Действующие лица и авторское отношение к ним в пьесе вишневый сад кратко

Обновлено: 05.07.2024

Список героев

  1. Раневская Любовь Андреевна, помещица.
  2. Аня, ее дочь, 17 лет.
  3. Варя, ее приемная дочь, 24 года.
  4. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
  5. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
  6. Трофимов Петр Сергеевич, студент.
  7. Симеонов – Пищик Борис Борисович, помещик.
  8. Шарлотта Ивановна, гувернантка.
  9. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
  10. Дуняша, горничная.
  11. Фирс, лакей, старик 87 лет.
  12. Яша, молодой лакей.
  13. Прохожий.
  14. Начальник станции.
  15. Почтовый чиновник.
  16. Гости, прислуга.

Главные герои пьесы

Персонажи и их роль в произведении

Характеристика героев

Как Чехов относится к своим героям?

А. П. Чехов любил своих героев, но никому из них не мог доверить будущего России, даже Пете Трофимову и Ане, прогрессивной молодежи того времени.

Герои пьесы, симпатичные автору, не умеют отстаивать свои жизненные права, они страдают или молчат. Страдают Раневская и Гаев, потому что понимают, что ничего не смогут изменить в себе. Их социальный статус уходит в небытие, и они вынуждены влачить жалкое существование на последние вырученные средства. Страдает Лопахин, так как осознает, что ничем не может им помочь. Сам же он не рад покупке вишневого сада. Как бы он ни старался, но все равно не станет его полноправным хозяином. Именно поэтому он решает сад вырубить и распродать землю, чтобы впоследствии забыть об этом как о страшном сне. А как же Петя и Аня? Разве не на них возлагает надежды автор? Возможно, но эти надежды весьма туманны. Трофимов в силу своего характера не способен предпринимать каких-либо радикальных действий. А без этого ситуацию изменить нельзя. Он ограничивается только разговорами о прекрасном будущем и все. А Аня? В этой девушке заложен чуть более крепкий стержень, чем в Петре. Но в силу ее юного возраста и жизненной неопределенности перемен от нее ждать не стоит. Возможно, в далеком будущем, когда она расставит для себя все жизненные приоритеты, от нее можно будет ожидать каких – либо действий. А пока она ограничивается верой в лучшее и искренним желанием посадить новый сад.

На чьей стороне Чехов? Он поддерживает каждую сторону, но по-своему. В Раневской он ценит неподдельную женскую доброту и наивность, хоть и приправленную душевной пустотой. В Лопахине ценит стремление к компромиссу и к поэтической красоте, хотя он и не способен оценить настоящую прелесть вишневого сада. Вишневый сад – это член семьи, но об этом все дружно забывают, Лопахин же вообще не в состоянии этого понять.

Чем похожи все герои пьесы?

Героев пьесы разделяет огромная бездна. Они не способны понять друг друга, так как замкнуты в мире собственных чувств, мыслей и переживаний. Однако все одиноки, у них нет друзей, единомышленников, отсутствует настоящая любовь. Большинство плывёт по течению, не ставя перед собой никаких серьёзных целей. Кроме того, все они несчастны. Раневская переживает разочарование в любви, жизни и своем социальном верховенстве, казавшемся еще вчера незыблемым. Гаев в который раз обнаруживает, что аристократичность манер не является гарантом власти и финансового благополучия. На его глазах вчерашний крепостной отбирает его поместье, становится там хозяином и без дворянства. Анна остается без гроша за душой, приданого для выгодного замужества у нее нет. Ее избранник хоть его и не требует, но сам пока ничего не заработал. Трофимов понимает, что надо менять, но не знает, как, ведь у него нет ни связей, ни денег, ни положения, чтобы на что-то влиять. Им остаются лишь надежды юности, которые недолговечны. Лопахин несчастен, потому что осознает свою неполноценность, принижает свое достоинство, видя, что никаким господам он не ровня, хоть и денег у него больше.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Антон Павлович Чехов (17 января 1860-2 июля 1904 гг.) «Чехов – это Пушкин в п.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Антон Павлович Чехов (17 января 1860-2 июля 1904 гг.) «Чехов – это Пушкин в п.

И.А. Бунин «В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком.

Своеобразие сценического действия Действие 1: Приезд Раневской (май) - надежд.

Своеобразие сценического действия Действие 1: Приезд Раневской (май) - надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи. Действие 2: Разговоры - нервозность, отрезвление. Приближение торгов. Действие 3: Продажа имения (август)- герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишневый сад продан за долги. Действие 4: Отъезд всех (кроме Фирса), вырубка сада (октябрь)- расставание с прошлым, отъезд, прощание.

Роль образов-символов в пьесе Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавател.

Роль образов-символов в пьесе Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Раневская Любовь Андреевна, помещица Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской А.

Раневская Любовь Андреевна, помещица Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской Аня, дочь Раневской

 Лопахин Ермолай Алексеевич, купец

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец

Раневская: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечател.

Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев,- милые, добрые люди. Они не мог.

В конце пьесы все герои уезжают, оставив его в запертом доме на произвол суд.

Лопахин — единственный герой, который все время смотрит на часы, остальные у.

Лопахин — единственный герой, который все время смотрит на часы, остальные утратили чувство времени. Символично движение стрелки часов, соотносящееся с жизнью героев: действие начинается весной, а заканчивается глубокой осенью, майскую пору цветения сменяет октябрьский холод.

Символичен звуковой фон пьесы: звон ключей, стук топора по дереву, звук лопн.

Символичен звуковой фон пьесы: звон ключей, стук топора по дереву, звук лопнувшей струны, музыка, — способствующий созданию определенной атмосферы происходящего на сцене.

Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд.

Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могу.

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.

Гаев и Раневская Это чуткие люди с тонкой душевной организацией. Безвольны. П.

Гаев и Раневская Это чуткие люди с тонкой душевной организацией. Безвольны. Привыкли жить не работая. Вырождающееся дворянство.

Ермолай Лопахин Энергичный, предприимчивый, но чрезмерно прагматичный. Стремл.

Ермолай Лопахин Энергичный, предприимчивый, но чрезмерно прагматичный. Стремление к выгоде, к обогащению преобладает над душевной чуткостью.

Петя и Аня Идеалистичны, стремятся к лучшему, но их мечты реальными действиям.

Петя и Аня Идеалистичны, стремятся к лучшему, но их мечты реальными действиями не подкрепляются.

Комедия – жанр драматического рода, задача которого произвести комическое вп.

Комедия – жанр драматического рода, задача которого произвести комическое впечатление на зрителей (читателей), вызывая их смех с помощью: а) смешной наружности б) речей (т.н. комизм слова) в) поступков, нарушающих социально-психологические нормы и обычаи общества (комизм действия персонажей).

«Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого челов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: помочь обучающимся уловить чеховское восприятие жизни, почувствовать художественное своеобразие пьесы.

Ход урока

I. Вступительное слово преподавателя

Действующие лица и авторское отношение к ним

Цель: помочь обучающимся уловить чеховское восприятие жизни, почувствовать художественное своеобразие пьесы.

I. Вступительное слово преподавателя

В основу пьесы легла мысль об общественно-историческом развитии России во второй половине 19 — начала 20 века. Смена хозяев вишневого сада является своеобразным символом этого процесса.

Судьба барского поместья сюжетно организует пьесу, но в ней нет развития действия в привычном понимании. Автора занимает не столько сама смена хозяев вишневого сада, сколько нечто другое— с его точки зрения, куда более существенное, более важное. Предстоящая продажа имения за долги, связанные с этим жизненные перипетии, являются для него лишь поводом для объяснения событий и обстоятельств иного рода. Не конфликты старых и новых владельцев вишневого сада интересуют Чехова — ему хочется рассказать о столкновении прошлого и настоящего России, о зарождении ее будущего в этом процессе.

III. Слово преподавателя о жанровом своеобразии

(В пьесе имеются комедийные персонажи: Шарлотта, Епиходов, Яша, Дуняша, а также комедийные положения. Чехов вкладывал в слово «комедия содержание, близкое к тому, которым наполняли этот термин Гоголь, Островский и другие предшественники чеховской драматургии. Комедией, «истинно общественной комедией считали они такое драматическое произведение, в котором критически оцениваются общественные нравы, воспроизводится дух эпохи, отражаются закономерности жизни, времени.

IV. Беседа

— Так что же говорят о вишневом саде персонажи пьесы?

Учащиеся приводят примеры, зачитывают соответствующие эпизоды.

Для студента Трофимова вишневый сад — воплощение крепостного уклада жизни: «Подумайте, Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами. Трофимов не разрешает себе любоваться красотой этого сада, без сожаления расстается с ним и внушает юной Ане такие же чувства.

Так с образом вишневого сада связаны размышления о социальном укладе русской жизни.

Слово преподавателя.

V. Действующие лица и авторское отношение к ним

В изучении драмы по действиям существуют разные пути. Одни предлагают комментированное чтение, где главная цель отводится чтению, которое подчинено анализу; другие — анализ с чтением отдельных явлений с попутным комментированием. Каждое отдельное действие занимает свое место в идейно-драматургическом плане, в развитии сюжета, решении художественной задачи всей пьесы.

Наблюдение за развитием сюжета (действия) неотрывно от работы над характерами героев. Готовясь к уроку по пьесе, надо отбирать явления для чтения и анализа, ставить основные вопросы. Нужно определить, какие сцены являются опорными, какие явления должны быть выделены для подробного анализа.

1. Работа над пьесой: чтение отдельных сцен и анализ 1, 2 действий. Вопросы и задания:

— Чем необычны персонажи комедии?

— Вокруг какого события разворачивается 1 действие пьесы? Почему оно так важно для автора?

— Найдите в 1 действии стилистические элементы, характерные для чеховского изображения (лиризм, символика, монологи-воспоминания, лексические повторы, паузы, обрывы фраз, авторские ремарки);

— Почему Чехов отмечает возраст только 3-х действующих лиц?

— Где автором определено социальное лицо персонажей? Почему?

— Что, по вашему мнению, является сквозным мотивом пьесы?

— Как происходит постижение сущности образов Раневской и Гаева?

2. Вопросы и задания к 3, 4 действиям:

— Что поражает вас в делах и поступках Раневской и Гаева?

— Какие перемены и почему происходят в нашем отношении к владельцам вишневого сада?

— Проследите, как они ведут себя в ситуациях подлинно драматических?

Раневская показана в пьесе очень доброй, ласковой, но легкомысленной, порой равнодушной и небрежной по отношению к людям (последний золотой отдает случайному прохожему, а дома прислуга живет впроголодь); ласкова к Фирсу и оставляет его больного в заколоченном доме. Она умна, сердечна, эмоциональна, но праздная жизнь развратила ее, лишила воли, превратила в беспомощное существо.

Итак, на протяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают крушение последних надежд, тяжелое душевное потрясение, лишаются семьи, дома, но оказываются неспособными что-либо понять, чему-либо научиться, сделать что-нибудь полезное. Их эволюция на протяжении пьесы — это разорение, крах не только материальный, но и духовный. Раневская и Гаев вольно или невольно предают все, что, казалось бы, им дорого: и сад, и родных, и верного раба Фирса. Финальные сцены пьесы потрясают).

— Расскажите о судьбе Лопахина. Как его развенчивает автор?

— Каков смысл сопоставления хозяев вишневого сада и Лопахина?

— Можно ли считать Лопахина человеком будущего?

Пояснения:

При характеристике Лопахина нужно раскрыть его сложность и противоречивость, объективность и всесторонний подход к его изображению. Лопахин отличается от Гаева и Раневской своей энергией, активностью, деловой хваткой. Его деятельность знаменует собой, несомненно, прогрессивные сдвиги.

Слово преподавателя.

— Итак, какова же роль юных персонажей в пьесе?

— Чем они так дороги автору?

— Почему, сближая образы Пети Трофимова и Вари, автор противопоставляет их друг другу?

— В чем выражается противоречивость характера Пети Трофимова и почему автор относится к нему иронически?

— В ком автор видит свой идеал, и кто становится подлинным героем пьесы?

Выводы по образу Пети Трофимова:

В самом деле, студент Трофимов появился перед зрителем в то время, когда общественность была взволнована студенческими беспорядками.

И ведь на самом деле, нельзя кого-то из героев выделить как злодея, жертву, или абсолютно идеального. У каждого своя правда, а зрителю лишь необходимо решить, чья из них ему ближе.

Особенности образов пьесы




Но, пожалуй, только вишневый сад в системе образов Чеховской пьесы занимает поистине центральное место. Через отношение к нему и его восприятию автор показывает внутреннее содержание каждого из главных действующих лиц, отражающих свое время и свою историческую эпоху, а сам сад становится образом и символом всей России.

Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

Сад - символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться.

Сад - надежды на будущее.

Сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости.

Для Фирса сад - барское благополучие.

Для Трофимова: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.

Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

- Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?

(Сад - символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ будущего, России).

А как автор относится к вишнёвому саду?

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.

План

Разделение системы образов пьесы

Особенности образов пьесы

И ведь на самом деле, нельзя кого-то из героев выделить как злодея, жертву, или абсолютно идеального. У каждого своя правда, а зрителю лишь необходимо решить, чья из них ему ближе.

Особенности образов пьесы

Но, пожалуй, только вишневый сад в системе образов Чеховской пьесы занимает поистине центральное место. Через отношение к нему и его восприятию автор показывает внутреннее содержание каждого из главных действующих лиц, отражающих свое время и свою историческую эпоху, а сам сад становится образом и символом всей России.

Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

Сад - символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться.

Сад - надежды на будущее.

Сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости.

Для Фирса сад - барское благополучие.

Для Трофимова: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.

Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

- Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?

(Сад - символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ будущего, России).

А как автор относится к вишнёвому саду?

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.

Читайте также: