Дело матыцина против российской федерации кратко

Обновлено: 05.07.2024

По жалобам о нарушении пункта 1 статьи 6 Конвенции (уголовно-правовой аспект)

Вопрос о соблюдении принципа равенства сторон судопроизводства

По делу обжалуется рассмотрение доказательств способом, приведшим к тому, что защита была поставлена в существенно более невыгодное положение по сравнению со стороной обвинения. По делу допущено нарушение требований статьи 6 Конвенции.

Матыцина против России

[Matytsina v. Russia] (№ 58428/10)

Постановление от 27 марта 2014 г. [вынесено I Секцией]

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

ВОПРОСЫ ПРАВА

По поводу соблюдения пункта 1 статьи 6 Конвенции. Заявительница жаловалась на то, что заключения экспертов стороны обвинения были приняты к рассмотрению, а заключения и мнения экспертов со стороны защиты были отклонены как недопустимые. Европейский Суд прежде всего отметил, что тот факт, что в начале судебного разбирательства суд располагал только экспертными заключениями, полученными стороной обвинения без участия стороны защиты, сам по себе не противоречит Конвенции при условии, что в судебном разбирательстве сторона защиты имеет достаточные процессуальные инструменты для рассмотрения этих доказательств и эффективного оспаривания их.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

По делу допущено нарушение требований пункта 1 статьи 6 Конвенции (принято единогласно).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КОМПЕНСАЦИЯ

В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил заявительнице 4 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

ВОПРОСЫ ПРАВА

По поводу соблюдения пункта 1 статьи 6 Конвенции. Заявительница жаловалась на то, что заключения экспертов стороны обвинения были приняты к рассмотрению, а заключения и мнения экспертов со стороны защиты были отклонены как недопустимые. Европейский Суд прежде всего отметил, что тот факт, что в начале судебного разбирательства суд располагал только экспертными заключениями, полученными стороной обвинения без участия стороны защиты, сам по себе не противоречит Конвенции при условии, что в судебном разбирательстве сторона защиты имеет достаточные процессуальные инструменты для рассмотрения этих доказательств и эффективного оспаривания их.

В итоге Европейский Суд учитывает тот факт, что судья, рассматривавший дело, заслушал ряд свидетелей защиты, исследовал несколько экспертных заключений и изучил различные документы.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

По делу допущено нарушение требований пункта 1 статьи 6 Конвенции (принято единогласно).

КОМПЕНСАЦИЯ

В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил заявительнице 4 000 евро в качестве компенсации морального вреда.
__________________
Источник

По делу успешно рассмотрена жалоба заявительницы на несправедливый характер судебного разбирательства, а также на то, что ее привлекли к ответственности на основании правовых актов, не действовавших во время предполагаемого совершения ею преступления. По делу допущено нарушение требований пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и не было нарушено требование подпункта "d" пункта 3 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2010 году заявительнице была оказана помощь в подготовке жалобы. Впоследствии жалоба была коммуницирована Российской Федерации.

В своей жалобе заявительница, проживающая в Хабаровске, жаловалась на несправедливый характер судебного разбирательства (нарушение равенства сторон в связи с исследованием доказательств в суде), а также на то, что ее привлекли к ответственности на основании правовых актов, не действовавших во время предполагаемого совершения ею преступления.

27 марта 2014 года по жалобе поданной заявительницей, Европейский Суд постановил единогласно, что в данном деле российские власти нарушили требования пункта 1 статьи 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство), и постановил шестью голосами против одного, что не было нарушено требование подпункта "d" пункта 3 статьи 6 Конвенции, а также пятью голосами против двух, что отсутствовала необходимость в рассмотрении жалобы на нарушение статьи 7 (наказание исключительно на основании закона) Конвенции.

Совместное частично особое мнение по настоящему делу выразили судьи Пауло Пинто де Альбукерке (избранный от Португалии) и Ксения Туркович (избранная от Хорватии). Судья Пауло Пинто де Альбукерке также выразил частично особое мнение по настоящему делу.

Постановление ЕСПЧ от 27 марта 2014 года по делу "Матыцина (Matytsina) против России" (жалоба N 58428/10).


Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, помощник президента России Игорь Левитин и министр спорта Олег Матыцин сделали ряд важный заявлений.

Матыцин сообщил, что в Минспорта создан оперативный штаб под руководством заместителя министра Одеса Байсултанова. Накануне проведено совещание со всеми олимпийскими, неолимпийскими и паралимпийскими федерациями. Будут приниматься все необходимые меры для защиты российских спортсменов. Также планируется скорректировать Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

Без России развитие мирового спорта невозможно

— Практически со всеми международными федерациями существует контакт, в большинстве он достаточно сложный, — рассказал министр спорта РФ. — Но будем продолжать эту работу, чтобы оперативно реагировать и понимать принятие решений. Мы не собираемся изолироваться. Все понимают, что без России развитие мирового спорта невозможно. Надо внимательно проанализировать, получить официальные решения со стороны ФИФА и УЕФА, оценить юридические основания принятия решения. И после этого делать все возможное, чтобы защитить наши интересы.

— Единый календарный план будет скорректирован, — сообщил Чернышенко. — Будем рассматривать вопросы организации дополнительных соревнований в рамках СНГ, БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества. Российский календарь значительных изменений не претерпит. За исключением южной части нашей страны, потому что это связано с определенными рисками. Наша задача — обеспечить максимальное участие российских спортсменов в международных соревнованиях. Мы придерживаемся позиции, что спорт вне политики, но нас все равно втягивают в политику, потому что знают, какое значение имеет спорт в жизни россиян. Ограничения и беспрецедентное давление на наших спортсменов не позволят сломить спортивный дух наших атлетов.

— Всегда подчеркивал, что Россия — самодостаточная страна со стабильной динамикой развития физической культуры и спорта. Мы приняли стратегию, все направления будут реализованы. Понимаем, что живем не в автономном мире, станем взаимодействовать со спортивным сообществом, несмотря на рекомендации МОК, — отметил Матыцин.

Нарушен основной принцип олимпизма — равные права спортсменов

— Мы надеемся, что это не долгосрочные решения, — сказал о санкциях министр спорта. — Мы будем отстаивать свои позиции и защищать интересы российских атлетов и их право на участие в соревнованиях, потому что, с нашей точки зрения, нарушен основной принцип олимпизма — это равные права спортсменов, недопущение дискриминации по политическим и национальным признакам. Мы приготовим предложения в ближайшее время и представим их на заседании исполкома ОКР. Основная задача сейчас — обеспечить максимально быстрый возврат наших спортсменов с территорий стран, где проводились соревнования, а также сохранение их здоровья и жизни. На это направлено наше взаимодействие с Министерством иностранных дел РФ, другими структурами и федерациями.

— Нам нужно бороться за возвращение взносов в международные мероприятия, где наших спортсменов не будет, и вкладывать их в развитие инфраструктуры. По итогам 2022 года стоит амбиционная цель — 48 процентов занимающихся спортом, а также введение в эксплуатацию более ста спортивных объектов в 50 регионах страны, — объяснил Чернышенко.

— Сейчас важно спокойно, без эмоций оценить юридическую сторону решений, которые буквально ежечасно принимают международные федерации об отстранении наших спортсменов, — считает Матыцин. — Ранее было заявлено об отзыве всех международных событий на территории Российской Федерации. Уже дано поручение совместно с организационным комитетом проанализировать содержание контрактов и максимально обеспечить возврат средств и компенсацию тех затрат, которые сделаны. В самое ближайшее время мы такую работу проведем, и информация будет предоставлена Правительству Российской Федерации, чтобы перераспределить средства на те программы и проекты, которые запланированы Стратегией развития физической культуры и спорта до 2030 года.

— 2021 год мы отработали в сложных условиях коронавируса, не все мероприятия исполнены, не везде были наши спортсмены, но тем не менее в 2022 году нам будет работать не легче из-за санкций МОК, — считает Левитин. — Мы будем говорить о них подробно 3 марта на исполкоме ОКР. Также для нас важно восстановление РУСАДА, ведь в декабре уже будет решаться вопрос. Нам нужна поддержка на фоне санкций, но антидопинговая работа должна продолжаться.

Читайте также: