Декабристы в ялуторовске кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ялуторовчанам приятно сознавать, что их город, наряду с другими российскими городами, привлекателен для туристов. И все хорошо знают, что главной притягательной силой для приезжающих является музей декабристов. В два мемориальных дома – М.И. Муравьева-Апостола и И.Д. Якушкина, входящих в состав Ялуторовского музейного комплекса, едут со всех сторон нашей страны и из-за рубежа. Порой только затем, чтобы погостить у декабристов.

В первую очередь, я постараюсь рассказать о декабристах, отбывающих наказание в Ялуторовске, как о культурных личностях. Во-вторых, попытаюсь осветить взаимоотношения их между собой и ялуторовчанами, как пример культурного, человеческого общения. В-третьих, исследую и опишу деятельность декабристов в Ялуторовске как факт развития ими культуры города во всех сферах человеческого бытия. И, в-четвёртых, покажу, как и в наше время декабристы продолжают влиять на совершенствование культуры нашего города.

Мы любим свой город и потому, что здесь живём, и потому, что здесь живут наши дети и внуки, и потому, что здесь могилы наших предков. И наши могилы будут тоже здесь. И нам очень хочется, чтобы история города

привлекала яркостью и содержательностью, но факты порой говорят о другом. Так, мы узнаем, что Ялуторовск в первой трети XIX века. во время первых поселений декабристов после каторги ничего особенного собой не представлял. Два храма, несколько каменных домов зажиточных купцов, торговые ряды из деревянных лавок, почтамт, здание администрации, уездное училище, больница, остатки острога, каланча. И две тысячи населения, которые чтили Бога и почитали власть царя. Основным занятием местных являлось сельское хозяйство. Трудовые будни ялуторовчан чередовались с религиозными праздниками, которые очень скрашивали жизнь горожан. Конечно, основанный в середине семнадцатого века Ялуторовск достиг определённых высот в развитии как материальной, так и духовной культуры. Но, по отзывам многих путешественников, посещавших наш город в это время, он ничем не выделялся из других уездных городков.

И с первых дней поселения в Ялуторовск декабристов местные жители явно и тайно проявляли к ним очень враждебное отношение. Постоянно писали доносы на них, больше всего на В.К. Тизенгаузена и на А.В. Ентальцева – первых поселенцев из дворян. Какие только кляузы о них не выдумывали – и девушек, якобы несовершеннолетних, они соблазняли, и на наследника престола готовили покушение… Особенно досталось Василию Карловичу Тизенгаузену – несколько раз даже дом его поджигали. Вацлав Иванович Враницкий быстро скончался, с ума сошёл Андрей Васильевич Ентальцев. Но вскоре всё изменилось. Сначала представители власти сумели приостановить поток бесконечных кляуз – издержки на командировки чиновников для разбирательства по случаю клеветы начали возлагать на жалобщиков. А потом уже и сами декабристы своим поведением сумели изменить общественное мнение горожан в свою пользу. Но какими надо было быть действительно нравственными, воспитанными людьми, чтобы суметь преодолеть такое негативное отношение к себе!

Пожалуй, больше всего в изменении отношения ялуторовчан в лучшую сторону к декабристам послужило устройство их быта и поведение. Они устроились в Ялуторовске так, как позволил им высокий уровень их культуры. Дома и квартиры поселенцев были устроены довольно просто и чисто, у них всегда имелось много книг и музыкальные инструменты. Михаил Степанович Знаменский, выросший среди декабристов, вспоминал: «Нет, они и в самой жизни резко отличались от туземной аристократии. Декабристы если и ездили, то на одной лошадке, на дрогах самого первобытного покрою, и составляли контраст с блестящими парами, заведёнными на кровные и потовые деньги мужиков ялуторовскими тузами. Ещё более разницы было в домах: большие дома с грязными дворами и кучею пьяной прислуги были вывескою сильных ялуторовского мира. Не так было у декабристов.

Скромность в быту декабристов местные жители оценили в должной степени, но ещё больше их привлекло то, что они так же, как и местные чтили Бога. Ходили на службы в действующие храмы, постились, говели, исповедовались и причащались. А в Пасху или Рождество веселились наравне с местными жителями. А ещё умение одинаково относиться ко всем, как, например, Иван Иванович Пущин. Младший сын Якушкина, Евгений Иванович Якушкин, погостив в Ялуторовске среди декабристов, вспоминал о нём: «Он одинаково обращался со всеми: и с губернатором, когда тот бывал в Ялуторовске, и с мужиком, который у него служит, и с чиновниками,

Чувство собственного достоинства героев Отечественной войны 1812 года – пять из поселенцев дошли до Парижа – тоже в значительной степени привлекало местных. Особое положение, как высоконравственная личность, в Ялуторовске занимал Иван Дмитриевич Якушкин – ветеран войны 1812 года. Его местные жители сначала встретили очень плохо – распустили слухи, что он колдун, пытались уничтожить его ветромер. Но очень скоро они начали относиться к нему с особым уважением и благодаря деятельности декабриста в городе, и благодаря его личности.

Своим подвижничеством, принципиальностью, честностью он задавал тон для всех декабристов в городе. Отношение ялуторовских декабристов к Ивану Дмитриевичу и их оценку его нравственных качеств хорошо выразил Николай Васильевич Басаргин: «Иван Дмитриевич Якушкин по своему уму, образованию и характеру принадлежал к людям, выходящим из ряда обыкновенных. Отличительная сторона его характера была твёрдая, непреклонная воля во всём, что он считал своею обязанностью и что входило в его убеждения. Будучи предан душою всему прекрасному, он был отчасти идеалист, готовый жертвовать собою для пользы ближнего, а тем более для пользы общественной.

Дружеские отношения давали право декабристам на взаимную критику. В приведённом письме о золотоискательстве И.Д. Якушкин просил прощения у Пущина за свою смелость и повышенную требовательность. Иван Иванович

Но детей своих он в Ялуторовске не оставлял, искренне их любил, воспитывал, образовывал. И только позже, понимая, что им надо устраивать свою судьбу, расстался с ними. И когда у него случился роман с Н.Д. Фонвизиной, он поступил сообразно своим убеждениям – обвенчался с ней, как с ровней.

Все декабристы не приняли венчание Оболенского на ялуторовчанке Варваре Самсоновне Барановой. Но именно их культура не позволила им открыто выказать своё отношение к женитьбе Евгения Петровича. Степан Яковлевич Знаменский писал Н.Д. Фонвизиной, что после венчания только В.К.

Оказавшись в Сибири как наказанные, они, в силу своего стремления помочь людям, не смогли оказаться в стороне от жизни. Опальные продолжили действовать по развитию четырёх направлений деятельности, необходимых в жизни каждому человеку, разработанных ещё на стадии Союза благоденствия - просвещения, здравоохранения, юриспруденции и экономики.

Как люди высокообразованные, декабристы увидели мощь, потенциал нашего края, влюбились в него, изучали, исследовали, писали программы развития и своей конкретной деятельностью развивали культуру во всех сферах

жизни как сибиряков, так и ялуторовчан. Смысл жизни ялуторовские декабристы определили для себя в служении народу. И в нашем городе, оказавшись в очень ограниченных условиях, они делали всё от них зависящее, чтобы выполнить свой гражданский долг. Эта высокая цель накладывала отпечаток на нравственные понятия и бытовое поведение декабристов, в целом развивала культуру всего края. Чувство собственного достоинства, чуткость, внимание к окружающим, принципиальность и взаимная требовательность были определяющими чертами их этики.

Своим образом жизни они постепенно завоёвывали симпатию местного населения. Так, например, без чтения они и не мыслили своего существования и везли с собой в Ялуторовск много книг. Учителя училища и молодые чиновники испытывали недостаток в хорошей литературе и первыми приходили в гости к декабристам – брали читать у них книги. К.М. Голодников отмечал, что декабристы давали ему читать произведения А. Дюма, В. Скотта, Мацони. В круг чтения включались и местные купцы. Н.А. Балакшин, выписывая для И.Д. Якушкина книги Н.В. Гоголя, сам их читал. А.Л. Жилин настолько проникся любовью к чтению, что уже в Тобольске открыл в 1859 году публичную библиотеку. А Михаил Степанович Знаменский не только на всю жизнь полюбил литературу, но и сам написал несколько интересных книг.

Пожалуй, больше всех в своей культурной деятельности – в развитии просвещения – в Ялуторовске преуспел Иван Дмитриевич Якушкин. Да и не мудрено – ещё обучаясь в Московском Императорском Университете в 1809 году, он, знакомясь с римским правом, сделал для себя вывод, что только образование народа может уменьшить злоупотребления властей. И в 1819 году выйдя в отставку, занялся вплотную обучением нескольких мальчиков в своей собственной деревне Жуково. Уже позже, в Ялуторовске, он получал письма с благодарностями от уже взрослых своих первых учеников: грамота помогла им научиться в жизни не бедствовать, всегда сводить в своей работе концы с концами.

Иван Дмитриевич, как и все декабристы, на каторге очень много занимался самообразованием. И, конечно, интересовался состоянием образования в Сибири. И хотя школьная сеть здесь постоянно увеличивалась, особенно после реформ Екатерины II, но всё равно школ не хватало. В Ялуторовске уездное училище открыли благодаря мещанину Алексею

Даниловичу Быкову в 1817 году, обучалось в нём от 43 до 89 детей, но многие, освоив азы грамоты, оставляли учёбу. Поэтому оканчивали его обычно только 3-7 человек в год.

Никто бы не позволил государственным преступникам – так официально именовались декабристы во время отбывания наказания – открывать школы. Но Иван Дмитриевич нашел ревностного единомышленника, союзника и помощника в деле развития образования в лице протоиерея Сретенского собора Степана Яковлевича Знаменского. Они вместе начали хлопотать о создании школы для мальчиков в 1841 году. Степан Яковлевич писал ходатайства в Тобольскую консисторию о разрешении открыть церковноприходское училище для мальчиков в Ялуторовске, основываясь на синодских указах 1836-1837 годов, а Якушкин находил помощников по материальной части. Здание для училища выделил купец Мясников, в приобретении пособий помогали родные - высылали из России всё необходимое. Участвовали и декабристы – Пущин из Туринска прислал картон – там была хорошая фабрика по изготовлению бумаги. К изготовлению пособий привлекали и местных жителей.

Но основная деятельность свершалась И.Д. Якушкиным дома. Придя к себе на квартиру в доме мещанки Федосьи Родионовны Трапезниковой, он обувал красивые домашние туфли, надевал удобный халат, зажигал свечу и работал до утра над созданием программы своего училища. Сколько книг он переработал, чтобы составить для детей доступные в понимании учебные пособия по математике, русскому языку, ботанике, зоологии… Сам составлял тексты учебных пособий, рисовал через стекло животных и бабочек. Изготовил предмет для определения фазы луны. Местный механик-самоучка Росманов помог ему в изготовлении гальванической машины и ветромера. Его трудолюбие заслуживает особого поклонения, учитывая, что всё это он делал безвозмездно. И уже в пятьдесят с небольшим почти совсем ослеп. Спасибо С.П. Трубецкому, который сумел вернуть ему зрение.

Ланкастерские школы призваны были обучить быстро грамоте большие массы людей без особых затрат. Предполагалось, что ученики должны усвоить умение писать, считать, читать и Закон Божий. Конечно, Иван Дмитриевич, разрабатывая учебные программы, значительно расширил круг знаний. В Центральном Государственном архиве литературы и искусства хранятся отчёты С.Я. Знаменского о работе якушкинских школ. Там я и прочитала, что изучали дети в якушкинских школах в Ялуторовске. Помимо обязательных предметов, изучалась русская грамматика, вторая часть арифметики, геометрия, механика, география, русская история, латинский и греческий языки, рисование и черчение. Неофициально преподавались также ботаника и зоология. Программа школы для девочек несколько отличалась от программы мужской школы. Из неё декабрист изъял латинский и греческий языки, геометрию, механику и вторую часть арифметики, а ввёл рукоделие и французский язык.

Вся переписка декабристов между собой, родственниками и С.Я. Знаменским того периода наполнена описанием мешающего противодействия со стороны ялуторовских чиновников. Сначала Лукин – смотритель, читайте директор уездного училища, а потом и сменивший его Абрамов постоянно писали в Тобольск доносы на инициаторов создания школ. И сколько потребовалось усилий, чтобы отстоять своё детище! Писали по всем инстанциям, выдерживали многочисленные проверки, изматывая себя в судебной переписке. Сам губернатор принял участие в их тяжбе.

Директор училищ Е.М. Качурин (в наше время – председатель областного комитета по образованию) одно время противодействовал созданию школы в Ялуторовске, но, посетив её, пришёл в восхищение от организации учебного процесса и успехов учеников. Он даже рекомендовал всем смотрителям училищ Тобольской губернии ознакомиться с этой школой и использовать этот опыт. Некоторые из них побывали в ней и дали восторженные отзывы.

И когда училища завоевали похвалы высшего начальства, Степан Яковлевич Знаменский в награду получил от своих духовных властей камилавку и благодарность от дирекции училищ Тобольской губернии, а город даже выделил 200 рублей в год на содержание училища для мальчиков – началась ещё большая травля. Пришлось несколько учеников якушкинской школы формально определить за уездным училищем, и только тогда всё немного успокоилось.

Всего в Ялуторовске в школе для мальчиков до отъезда декабристов в 1856 году обучилось 1600 человек, из которых 531 окончили полный курс, в женской школе за 1846-1856 годы обучилось 240 девиц, окончило полный курс 192. Кроме того, 12 первых лучших учениц по ходатайству И.Д. Якушкина получили право обучать других. Экзамен они сдавали всему Ялуторовску – пришли представители власти, общественность, родители девушек. А какую культуру несли в массы все учащиеся двух школ! Трудно переоценить деяния декабристов в развитии просвещения в Ялуторовске. И сегодня в восстановленной якушкинской школе для девиц действует информационный центр для педагогов, желающих усовершенствовать свои методы работы. Иван Дмитриевич незримо продолжает главное дело своей жизни – развивает образование народа.

Высокая жизненная цель декабристов в Ялуторовске побуждала к активному образу жизни. Не в меньшей степени они поднимали культуру Ялуторовска, развивая медицину. Первая больница в городе появилась ещё в 1807 году, но местные обращались туда в особо крайних случаях. Больше полагались на декабристов, которые, находясь на каторге, сами научились себе помогать при поддержке доктора Фердинанда Богдановича Вольфа. У каждого из них в библиотеке имелись медицинские справочники. И в Ялуторовске они в основном лечили себя сами, за редким исключением добивались разрешения съездить к доктору в губернский центр – Тобольск.

Но больше всего декабристы помогали местным жителям развивать культуру здорового образа жизни собственным примером. Так, М.И. Муравьёв-Апостол для укрепления здоровья каждый день много гулял на улице, ходил пешком. И.Д. Якушкин, невзирая на погоду, утром и вечером купался в Тоболе, А.В. Ентальцев и И.И. Пущин во время болезни ограничивали себя в приёме пищи.

Все стороны их деятельности в Ялуторовске соответствовали этому убеждению, но в большей степени - огромная помощь декабристов ялуторовчанам и ссыльнопоселенцам в решении во все времена очень сложных юридических вопросов. Так, в 1844 году М.И. Муравьёв-Апостол

Чтобы помочь невинно пострадавшим и восстановить справедливость, декабристы порой брались за очень сложные и запутанные дела. Так, долго они помогали некой Анне Ивановне, писали даже губернатору, упорно хлопотали об отце А.Л. Жилина, в течение нескольких лет занимались делом братьев Гавасиных. Тобольские тоже обращались за помощью к ялуторовским. Например, Владимир Иванович Штейнгель просил И.И. Пущина написать брату, члену консультации при министерстве юстиции, о деле тобольского купца Ширкова, а также о том, чтобы Николай Иванович Пущин взял под своё покровительство сына врача Тобольской духовной семинарии Черемшанского, принятого в Медико-хирургическую академию. Трудно перечислить все дела по судебным вопросам, по которым опальные помогали сибирякам.

Поскольку в центре культуры всегда стоит человек, декабристы не ограничивались только юридической помощью населению. С особым вниманием они устанавливали опеку над молодыми учителями и чиновниками, стараясь привить им свои гражданские позиции. В Ялуторовске ими оказались учителя А.Л. Жилин и К.Т. Голодников, почтовый служащий Семёнов. В 1842 году из Ялуторовска в Туринск перевели молодого чиновника Любимова. И.Д. Якушкин написал И.И. Пущину, проживавшему в то время в Туринске: «Прошу вас взять его под непосредственный ваш надзор, я ему

Оказывали они и материальную помощь нуждающимся. Этот очень щепетильный вопрос для себя они решили просто – организовали на поселении Малую артель, распорядителем которой до самой смерти был И.И. Пущин. У него не стеснялись просить помощи, он, помогая, никогда не унижал, соблюдая при этом особый такт. Иногда общие деньги выделяли и для поддержки сибиряков.

Оказывая разностороннюю помощь ялуторовчанам, они прекрасно понимали, что для их благосостояния необходимо развивать экономику края, всей России. Видя огромный потенциал Сибири, неустанно не только его

Сколько замечательно талантливых людей – художников, писателей, скульпторов часть своего творчества посвятили декабристам. Так, в

Как важно, чтобы любой человек, проживая жизнь, стремился к идеалам культуры и сам, совершенствуясь, умел бы служить развитию и поддержке другого человека, этим облагораживая жизнь на Земле, – этот урок преподносят нам декабристы, отбывавшие ссылку в Ялуторовске.

Ялуторовск – один из самых интересных городов Тюменской области с точки зрения туризма (наряду с Тобольском). Об его истории и достопримечательностях вы узнаете из данной статьи.

История Ялуторовска

Этот населенный пункт был основан на левом берегу реки Тобол в 1659 году как слобода Ялуторовская. Здесь, на месте бывшего татарского городища Явлу-тур, построили острог. По нему и возникло название города. Ялуторовск защищал Тюмень и Тобольск от набегов с юго-востока.

По данным 1749 года, в остроге имелись 3 проезжие башни. Он был защищен деревянной стеной, рвом, надолбами и рогатками. По бокам высились сторожевые башни. Внутри острога находились деревянная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери, таможенный двор, изба приказчика и при­казная палата, жилые крестьянские избы.

Ялуторовский острог

В 1782 году Ялуторовск получил статус уездного города. В городе была развита переработка сельскохозяйственного сырья и торговля. В Ялуторовском уезде действовало много мельниц (известно, что в 1784 году тут было 552 водяных и ветряных мельниц). В 1785 году город получил свой герб с изображением мельничного колеса. С 1762 года в Ялуторовской слободе возникла своя ярмарка. Через Ялуторовск прошел Сибирский тракт, благодаря чему он стал активно развиваться.

Макет Ялуторовского острога

В 1829-56 годы в Ялуторовске находились в ссылке декабристы: Н.В. Басаргин, В.И. Враницкий, А.В. Ентальцев, М.И. Муравьев-Апостол, Е.П. Оболенский, И.И. Пущин, А.И. Черкасов, И.Д. Якушкин. Они внесли большой вклад в развитие культуры города. Декабристы вели исследования по этнографии, природоведению, метеорологии, лечили местных жителей, развивали юриспруденцию, агрономию, образование. В частности, по инициативе И.Д. Якушкина в Ялуторовске были открыты всесословная бесплатная школа для мальчиков (1842) и первая в Сибири школа для девочек (1846).

Жили в Ялуторовске и другие ссыльные. Здесь жил и был похоронен участник польского восстания 1830 года Готард Собаньский. В 1880-90-е годы находились в ссылке народовольцы М.И. Михайлов, О.С. Любатович, С.А. Жебунев, Ф.Ф. Павленков, С.Л. Чудновский, Н.И. Чернявский и многие другие.

В июне 1837 года Ялуторовск посетил цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II.

По реке Тобол ходили пароходы, а в 1912 году через Ялуторовск прошла железная дорога. В 1912 году Ялуторовск и строившийся здесь через реку Тобол железнодорожный мост сфотографировал С.М. Прокудин-Горский.

Сретенский собор Ялуторовска. Фото С.М. Прокудина-Горского 1912 г.

В 1921 году Ялуторовск стал одним из центров крупного крестьянского антисоветского восстания, охватившего большую территорию Западной Сибири. В результате восстания и при его подавлении в Тюменской губернии погибли тысячи людей.

В 1970 году Ялуторовск вошел в список исторических городов России. В наше время экономика города представлена главным образом предприятиями пищевой промышленности. Численность населения Ялуторовска – около 40 тысяч человек.

Достопримечательности Ялуторовска

Главная достопримечательность города – воссозданный Ялуторовский острог. Этот популярный туристический объект был построен в 2009 году в рамках празднования 350-летия Ялуторовска. Его постарались сделать максимально приближенным к историческому оригиналу, строили по сохранившемуся в архиве плану.

Музейный комплекс Ялуторовский острог

Острог огорожен высокой деревянной оградой. Имеется проезжая башня и три сторожевые. На территории расположены усадьба первопоселенца, амбар, кузница, колодец журавль, подземелье. В подземелье представлены археологическая экспозиция, комната пыток, канцелярия, оружейная палата. В амбаре можно увидеть предметы быта и орудия труда.

Схема Ялуторовского острога

Имеются смотровые площадки, тир, чайная, выставочный зал, сувенирная лавка, ремесленные мастерские (лоскутное шитье, ковроткачество, гончарное дело, лозоплетение и роспись по дереву). На территории есть резные деревянные скульптуры, качели, карусели.

В Ялуторовском остроге

Ураловеды в Ялуторовском остроге

Перед острогом расположена Сретенская площадь. Здесь создан сквер, в котором установлены памятные знаки с датами основных событий из истории города, а также стоит стела в честь основания Ялуторовска.

Исторический сквер в Ялуторовске

Есть на площади и памятный знак в честь основания города в виде фигуры покровителя малых городов Николы Можайского. Он создан скульптором В.Н. Шараповым. Еще один памятник посвящен жертвам кулацко-эсеровского мятежа 1921 года.

Памятник жертвам кулацко-эсеровского мятежа 1921 года

Площадь названа по стоящему тут красивому Сретенскому собору. Он был построен в 1837 году в стиле русского провинциального барокко. Был двухэтажным, с шестью главами. Высота четырехъярусной колокольни со шпилем достигала 35 м. Произведением церковного искусства считался необычный иконостас Сретенского собора высотой более 11 м, выполненный, как предполагают исследователи, лучшими мастерами Москвы и Санкт-Петербурга в стиле барокко.

В 1837 году, во время визита в Ялуторовск, собор посещал будущий император Александр II. А в 1846 году тут венчался декабрист, соратник Пущина князь Евгений Оболенский с бывшей крепостной Варварой Барановой. В 1908 году собор был закрыт из-за появления трещин, которые пошли в результате ошибки при закладке фундамента. Ремонт шел медленно, собор открыли лишь перед Первой мировой войной.

Сретенский собор Ялуторовска

В конце 1920-х годов церковь закрыли. В здании разместили молодежный клуб. В 1931 году здание бывшего собора взорвали. Кирпичи использовали для строительства Дома культуры и бани, а оставшийся строительный мусор - для мощения улиц. В 2000-е годы Сретенский собор решили построить заново. Он был открыт к 350-летию Ялуторовска в 2009 году.

Интересны и музеи Ялуторовска. В 1927 году был создан краеведческий музей (ул. Революции, 75, тел. (34535) 2–01–94, 3–16–58). Он рассказывает об истории города с момента основания до наших дней. Перед входом стоит бюст первого директора музея И.Ю. Озолина. Музей расположен в построенном в 1970-е годы двухэтажном здании.

Бюст И.Ю. Озорина

Дом М.И. Муравьева-Апостола в Ялуторовске

Дом декабриста И.Д. Якушкина

Музей Дом природы

Стоит побывать и у железнодорожного вокзала Ялуторовска. Здание вокзала было построено в 1911 году. Слева от него расположена старая водонапорная башня.

Вокзал Ялуторовска

Мемориальный комплекс памяти декабристов

Есть в городе и роща Декабристов. Представляет собой лесной массив площадью 90 га (по другим данным 79 га). В прошлом тут гуляли декабристы, купец И.Ф. Мамонтов с сыном Саввой, Григорий Распутин. Имеет статус памятника природы регионального значения.

На старом городском кладбище расположены памятники умершим в Ялуторовске декабристам В.И. Враницкому и А.В. Ентальцеву.

В Ялуторовске чтят имя российского мецената и крупного промышленника Саввы Мамонтова (1841-1918). Он родился в этом городе и провел тут детские годы. Перед зданием детской школы искусств (ул. Ленина, 44) стоит памятник Савве Мамонтову. В городе проводится ежегодный фестиваль народного творчества им. С.И. Мамонтова.

Бюст Саввы Мамонтова

Через дорогу расположен городской парк с аттракционами и памятником А.С. Пушкину. Перед входом в парк установлена скульптура дворника.

Скульптура дворника

Памятник А.В. Суворову в Ялуторовске

По другую сторону от здания стоит памятник основателям Ялуторовска П. Ульянову и Е. Гилеву.

Памятник основателям Ялуторовска

В Ялуторовске сохранилось много старинных зданий: деревянные и каменные купеческие особняки прошлых веков, торговые лавки, административные здания. Здесь числится более 100 памятников истории и культуры и т.д. А на перекрестке улиц Новикова и Свободы сохранилось здание первой в Сибири всесословной школы для девочек, открытой в 1846 году декабристом И.Д. Якушкиным.

Старый дом в Ялуторовске

Достопримечательности Ялуторовска на карте

Как добраться до Ялуторовска?

Город Ялуторовск расположен к юго-востоку от Тюмени. Через него проходит автомобильная дорога Тюмень – Омск, а также Транссибирская железнодорожная магистраль. Поэтому сюда просто добраться на автобусе или электричке из Тюмени, либо на одном из многочисленных пассажирских поездов. Расстояние от Тюмени – 83 км, от Екатеринбурга – 410 км, от Челябинска – 410 км. Если поехать дальше, то можно посетить еще и город Ишим.


Следствие по делу государственных преступников, которых судили как цареубийц, длилось полгода, затем ста двадцати участникам восстания был вынесен приговор о каторге и поселении в Сибирь.

«Скрипнула дверь: в каземат к К.Ф. Рылееву заходят плац-майор со сторожем, чтобы, надев на него оковы, вести к месту казни. Пока ножные кандалы надевают, Рылеев заканчивает предсмертное письмо жене, которое потом будет распространяться в десятках списков.

«Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть, и умереть смертию позорную. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на Него, ни на Государя: это будет и безрассудно, и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не возроптал во все время моего заключения. И за то Дух Святой дивно утешал меня.

Те же чувства Рылеев выразил и в последних своих стихотворениях, написанных там же, в каземате Петропавловской крепости:

Творец! Ты мне прибежище и сила,

Вонми мой вопль, услышь мой стон.

Приникни на мое моленье,

Вонми смирению души,

Пошли друзьям моим спасенье,

А мне даруй грехов прощенье

Некоторые декабристы по приговору суда были сосланы в городок Ялуторовск, ныне Тюменской области, стараясь покаянием, милосердием и нравственной жизнью искупить совершенное перед Богом и людьми преступление. Особенно ярко их приверженность христианскому мировоззрению и образу жизни проявилась в устроении семьи, воспитании приемных детей, помощи горожанам.

Тридцать лет отбывали декабристы наказание в этом крае: с 1826 по 1856 годы, с момента осуждения и до смерти Императора Николая Павловича. Сначала на каторге, а потом на поселении. Местные жители встретили поселенцев крайне неприветливо, если не сказать враждебно: горожане относились к ним не иначе как к цареубийцам.

В разное время в Ялуторовске отбывали наказание девять декабристов. Двое из них - Матвей Иванович Муравьев-Апостол и Николай Васильевич Басаргин прибыли в город будучи уже женатыми на сибирячках. Евгений Петрович Оболенский 6 февраля 1846 года в Сретенском соборе города обвенчался с местной мещанкой Варварой Самсоновной Барановой.

Семья Ивана Дмитриевича Якушкина осталась в центральной России, четверо из ялуторовских декабристов были холостыми - Василий Карлович Тизенгаузен, Василий Иванович Враницкий, Алексей Иванович Черкасов и лицейский друг Пушкина Иван Иванович Пущин.

Бессребреник Ентальцев

Первым из семейных декабристов в Ялуторовск из Березово был переведен Андрей Васильевич Ентальцев. Его жена, Александра Васильевна, последовала за супругом, государственным преступником, на каторгу. С первым браком ей не повезло: муж оказался карточным шулером, и бедная дама с трудом освободилась из пут опасного союза. Имея печальный опыт жизни с человеком злонамеренным, Александра Васильевна не спешила вновь выйти замуж, страшась еще раз попасть в драматические обстоятельства. Однако со временем ее привлекла доброта А.В. Ентальцева.

Андрей Васильевич - участник Отечественной войны 1812 года, будучи в чине поручика, отличился в сражении при Смоленске. За смелость в баталии под селом Красным Ентальцев был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом.

В 1840 году опального поразил тяжкий недуг: у него стало развиваться психическое расстройство. Александра Васильевна приложила все усилия, чтобы вылечить мужа. Она продала дом, имущество и повезла Андрея Васильевича в центр губернии - в Тобольск.

Александра Васильевна с недужным супругом вернулась в Ялуторовск. Купец В.И. Сесин выделил им для проживания флигель, ссыльные собрали деньги на сиделку. Ею стала местная жительница Лукерья Ивановна Кулик, но и Александра Васильевна не покинула страждущего мужа, за которым трогательно ухаживала почти пять лет, до самой его смерти. В комнате больного было всегда чисто, проветрено и опрятно.

Похоронив любимого мужа, Александра Васильевна начала ходатайствовать о возвращении на родину, но Государь не разрешил. После амнистии она оставила Тобольский край. Конечно, местные жители видели, какое терпение и самоотверженность проявила Александра Васильевна, ухаживая за больным супругом, не оставляя его в беспомощном и плачевном состоянии, какие жертвенные усилия предпринимала она для излечения мужа и заботе о нем.

Отношения супругов Ентальцевых, их взаимная преданность и верность, чуткость и доброжелательность послужили для горожан добрым примером. Даже будучи вдовой Александра Васильевна помогала И.Д. Якушкину в работе созданных им для мальчиков и девочек школ.

Воспитанницы Муравьева-Апостола

В 1836 году из Бухтармы в Ялуторовск переводят Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола. Он был приговорен по первому разряду, то есть к смертной казни. Казнь Царь заменил декабристу лишением чинов, дворянства и двадцатилетней каторгой с последующим поселением в Сибири.

Благодаря заступничеству княгини Голицыной Иван Матвеевич миновал каторгу и был отправлен в Вилюйск, затем в Бухтарму. Там он обручился с дочерью священника Марией Константиновной Константиновой, и в наш город прибыл уже будучи женат. Супруги купили дом купца П. Белоусова, в котором прожили до самой амнистии. Их сынишка умер в младенчестве, больше детей Бог не дал. В Ялуторовске чета Муравьевых-Апостолов воспитала двух приемных девочек. Сначала их попросили приютить осиротевшую четырехлетнюю Августу Созонович, а потом священник принес подкинутую в церковь Аннушку Бородинскую.

Несколько раз Матвей Иванович ходатайствовал об удочерении Августы и Аннушки. Но по существующему закону государственные преступники не имели такого права.

Девочек воспитывали как аристократок - не только сообразно дворянского этикета прививали им правила хорошего тона, но обучали грамоте, иностранным языкам, музыке. Дом Муравьевых-Апостолов в Ялуторовске привлекал внимание местной знати уютом, чистотой и гостеприимством. При доме в большом порядке содержались многочисленные хозяйственные постройки; особой красотой радовал огромный цветник.

Слуги, что нанимались в услужение к декабристам, уже никогда от них не уходили. Во многих мемуарах, оставленных местными жителями, современниками декабристов, особо подчеркивалось уважительное отношение декабристов к слугам. Несмотря на собственный статус ссыльных, декабристы все-таки воспринимали слуг как нижестоящих. Дворянский этикет не позволял господам обижать нижестоящего, последнее значило унизить самого себя. К слугам в доме Муравьевых-Апостолов всегда обращались только на Вы.

После амнистии семья переехала в Тверь. Ни в Москве, ни в Петербурге даже прощеным властью декабристам жить не позволялось. Аннушку выдали замуж, она родила сына, но вскоре заболела и умерла. Сережу, сынишку приемной дочери, Муравьевы-Апостолы воспитывали как родного внука.

Как сестра милосердия она участвовала в войне на Балканах.

Супруга декабриста Мария Константиновна умерла в Москве. Матвей Иванович дожил до 93 лет. В старости он не мог ходить и ослеп. Августа заботливо ухаживала за ним: на коляске ежедневно возила немощного и незрячего старика на прогулки, подолгу читала вслух. По смерти Матвея Ивановича благодарная дочь на Новодевичьем кладбище устроила родовой склеп, где покоится прах Муравьева-Апостола.

Жизнь семьи Муравьевых-Апостолов служит достойным образцом взаимоотношений в семье родителей и приемных детей. Несмотря на все трудности по воспитанию девочек (а они, конечно же, случались), Матвей Иванович сожалел только об одном: ему так и не разрешили их удочерить, и в историю декабризма они вошли как воспитанницы Муравьева-Апостола.

Школы Якушкина

Ивана Дмитриевича Якушкина в Ялуторовск перевели с каторги в один год с Матвеем Ивановичем Муравьевым-Апостолом. Жена Якушкина Анастасия Васильевна, урожденная Шереметева, много лет добивалась разрешения последовать на каторгу за мужем. Поначалу сам Иван Дмитриевич не давал ей дозволения следовать за ним в Сибирь, в силу того, что Царь не позволил женам декабристов брать с собой детей. Позднее Император отклонил ходатайство Якушкиных. Анастасию Васильевну разлука с мужем мучила бесконечно. В 1827 году она писала ему:

«У меня к тебе все чувства любви, дружбы, уважения, энтузиазма, и я отдала бы все на свете, чтобы быть совершенной для того, чтобы у тебя могло быть ко мне такое же исключительное чувство, какое я питаю к тебе.

В городе декабрист снимал скромную квартиру на втором этаже у мещанки Федосьи Родионовны Трапезниковой. Встречая в городе детей, он видел в них двух своих сыновей: 14 декабря безвозвратно унесло семейное счастье многих дворянских фамилий.

Для ялуторовских ребятишек И.Д. Якушкин открыл две школы. Первую в 1842 году для мальчиков. Другую, в память об умершей в 1846 году жене - для девочек. Школа стала первым в Сибири официальным училищем. Конечно, Ивану Дмитриевичу как государственному преступнику, отбывающему наказание, никто бы не позволил открывать школы. Однако в лице молодого протоиерея Стефана Яковлевича Знаменского он нашел достойного помощника. Отец Стефан хлопотал о разрешении открыть школы как церковно-приходские училища. В них детей обучали не только читать, писать, считать и закону Божьему, но и ботанике, языкам (греческий и латинский), рукоделию, механике. По мнению Ивана Дмитриевича, школы должны были привить детям умение достойно найти себя в жизни.

Знакомясь с биографией Ивана Дмитриевича, удивляешься тому, что человек, осужденный на ссылку, многолетнюю разлуку супругой и детьми, а значит переживающий личное семейное несчастие, оказался способным не только преодолеть выпавшие на его долю тяготы, но, желая искупить содеянное, использовать с пользой для людей, для города свои знания и умения. Он создал две очень значимые школы, чем оставил яркий след в истории нашего края.

Рюрикович Оболенский и жена-крестьянка

В 1843 году из Туринска в Ялуторовск вместе с Иваном Ивановичем Пущиным перевели Евгения Петровича Оболенского. Они, подружившись на каторге, долго добивались разрешения на поселение в одном городе. И сначала к жившему в Туринске Пущину разрешили переехать Оболенскому, а потом оба отправились в наш город.

Поселились они на квартире в доме купца Бронникова. Вскоре этот дом знали не только в Сибири, но и в России. Иван Иванович вел многолетнюю переписку со многими своими знакомыми и родными. Образование, полученное в Царскосельском лицее, позволило ему успешно заняться адвокатской деятельностью. Просителям не надо было иметь денег за оказанные услуги, а лишь только справедливую просьбу. Адвокатская практика И.И. Пущина по сути была благотворительной.

В доме в услужении у И.И.Пущина состояла очень некрасивая рябая двадцативосьмилетняя девушка Варвара Баранова. И, к ужасу Пущина, его друг Евгений Петрович Оболенский в нее влюбился. Потомок Рюриковичей, представитель княжеского рода пожелал соединить свою судьбу с ялуторовской вольноотпущенной крестьянкой.

Пущин, возмущенный сим обстоятельством, отказал девушке в месте. Однако вслед за Варварой съехал и князь. Просто еще смолоду Оболенский был убежден, что всякая дворянка, приобретя опыт светских балов и развлечений, утрачивает порядочность и душевную чистоту. Варвара же, по мнению Оболенского, была неизбалованной, искренней и неиспорченной девушкой.

Друзья, да и все окружающие очень долго уговаривали Евгения Петровича не скреплять отношения с Варварой супружескими узами. Оболенский же, однажды решив для себя этот вопрос, был неумолим. И в 1846 году в Сретенском соборе Ялуторовска пару венчал протоиерей Стефан Яковлевич Знаменский.

В глазах местных жителей брак для девушки был во всех смыслах неудачным. Свои титулы и права декабристы после приговора оставили в Петербурге. В Сибири их официально именовали государственными преступниками, которые отбывали многолетние, а некоторые и бессрочные наказания. Горожане с жалостью относились к ним и к их безысходной участи. Варвара вышла замуж не за князя, а за опального изгнанника.

Евгений Петрович оказался очень хорошим мужем. Он был почти вдвое старше Вареньки, но относился к ней почтительно. Чтобы сделать приятное Оболенскому, достаточно было похвалить его любимую Вареньку. Супруга Евгения Петровича слыла довольно умной и деликатной: она не вникала в философские и политические беседы декабристов, зато пекла вкусные пироги, делала хорошее шипучее вино и содержала дом в уюте чистоте. Вскоре даже Пущин, некогда не желавший примириться с выбором друга, как он считал, совершенно невозможным и неравноценным, смирился и часто гостил у Оболенских.

Варвара родила Евгению Петровичу восьмерых детей. К сожалению, первые умирали. Лишь Ваня, Петя и Оля дожили до совершеннолетия.

Оболенский был очень хорошим отцом. Во время каждой беременности внимательно ухаживал за женой; к рожденным детям проявлял необыкновенную любовь. Он вставал к ним ночью, убаюкивал и успокаивал плачущих малышей.

После возвращения из Сибири семья поселилась в Калуге и дожила до того времени, когда Оболенским были возвращены их титулы. Сначала титулы князей и княжон были присвоены детям, потом жене и в последнюю очередь самому Евгению Петровичу Оболенскому.

Сейчас ялуторовчанка Варвара Самсоновна вписана в родовую книгу российского дворянства в самую почетную шестую ее часть как княгиня Оболенская.

Верность Оболенского своей возлюбленной, умение взять на себя ответственность как мужа и отца детей заслуживает уважения.

Фабрикант и домовладелец Басаргин

В 1847 году из Омска в Ялуторовск перевели Николая Васильевича Басаргина. Он приехал сюда вместе с третьей своей женой - Ольгой Ивановной Медведевой. Первая умерла после родов, вторая, сибирячка, скончалась в Кургане. В Омске он встретил старшую сестру Дмитрия Ивановича Менделеева Ольгу Ивановну. Великий наш земляк, химик Дмитрий Иванович был семнадцатым ребенком в семье. Когда западносибирское губернаторство в 1839 году перебралось из Тобольска в Омск, туда переехало и семейство Менделеевых.

В Омске Басаргин и Ольга Ивановна обвенчались и переехали в наш город. В Ялуторовске Николай Васильевич вступил в наследование дома и стекольной фабрики, доставшиеся супруге от первого мужа. Басаргин пытался поставить работу фабрики на прибыльную основу и на паях с Оболенским купил мельницу.

Дом Басаргиных находился как раз напротив дома купца Бронникова, где жил Иван Иванович Пущин. Все чиновники, следуя из Петербурга в Иркутск, считали долгом остановиться в Ялуторовске и сделать визиты декабристам. Дом Басаргиных, как и прочих семейных декабристов, славился гостеприимством.

После амнистии, будучи свободным, Николай Васильевич дважды посещал наш город, и каждый раз гостил в доме купца Н.Я. Балакшина. Жители Ялуторовска приходили повидаться с ним.

Повод, из-за которого Басаргин приезжал в Ялуторовск, был весьма существенным. Собственных детей у семьи Басаргиных не было, поэтому они, будучи в ссылке, тем не менее взяли на воспитание дочь умершего декабриста Мозгалевского Поленьку. Они очень любили ее, воспитывали и обучали.

Когда девушка выросла, встал вопрос о замужестве. Басаргины решили выдать воспитанницу за Михаила Менделеева, брата Ольги Ивановны. Тот жил в Омске. Приемные родители повезли Поленьку в Омск, чтобы самим увидеть, какому человеку они отдают любимицу.

Альбина Болотова, старший научный сотрудник Ялуторовского музея декабристов

IMG_5488

Фраза в тэге ката не моя, местные краеведы, журналисты и прочая именно так свой город и называют.

Небольшой городок в 80 км от Тюмени является ничуть не менее интересным для интересующихся историей России, чем хорошо известный Тобольск. Основанный в середине 17 века на месте бывшего татарского городища как защитная крепость юго-восточных рубежей Тюмени и Тобольска, прежде всего Ялуторовск известен как место ссылки декабристов.

Исторические персонажи встретят вас сразу же на вокзальной площади, неважно, каким образом вы попали в город, поездом или автобусом. Оба вокзала находятся на площади Декабристов.

IMG_5097


С 1829 по 1856 год в Ялуторовске жили 9 ссыльных из 124. В.К.Тизенгаузен, В.И.Враницкий, А.В.Ентальцев, А.И.Черкасов, И.Д.Якушкин, М.И.Муравьев-Апостол, И.И.Пущин, Е.П.Оболенский, Н.В.Басаргин - их бюсты и стоят в мемориальном ансамбле на площади. Бюсты лепили по реальным историческим портретам, единственный, чьего портрета не сохранилось - это полковник Враницкий. Его бюст был выполнен по словесному описанию, данному в деле.

IMG_5098


Вот он, самый последний в ряду.

IMG_5096

IMG_5405


Вообще увековечивать память декабристов здесь начали еще в 19 веке - после амнистии Александра II. В 1858 году на плане города уже были улицы Пущина, Оболенского и Якушкина. Последняя из них - духовный родич московского Жулебинского бульвара - точно так же кусок улицы внезапно обнаруживается через полтора квартала от того места, где она казалось бы закончилась.

IMG_5099


Меня же Ялуторовск встретил замечательной весенней погодой :) Качественная турснаряга - наше все.

IMG_5103


Иду по ул. Новикова "вниз" к Сретенскому собору. Перекресток Новикова и Свободы - здание первой в Сибири всесословной школы для девочек, открытая Иваном Дмитриевичем Якушкиным в 1846 году. Четырьмя годами ранее в городе была им же открыта школа для мальчиков, но это здание не сохранилось.

IMG_5105

IMG_5109

Несмотря на свой статус памятника истории, здание не музейное, а "образовательское", здесь до сих пор обитает учебно-методический центр местного роно.

IMG_5107

Хотя понятно, что дом конечно же неоднократно перебирали и реставрировали.

IMG_5119


Если свернуть на улицу Свободы и пройти по ней квартал, до перекрестка с ул. Революции, то на повороте дороги обнаружится новенький коттедж с адресом ул. Революции, 6. Именно на этом месте стоял когда-то дом, где жил декабрист Иван Дмитриевич Якушкин. Собственно, до момента создания городского музея в 1927 году, в городе "дожило" всего два дома - этот и дом Муравьева-Апостола. Дом Якушкина в 50-е годы был перенесен во двор дома Муравьева-Апостола и замаскирован новым зданием краеведческого музея.

IMG_5120


Впрочем, его сосед с адресом Революции, 12 запросто может помнить и Якушкина, а то и вообще времена первых поселенцев Ялуторовского острога.

IMG_5227


Дом Федосьи Родионовны Трапезниковой, в котором Иван Дмитриевич 18 лет снимал комнаты, стоял на левом берегу поймы Тобола (вот там, над последним забором торчат красные крыши коттеджа, занимающего его место). Вроде бы и недалеко от города (два квартала до Сретенской площади и городской управы), и в то же время, край - внизу, в пойме, не строились, Тобол в те времена приходил в гости гораздо чаще, чем сейчас :)

IMG_5330


Дом Муравьева-Апостола стоит на той же улице Революции, но на "другом конце географии" :). Улица Революции, 75 (перекресток с улицей Пущина :)).

Вот так выглядел не сохранившийся дом, в котором жили И.И.Пущин и Е.П.Оболенский

Акварель А. П. Созонович. 1842-1856 гг.

Собственно история музея как мемориального музея Памяти декабристов началась как раз с того момента, когда во время ремонта переданого под городской музей дома под печкой была найдена бутылка с посланием Матвея Ивановича Муравьева-Апостола "Для пользы и удовольствия будущих археологов, которым желаю всего лучшего в мире, кладу эту записку 18 августа 1849 года". Было это в 1935 году.

IMG_5393


Дом Муравьева-Апостола с "тыльной стороны". В купчей на дом, найденной в Тюменском архиве, кстати указано, что Матвей Иванович приобрел это здание как "государственный преступник".

IMG_5391


Сзади меня, во дворе музея - дом, где жил Якушкин (снимал квартиру на втором этаже).

IMG_5415


Найдите 10 отличий дома мемориального и просто дома, и посейчас жилого :)))

Музейная экспозиция. гм. ну путеводитель утверждает, что здесь огромная коллекция вещей и документов, принадлежавших декабристам и имеющим к ним отношение. Возможно и так. В реале же экспонаты разнесены на все три (а то как бы и не четыре) здания музея на разные экспозиции типа выставки предметов дворянского быта, часть находится в запасниках и на реставрации, причем музейщики про это не сразу вспоминают. Ну и приходится внимательно читать подписи к витринам, чтобы понять, что подлинники, а что копии.

IMG_5338


В доме Муравьева-Апостола воссоздана реальная обстановка трех комнат - большого зала, гостиной и кабинета, в остальных комнатах просто тематические экспозиции.

IMG_5357

Гостиная и та самая печь, под которой нашли послание

IMG_5363


Бутылка и деревянная плаха пола - подлинные :)

IMG_5359

А вот письмо - копия

IMG_5364

IMG_5348


ИМХО конечно, но едва ли не самые ценные экспонаты здесь - это портреты и картины, написанные местными мастерами по местным же фотографиям. И очень хочется кусаться, потому что именно на них посмотреть поближе нет никакой возможности. Вот тут например - верхний самый дальний портет у окна - Матвей Иванович с семьей накануне отъезда из Ялуторовска в Москву. Нет, поближе и под другим углом никак, поперек дверного косяка веревочка, туда низззя :/

IMG_5341

Просто разные мелочи

IMG_5351

Акварель тобольского художника и писателя М.С. Знаменского "И. И. Пущин среди декабристов в Ялуторовске. Комната в доме И. И. Пущина." 1840-1850-е гг

IMG_5368


Да, оба дома тоже неоднократно перебирались и реставрировались.

Иван Дмитриевич снимал две комнаты на втором этаже дома. В музее воссоздана обстановка спальни и кабинет. Размеры - ну вот оцените сами :)

IMG_5378


Спальня Якушкина. Да, это ВСЯ комната, я стою в дверном проеме. Длина - с кровать, ширина немногим больше. Ковер "с тигром". Глядя на этого тигра становится совершенно понятным происхождение иркутского бабра :) На столико портрет Петра Яковлевича Чаадаева, однокашника и близкого друга Ивана Дмитриевича.

IMG_5383


Кабинет на рисунке ссыльного поляка Романа Циховского

IMG_5370


И воссозданная обстановка

IMG_5371


Макет класса школы для мальчиков (подарок потомка ялуторовского купца Н.Я. Балакшина). Вообще в городе есть и взаправду воссозданный класс ланкастерской школы, но туда можно попасть только с групповой экскурсией.

IMG_5375

IMG_5384

IMG_5367

На первом этаже воссоздана комната хозяйки- ялуторовской мещанки Федосьи Родионовны Трапезниковой.

IMG_5366

В планах развития музея - создание здесь же, в историко-мемориальном музее постоянной экспозиции о женах декабристов (раскроют роль женщин в формировании гармоничных семейных отношений -что-то после такого фрагмерта анонса мне стало несколько подозрительно о_О). Впрочем, сейчас в городе юбилей Саввы Мамонтова, и вся основная музейная деятельность переключилась на эту тему.

Кроме музейного комплекса, в городе сохраниласб часть лесной рощи, в которую ездили на прогулки декабристы (место так и называется "Роща Декабристов"). И могилы на старом городском кладбище (aka "духовно-мемориальный комплекс". Двое из девяти, Враницкий и Басаргин, умерли в Ялуторовске. Могила Вацлава Враницкого, умершего в 1832 году не сохранилась - в те годы было запрещено хоронить государственнх преступников на территории городских кладбищ, его похоронили за оградой, и сведения о месте захоронения с годами утерялись. На кладбище стоит просто мемориальный памятник.

IMG_5243


Вот как-то так

Читайте также: