Дама с горностаем описание картины кратко

Обновлено: 28.06.2024

История создания картины

Описание и особенности

Предположение основано на том, что период, когда Леонардо да Винчи писал эту картину, он служил герцогу.

Гений не старался придать наряду изысканность, дама с горностаем облачена в довольно простой наряд с квадратным вырезом и многослойными рукавами с разрезами, а из украшений на ней изображены лишь бусы из черного жемчуга. Прическа также весьма проста: волосы героини картины спрятаны под чепец и подхвачены фероньеркой. Девушка, приручившая дикое животное, производит впечатление — это не только красиво, но и не лишено эффективности.

Леонардо да Винчи изображает даму с горностаем как прекрасную скульптуру, выточенную из белоснежного мрамора. Нежность и изыск ей добавляют прозрачный чепчик и небольшое ожерелье, висящее на изящной шее. Маленький белый зверь, не вырывается из рук хозяйки, а смирно сидит на месте, пока тонкие пальцы красавицы едва касаются его меха. На лице Леонардо да Винчи изобразил два глаза с внимательным взглядом, прямой нос и маленький рот с небольшими губами, уголки которых слегка приподняты.

Цветовая палитра

Сюжет картины

Людовико Сфорца, имеющий власть с 1480 по 1499 гг, в 1482 г пригласил Леонардо да Винчи в Милан как архитектора и инженера. Вероятно, картина была заказана гению в 1489-1490 годах, в тот период, когда Чечилия была фавориткой герцога. Также Леонардо да Винчи часто встречался с красавицей на различных встречах.

Она была увлечена наукой, творчеством и философией.

Контекст

Где находится картина сейчас

Леонардо да Винчи

Интересные факты

Эта картина – один из четырех известных женских портретов, принадлежащих кисти Леонардо. У нее весьма увлекательная история и многозначный символизм, свойственный большинству изображений да Винчи. Даже если не углубляться в многочисленные теории о принадлежности титана Возрождения к разнообразным тайным обществам, сама картина дает большое количество отсылок к различным ассоциациям и игре слов.

Это полотно достаточно сильно пострадало от многочисленных реставраций и ремонтов. После проведенных современными методами исследований было обнаружено, что под существующим ныне изображением есть еще несколько, принадлежащих кисти Леонардо. Среди них есть вариант, где горностая на картине вообще нет, и такой, где вместо этого зверька на руках у дамы какое-то более мелкое серое животное. Также есть факты, подтверждающие, что первоначальный фон картины был синим, а затем с него исчезло изображение двери или окна за левым плечом женской фигуры.

Эта картина относится к числу самых красивых женских портретов. Характерный для Леонардо поворот головы в три четверти позволяет зрителям любоваться исключительной красотой лица дамы. Она одета по моде, принятой в то время – чепец из прозрачной ткани по лбу подхвачен особым украшением – ферроньерой, темные волосы пропущены под подбородком, гладко зачесаны и создают своеобразную рамку для нежного лица с мягкими чертами. На даме модное платье с крупным квадратным декольте и разрезными многослойными рукавами. Шею и красивую плавную линию плеч украшает двойная нитка черного жемчуга.

Особенностью портрета можно считать изображение рук. У художников это всегда считалось большой сложностью, но Леонардо с его огромными знаниями в анатомии виртуозно справлялся с такой работой. Руки Чечилии поражают своей тонкостью и изяществом. Жест, которым она прикасается к шубке зверька, утонченный и необыкновенно чувственный. Животное от удовольствия от прикосновений хозяйки, как домашняя кошка, перебирает лапками и выпускает острые коготки.

Необычна и композиция картины. Поворот головы и направление взглядов и женщины, и животного дают возможность представить, что в момент создания картины их внимание было отвлечено чем-то, находящимся сбоку от них. Этот прием создает иллюзию точного, почти фотографического запечатления момента.

Колористика картины, как всегда у Леонардо, богатая и благородно сдержанная. Однако многочисленные записи не позволяют в полной мере оценить изначальный замысел творца.

Работу над картиной художник начал в 1489 году, и закончил в 1490 году. На картине, как считается, изображена молодая девушка Цецилия Галлерани, которой предположительно семнадцать лет от роду. Юная красавица того времени, в которую был влюблен герцог Миланский Лодовико Мария Сфорца, при дворе которого служил отец девушки, кстати вместе с Леонардо да Винчи. Семнадцатилетняя девушка не была богатой и знатной, но, она была очень одаренная и образованная, писала стихи, занималась искусством, прекрасно пела, свободно говорила на латыни, а также отличалась изящным остроумием. После знакомства с Цецилией, Леонардо да Винчи и начал создавать свой шедевр.


Фрагмент картины: "Дама с горностаем"

На полотне изображена молодая женщина, которая с любовью прижимает к себе пушистого зверька, держа его на своей левой руке, и нежно касаясь его пальцами правой руки. Голова женщины, на которой надет прозрачный чепчик, повернута в левую сторону, как будто ее кто-то окрикнул, ее спокойные миндалевые глаза кажутся живыми. Они безмятежно смотрят вдаль. Ее голова опоясана тонкой фероньеркой, очень модной в то время. Длинные черные бусы, овивают тонкую, и в тоже время красивую шею, ниспадая на плечи дамы. Замечательно передано лицо женщины, оно нежное и в то же время мудрое, стыдливое и фривольное, простое и сложное, и конечно таинственное и привлекательное. Осанка молодой женщины полна достоинства, одежда строгая, но от этого более изящная, а улыбка на лице, придает всему облику колдовскую таинственность.

Красивые руки обнимают горностая, который в то время был очень распространен в быту. Считается, что этот зверек не просто так появился на холсте. Все дело в том, что фамилия Galleriani, очень похожа на греческое слово galee, которое означает горностай. К тому же, появление горностая можно толковать двояко, как символ девственности и власти. А то, что Леонардо да Винчи очень любил зашифровывать небольшие данные на портретах, ни для кого не являются секретом.

этоинтересно, интересныефакты, музей, художник, Портрет, леонардо, новостьдня, ДА ВИНЧИ, ДАМА С ГОРНОСТАЕМ, Сфорца, горностай, Краков.

"Дама с горностаем" (1489-1490) - одно из важнейших произведений всего западного искусства, предмет величайшего раритета гения Леонардо да Винчи и один из четырех известных женских портретов мастера. Современные искусствоведы уверены - белый зверёк на картине появился не просто так.

Трансформации картины

На сегодняшний день подлинной осталась лишь малая часть картины, остальное было неоднократно отретушировано: весь фон был затемнен, платье было изменено, а прозрачная вуаль, которую носила женщина, была перекрашена в сочетании с цветом волос. Еще одной корректировкой неизвестного реставратора было добавление темных теней между пальцами ее правой руки (при внимательном рассмотрении двух нижних пальцев заметно, что они значительно уступают другим). Однако, самое главное открытие картины состояло в том, что итальянский художник писал произведение не одноэтапно, а в три четко различимые этапа. Его первой версией был простой портрет без животного. Во вторую стадию художник включил маленького серого горностая. В третьей и последней итерации маленький зверек перевоплотился в крупного белого горностая. Превращение горностая - из маленького и темного в мускулистого и белого - также может указывать на желание герцога Людовико Сфорца создать более лестный портрет своей возлюбленной.

Личность героини картины

Сесилия родилась в Сиене (Италия), где получила солидное образование, знала латынь, писала стихи и имела музыкальный талант. Этот портрет работы Леонардо, которого она описывала как "не имеющего себе равных", создал новый идеал придворного женского портрета. Запечатленная вполоборота, с намеком на улыбку, Чечилия и впрямь как будто выхвачена из жизни. Эта поза была уже стандартной для портретной живописи, будучи популяризированной голландскими художниками Ян ван Эйком и Хансом Мемлингом.

Изящная рука Чечилии поглаживает горностая. Сесилия одета в дорогие ткани, расшитые золотой нитью, ожерелье из насыщенных черных камней и головной убор из тонкой вуали. Леонардо окутывает ее синей мантией, используя лазурит, полудрагоценный камень для изготовления ультрамаринового синего пигмента. Одежда и прическа героини написаны в типично испанской моде XV века.

Символика горностая

Горностай играет ключевую символическую роль в художественном оформлении, поэтому прорыв чрезвычайно важен не только с технической точки зрения, но и с точки зрения интерпретации. Если вы посмотрите на портрет крупным планом, то увидите, что Сесилия и Горностай оба смотрят в одном направлении.

Искусствоведы выяснили, что горностай олицетворяет возлюбленного модели Людовико Сфорца (в 1488 году, всего за 2 года до того, как портрет был написан, он был награжден знаком неаполитанского короля Ордена горностая). Иногда он сам называл себя ermellino bianco (белый горностай). Кроме того, горностай скрывает беременность модели (вскоре она родила сына Чезаре, а горностаев с древности связывали с акушерством и защитой беременных женщин). И все же, на этой картине есть нечто большее, чем просто образ молодой очаровательной женщины с животным.

Леонардо, будучи всесторонне талантливым человеком, не смог бы обойтись без символических аллегорий. И все же в этом должно быть что-то большее, чем красивая молодая женщина и своего рода рискованное животное. Леонардо, будучи тонким и умным человеком, каким он был, не был бы удовлетворен недостатком символических ассоциаций. Мех горностая был дорогим и драгоценным материалом, который могли себе позволить первые лица в государстве.

Кроме того, художники иногда изображали Деву Марию в плаще с подкладом из горностая. Поэтому он был расценен как символ чистоты и даже целомудрия, что позволяет оценивать идею с горностаем как идею чистоты самой молодой девушки. Подлинность этой версии доказывает возможная аллюзия художника на имя Чечилии Галлерани (galle в переводе с греческого означает "горностай").

Композиция и техника

Художник использует длинные кривые линии при отсутствии использования прямых линий. Картина почти полностью состоит из изгибов. Исключение - это полоса на голове и квадратный вырез на ее платье. Линии создают треугольную композицию картины. Сфокусированный свет отражается на главных героях картины с правой стороны и таким образом смягчает их формы. Художник писал свои картины, используя геометрию и математические принципы, открытые древними греками.

"Дама с горностаем"- один из четырех портретов Леонардо и первая картина эпохи Возрождения, на которой женщина воплощает личность и разум, а не только красоту. Это очаровательный образ изысканной элегантности, раскрывающий несравненный творческий ум Леонардо да Винчи.

Читайте также: