Деловой этикет италии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Особенности деловых взаимодействий

Каждая итальянская мать мечтает, чтобы ее дети, особенно сыновья, достигли на службе lо starbene (благосостояния). В ее понимании это значит найти постоянную работу в кабинете правительственного учреждения, или государственного банка, или национализированной компании. Не то чтобы эти должности хорошо оплачивались, однако они гарантируют сотруднику тринадцать или четырнадцать месячных окладов в год и весь набор социальных благ, в том числе страховку и возможность сравнительно рано выйти на пенсию. А главное - эта работа не требует полной отдачи, так что у служащих остается время для семейных дел и прочих интересов.

Работа в офисе протекает в основном так же, как и вся жизнь итальянца. Здесь прежде всего важны стиль, умение подать себя и с блеском сыграть свою роль.

Следить за часами - не самое любимое занятие итальянцев. На дружеские встречи допустимо опаздывать, хотя в бизнес-общении итальянцы вполне пунктуальны - в деловой среде действуют общие принципы европейского этикета.

Рабочий день в частном секторе может быть очень длинным (с 8.00 до 19.30, и всего полчаса на обед). Иное дело государственная служба: есть учреждения, открытые для посетителей всего на два часа в неделю. Магазины, как правило, открыты со вторника по субботу полный рабочий день, воскресенье считается выходным, в понедельник до обеда они также закрыты.

Деловой человек может столкнуться также с итальянской бюрократией. С ней связано так много интересов власть имущих, что едва ли такое положение когда-нибудь изменится. Государство получает огромные доходы от различных гербовых бумаг, к тому же бюрократический аппарат - это сотни тысяч рабочих мест. Чем дольше длится та или иная юридическая процедура, тем меньше уровень безработицы.

Рождество итальянцы справляют дома, а Пасху - с друзьями. Хотя в пасхальный понедельник (итальянцы его называют Pasquetta - Малая Пасха) обычно устраивают большой семейный пикник. Даже если в этот день льет дождь (в пасхальное новолуние обычно портится погода), пикник все равно не отменяется. Каждый город и деревня к тому же отмечают день своего святого: Милан - Амвросия, Турин - Иоанна, Неаполь - Януария, Рим - Петра.

Во многих местах проводится так называемая sagra - неделя чествования какого-либо композитора, неделя сбора винограда, спортивное событие, присуждение премии имени местного поэта или политика. Эти мероприятия иногда принимают национальный размах, как, например, palio (скачки) в Сиене, а порой отмечаются на местном уровне, когда все жители данного населенного пункта могут предаться своему любимому занятию - поесть и выпить вволю в приятной компании.

Период отпусков почти у всех приходится на август, когда предприятия в северных городах закрываются, поскольку жить в это время в городе совершенно невозможно. Целыми семьями итальянцы отправляются в горы или к морю. Жизнь оставшихся граждан значительно осложняется: магазины закрыты, трудно бывает купить даже самое необходимое, иногда проблематично найти какого-либо специалиста: не исключено, например, что за стоматологом придется ехать на море.

В Италии широко отмечаются: 8 марта, когда женщины дарят друг другу желтые мимозы; 1 мая, который одна половина трудящихся празднует в стиле первых причастий, другая - в стиле первых рабочих парадов; и 1 ноября, когда большинство итальянцев оказывает почести предкам и посещает кладбища.

Дни перед постом посвящены празднованию Масленицы (Carnival- от латинского carnem levare - исключить мясо) с карнавальными шествиями и гуляньями, которые продолжаются вплоть до Martedi Grasso (масленого вторника); самые пышные празднества происходят в Венеции и Виареджо. Обычай отмечать Масленицу восходит в Италии к временам языческих обрядов - сатурналий и луперкалий. Многие на карнавалах наряжаются Арлекинами и Полишинелями или наряжают детей и ведут их на шествие под фанфары. Но даже без маски в эти дни можно позволить себе всякие чудачества.

У итальянцев хорошее чувство юмора, они умеют смеяться как над собой, так и над другими. Но они с большим пиететом относятся к исполняемой роли и не склонны разрушать свой имидж ради красного словца. Общественное достоинство очень важно для них, и если они исполняют какую-либо номенклатурную функцию, вы в полной мере сможете почувствовать на себе, что такое бюрократизм и апломб. Поскольку грех кощунства не распространяется на рисованные иллюстрации (тех, кто письменно оскорбляет политиков или государственных чиновников, могут привлечь к уголовной ответственности), в итальянских газетах и журналах занял прочное место жанр карикатуры. Их авторы с убийственной иронией клеймят политиков и политическую обстановку.

Семья

Пожалуй, одной из самых известных национальных черт итальянцев является их привязанность к семье. Причем под семьей понимается не только муж, жена, их родители и дети, а все более-менее ближайшие родственники, все дяди, тети и т.д., в общем, все, кого можно как-то причислить к родственникам.

Родственные отношения в Италии очень тесные. Очень многие частные фирмы в сфере мелкого бизнеса состоят только из членов семей: магазины, прачечные, парикмахерские, бухгалтерские, нотариальные, адвокатские конторы. Впрочем, в сфере крупного бизнеса семейственность тоже находит свое выражение: если человек занимает важный пост, то он старается всеми силами устроить в эту же фирму своих родственников.

Кстати, знаменитая итальянская мафия строилась именно на принципе семейственности, когда степень доверия была высока, а все проблемы решались в семейном кругу, конфиденциально.

Для того чтобы обсудить семейные проблемы, поддержать тесные отношения между родственниками, итальянцы практикуют (на юге страны больше, на севере меньше) большие семейные обеды в выходной в доме одного из родственников. На такие обеды собирается иногда до 20-30 человек, совместно покупаются продукты, готовится обед, а во время всего этого действа члены семьи общаются, выясняют, кто, как и чем жил за время, прошедшее со дня последней встречи. Непосредственно за обедом обсуждаются, как правило, проблемы более серьезные.

И еще одна очень важная особенность итальянской семьи: быть представленным семье считается большой честью и признаком внимания.

Следует также отдельно сказать о зависимости детей от матери. Влияние итальянских мам нередко так велико, что сын или дочь не могут выбрать себе спутника жизни без их согласия.

Итальянцы очень серьезно относятся к вопросу брака. Это объясняется, с одной стороны, большой ролью католической церкви в обществе и сложившимися стереотипами, с другой - сложностью процедуры развода. Многие итальянцы морально не готовы связать себя узами брака до 35 лет, то есть раньше того возраста, когда итальянские мужчины по-настоящему взрослеют, а девушки перестают думать лишь о развлечениях. Имеющиеся к этому возрасту финансовые накопления позволяют взять в кредит квартиру и обойтись лишь небольшой помощью родителей.

Что дарить итальянцам

  • Изделия из янтаря: картины, иконы, женские украшения.
  • Матрешки, а также куколки в русских национальных костюмах.
  • Картины.
  • Льняные скатерти с салфетками.
  • Иконы (естественно, не старинные, а те, которые продают в храмах).
  • Футболки с символикой СССР, футбольных команд и т. п., а также аналогичные брелоки, зажигалки и прочую мелочь.
  • Пуховые платки типа оренбургских.
  • Шкатулочки с ручной росписью, расписные подносы, тарелки, ложки (Хохлома, Палех, Гжель не приветствуются).
  • Компакт-диски с отечественной музыкой.
  • Календари с русской (украинской) природой, видами городов.
  • Сувениры из глины.
  • Конфетницы, плетеные кошелечки.
  • Сувенирные пасхальные яйца.
  • Икру, мед.
  • Конфеты (халва в шоколаде, зефир, грильяж; все сладости можно уложить в подарочную корзину).
  • Водка приветствуется, а вот дарить российское шампанское и вина не стоит: итальянцы очень чувствительны к винам, и угодить в этом им сложно.

Переговоры на высоком уровне

Переговоры требуют той же компетентности, что и наука;
той же изобретательности и воображения, что и искусство;
того же профессионализма и творческого подхода, что и обе эти
сферы человеческой деятельности.

Как правильно подготовить и провести переговоры, чтобы в итоге не было мучительно больно за бесцельно проведенное время и трату иногда немалых средств?

У итальянцев хорошее чувство юмора, они умеют смеяться как над собой, так и над другими. Но они с большим пиететом относятся к исполняемой роли и не склонны разрушать свой имидж ради красного словца. Общественное достоинство очень важно для них, и если они исполняют какую-либо номенклатурную функцию, вы в полной мере сможете почувствовать на себе, что такое бюрократизм и апломб. Поскольку грех кощунства не распространяется на рисованные иллюстрации (тех, кто письменно оскорбляет политиков или государственных чиновников, могут привлечь к уголовной ответственности), в итальянских газетах и журналах занял прочное место жанр карикатуры. Их авторы с убийственной иронией клеймят политиков и политическую обстановку.

Советы выезжающим в Италию

Кухня

В каждой области есть свои особые блюда и вина: венецианские креветки на решетке, римское телячье жаркое, миланское ризотто, сыр моцарелла из молока буйволицы, рыба-меч и, конечно же, упоминавшаяся паста. Необыкновенно вкусны кофе и мороженое, а итальянские вина имеют отличную репутацию еще с античных времен.

Материал предоставил Сергей Бурундуков (к семинару "Деловой этикет и протокол" – 30.06.2007)

Ближайшее

Недавнее

Деловая культура Италии, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Деловая этика итальянцев отличается такими качествами, как:

— приверженность семейным ценностям и отзывчивость — для итальянца центром мира является семья. К своим детям и матерям итальянцы испытывают самые трепетные и нежные чувства. Детей не просто любят, детьми восторгаются, позволяя делать всё, что им хочется. Семья в Италии – это не только папа, мама и дети, а гораздо более широкое понятие. Членами семьи являются дяди и тети, кузены и кузины, дедушки и бабушки. Одной из самых любимых тем разговора для итальянца является родная семья и успехи детей. Верность и поддержка семьи – это ключ итальянского успеха. Важно понимать, что в Италии огромное число маленьких и больших компаний контролируются именно отдельными семьями.

— эмоциональность и коммуникабельность — итальянцы отличаются повышенной экспрессивностью и энергичностью. Во время разговора они часто и много жестикулируют, могут говорить громко, быстро и красноречиво. Итальянцы очень контактные люди, они любят заводить новые знакомства, делают это легко и непринужденно, много времени проводят в общении с друзьями и родственниками, получая при этом удовольствие от жизни.

— способность к коммерции и предприимчивость — итальянцы имеют многовековые традиции торговли, любят и умеют находить нестандартные решения и компромиссы, устраивающие все стороны бизнес-сделок.

Деловой этикет – это набор гласных и негласных правил внешнего проявления поведения людей при деловых контактах. Итальянский деловой этикет имеет следующие особенности:

  • Официальное письмо с предложением установить деловые отношения является отправной точкой бизнес-контактов в Италии. И вручить это письмо потенциальному партнеру желательно в ходе первой деловой встречи. Договоренность о серьезных деловых переговорах в Италии достигается, как правило, по протекции — через рекомендации представительства вашей страны или при помощи личных связей и общего знакомого. В мелком бизнесе процедура налаживания деловых контактов в Италии намного проще — достаточно по электронной почте обменяться информационными письмами с краткой характеристикой фирмы и указанием делового предложения. В любом случае большое внимание обращается на социальный и корпоративный статус вероятных бизнес-партнеров – от должен быть примерно равным.
  • Деловая встреча должна быть подготовлена с вашей стороны. Подготовка заключается в четком и детальном владении любой финансовой, коммерческой и технической информацией, которая может быть интересной итальянской стороне в ходе переговоров. Необходимо, также, иметь с собой нужные документальные источники, проекты контрактов, а также визуальные материалы, включая тщательно оформленную презентацию на английском и итальянском языках с графиками и цифрами.
  • Серьезная деловая встреча начинается, как правило, в заранее установленное время, хотя в целом к пунктуальности итальянцы относятся достаточно спокойно и опоздание на 10 – 15 минут их особо не раздражает. Местом деловых переговоров может стать не офис, а кафе или ресторан.
  • Одежда и обувь делового человека на переговорах в Италии должна выглядеть аккуратно, элегантно и модно. Дресс-код для мужчин — классический строгий костюм темного цвета, светлая рубашка, галстук; дресс-код для женщин – белая блуза, юбочный костюм, ювелирные украшениями небольших размеров.
  • Знакомство и деловое приветствие в Италии сопровождается крепким рукопожатием, улыбкой и открытым, прямым взглядом.
  • Обмен визитками происходит в начале встречи после приветствия и представления. Визитная карточка, помимо имени, фамилии и контактов, должна включать в себя сведения о вашей компании, о вашей должности и ваших званиях и регалиях. Визитка оформляется, как минимум, на двух языках — английском и итальянском.
  • Обращение к итальянскому бизнесмену в процессе делового общения осуществляется при помощи слов синьор или синьора (синьорина), затем указывается имя и фамилия. Указания одного лишь имени допустимо только после сформировавшихся личных и деловых отношений.
  • Переговоры с итальянским бизнесменом ведутся в доброжелательной, непринужденной и неторопливой форме. Приветствуется прямой зрительный контакт, допускаются шутки, жестикуляция, эмоциональные эпизоды. Начальная часть беседы может быть посвящена нейтральным темам – обсуждению местных достопримечательностей, итальянской кухни, футбола и т.д. Могут затрагиваться и вопросы, касающиеся личной жизни и семьи. Затем происходит переход к неформальному, открытому общению, где, собственно, и идет обсуждение деталей сделки. Для достижения положительного результата необходимо ярко и живо расписать или продемонстрировать итальянцу достоинства и характеристики продукта, обратив внимание на надежность сделки и финансовую выгоду для обеих сторон. Итальянские предприниматели считаются умелыми переговорщиками, достаточно гибкими, демонстрирующими нестандартные подходы и избегающими излишних процедурных формальностей. Решения по сделке требуют обязательной фиксации их на бумаге.

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры Италии и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

Количественные параметры анализа культур Хофстеде


Здесь прекрасно уживаются бюрократия и увиливание от обязанностей, приспособленчество и анархия, богатство и бедность, глубокая религиозность и громкие скандалы. Но, несмотря на это, итальянская экономика – одна из крупнейших в мире; итальянцам есть чем похвастаться в производстве, автомобильной промышленности, кулинарии и моде.

Движущим мотором итальянского успеха всегда являлся институт семьи, вера в который в Италии очень сильна. Верность семье и близким друзьям, стремление к взаимопониманию и терпение, по мнению итальянцев, всегда смогут разрешить любые противоречия.

Итальянцы очень изобретательные люди, энергичные, отзывчивые, часто в работе используют творческий подход. Тем не менее, главным признаком лидерства считают не способность человека принимать решения, как принято в большинстве стран, а его положение в обществе, во власти. Авторитарность и властность – основные характеристики итальянского стиля управления. Они широко распространены в семейных фирмах - наиболее популярной в стране модели экономики. Лицо, которое имеет больше всего полномочий, это, скорее всего, человек, которому просто больше всего доверяет хозяин фирмы, независимо от уровня его квалификации. Столь персонализированная система менеджмента подразумевает в Италии и персональную оценку работы каждого сотрудника, а не отдела или управления компании в целом.

Хотя все решения принимаются исключительно руководителем, тем не менее, от него ждут человеческого отношения, заинтересованности в своей команде. По мнению итальянцев, руководитель должен быть харизматичным человеком, стойким, надежным, но при этом привлекательным, творческим и, главное, гуманным.

В бизнесе Итальянцы часто принимают решения на основе интуиции, подкрепляя ее различными консультациями. Личные отношения и личные связи могут играть большую роль, чем цифры прибыли и экономические преимущества, а риск и использование предоставляющихся возможностей преобладают над последовательным планированием. Именно поэтому, итальянцы в бизнесе предпочитают надежную краткосрочную выгоду, а не стремятся к построению долгосрочной стратегии.

Итальянцы считают путем установления хороших отношений рассказ о себе, своей семье и своих успехах. Яркие выражения, проявления чувств, отзывчивость, доверительный тон и внимание к личностным проблемам собеседника воспринимаются как норма. Путь к преодолению несогласий при любых делах итальянцы находят почти всегда, так как являются большими поклонниками уступчивости и терпимости.

Первое знакомство

Итальянцам важно чтобы человек, с которым они вступают в общение впервые, был кем-то рекомендован. Это может быть партнер по бизнесу, клиент или посольство и торговая палата. Официальное письмо лучшая форма первого делового контакта, но только в сопровождении звонка или личной встречи. Не удивляйтесь, что на ваше письмо, написанное на английском языке, вы можете получить ответ на итальянском языке. Это распространенная практика среди средних и малых фирм Италии. Поэтому, если у Вас есть возможность, ради сокращения сроков ответа, первое письмо лучше написать по-итальянски. Итальянские руководители редко говорят по-английски и часто проводят переговоры с участием, сотрудника фирмы, занимающего более низкое служебное положение, но хорошо говорящего по-английски. В этом случае стоит помнить, что обращаться во время встречи нужно к итальянскому партнеру, а не к его помощнику.

Итальянцы придают большое значение представительскому виду и всему, что может подчеркнуть социальный статус. Элегантная одежда, изящные аксессуары, вплоть до хорошей шариковой или перьевой ручки будут оценены итальянцем по-достоинству. Все должно быть стильным и аккуратным, начиная от одежды и заканчивая папками для бумаг. Визитная карточка итальянца чаще всего односторонняя и чем меньше на ней информации, тем важнее перед вами персона.

Недорогие корпоративные сувениры, которые могут оказаться полезны как на работе, так и в быту будут приятны итальянцам. Даже если на них нанесен логотип вашей фирмы, он не должен создавать эффект грубой рекламы. Итальянцы любят дарить роскошные проспекты своих фирм или небольшие корпоративные подарки, но всегда изящные и сдержанные.

Тонкости общения

Итальянцы придают большое значение светскому разговору. Они будут рады поговорить об искусстве, архитектуре, о местной кухне и винах. Спорт, футбол, природа, праздники, кинофильмы, семья – эти темы с удовольствием обсудит любой итальянец.

В делах при первой встрече итальянцы не склонны касаться сразу всех бизнес деталей. Скорее всего, вам будут больше рассказывать о себе, расспрашивать о вас, вашей компании, о семье, что еще раз подчеркивает важность для итальянцев построения личных взаимоотношений. Официальный характер не присущ переговорам с участием итальянцев. Здесь царит атмосфера открытого обсуждения; люди могут говорить все сразу, главное дать возможность каждому выразить свою точку зрения. Повестка дня, регламент не играют для итальянцев большого значения. Хотя переговоры с итальянцами могут закончиться очень быстро, но это не отменяет их терпеливости. Договориться о предварительном соглашении итальянцы могут очень быстро, а вот обсуждение деталей может затянуться, в результате чего многие пункты первоначальных договоренностей могут существенно измениться.

Предостережение: эмоциональность итальянцев часто заставляет их обещать больше, чем они могут дать, поэтому старайтесь отделять факты от эмоций.

Итальянцы очень чувствительны к соблюдению основных правил делового этикета.
Многие считают, что итальянцы по темпераменту похожи на русских, но деловых итальянцев чаще всего отличает определенная сдержанность и чопорность.

Содержание

Введение 3
1. Приветствие в Италии 4
2. Деловой костюм 5
3. Способ ведения переговоров в Италии 5
4. Пунктуальность (Отношение ко времени) 6
5. Подарки 7
Заключение 9

Вложенные файлы: 1 файл

деловой этикет италии.doc

Введение

Итальянцев принято считать веселыми и жизнерадостными. Они по природе очень любознательны и проявляют огромный интерес к чужим обычаям. Они любят читать и слушать рассказы о жизни других народов и часто ездят в отпуск за границу, дабы лишний раз удостовериться в том, что им уже известно: их собственная страна — лучшая в мире, поскольку в ней есть все необходимое для жизни: солнце, вино, еда и футбол.

Итальянцы очень любят родные места и с трудом отрываются от них. В большинстве регионов есть собственный местный диалект, значительно отличающийся от итальянского и структурно, и лексически.

Итальянцы экспансивны, горячи, порывисты, отличаются большой общительностью.

Неформальная обстановка сглаживает возможные противоречия, дает возможность более свободно высказывать свое мнение. Крепкие напитки пьют редко. Пиво тоже не пользуется популярностью. Итальянцы пьют местное вино, которое является обязательным атрибутом любого обеда. Пространные тосты не приняты, перед тем, как выпить итальянцы говорят: "чин-чин".

Итальянцы очень ценят проявление интереса к их стране, как к родоначальнице многих видов искусства и ремесел. Проявление уважения и знания в этой сфере помогут вам завоевать доверие итальянских бизнесменов, создадут теплую обстановку на переговорах.

Итальянцы очень чувствительны к соблюдению основных правил делового этикета.

Многие считают, что итальянцы по темпераменту похожи на русских, но деловых итальянцев чаще всего отличает определенная сдержанность и чопорность.

1. Приветствие в Италии

Итальянец непременно расцелует вас в обе щеки, причем у мужчин это тоже принято. А рукопожатие несет в себе определенный символ: оно показывает, что руки, тянущиеся друг к другу, безоружны.

Знакомство с представителем итальянского делового мира начинается с обмена визитными карточками, поэтому необходимо их иметь при себе в достаточном количестве. Если в ответ на протянутую визитную карточку вы не можете дать свою, надо извиниться, объяснив причину, и пообещать послать ее при первой же возможности.

Тексты на визитных карточках итальянских бизнесменов печатаются, как правило, на итальянском и английском языках, (реже - французском).

Приветствие в Испании, кроме традиционного рукопожатия, типичного для деловых встреч, нередко сопровождается объятиями и громким выражением радости. Последнее характерно для встреч друзей и хороших знакомых.

В деловой обстановке вы представляетесь, называя лишь фамилию, а затем пожимаете руки. Рукопожатием обмениваются даже женщины. Обычай целовать женщине руку держится главным образом в неслужебном обиходе, в деловом общении он встречается редко. Представители деловых кругов Италии консервативны и одеваются строго. В отношении подарков существуют разные правила, хотя в обычаях итальянцев дарить какие-то пустяки на Рождество - бутылку коньяка или что-нибудь в этом духе.

2. Деловой костюм

Очень много внимания итальянцы уделяют своему внешнему виду. Итальянцы всегда замечают, как одеты другие, особенно иностранцы (по их мнению, все они одеты плохо).

Итальянцы элегантно одеваются не только по торжественным поводам, но и в повседневной жизни.

3. Способ ведения переговоров в Италии

Существующая в стране практика деловых отношений соответствует принятой во многих европейских странах.

Для налаживания деловых отношений достаточно обмена официальными письмами.

Большое значение при ведении переговоров в Италии придают тому, чтобы переговоры проводились лицами, занимающими примерно одинаковое положение в структуре своих фирм, в деловом мире или в обществе.

Итальянцы придают немалое значение неформальным отношениям и с удовольствием проводят время с партнером в неслужебное время. Кроме того, многие вопросы итальянцы предпочитают обсуждать в неофициальной обстановке, например, в ресторанах.

Деловые люди более энергичны и активны на первых этапах переговоров, стараются не затягивать решения организационных и формальных вопросов, весьма охотно соглашаются на альтернативные варианты решений. Часто для установления деловых связей прибегают к услугам посредников.

И еще следует учитывать, что итальянские предприниматели придают большое значение тому, чтобы переговоры происходили между людьми, занимающими примерно равное положение на своих предприятиях, в деловом мире или обществе. Поэтому необходимо заранее выяснить трудовую биографию, должность, возраст деловых партнеров, с которыми предстоят переговоры.

Немаловажным в деловых отношениях с зарубежными коллегами является знание и уважение правил и традиций их родной страны.

В случае разногласий итальянцы, как правило, стремятся к компромиссу, и лишь в исключительных случаях прибегают к помощи суда.

4. Пунктуальность (Отношение ко времени)

В Италии пунктуальность не считается обязательным качеством, а время всегда называют приблизительно. Не то, чтобы опоздания в Италии приветствовались, но, во всяком случае, к ним относятся терпимо. Позволительным считается опоздание на 15 минут, а на полчаса опаздывать уже недопустимо.

Существует шутка, что испанцы не опаздывают только на корриду. На переговорах они могут быть излишне многословны. Вследствие этого переговоры нередко затягиваются и теряют свой динамизм.

Середина дня – сиеста (с 13.30 до 16.30). Жизнь в городах замирает. Закрываются даже многие магазины. Испанцы нередко отводят это время на то, чтобы пообедать с семьей и отдохнуть, поэтому назначать деловые переговоры на эти часы не следует.

5. Подарки

Итальянцы — народ щедрый, но к их щедрости надо относиться с опаской, поскольку ни один подарок не делается в Италии без умысла. Жизнь и власть итальянцев базируются на системе подарков и услуг. Если вы приняли от итальянца подарок, это означает, что вы должны будете отплатить дарителю какой-то услугой. Поэтому, если один итальянец подбросил другого на вокзал или устроил к хорошему окулисту, рано или поздно он потребует вознаграждения.

Если вы приглашены в испанский дом, можете захватить с собой букет цветов (но не георгины и хризантемы), торт или конфеты. Иногда и гостю дарят подарок. Его необходимо развернуть и поблагодарить за внимание. За столом избегайте обсуждения таких тем, как гражданская война, период правления Франко, коррида, личную жизнь.

Деловые подарки необязательны, но в принципе являются довольно обычным явлением.

Заключение

В заключение несколько советов бизнесмену, установившему контакт с итальянскими партнерами.

Если вы прилетели в итальянский аэропорт, а вас почему-либо не встретили, позвоните своим партнерам. Для этого надо иметь мелочь, или жетоны, или самое распространенное - телефонную карточку. После 18.30, а также в выходные и праздничные дни, стоимость разговоров вдвое дешевле. Купить карточку можно в любом журнальном или табачном киоске, в аэропортах, на телефонных станциях.

Вы едете на переговоры, и вам нужно такси. Не пытайтесь сами остановить свободное такси. Если вы в гостинице, попросите портье вызвать такси - оно будет через несколько минут. Если вы на улице, зайдите в ближайшее кафе и обратитесь к его хозяину. Такого рода услуги делаются бесплатно или за очень умеренную сумму.

Садясь в такси, занимайте заднее сиденье. Здесь не принято сидеть рядом с водителем. Платите строго по счетчику или чуть больше, но не намного - итальянцы не уважают тех, кто сорит деньгами. В поезде сделайте своему соседу чисто символическое предложение вместе с вами перекусить.

Читайте также: