Дело патриарха никона противостояние светской и духовной власти кратко

Обновлено: 02.07.2024

Конфликт светской и духовной власти вспыхнул в годы царствования Алексея Михайловича.

Религиозно-мировоззренческий катаклизм

Он протекал на фоне глубокого религиозно-мировоззренческого катаклизма, получившего название церковного раскола или раскола старообрядчества, в который оказались втянутыми не только духовенство, но и широкие массы православного народа России.

Конфликт светской и духовной власти: авторитет церкви после Смуты

конфликт светской и духовной власти

ПАТРИАРХ ИОВ

Раскол был реакцией традиционного русского общества на новые веяния западного толка, резко усилившиеся после Смуты. В период кризиса зашатались и религиозные устои государственности. Смута захватила и массу священнослужителей, породила сумбур в головах паствы и уронила в ее глазах сакральность храма и литургии. Авторитет церкви сильно пострадал от чехарды патриархов, судьбами которых играли самозванцы и авантюристы, от корпоративного эгоизма монастырской братии, которая стремилась сохранить свое достояние за крепкими стенами обители.

Конфликт светской и духовной власти

ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН

Конфликт светской и духовной власти: падение нравов православной обрядности

Исторические источники свидетельствуют о падении нравов при отправлении православных обрядов. Ради сокращения времени на богослужение было введено в практику многогласие, при котором в храме одновременно звучали голоса нескольких священнослужителей, превращая литургию в бессмысленный гвалт и порождая суматоху в толпе молящихся.

Конфликт светской и духовной власти: борьба за чистоту православия

Конфликт светской и духовной власти

Ревнители древлего благочестия

Конфликт светской и духовной власти: борьба греческой и святорусской традиции. Выбор царя

Конфликт светской и духовной власти

ПРОТОПОП АВВАКУМ

Патриарх Никон

Конфликт светской и духовной власти: непрочный альянс царя и патриарха

И все-таки этот альянс был обречен. Исключительно набожный царь по молодости лет хотел видеть в патриархе духовную опору и советчика, чего не мог ему дать престарелый патриарх Иосиф. Сам он не был способен к решительной государственной деятельности. При нем всегда кто-то был реальным правителем государства: сначала Б.И.Морозов, затем Н.И.Одоевский. Следующим стал новгородский митрополит Никон, возведенный в сан патриарха всея Руси. Пользуясь своим влиянием на царя, Никон стал вершить не только дела церкви, но и дела царства. Однако, крутой нрав и самоуправство патриарха не могли не вызвать протеста оттесненных им от управления государством бояр.

Конфликт светской и духовной власти: священство выше царства?

Конфликт светской и духовной власти: Новгородский митрополит

Возможно, что Никон вдохновлял себя примером Римского престола, стоящего над светскими государями всех католических королевств и даже германского императора. Уже в сане Новгородского митрополита он добился от царя права наблюдать светское управление в своей епархии и делал это весьма жестко, чем снискал ненависть новгородских властей.

Конфликт светской и духовной властей: самовластие патриарха

Попытка создания клерикального анклава в Российском государстве

Никон пытался создать внутри государства Российского свое клерикальное государство. Он резко критиковал Соборное Уложение 1649 года за ограничение имущественной самостоятельности церкви, Монастырский приказ считал вредным бесовским учреждением. Пользуясь тем, что Уложение выделяло патриаршие владения в особое управление, он стремился максимально расширить их.

конфликт светской и духовной власти

НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ

Самая трудная и опасная часть программы Никона

Самой трудной и опасной частью программы Никона оказалось исправление богослужебных книг и обрядов. Внешне это выглядело простой реализацией идей кружка Стефана Вонифатьева и не вызывало сопротивления. За образец были взяты греческие книги и литургические каноны. Никон вел активную переписку с восточными патриархами, стремясь заручиться их авторитетом в этих вопросах.

Конечная цель патриарха Никона

Однако, конечная цель была не в исправлении русского православного обряда. Никон стремился приблизить русское православие к греческому для того, чтобы овладеть всем восточным православием и привести русскую церковь в Царьград-Константинополь. Для этого русская церковь должна быть близка и понятна греческой церкви.

Конфликт светской и духовной власти: боярская оппозиция Никону

конфликт светской и духовной власти

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Конфликт светской и духовной власти: падение Никона

И тут оказалось, что вся программа Никона строилась на особых отношениях с царем. В начале июня 1658 г. произошел открытый разрыв, а когда движимый ревностью к прежней любви Алексея Михайловича Никон поставил вопрос о доверии и заявил об отставке, она была молчаливо принята царем. Дальнейшие попытки Никона вернуться на патриаршество были пресечены, а сам он в 1666 г. был низложен собором епископов при участии восточных патриархов и отправлен в заточение в Ферапонтов монастырь.

Раскол старообрядчества

конфликт светской и духовной власти

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА. В.СУРИКОВ

Несмотря на низложение Никона, дело его по исправлению православного обряда было продолжено, и раскол усилился. От сторонников старой обрядности отвернулся и сам царь Алексей Михайлович. В то же время, идея православного великодержавия Никона была предана забвению, так как она был чревата войной против Турции.

Церковный собор 1667 г. и победа светской власти

Церковный собор 1667 г. добился упразднения Монастырского приказа и, казалось бы, восстановил независимость духовной власти. На деле же низложением своего предстоятеля русская церковь окончательно подпала под власть царя, что и привело вскоре к упразднению патриаршества в России Петром Великим.


В середине XVII в. отношения между церковью и властью в Московской державе осложнились. Происходило это в момент усиления самодержавия и нарастания общественной напряжённости. В этих условиях прошли преобразования православной церкви, которые привели к серьёзным изменениям в политической, духовной жизни российского общества и церковному расколу.

Жадан Еленой Александровной.

Опыт работы учителем истории — 29 лет.

Кратко о церковном расколе

Причины и предпосылки

Разделение церкви произошло в 1650-х – 1660-х годах в ходе проведения церковной реформы, начатой патриархом Никоном. Причины раскола церкви на Руси в 17 веке можно разделить на несколько групп:

  • социальный кризис,
  • церковный кризис,
  • духовный кризис,
  • внешнеполитические интересы страны.

Социальный кризис был вызван стремлением власти ограничить права церкви. Она обладала значительными привилегиями по влиянию на политику и идеологию. Церковный кризис был порождён низким уровнем профессионализма духовенства, его распущенностью, различиями в обрядах, толкованием содержания священных книг. Духовный кризис – общество менялось, люди по-новому понимали свою роль и положение в социуме. Они ожидали, что и церковь будет соответствовать требованиям времени.

Двоеперстие

Рис. 1. Двоеперстие.

Интересы России во внешней политике также требовали преобразований. Московский царь хотел стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Чтобы осуществить желаемое, необходимо было привести обряды в единство с греческими образцами, принятыми на территориях православных земель, которые правитель стремился присоединить к России, или взять под её контроль.

Реформы церкви в веке

Женщины старообрядцы

Осуществление реформ происходило при участии царя Алексея Михайловича и при его поддержке. А также при поддержке некоторых других патриархов из православных. Реформирование было подтверждено постановлениями, принятыми рядом соборов. Они проходили в Москве в период с 1650 по 1680 годы.

У реформ появились противники, которые позже стали называться старообрядцами. Их на Московских соборах 1656 и 1666 года и на Большом Московском соборе, состоявшемся в 1667 году, предали анафеме. Она коснулась тех, кто придерживался крестного знамения двумя перстами.

Эти события положили начало старообрядческому расколу в русской церкви. Появились группы старообрядцев, которые впоследствии были разделены на многочисленные согласия. Вследствие церковного реформирования, повлекшего за собой раскол церкви на Руси в 17 веке, наступило и противостояние внутри русского народа. Последствия его окончательно не преодолены и по сей день.

В XVII в. Русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Церковный раскол был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.

Церковная реформа

Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.

Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам. Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.

В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана. Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.

Возвращение и казнь Аввакума

Из десятилетней сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум, который подал Алексею Михайловичу челобитную, требуя восстановить старую веру. На протопопа тотчас же обрушились прежние преследования.

В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций подвергались преследованиям и наказаниям вплоть до смертной казни. Такая политика привела к тому, что старообрядцы (раскольники, староверы) целыми семьями бежали из центральных регионов России.

В апреле 1682 г. Аввакум и другие участники раскольнического движения были сожжены на костре. Однако казнь лидеров раскола привела к тому, что многие противники религиозных нововведений начали добровольно подвергать себя самосожжению. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонников официальной религии и приверженцев старых традиций.

Снятие анафем со старых обрядов

В 1800 году для части старообрядцев-поповцев, искавших сближения с Московским Патриархатом, была создана специальная единоверческая структура: сохраняя дореформенный обряд, они переходили под юрисдикцию РПЦ, признавая тем самым, что обрядовые различия не затрагивают общего догматического учения.

В 1905 году Николай II указом о веротерпимости снял все ограничения в правах со старообрядцев, а в 1971 Поместный Собор Русской православной церкви принял постановление о снятии клятв и анафем со старых обрядов.

Церковный раскол

Обоснование выбора греческих канонов

Среди них находятся следующие:

Для уяснения того, как проходил раскол русской православной церкви, следует рассмотреть основных участников процесса осуществления церковной реформы, приведшей к нему. Среди них выделяются царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, которые были инициаторами церковной реформы 17-го века.

Алексей Михайлович Тишайший

Алексей Михайлович и Никон

Церковный раскол 17 века произошел в период правления Алексея Михайловича, который царствовал с 1645 по 1676 год. Это был правитель весьма активный, он внимательно вникал во все вопросы государственной жизни России.

Он позиционировал себя как истинно верующего, православного человека, и все церковные дела находились под его надзором. Несмотря на то что прозвище царя Алексея Михайловича было Тишайший, правил он в тревожное и неспокойное время, которое было омрачено множеством войн и прочих бедствий.

Патриарх Никон: влияние на царя

Церковная реформа

Церковный раскол в России неотделим от имени патриарха Никона. В миру он известен как Никита Минин. Годы его жизни – 1605-1681. Священнослужителем он стал по воле родителей и на этом поприще достиг больших высот. В 1643-м он получил значимую церковную должность, став игуменом в Кожеозерском монастыре, находившемся в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон прибыл в Москву по делам монастыря, и его представили молодому в то время царю Алексею Михайловичу. Последнему было тогда 17 лет. Игумен настолько приглянулся юному государю, что он решил оставить его при дворе и назначил на должность архимандрита в Московский Новоспасский монастырь. Впоследствии, благодаря царскому расположению, Никон стал Новгородским митрополитом.

В 1651 году царь потребовал возвращения Никона в столицу, и с тех пор он стал влиять на Алексея Михайловича с еще большей силой. Пользуясь полным доверием правителя, церковник принимал активное участие в решении государственных дел.

Вершиной карьеры Никона было его восшествие на патриарший престол. Это произошло после ухода из жизни патриарха Иосифа в 1652 году. С этого момента и началась подготовка давно назревавшей церковной реформы.

Суть реформ патриарха Никона

Разрыв Никона с царем

Первое, на что была направлена деятельность новоявленного патриарха, — это редакция духовной литературы, которую нужно было согласовать с греческими канонами. Что касается даты церковного раскола, то ее относят к 1653 году, когда начали вводиться изменения в богослужебные каноны. Отсюда и пошло противостояние патриарха Никона и его приверженцев со сторонниками старых обрядов.

Далее рассмотрим суть реформ, приведших к расколу православной церкви. Она сводится к следующему:

Следует отметить, что именно реформы патриарха Никона привели к годам церковного раскола на Руси.

Жесткие методы и низложение Никона

Суд над Никоном

В процессе церковного раскола значительная часть православных верующих отделилась от православной церкви и стала выступать против преобразований, внедряемых патриархом Никоном. Причиной во многом были жесткие методы Никона.

В 1660 году по велению Алексея Михайловича патриарх был низложен. Впоследствии он был лишен сана священника и сослан в Ферапонтов монастырь в Белозерске.

Что привело к церковному расколу?

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  • Стремление патриарха к власти.
  • Необходимость централизации государства.
  • Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Последствия

С одной стороны, реформа укрепила централизацию церкви и её иерархию. С другой, суд над Никоном стал прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церковного института государству. В обществе свершившиеся преобразования создали атмосферу восприятию нового, которая породила критичность по отношению к традиции.

Старообрядцы

Рис. 3. Старообрядцы.

Не принявших новшества стали называть старообрядцами. Старообрядчество – одно из самых сложных и противоречивых последствий Никоновской реформы, раскол внутри церкви и в самом обществе.

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

  • Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
  • Но реформы Никона все же были приняты.

Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.

К середине 17 века раны, нанесённые России Великой Смутой, когда само существование государства оказалось под вопросом, постепенно затягивались. Страна окрепла. Не без осложнений, но восстановила экономический потенциал. Институт управления развивался с акцентом на усиление самодержавия, на жёсткую вертикаль власти. Произошло присоединение Малороссии. Назревали изменения и в духовной жизни, разрешить которые была призвана церковная реформа Никона.

Церковная реформа никона

Предпосылки и причины религиозной унификации

Раскол Русской православной церкви произошёл в царствование Алексея Михайловича, второго царя династии Романовых, прозванного Тишайшим. Это слово вполне соответствовало мягкому характеру молодого государя, отличавшемуся набожностью, покладистостью и неконфликтностью, но никак не вписывалось в нравы и отношения, процветавшие в тогдашнем обществе. На любые перемены в какой бы то ни было области жизни народ реагировал бунтами и беспорядками, не имея другой возможности добиться социальной справедливости. Власть же отвечала кровавыми репрессиями и карательными мерами.

Раскол Русской православной церкви

Геополитические факторы преобразований

Несмотря на сложную внутреннюю ситуацию, во внешней политике Московского царства начинается определённый подъём. После польской интервенции и потери множества территорий разворачивается процесс их возвращения в лоно русской государственности. Открываются заманчивые перспективы объединения под властью царя всех православных народов. Мечта несбыточная, но совсем не казавшаяся таковой современникам освобождения Смоленска, большей части Белоруссии и Переяславской Рады.

Нетрудно заметить, что определяющую роль в восстановлении и расширении границ играло вероисповедание. Народы восточной ветви христианства легко передавались под руку православного государя, и дело стопорилось в областях с преобладающим католическим населением. В результате параллельно с внешнеполитическими успехами формировалась и идеологическая доктрина, включавшая в себя ряд следующих положений:

Русь — духовная и политическая правопреемница Византии,

Состояние РПЦ и патриаршество

Церковь, всегда являвшаяся мощнейшим институтом поддержки государства, переживала в это время серьёзный кризис. Низкий уровень образования священников, их поведение (неграмотность, мздоимство, пьянство, прелюбодеяния), подрывающее авторитет на местах, разночтения в отправлении таинств, отсутствие международного влияния — всё свидетельствовало о назревшей необходимости перемен. Патриарх Иосиф, в силу возраста и приверженности сложившейся традиции, был неспособен на решительные действия, так необходимые Алексею Михайловичу.

Никон. Игумен Кожеозёрского монастыря

Именно в этом сообществе единомышленников были определены основные направления церковной реформы, получившей в истории название никоновской:

  1. Активизация религиозно-духовной жизни в стране.
  2. Улучшение нравственности как мирян, так и священников.
  3. Широкое распространение образования.
  4. Приведение к единогласию (однообразию) всех сторон богослужения.
  5. Исправление христианской литературы, перепроверка переводов.
  6. Восстановление забытой к тому времени практики проповедей с амвона.

Будучи, как и царь, грекофилом, Никон считал, что унификация должна проводиться по греческим образцам, в чём получал от Алексея Михайловича всемерные поддержку и одобрение.

Начало реформы

Созван собор под председательством патриарха Иерусалимского Паисия,

Перед Великим постом 1653 г. новый Патриарх Московский и всея Руси предписал креститься тремя перстами вместо двух, как было закреплено за столетие до того на Стоглавом соборе. А вот со следующим шагом никониане явно поторопились. В 1656 году был созван собор под председательством патриарха Иерусалимского Паисия, на котором все совершающие крестное знамение двоеперстием были преданы анафеме. Это прошло настолько поспешно, что не могло не вызвать реакции отторжения, и привело к расколу церкви на Руси 17 века.

Противостояние церковных традиций

Возникновение противоречий

Первое значительное столкновение произошло на никонианском соборе 1654 года, на котором обсуждался вопрос об унификации русской богослужебной литературы по греческим образцам, напечатанным на Западе. Спор между участниками разгорелся именно по этому поводу. Противники реформирования по-византийски во главе с протопопами Аввакумом и Иваном Нероновым выступили за соблюдение старорусской традиции, как определяющей историческую и национальную самостоятельность РПЦ.

Они считали неприемлемым заимствовать обрядовые правила у представителей юго-западных территорий по следующим причинам:

Возникновение противоречий

  • укоренённость в народе мнения о превосходстве русского благочестия над греческим;
  • разлагающее влияние отказа от веками освящённой традиции;
  • самодискредитация константинопольской патриархии во время подписания Флорентийской унии с папским престолом;
  • резкость, безапелляционность и насильственные методы проведения преобразований.

Надо отметить, что никонианство большинством священнослужителей и мирян воспринималось с полной покорностью, чему староверы, находящиеся в меньшинстве (Аввакум, епископ Коломенский Павел, протопоп Даниил, князь Львов), противопоставляли активность, фанатичное упорство в отстаивании своих взглядов и настойчивую их проповедь.

Суть разногласий

Если попробовать дать характеристику церковному расколу 17 века кратко, то можно составить следующую сравнительную таблицу:

Для современного человека всё это может показаться не слишком значительно, чтобы возникнуть противостоянию, имеющему в качестве итога кровавые подавления восстаний и возмущений старообрядцев, их массовые самосожжения в течение без малого двух столетий, казни наиболее выдающихся лидеров раскольников. Однако, следует понимать, что религия, определяющая духовную жизнь человека 17 в., оказалась полем идеологической борьбы нового со старым. А к каким катастрофическим последствиям она может привести, очень наглядно продемонстрировал прошлый XX век.

Первые репрессии

Аввакума Петрова, которого сослали на Байкал,

Обладая всей полнотой не только церковной, но и светской власти, патриарх Никон использовал для подавления инакомыслия весь административный ресурс, находящийся в его распоряжении. Первый удар был нанесён по центру староверов в лице Аввакума Петрова, которого сослали на Байкал, князя Львова — в Соловецкий монастырь, протопопа Даниила — в Астрахань. Епископ Павел вынужден был бежать и скрываться.

Но гонения, которые преследовали цель провести реформу с минимальными потерями, возымели совершенно обратное действие. Они поспособствовали расширению ареала пропаганды и агитации противников никоновских перемен. И добавили им авторитета в народных массах, осенив ореолом мученичества.

Продолжение реформ и последствия раскола

Судьба отвела Никону не так много времени для его знаменательной деятельности по обновлению церковных порядков. Поднявшись до самых вершин власти, он переоценил своё значение. Во время войны с Речью Посполитой, когда Алексей Михайлович находился с войсками на вражеской территории, патриарх де-факто руководил страной, выполнял функции главы правительства и к своему высокому чину добавил ещё и звание Великий Государь, пожалованное ему царём. Это вызвало зависть и недовольство правящей верхушки бояр.

Разрыв с государем и опала

Цепь интриг, доносов и нашёптываний привела сначала к охлаждению, а затем и к прекращению отношений самодержца со своим возлюбленником. В 1658 году, по ничтожному поводу (один из царских чиновников отвесил оплеуху его прислужнику) Никон, не отказываясь формально от Московской кафедры, оставил столицу и переехал в свой Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Он ещё продолжал называться патриархом, устраивать обители, относиться свысока ко всем попыткам царя примириться, но был уже обречён.

Соборное постановление лишить Никона архиерейства

В 1660 году было оглашено соборное постановление лишить Никона архиерейства и даже священства, но суд по разным причинам состоялся над ним только в 1666 г., когда на Большой Московский собор смогли прибыть патриархи восточных церквей, единственно имеющие право на принятие таких решений. Они перечислили все вины самоустранившегося главы русской церкви, осудили его деятельность на посту иерарха и приговорили к извержению из священнического чина и ссылке в Ферапонтов Белоозёрский монастырь простым монахом. Однако реформаторская практика не подвергалась осуждению и преобразования продолжались.

Лидеры раскольников

Лидеры раскольников

Для судеб наиболее известных деятелей старообрядческого движения 1666 г. стал также датой трагической. На соборе было совершено определение и их печальной судьбы. Александр Вятский, Иван Неронов, Феоктист, Ефрем — принесли покаяние, почему и получили разрешение от грехов. Аввакум, Лазарь и Феодор — преданы анафеме, объявлены еретиками и сосланы, чтобы впоследствии быть заживо сожжёнными. Немного позже пожелали связать с мученическим венцом за старую веру свою жизнь и две представительницы высшей знати страны — боярыня Феодосия Морозова и её младшая сестра княгиня Евдокия Урусова.

Результаты перемен

И всё же, каковы бы ни были причины церковного раскола, с его помощью решался наиглавнейший вопрос о соотношении духовной и светской власти. Унификация обрядности и текстов предполагала укрепление влияния РПЦ, а в результате привело к первому расколу страны по религиозному принципу и преобладанию самодержавия над патриаршеством, которое сначала стало подчинённым административным подразделением, а затем и вовсе упразднено в правление Петра I Алексеевича.

В результате реформы:

Перемены, связанные с расколом, ещё чётче обозначили социальную разобщённость русского народа, обнажили непримиримые противоречия между представителями различных классов и социальных групп.

Россия 17 века навсегда вошла в историю тем, что именно в этот период произошел серьезный церковный раскол, который затронул не только религиозную сферу, но и гражданско-социальную. И привели к этой беде, отголоски которой мы по сей день видим в некоторых церквях, реформы патриарха Никона. Осознавая необходимость реформирования и унификации Церкви в целом, патриарх Никон настолько жестко и резко провел реформационную политику, что в итоге Церковь получила новый раскол, масштабы которого никто даже не предвидел.

Предпосылки к возникновению раскола

В середине 17 века, во времена правления царя Алексия Михайловича при дворе было собрано общество благочестивых церковных людей, задачей которых было хранить чистоту православной веры. В то время церковные богослужения были неодинаковыми в разных храмах, очень длинными, непонятными. Не было доступного для верующих перевода Священного Писания.


Во многих богослужебных книгах и требниках содержалось большое количество ошибок. Книги в те времена переписывались от руки. Таким образом, необходимость реформ была объективной, внутрицерковная организация действительно была в плачевном состоянии.

После принятой в 1448 году Флорентийской унии Русская православная церковь существовала очень обособленно, без взаимосвязи с другими православными церквями. Это привело к тому, что богослужения и вообще практика церковной жизни обросли большим количеством новых обрядов, которые не только не перекликались с мировой практикой, но и отличались в разных регионах России.


Царь Алексий Михайлович смог собрать при дворе оставшихся еще ревнителей благочестия, которые понимали, что ситуацию необходимо коренным образом менять. Единственный вопрос, в котором никак не могли найти общего решения — что же именно брать за основу и идеал богослужения?

Первые разногласия

Итак, понимая всю необходимость реформ внутри Церкви, благочестивые мужи приступили к поиску идеала и примера для подражания. Протопоп Аввакум выступил за то, чтобы взять за основу древнегреческие книги и постулаты на древнеславянском языке, понимая под реформой только лишь исправление описок и неточностей в современных ему книгах.

Аввакум горячо верил в особую избранность Руси как хранительницы православной веры. Греческие патриархи, на его взгляд, осквернили себя тем, что подписали унию с католиками в Риме, а также находились под влиянием мусульман. Поэтому Аввакум полагал, что кроме Руси нет места, где сохранилась чистота православия.

Тут вступил в дело Никон, который был поставлен царем Алексием во главу Православной Церкви. По мнению патриарха Никона, богослужения, весь церковный обряд, службы и молитвы нужно было привести в соответствии с греческими современными образцами.


Он приводил как аргумент, что и патриархи были выходцами из греческой Церкви, и веру Русь получила именно из Греции. Поэтому и приводить в порядок церковные дела нужно именно по греческому образцу.

Церковь и государство в те века не были разъединены, поэтому влияние царя на решение вопроса было значительным. Алексей Михайлович, будучи человеком, образованным и воспитанным в греческой традиции, несомненно, поддерживал сторону патриарха Никона.

Для того чтобы понять масштабы необходимых изменений, нужно было сверить образцы русских богослужебных и церковных рукописей с греческими аналогами. Для этого на Восток поехал ученый иеромонах Арсений, который привез более чем 700 церковных рукописей для анализа.

По приезде сравнительный анализ проводили ученые киевские монахи, которые выявили большое количество расхождений, особенно с поздними современными данными. И вот тут и произошел главный переломный момент, который и повлек за собой все последующие исторические события.

Сами ревнители благочестия, собранные при дворе, так и не смогли договориться, как же исправлять русские рукописи. Часть из них, во главе с патриархом Никоном, горячо настаивала на срочном переписывании бумаг по греческим примерам. Другие, в числе которых находился протопоп Аввакум, выступали крайне резко против этого.

Они полагали, что все русские рукописи нужно исправлять исключительно по древнерусским документам, исправляя неточности, появившиеся в последнее время. Соглашались они и использованием греческих источников, но исключительно давних, написанных еще до Флорентийской унии 1439 года.

Не обошлось в решении вопроса и без политического влияния. В те времена шла борьба за Украину, которую надлежало освободить от влияния католической Польши. В этом начинании царя Алексея Михайловича поддерживали восточные патриархи, которые пророчили ему власть даже над Константинополем, дабы освободить тамошних православных христиан от власти мусульман. Очевидно, что такие перспективы очень тешили самолюбие русского царя и укрепляли в нем расположение к греческим церковным иерархам.


Никон проводил свои реформы очень резко, страстно, со свойственным ему авторитарным стилем управления. Это очень быстро вызвало ответную волну недовольства и несогласия — уже при дворе из бывших соратников многие ушли в открытую оппозицию к патриарху.

Накаляло обстановку очень резкое, местами насильственное насаждение новых правил и традиций. В середине церкви появились сторонники только старого церковного строя — староверы, которые напрочь отказывались подчиняться патриарху и продолжали служить так, как привыкли до этого. Так и случился никоновский церковный раскол.


Результаты реформы

Несмотря на то что царь изначально был полностью на стороне патриарха Никона и поддерживал его реформы, наступил момент, когда и среди них произошло разногласие. Каким бы мягким ни был царь, и он стал противиться чересчур зарвавшемуся патриарху.

Протолкнув реформирование богослужений, инициировав перепись церковных книг и в целом поменяв церковные каноны, Никон посягнул на высоту государственной власти. Он считал, что власть церковная должна быть выше, нежели власть государственная, а царь и весь двор должен быть в подчинении у Церкви. Очевидно, что такое положение вещей не устраивало царя.

Результатом такого расхождения взглядов стал открытый конфликт царя и патриарха. Гордый и тщеславный Никон самовольно удалился в Новоиерусалимский монастырь под Москвой, ожидая, что царь одумается и придет просить прощения. На некоторое время вся Церковь осталась без предводителя.

В конце 1666 года царь при помощи греческих патриархов сумел официально лишить Никона сана, опираясь на его самоустранение и невыполнение положенного служения. Впоследствии Никон и вовсе был сослан в ссылку, что послужило важным фактором становления верховенства государственной власти на Руси над церковной.


Церковный собор в 1667 году официально признал единственно верным новый обряд, вошедший в церковный обиход при патриархе Никоне. Несмотря на то что сам бывший Патриарх уже не был при власти, его нововведения дали свои плоды. Староверство при этом было предано анафеме.

Именно этот церковный собор стал основополагающим в отношении к староверам. Предводители этого течения и его активные участники, такие как протопоп Аввакум и приближенные к нему, были преданы анафеме, отлучены от церковного общения и лишены священнического сана.

Далее последовало длительное мучительное заключение на целых 14 лет в земляных ямах, где староверы сумели организовать целую подпольную сеть, через которую обменивались информацией и продолжали распространять свое учение.

По пришествию к власти царя Федора Алексеевича гонения на староверов только усилились. Кроме арестов и ограничения свободы, начались и казни. Так, показательно и при всем честном народе был сожжен на костре протопоп Аввакум вместе со своими ближайшими соратниками. Эта казнь вызвала новую волну несогласия, когда во многих уголках России начали происходить самосожжения староверов.


Те, кто сумел избежать казни и ареста, уходили из городов в леса и небольшие поселения. Люди искренне верили, что в городах наступает царство антихриста и что православная вера там погибла. Стараясь сохранить веру предков, староверы уходили в глухое подполье, организовывали свои общины.

Эти поселения чаще всего возникали в отдаленных землях, в условиях тяжелых и крайне стесненных. Такие раскольничьи общины стали настоящим вызовом и бунтом против насильственной государственной политики.

Значение раскола

Никоновский раскол очень ярко охарактеризовал общество тогдашней Руси, как крайне традиционное, негибкое, не приемлющее нововведений. Конечно, насильственные методы насаждения реформы вызывали отторжение, но многие предложенные позитивные изменения отвергались только по причине того, что были новы.

Несмотря на то что Никон и не ставил перед собой целью создать светское общество (напротив, он хотел сосредоточить все православие на Руси), его противники усматривали имперские и чисто политические мотивы в проведении реформы. А это вызывало опасения за сохранение чистоты веры.

Важно! Таким образом, старообрядчество на Руси нужно рассматривать не только в религиозной плоскости, но и в социальной — как оппозицию к модели общества, сформированной при дворе Алексея Михайловича.

Несмотря на всю жестокость и крайне тиранические методы внедрения реформы, она имела очень важное значение для дальнейшего развития Руси. Если рассмотреть ситуацию, при которой старообрядчество одержало бы верх и Русь пошла бы не по пути модернизации и освоения нового, а осталась бы изолированной и традиционной — это бы буквально за несколько столетий превратило бы страну в отсталую.

Кроме того, такая строгая традиционность общества сделала бы невозможными дальнейшие реформы Петра Первого, которые, несомненно, были бы невозможны без соответствующей готовности общества к изменениям.

Читайте также: