Децентрализация власти это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Централизация и децентрализация" в других словарях:

Централизация и децентрализация — Централизация в иерархической системе такая реорганизация протекающих внутри системы процессов, при которой часть процессов переводятся на более высокий (ближе к корню) уровень иерархии; соответственно, при децентрализации на более низкий (дальше … Википедия

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — (ново лат., от de от, и centrum центр, средоточие). Вообще: удаление, отделение от центра; в частности: управление, противоположное централизации; развитие самоуправления в отдельных провинциях государства. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — [дэ], децентрализации, жен. (от лат. приставки de от, без и слова централизация) (книжн.). Система управления, основанная на передаче местным органам некоторых функций центральных органов. Децентрализация аппарата треста. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — (от лат. de. приставка, означающая отсутствие, отмену, устранение чего либо, и фр. centralisation центра лизация) англ. decentralization; нем. Dezentralisation. Процесс передачи функций центральной власти органам местной власти. см.… … Энциклопедия социологии

централизация — децентрализация … Словарь антонимов

Децентрализация — Децентрализация в иерархической системе такая реорганизация протекающих внутри системы процессов, при которой часть процессов переводятся на более низкий уровень иерархии; соответственно, при централизации на более высокий уровень.… … Википедия

децентрализация — [дэ], и, только ед., ж. Система управления, при которой часть функций центральной власти переходит к местным органам самоуправления; расширение прав низовых органов управления, ослабление централизации. Децентрализация власти. Децентрализация… … Популярный словарь русского языка

Централизация в Западной Европе в новое время — С государственно правовой точки зрения различают два вида Ц.: Ц. политическую и Ц. административную. Первая характеризуется тем, что центральная власть сосредотачивает в своих руках, непосредственно или посредством своих органов, дела, имеющие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Централизация — в иерархической системе такая реорганизация протекающих внутри системы процессов, при которой часть процессов переводится на более высокий (ближе к корню) уровень иерархии; соответственно, при децентрализации на более низкий (дальше от корня)… … Википедия

Децентрализация — см. Централизация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сущность и значение децентрализации государственного управления

Для современных концепций публичного менеджмента и управления характерно акцентирование внимания на эффективности государственного управления, обеспечении политического плюрализма при принятии управленческих решений, делегировании полномочий от высших уровней управленческой иерархии к нижним, балансировании распределения власти и ответственности, развитии и расширении участия граждан в управленческом процессе.

В основе концепции публичного государственного управления находится принцип его децентрализации за счет расширения полномочий и зон ответственности муниципальных органов управления. В этом смысле основная задача правительства видится в том, чтобы обеспечить местным сообществам наличие возможности самостоятельного решения собственных проблем и контроля качества предоставляемых публичных услуг. Данная концепция государственного управления близка системе ценностей муниципального самоуправления, в число которых включаются такие принципы как:

  • во-первых, автономия, то есть наличие децентрализованного управления;
  • во-вторых, демократия, то есть обеспечение участия граждан в принятии управленческих решений;
  • в-третьих, эффективность.

При реализации концепции децентрализации государственного управления государство передает часть своих функций по предоставлению государственных услуг организациям негосударственного сектора – коммерческим или общественным, при этом сохраняя функцию контроля и определения стратегии развития страны. Такой подход обеспечивает повышение гибкости и эффективности управленческого процесса, оказывает стимулирующее воздействие на уровень конкуренции между поставщиками государственных услуг, обеспечивает повышение социальной и гражданской ответственности. При этом недостатком такой концепции является повышение коммерциализации сектора публичных услуг и недостаточность учета аспектов социально-политического взаимодействия.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность децентрализации государственного управления выражается в передаче полномочий и ответственности от центральной государственной власти на более нижние уровни государственного управления и представителям негосударственного сектора.

Это обеспечивает повышение доступности и близости процесса принятия социально значимых решений в сфере государственного управления для населения страны.

В настоящее время децентрализации государственного управления получает широкое распространение. Вопросы децентрализации власти широко изучается специалистами. Так, Всемирный банк и Союз городов и местных правительств сделали доклад на тему проблемы децентрализации и локализации демократических процессов.

В качестве причин децентрализации государственного управления указывают следующие:

  • во-первых, политические изменения, которые обеспечивают местным сообществам право выражения и отстаивания собственных интересов;
  • во-вторых, изменение технологического характера и глобализация интеграционных процессов, обеспечившие изменение представлений о существующих пределах управления и самоуправления;
  • в-третьих, трудности, характерные для централизованных систем государственного управления, а также необходимость обеспечения участия региональных и муниципальных властей в экономических и политических процессах страны.

Специалисты отмечают наличие пределов децентрализации, в качестве которых можно назвать политический вес, человеческие и финансовые ресурсы, имеющиеся в распоряжении муниципальных властей. Помимо этого процесс децентрализации не может существовать вне государства, он осуществляется по инициативе и под контролем централизованной власти. Децентрализация не может быть осуществлено в том случае, если муниципальные власти выступают в качестве простых исполнителей политики централизованной власти. Обе эти ситуации выступают в качестве пределов децентрализации государственного управления, определяющих его диапазон.

Типы децентрализации государственного управления

Существует несколько типов децентрализации государственного управления:

  1. Административный тип децентрализации, подразумевающий отчетность муниципальных властей вышестоящим органом власти;
  2. Политический тип децентрализации, подразумевающий теоретическую независимость муниципальных властей от государства, наличие у муниципальной власти соответствующих полномочий и ответственности;
  3. Бюджетный тип децентрализации, обусловленный передачей определенных финансовых средств, необходимых для исполнения делегированных полномочий;
  4. Рыночный тип децентрализации, подразумевающий передачу функций государственного управления частному сектору.

Практически все перечисленные типы децентрализации государственного управления взаимосвязаны и дополняют друг друга, усиливая общую тенденцию децентрализации власти. Эффективная реализация процесса децентрализации государственного управления требует наличия реального самоуправления на нижестоящих уровнях власти и демократического режима как формы организации государства.

Причины и условия осуществления децентрализации государственного управления различаются в зависимости от специфики государства.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 13.02.2022

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Децентрализация — это процесс рассредоточения функций, полномочий, людей или вещей вдали от центрального места или органа. [ 1 ] [ 2 ] Хотя централизация, особенно в правительстве, широко изучается, общего определения или понимания децентрализации не существует. Значение децентрализации может частично варьироваться из-за различных способов ее применения. [ 3 ] Концепции децентрализации были применены к групповой динамике и управлению , частным компаниям и организациям, политологии , праву . и государственное управление , экономика и технология .

История

Децентрализация имеет не только административное значение, но и гражданское измерение, поскольку увеличивает возможности граждан интересоваться общественными делами, заставляет их привыкать пользоваться свободой. Эти активные и настойчивые местные свободы рождаются как наиболее эффективный противовес требованиям центрального правительства, даже если они были подкреплены коллективной и безличной волей. [ 7 ]

Согласно отчету Программы развития ООН за 1999 г.:

Большое количество развивающихся стран и стран с переходной экономикой приступили к той или иной форме программ децентрализации. Эта тенденция сочетается с растущим интересом к роли гражданского общества и частного сектора в качестве партнеров правительств в поиске новых форм предоставления услуг (. ) Децентрализация управления и наращивание потенциала местных органов власти отчасти также является функцией более широких социальных тенденций, таких как растущее недоверие к правительству в целом, впечатляющий упадок некоторых из самых централизованных режимов в мире (особенно Советского Союза) и возникающие сепаратистские требования, которые, кажется, регулярно возникают в одной части мира или другого. НО ТЕМ НЕМЕНЕЕ,Движение к местной ответственности и большему контролю над судьбой не является исключительно результатом негативного отношения к центральному правительству. Эти события, как мы уже отмечали, в первую очередь обусловлены сильным стремлением к более широкому участию граждан и организаций частного сектора в управлении государством. [ 29 ]

децентрализованное правительство

В централизованном государстве его власть приписывается центральному правительству , так что местные органы власти действуют как его агенты.

В случае децентрализованного государства местным органам власти предоставляется больше полномочий, что позволяет им принимать собственные решения в сфере своей компетенции. Политическая и правительственная ориентация , предполагающая, что различные органы государственного управления должны пользоваться региональной автономией .

Характеристики

  • Передача полномочий от центральной администрации новым физическим или юридическим лицам.
  • Государство предоставляет юридическое лицо децентрализованному органу.
  • Ему присвоены собственные активы и управление, независимое от центральной администрации.
  • Государство осуществляет над ними лишь координирующую и, в исключительных случаях, опекунскую роль.
  • Он основан на принципе автаркии (политическая и экономическая организация государства на основе самодостаточности).

Децентрализация укрепляет демократический характер государства и принцип совместного участия, закрепленный в многочисленных конституциях латиноамериканской правовой традиции.

Формы децентрализации государства

Хотя децентрализация позволяет быстро и своевременно подходить к принятию решений, разгружая группу функций на центральном уровне, она также порождает непропорциональное территориальное развитие, делает невозможной подлинную роль государства в обществе и закладывает основы для формирование местных элит с особыми интересами, которые могут угрожать благополучию общества.

Тема децентрализации продолжает оставаться весьма дискуссионной и весьма сложной, поэтому в модели развития она может быть допустима в одних аспектах и ​​недопустима в других. Необходимо учитывать и анализировать специфические условия каждой страны, не забывая при этом о ее самобытности, ее истории и обычаях. [ 30 ]

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ, или деволюция, передача полномочий от центрального правительства местным властям. Противоположное понятие – централизация – означает, что по закону центральное правительство наделено властью, а местные правительства действуют просто как его представители. Децентрализация может быть политической или административной. О правлении говорят, что оно децентрализовано в политическом смысле, если полномочия по выработке политики делятся между центральными и местными органами. Местные полномочия должны быть значительны по числу и значению, но кроме этого общего утверждения нельзя сформулировать никаких иных принципов. Формы правления сильно различаются степенью свободы действий местных образований по их собственной инициативе. В США на долю штатов оставляют многочисленные и важные вопросы, так что децентрализацию там можно считать довольно обширной. При Веймарской конституции (1919–1933) Германия придерживалась противоположной системы. Функции, оставленные на усмотрение местных властей, были столь немногочисленны и незначительны, что по существу выводили рейх из категории децентрализованных государств. Между этими двумя полюсами – формы правления Канады, Австралии и Швейцарии.

Было бы ошибкой рассматривать понятие децентрализации с чисто правовой точки зрения. Великобритания является в высшей степени централизованным государством, пока речь идет о выработке политики. Каждый местный орган обладает полномочиями, предоставленными ему всемогущим по закону парламентом. На практике, однако, существует сильная традиция местного самоуправления и тем самым – значительная децентрализация. Парламент выносит решения по многим частным законам в отношении муниципальных дел, как правило, приняв во внимание пожелания с мест. Вплоть до установления в 1980-х годах центральным правительством тори во главе с Маргарет Тэтчер строго контроля центра, который должен был противодействовать тенденции городов избирать в местные органы лейбористов, традиционные принципы местной власти редко нарушались.

Административная децентрализация существует, если центральная власть (например, кабинет министров) делегирует региональным учреждениям полномочия по принятию важных решений. Примером могут быть полномочия на окончательное рассмотрение определенных претензий против администрации. Размеры такого делегирования сильно варьируются в разных странах и даже от органа к органу одного и того же правительства. Хотя для повышения оперативности и снижения нагрузки в центральном учреждении считается желательным делегировать значительный объем полномочий подчиненным инстанциям, установить какие-либо принципы, следуя которым можно было бы сделать это единообразно в отношении всевозможных функций, выполняемых правительствами в наше время, крайне сложно. Эксперты в области государственного управления обычно называют такое делегирование не децентрализацией, а деконцентрацией. Если делегирование относительно постоянно, несмотря на возможность его пересмотра центральным правительством, то схема имеет желаемую степень децентрализации с точки зрения тех, кто имеет дело с административными учреждениями.

Во всех национальных государствах долгое время существовала тенденция к централизации, главным образом из-за потребности в единообразии. Всегда присутствовала, однако, и более или менее мощная тяга в противоположном направлении, так как местные или региональные интересы стремились защитить себя от слишком жесткого центрального контроля.

Децентрализация наблюдается также в церквах, профсоюзах, корпорациях, всевозможных добровольных объединениях и других организациях.

Читайте также: