Литература древнего рима кратко

Обновлено: 02.07.2024

В римская литература Это тот, который возник в Древнем Риме с момента его возникновения в 8 веке до нашей эры. до его упадка в 5 веке нашей эры, и он был написан и поставлен в основном на латыни, хотя были также некоторые тексты на греческом языке.

Римская литература отличается от латинской литературы тем, что выходит за пределы империи: латинские тексты продолжали писать после падения Западной Римской империи в различных королевствах Европы до раннего Возрождения, когда правила начали вводиться. современные языки в европейских национальных культурах.

Исторический контекст

Рим вырос из коалиции сабинских, латинских и этрусских племен, которые основали город около 753 г. до н.э. и они правили до 509 г. до н.э. через выборную монархию. В том же году король изгнан, и республика основана, и это период, когда начинается экспансия Рима.

Расширение Рима и внутренние конфликты - между патрициями и плебеями, между консулами и сенатом - приведут к концу республики и началу империи в 23 г. до н.э. с назначением Октавиана князем, который перейдет к история как Октавио Аугусто.

Этот период длился до разделения империи и последующего распада Западной Римской империи в V веке.

Этапы римской литературы

В этом контексте римскую литературу можно разделить как минимум на четыре этапа: от истоков Рима до контакта с греческим миром (3 век до н.э.); с 3 века до конца республики (23 г. до н.э.); период Октавиана Августа (23 г. до н.э. - 14 г. н.э.); а с 14 г. до падения Западной Римской Империи.

От истоков Рима до контакта с греческим миром

В этот период, который длится около 500 лет, латынь укрепилась как язык римского народа, и, хотя сохранилось очень мало текстов того периода, были написаны законы и сохранились фрагменты религиозных песен.

Некоторые праздничные и крестьянские обряды, такие как ателлан, составляют основу будущего римского театра.

С III века до конца республики

Этот период характеризуется знакомством с греческой культурой, которую римляне переняли разными способами, от права и философии до способа создания литературы.

Это богатый в культурном отношении период, в который развиваются основные литературные жанры, импортированные из Греции, а также возникают и развиваются такие римские жанры, как сатира, история и риторика.

Референтными фигурами этого периода являются поэты Катулл и Лукреций, политик и оратор Марко Тулио Цицерон, а также авторы комедий Плавт и Теренс.

Октавио Аугусто

Постклассический период (от смерти Августа до падения империи)

Это период, когда римская литература частично освобождается от доминирующего влияния греческой культуры и развивается с большей тематической свободой.

Однако это также период распространения христианства, который в конечном итоге обозначит новые направления для римской культуры, которые будут развиваться в средние века.

Они являются выдающимися авторами того периода, прежде чем христианство возобладает, среди них Федр, Сенека, Петронио, Персио, Марсьяль и Апулей.

Характеристики римской литературы

Греческое влияние

Римская литература находится под сильным влиянием греческой культуры, однако ей удалось адаптировать греческие жанры к ценностям и традициям римской культуры.

Исполнительское искусство, особенно близкое к комедии, было высоко развито до прихода греческой культуры, и именно поэтому комедия имеет больший вес, чем трагедия, в отличие от Греции.

Открытый персонаж

Это литература, похожая на римское государство, открытая для влияний и авторов со всех уголков империи, поэтому для авторов из Африки, Греции или Испании нет ничего необычного в том, чтобы получить хороший прием в Риме.

Происхождение "раб"

Первоначально литература была рабским трудом, хотя она была посвящена ученым рабам, таким как Ливио Андронико или Публио Теренцио Афро, и так будет только во втором веке до нашей эры. когда его начали практиковать патриции или простолюдины.

В римской литературе, в отличие от греческой, проза получит большее развитие как в историческом и натуралистическом дискурсе, так и в повествовательной художественной литературе.

Хотя он был разработан в основном на латыни, на протяжении веков различные римские авторы продолжали писать по-гречески.

Жанры римской литературы

Эпическая поэзия

Поэзия, посвященная великим подвигам, зародилась очень рано в римской литературе, благодаря переводам Гомера Ливия Андроника, и достигла своей кульминации во времена Августа, когда было написано самое важное произведение Вергилия - Энеида.

Дидактическая поэзия

Он считается поджанром эпоса, и его цель состояла в том, чтобы обучать или передавать философские идеи, и его величайшим представителем в римской литературе являются работы Лукреция. О природе вещей.

Лирическая поэзия

Лирика также процветала под влиянием греческой культуры и вращалась вокруг тем любви или повседневной жизни. Римляне писали лирические стихи куплетами, гекзаметрами, элегиями и сапфическими строфами. В этом жанре выделялись Катулл, Горацио и Овидио.

Сатира

Это жанр, который мало или ничем не обязан грекам, и его целью была критика в стихах и прозе политической и общественной жизни. Они выделялись как писатели-сатирики Катуло, Горацио, Хувенал и другие.

Эпиграмма

Этот короткометражный жанр превратился из текстов похоронной похвалы в стихи юмора и остроумия. Эпиграммы Марсиала известны.

Басня

Еще один жанр, унаследованный от Греции, жанр морализаторских историй с участием животных, главным представителем которого в Риме будет Федр.

Трагедия

Он был вдохновлен греческой драматургией, особенно Еврипидом, а наиболее известным автором был Сенека, наиболее известный своим распространением стоической мысли. Этот жанр не имел такой актуальности в Риме, как в Греции.

Комедия

Цель этого жанра заключалась в том, чтобы вызвать веселье через ситуации запутанности, которые иногда могли включать определенную критику обычаев. Хотя комедия и обогатилась греческими традициями, она уже укоренилась в римской культуре и была важнее трагедии.

История

Сборник самых важных событий с момента основания Рима был одним из видов деятельности, наиболее ценимых римским обществом. Наиболее известными историками были Тито Ливио, Тацит и Светонио.

Ораторское искусство

Этот жанр, искусство хорошо говорить на публике, также зародившийся под влиянием Греции, был очень важен в римской культуре из-за той роли, которую речи играли в политической жизни. В этом жанре выделялись две фигуры: Цицерон и Квинтилиано.

Роман

Это поздний жанр, тоже греческого происхождения, повествующий о перипетиях одного или нескольких персонажей, и у него в Риме есть два великих представителя: Петронио и Апулей.

Частые темы, которые появляются в работах

Учитывая разнообразие жанров, культивируемых римлянами, охватываемые темы имеют широкий спектр, от происхождения Рима до критики политической жизни и обычаев римского общества.

В его стихах они варьируются от восхваления деревенской жизни до отчаянной любви или яростных нападок на других поэтов. В прозе, особенно в истории, они пытались сохранить память о римском народе и оправдать то, как они практически присвоили почти весь известный мир.

Если мы добавим к этому его правовые и философские тексты, не может быть никаких сомнений в том, что римская литература, наряду с греческой, является одной из главных колонн западной культуры.

Представительные и выдающиеся работы

Помимо обширного списка римских авторов, принадлежащих к разным жанрам, мы собираемся упомянуть тех, кто оказал влияние на современную литературу и которых продолжают читать сегодня.

Эпическая поэзия

Самым известным автором, который продолжает вызывать дискуссии и оказывать влияние, был Вергилий (70 г. до н.э. - 19 г. до н.э.), автор книги Энеида, текст, посвященный прославлению происхождения Рима, согласно этому тексту, основанному оставшимися в живых из Трои и посвященному императору Октавиану Августу.

Вирджилио также известен другими работами, такими как Буколический и Грузинский, который окажет большое влияние на таких авторов, как Данте, который сделает этого автора главным героем своей Божественная комедия.

Лирические стихи и эпиграммы

В лирических стихах и эпиграммах выделяются своей современностью четыре автора:

Катулл (87 г. до н.э. - 57 г. до н.э.)

Катулла помнят главным образом своими любовными стихами, посвященными Лесбии, чье настоящее имя было Клодия, и считающимся создателем римской элегии.

Гораций (65 г. до н.э. - 8 г. до н.э.)

Горацио считается одним из величайших лирических и сатирических поэтов латинской поэзии. Он сочинял оды и послания, а также сатиры, которые оказали большое влияние на таких авторов, как Петрарка, Ронсар, Гарсиласо, Фрай Луис де Леон, Китс и Милтон, среди других.

Овидий (43 г. до н.э. - 17 г. н.э.)

Он культивировал различные лирические формы, но дошел до потомков двумя великими стихотворными произведениями: Метаморфозы, сборник мифологических рассказов и Искусство любить, где он дает советы о романтических отношениях.

Проза, особенно история

Юлий Цезарь (100 г. до н.э. - 44 г. до н.э.)

Римский политик и военный, ставший причиной конца республики. Он был оратором и писателем, а также военным, и прежде всего его помнят Комментарии к Галльской войне.

Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.)

Он был историком, автором Десятилетия, работа в 140 томах. Его влияние распространилось на таких непохожих авторов, как Петрарка, Макиавелли, Вольтер и Вальтер Скотт.

Плиний Старший (23-79)

Писатель, посвятивший себя, помимо военного дела, наблюдению за природными, географическими и этнографическими явлениями, собранными в его самом известном произведении, Естественная история, энциклопедический текст, в котором попытались обобщить все существующие знания того времени.

Тацит (56-120)

Он был политиком, культивировавшим биографию, историю и ораторское искусство. В Анналы это его самая цитируемая работа.

Светоний (ок. 70 - пост 126)

Биограф и историк, чьи работы наиболее цитируются и читаются Жизнь двенадцати Цезарь.

Марк Аврелий (121–180)

Римский император с 161 года нашей эры до самой смерти по прозвищу Мудрый. Его великие работы - это Медитации, написано на эллинистическом греческом языке.

Роман

В романе наиболее значимой фигурой был Петроний (ок. 14/27 - ок. 66), политический деятель и писатель, живший во времена Нерона и чье самое важное произведение ВСатирикон, роман, критикующий римский образ жизни.

Римская литература, написанная на латинском языке, остается великим наследием культуры Древнего Рима. Некоторые из самых ранних дошедших до нас произведений представляют собой исторические эпосы, повествующие о ранней военной истории Рима, за которыми (по мере расширения Республики) следуют поэзия, комедии, истории и трагедии.

Латинская литература в значительной степени опиралась на традиции других культур, особенно на более зрелую литературную традицию Греции, и сильное влияние более ранних греческих авторов вполне очевидно. Мало что осталось от ранней и старой латыни, хотя до нас дошло несколько пьес Плавта и Теренса.

Катулл был пионером натурализации греческих лирических стихотворных форм на латынь в своей очень личной (иногда эротической, иногда игривой и часто оскорбительной) поэзии.

Тенденции латыни Золотого века достигли своего апогея в эпической поэзии Вергилия, одах и сатирах Горация, и в элегических куплетах Овидия.

Литература Древнего Рима

Латинский стих

В классической латинской поэзии обычно используется несколько различных метров, почти все они вдохновлены греческими и эллинскими оригиналами.

Наиболее распространенным является дактилический гекзаметр (традиционный эпический метр в шесть футов на строку), за которым идут элегические двустишия (строка дактилического гекзаметра, дальше следует вторая строка модифицированного дактилического пентаметра, часто используемого в любовной поэзии) и двухсложный стих (где каждая строка состоит из одиннадцати слогов, включая четырехсложный хориамб длинного-короткого-короткого-длинного слогов).

Цезура (когда слово заканчивается на середине стопы, иногда, но не всегда, сопровождается разрывом смысла и пунктуацией) может использоваться для разделения строки на две части и позволяет поэту варьировать основной метрический шаблон, с которым он работает. Когда цезура соотносится с разрывом смысла, в чтении следует сделать небольшую паузу.

С середины III в. до н. э. заметен упадок греческой литературы. Примерно в это же время получает развитие литература римская. Она по-своему отразила все периоды римской истории, равно как и своеобразие римского общества, которое прошло во многом те же этапы, что и греческое, однако уже на более высокой стадии. Для Рима характерны дальнейшее развитие рабовладельческого строя, накопление богатства и расслоение общества, разделение его на классы; обострение противоречий между знатью, патрициями и бедняками, плебсом; разорение мелких собственников; распад полисов и переход от республиканской формы правления к империи, а в сущности, к военной диктатуре. Исподволь назревшие противоречия, неумолимый кризис рабовладельческой системы, нравственный, моральный упадок, восстания рабов и нашествие варваров — все это в конце концов привело к крушению Римской империи. Внешне могущественная, а внутри пораженная неизлечимыми недугами, своим распадом она предопределила судьбы многих других империй.

История Рима — это прежде всего непрекращающаяся экспансия, захваты все новых и новых земель на Западе и на Востоке, расширение его границ. Постоянные войны делали из римлянина прежде всего солдата. Кроме того, и интенсивное развитие торгово-денежных отношений наложило в дальнейшем отпечаток на формирование таких отличительных черт римлянина, как деловитость, практицизм, что, в свою очередь, сказалось на римской культуре и литературе.

Практицизм дает себя знать и в римской философии, в которой главное внимание уделялось не общим проблемам, а конкретным вопросам, прежде всего этике и морали, поведению человека. Римская мифология значительно беднее греческой. Римские боги не столь многочисленны и разнообразны, как греческие. Нередко среди римских богов находят параллели олимпийским небожителям. Так, Марс, первоначально бог плодородия, а затем бог войны, соответствовал Аресу; Венера, первоначально богиня весны и садов, затем — любви и красоты — Афродите. Верховным богом римлян был Юпитер, а его женой — Юнона, они выполняли те же функции, что у эллинов Зевс и Гера.

Долгое время бытовало несправедливое мнение, что, дескать, римская литература лишена оригинальности, что она не более чем бледная копия литературы греческой. Однако на самом деле римская литература самобытна, отмечена своими специфическими особенностями.

I. Древнейший период — до появления в Риме литературы по греческому образу (до 240 г. до н. э.).

II. Архаический период — до начала литературной деятельности Цицерона (240 — 81 г. до н. э.).

III. Золотой век римской литературы:

а) время Цицерона — расцвет римской прозы (81 — 43 г. до н. э.),

б) время Августа — расцвет римской поэзии (43 г. до н. э. — 14 г. н. э.).

IV. Серебряный век римской литературы — до смерти императора Траяна (14 — 117 г. н. э.).

V. Поздний императорский период (117 — 476 г. н. э.).

I. Эпоха республики (до 30-х гг. до н. э.):

а) долитературный период (до средины III в.);

б) первый век римской литературы (до средины II в.; время роста рабовладельческой республики);

в) литература последнего века республики (период граждан- ских войн с конца II в. до 30-х гг. до н. э.).

II. Эпоха империи (30-е гг. до н. э. — 476 г. н. э.):

б) литература императорского Рима:

2) позднейшая римская литература (II — V вв.).

31. Ранняя римская литература (обзор)

Первым римским поэтом стал пленный грек из Тарента, вольноотпущенник семьи Ливиев, Ливий Андроник (ум. около 204 г. до н.э.). Он ставит трагедии и комедии, созданные по греческим образцам. Ему же принадлежит перевод на латинский язык "Одиссеи" Гомера.

До появления "Одиссеи" Ливия Андроника маленьких римлян обучали латинскому языку по своду законов XII таблиц. Благодаря Ливию Андронику был создан текст более занимательный - римская "Одиссея". От поэмы сохранились незначительные фрагменты, и потому нет возможности составить полное представление об этом первом в истории мировой литературы переводе. Можно отметить лишь некоторые особенности памятника. Римский поэт рассказывает о странствиях Одиссея, о листригонах, о киклопах и Кирке; стремясь приблизить свое изложение к пониманию римского читателя, он ввел римских богов, иногда комментировал Гомера. Однако изложение сказочных эпизодов было лишено, по-видимому, богатой гомеровской образности. Автор часто использует искусственные архаизмы. Язык Ливия сух и прозаичен. Поэма написана сатурновым стихом.

Трагедии Ливия трактуют сюжеты древнегреческих драм - "Ахилл", "Троянский конь", "Эгисф", "Андромеда", "Гермиона" и др.

Для римской драмы с самого начала ее возникновения характерно сочетание разговорных сцен с пением, однако, в отличие от греческой, в ней не было хора.

В комедии Ливий является родоначальником паллиаты - комедии плаща (от pallium - "греческий плащ"), то есть пьесы, представляющей собой переделку греческой комедии. Персонажи паллиаты были одеты в греческую одежду. Нам известно лишь несколько названий комедий Ливия - "Актер", "Хвастливый воин" и др.

Ливий составляет также культовые гимны. По случаю мрачных знамений, которые устрашили римлян в 207 г до н.э. он написал гимн "Парфений", исполненный хором из 27 девушек.

Ливий Андроник был не единственным поэтом раннего периода римской литературы. Сатурновым стихом писали поэмы и другие. Грамматики упоминают о поэме, посвященной Приаму ("Carmen Priami") и мифологическому герою Нелею ("Carmen Nelei"). Однако более подробных сведений об этих поэмах и их авторах мы не имеем Продолжателем Ливия Андроника был Гней Невий (274-201 гг. до н э). Италиец из Кампании, он участвовал в качестве солдата италийских легионов в первой Пунической войне. Этой войне ои посвятил поэму "Пуническая война" ("Bellum Punicum").

Литературная деятельность Невия развертывается в то время, когда в Риме несколько оживляется демократическое движение. После первой Пунической войны во главе демократических сил становится Г. Фламиний, народный трибун 232 г. При его содействии был проведен закон о разделе между гражданами земель, захваченных у галлов. Гней Невий - сторонник демократической группировки. В своих комедиях он нападает на представителей римского нобилитета. С




охранился фрагмент, в котором говорится о том, как сын уводит домой отца - известного полководца, захмелевшего на веселой пирушке. Римские грамматики указывают, что Невий подтрунивает здесь над прославленным государственным деятелем Сципионом Африканским Старшим. Сципион возглавлял в это время большую группировку римского нобилитета, против которой ополчились представители римского плебса. В отдельных фрагментах Невия прославляется празднество Диониса - "Либералии", во время которых народ говорил "свободным языком".

За свои политические выпады Невий, по свидетельству комедиографа Плавта, был даже подвергнут судебной репрессии, выставлен к позорному столбу. Однако то обстоятельство, что он кончил свою жизнь вне Рима, в Африке, в Утике, в 201 г., когда там находился Сципион Африканский, позволяет предположить, что поэт искал примирения с главой римских нобилей.

Названия и немногочисленные фрагменты комедий свидетельствуют о том, что Невий не только использовал новоаттическую комедию, но и вводил в свои пьесы местные италийские элементы.

Во фрагментах комедии "Предсказатель" одно из действующих лиц подтрунивает над вкусами жителей городов Пренесте и Ланувия. Пьеса "О тунике" ("Tunicularia") получила название от римской одежды.

Героиней комедии "Тарентиночка" является веселая гетера из Тарента. Она прибегает к различным ухищрениям, чтобы удерживать около себя многочисленных поклонников: одним кивает, другим машет, одного любит, другого удерживает, одного касается рукой, другого трогает ногой, одному дает полюбоваться своим кольцом, другому делает знаки губами, с одним поет, а другому подает сигналы пальцами". Трагедии Невия представляли собой так же, как и драмы Ливия Андроника, переработку древнегреческих драм. Он ставит трагедии "Ифигения", "Троянский конь", "Ликург" и др. Новшеством является создание Невием так называемой претекстаты - трагедии на римскую тему. Претекста - торжественная одежда римских жрецов и магистратов. Герои претекстаты одеты в римскую одежду, и тематика драмы берется из римской жизни.

По свидетельствам древних, Невию принадлежали две претекстаты: "Кластидий" и "Ромул". Одна была посвящена победе полководца Маркелла над галлами при Кластидии в 222 г., сюжетом другой являлась легенда об основателе Рима - Ромуле.

В своей поэме о Пунической войне Невий пытался соединить эпический стиль Гомера с сухой повествовательной манерой римских хроник. Для стиля хроники типично, например, описание нападения римлян на остров Мальту: "Переправляется римское войско на Мальту, цветущий остров разоряет, разрушает, опустошает, доводит до конца свое вражеское дело".

Поэма начиналась описанием осады сицилийского города Агригента в 262 г. Здесь находился знаменитый храм Зевса. На восточном фронтоне храма была изображена борьба богов и гигантов, на западном - разрушение Трои.

Начав с описания храма, Невий затем переходил, по-видимому, от исторической темы к мифологической, от осады Агригента к рассказу о бегстве из Трои будущего основателя римского государства Энея. Вторая книга была посвящена скитаниям Энея и его прибытию в Италию. В остальных пяти книгах излагались различные эпизоды первой Пунической войны.

В поэме был и олимпийский план, как у Гомера. Отдельные фрагменты посвящены разговору Венеры с Юпитером о судьбах римского государства.

Из литературных памятников древнейшего периода до нас дошли полностью только комедии (паллиаты) Плавта и Теренция.

I. Древнейший период — до появления в Риме литературы по греческому образу (до 240 г. до н. э.).

II. Архаический период — до начала литературной деятельности Цицерона (240 — 81 г. до н. э.).

III. Золотой век римской литературы:

а) время Цицерона — расцвет римской прозы (81 — 43 г. до н. э.),

б) время Августа — расцвет римской поэзии (43 г. до н. э. — 14 г. н. э.).

IV. Серебряный век римской литературы — до смерти императора Траяна (14 — 117 г. н. э.).

V. Поздний императорский период (117 — 476 г. н. э.).

I. Эпоха республики (до 30-х гг. до н. э.):

а) долитературный период (до средины III в.);

б) первый век римской литературы (до средины II в.; время роста рабовладельческой республики);

в) литература последнего века республики (период граждан- ских войн с конца II в. до 30-х гг. до н. э.).

II. Эпоха империи (30-е гг. до н. э. — 476 г. н. э.):

б) литература императорского Рима:

2) позднейшая римская литература (II — V вв.).

31. Ранняя римская литература (обзор)

Первым римским поэтом стал пленный грек из Тарента, вольноотпущенник семьи Ливиев, Ливий Андроник (ум. около 204 г. до н.э.). Он ставит трагедии и комедии, созданные по греческим образцам. Ему же принадлежит перевод на латинский язык "Одиссеи" Гомера.

До появления "Одиссеи" Ливия Андроника маленьких римлян обучали латинскому языку по своду законов XII таблиц. Благодаря Ливию Андронику был создан текст более занимательный - римская "Одиссея". От поэмы сохранились незначительные фрагменты, и потому нет возможности составить полное представление об этом первом в истории мировой литературы переводе. Можно отметить лишь некоторые особенности памятника. Римский поэт рассказывает о странствиях Одиссея, о листригонах, о киклопах и Кирке; стремясь приблизить свое изложение к пониманию римского читателя, он ввел римских богов, иногда комментировал Гомера. Однако изложение сказочных эпизодов было лишено, по-видимому, богатой гомеровской образности. Автор часто использует искусственные архаизмы. Язык Ливия сух и прозаичен. Поэма написана сатурновым стихом.

Трагедии Ливия трактуют сюжеты древнегреческих драм - "Ахилл", "Троянский конь", "Эгисф", "Андромеда", "Гермиона" и др.

Для римской драмы с самого начала ее возникновения характерно сочетание разговорных сцен с пением, однако, в отличие от греческой, в ней не было хора.

В комедии Ливий является родоначальником паллиаты - комедии плаща (от pallium - "греческий плащ"), то есть пьесы, представляющей собой переделку греческой комедии. Персонажи паллиаты были одеты в греческую одежду. Нам известно лишь несколько названий комедий Ливия - "Актер", "Хвастливый воин" и др.

Ливий составляет также культовые гимны. По случаю мрачных знамений, которые устрашили римлян в 207 г до н.э. он написал гимн "Парфений", исполненный хором из 27 девушек.

Ливий Андроник был не единственным поэтом раннего периода римской литературы. Сатурновым стихом писали поэмы и другие. Грамматики упоминают о поэме, посвященной Приаму ("Carmen Priami") и мифологическому герою Нелею ("Carmen Nelei"). Однако более подробных сведений об этих поэмах и их авторах мы не имеем Продолжателем Ливия Андроника был Гней Невий (274-201 гг. до н э). Италиец из Кампании, он участвовал в качестве солдата италийских легионов в первой Пунической войне. Этой войне ои посвятил поэму "Пуническая война" ("Bellum Punicum").

Литературная деятельность Невия развертывается в то время, когда в Риме несколько оживляется демократическое движение. После первой Пунической войны во главе демократических сил становится Г. Фламиний, народный трибун 232 г. При его содействии был проведен закон о разделе между гражданами земель, захваченных у галлов. Гней Невий - сторонник демократической группировки. В своих комедиях он нападает на представителей римского нобилитета. С

охранился фрагмент, в котором говорится о том, как сын уводит домой отца - известного полководца, захмелевшего на веселой пирушке. Римские грамматики указывают, что Невий подтрунивает здесь над прославленным государственным деятелем Сципионом Африканским Старшим. Сципион возглавлял в это время большую группировку римского нобилитета, против которой ополчились представители римского плебса. В отдельных фрагментах Невия прославляется празднество Диониса - "Либералии", во время которых народ говорил "свободным языком".

За свои политические выпады Невий, по свидетельству комедиографа Плавта, был даже подвергнут судебной репрессии, выставлен к позорному столбу. Однако то обстоятельство, что он кончил свою жизнь вне Рима, в Африке, в Утике, в 201 г., когда там находился Сципион Африканский, позволяет предположить, что поэт искал примирения с главой римских нобилей.

Названия и немногочисленные фрагменты комедий свидетельствуют о том, что Невий не только использовал новоаттическую комедию, но и вводил в свои пьесы местные италийские элементы.

Во фрагментах комедии "Предсказатель" одно из действующих лиц подтрунивает над вкусами жителей городов Пренесте и Ланувия. Пьеса "О тунике" ("Tunicularia") получила название от римской одежды.

Героиней комедии "Тарентиночка" является веселая гетера из Тарента. Она прибегает к различным ухищрениям, чтобы удерживать около себя многочисленных поклонников: одним кивает, другим машет, одного любит, другого удерживает, одного касается рукой, другого трогает ногой, одному дает полюбоваться своим кольцом, другому делает знаки губами, с одним поет, а другому подает сигналы пальцами". Трагедии Невия представляли собой так же, как и драмы Ливия Андроника, переработку древнегреческих драм. Он ставит трагедии "Ифигения", "Троянский конь", "Ликург" и др. Новшеством является создание Невием так называемой претекстаты - трагедии на римскую тему. Претекста - торжественная одежда римских жрецов и магистратов. Герои претекстаты одеты в римскую одежду, и тематика драмы берется из римской жизни.

По свидетельствам древних, Невию принадлежали две претекстаты: "Кластидий" и "Ромул". Одна была посвящена победе полководца Маркелла над галлами при Кластидии в 222 г., сюжетом другой являлась легенда об основателе Рима - Ромуле.

В своей поэме о Пунической войне Невий пытался соединить эпический стиль Гомера с сухой повествовательной манерой римских хроник. Для стиля хроники типично, например, описание нападения римлян на остров Мальту: "Переправляется римское войско на Мальту, цветущий остров разоряет, разрушает, опустошает, доводит до конца свое вражеское дело".

Поэма начиналась описанием осады сицилийского города Агригента в 262 г. Здесь находился знаменитый храм Зевса. На восточном фронтоне храма была изображена борьба богов и гигантов, на западном - разрушение Трои.

Начав с описания храма, Невий затем переходил, по-видимому, от исторической темы к мифологической, от осады Агригента к рассказу о бегстве из Трои будущего основателя римского государства Энея. Вторая книга была посвящена скитаниям Энея и его прибытию в Италию. В остальных пяти книгах излагались различные эпизоды первой Пунической войны.

В поэме был и олимпийский план, как у Гомера. Отдельные фрагменты посвящены разговору Венеры с Юпитером о судьбах римского государства.

Из литературных памятников древнейшего периода до нас дошли полностью только комедии (паллиаты) Плавта и Теренция.

Читайте также: