Декрет о подозрительных 1793 кратко

Обновлено: 05.07.2024

3. Ситуация, как это уже не раз случалось в истории революций, вынуждала к созданию революционного правительства.

Его цель и принципы были определены Робеспьером в речи 25 декабря 1793 года. Задачей конституционного правительства, говорил Робеспьер, является сохранить уже существующую, уже упроченную республику. Оно подчинено более или менее "единообразным и строгим правилам". Оно действует на основе законов.

Другое дело - революционное правительство. Оно имеет цепью основать республику. Оно находится в состоянии войны, оно окружено врагами и должно действовать с чрезвычайной энергией, должно "отыскивать новые и спешные средства", применение которых не всегда опирается на определенный закон. У революционного правительства, подчеркивал Робеспьер, не может быть ничего общего с произволом, у него есть свои собственные правила, основанные на справедливости. И если все-таки оно не во всех случаях может опереться на закон, то не становится от этого менее справедливым и законным. "Оно опирается на самый священный из всех законов - спасение народа, на самый непоколебимый из всех принципов - справедливость".

Таким образом, по мысли Робеспьера, революционное правительство - это всегда временное средство; укрепив существование республики, оно должно уступить место правительству конституционному.

К сожалению, такой исход случается крайне редко. Власть обладает огромной притягательной силой, и по своей воле расставаться с властью способны немногие "революционные правительства".

В. И. Ленин - в духе своих общих воззрений, как две капли воды схожих с рассуждениями Робеспьера о революционном правительстве, - отмечал динамизм, свойственный правительству якобинцев, особо выделяя его принцип, сформулированный Дантоном: смелость, смелость и еще раз смелость.

1. Составной частью революционного правительства стал и сам Национальный конвент. Сохранив положение высшего законодательного органа республики, он сосредоточил еще в своих руках всю верховную исполнительную власть. Таким образом, было констатировано, что революционное правительство не знает разделения властей.

II. Ядром власти, ее штабом, ее фактическим центром сделался Комитет общественного спасения. Ежемесячно переизбираемый Конвентом в составе 9-16 членов, Комитет отвечал только перед последним. Распоряжения Комитета не терпели критики.

Член Комитета, знаменитый Карно, ведавший военными делами, писал своим генералам: время неисполнения приказов правительства окончилось. И Комитет умел доказывать это.

Министерства поначалу не были ликвидированы, как и все прочие учреждения республики, однако они были поставлены "под наблюдение" Комитета и от него зависели. В его руки перешло в конце концов все высшее военное командование.

Ш. Третьим важным элементом революционного правительства сделался Комитет общественной безопасности (организованный еще в октябре 1792 г.). Его специальной задачей было преследование контрреволюционеров, арест и предание суду революционного трибунала.

Роль Комитета общественной безопасности резко возросла после принятия "декрета о подозрительных" (17 сентября 1793 г.), когда в "порядок дня" был поставлен революционный террор.

Закон 1793 года объявлял подозрительным каждого, кто был известен приверженностью старому порядку, кто находился в родстве с дворянами-эмигрантами или состоял у них на службе (если не было бесспорных свидетельств революционности), и всех тех, кто не мог доказать, на какие средства он существует.

Декрет предписывал арест подозрительных. Если имелись обвинительные материалы, арестованные подлежали суду; если этих материалов не было, они оставлялись под арестом на неопределенное время.

Ни одна мера якобинского правительства не вызвала сталь яростной критики, как закон о подозрительных. При этом умалчивается, что идея закона была впервые сформулирована Учредительным собранием в 1789 году, но в противоположных цепях. В то время, после нескольких голодных бунтов, Учредительное собрание создало особый комитет, наделенный правом предварительного ареста в отношении всех тех парижских пролетариев, которые будут сочтены подозрительными, с точки зрения господствовавших политических интересов. Этот факт может быть принят во внимание, но не может служить оправданием безжалостных расправ над невинными людьми.

Среди деятелей, принадлежавших к левому лагерю, только Марат с самого начала, по крайней мере с 1790 года, настаивал на терроре против дворян, требуя "пяти или шести сотен отрубленных голов". Призывая к террору, он хотел одного: предостеречь против ложной гуманности, против порожденного всей прошлой историей трепета в отношении "исторических" фамилий. Измена должна караться всюду, где она есть. Кровь, пролитая немногими контрреволюционерами, писал он, предотвратит потоки ее.

Трудно назвать общее число арестованных, но оно, без сомнения, было весьма значительным. Если верить К. Демулену, выступавшему против закона, было арестовано 200 тыс. человек.

Декрет о подозрительных, как и вообще революционный террор якобинцев, будучи, по выражению К. Маркса, "плебейским способом разделаться с абсолютизмом", не способен вызывать сочувствия и именно потому, что это способ расправы со всем тем, что раздражает "плебеев": богатство, образованность, благородство и т. д. Конечно, и то и другое представлялось мерами временными. С победой на фронте, с ликвидацией мятежей, с прекращением спекуляции - одним словом, с переходом от революционного правительства к конституционному революционный террор должен был смениться конституционными мерами защиты республики.

Вот почему не так просто оценить декрет о революционном трибунале, изданный уже в то время, когда все главные опасности были позади, - 10 июня 1794 года. Этот декрет вводил в право революционной Франции формулу "враг народа", воздерживаясь от сколько-нибудь точного ее определения и устанавливая только одно наказание - смертную казнь.

"Врагами народа" признавались наряду с прямыми изменниками и активными контрреволюционерами также все те, кто "стремится унизить" Конвент или Комитеты, кто "поддерживает связи" с "врагами республики и народа", кто "под какими бы то ни было внешними прикрытиями посягает на свободу или единство республики или стремится помешать ее упрочению". Нельзя не видеть, что за всем этим встает образ безжалостных репрессий, подобных обрушившимся на "советский народ" в 1937-м и последующие годы.

Резкому усилению террора, начавшемуся изданием декрета 10 июня, способствовали и те процессуальные правила, которые излагали отказ от только что принятых форм судопроизводства: предварительное следствие по делам, рассматриваемым в революционном трибунале, отменялось; обвиняемый допрашивался только на суде; адвоката не полагалось; свидетели вызывались, как правило, только тогда, когда суд не располагал какими-либо вещественными или моральными уликами; письменные доказательства отменялись (за исключением особых случаев).

Для обвинительного вердикта присяжных достаточно было их убеждения в виновности: никто не спрашивал у них, на чем это убеждение основано. Приговор мог означать только одно: или полное оправдание (что было редко), или смертная казнь на гильотине.

Гильотина, введенная революцией, представляла устройство для отсечения головы: тяжелый треугольный нож, двигаясь в пазах, падал сверху на шею осужденного.

Гильотина не была чем-то совершенно новым. Нечто подобное уже встречалось в средневековой Германии под названием "итальянского капкана".

Изобретатель гильотины, доктор Гильотен, благополучно переживший все фазы революции, руководился гуманной идеей. Он уверял, что казненный на гильотине чувствует не более чем "легкий холодок на шее".

Гильотины стояли на площадях городов, они находились в обозах армий. "Святая гильотина", - говорили о ней "патриоты".

Символом революции стала якобинская диктатура. Символом диктатуры стал террор. Орудием революции стала не бумага закона, а металл гильотины. Законом стал разгул смерти.

Декрет Конвента о подозрительных.

17 сентября 1793 г.

1.Немедленно по опубликовании настоящего декрета все подозрительные лица, находящиеся на территории Республики и пользующиеся еще свободой, должны быть арестованы.

2. Считаются подозрительными:

I) те, кто своим поведением или связями, речами или сочинениями проявили себя как сторонники тирании, федерализма и враги свободы;

2) те, кто не могут удостоверить источники своего существования и факт исполнения своих гражданских обязанностей;

3) те, которым отказано в выдаче свидетельства о цивизме (благонадежности);

4) государственные служащие, отрешенные или смещенные со своих должностей Национальным конвентом, или его комиссарами и не восстановленные на них

5) те из бывших дворян, включая мужей, жен, отцов, матерей, сыновей или дочерей,, братьев, сестер и, служащих эмигрантов, которые не проявляли постоянно своей привязанности к революции;

6) те, кто эмигрировали в промежуток времени с 1 июля 1789 года до обнародования закона от 8 апреля 1792 года, хотя бы они и вернулись во Францию в срок, предписанный последним законом или еще до истечения этого срока.

3. Наблюдательные комитеты обязаны составить каждый в пределах своего округа список подозрительных лиц, издать приказ об их аресте и опечатать их бумаги.

5. Лица, задержанные в качестве подозрительных, сперва отводятся в дома заключения по месту своего ареста; за отсутствием тюрем они оставляются под домашним арестом и надзором;

6. В течение следующей недели они переводятся в национальные помещения, каковые должны быть указаны и приготовлены для этой цели административными властями департамента немедленно по получении настоящего декрета.

7. Они останутся там под стражей впредь до заключения мира.

8. Издержки на охрану заключенных производятся за их счет и распределяются между ними поровну

9. Наблюдательные комитеты немедленно пересылают Комитету общественной безопасности при Национальном конвенте; список задержанных ими лиц вместе с указанием причин их ареста и взятыми у них бумагами.

Эпоха Террора (5 сентября 1793 - 27 июля 1794 года) — это время массовых казней в период якобинской диктатуры в годы Великой французской революции.

Революционный террор

Радикально настроенные якобинцы заявляли, что Франция со всех сторон опутана сетью предательства, из-за которой рассыпались в прах мечты о государстве и обществе, разделявших бы единую систему ценностей, о законах, сохраняющих достоинство и братство и опирающихся на потребность творить добро.

Готовые работы на аналогичную тему

Революционный трибунал

После новостей о поражении французов в Бельгии в Париже началось народное движение. По предложению Левассёра 10 марта 1793 года Конвент объявил создание чрезвычайного уголовного суда, позже получившего официальное название Революционного трибунала.

В суд входили судья, прокурор и два его заместителя, они все назначались Конвентом. Все решения трибунала не подлежали пересмотру. Первым Президентом Революционного трибунала стал Монтане, вице-президентом — Коффиналь-Дюбай. Фукье-Тенвиль был общественным обвинителем при Революционном трибунале.

До термидорианского переворота Революционный трибунал был под непосредственным влиянием Робеспьера. Согласно принятому 10 июня 1794 года закону подсудимым запрещалось нанимать адвоката, а единственной мерой наказания за политические преступления, которые трактовались очень широко, стала смертная казнь. За короткий срок были казнены более трех тысяч человек.

Революционный трибунал был ликвидирован 31 мая 1795 года.

Закон о подозрительных

На местах та роль, которую в Париже играл Комитет общей безопасности, была возложена на революционные комитеты. Дантон это выразил прямо, назвав их задачей установление диктатуры преданных свободе граждан над подозрительными. Бийо-Варенном комитеты были уподоблены дамоклову мечу, который был должен висеть над каждым подозрительным гражданином во всем государстве. Конвент с этой целью предписал учреждение в каждой коммуне комитета из 12 избираемых гражданами членов. Он назывался наблюдательным комитетом и вел надзор над приезжими, имея право требовать изгнания с территории республики.

Вскоре парижские комитеты превысили полномочия, став производить аресты и называться революционными комитетами. Национальный Конвент специальным декретом запретил такое название, но оно негласно сохранилось, и со временем было признано конвентом.

После победы якобинцев во многих департаментах возникли комитеты общественного спасения. Декрет Конвента от 4 июня признал их существование, но вскоре все они были подчинены Комитету общественного спасения. Всем членам комитетов назначался ежедневный паёк в 3 франка, и они получили право отнимать оружие (производить домашние обыски) и арестовывать подозрительных людей.

Начальники вооружённых сил были обязаны производить аресты по приказам комитетов под страхом увольнения. Парижские комитеты помещали в тюрьму без объяснения причин.

Об условиях содержания подозрительных можно судить по тому, что из 13 тысяч в Нанте 3 тысячи умерло от тифа и плохого питания; в Страсбурге 66 человек из 90 заключённых пришлось перевести в больницу в течение недели.

Веселая тема в солнечный воскресный день, ничего не скажешь.
И картиночка нашлась подходящая, пусть и явно термидорианская, но что поделать.

Французский народ, или режим Робеспьера.
(эстамп из музея Карнавале)

После 10 августа 1792 года, по примеру или указанию Коммуны, ряд секций создал свои комитеты, предвосхитившие те самые, созданные в соответствии с законом от 21 марта 1793 года, когда Конвент, в связи с возросшей угрозой узаконил эти новые институты.

На этом законе интересно остановиться подробнее, хотя бы в качестве примера того, как в соответствии с политической обстановкой менялись взгляды на некоторые вещи…

- в каждой коммуне Республики и в каждой секции коммун должен быть организован Комитет, состоящий из 12 граждан.
- члены этого Комитета не могли быть выбраны
*ни из среды духовенства,
*ни из среды бывших дворян или бывших сеньеров данной местности
*ни из служащих этих бывших сеньеров.

- выборы проводились путем голосования и на основании относительного большинства голосов.

В обязанности этих комитетов изначально входило наблюдение за иностранцами:

- Комитет коммуны или каждый из ее секционных Комитетов были обязаны принимать в своем округе заявления от всех иностранцев, живущих там в данное время или могущих прибыть.

- в этих заявлениях должны быть указаны имя, возраст, профессия, место рождения и средства к существованию лица, подавшего заявление.

- заявления должны быть поданы в недельный срок по опубликованию декрета; список их печатается и вывешивается.

- всякий иностранец, отказавшийся подать или не подавший по небрежности в указанный срок заявление в Комитет коммуны или секции, где он проживает, обязан в 24 часа выехать из коммуны и в недельный срок из пределов Республики.

- всякий, кто родился в странах, с правительствами которых Франция ведет войну, и кто при подаче заявления не мог удостоверить перед Комитетом:
*факта основания какого-либо предприятия или род своих занятий,
*факт своего владения какой-либо недвижимой собственностью,
*наличие гражданских убеждений…

… и не мог подтвердить этого свидетельством 6 граждан, проживающих не меньше года в той же местности, также обязан в 24 часа выехать из коммуны и в недельный срок покинуть Республику. В противном случае ему выдавали удостоверение на право жительства.

Существовало и такое правило:
- иностранцы, не имеющие во Франции никакой собственности или не занимающиеся какой-либо полезной профессией, были обязаны под угрозой указанных кар, кроме представления удостоверения от 6 граждан, внести залог в размере половины своего наличного имущества.

И о наказаниях:
- все лица, изгнанные за пределы французской территории на основании предыдущих статей и не выехавшие за ее пределы в назначенный срок, караются 10 годами каторги.
- государственному прокурору поручается возбуждать преследования против них по месту их жительства.

- всякий иностранец, взятый с оружием в руках или уличенный в организации или поддержке восстания деньгами или советом, карается смертью.

Этим законом было оговорено и правило для граждан:

- всякий гражданин или сын его, достигший 18 лет и выше, обязан удостоверить перед Генеральным Советом коммуны или Комитетом 12-ти в секции:
*место своего рождения,
*средства существования,
*выполнение своих гражданских обязанностей.

После этого по удостоверении 4 граждан, проживающих не менее года в данной местности, ему выдается новая гражданская карточка.

Прошло около полугода и новые комитеты превратились в органы борьбы с умеренными, что привело к быстрому расширению их функций и компетенций.

Закон от 17 сентября 1793 года зафиксировал их полномочия: революционным комитетам поручалось составлять списки подозрительных лиц и выдавать ордер на их арест.

Декрет Конвента о подозрительных 17 сентября 1793 года.

Немедленно по опубликовании настоящего декрета все подозрительные лица, находящиеся на территории Республики и пользующиеся еще свободой, должны быть арестованы.

1) те, кто своим поведением или связями, речами или сочинениями проявили себя как сторонники тирании, федерализма и враги свободы;
2) те, кто не могут удостоверить тем способом, который предписан законом 21 марта, источники своего существования и факт исполнения своих гражданских обязанностей;
3) те, которым отказано в выдаче свидетельства о цивизме;
4) государственные служащие, отрешенные или смещенные со своих должностей Национальным конвентом или его комиссарами и не восстановленные на них, а именно те из них, которые были или должны были быть смещены на основании закона от 12 августа;
5) те из бывших дворян, включая мужей, жен, отцов, матерей, сыновей или дочерей, братьев, сестер и служащих эмигрантов, которые не проявляли постоянно своей привязанности к революции;
6) те, кто эмигрировали в промежуток времени с 1 июля 1789 года до обнародования закона от 8 апреля 1792 года, хотя бы они и вернулись во Францию в срок, предписанный последним законом или еще до истечения этого срока.

Наблюдательные комитеты, установленные законом 21 марта были обязаны:
- составить каждый в пределах своего округа список подозрительных лиц,
- издать приказ об их аресте
- опечатать их бумаги.
Командующие военной силой, которым передавались приказы, были обязаны немедленно привести их в исполнение под угрозой отставки.

Правда, была и оговорка (интересно только, как часто ее вспоминали) :

- члены комитета не могли отдать приказ об аресте кого бы то ни было иначе, как в присутствии 7 членов и на основании абсолютного большинства голосов.

А вот издержки на охрану заключенных производились за их счет (и распределялись поровну). Охрану поручали по преимуществу отцам семейств и родственникам тех, кто находился на фронте или направлялся туда. Охране полагалось и вознаграждение в размере полуторадневного заработка.

Наблюдательные комитеты были обязаны пересылать все списки задержанных вместе с изъятыми у них бумагами в Комитет общей безопасности при Конвенте.

И была еще в прериальском законе статья 8 (написанная непонятно в какой стадии помрачнения рассудка):

Прибавить тут нечего, как нечего кивать на Кутона, хотя можно было бы сказать несколько слов о депутатах, проглотивших проект закона под бурные аплодисменты… А вот на Сен-Жюста кивать и вовсе не надо - он ни под чем таким не подписался и, кажется, уехал в армию.

Но вернемся к подозрительным, которых можно было трактовать и как врагов народа на основании моральных улик…

Постановление Парижской коммуны о том, кого считать подозрительными, 19 вандемьера II г. (10 октября 1793 г.)

- Те, кто во время собраний народа охлаждают его порыв возмутительными речами, шумными возгласами и угрозами;
- Те, кто, будучи более осторожными, таинственно говорят о несчастиях республики, жалеют народ и всегда готовы с мнимо-печальным видом распространять плохие известия;
- Те, кто меняет свое поведение и язык соответственно ходу событий; кто, умалчивая о преступлениях роялистов и федералистов, яростно нападают на малейшие ошибки патриотов и, для того чтобы казаться республиканцами, принимают вид недоступности и нарочитой строгости, но тотчас же уступают, как только дело коснется умеренного или аристократа;
- Те, кто сожалеют об участи жадных фермеров и торговцев, коих закон вынужден преследовать;
- Те, кто со словами свобода, республика и отечество на устах встречаются с бывшими дворянами, контрреволюционными священниками, аристократами, фельянами, умеренными и интересуются их участью;
- Те, кто не принимали активного участия в событиях революции и для своего оправдания хвастаются аккуратной уплатой налогов, сделанными ими патриотическими пожертвованиями, службой в национальной гвардии посредством заместителей или иным путем и т. д.;
- Те, кто с равнодушием приняли издание республиканской конституции и выражали ложную тревогу по поводу ее установления и продолжительности;
- Те, кто, ничего не сделав против свободы, равным образом ничего и не сделали в ее пользу;
- Те, кто не посещают своих секций и оправдываются тем, что не умеют говорить или заняты своими делами;
- Те, кто с презрением говорят об установленных властях, символах закона, народных обществах н защитниках свободы;
- Те, кто подписали контрреволюционные петиции или посещали антипатриотические общества и клубы;
- Сторонники Лафайета и убийцы на Марсовом Поле.

Ну как здесь не вспомнить Камиля Демулена и его статью?!))

Понятно, что с конца осени 1793 года Революционное правительство было озабочено тем, чтобы контролировать деятельность парижских революционных комитетов. Так, они постепенно приобрели независимость от общих собраний, затем освободились от контроля Парижской коммуны и превратились в подконтрольные правительственным Комитетам органы.

***
Гражданские и военные секционные институты развивались по мере развития самой Революции и содействовали ее успехам – 10 августа и 31 мая не были бы возможны без тех сил, которые были предоставлены в распоряжение повстанческих комитетов. Позже секционные органы оказались под контролем революционного правительства, а после 9 термидора секционные институты исчезли вовсе, как и народная политическая практика.

Еще о секциях: тут, об организации, остальных комитетах и вооруженной силе секций - тут.

Материалы:
Идею подсказал:
Ж. Жорес "Социалистическая история ВФР"
Помогал:
П. Кропоткин "ВФР 1789-1793"
Тексты законов:
А. В. Адо "Документы истории ВФР"

Читайте также: