Даосизм в китае культура традиции кратко
Обновлено: 05.07.2024
Зародился и развивался именно в Китае. Даосизм для китайцев – это не просто религия, а целая система жизненных ценностей, включающая в себя широкий спектр знаний от философии до этикета.
Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других, стоящих на другой ступени развития, государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.
Даосизм – китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки.
Даосизм – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао – своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Дао даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.
Даосизм ставит перед человеком задачу добиться слияния его души с мировым порядком Дао.
Основоположником даосизма традиция предполагает легендарного Жёлтого Императора Хуанди.
Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы, который в форме афористических парадоксов пытался объяснить суть первозданности в которой противоположности сами собой переходят друг в друга или совпадают. Весь мир идет предначертанным путем (дао), и мудрость состоит в том, чтобы не вмешиваться в ход бытия, а лишь угадывать свое место в нем. На основе парадоксальной мысли искал истину, привлекая внимание, поражая своей необычностью и самоутверждаясь.
На практике даосские жрецы превратились в гадателей, шаманов, определяющих, например, соотношение злых и добрых сил в данной местности. Иногда по совету даосов люди покидали города и деревни или, наоборот, усиленно заселяли какие-то земли. Возможно, под влиянием даосизма верховным божеством в конце эпохи Чжоу стало небо (Тянь). Даосизм не поощрял активных действий, направленных на изменение существующего общественного строя.
Представители даосизма верят в то, что энергия и ритм космоса присутствуют в каждом из нас в качестве основы нашей жизни, даже если мы забыли об этом. Все, что мы должны сделать, это вернуться к Дао (Пути) внутри нас, чтобы обрести новое ощущение мира и гармонии со всем сущим.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
ВОИНСТВУЮЩИЙ ДАОСИЗМ
ВОИНСТВУЮЩИЙ ДАОСИЗМ Три идеологии оспаривали друг у друга первенство в Китае; даосизму выпала самая худшая доля. Конфуцианцы занимали первые места в бюрократических системах империй Цзинь и Сун; буддисты обрели приют при дворах тибетских, тангутских и хуннских царей;
Глава 19 Даосизм
Глава 19 Даосизм Верхи китайского общества жили по конфуцианским нормам, исполняли обряды и ритуалы в честь предков, Неба и Земли, согласно требованиям Лицзи. Любой из тех, кто находился выше уровня простолюдинов или стремился выдвинуться из их среды, должен был подчинить
Даосизм в Цинь-Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.)
Даосизм в Цинь-Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.) Проповедь долголетия и бессмертия обеспечила даосским проповедникам популярность в народе и благосклонность императоров, отнюдь не безразличных к своей жизни и смерти. Насколько можно судить, первым, кто соблазнился этой
Даосизм о достижении бессмертия
Даосизм о достижении бессмертия Тело человека являет собой микрокосм, который, в принципе следует уподобить макрокосму, т. е. Вселенной. Подобно тому как Вселенная функционирует в ходе взаимодействия Неба и Земли, сил инь и ян, имеет звезды, планеты и т. п., организм
Даосизм
Даосизм
Даосизм Зародился и развивался именно в Китае. Даосизм для китайцев – это не просто религия, а целая система жизненных ценностей, включающая в себя широкий спектр знаний от философии до этикета.Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы
Даосизм
Даосизм
Даосизм В научном китаеведении отличают даосизм философский от даосизма религиозного. Это совершенно различные понятия.Основоположником даосизма по традиции считают Лаоцзы, жившего в конце VII — начале VI вв. до н. э. Достоверных сведений о нем история не оставила. Его
Конфуцианство, даосизм и буддизм
17. Даосизм
17. Даосизм Одним из важнейших направлений развития мировоззренческой мысли в Китае был даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти начала постигаются не рациональным путем, а с помощью прямого понятийного проникновения в природу
Религиозный даосизм и буддизм
Религиозный даосизм и буддизм На создание всей даосской доктрины, как и на формирование структуры даосской церкви, оказал очень большое влияние буддизм, который в начале нашей эры стал энергично распространяться в Китае. Проблема взаимоотношений и взаимовлияний почти
3.4.4. Даосизм и конфуцианство
Даосизм
Даосизм Если Истину произречь, Суть погибнет, а выйдет речь. Если имя ты назовёшь, То не имя оно, а ложь.[611] Даосизм — национальная религиозная система древнего и современного Китая. Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде
Учение Конфуция и даосизм
Даосизм
Даосизм Лао-цзыКонфуцианская мораль имеет некоторое сходство с другим универсальным и многогранным направлением религиозно-философской мысли Китая – даосизмом. Основоположник этого учения Лао-цзы, как и Конфуций, видел в добродетели проявление настоящей природы
Даосизм – одна из самых древних религий на Земле. Его истоки уходят корнями в архаичные шаманские практики. По легенде, основы даосизма заложил Желтый император – Хуан Ши.
Что такое Дао?
Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек.
Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.
Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.
Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.
Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.
Формы проявления даосизма
Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества:
Философско-этическая — помогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле.
Мистическая – воспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных бытовых проблем. Эта форма прививала нравственные ценности и определённые нормы поведения.
Научная – в поисках мифического эликсира бессмертия даосские монахи изобрели множество полезных предметов и веществ. Порох, фарфор, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Также в рамках даосизма появлялись первые теории возникновения земли и неба, людей и всех живых существ.
В наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цигун. Все эти практики выросли на базе даосизма.
Кратко об основных идеях даосизма
Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения.
Главная задача даосизма состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной.
Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному Дао.
Монахи жили изолированно и не допускали непосвященных к лицезрению своих ритуалов. Их обряды всегда интересовали простых смертных, но монахи свято хранили свои тайны и передавали свои секреты только посвящённым ученикам.
Монастыри состояли из множества изолированных небольших полутемных келий, в которых монахи предавались размышлениям в попытках познать вечное Дао. Они иначе смотрели на социальные преобразования. Поскольку даосизм проповедует принцип неделания, то любые попытки изменить мир рассматривались как посягательство на основы вероучения, а созерцательность и уединение, наоборот, помогают слиться с Абсолютом и прожить тысячу лет в гармонии с Небом.
Поэтому особо рьяные последователи учения уходили в горы и вырубали себе каменные кельи, чтобы в полном уединении добиться бессмертия. Причем даосизм, наверное, единственная религия, которая не использует понятия Рая и Ада. Рай – это и есть бессмертная жизнь, дарованная великим Абсолютом, проведенная в размышлениях и созерцании чудес мироздания.
Мужское и женское начало в даосизме
В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского.
Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной. Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского — активность, мощь и активный образ жизни.
Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.
Обряды в даосизме
В отличие от всех других религий, даосизм не имел пышных и торжественных ритуалов, даосы проповедовали обращение к живой природе и принцип созерцательности. На обрядах не могли присутствовать непосвящённые. По этой причине и не существует даосских храмов. Единственными религиозными постройками даосов были только монастыри.
В настоящее время в Китае довольно много последователей данного учения, постоянно открываются новые монастыри и порой монахи демонстрируют свои достижения в овладении боевыми искусствами перед зрителями.
Как говорилось ранее, в Древнем Китае сложилась уникальная религиозная ситуация. Ещё в глубокой древности религиозные воззрения приобрели характер философских учений , которые взаимовлияли и взаимодополняли друг друга.
В 6 веке до н.э. в Китае появляются два фундаментальных философских учения – Конфуцианство и Даосизм , повлиявших на дальнейшее формирование культуры этой страны. И если в прошлой статье, я рассказывала о конфуцианстве , то эта статья об основных положениях даосизма.
Говорят, что Лао Цзы родился стариком (так можно перевести его имя), и что мать зачала его не от человека, а чудесным образом. Всю жизнь проработав архивариусом, собрав множество знаний (в том числе и древнюю мудрость), он вынужден был покинуть родину. Легенда гласит, что на границе, таможенник, понимая, с кем имеет дело, попросил мудреца оставить хоть что-то на память. И тогда Лао-Цзы записал свои мысли, ставшие главной книгой даосизма. Сам же он исчез в неизвестном направлении, и может быть всё ещё жив, ведь его учение предлагало путь к бессмертию.
Его невозможно познать с помощью органов чувств и человеческого разума, с ним лишь можно слиться воедино. Это и есть высшее благо, по мнению Лао-Цзы.
Очень много даосизм впитал из более древних натурфилософских концепций об устройстве вселенной. В частности, учения о Ян, Инь и У-син , которые влились в него, и стали неотъемлемой частью философии даосизма.
По мнению последователей учения Лао-Цзы, это слияние с вечным Дао давало возможность и личного бессмертия (или, как минимум, долголетия), которого можно было достигнуть, встав на путь аскетизма и следуя определённым правилам:
1) ограничение до минимума в еде;
2) выполнение определённых физических и дыхательных упражнений;
3) совершение не менее тысячи добродетельных поступков;
Даосизм, стал своеобразным противопоставлением конфуцианству. Если последователи Конфуция считали приоритетным социальные стороны жизни личности, её функционирование, как "винтика" в структуре общества и государства, то приверженцы даосизма видели идеал в естественном развитии индивидуума, как элемента природы и вселенной.
Интересно, что эти две религиозно-философские системы, предлагая разные подходы и концепции к вопросу о месте человека в мире, не привели к религиозным войнам, а, в какой-то момент, стали взаимодополняющими, и в одинаковой степени повлияли на формирование классической китайской культуры.
Однако и они не стали единственными в системе верований и учений, получивших распространение в Китае. Наряду с конфуцианством и даосизмом большое влияние на эту цивилизацию оказал чань-буддизм , о котором также коротко я расскажу в следующей статье.
Если вас интересует культура древнего и средневекового Китая, то могу предложить вашему вниманию следующие публикации по этой теме:
Если вы интересуетесь историей религий , то краткие сведения о различных религиях и верованиях, вы можете найти в моих публикациях:
Висячий храм на Хенг-Шане, священной даосской горе на севере Китая. Всего существует пять главных священных гор, которые и сегодня являются центрами даосизма, и еще бесчисленное множество менее значительных разбросаны по всему Китаю. Священные горы, как правило, ассоциируются с мудрецами и теми, кто, как утверждается, обрел бессмертие.
Даосизм содержит некоторые элементы шаманизма, древнейшей религии Китая, которая включает в себя веру в существование двух миров: физического и духовного. Общение с духовным миром осуществляется при помощи шаманов, которые для этого входят в состояние, подобное трансу.
Многие из шаманов жили в таких местах, как великие священные горы.
Даосизм возник как самостоятельная религия в 1 веке нашей эры и обещал исцеление, благополучие и общение с божествами. Во многих своих аспектах это был видоизмененный шаманизм с усовершенствованной космологией.
Фэншуй
Фэншуй используется для установления или поддержания равновесия инь и ян в какой-либо местности. Это древнее искусство также является способом выявления потоков ци в домах и над природными объектами. Фэншуй основан на концепции, что мир живет благодаря силе, которая придает форму земле и всей жизни на ней. Когда люди строят дом, роют могилу или прокладывают дорогу, они должны искать гармонию с потоком энергии, окружающим их, чтобы здания облагораживали ландшафт, а не доминировали в нем.
Призраки и духи
Борьба с призраками и злыми духами — существенный аспект даосизма, и все его великие деятели были экзорцистами.
Меч-духолов Чанг Тао Линга (примерно II век н.э.) служил предметом поклонения почти два тысячелетия, пока коммунисты не изъяли его. А его амулеты до сих пор продаются в даосских храмах.
Гадание
Священники, монахи и монахини
В даосизме есть как священники, так и монашество. Даосские священники обычно служат в храмах в городских местностях, в то время как монахи и монахини обитают в особых местах, таких как священные горы. Только в одном направлении даосизма монахи и монахини блюдут полный целибат, в других им дозволено жениться. Священники и монахи обеспечивают непрерывность поклонения и передачу священных даосских текстов — более 1440 книг — от поколения к поколению.
Читайте также: