учреждений. Сейчас так называемых "материнских школ" для детей с трёх до шести или семи лет немногим меньше, чем начальных школ, обучение в которых уже полтора столетия является обязательным и бесплатным (хотя существуют и платные частные школы). Практически "материнские школы" во Франции - эквивалент российских детских садов, число которых явно недостаточно.

Результаты не заставили себя ждать: за вторую половину XX века население Франции увеличилось наполовину - с 40 до 60 млн. человек. Ранее для такого стремительного демографического скачка требовалось втрое больше времени.

Однако "бэби-бум" завершился в начале 70-х годов, когда подошло к концу так называемое "славное тридцатилетие" быстрых темпов экономического роста, снизившихся на протяжении последней четверти XX века вдвое: с 5,5-6 до 2-3% в год. Этому способствовали завершение послевоенной реконструкции, обострение конкурентной борьбы на мировых рынках с выходом на них ряда развивающихся стран Азии с их дешёвой рабочей силой, резкое вздорожание импортных энергоносителей. Нехватка рабочей силы сменилась хронической безработицей, достигшей почти 10% самодеятельного населения.

Дала себя знать и коренная ломка психологии, нравов, ценностных установок французского общества, значительно ускорившаяся после социально-политического кризиса мая-июня 1968 года. Продление срока обучения молодёжи в средней и высшей школе, оттягивающее брачный возраст, включение основной массы женщин в самостоятельную производственную деятельность, кризис традиционной семьи, наконец, совершенствование методов и правовых норм семейного планирования (появление эффективных противозачаточных медикаментов, легализация абортов) - всё это вместе взятое не могло не отразиться на уровне рождаемости.

В 2001 году она составила во Франции 774,8 тыс. Число детей на женщину, способную по возрасту к деторождению (15-49 лет), достигало 1,9, тогда как минимум, необходимый для простого воспроизводства населения, равняется 2,1. Во время "бэби-бума" он поднимался до 2,4-2,6. Французские демографы заговорили о том, что "бэби-бум" сменился "бэби-крахом".

Тем не менее после временного спада, достигшего низшей точки в середине 1990-х годов, французская рождаемость снова обнаружила тенденцию к росту, хотя и весьма скромную: в 1997-2002 годах её ежегодный прирост достигал 65 тыс., несколько превысив 13 новорождённых на тысячу жителей. За тот же период смертность оставалась стабильной или несколько уменьшилась: в 2001 году она равнялась 528 тыс. 7 В итоге чистый прирост населения Франции в начале XXI века достиг 327 тыс. человек в год, т.е. четыре на тысячу жителей. Причём, из них 265,5 тыс. приходится на население самой Франции и только 62 тыс. - на иммиграцию.

В противоположность ситуации XIX и первой трети XX века демографическая динамика Франции выглядит ныне не хуже, а лучше, чем в большинстве других европейских стран. "С 1999 года Франция стала, наряду с Ирландией, чемпионом по рождаемости в Европе", - считает социолог Жерар Мерме 8 . Например, в соседней Германии коэффициент плодовитости в 2002 году был на треть ниже, чем во Франции, - 1,3, а смертность превысила рождаемость на 122 тыс. К середине XXI века этот показатель грозит достигнуть 580 тыс. 9 Без иммиграции население ФРГ встало бы на путь абсолютного сокращения, как это уже произошло в Восточной Европе, включая Россию.

Таким образом, по части демографической динамики соотношение между двумя крупнейшими континентальными странами Евросоюза оказалось обратным тому, каким оно было во время трёх войн между ними на протяжении жизни двух поколений - франко-прусской, Первой и Второй мировых. Это, наряду со многими другими факторами военно-политического порядка, сняло давний французский комплекс неполноценности перед лицом соседей за Рейном, способствуя франко-германскому примирению и привилегированному сотрудничеству - главному двигателю европейской интеграции.

Ещё более резок контраст при сравнении демографической динамики Франции и стран Южной или Восточной Европы. По оценкам ООН, к 2025 году население Южной Европы должно сократиться на 8 млн. человек, а Восточной - на 17 млн., тогда как во Франции оно увеличится на 4-5 млн.

На 1 января 2003 года население Франции составило 61,1 млн. человек, из которых 59,3 млн. - в метрополии и 1,8 млн. (4%) - в заморских департаментах и территориях 10 . Если удельный вес населения Франции в мире не превышает 1%, обеспечивая ей скромное 20-е место среди 191 государства-члена ООН, то в Европе её доля достигает уже 11,5%. Это вдвое ниже, чем в середине XVIII века (23,6%), но всё же выше, чем в середине XX (10,6%). Среди 44 европейских государств Франция занимает третье место после России (114 млн. в европейской части РФ) и Германии (82 млн.), а среди 25 членов Евросоюза - второе после ФРГ. Это лучше, чем в 1975 году, когда она занимала в Европе только пятое место. Почти на том же уровне, но несколько ниже находятся Великобритания (59,1 млн.) и Италия (58,1 млн.) 11 .

Итак, в демографическом пейзаже Европы Франция выглядит ныне вполне достойно: не вернувшись ко временам Людовика XIV, она тем не менее прочно утвердила свой ранг как одна из четырёх крупнейших по населению стран Евросоюза. В обозримом будущем это её положение вряд ли изменится.

Серьёзную тревогу у французов вызывает теперь не демографическое положение их страны в Европе, а место Европы в целом, а следовательно, их самих в глобализированном мире. Если в 1950 году европейцы ещё составляли 22% населения планеты (54 млн.), то в 1975 году - уже 16,6 (676 млн.), в 2000 году - 12 (728 млн.), а в 2025 году их будет, по оценкам ООН, не более 9,1% (713 млн. из 9 млрд.) 12 .

Правда, по прогнозом демографов, в середине XXI века рост населения Земли, достигнув 9 млрд., остановится и начнёт постепенно сокращаться. Но к этому времени население Индии и Китая составит уже по 1,5 млрд. человек, т.е. треть человечества, а население Африки, стран арабского мира, Турции, Ирана, Латинской Америки как минимум удвоится. На этом фоне Европа, включая Францию, сможет сохранить свою роль одного из ведущих центров мировой цивилизации лишь при условии форсирования экономического роста на основе дальнейшего углубления и расширения интеграционных процессов.

Другой, не менее серьёзной причиной беспокойства французов является всё более явная неблагоприятная возрастная структура населения Европы и самой Франции. К концу XX века доля людей старше 65 лет составляла в Европе 14%, а молодёжи до 20 лет - 18%, тогда как в Азии, Африке, Америке первых было всего 5, а вторых - 35% 13 .

Во Франции на протяжении трёх десятилетий, прошедших после окончания "бэби-бума" основным фактором, обеспечивающим рост населения, является не столько превышение рождаемости над смертностью и иммиграция, сколько увеличение средней продолжительности жизни благодаря успехам медицины и здравоохранения. Если после Второй мировой войны 60-летний француз мог надеяться прожить ещё 15,3 года, то к началу XXI века - уже 19,9. Для француженки соответствующие данные составили 18,1 и 25,1 лет. В 2001 году надежда на дожитие достигла у мужчин 75,5 лет, у женщин - 83 года. Большее долголетие только в Японии.

Следствием этого впечатляющего прогресса оказалось существенное изменение баланса между поколениями: "бэби крах" тридцати последних лет до того подточил основание возрастной пирамиды, что "она стала напоминать по форме туз пик, считающийся, как общеизвестно, предвестником беды", - утверждает французский демограф Ив-Мари Лолан 14 .

В самом деле, к началу XXI века почти половину самодеятельного населения Франции (42,4%) составляли так называемые "бэби-бумеры" - люди, родившиеся в 1946-1973 годах. Численность молодёжи до 25 лет выросла тогда на четверть - с 15,7 до 21,1 млн. Именно она была основной движущей силой мощного молодёжного движения в мае-июне 1968 года, способствовавшего модернизации нравов, привычек, образа жизни французов, особенно в том, что касается отношений между полами и поколениями. Вступив в зрелый возраст, она стала главной пружиной развития французской экономики в последней четверти XX и начале XXI века, когда темпы её роста заметно притормозились. В этот период удельный вес людей старше 60 лет едва превышал 20% (каждый пятый француз).

В ближайшие годы это равновесие грозит нарушиться: к 2040 году уже каждый третий житель страны будет старше 60 лет. С 2006 года всё большее число "бэби-бумеров" начнёт достигать так называемого третьего, т.е. пенсионного возраста, что существенно увеличит нагрузку, ложащуюся на плечи всё менее многочисленных младших поколений. Если в 2001 году на десять работников приходилось четыре пенсионера, то в 2040 их будет уже семь 15 .

Некоторые демографы и экономисты ссылаются на то, что относительное и даже абсолютное сокращение самодеятельного населения, ввиду падения рождаемости и роста продолжительности жизни, может быть компенсировано ростом производительности труда работающих поколений благодаря ускорению научно-технического прогресса. Очевидно, тем не менее, что страна, большинство населения которой составляют люди преклонного возраста, неизбежно становится менее динамичной, более консервативной во всех отношениях, в том числе в научно-технической области, чем страна с более молодым населением.

Согласно прогнозам Национального института статистики и экономических исследований, к этому моменту население страны стабилизируется на уровне 65 млн. человек. При этом средний возраст французов повысится с 35,5 до 46 лет, а численность людей старше 60 лет почти удвоится - она вырастет с 12,2 до 22 млн. человек. Причём внутри этой возрастной группы доля представителей "четвёртого возраста" - самых старых поколений, которым будет свыше 75 лет, достигнет, а затем и превысит 17% населения страны вместо 7,1 в начале XXI века.

Столь глубокие сдвиги в возрастной структуре неизбежно приближают кризис существующей системы социального обеспечения, основанной на солидарности поколений и существующей благодаря широкомасштабному перераспределению их доходов государством. "Францию ожидают два демографических шока - удар по пенсиям с 2006 года, по бюджету здравоохранения и социальной защиты в ходе десятилетия 2010-2020 годов", - предсказывал академик Жак Дюпакье в докладе на коллоквиуме, посвященном этой проблеме 16 . Первые признаки этого кризиса уже дают о себе знать.

Цель курсовой работы: рассмотреть современную демографическую ситуацию в мире как глобальную проблему, демографическую проблему во Франции, а также влияние глобальной демографической проблемы на развитие мировой экономики XXIв. и пути её решения.
Задачи исследования:
Проанализировать основные аспекты и понятия демографической проблемы как одной из глобальных и рассмотреть подходы к изучению демографических и социальных процессов.
Выявить связь демографических и экономических показателей.
Определить основные направления демографической политики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
І. Глобальная демографическая проблема
1.1 Сущность глобальной демографической проблемы………………………………………………..…..………………….5
1.2 Влияние глобальной демографической проблемы на развитие мировой экономики…………………………..…………..……………………9
1.3 Взаимосвязь демографических и экономических показателей….13
ІІ. Демографическая проблема Франции
2.1 Суть демографической проблемы Франции………………………17
2.2 Особенности демографической политики Франции.……..………19
III. Пути решения………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

Во Франции в 2011 году наблюдался настоящий бум рождаемости. Экономический кризис, безработица или личная неустроенность не в силах повлиять на неистребимое желание француженок иметь детей.

По данным Французского национального института статистики и экономического анализа (Insee), в 2010 году на свет появились 828 тысяч французов, что стало для страны лучшим показателем за последние 35 лет.

В результате Франция, где на одну взрослую жительницу страны теперь приходится 2,1 ребенка, оставила далеко позади себя соседей по Евросоюзу, уступив лишь Ирландии, где этот показатель равен 2,7 [17].

Уровень смертности во Франции в 19 в. также постепенно снижался. После Второй мировой войны он оставался сравнительно стабильным – 10–11 на 1000 человек, а в 1997 снизился до 9,1 на 1000 человек. Самые большие успехи были достигнуты по снижению детской смертности, которая в 1997 составила 5 человек на 1000 новорожденных (в начале 1950-х годов 46 человек на 1000, а в начале 1920-х годов 97 человек на 1000). Средняя ожидаемая продолжительность жизни мальчиков, родившихся в 1991–1997, – 74,2 года, а девочек – 82,1 года. Приблизительно одна четверть населения моложе 20 лет, а один человек из пяти достиг 60 лет и более, остальные 55% населения относятся к трудоспособной возрастной группе.

Число браков с начала 1970-х годов значительно уменьшилось, в то время как число разводов возросло. Постоянно увеличивается число пар, не регистрирующих свой брак (13,5% в 1998), а число внебрачных детей в 1996 составило 39%. Растет число неполных семей и одиноких людей.

2.2 Особенности демографической политики Франции

Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.

Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год – 28,3 млн. человек, 1901 год – 40,7 млн. человек, 2002 год - 59,8 млн. человек, 2010 год - 65, 4 [27].

В конце XIX - начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев (Франция – государство-рантье) ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн. человек, за 1939-1945 годы – еще на 1,2 млн.

Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года – запрещены аборты.

В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4% [29].

Суженный режим воспроизводства населения побуждал правительство стимулировать миграцию иностранных рабочих и принимать меры по повышению рождаемости. С 60-х годов XIX века до 30-х годов XX века миграционный прирост населения Франции составил 3,2 млн. человек, что обеспечило 3/4 общего прироста числа жителей. В 1931 году во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В 1931 году рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, 1/4 строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих [24].

Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличилось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек - за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек – за счет репатриации французов из бывших колоний.

Современные меры пронаталисткой демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей – 107 евро в месяц, на троих – 244, на четверых – 382, на пятерых – 519, на шестерых – 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет – 30 евро и старше 16 лет – 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:

  • пособие на каждого ребенка в возрасте до трех лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;
  • пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;
  • пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;
  • семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими 3 трех и более детей в возрасте от 3 трех до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит от дохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей - 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелой болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% базовой зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90% заработка [21].

В настоящее время демографическая ситуация во Франции выглядит несколько лучше, чем в других европейских странах. Франция занимает 3-е место среди 15 стран Европейского Союза, после Ирландии и Люксембурга.

Демографические тенденции во Франции, правда, пока находятся под положительным влиянием показателей прошлых лет: еще много женщин детородного возраста, родившихся в период, когда рождаемость была высокой (средний возраст матери - 29 лет), а смертность остается ниже 10 на 1 тыс. человек, вследствие того что население по своей структуре относительно молодое.

Принимая во внимание все перечисленные факторы, а также учитывая сегодняшний уровень иммиграции, не способный компенсировать этот дефицит, можно говорить о том, что население Франции примерно через четверть столетия сократится [4].

III. Пути решения

Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.

Осознанно, что решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969 году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.

Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984 году в Мехико и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные документы в этой области.

Важное отличие этих конференций от других научных и практических форумов состояло в том, что они проходили на высоком правительственном уровне в отличие от предыдущих конференций по проблемам народонаселения, на которых эксперты выступали только от своего собственного имени.

Одним из таких основных документов стал Всемирный план действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет.

В плане было подчеркнуто, что основой для действительного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования. В1984 году в Мехико состоялась вторая Международная конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад Плана действий и сделаны рекомендации по дальнейшему его выполнению.

В 1994 году в Каире прошла третья Всемирная конференция по народонаселению и развитию, которой приняло участие уже 179 государств. Был принят итоговый документ конференции - 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных проблем в области народонаселения.

В программе было подчеркнуто, что все больше государств осознают необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах народонаселения. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.

В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание на проблемы "оттока населения" из сельских районов и предлагаются соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.

В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и образования, утверждается, что в "мире женщины составляют 75% неграмотных" и что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того, чтобы "все дети получали более качественное образование и чтобы они оканчивали начальную школу". В ней обращается внимание на то, что существует тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак, рождаемостью и смертностью.

В Программе рассматривается значение разработки и осуществления правительственных программ действий, направленных на решение проблем народонаселения и развития.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны - КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка (в 2011 году китайские власти окончательно признали "политику одного ребенка" неудачной, пишет People’s Daily Online со ссылкой на китайское информационное агентство "Синьхуа" и власти частично сняли запрет для местных семей на рождение второго ребенка [1] ). Это было не легко, ведь в Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.

По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия [20]. Здесь был выдвинут лозунг: "Одна семья - два ребенка". Но индийцы не смогли преодолеть многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по численности выйдет на первое место в мире.

Политику государственного ограничения рождаемости проводили Бангладеш, Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где престиж главы семейства определяется числом его сыновей, она еще более была обречена на неудачу, чем в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур, решили сохранить существующий высокий рост населения и даже поощряют его. Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки. Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно достигнет 20%.

Во Франции демографические проблемы

На фоне пандемии коронавируса во Франции выросла смертность, снизилась рождаемость и продолжительность жизни, а также резко упало количество бракосочетаний, сообщает Национальный институт статистики и экономических исследований INSEE.

Рост смертности в 2020 году оказался самым высоким со времен окончания Второй мировой войны. В прошлом году во Франции умерли 667 400 человек — это на 54 тысячи больше, чем в 2019 году. И это — самая высокий показатель смертности в стране в мирное время, отмечают исследователи INSEE.

Такой рост смертности механически сказался на средней продолжительности жизни французов. Таким образом, в год пандемии продолжительность жизни мужчин снизилась на полгода и отныне составляет 79,2 лет. Продолжительность жизни женщин упала, в свою очередь, на пять месяцев. Теперь это — 85,2 лет. Это тоже самое резкое снижение средней продолжительности жизни с 1960-х годов во Франции.

Количество бракосочетаний снизилось в прошлом году во Франции на 34%. Всего, на территории страны в 2020 году было заключено 148 тысяч браков, из них четыре тысячи между людьми одного пола.

По официальным данным на 1 января 2021 года, во Франции насчитывается 67,4 миллиона жителей. В течение 2020 года прирост населения составил 0,3%. По оценке INSEE, половину этой цифры составляет естественный прирост ( + 82 тысячи человека) — это разница между смертностью и рождаемостью. Еще 87 тысяч человек составил, по данным статистов, прирост за счет иммиграции.


Например, во времена Столетней войны во Франции было около двадцати миллионов людей, а в Англии – три или четыре. Англия терзала Францию, как до Второй мировой войны Япония – Китай. Результат был один – Англия должна была навсегда уйти с континента. В конечном итоге потому, что во Франции было больше людей. Общее культурное влияние Франции на Англию было гораздо большим, чем наоборот. По той же причине.

Позже Франция могла весело стравливать всяких немцев и с переменным успехом противостоять европейской коалиции. Потому, что она была самая большая. Во времена Тридцатилетней войны французов было больше, чем всех немцев вместе взятых (а вместе взять их тогда не мог никто), да ещё и с англичанами впридачу. А до этого, во времена франко-испанского соперничества, французов было почти в два раза больше, чем испанцев. И вот, несмотря на все испанские колонии (а самой большой из них, по населению, были Нидерланды, а никакая не Мексика), Франция, конечно, победила.

Кстати, только так следует понимать чудо английской победы над испанским флотом в 1588 году. Микроскопическая Англия (меньше трёх миллионов человек) отразила нападение громадной Испании (10 миллионов, не считая колоний) и не была захвачена и сожжена, ну прямо как Иерусалим и Ассирия.

Но к концу XVIII века, после революции, случилось что-то нехорошее. Прогресс, который, очевидно, был французким изобретением, привёл к невиданному уменьшению смертности и разнообразнейшим улучшениям в жизни европейцев. И население Европы стало быстро расти. Европы, но не Франции. То есть, французов тоже стало больше, но не настолько, как немцев, русских или англичан. У французов рождалось меньше детей. И результаты не заставили себя ждать. Англия давно была богаче Франции, но пока она была маленькой, это было не важно. Во второй половине XVIII века отношение изменилось от 4:1 до 2:1, и вдруг оказалось, что Англия сильнее. А в середине XIX века немцев впервые стало больше, чем французов. Как раз к тому времени они смогли, наконец, объединиться, и тоже показали Франции, кто теперь сильнее. И это несмотря на то, что многие миллионы немцев и англичан, и всех остальных европейцев, уезжали в Новый Свет, а французы не ехали.






Франция из самой главной европейской страны превратилась всего лишь в одну из нескольких. А тут ещё и захолустные американские штаты их обогнали. Эта бедная, некультурная, провинциальная, дикая страна, правда, не представляла никакой угрозы, но будущее выглядело удручающе. К концу века и в Британии стало больше людей, чем во Франции. Это как если бы в ничтожной древней Греции стало больше людей, чем в великом древнем Египте – просто конец света. С точки зрения египтян.

Конечно, у французов заняло много времени понять, что они больше не главные в Европе. Многие этого и до сих пор не знают.

За сто лет, которые прошли от Ватерлоо до Вердена, население Франции выросло в 1.35 раза, а Британии и Германии – в 2.5 раза. Некоторые немцы даже стали подозревать, что французы вырождаются, что бы это ни значило.

Но после Второй мировой войны всё изменилось. Рождаемость повысилась во всех странах, но во Франции – особенно, а в Англии – меньше среднего. И немецкий бэйби-бум закончился к началу семидесятых, а французский только замедлился. Теперь в Германии (а ещё в Южной и Восточной Европе), на женщину приходится в среднем по 1.2-1.3 ребёнка – самая низкая рождаемость в мире (ещё в Японии и Корее такая). А во Франции теперь опять больше 2.0 детей на женщину (в Англии и Северной Европе 1.7-1.9).

Во Франции и в Британии теперь рождается намного больше детей (по >800 тысяч в год), чем в Германии (~650 тысяч), хотя всего людей в Германии больше. Среднее количество детей на женщину во Франции больше, чем в Северной Африке или Иране, хотя чуть меньше, чем в США. Неизвестно, когда Франция и Британия обгонят Германию по числу людей, но кажется, это будет вскоре после 2050 года.

Удивительно, но никто не знает, почему в одних странах у женщин больше детей, чем в других. Есть очень много серьёзных научных исследований рождаемости. Всякие общие факторы хорошо описаны. Но предсказать, что случится с рождаемостью, никто не может. Количественно предвидеть новые тренды не получается. Нет формулы, которая бы объяснила, как получилось, что раньше во Франции было больше людей, чем в Германии и Англии вместе взятых, а потом - меньше чем в каждой по отдельности. И почему в протестантской Европе теперь больше детей, а в католической - меньше, а раньше было наоборот (куда подевались многодетные итальянские мамы, которых так уважал Муссолини?).

Демография похожа на физику в своей экспериментальной части. Корректные методы измерения, анализ погрешностей, чёткие определения, математический аппарат, эмпирические модели. Огромный накопленный надёжный эмпирический материал (тут, тут и особенно тут). Эксперименты – влияние государственных программ (часто неприятно-неожиданное). Замечательные новые исследования – оказывается, Римская империя погибла потому, что римлян стало мало, а варваров – много.

А в теоретической части это пока вообще не наука, а чёрт знает что. Теории демографических переходов, влияние экономики, эпидемий и войн - всё это хорошо и правильно, но качественно, описательно и пост-фактум. А почему во Франции - 2.0, а в Германии - 1.3 – никто не знает. Конечно, в таких условиях появляются вздорные теории вроде этой. Но боюсь, что своего Ньютона эта наука не дождётся – правда окажется сложной и неэлегантной комбинацией разных скучных факторов.

Один француз сказал, что "демография – это судьба". А судьбу знать наперёд никак нельзя.

Читайте также: