Деловой этикет в одежде кратко

Обновлено: 02.07.2024

Между людьми постоянно происходит процесс коммуникации, в общественной и деловой среде. Знание правил и норм делового этикета помогает наладить необходимые связи, повысить уровень лояльности клиента или коллеги по отношению к себе. Одним из значимых элементов культуры делового общения является достойное поведение людей, их моральные ценности, проявления совести, нравственности. Успешность предприятия во многом зависит от микроклимата в коллективе. Если сотрудники грамотно и четко, а главное слаженно, выполняют свои обязанности, то компания развивается и растет.

Этикет – это нормы (законы) о манерах, особенностях подобающего поведения людей в жизни общества.

Деловой этикет – это система принципов и правил профессионального, служебного общения / поведения людей в деловой сфере.

Соблюдение правил этикета необходимо всем уважающим себя людям, но особенно это полезно для тех, кто стремится построить карьеру (бизнес). В деловом взаимодействии большое значение имеют такие факторы, как репутация, информация и связи. Чем больше информации, тем грамотнее можно выстроить коммуникацию.

К основополагающим правилам делового этикета относятся:

  1. Своевременное выполнение обязанностей, пунктуальность. В деловой среде не допускаются опоздания. Также не этично заставлять ожидать оппонента во время переговоров.
  2. Не разглашение конфиденциальной информации, соблюдение корпоративной тайны.
  3. Уважение и умение слушать. Доброжелательное и уважительное отношение, способность выслушать собеседника не перебивая, помогают наладить контакт и решить многие деловые вопросы.
  4. Достоинство и внимание. Уверенность в себе и своих знаниях / силах не должна переходить в чрезмерную самоуверенность. Необходимо спокойно воспринимать критику или советы со стороны. Следует проявлять внимание по отношению к клиентам, коллегам по работе, руководству или подчиненным. При необходимости оказывать помощь и поддержку.
  5. Правильный внешний вид.
  6. Умение грамотно говорить и писать.

Немаловажным показателем деловой культуры является порядок в рабочей зоне. Он указывает на аккуратность и прилежность сотрудника, на умение организовать свое рабочее место и рабочий день.

В культуре делового общения следует обращать внимание на невербальные (бессловесные) проявления этикета. Не стоит отворачиваться от собеседника. При объяснении не нужно сильно жестикулировать или гримасничать.

По правилам делового этикета, в рабочее помещение первым входит человек, занимающий доминирующую должность, далее все остальные, соответственно лестнице деловой иерархии. Бизнес – порядок соответствует следующему делению:

  1. Статус.
  2. Возраст.
  3. Гендерные различия.

Мужчина должен сопровождать женщину слева от нее. Это правило обусловлено тем, что в старину, джентльмен, находясь слева от дамы, занимал более опасное место при движении по дороге. Повозки с лошадьми передвигались одновременно с прохожими, так как в те времена не было тротуаров.

В деловых отношениях между руководителем и подчиненным должна соблюдаться субординация. Указывать на ошибки сотрудника принято в личном порядке, не в присутствии коллектива.

Деловая переписка

Переписка делового характера – это система требований (нормативов), которых необходимо придерживаться, чтобы правильно и грамотно составить документ. Прежде всего, нужно определиться с типом и срочностью доставки письма. А также со степенью доступности документа для получателя, будет это одно письмо или несколько, с уточнениями / списками / предложениями. Письмо должно быть грамотно написано с точки зрения орфографии и стилистики.

Оформление документа должно соответствовать существующим шаблонам, в зависимости от типа письма (например, сопроводительное). При составлении документа необходимо руководствоваться нормативами по требованию к оформлению документов [ГОСТ Р 6.30-2003].

Деловое письмо должно включать название компании, которая выступает в роли отправителя; дату отправки и адрес получателя. Также надо обязательно указывать инициалы, должность получателя или отдел, в который направлено письмо. Основная часть письма состоит из вступления / обращения, темы и краткого описания целей документа, далее идет текст и заключение. В конце документа ставится подпись отправителя, и указываются приложения или копии при их наличии.

  • тип документа;
  • тема;
  • краткое содержание.

Письмо должно быть простым и понятным, без избыточного количества профессиональных терминов. В деловой переписке не допускается применение жаргонных выражений и фраз, имеющих двойной смысл.

Если письмо имеет международную направленность, то оно должно быть составлено на языке получателя или на английском языке. Ответ на письмо необходимо предоставлять:

  • по почте – не позднее десяти суток;
  • при переговорах при помощи сети интернет – от 24 до 48 часов.

Деловая корреспонденция должна качественно подготавливаться и несколько раз перепроверяться перед отправкой. Не корректно составленное письмо с наличием орфографических ошибок может навредить репутации компании, так как деловой документ является визитной карточкой фирмы.

Деловая риторика

Риторика в деловом мире – это искусство красноречия, умение эффективно и убедительно донести мысль до слушателей. Здесь важна дикция, правильно поставленная речь, интонация. Значимым аспектом является умение преподнести не только информацию, но и себя. В деловой риторике применяют принципы речевого воздействия:

  • доступность;
  • ассоциативность;
  • экспрессивность;
  • интенсивность.

Правила делового общения

Значимым условием деловых коммуникаций является культура речи, которая проявляется в грамотности, правильно подобранной интонации, словарном запасе и манере разговора.

Этапы делового общения имеют следующее подразделение:

Правила делового общения по телефону

Для общения по телефону в деловой сфере действуют принципы, предусмотренные общими правилами делового общения и риторики. Речь должна быть грамотной, интонация приветливой, информацию надо излагать по существу, без вводных слов или длительных пауз.

Если вызывающий абонент спрашивает сотрудника, отсутствующего в данный момент на рабочем месте, ответивший на звонок должен предложить свою помощь, в случае отказа, следует поинтересоваться, что нужно передать отсутствующему сотруднику.

Деловой стиль одежды

Соблюдение общепринятых норм и правил в организации своего внешнего вида является обязательным аспектом в правилах делового этикета. В некоторых крупных компаниях существует корпоративный дресс-код. Подбирать одежду нужно в классическом стиле, не допустимы слишком откровенные, яркие вещи, с элементами рваной ткани. Внешний облик должен быть опрятным и аккуратным. Внимание нужно уделять не только правильному подбору одежды, но и внешнему виду в целом (состоянию ногтей, прически, обуви, макияжа у женщин).

Первое впечатление о человеке имеет большое значение в деловых контактах. Оно создается в течение 30-40 секунд и на 60% формируется за счет внешнего вида.

Как должна выглядеть женщина

  • Законы делового этикета регламентируют классический стиль в одежде. Во время ведения деловых переговоров женщина должна демонстрировать свои деловые качества, а не свою фигуру. Поэтому в таких случаях будут неуместны вечерние наряды с глубокими вырезами, короткие юбки, голые плечи и т.д.
  • Надевать следует костюм, строгий и однотонный, с юбкой или брючный. В качестве узора на нем могут быть только тонкие полоски. Блузка – светлая, лучше белая. Юбка должна доходить до колен (плюс-минус 5 см). Брюки не должны висеть и не должны сильно обтягивать фигуру. Разумеется, джинсы, бриджи и шорты недопустимы в принципе.
  • Туфли желательно носить в тон костюму и не светлее его. Цвет темный: бордовый, серый, синий или черный. Они должны быть закрытыми и, как одежда, однотонными. Высота каблука должна составлять 5-6 см. Каблук – не шпилька. Это важно иметь в виду и потому, что любые переговоры могут длиться до нескольких часов. Если костюм может быть простым по крою, то туфли должны выглядеть дорого.
  • Голые ноги не допускаются. Обязательно должны быть чулки или колготки. Разумеется, без зацепок и спущенных петель. Цвет строгий, без рисунка.
  • Косметикой нужно пользоваться умеренно. Не надевать дорогую и вычурную бижутерию и большое количество ювелирных украшений. Ни в коем случае не смешивать бижутерию и ювелирные украшения.
  • Маникюр обязателен. Он должен иметь среднюю длину, лак желательно прозрачный или однотонный, оттенков красного.
  • Волосы у женщин не должны опускаться ниже плеч. Если их длина больше, то необходимо их собрать назад или наверх в прическу.

Как должен выглядеть мужчина

  • Костюм обязателен. В холодное время года – черный, серый, темно-зеленый, синий. Летом тона могут быть светлее. Рубашка к костюму – светлая, однотонная или в тонкую полоску. Она не может быть темнее костюма. Самый оптимальный вариант – белая рубашка.
  • Во внешний карман лучше ничего не класть (ручки, очки, расческа и т.д.).
  • Манжеты рубашки (сорочки) должны выходить из-под рукава на 2,5 см. Отступ воротника пиджака от воротника рубашки – не более 2,5 см. В отсутствие жилета пиджак должен быть застегнут на две верхние пуговицы. В противном случае его можно не застегивать.
  • Сзади пиджак должен закрывать бедра.
  • Жилет визуально утолщает фигуру, а двубортные пиджаки идут только стройным мужчинам.
  • Брюки не должны вздуваться на коленях. Они могут только слегка ложиться на ботинки.
  • Ботинки не могут быть светлее брюк. В холодное время года они должны быть темного цвета. Чистить их нужно до блеска. Не допускаются стоптанные каблуки и потертости. Носки должны быть такой длины, чтобы при поднятой ноге не обнажалась голень.
  • Цвет и фактура материала поясного ремня и ботинок желательно одни и те же.
  • Галстук нужно выбирать темнее рубашки и консервативной расцветки. Он не должен бросаться в глаза. Его длина должна достигать пряжки ремня.
  • Длина волос – от 3 до 7 см. Красить волосы не рекомендуется. Усы не должны закрывать верхнюю губу. Волосы, разумеется, должны быть чистыми и сухими (нежирными).
  • Ногти аккуратно подстрижены. В качестве украшений на руках – только обручальное кольцо.
  • Запах одеколона не должен быть резким и сильным.
  • Очки нужно носить в тонкой металлической оправе.

Люди могут забыть о том, какого цвета был костюм, но обязательно вспомнят мелкие погрешности во внешнем виде. Поэтому здесь необходимо быть педантичным во всем. Экономия денег и времени на внешнем виде может обернуться снижением продаж и испорченной деловой репутацией. Это всегда важно помнить в бизнесе, на деловых переговорах.

Больше,
чем хостинг.

Timeweb - компания, которая размещает сайты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Этикет делового человека

Деловой этикет – принятые в обществе нормы поведения, установленные в области бизнеса, при налаживании деловых контактов. На него возлагаются следующие функции:

Деловой этикет: внешний вид

Требование этикета, касаемое одежды – ношение костюма. Последний считается своеобразной визитной карточкой. Люди, в том числе и деловые, всегда обращают внимание на то, как человек одет. Поэтому костюм, как и дополнительные аксессуары, обувь, должен быть безупречен. Помните, что расхлябанность в одежде – это признак суетливости, забывчивости. В свою очередь, аккуратность ассоциируется с организованностью в работе, с тем, что человек умеет ценить время, как свое, так и чужое.

Правила ношения костюма:

Деловой этикет: внешний вид

  1. Деловой костюм не совместим со спортивной обувью.
  2. Не следует брать спортивную сумку на те же переговоры. Оптимальные варианты, подходящие к костюму – дипломат, портфель, папка.
  3. Галстук – обязательная составляющая делового костюма. Правила делового этикета исключают отсутствие галстука.
  4. К костюму выбирается сорочка ВСЕГДА с длинными рукавами и желательно без нагрудных карманов. При этом ее манжеты должны быть видны из-под рукавов делового пиджака примерно на 1,5 см.
  5. Узкий конец галстука не должен быть на виду, выступать из-за лицевой части аксессуара.
  6. В рабочее время лучше носить неброский костюм. Такой вариант считается хорошим тоном. Это должен быть несветлый костюм, с отсутствием слишком пестрой или темной сорочки, с неярким галстуком.
  7. При отсутствии знаний о подборе сорочек и туфлей по цвету, следует выбирать белую сорочку и черные туфли.
  8. Нижняя часть галстука в завязанном состоянии должна касаться ремня.
  9. Галстук по ширине должен быть таким же, как и размер лацканов пиджака, а по тону — светлее костюма, но темнее сорочки.
  10. Важное правило – отсутствие несовместимости узоров, т.е. 2 и более элементов костюма не должны быть с узором.

Советы по внешнему виду

  • Светлые костюмы следует носить днем, вечером – более темных тонов.
  • На официальных мероприятиях пиджак должен быть всегда застегнут.
  • Следует держать деловой костюм в идеальном состоянии всегда, это касается и всех остальных составляющих: обуви, носок и пр.
  • Деловой костюм должен быть удобным, при этом не обязательно модным, главное – стильным, качественным.
  • Нужно иметь 2 носовых платка. 1 использовать для соответствующих целей для себя. Второй держать абсолютно чистым в кармане пиджака (внутреннем).
  • Галстук-бабочка – только для официальных праздничных торжеств. Желательно, чтобы он был изготовлен из шелка.

Деловой этикет: жесты и движения

Манеры делового человека так же важны, как и его внешний вид. Они позволяют проявлять уважение, такт к окружающим, вежливо общаться с людьми. При этом следует учитывать привычки, которые порой могут свести все достоинства к нулю. Однако точно следовать правилам тоже неправильно. К главным принципам делового этикета относится естественность поведения.

Важно понимать, что движения, жесты – важная часть делового имиджа. Жесты способны дать понять, в каком настроении находится человек, даже если он не старается это показать. Так как же следует себя вести?

  1. Не делайте резких, быстрых движений.
  2. Не сидите в расслабленной позе, не качайтесь на стуле, не облокачивайтесь на стол.
  3. Стул не нужно двигать по полу, его следует переставлять, приподнимая за спинку.
  4. Надолго не опускайте глаза при разговоре.
  5. Помните про такт в общении с людьми. Особенно аккуратно следует себя вести с людьми более старшего возраста.
  6. Недопустима вялая походка, не допускается во время ходьбы размахивать руками, широко шагать.
  7. Не качайте ногой, не ерзайте на стуле.
  8. Некрасиво подпирать голову рукой во время разговора.
  9. Не скрещивайте руки на груди, если не желаете показать свое недовольство или же желание прекратить разговор.
  10. Исключите жесты, которые могут быть расценены как попытка затянуть время: закуривание сигареты, протирание очков и пр.

Правила делового этикета: ведение телефонных разговоров

Многие думают, что просто вести телефонные разговоры. Однако это неправда. При таких разговорах нужно быть кратким, но в то же время уметь давать емкий ответ, как и при составлении того же делового письма.

Как правильно вести себя при телефонном разговоре? Что следует говорить?

Этикет делового человека: общение в ресторане

Очень часто деловое общение происходит в ресторанах. Как правильно себя в этом случае себя стоит вести?

  • Мужчина пригласил женщину-партнера? Он должен прийти заранее, уточнить местонахождение заказанного столика, после чего встретить даму и проводить ее до стола.
  • Зеркало при входе используется для оценки своего внешнего вида. Недочеты следует исправлять в туалетных комнатах.
  • Мужчины всегда идут впереди женщин, тем самым, как бы указывая путь к заказанному столику.
  • Для деловых встреч следует выбирать места у стены, чтобы быть лицом к залу, либо в середине зала, но лицом к входу.
  • Дама садится первой, затем – мужчина, но меню предлагает мужчина даме, а не наоборот.
  • К знакомым не следует подсаживаться за столик без приглашения.
  • Не нужно громко, долго звать официанта и при этом стучать столовыми приборами по бокалу.
  • Недопустимо сидеть за столиком и причесываться, насвистывать, петь, поигрывать какими-то предметами, читать что-то, кроме меню.
  • Не следует переговариваться с людьми, сидящими за соседним столиком.
  • Если мимо проходят знакомые, не нужно вставать, их приветствуя.
  • При отсутствии спутницы необходимо уделять внимание даме, которая сидит справа.
  • На танец можно приглашать дам, даже незнакомых, но в том случае, если женщина не знакома вам, то приглашение не должно быть сделано более 2 раз.
  • Курить во время танца нельзя. Желательно и не разговаривать.
  • Тот, кто выступил инициатором встречи, первым предлагает покинуть ресторан.
  • Расчет следует производить после того, как все сидящие за столом закончили есть. При этом расплачиваться должен инициатор встречи, мужчина всегда платит за даму. При посещении ресторана компанией следует оговорить оплату заранее.
  • Сумма в оплату счета кладется на тарелочку, на которой подавался счет.
  • При выходе из ресторана мужчина помогает даме одеваться, после чего он обязан проводить ее до дома.
  • Признак плохого тона – подача даме левой руки.

Этикет беседы за столом

  1. Разговор должен строиться на обсуждении спокойных тем. Можно говорить на темы, повышающие аппетит. Но не обсуждайте стоимость блюд, напитков.
  2. Шепот на ухо недопустим, а разговаривать можно как с партнером, так и с ближайшими соседями, но без помех приему пищи.
  3. Не следует дотрагиваться до собеседника в целях привлечь внимание.
  4. Если хочется чихнуть, то делать это следует негромко и при этом сразу же нужно извиниться. Если кто-то чихнул другой, нужно оставить данный казус без внимания.
  5. Желаете произнести тост? Используйте для этого паузу между приемом блюд. Не старайтесь говорить долго и эффектно. При этом перед началом речи можно предложить наполнить рюмки.
  6. Если кто-то другой произносит застольную речь, следует в это время молчать.

Безусловно, правила делового этикета достаточно многочисленны. Но однажды их освоив, получится приобрести имидж тактичного и воспитанного человека, что важно для любого бизнесмена.

Читайте также: