Даниил заточник биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

МОЛЕНИЕ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА
Перевод Д.С. Лихачёва

Слово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу

Вострубим, как в златокованные трубы, во все силы ума своего, и заиграем в серебряные органы гордости своею мудростью. Восстань, слава моя, восстань в псалтыри 1 и в гуслях. Встану рано и расскажу тебе. Да раскрою в притчах загадки мои и возвещу в народах славу мою. Ибо сердце умного укрепляется в теле его красотою и мудростью.

Был язык мои как трость 2 книжника-скорописца, и приветливы уста мои, как быстрота речная. Того ради попытался я написать об оковах сердца моего и разбил их с ожесточением, как древние - младенцев о камень.

Но боюсь, господине, осуждения твоего.

Ибо я как та смоковница проклятая 3: не имею плода покаяния; ибо имею сердце - как лицо без глаз; и ум мой - как ночной ворон, на вершинах бодрствующий; и закончилась жизнь моя, как у ханаанских царей, бесчестием; и покрыла меня нищета, как Красное море фараона 4.

Все это написал я, спасаясь от лица бедности моей, как рабыня Агарь от Сарры 5, госпожи своей.

Но видел, господине, твое добросердечие ко мне и прибег к всегдашней любви твоей. Ибо говорится в Писании: просящему у тебя дай, стучащему открой, да не отвергнут будешь царствия небесного; ибо писано: возложи на Бога печаль свою, и тот тебя пропитает вовеки.

Ибо я, княже господине, как трава чахлая, растущая под стеною, на которую ни солнце не сияет, ни дождь не дождит; так и я всеми обижаем, потому что не огражден я страхом грозы твоей, как оплотом твердым.

Не смотри же на меня, господине, как волк на ягненка, а смотри на меня, как мать на младенца. Посмотри на птиц небесных - не пашут они, не сеют, но уповают на милость Божию; так и мы, господине, ищем милости твоей.

Ибо, господине, кому Боголюбове 6, а мне горе лютое; кому Белоозеро 7, а мне оно смолы чернее; кому Лаче-озеро 8, а мне, на нем живя, плач горький; кому Новый Город, а у меня в доме углы завалились, так как не расцвело счастье мое.

Друзья мои и близкие мои отказались от меня, ибо не поставил перед ними трапезы с многоразличными яствами. Многие ведь дружат со мной и за столом тянут руку со мной в одну солонку, а в несчастье становятся врагами и даже помогают подножку мне поставить; глазами плачут со мною, а сердцем смеются надо мной. Потому-то не имей веры к другу и не надейся на брата.

Не лгал мне князь Ростислав, когда говорил: "Лучше мне смерть, нежели Курское княжение"; так и мужи говорят: "Лучше смерть, чем долгая жизнь в нищете". Как и Соломон говорил: "Ни богатства, ни бедности не дай мне, Господи: если буду богат, - гордостью вознесусь, если же буду беден, - задумаю воровство или разбой", как женки распутство.

Вот почему взываю к тебе, одержим нищетою: помилуй меня, потомок великого царя Владимира, да не восплачусь, рыдая, как Адам о рае; пусти тучу на землю убожества моего.

Ибо, господине, богатый муж везде ведом - и на чужбине друзей имеет, а бедный и на родине ненавидим ходит. Богатый заговорит - все замолчат и после вознесут речь его до облак; а бедный заговорит - все на него закричат. Чьи одежды богаты, тех и речь чтима.

Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты этой, как серну из сетей, как птицу из западни, как утенка от когтей ястреба, как овцу из пасти львиной.

Я ведь, княже, как дерево при дороге: многие обрубают ему ветви и в огонь кидают; так и я всеми обижаем, ибо не огражден страхом грозы твоей.

Как олово пропадает, когда его часто плавят, так и человек, когда он много бедствует. Никто ведь не может ни пригоршнями соль есть, ни в горе разумным быть; всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а в своей не может рассудить. Злато плавится огнем, а человек напастями; пшеница, хорошо перемолотая, чистый хлеб дает, а человек в напасти обретает ум зрелый. Моль, княже, одежду ест, а печаль - человека; печаль человеку кости сушит.

Если кто в печали человеку поможет, то как студеной водой его напоит в знойный день.

Птица радуется весне, а младенец матери; весна украшает землю цветами, а ты оживляешь людей милостию своею, сирот и вдовиц, вельможами обижаемых.

Княже мой, господине! Покажи мне лицо свое, ибо голос твой сладок и образ твой прекрасен; мед источают уста твои, и дар твой как плод райский.

Когда услаждаешься многими яствами, меня вспомни, хлеб сухой жующего; или когда пьешь сладкое питье, вспомни меня, теплую воду пьющего в укрытом от ветра месте; когда же лежишь на мягкой постели под собольими одеялами, меня вспомни, под одним платком лежащего, и от стужи оцепеневшего, и каплями дождевыми, как стрелами, до самого сердца пронзаемого.

Да не будет сжата рука твоя, княже мой, господине, на подаяние бедным: ибо ни чашею моря не вычерпать, ни нашими просьбами твоего дому не истощить. Как невод не удерживает воды, а только рыб, так и ты, княже, не удерживай злата и серебра, а раздавай людям.

Паволока, расшитая разноцветными шелками, красоту свою показывает; так и ты, княже, множеством своей челяди честен и славен во всех странах являешься. Некогда ведь похвалился царь Иезекииль 9 перед послами царя вавилонского и показал им множество злата и серебра; они же сказали: "Наш царь богаче тебя не множеством золота, но множеством воинов: ибо воины золото добудут, а золотом воинов не добыть". Как сказал князь Святослав, сын Ольгин, когда шел на Царьград с небольшою дружиною: "Братья! нам ли от этого города погибнуть или городу от нас быть пленену?" Как Бог повелит, так и будет: погонит один сто, а от ста побегут тысячи. Тот, кто надеется на Господа, не дрогнет вовек, как гора Сион 10.

Славно за бугром коней пасти, так и в войске хорошего князя воевать. Часто из-за беспорядка полки погибают. Видел: огромный зверь, а головы не имеет, так и многие полки без хорошего князя.

Гусли ведь настраиваются перстами, а тело крепится жилами; дуб силен множеством корней, так и град наш - твоим управлением.

Ибо щедрый князь - отец многим слугам: многие ведь оставляют отца и матерь и к нему приходят. Хорошему господину служа, дослужиться свободы, а злому господину служа, дослужиться еще большего рабства. Ибо щедрый князь - как река текущая без берегов через дубравы, поит не только людей, но и зверей; а скупой князь - как река в берегах, а берега каменные: нельзя ни самому напиться, ни коня напоить. Боярин щедрый - как колодезь с пресной водой при дороге: прохожих поит; а боярин скупой - как колодезь соленый.

Не имей себе двора близ царева двора и не держи села близ княжого села: ибо тиун его - как огонь, на осине разожженный, а рядовичи 11 его - что искры. Если от огня и устережешься, то от искр не сможешь устеречься и одежду прожжешь.

Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый - что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый - что шелковая подушка, соломой набитая.

Господине мой! Не смотри на внешность мою, но посмотри, каков я внутри. Я, господине, хоть одеянием и скуден, но разумом обилен; юн возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орел в воздухе.

Но поставь сосуд гончарный под капельницу языка моего, да накаплет тебе слаще меду слова уст моих. Как Давид 12 сказал: "Сладки слова твои, лучше меда они устам моим". Ибо и Соломон 13 сказал: "Слова добрые сладостью напояют душу, покрывает же печаль сердце безумного".

Ибо мудрого мужа посылай - и мало ему объясняй, а глупого посылай - и сам вслед не ленись пойти. Очи мудрых желают блага, а глупого - пира в доме. Лучше слушать спор умных, нежели совета глупых. Наставь премудрого, и он еще мудрее станет.

Не сей на межах жита, ни мудрости в сердцах глупых. Ибо глупых ни сеют, ни жнут, ни в житницу не собирают, но сами себя родят. Как в дырявые меха лить, так и глупого учить; ибо псам и свиньям не нужно золота, ни серебра, а глупому - мудрых слов; мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. Коли пожрет синица орла, коли поплывет камень по воде и коли начнет свинья на белку лаять, тогда и глупый уму научится.

Неужели скажешь мне: от глупости все мне это наговорил? Не видел ты неба холстяного, ни звезд из лучинок, ни глупого, говорящего мудро. Неужели скажешь мне: солгал как пес? Но хорошего пса князья и бояре любят. Неужели скажешь мне: солгал как вор? Если бы украсть умел, то к тебе бы и не жаловался. Девица ведь губит красоту свою прелюбодейством, а муж свое мужество - воровством.

Господине мой! Ведь не море топит корабли, но ветры; не огонь раскаляет железо, но поддувание мехами; так и князь не сам впадает в ошибку, но советчики его вводят. С хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола добудет, а с дурным советчиком и меньшего лишится.

Говорится ведь в мирских пословицах: ни скот в скотах коза, ни зверь в зверях еж, ни рыба в рыбах рак, ни птица в птицах нетопырь, ни муж в мужах, если над ним жена властвует, ни жена в женах, если от своего мужа прелюбодействует, ни работа в работах - для женок повоз возить 14.

Дивней дивного, кто в жены возьмет уродину прибытка ради.

Видел жену безобразную, приникнувшую к зеркалу и мажущуюся румянами, и сказал ей: "Не смотрись в зеркало - увидишь безобразие лица своего и еще больше обозлишься".

Неужели скажешь мне: "Женись у богатого тестя, чести ради великой; у него пей и ешь"? Лучше бы уж мне вола бурого ввести в дом свой, чем злую жену взять: вол ведь не говорит, ни зла не замышляет, а злая жена, когда ее бьешь, бесится, а когда кроток с ней - заносится, в богатстве гордой становится, а в бедности других злословит.

Что такое жена злая? Торговка плутоватая, кощунница бесовская. Что такое жена злая? Людская смута, ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса, защитница греха, заграда от спасения.

Если какой муж смотрит на красоту жены своей и на ее ласковые и льстивые слова, а дел ее не проверяет, то дай Бог ему лихорадкою болеть, и да будет он проклят.

Вот и распознайте, братия, злую жену. Говорит она мужу своему: "Господине мой и свет очей моих! Я на тебя и взглянуть не могу: когда говоришь со мной, тогда смотрю на тебя, и обмираю, и слабеют все члены тела моего, и падаю на землю".

Послушайте, жены, слова апостола Павла: крест - глава церкви, а муж - жене своей. Жены, стойте же в церкви и молитесь Богу и святой Богородице; а чему хотите учиться, то учитесь дома у своих мужей. А вы, мужья, в законе храните жен своих, ибо нелегко найти хорошую жену.

Хорошая жена - венец мужу своему и беспечалие, а злая жена - горе лютое и разорение дому. Червь дерево точит, а злая жена дом своего мужа истощает. Лучше в дырявой ладье плыть, нежели злой жене тайны поведать: дырявая ладья одежду замочит, а злая жена всю жизнь мужа своего погубит. Лучше камень бить, нежели злую жену учить; железо переплавишь, а злой жены не научишь.

Ибо злая жена ни ученья не слушает, ни священника не чтит, ни Бога не боится, ни людей не стыдится, но всех укоряет и всех осуждает.

Что злее льва среди четвероногих и что лютее змеи среди ползающих по земле? Всех тех злее злая жена. Нет на земле ничего лютее женской злобы. Сперва из-за жены прадед наш Адам из рая был изгнан; из-за жены Иосиф Прекрасный в темницу был заключен 15, из-за жены пророка Даниила в ров ввергли 16, где львы ему ноги лизали. О, злое, острое оружие дьявола и стрела, летящая с ядом!

У некоего человека умерла жена, он же по смерти ее начал продавать детей. И люди сказали ему: "Зачем детей продаешь?" Он же ответил: "Если родились они в мать, то, как подрастут, меня самого продадут".

Но вернемся к прежнему. Я, княже, ни за море не ездил, ни у философов не учился, но был как пчела - припадая к разным цветам и собирая мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их и собрал, как в мех воды морские.

Скажу не много еще. Не запрещай глупому глупость его, да не уподобишься сам ему. Не стану с ним много говорить. Да не буду как мех дырявый, роняя богатство в руки неимущих; да не уподоблюсь жерновам, ибо те многих людей насыщают, а сами себя не могут насытить житом; да не окажусь ненавистным миру многословною своею беседою, подобно птице, частящей свои песни, которую вскоре же ненавидеть начинают. Ибо говорится в мирских пословицах: длинная речь не хороша, хороша длинная паволока.

Господи! Дай же князю нашему силу Самсона 17, храбрость Александра 18, разум Иосифа, мудрость Соломона, искусность Давида 19, и умножь, Господи, всех людей под пятою его. Богу нашему слава, и ныне, и присно, и вовеки.

Даниил Заточник – автор одного из самых известных произведений в древнерусской литературе. Его сочинение является предметом долгих научных дискуссий, оно включено в программу образования на исторических факультетах. Причина подобного отношения заключается в том, что его произведение – это ярчайший памятник эпохи, отразивший мысль представителя средних слоев общества.

Кратко о биографии

Даниил Заточник, биография которого почти неизвестна, скорее всего, был выходцем из людей, которые так или иначе имели отношение к княжеской службе. По крайней мере, так считает большинство историков. Некоторые полагают, что он был ремесленником по своей профессии, но основная часть специалистов все-таки сходится на том, что он был приближен к княжескому окружению, поскольку в своих произведениях он обнаруживает знание о том, как шли дела у правителей.

Даниил Заточник

В науке высказываются мнения, что, возможно, он был членом младшей дружины, другие предполагают, что он был советником князя (думцем по древнерусской терминологии). Но обилие разговорной лексики, народных афоризмов, поговорок в его сочинениях свидетельствует о том факте, что он был близок к народным кругам. Большинство историков сходится на том, что он был уроженцем города Переяславля. В его произведениях имеются обращения к правителю этого города. Впоследствии он был сослан, заточен, либо сам добровольно принял на себя подневольную работу на Лаче-озере (Олонецкая область). В одной из летописей упоминается, что именно в этой области он жил. Историки считают, что Даниил Заточник жил в 12 веке, но некоторые относят годы его жизни к 13 столетию.

Особенности произведений

моление Даниила Заточника

Значение в литературе

Стиль повествования давно стал предметом интереса многих историков, поскольку он демонстрирует круг интересов автора. В этих работах имеются цитаты из Священного Писания и других известных книг. Даниил Заточник представляется очень образованным и начитанным человеком. Он сам признался, что любил читать, в чем находил для себя утешение. В произведении имеются цитаты из других сочинений. Это говорит о большой начитанности и образованности автора. Вместе с тем в работе много поговорок и пословиц, а также афоризмов, которые автор называет житейской мудростью. Содержание "Моления" Даниила Заточника интересно в том отношении, что показывает широкий кругозор автора.

слово о погибели русской земли

Проблема адресатов

В науке не решен вопрос о том, кому именно адресовал свое сочинение Даниил Заточник. Считается, что первая редакция была обращена к сыну Владимира Мономаха, Ярославу, однако многие ученые оспаривают данную версию, полагая, что оно было отправлено к Юрию Долгорукому или его брату Андрею Доброму. Относительно второй редакции нет таких расхождений. Большинство авторов признает, что послание предназначалось князю, который правил в Переяславле.

Даниил Заточник произведения

Исторический контекст

Упоминание о возможности завоевания татарами русской земли говорит о том, что работа была написана в 13 веке, как раз в то время, когда была реальная угроза нашествия монголов. Даниил Заточник, произведения которого отразили реалии той эпохи, суда по тексту, очень живо реагировал на происходящие вокруг события и, несмотря на заточение, был хорошо осведомлен, наблюдателен, что увеличивает ценность источника. В нем писатель просит князя вернуть его на службу в качестве советника. Сам автор, хотя и говорит о себе в уничижительном тоне, тем не менее, совершенно очевидно, знает цену своим знаниям. Это говорит о том, что 12-13 веках роль дворянства при князе увеличилась, более того, расширился круг знающих и образованных людей.

создание моления Даниила Заточника

моление Даниила Заточника анализ

Соотношение двух произведений

Даниил Заточник биография

Влияние эпохи

Даниил Заточник

ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК (кон. XII — нач. XIII вв.) — предполагаемый автор послания князю, известного в двух редакциях — "Слово Даниила Заточника" и "Моление Даниила Заточника".

Даниил — одна из самых загадочных фигур в истории древнерусской литературы и религиозно-философской мысли. О нем практически ничего не известно. Некоторые ученые вообще отрицают существование реального Даниила и считают его вымышленным литературным персонажем.

Послание датируют и XII, и XIII вв. Некоторые исследователи полагают, что "Слово" и "Моление" принадлежат разным авторам.

"Слово", или "Моление", Даниила Заточника — яркое произведение древнерусской литературы домонгольского периода, в котором нашло выражение авторское, личностное начало. Главный герой этого сочинения — сам автор, повествующий некоему князю о своей горестной судьбе.

Даниил называет себя "Заточником", т.е. заключенным, "заточенным". Неизвестно, был ли он "заточен" в прямом смысле этого слова. Но его страстное послание свидетельствует: он был "заточен" обстоятельствами жизни.

Высокообразованный, литературно одаренный, ироничный человек оказался невостребованным, настолько одиноким, что даже друзья и родственники "отвергли" его от себя. Даниил умоляет взять его на княжескую службу. Он подвергает резкой критике княжеских наместников, дурных советников, "злых жен" и одновременно красочно расписывает собственные достоинства и "молит" князя о предоставлении ему службы.

Послание Даниила Заточника на протяжении столетий неоднократно переписывалось и дополнялось новыми сюжетами: каждый переписчик стремился поделиться и собственными горестями.


Предполагаемый образ Даниила Заточника.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 582.

В. В. Мильков, А. И. Макаров

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 153.

Даниил Заточник (XII или XIII вв.), писатель, биографические данные о нем отсутствуют. Предполагают, что ему принадлежат два близких по тексту произведения, именуемых редакциями, или же одно из них. Первая редакция — “Слово”, вторая — “Моление”. Даниил Заточник упоминается в Симеоновской летописи (1387), где рассказывается о некоем попе, пришедшем из Орды “с мешком зелия” и сосланном Юрием Долгоруким на оз. Лача (Олонецкой губ.), “идеже бе Данило Заточник”. Само слово “Заточник”, возможно, было прозвищем и могло означать заключенного, сосланного человека (в таком случае можно предположить и его “заточение” на Лаче-озере, тем более что это озеро также упоминается в тексте “Моления”) или человека “заложившегося” — согласившегося на подневольную работу. Скупость сведений о Данииле Заточнике и их легендарный характер приводили к разнообразным гипотезам о его жизни, социальном положении, времени написания произведений и т.д., и большинство этих предположений имеет гипотетический характер. Даниила Заточника считали боярским холопом (Н.К. Гудзий), сыном княжеской рабыни (Ф.И. Буслаев), членом младшей княжеской дружины (Е.И. Модестов), думцем князя (П.П. Миндалев), дворянином (И.У. Будовниц). М.Н. Тихомиров, отмечая отличное знание Даниилом Заточником ремесел, выводил отсюда принадлежность его к ремесленникам. Н.Н. Воронин считал, что деятельность Даниила Заточника связана с г. Владимиром, временем бурной строительной деятельности Андрея Боголюбского. Б.А. Романов писал, что Даниил Заточник — “кандидат в любое общественное положение, куда приводит его игра случая”, “человек, оторвавшийся от своего общественного стандарта”, и создал даже термин “заточничество”, подчеркивающий неустойчивость положения человека, к которому обращен. Д.С. Лихачев отмечал влияние на Даниила Заточника стиля скоморохов, считал его своего рода интеллигентом Древней Руси, “принадлежащим к эксплуатируемым слоям общества”.

Н. Н. Воронин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Литература: Слово Даниила Заточника по редакциям XII и XIII вв. и их переделкам, подгот. к печати Н. Н. Зарубин, Л., 1932; Миндалев П., Моление Даниила Заточника и связанные с ним памятники, Каз., 1914; Гудзий Н. К., Моление Даниила Заточника, в кн.: История рус лит-ры, т. 2, ч. 1, M.-Л., 1945, с. 35-45; Обнорский С. П., Очерки по истории рус. лит. языка старшего периода, М.-Л., 1946, с. 81-131; Романов Б. A., Люди и нравы Др. Руси, Л., 1947, с. 17-46; Лихачев Д. С., Социальные основы стиля "Моления" Даниила Заточника, Тр. ОДРЛ, т. 10, М.-Л., 1954, с. 106-19; Скрипиль М. О., "Слово Даниила Заточника", там же, т. 11, М.-Л., 1955. с. 72-95; Перец В. Н., Новый список "Слова" Даниила Заточника, там же, т. 12, М.-Л., 1956.

Одна из самых загадочных фигур в древнерусской литературе и религиозно-философской мысли. Кроме подписи под посланием, о Данииле Заточнике ничего не известно: ни точного времени жизни, ни времени написания послания, ни даже того, какому князю оно адресовано.

И здесь, чтобы совсем не впасть лишь в слезливое попрошайничество и, одновременно, стремясь защитить собственное достоинство, Даниил Заточник призывает на помощь иронию.

Явление в Древней Руси послания Даниила Заточника — это свидетельство того, что в древнерусском обществе на рубеже XII—XIII вв. появился новый социальный слой, состоящий из образованных, но невостребованных людей. Эти люди уже стремились опираться на свой разум и строить свою жизнь в зависимости от собственных интеллектуальных способностей. Для нас же важно, что впервые в истории русской религиозно-философской мысли идея свободного разума в произведениях Даниила Заточника зазвучала столь ярко и определенно.

Личность Даниила Заточника крепко врезалась в народную память, а его послание было воспринято в народе как свое кровное произведение. На протяжение столетий оно неоднократно переписывалось, дополняясь при этом новыми сюжетами, ибо каждый переписчик стремился поделиться и собственными горестями. А послание Даниила Заточника предоставляло для этого самую благодатную почву.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 2017, с. 459.

Далее читайте:

Издания:

Моление Даниила Заточника, подготовка текста, пер. и комм. Д. С. Лихачева. — В кн.: Памятники литературы Древней Руси. 12 век. М., 1980, с. 388—399;

Литература:

Романов Б. А. Люди и нравы древней Руси. М,—Л., 1966;

Словарь книжников и книжности Древней Руси, в. 1: 11 — первая пол. 14 в. Л., с. 112—115.

Слово Даниила Заточника / Подг. текста, пер. и комм. Д. С. Лихачева // ПЛДР: XII в. М., 1980;

Слово Даниила Заточника, еже написал своему князю Ярославу Володимеровичю // Златоструй: Древняя Русь X—XIII вв. М., 1990;

Гудзий Н. К. Моление Даниила Заточника // История русской литературы. Т. 2. Ч. 1. М.—Л., 1946;

Воронин Н. Н. Даниил Заточник // Древнерусская литература и ее связи с новым временем. М., 1967;

Рыбаков Б. А. Даниил Заточник и владимирское летописание к. XII в. // АЕ за 1970. М., 1971;

Лихачев Д. С. 1. Моление Даниила Заточника // Великое наследие; 2. Даниил Заточник // Словарь книжников. Вып. 1.

Читайте также: