Дехристианизация во франции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дехристианизация — попытка упразднения католического культа в годы Французской революции (главным образом в 1793). Взамен вводился в принудительном порядке рационалистический "культ Разума". Вызывала недовольство религиозно настроенного крестьянства; осуждена Конвентом в декабре 1793.

Дехристианизация — (лат. de — приставка, в сложных словах выражающая устранение) — борьба с католич. церковью, развернувшаяся во Франции с кон. сентября 1793, в период франц. бурж. революции; возглавлялась лев. группами якобинского блока — эбертистами и др. Д. отражала возмущение народа (гл. обр. гор. масс) реакц. происками духовенства. Внешне Д. выражалась в отказе от обрядов католич. культа, закрытии церквей и изъятии церк. ценностей и колоколов для нужд обороны. Д., насаждавшаяся эбертистами нередко в принуди. порядке, встречала недовольство крестьянства, в подавляющем большинстве сохранявшего религ. верования. В связи с этим 6 дек. 1793 по предложению Б. Барера, поддержанного М. Робеспьером, якобинский Конвент принял декрет, запретивший "всякие насилия или угрозы, направленные против свободы культов", и осудивший Д.

Лит.: Франц. бурж. революция 1789-1794, под ред. В. П. Волгина и Е. В. Тарле, М.-Л., 1941, с. 411-16.

Современная религия

Современная религия есть вещь очень жалкая. Одни любят музыку, другие — нет.

Умственный и нравственный разлад и безначалие господствуют в голове и сердце каждого отдельного человека.

Современная религия есть вещь очень жалкая — собственно говоря, религии как господствующего начала, как центра духовного тяготения, нет совсем, а есть вместо этого так называемая религиозность, как личное настроение, личный вкус: одни имеют этот вкус, другие нет, как одни любят музыку, другие — нет.

За отсутствием безусловного средоточия является у нас столько же относительных, временных центров жизни и сознания, сколько есть у нас различных потребностей и интересов, вкусов и влечений, мнений и взглядов.

Останавливаться на умственном и нравственном разладе и безначалии, господствующих в настоящее время не только в обществе, но в голове и сердце каждого отдельного человека, было бы излишне, — это дело слишком известное для каждого, кто когда-нибудь всматривался в себя и вокруг себя.

(лат. de - приставка, в сложных словах выражающая устранение) - борьба с католич. церковью, развернувшаяся во Франции с кон. сентября 1793, в период франц. бурж. революции; возглавлялась лев. группами якобинского блока - эбертистами и др. Д. отражала возмущение народа (гл. обр. гор. масс) реакц. происками духовенства. Внешне Д. выражалась в отказе от обрядов католич. культа, закрытии церквей и изъятии церк. ценностей и колоколов для нужд обороны. Д., насаждавшаяся эбертистами нередко в принуди. порядке, встречала недовольство крестьянства, в подавляющем большинстве сохранявшего религ. верования. В связи с этим 6 дек. 1793 по предложению Б. Барера, поддержанного М. Робеспьером, якобинский Конвент принял. декрет, запретивший "всякие насилия или угрозы, направленные против свободы культов", и осудивший Д.

Лит.: Франц. бурж. революция 1789-1794, под ред. В. П. Волгина и Е. В. Тарле, М.-Л., 1941, с. 411-16.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Смотреть что такое "ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ" в других словарях:

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ — попытка упразднения католического культа в годы Французской революции (главным образом в 1793). Взамен вводился в принудительном порядке рационалистический культ Разума . Вызывала недовольство религиозно настроенного крестьянства; осуждена… … Большой Энциклопедический словарь

Дехристианизация — попытка упразднения католического культа в годы Великой французской революции (главным образом в 1793). Д. являлась своеобразным выражением революционного террора в борьбе с контрреволюционным духовенством, а не мерой государственной… … Большая советская энциклопедия

дехристианизация — дехристианиз ация, и … Русский орфографический словарь

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ — мероприятия, направленные против христ. религии и церкви в годы франц. бурж. революции. Особенно остро Д. развернулась в 1793, когда начавшаяся еще в 1791 борьба с контрреволюц. католич. духовенством переросла в борьбу с христ. и др. религиями… … Атеистический словарь

Масонство и христианство — Масонство Масонство … Википедия

Никонов, Кирилл Иванович — (р. 04.09.1938) спец. в обл. филос. религии и религиоведения; д р филос. наук, проф. Род. в Астрахани. Окончил филол. ф т Астрах, пед. ин та (1961), асп. филос. ф та МГУ (1968). Работал асс. кафедры нем. языка Астрах, пед. ин та; асс., затем доц … Большая биографическая энциклопедия

Верховного существа культ — государственный религиозный культ, декретированный Конвентом во время якобинской диктатуры (См. Якобинская диктатура) во Франции 18 флореаля (7 мая) 1794. Установление В. с. к. явилось попыткой якобинцев (См. Якобинцы) покончить с… … Большая советская энциклопедия

Всемирная конфедерация труда — (ВКТ) международное объединение профсоюзов; основано при поддержке Ватикана под названием Международная конфедерация христианских профсоюзов (МКХП) на конгрессе национальных христианских профцентров Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии,… … Большая советская энциклопедия

Христианские профсоюзы — профессиональные объединения, возникшие при активном участии католической церковной иерархии в конце 19 в. в некоторых европейских странах (Германия, Франция, Швейцария и др.). Создавались с целью затормозить развитие классового… … Большая советская энциклопедия

5 октября 1793 года считается датой начала политики дехристианизации во Франции. Что это был за процесс, как она связана с Великой Французской Революцией, и каковы его последствия для христиан, не только Франции. Читайте ниже.


Вандейский мятеж

Во время французской революции христианство подверглось тяжелой опасности. Оно было потрясено и поколеблено бурным натиском преследований, оно согнулось под напором и, может быть, оно было бы вырвано с корнем, если бы этот напор мог продолжаться.

Во время Революции церковь стала объектом преследования со стороны государства.

Как пишет Альфонс Олар, в последние годы старого режима и в начале революции христианство во Франции находилось как-будто в полном расцвете.

Религия католическая, апостолическая и римская была господствующей во Франции. Это была религия короля, который назывался христианнейшим королем. Это была религия нации, которую папы называли старшей дочерью церкви. Французы почитались исповедующими одну единственную религию — католическую. Религиозное единство, о котором так хлопотали Людовики XIV и XV, казалось осуществленным, и это было больше, чем голая видимость, так как нехристиан было во Франции очень мало, а некатоликов тоже очень немного.

Нехристианами были иудеи: к ним относились терпимо, и они образовывали небольшие общины, жившие преимущественно на юго-западе, на востоке и в Париже, отдельные же евреи были рассеяны по многим городам. Существование иудеев, однако, нисколько не задевало религиозного единства Франции, так как их вовсе и не считали французами. Они не вели никакой пропаганды, они не были популярны, ни один из современных этой эпохе источников не называет католиков, которые расстались бы со своей религией и обратились в иудейство. Папы не боялись израильской религии. Иногда даже помогали иудейской колонии, способствовали ее росту.

Что касается протестантов, то со времени ноябрьского эдикта 1878 года французский гражданин приобрел право открыто называть себя протестантом. He-католики, таким образом, получили некоторую легализацию. Но все же протестанты отнюдь не получили полной свободы исповедания, они не могли публично проводить служения, их вера официально считалась как бы позором, который терпели, но скрывали, или вернее, который только тогда и терпели, когда его скрывали.


Бастилия перед революцией

Как проходила дехристианизация и что она собой представляла


Открытие Генеральных Штатов

В большом декрете от 19 февраля 1790 г. Собрание запретило уход в монастырь, упразднило все монашеские ордена и конгрегации. Члены этих орденов получили право свободного выхода из них: им давалась соответствующая пенсия (размеры ее были определены разными другими декретами). Тем же, кто отказались бы выйти из ордена, должно было быть указано соответствующее место жительства. Все это касалось мужчин. Монахини же могли оставаться там, где они жили до декрета. Что же касается Конгрегации белого духовенства, то в Собрании было много предложений относительно них, но Собрание по этим соображениям не высказалось.

Это упразднение черного духовенства не произвело особого впечатления, но оно сделало многих монахов врагами революции.

Подчинение церкви государству, стало еще более заметным и чувствительным 27 ноября 1790 года, когда собрание выработало форму присяги, которую обязаны были принести все духовные лица, присяги на верность и повиновение гражданской Конституции. Однако, на практике это обязательство присягнуть гражданской Конституции должно было разрушить единение церкви и государства вызвав раздоры, явившиеся провозвестниками грядущей гражданской войны.

Государство присваивает себе права регистрировать браки, рождения и смерти (светский ЗАГС).


Штурм Тюильри 10 августа 1792 года

Из всех событий, приведших Францию к тому состоянию умов, из которого выросла попытка дехристианизации, именно вандейское восстание было наиболее важным, наиболее влиятельным. Вполне возможно, что без Вандеи не было бы культа Разума.

Непосредственным последствием этого восстания было усиление кар, направленных против неприсягнувших священников.

13 марта 1793 года Конвент декретирует смертную казнь для священников, замешанных в волнениях по случаю военного набора. В этот же день Конвент постановляет, что священники, изгнанные из пределов Франции, подлежат в случае обнаружения их на французской территории военному суду и расстрелу в 24 часа. 23-го апреля Конвент выносит постановление, согласно которому церковники, не присягнувшие свободе и равенству, подлежат немедленной ссылке на Гвиану.

Таким образом, закон этот поставил под легальным подозрением все католическое духовенство, присягнувших так же, как и неприсягнувших, церковников, являющихся должностными лицами, так же, как и церковников, снятых с их должностей.

Недавно еще противопоставляли добрых священников дурным. Ныне распространенным является уже убеждение, что нет, что больше уже нет хороших священников. Католическая религия дискредитирована в сознании многих воинствующих патриотов. Все распространеннее делается убеждение, что необходимо упразднить культ, раз он является препятствием и помехой для национальной обороны, для Революции.

Дехристианизаторское движение быстро распространилось в Париже. Секции почти все отказались от культа, закрыли свои приходские церкви и затем открыли их в качестве храмов Разума. Это был атеистический культ, который был открыт в 1793 году под руководством Жака-Рене Эбера и кровожадного Жака Фуше. Главные ценности культа — истина и свобода. По всей Франции церкви превратили в храмы Разуму, а 10 ноября 1793 объявлено Праздником Разуму. В Соборе Парижской Богоматери была поставлена Богиня Разум в лице женщины (ниже).

Культ Разума был почти повсюду деистическим (а не материалистическим или атеистическим). В Париже, когда в нем участвовал народ, он носил веселый, радостный характер. Несмотря на педантизм некоторых книжников, он носил характер проказливой забавы. Провинция восприняла культ Разума всерьез. В провинциальных городах, по крайней мере, имели место серьезные и искренние попытки упразднить старую религию и утвердить на ее месте рационалистический культ. Богинь разума почти повсюду там изображали не актрисы или проказливые работницы, а красивые молодые девушки, добродетельные и серьезные, принадлежавшие к цвету буржуазии (этого не отрицают самые враждебные свидетели).

К весне 1794г культ Разуму утратил популярность, и революционер-деист Робеспьер покровительствовал новый культ Высшему Существу.

Этот культ высшего Существа казался некоторым современникам, оглядывавшимся назад, реакцией, не только официальной, но и народной, против культа Разума. Говорят, что некоторые невежественные католики настолько заблуждались в смысле этого культа, что увидели в нем первый шаг к восстановлению католицизма.

И под видом высшего Существа, и под именем Разума — французы в эти времена поклоняются, прежде всего, отечеству, и культ высшего Существа, как и культ Разума, очень скоро должен был в глазах народа, плохо различавшего оба названных культа один от другого, слиться с патриотизмом и потонуть в нем.

В конце-концов, когда военные победы положили конец террору, получилось впечатление, что связь церкви с государством стала немыслимой в виду той контрреволюционной позиции, которую заняло духовенство в целом, даже конституционное духовенство. Вместе с тем, немыслимым стало казаться теперь, когда ослабела пружина революционного нажима, насильственное разрушение христианства.

29 сентября 1795 г. Конвент принял большой закон об общем управлении религий, который поглотил все предшествовавшие ему законы.

Этот закон дал возможность возродиться тому католицизму, который недавно был как-будто окончательно раздавлен напором революции, в среде народа, который в религиозном отношении распадался на неверующее меньшинство, на меньшинство верующее и на безразличную массу.

Вывод

Большинство историков полагает, что Великая французская революция, частью которой стала дехристианизация, имела огромное международное значение, способствовала распространению прогрессивных идей во всём мире, оказала влияние на серию революций в Латинской Америке, в результате которых последняя освободилась от колониальной зависимости, и на ряд других событий первой половины XIX в.

Несмотря на то, что эти события произошли в далеком 18 веке, процессы дехристианизации продолжаются и сегодня.

Процесс дехристианизации наблюдается на Западе последние десятилетия. Он имеет несколько измерений. Он проявляется в уменьшении числа людей, открыто называющих себя христианами, в законодательном закреплении норм, противоречащем христианской этике, и фактическом нарушении прав христиан, и может привести к тому, что нормы христианской культуры перестанут оказывать серьезное влияние на поведение людей, живущих на Западе. Таким образом, дехристианизация может означать, что христианская этика перестанет влиять на повседневное хозяйственное поведение жителей западных стран.

А вот данные международных организаций: каждые пять минут в мире убивают христианина. За сутки — около трехсот человек, более 100 тысяч в год. Сегодня на христиан обрушились такие гонения, каких не было никогда, — ни в Римской империи, ни в Советском Союзе.

В Ираке было полтора миллиона христиан — осталось 150 тысяч; в Сирии полтора миллиона — осталось 500 тысяч. В Нигерии зверствуют радикалы-фундаменталисты, убивая христиан, вырезая целые селения. То же самое происходит в Пакистане, в Афганистане — никакой защиты. Человека убивают только потому, что он в воскресенье в храм ходит, и его никто не защищает.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Лит.: Домнич М., Великая французская буржуазная революция и католическая церковь, М., 1960; Mathiez A., La révolution et l'église, P., 1910.

Смотреть что такое ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ в других словарях:

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ, попытка упразднения католич. культа в годы Великой франц. революции (гл. образом в 1793). Д. являлась своеобразным выражением револ. смотреть

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ

1) Орфографическая запись слова: дехристианизация2) Ударение в слове: дехристианиз`ация3) Деление слова на слоги (перенос слова): дехристианизация4) Фо. смотреть

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ

(лат. de - приставка, в сложных словах выражающая устранение) - борьба с католич. церковью, развернувшаяся во Франции с кон. сентября 1793, в период фр. смотреть

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ

Ударение в слове: дехристианиз`ацияУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: дехристианиз`ация

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ, попытка упразднения католического культа в годы Французской революции (главным образом в 1793). Взамен вводился в принудительном порядке рационалистический "культ Разума". Вызывала недовольство религиозно настроенного крестьянства; осуждена Конвентом в декабре 1793.

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ - попытка упразднения католического культа в годы Французской революции (главным образом в 1793). Взамен вводился в принудительном порядке рационалистический "культ Разума". Вызывала недовольство религиозно настроенного крестьянства; осуждена Конвентом в декабре 1793.
. смотреть

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ , попытка упразднения католического культа в годы Французской революции (главным образом в 1793). Взамен вводился в принудительном порядке рационалистический "культ Разума". Вызывала недовольство религиозно настроенного крестьянства; осуждена Конвентом в декабре 1793. смотреть

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ, попытка упразднения католического культа в годы Французской революции (главным образом в 1793). Взамен вводился в принудительном порядке рационалистический "культ Разума". Вызывала недовольство религиозно настроенного крестьянства; осуждена Конвентом в декабре 1793. смотреть

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ

- попытка упразднения католического культа в годыФранцузской революции (главным образом в 1793). Взамен вводился впринудительном порядке рационалистический ""культ Разума"". Вызываланедовольство религиозно настроенного крестьянства; осуждена Конвентом вдекабре 1793. смотреть

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ

Начальная форма - Дехристианизация, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

Читайте также: