Даосизм о дао о бытии и небытии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Даосизм. Китай считается родиной философии и древних учений. Вместе с буддизмом и конфуцианством огромное влияние имел и даосизм. Истоки религия берет в шаманской практике и магии, поэтому она считается одной из древнейших в мире. У учения Дао свои обряды, формы проявления и постулаты. Желающим познать эту религию понадобятся десятилетия, чтобы изучить все ее тонкости.

Особенности учения Даосизма

Дата появления даосизма — примерно пятое столетие до нашей эры. Понятие соединило черты религии и философии. Дао цзя — трактаты, изучение бытия, получение знаний о Вселенной, а дао цзяо — это вера в высшие силы и проведение духовной практики. Но разделение практически незаметно, поэтому даосизм рассматривают как совокупность аспектов. Бога в учении нет, есть только дао. Этим термином называют Вселенную, путь ее достижения и самосовершенствования. Цель любого монаха, исповедующего эту философию — слиться с дао.

Дата появления даосизма — примерно пятое столетие до нашей эры

Даосизм

Конфуцианство имеет несколько схожих определений. Но в этом учении дао называют правила гуманизма и моральные принципы. Человек должен совершенствоваться: изучать точные науки, музыку, письму, разным видам спорта.

Вмешиваться в размеренное течение жизни не нужно, лучше подчиниться ему.

Основоположники религии

Окончательно даосизм сформировался только ко второму веку нашей эры. Основой для учения стали шаманизм южнокитайских провинций, магические обряды области Ци и философия северных регионов.

Основоположников всего три:

Существует несколько легенд об основателях даосизма. Одна из них рассказывает об императоре Хуан Ди. Его биография покрыта тайнами, а в гробнице лежит только его одежда. Считается, что сам император вознесся на небеса.

Существуют свидетельства о личном знакомстве мудреца с Конфуцием. Лао критиковал философа за слишком активную социальную жизнь. Именно поэтому он основал собственное учение, где были совершенно другими основные идеи. Кратко даосизм — это противоречие конфуцианства.

Дальнейшая судьба мудреца осталась неизвестной. Он либо доживал свои годы в Тибете, либо в Индии, где принял буддизм. А также есть мнение, что он отправился на земли, которые позже стали Киевской Русью. Книгу Лао Цзы дополнил своим трактатом Чжуан Чжоу. Он жил в 4−3 столетии до нашей эры и также изучал даосизм.

Этапы развития Даосизма

В первом веке до н. э. начали появляться школы даосизма. Со временем они изменялись, а некоторые сливались в одно заведение. Главные учреждения:

  • школа Небесных наставников;
  • Цюаньчжэнь;
  • Маошань;
  • Линбао.

В южных регионах во времена после господствования монгольских племен открылась школа Цюаньчжэнь. Маошань или Шанцинь существовала до 14 века. Здесь ученики практиковали общение с духами и высшими силами. Линбао делала уклон на медитацию, она больше напоминала буддийскую школу.

В пятом столетии приверженцев даосизма стало больше: к ним добавились отшельники, мечтавшие о долголетии. Учение в это время превращается в религию, а его целью становится стремление к бессмертию. Тогда было всего 250 трактатов с основными определениями, принципами и концепциями. А сегодня существует более 1500 книг и сочинений.

основные идеи даосизма

Основные идеи Даосизма

Даосизм не считается традиционной религией. В его основе лежит принцип равенства человечества. Благодаря этому философию изучали разные категории людей. Но в Средние века возводили монастыри, куда допускали только просвещенных монахов.

В 17 веке правила династия Цин, которая поощряла гонения на философию. Правители считали учение лженаукой, поэтому приказывали сжигать книги, разрушать монастыри, наказывать сторонников даосизма. Реабилитация началась только в 60-е годы прошлого столетия. Но современная философия отличается. Ее основой стали медитации и магические обряды.

Учение прославилось на западе благодаря уникальным боевым искусствам, дыхательным упражнениям, направлению фен-шуй.

Формы проявления

Даосизм разделялся на несколько форм. Так происходило потому, что необходимо было удовлетворить вопросы и интересы разных слоев общества. Существует три формы проявления учения:

  • мистическая;
  • научная;
  • философско-этическая.

Основные понятия Даосизма

Основные понятия Даосизма

Бедные слои населения отправлялись к монахам, чтобы получить советы и предсказания. В этом заключалась мистическая сторона даосизма. Благодаря такому воздействию просвещенных простым крестьянам прививали моральные ценности и нормы поведения.

Монахи постоянно пытались найти секрет бессмертия. Ходили легенды, что Чан Таолинь — один из сторонников таоизма — нашел рецепт эликсира вечной молодости. Но позже он был утерян, хотя самому монаху долгое время поклонялись и считали, что он жил в горах отшельником.

В результате следующих поисков и занятий алхимией появилось много полезных для человека предметов — компас, порох, фарфор, стекло, стенобитные орудия. Первые теории о возникновении людей и других живых существ, неба и земли также появились благодаря постоянным размышлениям монахов.

На основе даосизма создавались этика и философия. Учение помогало самовыражаться образованным слоям населения. Но при этом соблюдалось всеобщее равенство на духовном уровне. С помощью философии даосизма можно было объяснить суть человеческого бытия и мировоззрения, цель жизни.

Главные постулаты

Вселенная в даосизме — это макрокосм, а человек является микрокосмом. Смерти монахи не боятся, так как она означает всего лишь соединение с дао. Учение не принимает личности, формы и цвета. Все мирские радости воспринимаются как пустота, а человек должен только наблюдать за происходящим, но не вмешиваться.

При этом просвщенные пытаются привить остальным умение различать зло и добро, с помощью медитации заглядывать в свой внутренний мир и добиться гармонии с окружающими. Постичь дао можно только в том случае, если соблюдать древнекитайские постулаты:

  • насыщение души;
  • питание тела;
  • у-вэй.

Основные формы Даосизма

Основные формы Даосизма

Питание души заключалось в том, чтобы поддерживать ее качества. Кормить своих демонов нельзя, так как это отдаляет человека от счастья. Монахи и все, кто изучает даосизм, должны питаться без издержек. Нужно соблюдать диеты и посты. А идеальный вариант, указанный в трактатах — насыщать организм только росой с растений и собственной семьей. Обязательно выполнение физических и дыхательных упражнений. Сексуальные отношения разрешены, но только с одним постоянным партнером.

У-вэй в даосизме — это недеяние, то есть невмешательство в переменчивость вселенной. Понятие состоит из двух иероглифов: У — небытие или отсутствие, Вэй — деяние, осуществление. Человек не должен делать что-то целенаправленно, так как взаимодействие с космологическими порталами может привести к плохим последствиям.

Познать дао непросто. Придется забыть об эгоизме, самодостоинстве и личности, соотнести себя с окружающим миром и стать его частью. Даже во время выполнения простых дел нужно останавливать мысленный поток.

Столпы и сокровища

Методов, или столпов даосизма всего восемь. Их нужно придерживаться, чтобы оздоровиться и достигнуть гармонии с окружающим миром. Заключаются они в следующем:

  • философия;
  • обновление;
  • питание;
  • забытая еда;
  • лечение;
  • сексуальная мудрость;
  • совершенство;
  • успех.

Первый столп необходим для познания общественных и природных законов, сущности бытия и цели жизни. Под обновлением стоит понимать проведение медитаций и практик для улучшения здоровья. Что касается питания, то нужно полностью отказаться от мяса и другой животной пищи. Забытая еда означает, что на время строгих диет и постов есть вообще нельзя. Придется жить исключительно на воде.

Извлечение — это распределение энергии по всему телу с помощью акупунктуры и манипуляций с массажем. Секс в даосизме рассматривается только как метод укрепления искренних чувств и один из видов терапии. Седьмой столп — совершенство. Человек должен постоянно развиваться и искать новые здания. А успех означает постановку и достижение целей, выполнение планов.

Лао Цзы называл три сокровища даосизма:

Первое сокровище — это энергия милосердия, жизни и любви. Цзянь означает рациональную экономику. Это касается и внешнего вида людей. Не стоит много внимания уделять своей одежде и прическе. Достаточно быть опрятным и чистым. Шэнь — это символ разумного духа.

Мужское и женское начала

Уже ставший национальным китайский знак Инь-Ян известен давно. Впервые его изобразили еще в 4 веке до нашей эры. Даосские монахи нарисовали круг, разделенный на две части. Одна характеризовала женское темное начало, а вторая — мужское светлое.

Считалось, что эти два понятия не могли существовать по отдельности. От них зависела судьба человека. Так и судьба человека не может быть исключительно светлой или темной. Женское начало характеризуется равновесием и спокойствием, а мужское — мощью и активностью. Это как две противоборствующие стихии. Но они не могут в природе существовать друг без друга, как и составляющие знака Инь-Ян.

Если в человеке одно из начал преобладает над другим, то его судьба может сложиться неправильно. Считается, что такие люди не смогут познать дао, поэтому им не стоит и начинать обучение.

Положения и обряды

Дао сравнивают с Абсолютом, оба эти понятия имеют множество значений. Первое — сила, которая породила все вокруг. Она не имеет формы, имени и постоянства, ее невозможно постичь. Дао считается также первоосновой жизни и главным человеческим законом.

Так называют начало и конец всего, что существует, самого бытия. Дао — это мировой порядок, гармония между человеком и миром. Учение считается вечным путем, постоянным способом достижения высших целей.

Хотя у дао нет формы, оно дает ее всем окружающим предметам. Только философия постоянна, а все остальное — временно. Противоположные вещи в нем объединяются в единое целое. Дао — это пустота, но именно она помогает познать бессмертие и счастье. Есть один интересный исторический факт. Сам Лао Цзы сравнивал пустоту с комнатой. В помещении важны не стены, а пространство между ними. Так происходит и в дао.

Даосизм — удивительная религия. Она не предусматривает проведения торжественных ритуалов, но нужно постоянно обращаться к силам природы и созерцать происходящее вокруг. Обряды проводили публично, на них могли находиться и непосвященные. Из-за этого нет и храмов, сохранились только монастыри.

Уникальное учение даосизм появилось более 25 веков назад. За это время оно несколько раз изменялось, находилось под запретом и было восстановлено. Настоящие даосы питают свою душу, они не задумываются о физическом теле.

Естественный ход жизни они не нарушают, как и не вмешиваются в судьбу других без их просьбы. Но если человек хочет постичь философию, то монахи расскажут ему все, о чем знают сами, когда он будет готов к восприятию новых знаний.

Даосизм — удивительная религия. Она не предусматривает проведения торжественных ритуалов, но нужно постоянно обращаться к силам природы и созерцать происходящее вокруг

Даосизм

Даосизм — китайское религиозно-философское учение, история которого насчитывает 25 веков. Согласно даосизму, постижение и подчинение законам этого учения приносит человеку наивысшее счастье, позволяет обрести бессмертие души. Путь постижения Дао тернист и нелегок, требует соблюдения правил питания телесной и духовной пищей, а также соблюдения концепции недеяния.

История

Фото 2

Даосизм является одной из древнейших религий. Принципы даосизма коренятся в древних практиках китайских шаманов.

Даосизм появился в эпоху, когда китайское общество было разрознено, в атмосфере постоянной борьбы за власть, кровопролитных столкновений и политического хаоса. Первоначально новое учение было популярно среди бедняков, которых привлекала его центральная идея — равенство всех людей, наличие у каждого человека права на жизнь и свободу.

Фото 3

Первые даосисты мечтали о появлении справедливого общества и прекращении распрей. Во 2 веке н. э. учение распространилось по всем землям Китая, появились первые даосские школы. По мере того, как численность даосистов росла, монахи стали организовывать крестьянские бунты против властей.

Одновременно они просвещали неграмотных крестьян, вели беседы о цели рождения человека, границах добра и зла, учили их жить в гармонии с природой. Позднее, к 5 веку, монахи начали целиком уходить от мирского и создавать закрытые, уединенные монастыри, где они предавались служению Дао. Некоторые становились отшельниками и поодиночке селились в горных пещерах.

Существовало несколько форм даосизма, каждая из которых соответствовала интересам разных слоев общества:

  • мистическая — была распространена у простого народа. Ее функцией было воспитание человека, развитие нравственности и приверженности нормам поведения в обществе. Для нее характерны упрощенные представления о Дао в сочетании с суеверностью. За решением духовных проблем простые люди обращались к просвещенным монахам;
  • научная — исповедовалась монахами, многие из которых были и учеными. Научными изысканиями даосских монахов двигало стремление получить эликсир бессмертия, при этом в процессе поиска они сделали много важнейших изобретений, таких например, как стекло, порох и фарфор. Монахи значительно обогатили даосизм и китайскую культуру: они создали теории возникновения мира и человека, учение фэн шуй, у-шу (философия и боевое искусство), цигун (йога и дыхательная гимнастика);
  • этическо-философская — была распространена только среди образованной элиты общества, фокусировалась на экзистенциальных вопросах ценности бытия, цели и смысла жизни, а также на сфере чувств.

Философия даосизма

Фото 4

Дао — незыблемый Абсолют, которому подчиняется все сущее, в том числе и каждый человек. Дао — пустота, творящая все сущее. Лао-цзы сравнивал его с комнатой, писав о том, что в комнате важнее не стены, а пустое пространство внутри этих стен.

Из-за этого и некоторых других различий конфуцианство и даосизм находятся в противоречии друг другу.

Путь Дао соткан из нескольких составляющих:

  • особое питание тела, исключение из рациона физической пищи;
  • физические тренировки, полное подчинение тела разуму;
  • недеяние (невмешательство) — полный отказ от целенаправленной деятельности, попыток изменить свою жизнь усилием воли, отдача себя и своей судьбы на волю Природы.

Из принципа недеяния Лао-цзы вывел принцип, по которому следует выстраивать управление обществом и государством. Согласно ему, идеальным правителем является тот, кто стремится как можно меньше вмешиваться в жизнь общества, по возможности отказывается от реформ, позволяя людям жить, повинуясь воле небес и решать свои проблемы самостоятельно.

Фото 5

Лао-цзы сформулировал три добродетели даосизма:

  • ци (жизненная энергия);
  • шэнь (разумный дух);
  • цзянь (энергия экономии).

В даосизме и человек, и Вселенная существуют вечно. Физическая смерть означает слияние души с Дао. Все, что доступно человеку, — это наблюдение и созерцание. Любая попытка нарушить естественный порядок жизни бесплодна.

За душу человека идет постоянная борьба между демонами и божественными духами. Исход этой борьбы зависит от самого человека, его поведения: совершая добрые дела, он подкармливает добрых духов и приближает себя к постижению Дао. Совершая злые поступки, подкармливает демонов, и его дух слабеет.

В даосизме важное место занимают понятия женского и мужского начал — Инь и Ян. Знаменитый круг из черного и белого начал, неразрывно связанных друг с другом, был придуман даосскими монахами в 4 веке до н. э. Как жизнь не может быть только светлой или только темной, так Инь и Ян могут существовать лишь в симбиозе.

Фото 6

Мужскому началу приписывается активность и сила, женскому — равновесие и спокойствие. В даосизме лишь человек, в котором оба начала пребывают в равновесии, способен вести правильную жизнь и достигнуть Дао.

Еще одна особенность даосизма — отсутствие торжественных и пышных ритуалов, присущих многим другим религиям. Кроме того, не существует даосских храмов или молитвенных домов, потому что в обрядах даосистов могут участвовать лишь посвященные.

Единственные религиозные постройки даосов — монастыри, число которых в современном Китае стремительно растет. Монахи все чаще устраивают представления для публики, демонстрируя владение боевыми искусствами.

Образ жизни даосиста

Обязательны регулярные физические упражнения и дыхательные практики. Часто даосисты используют акупунктуру и особый массаж, которые, по их убеждению, распределяют энергию равномерно по всему телу и повышают эффективность ее расходования. Приветствуются сексуальные отношения с постоянным партнером. Секс рассматривается как терапия и средство для укрепления отношений.

Видео по теме

Кратко о сути даосизма в видеоролике:

Даосизм вобрал в себя черты как философии (познание законов бытия и Вселенной, поиск смысла жизни и предназначения человека), так и религии (вера в Абсолют, приверженность догмам, религиозные практики). Соединение этих элементов дало учение, не похожее ни на какое другое.

Лао Цзы - существо полулегендарное. По одной из версий, он был рожден от падающей звезды; по другой - беременность его матери протекала несколько десятилетий и он появился на свет уже седобородым старцем; по третьей - родился из собственной утробы, являлся миру семьдесят два раза и пр. Некоторые современные ученые полагают, что Лао Цзы никогда не существовал или жил намного позднее, а Дао-дэцзин написан различными авторами. Однако принято считать, что родился он в 604 г. до н.э. и жил то ли 160, то ли 200 лет. Его дело продолжили спустя почти 200 лет Чжуан Цзы (ок. 369-286 гг. до н.э.), Ле Цзы, Ян Чжу. Во II в. до н.э. даосизм приобретает черты религии, а в эпоху средневековья уже становится одной из трех основных религий, наряду с конфуцианством и буддизмом.

Центральными понятиями даосизма являются: дао, дэ и у-вэй (недеяние).




Если следовать Дао, все будет идти своим чередом, развиваться естественно и гармонично, тогда возможно бездействие (у-вэй, т.е. недеяние), которое приводит к полной свободе, счастью, успеху, процветанию. Всякое же действие нарушает вселенское равновесие, ухудшает космическое совершенство. Вселенную и мир нельзя улучшить; самое разумное, что мы можем сделать - отойти в сторону и дать всему возможность реализовать прирожденные качества. Мудрый правитель не будет вмешиваться в управление страной, его держава при этом будет только процветать (современная действительность иногда заставляет согласиться с подобным представлением).

Познание. Итак, Дао двойственно:

1. Это и хаос, порождающий все сущее, содержащий все свойства и качества, возможность всего, единый и невыразимый: «смотришь на него, но не видишь, слушаешь его, но не слышишь, ловишь его, но не можешь поймать [2, с. 271]. Это Дао текуче, изменчиво, неуловимо, но умопостигаемо, безымянно и подлинно.

2. Дао, обладающее именем, проявленное, реализовавшее себя и чувственно воспринимаемое множество всего сущего, или Дэ.

Хотя может показаться, что даос погружен только в себя и ему нет дела до мира, это не так, он думает о государстве и обществе, но не кичится этим: настоящий человек не показывает себя. А кто показывает, тот не настоящий человек. Мудрецу совершенно безразлично, что думают о нем другие. Он сверяется с самим Дао и следует ему.

Лао Цзы - существо полулегендарное. По одной из версий, он был рожден от падающей звезды; по другой - беременность его матери протекала несколько десятилетий и он появился на свет уже седобородым старцем; по третьей - родился из собственной утробы, являлся миру семьдесят два раза и пр. Некоторые современные ученые полагают, что Лао Цзы никогда не существовал или жил намного позднее, а Дао-дэцзин написан различными авторами. Однако принято считать, что родился он в 604 г. до н.э. и жил то ли 160, то ли 200 лет. Его дело продолжили спустя почти 200 лет Чжуан Цзы (ок. 369-286 гг. до н.э.), Ле Цзы, Ян Чжу. Во II в. до н.э. даосизм приобретает черты религии, а в эпоху средневековья уже становится одной из трех основных религий, наряду с конфуцианством и буддизмом.

Центральными понятиями даосизма являются: дао, дэ и у-вэй (недеяние).

Если следовать Дао, все будет идти своим чередом, развиваться естественно и гармонично, тогда возможно бездействие (у-вэй, т.е. недеяние), которое приводит к полной свободе, счастью, успеху, процветанию. Всякое же действие нарушает вселенское равновесие, ухудшает космическое совершенство. Вселенную и мир нельзя улучшить; самое разумное, что мы можем сделать - отойти в сторону и дать всему возможность реализовать прирожденные качества. Мудрый правитель не будет вмешиваться в управление страной, его держава при этом будет только процветать (современная действительность иногда заставляет согласиться с подобным представлением).

Познание. Итак, Дао двойственно:

1. Это и хаос, порождающий все сущее, содержащий все свойства и качества, возможность всего, единый и невыразимый: «смотришь на него, но не видишь, слушаешь его, но не слышишь, ловишь его, но не можешь поймать [2, с. 271]. Это Дао текуче, изменчиво, неуловимо, но умопостигаемо, безымянно и подлинно.

2. Дао, обладающее именем, проявленное, реализовавшее себя и чувственно воспринимаемое множество всего сущего, или Дэ.

Хотя может показаться, что даос погружен только в себя и ему нет дела до мира, это не так, он думает о государстве и обществе, но не кичится этим: настоящий человек не показывает себя. А кто показывает, тот не настоящий человек. Мудрецу совершенно безразлично, что думают о нем другие. Он сверяется с самим Дао и следует ему.

Китай считается родиной философии и древних учений. Вместе с буддизмом и конфуцианством огромное влияние имел и даосизм. Истоки религия берет в шаманской практике и магии, поэтому она считается одной из древнейших в мире. У учения Дао свои обряды, формы проявления и постулаты. Желающим познать эту религию понадобятся десятилетия, чтобы изучить все ее тонкости.

  • Особенности учения
  • Основоположники религии
  • Этапы развития
  • Формы проявления
  • Главные постулаты
  • Столпы и сокровища
  • Мужское и женское начала
  • Положения и обряды

Принципы и основные идеи даосизма

Особенности учения

Дата появления даосизма — примерно пятое столетие до нашей эры. Понятие соединило черты религии и философии. Дао цзя — трактаты, изучение бытия, получение знаний о Вселенной, а дао цзяо — это вера в высшие силы и проведение духовной практики. Но разделение практически незаметно, поэтому даосизм рассматривают как совокупность аспектов. Бога в учении нет, есть только дао. Этим термином называют Вселенную, путь ее достижения и самосовершенствования. Цель любого монаха, исповедующего эту философию — слиться с дао.

Обучение

Конфуцианство имеет несколько схожих определений. Но в этом учении дао называют правила гуманизма и моральные принципы. Человек должен совершенствоваться: изучать точные науки, музыку, письму, разным видам спорта.

Вмешиваться в размеренное течение жизни не нужно, лучше подчиниться ему.

Основоположники религии

Окончательно даосизм сформировался только ко второму веку нашей эры. Основой для учения стали шаманизм южнокитайских провинций, магические обряды области Ци и философия северных регионов.

Основоположников всего три:

Хуан Ди

Существует несколько легенд об основателях даосизма. Одна из них рассказывает об императоре Хуан Ди. Его биография покрыта тайнами, а в гробнице лежит только его одежда. Считается, что сам император вознесся на небеса.

Существуют свидетельства о личном знакомстве мудреца с Конфуцием. Лао критиковал философа за слишком активную социальную жизнь. Именно поэтому он основал собственное учение, где были совершенно другими основные идеи. Кратко даосизм — это противоречие конфуцианства.

Дальнейшая судьба мудреца осталась неизвестной. Он либо доживал свои годы в Тибете, либо в Индии, где принял буддизм. А также есть мнение, что он отправился на земли, которые позже стали Киевской Русью. Книгу Лао Цзы дополнил своим трактатом Чжуан Чжоу. Он жил в 4−3 столетии до нашей эры и также изучал даосизм.

Этапы развития

В первом веке до н. э. начали появляться школы даосизма. Со временем они изменялись, а некоторые сливались в одно заведение. Главные учреждения:

  • школа Небесных наставников;
  • Цюаньчжэнь;
  • Маошань;
  • Линбао.

Школа Небесных наставников

В южных регионах во времена после господствования монгольских племен открылась школа Цюаньчжэнь. Маошань или Шанцинь существовала до 14 века. Здесь ученики практиковали общение с духами и высшими силами. Линбао делала уклон на медитацию, она больше напоминала буддийскую школу.

В пятом столетии приверженцев даосизма стало больше: к ним добавились отшельники, мечтавшие о долголетии. Учение в это время превращается в религию, а его целью становится стремление к бессмертию. Тогда было всего 250 трактатов с основными определениями, принципами и концепциями. А сегодня существует более 1500 книг и сочинений.

Основные идеи даосизма

Даосизм не считается традиционной религией. В его основе лежит принцип равенства человечества. Благодаря этому философию изучали разные категории людей. Но в Средние века возводили монастыри, куда допускали только просвещенных монахов.

В 17 веке правила династия Цин, которая поощряла гонения на философию. Правители считали учение лженаукой, поэтому приказывали сжигать книги, разрушать монастыри, наказывать сторонников даосизма. Реабилитация началась только в 60-е годы прошлого столетия. Но современная философия отличается. Ее основой стали медитации и магические обряды.

Учение прославилось на западе благодаря уникальным боевым искусствам, дыхательным упражнениям, направлению фен-шуй.

Формы проявления

Даосизм разделялся на несколько форм. Так происходило потому, что необходимо было удовлетворить вопросы и интересы разных слоев общества. Существует три формы проявления учения:

  • мистическая;
  • научная;
  • философско-этическая.

Формы проявления даосизма

Бедные слои населения отправлялись к монахам, чтобы получить советы и предсказания. В этом заключалась мистическая сторона даосизма. Благодаря такому воздействию просвещенных простым крестьянам прививали моральные ценности и нормы поведения.

Монахи постоянно пытались найти секрет бессмертия. Ходили легенды, что Чан Таолинь — один из сторонников таоизма — нашел рецепт эликсира вечной молодости. Но позже он был утерян, хотя самому монаху долгое время поклонялись и считали, что он жил в горах отшельником.

В результате следующих поисков и занятий алхимией появилось много полезных для человека предметов — компас, порох, фарфор, стекло, стенобитные орудия. Первые теории о возникновении людей и других живых существ, неба и земли также появились благодаря постоянным размышлениям монахов.

На основе даосизма создавались этика и философия. Учение помогало самовыражаться образованным слоям населения. Но при этом соблюдалось всеобщее равенство на духовном уровне. С помощью философии даосизма можно было объяснить суть человеческого бытия и мировоззрения, цель жизни.

Главные постулаты

Вселенная в даосизме — это макрокосм, а человек является микрокосмом. Смерти монахи не боятся, так как она означает всего лишь соединение с дао. Учение не принимает личности, формы и цвета. Все мирские радости воспринимаются как пустота, а человек должен только наблюдать за происходящим, но не вмешиваться.

При этом просвщенные пытаются привить остальным умение различать зло и добро, с помощью медитации заглядывать в свой внутренний мир и добиться гармонии с окружающими. Постичь дао можно только в том случае, если соблюдать древнекитайские постулаты:

  • насыщение души;
  • питание тела;
  • у-вэй.

Главные постулаты даосизма

Питание души заключалось в том, чтобы поддерживать ее качества. Кормить своих демонов нельзя, так как это отдаляет человека от счастья. Монахи и все, кто изучает даосизм, должны питаться без издержек. Нужно соблюдать диеты и посты. А идеальный вариант, указанный в трактатах — насыщать организм только росой с растений и собственной семьей. Обязательно выполнение физических и дыхательных упражнений. Сексуальные отношения разрешены, но только с одним постоянным партнером.

У-вэй в даосизме — это недеяние, то есть невмешательство в переменчивость вселенной. Понятие состоит из двух иероглифов: У — небытие или отсутствие, Вэй — деяние, осуществление. Человек не должен делать что-то целенаправленно, так как взаимодействие с космологическими порталами может привести к плохим последствиям.

Познать дао непросто. Придется забыть об эгоизме, самодостоинстве и личности, соотнести себя с окружающим миром и стать его частью. Даже во время выполнения простых дел нужно останавливать мысленный поток.

Столпы и сокровища

Методов, или столпов даосизма всего восемь. Их нужно придерживаться, чтобы оздоровиться и достигнуть гармонии с окружающим миром. Заключаются они в следующем:

Столпы даосизма

  • философия;
  • обновление;
  • питание;
  • забытая еда;
  • лечение;
  • сексуальная мудрость;
  • совершенство;
  • успех.

Первый столп необходим для познания общественных и природных законов, сущности бытия и цели жизни. Под обновлением стоит понимать проведение медитаций и практик для улучшения здоровья. Что касается питания, то нужно полностью отказаться от мяса и другой животной пищи. Забытая еда означает, что на время строгих диет и постов есть вообще нельзя. Придется жить исключительно на воде.

Извлечение — это распределение энергии по всему телу с помощью акупунктуры и манипуляций с массажем. Секс в даосизме рассматривается только как метод укрепления искренних чувств и один из видов терапии. Седьмой столп — совершенство. Человек должен постоянно развиваться и искать новые здания. А успех означает постановку и достижение целей, выполнение планов.

Акупунктура

Лао Цзы называл три сокровища даосизма:

Первое сокровище — это энергия милосердия, жизни и любви. Цзянь означает рациональную экономику. Это касается и внешнего вида людей. Не стоит много внимания уделять своей одежде и прическе. Достаточно быть опрятным и чистым. Шэнь — это символ разумного духа.

Мужское и женское начала

Инь-ян

Уже ставший национальным китайский знак Инь-Ян известен давно. Впервые его изобразили еще в 4 веке до нашей эры. Даосские монахи нарисовали круг, разделенный на две части. Одна характеризовала женское темное начало, а вторая — мужское светлое.

Считалось, что эти два понятия не могли существовать по отдельности. От них зависела судьба человека. Так и судьба человека не может быть исключительно светлой или темной. Женское начало характеризуется равновесием и спокойствием, а мужское — мощью и активностью. Это как две противоборствующие стихии. Но они не могут в природе существовать друг без друга, как и составляющие знака Инь-Ян.

Если в человеке одно из начал преобладает над другим, то его судьба может сложиться неправильно. Считается, что такие люди не смогут познать дао, поэтому им не стоит и начинать обучение.

Положения и обряды

Дао сравнивают с Абсолютом, оба эти понятия имеют множество значений. Первое — сила, которая породила все вокруг. Она не имеет формы, имени и постоянства, ее невозможно постичь. Дао считается также первоосновой жизни и главным человеческим законом.

Так называют начало и конец всего, что существует, самого бытия. Дао — это мировой порядок, гармония между человеком и миром. Учение считается вечным путем, постоянным способом достижения высших целей.

Гармония между человеком и миром

Хотя у дао нет формы, оно дает ее всем окружающим предметам. Только философия постоянна, а все остальное — временно. Противоположные вещи в нем объединяются в единое целое. Дао — это пустота, но именно она помогает познать бессмертие и счастье. Есть один интересный исторический факт. Сам Лао Цзы сравнивал пустоту с комнатой. В помещении важны не стены, а пространство между ними. Так происходит и в дао.

Даосизм

Даосизм — удивительная религия. Она не предусматривает проведения торжественных ритуалов, но нужно постоянно обращаться к силам природы и созерцать происходящее вокруг. Обряды проводили публично, на них могли находиться и непосвященные. Из-за этого нет и храмов, сохранились только монастыри.

Уникальное учение даосизм появилось более 25 веков назад. За это время оно несколько раз изменялось, находилось под запретом и было восстановлено. Настоящие даосы питают свою душу, они не задумываются о физическом теле.

Естественный ход жизни они не нарушают, как и не вмешиваются в судьбу других без их просьбы. Но если человек хочет постичь философию, то монахи расскажут ему все, о чем знают сами, когда он будет готов к восприятию новых знаний.

Леди с веером

Даосизм – одно из древнейших религиозно-философских учений. Он возник в Древнем Китае и постепенно вобрал в себя все накопленные знания о природе и окружающем мире. Некоторые ключевые концепции (такие как дао и инь-ян) известны большинству людей. Но чтобы понять суть даосизма и познать его смысл, потребуются многие годы. Мы же вкратце рассмотрим его основные идеи, а также историю его возникновения и развития.

Что такое даосизм?

В отличие от других религий, в даосизме не рассматривается такая концепция как жизнь после смерти. Вместо этого даосы стремятся преодолеть свои страсти и желания, чтобы при жизни достичь единения с Дао, равносильного бессмертию.

Как было отмечено выше, даосизм является религиозно-философским учением, и внутри него условно можно выделить два направления:

  • дао цзя – философское познание Вселенной и бытия;
  • дао цзяо – религиозное учение и духовные практики.

Но всё же такое разделение является условным, и даосизм уместнее рассматривать как сложную систему, сочетающую в себе и духовные, и философские аспекты.

Основные идеи даосизма

Главное понятие в даосизме – Дао. Это мировой закон, определяющий существование всего сущего от момента возникновения и до момента исчезновения. Всё в нашем мире подчиняется дао: вещи и люди, мысли и идеи, Луна и Солнце. Даже сама Вселенная имеет начало и когда-нибудь придёт к закономерному концу, подчиняясь данному принципу.

Считается, что если человек сможет познать Дао, то достигнет бессмертия. А процесс этого познания подразумевает приложение усилий в двух направлениях:

  • Питание души. Речь идёт о душевной гармонии, преодолении страстей и желаний ради постижения Дао.
  • Питание тела. Здесь подразумевается отношение к пище, дыханию, физическим упражнениям, сексу и прочим естественным потребностям. Даосизм требует соблюдения строгой диеты во всём, а идеалом считается полный переход на духовные источники питания и отказ от обычной пищи.

В даосизме считается, что этих двух элементов достаточно, чтобы познать дао и достичь бессмертия души и тела в этом мире.

Другое важное понятие – Дэ (добродетель или мораль). Оно не подразумевает целенаправленных высокоморальных воздействий на окружающий мир. В рамках данного учения подразумевается сила духа, которая должна присутствовать у человека, чтобы он мог познать Дао.

Ещё одной важной концепцией учения является У-вэй – недеяние. Это отказ от целенаправленной деятельности, которая может нарушить естественный ход событий. У-вэй не подразумевает пассивности. Его суть состоит в том, что человек должен понимать, когда нужно действовать, а когда – бездействовать. Эту идею даосы считают правильной даже в сфере управления государством, утверждая, что лучший государь – это тот, кто не делает вообще ничего. Он занимает свой пост для того, чтобы вдохновлять народ, олицетворять государственную власть и предотвращать смуты.

Что такое дао?

Условно можно считать Дао верховным божеством в даосизме, хотя это и неправильное утверждение, поскольку Дао богом не является. Дао – это первооснова, главный принцип и закон, указывающий направление движения всему сущему, в том числе и Вселенной.

Величайшее счастье для приверженца даосизма – познание Дао и единение с ним. Считается, что достичь этого состояния можно лишь при неуклонном соблюдении правил, предписываемых учением, на духовном и на телесном уровнях. Необходимость их соблюдения объясняется тем, что за душу каждого человека ведут борьбу божественные духи и злые демоны. Одни поступки подпитывают духов, другие – демонов. И учение предписывает, как именно следует себя вести, чтобы усиливать духов и ослаблять демонов.

Связь даосизма и конфуцианства

Конфуцианство – это этико-социальное, моральное, политическое, религиозное и философское учение, разработанное Конфуцием на рубеже 6 и 5 веков до н. э. Это было непростое время в истории Древнего Китая, поэтому главной задачей учения было обеспечение гармоничного существования общества и государства. Много внимания в нём уделяется таким моментам как уважение государственной власти, соблюдение законов, почитание традиционных ценностей.

Основоположники даосизма

Этапы развития даосизма

С серьёзным испытанием даосизму пришлось столкнуться в 17 веке – во времена империи Цин (не путать с династией Цинь), которая считала это учение (как, впрочем, и другие философские дисциплины) лженаучным. Сторонники даосизма подвергались преследованию, книги сжигались, а школы запрещались. Такая ситуация сохранялась вплоть до падения империи Цин в начале 20 века, и только в 1960-е годы даосизм начал восстанавливаться и снова набирать популярность.

Заключение

Даосизм – это традиционное китайское учение, сочетающее в себе философию и религию. Иногда философскую и религиозную составляющие рассматривают как отдельные течения. Но такое деление весьма условно, и гораздо правильнее рассматривать даосизм как единое учение, охватывающее все аспекты духовной сферы жизни. Ключевым понятием даосизма является Дао – начало начал и единственный закон, определяющий существование Мироздания. А идеалом даосиста является познание Дао и единение с ним, равносильное бессмертию.

Читайте также: