Дарья шатова бесы характер и образ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Прообразы

Шатов

Евгений Ткачук в образе Шатова в одноименной экранизации романа "Бесы":2014 г. Режиссер: Владимир Хотиненко

Евгений Ткачук в образе Шатова в одноименной экранизации романа "Бесы":2014 г. Режиссер: Владимир Хотиненко

Петр Верховенский

Антон Шагин в образе Петра Верховенского в одноименной экранизации романа "Бесы":2014 г. Режиссер: Владимир Хотиненко

Антон Шагин в образе Петра Верховенского в одноименной экранизации романа "Бесы":2014 г. Режиссер: Владимир Хотиненко

Русский философ, Н.А. Бердяев, в своей работе "Духи русской революции" так характеризует этот образ: " Какая же идея овладела целиком Петром Верховенским и довела личность его до распадения, превратила его в лжеца и сеятеля лжи? Это все та же основная идея русского нигилизма, русского социализма, русского максимализма, все та же инфернальная страсть к всемирному уравнению, все тот же бунт против Бога во имя всемирного счастья людей, все та же подмена царства Христова царством антихриста "

Выводы

Таким образом, Достоевский, по моему мнению, предвосхищал то, что революционные события в России произойдут в безрадостной, жуткой и мрачной атмосфере, что не будет в ней возрождения народного . Это будет смута, посеянная такими людьми, как Верховенский.

Любовь к прогрессу, свободе, достоинству человека - это прекрасно. Но когда эта любовь выливается в презрение к своему Богу, к своему народу, к своей стране, начинается бесовщина крайнего либерализма . Служение родине и патриотизм - чувства благородные и возвышенные. Но когда эта любовь к родине обозначает презрение к другим народам и отменяет нравственность, начинается бесовщина крайнего национализма . То есть, в своем романе Достоевский говорит о том, что нет хороших и плохих идеологий, правильных и неправильных. Все они, сосуществуя с другими, отражают важные запросы общества. Страшны те идеи, которые доведены до "абсолюта" и претендуют на тотальность .

Дарья Павловна Шатова или проще Даша - сестра бывшего студента Ивана Шатова. Проживает у Варвары Петровны на иждивении. С ней тайно общался Николай Ставрогин, по всей видимости, у них был роман. Питала самую искреннюю преданность к Николаю Всеволодовичу. Выражала готовность пойти к нему "в сиделки". Об этом можно узнать в Главе 2-3. Вероятно, Даша знала все или почти все о судьбе и похождениях Николая Всеволодовича. В частности, ей было известно о тайной жене Николая Всеволодовича - Марье Тимофеевне, с которой он поженился в Петербурге. Также в неизданной главе "У Тихона", в признательной записке Николай Всеволодович упоминает о одной "девушке, которой открылся почти во всем". Вероятно, это и была Даша, учитывая то, сколько она знает о судьбе Николая Всеволодовича и с каким трепетом к нему относится. Исходя из сказанного в главе "У Тихона", именно Даша посоветовала Николаю Всеволодовичу не совершать двоеженства, и отказаться от замысла жениться на Лизе, будучи уже женатым на полоумной Марье Тимофеевне.

В Главе 1-3 Варвара Петровна задумала женить Дашу на Степане Трофимовиче с целью как-то прикрыть связь Даши с ее сыном Николаем Всеволодовичем. Но помолвке не суждено было осуществиться, так как сперва между Степаном Трофимовичем и Варварой Петровной портятся отношения. А затем и сам Степан Трофимович решает сбежать из города "искать судьбы" (в конечном счете, умерев в небольшом городке под названием Спасов).

Известно, что она имела некоторое (незначительное) отношение к "революционному обществу", будучи родной сестрой Шатова, а также знакомой с Петром Степановичем. Однако, достоверно на страницах романа ее деятельность или даже какая-либо помощь "нашим" не показаны.

Известно также, что она передала капитану Лебядкину деньги от Николая Всеволодовича, когда тот уезжал из Швейцарии в Петербург. Позже Лебядкин станет распускать слухи о том, что якобы она недодала ему денег (будто бы Ставрогин выслал 1000 руублей, а она отдала всего 300). Об этой передаче денег было известно Кириллову, которого о том расспрашивает Липутин в гостях у Степана Трофимовича (очевидно, специально заманивший инженера к Степану Трофимовичу). Кириллов с негодованием отвергает любые подозрения в отношении Даши и заявляет, что "все это слишком похоже на сплетню", после чего покидает Степана Трофимовича. Слух о тысяче рублей был передан Лебядкину неким "наиблагороднейшим лицом".

Характер и внешность

В том же недолгом разговоре со Ставрогиным в Главе 2-3, раскрывается характер Даши. Она заявляет, что "не может быть ничьей женой", и если не будет ухаживать за Николаем Всеволодовичем, то пойдет в сестры милосердия или сиделки. Потому что "не того хочет". Судя по всему, она жертвенная натура.

Как считает Варвара Петровна, Даша "тиха и кротка, способна к большому самопожертвованию, отличается преданностию, необыкновенною скромностию, редкою рассудительностию, и, главное, благодарностию."

И еще: "она ангел кротости!"

Голос имеет ровный, однообразный, но несколько слабый.

Глаза светлые. Двадцать лет.

Детство и взросление

С 12 до 16 лет у Даши была гувернантка мисс Кригс, которой потом внезапно было отказано. Ходили учителя из гимназии, один настоящий француз обучал ее по-французски (ему тоже внезапно было отказано). Бедная вдова из благородных обучала ее на фортепиано. Но главным педагогом все же был Степан Трофимович. Он же ее и "открыл".

Позже, когда Даше было уже семнадцать, Степан Трофимович был поражен ее красотой, и предложил прочесть ей курс по истории русской литературы. Но после первой успешной лекции Варвара Петровна вдруг объявила, что занятий больше не будет.


Пётр Степанович Верховенский


­ Варвара Петровна Ставрогина

Главная героиня, видная помещица, знатная губернская дама, мать Николая Ставрогина, покровительница Степана Трофимовича Верховенского, благодетельница Дарьи Шатовой. Варвара Петровна владеет имением Скворешники и немалым состоянием, доставшимся ей в наследство от отца - богатого откупщика. Ее муж, генерал-лейтенант Всеволод Николаевич, напротив не был богат, но имел большие связи, которые после его смерти она тщетно пытается восстановить. В губернии она имеет большое влияние. Подробнее>>>


­ Степан Трофимович Верховенский


­ Николай Всеволодович Ставрогин

Один из главных персонажей романа, сын Варвары Петровны, воспитанник Верховенского, супруг Марьи Лебядкиной по прозвищу Хромоножка. Краткую биографию и предысторию этого героя рассказывает хроникер Г-в. Николай с детства рос без отца. На каком-то этапе его учителем был Степан Трофимович Верховенский, а затем мальчика отправили учиться в Петербургский лицей. После лицея он служил в элитном полку, но был разжалован из-за участия в дуэлях. Вскоре он сблизился с сыном Верховенского, Кирилловым и Лебядкиным. Подробнее>>>


­ Иван Павлович Шатов

Бывший член тайного кружка под предводительством Петра Верховенского, брат Дарьи Шатовой и муж Марии. Иван Павлович женился на бедной гувернантке Марии, которая через пару недель после замужества оставила его. Шатов - это раскаявшийся нигилист, один из лучших и самых светлых людей в русской литературе. Он родился крепостным у В. П. Ставрогиной, учился у Степана Трофимовича, а затем был студентом университета, из которого был вскоре исключен. Подробнее>>>


­ Алексей Нилыч Кириллов

Инженер-строитель, философ-самоубийца, разработавший теорию самоубийства, как необходимость для человека мыслящего, друг и сосед Ивана Шатова. Это человек, прошедший стремительный путь от религиозности к атеизму, одержимый маниакальными идеями, революционно настроенный и готовый к самопожертвованию. Эти качества в нём своевременно разглядел Петр Верховенский - человек хитрый и коварный. Подробнее>>>


Антон Лаврентьевич Г-в

Рассказчик, именно от его лица ведётся повествование, большой друг Степана Трофимовича Верховенского. Он молодой и честный человек, служащий, всегда был готов придти на помощь не только Степану Трофимовичу, но и другим персонажам.


Юлия Михайловна

Жена губернатора фон Лембке, властная женщина сорока лет, которая помогла мужу стать губернатором. Благосклонно пустила в свой дом Петра Верховенского, который, как оказалось потом, был лидером тайной организации и устроил смуту в их городе.


Андрей Антонович фон Лембке

Губернатор, немец по происхождению. В 38 лет получил наследство и вскоре женился на Юлии Михайловне, которая быстро смогла сделать его губернатором. Писал повести и романы, во всём слушался жену. Во время описываемых событий вёл себя неадекватно, из-за чего был снят с должности.


Лизавета Николаевна Тушина

Дочь Прасковьи Ивановны Дроздовой, подруги Варвары Петровны, которая мечтала выдать её за своего сына Николая. Ей около 22 лет, она очень красивая девушка. Имеет жениха Маврикия Николаевича, который её сильно любит. За границей у неё был роман с Николаем, но тот скрыл, что он уже женат на Марии Лебядкиной. Несмотря на это, она его любит, и однажды проводит с ним ночь, в течение которой понимает, что Николай её никогда не любил. Пойдя на место убийства Лебядкиных, была убита толпой.


Маврикий Николаевич

Жених Лизаветы Тушиной, которую сильно любил. Не сумел спасти её от разъярённой толпы, которая её растерзала.


Дарья Павловна Шатова

Сестра Ивана Шатова, живущая в доме Варвары Петровны, которая узнав, что у неё был роман с её сыном Николаем, хотела выдать её замуж за Степана Верховенского. Свадьба расстроилась из-за писем того сыну Петру, в которых он сообщал о грехах Дарьи и нежелании на ней из-за этого жениться.


Мария Тимофеевна Лебядкина (Хромоножка)

Хромая и практически полностью лишившаяся рассудка девушка. Именно на ней, на спор, женился Николай Ставрогин, который теперь не знал, как от неё отделаться. Брат Игнат, который жил вместе с ней, сильно её бил и пропивал все деньги, которые Николай давал на её содержание. Была убита каторжником Федькой по приказу Петра Верховенского.


Игнат Тимофеевич Лебядкин

Брат Марии Лебядкиной, полностью спившийся и опустившийся человек. Присматривал за ней, за что получал от Николая Ставрогина деньги. Был убит каторжником Федькой по приказу Петра Верховенского.


­ Шигалев

Один из организаторов убийства Шатова, в последний момент, отказавшийся в нем участвовать, идеолог, член таинственного кружка Верховенского, брат Арины Виргинской. Шигалев появился в городе месяца два до начала страшных событий. Поговаривали, что он печатался в знатном петербургском журнале. Лицо его было мрачным, нахмуренным и зловещим. Подробнее>>>


­ Виргинский

Чиновник, один из членов тайного революционного кружка Верховенского, один из участников убийства Шатова, муж акушерки Арины Прохоровны, постоянный слушатель Степана Трофимовича. Это был человек семейный, чрезвычайно тихий и кроткий. На вид ему было лет тридцать, высокий, тонкий и узкий в плечах. Подробнее>>>


Сергей Васильевич Липутин


Лямшин


Толкаченко


Эркель

Молодой человек, один из членов организации Петра Верховенского, а также один из убийц Шатова. Был арестован.


Семён Егорович Кармазинов


Федька Каторжный

Скрывающийся от правосудия каторжник. Был готов на всё. Предлагал Николаю Ставрогину убить Лебядкиных, а когда тот отказался, то убил уже по приказанию Петра Верховенского, который хотел втянуть Николая в свою тайную организацию.


Отец Тихон

Эпизодический персонаж, именно перед ним исповедовался Николай Ставрогин перед самоубийством.


Место и время действия

События романа происходят в 1840–1860-х годах в России, в губернском городе (скорее всего, в Твери).

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Часть первая

Глава 1. Вместо введения: несколько подробностей из биографии многочтимого Степана Трофимовича Верховенского

Одно время Верховенский пробовал писать, но за десять с лишним лет из-под его пера не вышло ни строчки. Мысли о своем ничтожестве он прогонял игрой в карты и шампанским.

Глава 2. Принц Гарри, сватовство

Скандальное поведение Николая вскоре объяснилось белой горячкой. Поправившись, молодой человек поспешил уехать за границу.

Глава 3. Чужие грехи

В поместье приехала Лизавета Николаевна Тушина – бывшая воспитанница Верховенского. Ее мать, Прасковья Ивановна Дроздова, была лучшей подругой Ставрогиной. Узнав, что Иван Павлович Шатов в совершенстве знает три языка, Лизавета Николаевна попросила передать ему, что нуждается в помощнике.

Глава 4. Хромоножка

Глава 5. Премудрый змей

Вскоре пожаловал капитан Лебядкин, объяснивший присутствующим, что его сестра не в своем уме. Он принялся намекать на некую тайну, чем окончательно разозлил Варвару Петровну. Впрочем, она не успела излить на капитана свой гнев, поскольку появился Петруша Верховенский, а вслед за ним – Николай Ставрогин.

Мать прямо спросила Николая, является ли Марья Лебядкина его законной женой. Молодой человек ничего не ответил. Он бережно взял Марью под руку и повел к карете.

Часть вторая

Глава 1. Ночь

Ставрогин отправился к инженеру Кириллову с просьбой стать его секундантом на дуэли с Гагановым, который публично нанес ему оскорбление. Кириллов придерживался той философии, что человек, отрицающий существование Бога, сам становится Богом и ни перед кем не держит ответ за свои поступки.

Затем Николай навестил Шатова, чтобы признаться в том, что Марья Лебядкина является его законной женой. Также он предупредил мужчину о готовящемся на него покушении. Виной тому была идея Шатова о народе-богоносце, но сам он в Бога не верил.

Глава 2. Ночь (продолжение)

Николай вошел в комнату к Марье и предложил ей уехать с ним в Швейцарию, чтобы вести тихую, уединенную жизнь. Однако несчастная сумасшедшая не признала его, принялась кричать и хохотать.

На обратном пути Николая вновь встретил Федька, предложивший устранить проблему с Лебядкиными. Ставрогин рассмеялся и бросил прямо в грязь все деньги, какие у него были.

Глава 3. Поединок

Вернувшись домой, Николай объяснился с Дарьей Павловной и предложил на время прервать их связь, о которой стала догадываться Варвара Петровна. Даша заявила, что ее место рядом с ним и рано или поздно они будут вместе.

Глава 4. Все в ожидании

История с дуэлью благотворно сказалась на репутации Ставрогина. В один момент он стал самой обсуждаемой личностью в обществе. Варвара Петровна была довольна тем, как сложились обстоятельства, и лишь мысль о Хромоножке не давала ей покоя.

Глава 5. Пред праздником

В городе и губернии стали происходить невиданные доселе бесчинства: была осквернена икона, началась эпидемия холеры, участились проявления недовольства рабочих, повсюду полыхали пожары, появились прокламации, призывающие народ к бунту.

Варвара Петровна лично навестила Верховенского, чтоб объясниться с ним. Она упрекнула его в неблагодарности и в том, что он самым подлым образом оклеветал ее.

Глава 6. Петр Степанович в хлопотах

Последний встретился с губернатором, чтобы выдать ему Кириллова и Шатова, причастных к революционным прокламациям в городе. Затем он отправился к приятелям и попросил их непременно явиться на собрание.

К Николаю пожаловал Маврикий Николаевич – жених Лизы Тушиной. Он переживал, что девушка испытывала к Ставрогину сильные, противоречивые чувства, и предложил сопернику жениться на ней. Николай решительно отказал, сообщив о своем браке. После этого разговора он с Петром Верховенским отправился на тайное собрание.

Глава 7. У наших

Петр Верховенский поинтересовался у присутствующих, смогли бы они донести в полицию, если бы узнали о запланированном убийстве. Шатов при всех назвал Верховенского подлецом и покинул помещение. Вслед за ним ушли Ставрогин и Кириллов.

Глава 8. Иван-царевич

Глава 9. Степана Трофимовича описали

Глава 10. Флибустьеры. Роковое утро

Часть третья

Глава 1. Праздник. Отдел первый

Известный писатель Кармазинов прочел присутствующим свое произведение, посвященное принципам нигилизма. Степан Трофимович решил было возразить, но был освистан публикой.

Глава 2. Окончание праздника

Уязвленный Степан Трофимович написал прощальное письмо своей несостоявшейся невесте Дарье Шатовой, в котором просил простить его великодушно.

Чтобы скрасить неприятное впечатление от первой части праздника, было решено устроить бал у предводителя дворянства. В самый разгар праздника всех потрясло известие о пожаре в Заречье и убийстве капитана Лебядкина и его сестры Хромоножки. Андрей Антонович поспешил на место трагедии, где на него упала доска, и он лишился чувств.

Глава 3. Законченный роман

Утром между Лизой и Николаем произошло объяснение. Ставрогин предложил девушке уехать с ним в Швейцарию, но она отказалась, тем самым сильно задев самолюбие Николая.

В Скворешниках появился Петр Верховенский, сообщивший о пожаре и смерти Лебядкиных. Лиза догадалась, что это дело рук Николая, и в истерике убежала от него. Ее догнал Маврикий Николаевич, прождавший ее всю ночь возле дома Ставрогина. Он успокоил Лизу и попросил не прогонять его.

Глава 4. Последнее решение

Глава 5. Путешественница

Глава 6. Многотрудная ночь

Глава 7. Последнее странствование Степана Трофимовича

Последним пристанищем Степана Трофимовича стала крестьянская изба. Перед смертью он познакомился с книгоношей Софьей Михайловной, которой, словно на исповеди, рассказал всю свою жизнь. Ночью у Верховенского случился приступ. Послали за Варварой Петровной, на руках которой он и скончался.

Глава 8. Заключение

Заключение

На примере общества небольшого губернского городка Достоевский хотел показать всю опасность атеистических и радикальных революционных идей, которые все больше охватывали умы современников писателя.



Владимир Хотиненко

Опять – форма без содержания, пустой номер…

Так бы и сидеть ему в своем кабинете с сачком и микроскопом, пинцетом, банками, булавками, бумажными пакетиками, разглядывать витрины с бабочкой-адмиралом, бабочкой-многоцветницей и другими крылатыми особями.

Не перечесть всего, что в фильме или сильно не дотянуто, или грубо пережато. Так, в фильме Ставрогин идет к Тихону не тогда, когда ночь с Лизой еще впереди, а когда она уже позади, и Лиза погибла, и тайна его брака с Хромоножкой всем известна; а значит, визит к архиерею теряет смысл: то новое ужасное преступление, от которого пытался предостеречь Ставрогина Тихон, уже произошло.

В романе тоже есть подпоручик, который выбросил из своей квартиры два хозяйских образа и один из них изрубил топором. Книгоноши при этом не оказалось, но не потому, что автор романа веровал слабее, чем автор картины, а потому, что был прежде всего художником и не терпел назиданий в лоб.

Теперь – о финале картины.

Романный Петр Верховенский действительно избежал наказания и скрылся в Швейцарии. Как и его прототип Нечаев, он и там не будет сидеть тихо-мирно, а снова пустится в политические авантюры.

Но почему в эпилоге картины сериальный Петя идет по заснеженному альпийскому лугу к дому, купленному Ставрогиным в кантоне Ури, где теперь, пять лет спустя, живет Дарья Шатова и, видя ее благосклонную улыбку, победно ухмыляется в ответ? То ли она его ждет? То ли у них давний уговор? То ли он имеет виды на ее сына, пятилетнего Колю, которого Даша (у Достоевского) могла родить, но не родила?

Но коль скоро автора романа в наличии нет, режиссеру всё позволено, и Даша, волею Хотиненко, рожает-таки ставрогинского ребенка. Теперь они с Петей будут растить его вместе? Бедная Даша, бедный Коля, достающий из снега отцовскую булавку для накалывания бабочек. Мальчик разглядывает ее и вкалывает себе в воротник пальтишка.

Фото: mosfilm.ru

Хотиненко любит повторять, что записные тетради Достоевского – его настольная книга. Но как раз там ясно сказано о неудачной беременности Даши, и это не столько случай ее женского нездоровья, сколько метафизический феномен: сыновья Ставрогина не жильцы на этом свете (как и киношные бабочки из его коллекции, которых в конце концов склевали куры).

С Петрушей же – одна та радость, что его прототип, провокатор и убийца, не через пять лет, а раньше, через три года после бегства из России, будет выдан швейцарской полицией российским властям и осужден. Из Петропавловской крепости он уже не выйдет.

Несколько принципиальных слов о главных действующих лицах и исполнителях. Маковецкий, Матвеев, Шагин, Шалаева играют и виртуозно, и самозабвенно, но совсем не то и не тех.

М. Матвеев, по его собственному признанию[6], играет Ставрогина, шизофреника, одержимого гитлеровской идеей, то есть человека с фундаментальным расстройством мышления и сознания. Актер специально знакомился с психиатрами, изучал разные истории болезни. По версии картины, Ставрогин болен буквально, хотя в его болезнь не очень верится.

А. Шагин умеет очень увлеченно рассказывать, как он работал над ролью Петра Верховенского[7]. Пока он говорит, ему хочется верить: и в то, что они с режиссером искали в Петруше хорошее, но не нашли, и в то, что он, как ртуть, неуловим и не оставляет следов, и в то, что эта роль помогла вытащить из себя некоторых своих бесов. Может быть. Но на экране Шагин так нарочит, так шаржированно изображает абсолютного злодея, так противно танцует со свиньями, что обидно. И за роль, и за актера, который все время ломается, жеманничает, скалит зубы, демонстративно, даже за чаем, не снимает перчаток, выпучивает глаза, пронзительным голосом нараспев произносит все свои гнусности. Просто опереточный мерзавец.

Но Достоевский знал, как непрост прототип Петра Верховенского, как умел он очаровывать людей, как подбирался к Бакунину и Герцену, и мы знаем, что Нечаев, узник Петропавловской крепости, сумел распропагандировать охрану этой легендарной тюрьмы.

М. Шалаева талантливо играет актрису, которая по-театральному утрированно репетирует роль Марии Лебядкиной: слишком много клоунады и эксцентрики, слишком нарочита ее истерика, слишком сильно актриса таращит глаза, ненатурально вращает зрачками, скрипит голосом и пришепетывает.

Но – глаз отдыхает на капитане Лебядкине, Шатове и Кириллове; сердце радуется достоверности их существования, искренности переживаний. Да еще спасибо черным тучам, громам, молниям, ливням и полнолуниям, регулярно появляющимся в картине; они честно играют самих себя. Про остальных персонажей умолчу, как и про то, что экранизирован не столько роман, сколько отдельные цитаты из него в произвольном порядке и осмыслении.

Читайте также: