Декарт о душе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Таким чисто телесным механизмом объясняются не все движения, но только те, которые производятся без участия воли: ходьба, дыхание и вообще все отправления, общие для человека и животного.

Объяснение непроизвольных движений представляет исторически первую попытку рефлекторного принципа. В то же время в трактовке рефлекса как механизма, совершенно независимого от психики, проявляется механистическая односторонность Декарта.

Животные, считал в строгом соответствии с принятым отождествлением психики с сознанием Декарт, не имеют души. Вся сложность явлений, какую мы наблюдаем в поведении животных, в том числе высших, есть чистый автоматизм природы. Величайшим из предрассудков называет Декарт мнение о том, что животные думают.

Этот вывод был обусловлен также соображениями этического характера и связан с религиозными догмами о бессмертии души. Идея бессмертия души хотя и высказывается Декартом неоднократно, но конкретно не раскрывается.

В объяснении механизма взаимодействия души и тела выступают глубокие противоречия философского учения Декарта. С одной стороны, утверждается, что душа имеет отличную и независимую от тела природу, с другой — тесно с ним связана; душа непротяженна — и помещается в маленькой железе мозга. Так, в системе Декарта метафизические гипотезы и опытные наблюдения вступают в противоречие друг с другом.

Учение Декарта о душе и теле и об их субстанциональном различии породили философскую психофизическую проблему: хотя различие между духовным и телесным признавалось и до Декарта, но четкого критерия выделено не было. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Декарт намечает непосредственный путь познания сознания: сознание есть то, как оно выступает в самонаблюдении. Психология Декарта идеалистична.

Дуализм Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития основанной на нем психологической науки.

Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при ее соединении с телом и суть следующие шесть: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение — сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Они приобщают нас к истинным благам, если возникают на истинном основании, и совершенствуют нас. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни.


Важной областью развития русской психологической науки была педагогика. Связанная с передовым движением в области народного просвещения непосредственно в предреформенный период, но особенно в 60-х гг. XIX в., она привлекала внимание не только специалистов, но всей прогрессивной русской общественности.


Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine), ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью

Начальное образование Декарт получил в иезуитском колле́же Ла Флеш, где его учителем был Жан Франсуа. В коллеже Декарт познакомился с Мареном Мерсенном (тогда — учеником, позже — священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование только укрепило в молодом Декарте скептическое отношение к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.

В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) В Голландии в 1618 г. Декарт познакомился с выдающимся физиком и натурфилософом Исааком Бекманом, оказавшим значительное влияние на его формирование как учёного. Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе, где, помимо прочего, открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству.

По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где проводит 20 лет

Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки — от медицины до метеорологии.

  • Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
  • В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления.
  • Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.

Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко.

В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер.

Правила метода:

1. Принимать за истинное только то, что для ума представляется ясно и отчётливо и в чём не возникает сомнения.

2. Разделить сложные проблемы на более простые.

3. Переходить от предметов простых к сложным (правило анализа).

4. Делать перечни столь полными и обзоры также, чтобы ничего не забыть (правило индукции).

· Человеку, исследующему истину, необходимо хотя бы раз в жизни усомниться во всех вещах – насколько они возможны.

· Мы должны считать всё сомнительное ложным (имеется в виду поиск только научной истины, а не житейская практика).

· Мы должны сомневаться в чувственных вещах, не должны доверять органам чувств.

· Мы можем сомневаться даже в математических доказательствах.

У Августина другое мыслю => существую. Там внутри Святая Троица: существуем, знаем, что уществуем и любим бытие и знание.

Психофизическая проблема.

Декарт, говоря субстанциональном различии души и тела, породил психофизическую проблему (хотя проблема существовала ещё со времен античности, чёткого критерия различения духовного и телесного не было).

Единственное средство познания души – внутреннее сознание, оно яснее и достовернее, чем познание тела. Сознание – то, как оно выступает в самонаблюдении.

Ввел критерий для выделения психики из существовавшего ранее аристотелевского учения о душе → Психика – внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое бытие (духовное), в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру.

Главный пункт учения Декарта – их абсолютная разнородность. Тело Декарт отождествил с материей, сознание – с духом.

Декарт писал, что существую 2 независимые субстанции – душа и тело, такая философская позиция называется дуализмом. Основной атрибут души – мышление, основной атрибут тела – протяжение.

Критерий – психические процессы осознаваемы, а физиологические, соматические – нет! Душа и тело соединяются в теле, причем только в теле человека. Продукт взаимодействия души и тела – страсти.

Декарт переформулировал психофизическую проблему (соотношение материального и идеального) в психофизиологическую (соотношение души и тела) и объяснял те изменения в физиологических процессах, подчиненных законам механики, которые происходят при порождении страстей души (см. про трубочки и духи).

Декарт решает психофизическую проблему в духе взаимодействия, он предположил, что в организме есть орган, обеспечивающий это взаимодействие – шишковидная железа (эпифиз) – посредник между телом и сознанием.

Механизм: железа воспринимает движения животных духов и способна воздействовать на их чисто механическое течение, благодаря колебаниям, вызванным душой. И тут ошибки: душа отлична и независима по природе, но тесно связана с телом; душа непротяжена – но помещается в маленькой железе мозга.

Учение о душе.

Душе, по мнению Декарта, предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть у субъекта, знание о собственных актах и состояниях, не видимых более никому. Она определяется единственным признаком – непосредственной осознаваемостью собственных проявлений, которые, в отличие от явлений природы, лишены протяженности.

Это существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в истории построения предмета психологии.

Отныне этим предметом становится сознание.

Мышление – это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывал особой нематериальной мыслящей субстанции – душе. Таким образом, мышление – единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует.

Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей:

§ идеи, порожденные самим человеком → связаны с его чувственным опытом, являются обобщением данных его органов чувств; дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира;

§ идеи приобретенные → знания об отдельных сторонах окружающей действительности; основываются не на опыте одного человека, а являются обобщением опыта разных людей; также, как и порожденные человеком, не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира;

§ идеи врожденные → дают человеку знания о сущности окружающего мира, об основных законах его развития. Эти общие понятия открываются только разуму и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств.

Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, рациональной интуицией.

Душа бессмертна, неделима, непротяженна, неизмерима, независима в своем существовании, т.е. может существовать отдельно от тела (хотя в действительности она существует в связи с телом, но не с любым, а только с телом человека). Собственные проявления души – желания, воля, внутренние эмоции, направленные на нематериальные объекты.

Но у души есть высшие и низшие части: чувственная и разумная ("Страсти души", 47парагр)

Учение о теле.

Тело – субстанция протяженная в длину, в ширину и глубину.

Свойства (модусы протяжения):

§ Пространственная форма (фигура)

§ Перемещение в пространстве в результате толчка, сообщаемого другим телом

§ Скорость этого перемещения

Причина движений: сокращение и растяжение противоположных мускулов (мышц-антагонистов), которое происходит из-за перераспределения духов между мышцами, которые туда приходят по нервам.

Движение возникает в результате воздействия предмета на тело, которое механически проводится к мозгу, а от мозга к мускулам. Механистический детерминизм.

Всё разнообразие действий, поведения человека объясняется движением животных духов, движения животных духов внутри мозга осознаются душой как ощущения, восприятия, представления. Изменения траектории движения животных духов (вариативность поведения) объясняется привычкой (упражнением) и воздействием души.

Животные не имеют души, всё поведение, которое мы обнаруживаем у животных – чистый автоматизм природы; у животных нет языка, их поведение часто выглядит разумным, а часто – они тупят, тупицы.

Отрицание психики у животных → нарушение преемственности между животными и человеком → необходимость идеи бога, как порождающий человеческий разум.

Память


Желание вспомнить -> железа начинает наклоняться определенным образом -> встреча следов припоминаемого предмета

Следы - поры мозга, откуда вышли духи, движение которых было вызвано присутствием предмета. Духи выходят в поры, которые легче открываются

Воображение

Представление того, чего не видели. Желание вызывает движение железы, направляя духи в поры

Сосредоточение

Удерживание железы в определенном наклоне

Каждое желание связано с движением железы, но не всегда желание приводит к действию. Может приводить еще привычка.

Посмотрел вдаль - зрачок расш, вблизь сузился. А просто так сузить не получится

Сужение зрачка не связано с железой, только желание посмотреть вдаль или близь.

Желание говорить -> движение губами

Просто желание двигать губами -> провал

Связь со значениями слов

Психофизиология страстей души.

Страсти души в самом широком смысле – продукт соединенной деятельности души и тела: голод, жажда, восприятие света, цвета, звука, запаха, вкуса, тепла и твёрдости.

Двойственная природа страстей:

1. Телесное начало – предает страстям непроизвольный характер.

2. Мысль о предмете – позволяет управлять страстями, воспитывать их.

Причина страстей: движение животных духов, под влиянием которых, в теле происходят физиологически изменения → уделяется внимание телесным проявлениям.

Источник страстей – воздействие внешних предметов → главная особенность чувств – их предметность.

Выделяются:

1) Первичные страсти (врожденные): удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль.

2) Вторичные страсти – это виды первичных, образующиеся при жизни. Пр.: ревность (любовь + ненависть).

Ø Активные страсти : отождествляются с желаниями, которые исходят от души и зависят только от неё; так же они отождествляются со стремлениями и аффектами, которые зависят не только от души, но и от тела, и служат связующим звеном между ними.

Функции активных страстей :

§ Обеспечивают единство души и тела

§ Сигнализируют душе, что полезно, а что вредно.

Ø Страдательные страсти – результат взаимодействия с предметами окружающего мира; отождествляются с чувственным познанием, они привносятся из вне и в таком же виде осознаются душой, и она не может их изменить.

Вывод: страсти – источник волевого, инстинктивного, стремящегося к самосохранению поведения.

Недостатки страстей:

ü Иногда страсть не дает полной информации телу о вреде/пользе чего бы то ни было. Пр.: накурился человек, ему психологически приятно, а мозгу и телу – вред.

ü Большее рвение, чем требуется

Сила души + познание и суждения о добре и зле = истино сильная душа. Может управлять страстями, но на эмоциях, что так себе идея.

Задача воспитания страстей. Средства борьбы с нежелательными страстями:

1. Разум. От него зависит знание жизни, на котором основывается оценка предметов (опыт).

Резюме: лучшее средство овладения страстями – опыт: надо вырабатывать у себя привычку поступать согласно правилам.

Доказательство существования Бога

Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях (ideae clarae et distinctae), Декарт берётся затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия, а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея о котором несовместима была бы с идеей обмана. Ясная и отчётливая идея такого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. С другой стороны, эта идея настолько реальна, что мы можем расчленить её на логически ясные элементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность.

Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:

во-первых, как источника самой идеи о нём — это доказательство, так сказать, психологическое;

во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, — это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.

Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт уже без труда приходит к признанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи как субстанции или сущности, противоположной духу. Наши ощущения материальных явлений далеко не во всём своём составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и проч. — субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанций заключается только в их протяжённости, так как только сознание протяжённости тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятия наши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчётливой мысли.

Обе эти субстанции — дух и материя — для Декарта с его учением о всесовершенном существе являются субстанциями конечными, созданными; бесконечной же и основной является только субстанция Бога.

Тело непосредственно связано с душой. К познанию наших страстей можно подойти только исследуя различия между телом и душой. Мысли принадлежат душе, а все тепло и движения - телу. Все движения зависят от мышц, которые расположены друг против друга, что когда одна сокращается, то другая притягивает ту част тела, с которой соединена и заставляет одновременно удлиняться противоположную ей. Все эти движения зависят от нервов - маленьких трубочек, идущих от мозга и содержащие подобно ему некий воздух - животный дух . Пока мы живы в нашем теле имеется теплота - вид огня, поддерживаемого венозной кровью - телесное начало всех наших движений. Наиболее подвижные и легкие частицы крови непрерывно поступают в полости мозга - они то и образуют животные духи. Сокращение мышц происходит благодаря тому, что в мышцу поступает большее кол-во духов. В каждой мышце имеются небольшие отверстия, через которые духи могут перейти из одной мышцы в другую. Духи могут состоять из разных в-в, отчего меняется скорость их движения. Все выше перечисленное относилось к телу. Душе же принадлежат только мысли. Они бывают двух типов: одни являются действиями души (желания), другие ее страстями (все виды встречающихся у нас восприятий и знаний). Восприятия, относимые только к душе - это такие, действие которых чувствуется как бы в душе и ближайшая причина которых неизвестна. Страсти души - восприятия или душевные движения которые относятся в особенности к ней и которые вызываются движениями духов. Душа связана со всем телом. Но в мозге имеется небольшая железа, в которой душа более, чем в прочих частях тела, осуществляет свою деятельность. Она расположена над проходом, через который духи передних ее полостей сообщаются с духами задних.

Местопребывания страстей - не в сердце. Главное действие страстей - побуждение и настойка души человека, желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело (страх - желание бежать).

Шесть только первичных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль. Все остальные - их роды. К ним относятся: уважение и пренебрежение - они являются родами удивления, ибо когда мы не удивляемся величию или наоборот. великодушие - связано с понимание того, что человеку принадлежит право распоряжаться только своими желаниями и что хвала и порицание зависят только от того, хорошо или плохо он пользуется этим правом.

Добродетельное смирение - размышляя о своих ошибках человек понимает, что они не меньше ошибок других и поэтому нельзя ставить себя выше других. порочное смирение - человек чувствует слабость или нерешительность и не может воспользоваться в полной мере своей свободой, не может удержаться от поступков, которые он знает вызовут у него впоследствии раскаяние. благоговение - склонность уважать не только предмет почитания, но и подчиняться ему и с известным опасением пытаться снискать себе его благосклонность. ему противоположно презрение - склонность души пренебрегать свободной причиной. надежда - склонность души убеждать себя в том, что желаемое сбудется. ревность - вид страха, связанный с желанием обладать каким-либо благом. Оно основывается на силе доводов и на высокой оценке этого предмета.

Жалость - вид печали, смешанный с любовью или доброжелательностью к тем, кто переживает какие-нибудь незаслуженное горе. Он противоположно зависти, т.к. у нее другой объект. раскаяние прямо противоположно самоудовлетворению; это вид печали, происходящий от сознания того, что мы совершили какой-то дурной поступок и причина его в нас. стыд - вид печали, основанный на любви к себе и происходящий от страха перед порицанием. Она противоположна гордости, которая есть наоборот радость.

Средства против страстей Чем меньше страстей, тем меньше их можно опасаться. Все они хороши по своей природе, но мы должны только опасаться их неправильно применения или их крайностей. Среди таких средств - размышление и искусство. Единственное средство против крайностей: следует сдержаться и помнить, что все представляющееся воображению склонно обманывать душу. Когда склонность склоняет к тому, что требует немедленно выполнения, следует воздержаться от того, чтобы сейчас же принимать решение; надо думать о другом пока не укоротятся волнения. В других случаях воля должна быть направлена на то, чтобы внимать противоположным страсти доводам. Мудрость полезна тем, что она учит властвовать над своими страстями и так умело ими распоряжаться, чтобы легче переносить причиняемое ими зло и даже извлекать из этого радость.

Раздел: Краткое содержание произведений
Количество знаков с пробелами: 4466
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела

Теперь надо конкретизировать трактовку Декартом взаимоотношения души и тела. То, что они взаимодействуют, это, по его мнению, опытный факт.

В действительности данное утверждение, согласно его же предпосылкам, ложно, так как мы не можем непосредственно соприкасаться с телами в опыте – только с ощущениями от тел, которые, однако, относятся к классу идей.

Соответственно, помимо опытных данных о темпоральном совпадении модификаций идей протяжения и тех или иных переживаний, для констатации взаимодействия души и тела требуется еще доказательство существования материальных вещей, подобных и параллельных их идеям в душе, что, по Декарту, подразумевает демонстрацию бытия Бога и его правдивости в соединении с врожденной нам верой в такое устройство мира.

Так или иначе, но человек – единство души и тела, которые тесно взаимодействуют друг с другом. В этой связи Декарта не очень заботит проблема того, как возможно подобное взаимодействие. Потом эта проблема выдвинулась едва ли не на первые роли в психологических дискуссиях. Трудность коренится в разнородности души и тела и в акцидентальности их связи. Признание этой акцидентальности не согласуется с представлениями о психофизическом парал-лелизме. Декарт видит выход в допущении возможности прямой передачи импульсов от души к телу (передаточным пунктом оказывается знаменитая “шишковидная железа”). Объяснить такую передачу не сложнее, считает он, чем истолковать возможность физических взаимодействий.

Следующий вопрос: зачем телу нужна душа? Ведь в принципе оно может достаточно эффективно выполнять свои биологические функции и без души, что наглядно демонстрируют животные – живые механизмы. Декарт даже замечал, что больше удивляется не тому, что у животных нет души, а тому, что она есть у человека. Однако душа все же может способствовать еще более эффективному осуществлению этих функций. В этой связи следует особо подчеркнуть декартово понятие “аффекта”. Аффект – такое состояние души, которое помогает телу, совер-шенствуя и корректируя его естественные реакции.

Что касается утверждения Декарта об обездушенности животных, то известно, что оно вызвало немало споров. Однако для нас наиболее интересный аспект этой проблемы связан с аргументативным базисом данного положения.

Декарт считает, что достаточным основанием для отрицания одушевленности животных (хотя он никогда не был излишне категоричен в этом вопросе) является отсутствие у них языка в точном смысле слова. А поскольку нет языка, то они не оперируют общими понятиями. Раз у них нет общих понятий, у них нет интеллекта. А интеллект, по Декарту, корень мышления. Могло бы быть так, что душа была бы лишена памяти и чувств, но отсутствия интеллекта быть в принципе не может. А коль скоро у животных нет интеллекта, у них нет и души.

На основе вышеизложенного сделана попытка определить основные тезисы декартова учения о душе.

1. Душу Декарт считает относительной субстанцией. Атрибутом этой субстанции он признает мышление. Мышление он понимает как различно модифицированное “сознание”. Бессозна-тельных состояний души не существует.

2. Модусы мышления непосредственно доступны рефлексии. Поэтому с их сознанием неразрывно связана очевидность. В итоге Декарт открывает сферу, даже, можно сказать, “страну” очевидности – область модусов мышления. Относительно них возможна аподиктическая (аподиктический(ая) – это убедительный, ясный, понятный и положительный, не допускающий спора, возражений) наука, своего рода “ментальная география”, как называл ее Юм, или “эгография” (Кант). Одна из задач этой науки, как замечает Декарт в “Правилах для руководства ума”, состоит в ограничении сферы человеческого познания. Прежде чем судить о вещах, надо разобраться в наших собственных познавательных силах.

3. Наполнение модусов мышления конкретным содержанием происходит либо вследствие внешнего влияния, либо сама душа порождает их на основе полученных извне данных (вымыслы воображения), либо, наконец, извлекает их из самих способностей (врожденные идеи) или же непосредственно усматривает в себе самой.

4. Декарт перечисляет следующие основные модусы мышления: интеллект, воля (желание), воображение, память, чувство. Из них фундаментальное значение принадлежит интеллекту и воле. Интеллект представляет вещи, воля их создает. Первое – теоретическая сторона души, вторая – практическая.

5. Душа ежесекундно поддерживается в своем существовании Богом, ибо она несовершенна.

6. Тем не менее, она скорее бессмертна, чем смертна, так как заведомо может существовать без тела и непонятно, почему она должна исчезать с его разрушением.

7. Реально же она связана с телом и взаимодействует с ним. Взаимодействие осуществляется непосредственно (хотя в восемнадцатом веке Декарту часто приписывали точку зрения
Н. Мальбранша (1638–1715) о божественном содействии). Смысл этого взаимодействия – в более эффективном функционировании тела.

8. Человек занимает среднее положение между ангелами и животными. Ангелы (относи-тельно которых у нас нет специальных врожденных идей – соответствующее понятие имеет составную природу и возникает в результате комбинации идеи Бога и нас самих; к тому же, это – проблематическое понятие) олицетворяют чисто интеллектуальное существование, животные же – чисто телесное. Человек наделен душой, но она сильно модифицирована телесным присутствием.

9. Одной из основных проблем философской психологии Декарта остается интерпретация тезиса “cogito, ergo sum”. Суть этой проблемы состоит в том, можем ли мы мыслить себя не существующими, и если можем, то в каком смысле.

10. Декарт обсуждает все перечисленные вопросы достаточно сжато. Его позиция не заявлена со всей определенностью. Ее приходится реконструировать. Нет и систематичности.

Если, заглядывая вперед, говорить о том, какие из перечисленных тем относятся к рациональной психологии, какие – к эмпирической, то к проблемам последней явным образом относится 2, 4 и, отчасти, 3 пункты. Все остальные отражают тематику позднейшей рациональной психологии.

Читайте также: