Дальнейшие судьбы лютеранства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Лютеранство (оно же - Евангелическая Церковь) сегодня - главное христианское учение в странах Северной Европы.

Лютеранами сегодня являются большинство коренных верующих Скандинавии, Финляндии, Исландии, северной Германии, Эстонии и Латвии, частично Франции и Нидерландов.

Лютеране также живут в Северной и Южной Америках, Азии, Африке (особенно ЮАР с Танзанией) и много где еще за пределами Старого света. То есть, все их в мире около 80-85 млн человек примерно.

Давайте же сегодня кратко узнаем, что это за толк христианства такой и чем отличается от остальных.

Кто такие лютеране и как верят

Итак, прежде всего лютеране - христиане-протестанты. Следуют учению, созданному Мартином Лютером еще в XVI-м столетии. То есть, один из самых старых протестантских толков в мире.

Лютеране признают лишь два священных таинства - Причастие и Крещение. Хотя также проводят венчания, отпевания, исповеди, не считая их таинствами в общепринятом христианском смысле.

Лютеране отрицают почитание мощей и икон, а также молитвы святым. Священники у лютеран - просто, если можно так выразиться, профессионалы своего дела. То есть, никак не возвышены над мирянами.

И да, лютеране не считают, что жизнь человеческая предопределена Богом заранее. Проще говоря, Господь все видит, но не все заранее знает. Потому каждый лютеранин сам в ответе за свою судьбу, сам кузнец своего счастья. Что сказалось на менталитете всех северных европейцев - люди тут любят поработать в собственное благо!

Лютеране и Гитлер

Лютеранство несколько подставило себя в 1930-е годы, когда в Германии часть лютеранских священников сотрудничала с Гитлером. Благоволившим этой церкви в пику более независимой и "южной" католической. А также припомнившим, что Мартин Лютер отличался таки антисемитскими взглядами.

Гитлер даже пытался объединить всех лютеран Германии в полностью подконтрольную нацистам единую так называемую Reichskirche - Имперскую церковь.

Впрочем, было и немало лютеранских пасторов, что активно выступали против нацистского режима, укрывали евреев и т.д.

Традиционной датой начала Реформации в Европе считается 31 октября 1517 года, когда Лютер, католический монах-августинец и профессор Виттенбергского университета, вывесил на дверях церкви всех святых в Виттенберге свои 95 тезисов против злоупотреблений индульгенциями. Католической доктрине, согласно которой для спасения души в числе другого требовалось совершение благочестивых дел, Лютер противопоставил учение о спасении только верой (лат. sola fide). Никто из грешных людей, согласно Лютеру, не в состоянии выполнить все заповеди, данные Богом, никакие труды не способны искупить человеческие грехи. Их искупил Сам Иисус Христос через мученическую смерть на Голгофе. Тем самым стало возможно оправдание грешных людей перед Богом: отныне человек, искренне верующий в Троицу и, в частности, во Христа как своего Искупителя, получает оправдание, а с ним и вечное спасение. Преследования Лютера со стороны Римско-католической церкви, обвинение его в ереси вызвали сочувствие оппозиционных папству сил и спровоцировали движение за реформу Римско-католической церкви. Оказавшись перед необходимостью обосновать свою позицию, Лютер подверг пересмотру многие положения средневекового католицизма, не находившие, по его мнению, обоснования в Библии. Фактически был провозглашён приоритет Священного Писания над Священным Преданием и отвергнута посредническая роль Церкви в деле спасения.

Несмотря на сопротивление церковных властей, сторонников Реформации взяли под свою защиту правители Саксонии, Гессена, Бранденбурга и других германских государств, где церковные структуры перешли из канонического подчинения Риму под контроль светских властей. Программа реформационных преобразований была изложена в Аугсбургском исповедании, представленном 25 июня 1530 года императору Священной Римской империи Карлу V. Многолетняя ожесточённая борьба между немецкими князьями, принявшими лютеранство, и князьями, сохранившими верность католицизму, завершилась в 1555 году Аугсбургским религиозным миром, дававшим право каждому правителю по своему усмотрению выбирать католичество или лютеранство как обязательную для его подданных веру ("чья власть, того и вера"). Поскольку в германских государствах католические епископы к Реформации не примкнули, лютеранские церкви там возглавили клирики, не имевшие апостольского преемства. Их административные должности (суперинтендант, епископ и др.) не рассматриваются как сан. В 1527 году лютеранская Реформация началась в Швеции (и подвластной ей Финляндии), в 1536 - в Дании, Норвегии и Исландии. Бóльшая часть католических епископов в этих странах перешла в лютеранство, сохранив титул, поэтому современные лютеранские скандинавские епископы претендуют на обладание епископским саном и апостольским преемством. В результате в лютеранство произошло разделение на две основные традиции - германскую и скандинавскую.

Ещё при жизни Лютера и особенно после его смерти среди его последователей возникли разногласия. В 1577 году около 8000 пасторов подписали Формулу согласия, где было изложено нормативное вероучение по спорным вопросам. Она была включена в сборник лютеранских вероисповедных документов - Книгу согласия, впервые изданную в Дрездене в 1580 году. Кроме Аугсбургского исповедания и Формулы согласия, в неё вошли Апостольский, Никейский (с Filioque) и Афанасиев символы веры, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы (с приложенным трактатом "О власти и первенстве папы"), "Большой катехизис" и "Малый катехизис" Лютера. Книга согласия остаётся официальным вероучительным стандартом большинства лютеранских церквей.

На протяжении XVII века на основе аристотелианской философии, догматики Книги согласия и не противоречащих лютеранству святоотеческих и католических учений сформировалась "лютеранская ортодоксия", или "лютеранская схоластика". Чрезмерная сосредоточенность на тонкостях догматики вызвала протест поборников социального служения и "живого религиозного чувства", приведший к возникновению пиетизма. В конце XVII - XVIII веков ортодоксальное лютеранство подверглось влиянию рационализма (Х. фон Вольф, И. Кант). В XIX веке самым значительным явлением в лютеранстве и в протестантизме в целом стало появление историко-критического метода исследования Священного Писания, который вместе с достижениями естественных наук и философских исследований дал толчок к возникновению либерального богословия, т. е. переосмыслению в свете современных знаний традиционных догматических представлений. Большое влияние на становление либерального богословия оказали идеи Ф. Шлейермахера, исследования Нового Завета Ф. К. Баура и Д. Ф. Штрауса. Классические представители немецкого либерального богословия - А. фон Гарнак, А. Ричль, Э. Трёльч. В той или иной форме либеральные течения сохраняются в современном лютеранстве.

В Пруссии в 1817 году король Фридрих Вильгельм III объединил лютеран и реформатов в единую Евангелическую церковь (Прусская уния), в которой было принято кальвинистское учение о Евхаристии. Эта мера вызвала сильную оппозицию, многие лютеранские приходы Пруссии не приняли унию. Король Фридрих Вильгельм IV узаконил независимое существование этих приходов, получивших название "свободные церкви", или "старые лютеране". В 1930-х годах в протестантских церквах Германии сторонники национал-социализма активно поддерживали движение "немецких христиан", которые следовали арийской расовой теории, почитали А. Гитлера как ниспосланного немецкому народу мессию и стремились "очистить" христианство от "еврейского компонента", т. е. фактически от Ветхого Завета. В 1933 году была учреждена т. н. Германская евангелическая церковь во главе с доверенным лицом Гитлера пастором Л. Мюллером. Противники этой политики - как лютеране, так и реформаты, и приверженцы Прусской унии - в июле 1933 года учредили конфедеративную Исповедническую церковь (Bekenntniskirche) во главе с лютеранским пастором М. Нимёллером. 31 мая 1934 года она приняла Барменскую декларацию, в которой осуждались нацистские теории и мессианство Гитлера. Исповедническая церковь подвергалась преследованиям, хотя формально так и не была запрещена. После II мировой войны в Германии в основном восстановилось прежнее церковное устройство: протестантские церкви действуют в пределах отдельных земель, их статус определяется земельными законами.

Распространению лютеранства способствовала и миссионерская деятельность, однако у лютеран она всегда была менее активной, чем у других протестантов. В XIX веке миссионерством занимались в основном пиетисты (миссионеров готовил университет Галле). Миссионеры работали в Индии, Африке, Ост-Индии и Китае. Особенно эффективной их деятельность оказалась в Индии, Эфиопии, Индонезии, Танзании и Кении, где возникли многочисленные, динамично растущие церкви.

В 1923 году образована Всемирная лютеранская конвенция (ВЛК). После II мировой войны церкви - члены ВЛК сотрудничали в оказании помощи пострадавшим в ходе войны в Европе. В 1947 году ВЛК была преобразована во Всемирную лютеранскую федерацию (ВЛФ). 90% всех лютеран принадлежат к церквам - членам ВЛФ. Общее их число (2008) - свыше 70 млн. человек.

Крупнейшим объединением консервативных лютеран является созданный в 1993 году Международный лютеранский совет, в который входят 30 церквей-членов (2007). Они объединяют около 3,45 млн. человек. В 1993 году была основана Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция, ведущую роль в которой играет Лютеранская церковь - Висконсинский синод. По неофициальному правилу каждая вновь возникшая лютеранская церковь может считаться законной только при условии её признания одним из трёх объединений (ВЛФ, Международный лютеранский совет, Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция). В начале XXI века продолжается рост числа лютеран в Азии, Африке и Латинской Америке, спад - в Европе и Северной Америке.

Многие лютеранские церкви активно участвуют в экуменическом движении, являются членами Всемирного совета церквей. Важное место в жизни лютеранских церквей занимают социальное служение и благотворительность, в т. ч. осуществляемые совместно с представителями других протестантских деноминаций.

Лютеранство в России

Помимо Церкви Ингрии, консервативное лютеранство в России представляет Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (СЕЛЦ), приходы которой (в Новосибирске, Барнауле и др.) создавались в составе Эстонской лютеранской церкви. В мае 2003 года СЕЛЦ стала автокефальной.

Особенности вероучения

Основные принципы лютеранства и протестантизма в целом сводятся к трем положениям: исключительный авторитет Священного Писания, поскольку только через Слово Божие человек приходит к вере; достижение спасения личной верой; священство всех верующих (ср. 1 Пет. 2:9) как отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека.

Понимание Пресвятой Троицы, Иисуса Христа как Сына Божия, рождённого от Девы Марии, учение о рае и аде в лютеранстве совпадают с общехристианскими взглядами (католическое учение о чистилище отвергается). В лютеранстве делается акцент на искупительном подвиге Иисуса Христа. Лютеране придерживаются традиционного для западного христианства учения об исхождении Святого Духа (c Filioque). Лютеранство признаёт учение о предопределении к спасению, но, в отличие от кальвинизма, отвергает предопределение к осуждению. Полностью отрицается в лютеранской теологии участие свободной воли человека в спасении: спасение - дар Бога, который ничем нельзя заслужить - ни аскезой, ни молитвой, ни добрыми делами, т. е. принимается принцип Божия монергизма (в отличие от православного синергизма - признания соработничества Бога и человека в деле спасения человека). Специфически лютеранским, хотя и восходящим к полемике блж. Августина с Пелагием (см. Пелагианство), является разделение всего содержания Библии на Закон (то, что Бог требует от людей) и Евангелие (то, что Бог обещает людям).

Из таинств признаются крещение и Евхаристия (Вечеря Господня, Таинство алтаря). Аугсбургское исповедание рассматривает исповедь и отпущение грехов как таинство, но ныне большинство лютеран относят исповедь к обрядам. Крещение обычно совершается над младенцами и воспринимается как "спасительная работа Бога", который через ниспосылаемую Им благодать творит в принимающих крещение спасительную веру. В крещении люди омываются от грехов, отвращаются от смерти и дьявола и получают вечное спасение в дар от Бога. Крещение обычно совершается обливанием или окроплением, но может производиться и троекратным полным погружением. Согласно лютеранской трактовке Евхаристии, хлеб и вино, становясь истинными Телом и Кровью Христа, вместе с тем сохраняют свою сущность, а не только акциденции (т. о., отвергается учение о пресуществлении). В отличие от цвинглиан, лютеране категорически отвергают представление о том, что Вечеря Господня имеет только символическое или "воспоминательное" значение. В одних лютеранских церквах Евхаристия совершается почти еженедельно, в других - один раз в 2-3 месяца, в третьих - лишь один раз в году, в Великую пятницу. В отличие от католической практики, в лютеранстве причащение всех верующих происходит Телом и Кровью Христовыми, что было введено ещё Лютером. Конфирмация, ординация (рукоположение), брак и елеосвящение рассматриваются обычно как обряды (количество таинств в лютеранстве не фиксируется).

Пасторы во многих лютеранских церквах избираются и остаются в сане пожизненно. Кандидаты в пасторы должны иметь специальное образование и призвание к служению. В конце XX - начале XXI века в либеральных лютеранских церквах распространилась практика рукоположения в пасторы женщин, а затем - и возведения их в епископское достоинство. В России единственной протестантской Церковью (помимо методистов), признающей женское священство, является ЕЛЦ. В наиболее либеральных лютеранских сообществах получила распространение практика благословения т. н. однополых браков. В 2005 году после решения Евангелическо-лютеранской церкви Швеции о допустимости таких благословений ряд консервативных пасторов вышли из подчинения архиепископа церкви Швеции; Русская Православная Церковь разорвала все контакты с этой организацией.

В лютеранстве отсутствует единый тип церковной организации: в различных церквах присутствуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы. Главами церквей могут быть архиепископы, епископы, генеральные суперинтенданты или президенты. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Каждая Церковь создаёт своё каноническое право, но не считает его единственно верным и толерантно относится к каноническому праву других церквей.

Богослужебная практика

В литургии центральное место отводится Евхаристии (если она совершается в этот день), но важна и проповедь Слова Божия. Поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания, строго определённые на каждый день. Значительная часть службы отводится общему хоровому пению. Богослужение совершается на национальных языках. В соответствии с принципом оправдания только верой отвергаются церковные молитвы за умерших и не признаётся возможность заступничества святых перед Богом. Во время богослужения возжигаются свечи, иногда используется ладан. Пасторы и епископы надевают особые облачения (в скандинавских церквах облачения священнослужителей очень близки к католическим). В церкви имеется алтарь, одобряется наличие живописных изображений. Поклонение мощам и иконам отвергается. Использование в лютеранской литургии орга́на лежит в основе связанной с лютеранством богатейшей музыкальной традиции (И. С. Бах и др.).

лютеранизм Это религиозное движение и доктрина, распространяемая немецким монахом Мартином Лютером, который возник как ответ на коррупцию, в которую была вовлечена католическая церковь того времени. Вообще говоря, Лютер отстаивал необходимость возвращения к чистоте христианства, устраняя послабления и чрезмерную власть папы римского..

Последователи Лютера также известны как протестанты, в результате диеты Спира, которая произошла в 1529 году. Это состояло из протеста, проведенного лютеранами против желаний императора Карла V поддерживать католический союз в германская империя.


Одним из основных аспектов, подвергнутых критике Лютером в его диссертации, был тот факт, что католическая церковь занималась торговлей индульгенциями, чтобы простить грехи верующих в обмен на пожертвования. Эти деньги использовались, чтобы заплатить за излишки папства, что означает, что они не использовались для общего блага или для помощи бедным.

По словам историков, Лютер был одержим идеей полного унижения человека. Это привело к тому, что немецкий монах считал, что человек не способен интуитивно понимать законы Бога. Следовательно, взгляды Лютера на людей ближе к принципу Августина о природе падшего человека..

Для Лютера разумные силы человека плотские и абсурдные; ни одна из человеческих способностей не может приблизиться к Богу. Это мнение явно отличается от мнения Эразма Роттердамского, который полагал, что человек может использовать рассуждения, чтобы понять Бога.

  • 1 Происхождение и история
    • 1.1 Исторический контекст
    • 1.2 Начала Реформации
    • 1.3 Лютер в Виттерберге
    • 1.4 Девяносто пять тезисов: вопрос о силе и действенности индульгенций
    • 2.1 Двойственная природа Бога для Лютера
    • 2.2 Учение Лютера
    • 3.1 Разрыв с Римом
    • 3.2 Появление англиканства
    • 3.3 Асечанза между протестантами и католиками
    • 3.4 Содействие массовому образованию и грамотности

    Происхождение и история

    Исторический контекст

    В то время в Европе происходил мощный процесс трансформации, который привел к изменениям в отношениях, связанных с политической, социальной, экономической и религиозной.

    Для некоторых ученых, таких как историк и философ Йохан Хуизинга, средневековье было как бы осенью, поэтому общество взывало к новому способу восприятия мира; другими словами, человечество требовало смены эпистем.

    Это был период трансформации в позднесредневековом мышлении, когда произошла деструкция католического единства; это стало показывать наброски новой религиозной и политической реальности.

    Начало Реформации

    Реформация является исторической проблемой для ценителей, поскольку она постоянно обсуждается современными и позднесредневековыми историками. В разговорной речи, Реформация определяется как своего рода переворот, который закончился со временем и начал новую реальность.

    В то время Европа была взволнована социальными изменениями: христианство начало разделяться, и в то же время появилась масса интеллектуалов, которые распространяли свои идеи через печатную машину. Это изобретение имело решающее значение для распространения великих человеческих вопросов; среди них были мысли Лютера.

    Один из предшественников Реформации произошел в четырнадцатом веке, когда папа переехал в Авиньон, что продемонстрировало, как этот персонаж уменьшает свою власть и авторитет, чтобы стать епископом во французском дворе..

    Лютер в Виттерберге

    Мартин Лютер был священником и ученым, преподававшим богословие в университете Виттерберга, расположенном в Германии. Когда он углубился в знание священных писаний, Лютер понял, что в Библии нет оправдания для многих церковных практик..

    Благодаря своему знанию он осознал, насколько испорчена католическая церковь и насколько он далек от истинных практик христианства..

    Лютер пытался урегулировать свои разногласия с институтом; Однако его взгляды были быстро осуждены папством, поэтому мыслитель решил начать первое протестантское движение.

    Девяносто пять тезисов: Ставить под сомнение силу и эффективность индульгенций


    Ставить под сомнение силу и эффективность индульгенций, также известный как девяносто пять тезисов, это был список предложений, написанных Лютером в 1517 году, который официально начал протестантскую реформацию и способствовал расколу в институте католической церкви, полностью изменив европейскую историю.

    Ранее, с 1914 года, Лютер заботился о сборе индульгенций; однако, они еще не достигли своего пика. В 1517 году эти злоупотребления церковью стали более распространенными, и Лютер потерял терпение.

    Однажды, когда он встретился со своими прихожанами, он понял, что они идут покупать индульгенции. Люди утверждали, что они больше не изменят свою жизнь и не будут нуждаться в покаянии, поскольку благодаря приобретению этих документов их грехи были прощены и они могли войти в Рай..

    Именно тогда Лютер отреагировал на гравитацию материи; Однако он посвятил себя тому, чтобы хорошо учиться и глубоко изучать священные писания, чтобы написать свои тезисы, среди которых его Договор об индульгенциях. Эти тексты были составлены в результате тщательного анализа вопроса.

    начало


    Двойственная природа Бога для Лютера

    Точно так же Лютер не считал спасение возможным по свободной воле человека; для автора добрые дела не могут спасти ни одну душу, поскольку некоторые люди обречены на спасение, а другие обречены на осуждение.

    Это означает, что всемогущее судьбу определяет душа, и нет возможности изменить ее..

    Учение Лютера

    По мнению ученых, учение Лютера было продуктом прозрения: в 1513 году автору удалось установить мост между божественным всемогуществом и справедливостью человека.

    После этого он посвятил себя изучению Послания к Римлянам, Галатам и Евреям; Результатом этого исследования стала новая полная теология, с которой он осмелился бросить вызов папству.

    воздействие

    Идеи Лютера, особенно связанные с индульгенциями, вызвали фурор во всей Европе и начали протестантскую реформацию, которая вызвала большие социальные и политические перемены на этом континенте..

    Тем не менее, Лютер подтвердил, что вопрос индульгенций не был самым важным в его трактате по сравнению с другими элементами, которые там ставились под сомнение. Действия Лютера принесли длинный список последствий, включая следующие:

    Разрыв с Римом

    После публикации девяноста пяти тезисов католическая церковь распалась таким образом, что ее разрыв породил большое количество христианских конфессий, в том числе лютеранство и другие течения, которые остаются в силе в наше время..

    Появление англиканства

    Впоследствии постулаты Лютера позволили королю Генриху VIII разорвать отношения с римско-католической церковью, которая породила новую форму христианства, известную как англиканство, формат, согласно которому король был главным высшее учреждение.

    Асечанза между протестантами и католиками

    В результате Реформации церкви европейских стран, таких как Португалия и Испания, создали инквизиторские трибуналы с целью преследования и убийства лютеран и протестантов по всему континенту..

    Тем не менее, протестантизм не остался позади с точки зрения гонений; например, в Англии было решено положить конец монастырям и монастырям католического происхождения, экспроприировать их имущество и убить их жителей.

    Продвижение образования и грамотности масс

    Такие авторы, как Вессманн, утверждают, что Лютер был заинтересован в том, чтобы позволить всем христианам читать Библию, чтобы в местах протестантских настроений поощрялось всеобщее образование..

    Аналогичным образом, благодаря католической реформации, которая возникла после протестантства в результате этого, появилась церковь Сан-Игнасио-де-Лойола вместе со своими иезуитами, которые были ответственны за создание школ не только в Европе, но и во всем мире, особенно в америке.

    Лютера́нство — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве [1] . С лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке, а затем и во время формирования государственных церквей скандинавских стран. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви, с одной стороны, и более радикальных протестантских движений — с другой (анабаптизм, кальвинизм, цвинглианство и т. д.).

    Содержание

    Именование

    История

    Вероучение

    Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия. Лютеране относят себя к теистам-тринитариям и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми. Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолен исключительно действием благодати (лат. Sola Gratia ), выражаемой в вере (лат. Sola Fide ). Вместе с тем отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет). Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию (лат. Sola Scriptura ). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию, и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.

    Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания относит к таинствам исповедь и рукоположение, арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит свое преемство к апостольским временам. Это преемство понимается не обязательно непосредственно, как, например, в православии, а скорее в духовном смысле [источник не указан 277 дней] . В строгом смысле не обладают статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация.

    Теология

    Литургическая практика

    Лютеране празднуют Литургию, как наивысшую Божественную службу, включая исповедь и отпущение грехов, благословениями знаком св. креста, традиционными литургическими песнопениями (Kyrie, Gloria, Sanctus, Agnus Dei).

    Современное состояние

    Либеральные деноминации

    Конфессиональные деноминации

    Конфессиональные лютеране более консервативны, не признают не только женского священства и однополых браков, но даже интеркомьюниона с англиканами и кальвинистами. В своей полемике с либералами апеллируют к Библии и Книге Согласия. Большинство конфессиональных церквей входят в Международный Лютеранский Совет. Наиболее консервативные объединены в Конфессиональную Евангелическо-Лютеранскую Конференцию.

    Дискуссионные вопросы

    Предметом ожесточенных споров являются такие нововведения либеральных лютеранских деноминаций как ординация женщин (первым в мире епископом-женщиной стала лютеранка Мария Йепсен) и благословение однополых браков, которые отвергаются конфессионалами. Лютеранский епископ Гуннар Стаалсет подверг критике позицию католиков, которые запрещают пользоваться презервативами [7] .

    Взаимоотношение лютеран с другими конфессиями

    Между лютеранскими и реформатскими церквями, подписавшими в 1973 г. Лейенбергский конкордат [8] , установлено евхаристическое единство.

    Лютеранство в странах СНГ

    Лютеранство в России

    Лютеранство на территории России появилось ещё в XVI веке, благодаря немецким переселенцам. В 1832 году все течения и организации лютеранства (за исключением собственно Финляндии и Польши) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России (ЕЛЦР), которая получила единый устав, согласно ему главой церкви являлся российский император, но оговаривалось его невмешательство в религиозные дела.

    После распада СССР в большинстве вновь образованных государств возникли формально самостоятельные лютеранские деноминации, которые однако объединились в один союз — ЕЛКРАС. Считается, что ЕЛКРАС является церковью немецкой традиции. Однако сегодня нет строгой этнической направленности, хотя некоторые общины получают официальную поддержку и финансирование из EKD (Евангелической церкви Германии) [источник не указан 273 дня] . Долгое время ЕЛКРАС не имела единого административно-духовного центра. Сегодня Духовное управление осуществляет архиепископ. с недавнего времени его обязанности исполняет Дитрих Брауэр. Центральное управление находится в Санкт-Петербурге. Административные центры в Москве и Омске. В 1992 г. от Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви отделилась Церковь Ингрии [9] . В Сибири длительное время существовала миссия Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЭЕЛЦ), которая в 2003-м году стала автокефальной Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церковью с центром в Новосибирске [10] . Это надэтническая лютеранская церковь приходы которой расположены как в Восточной, так и Европейской частях России [11] .

    Лютеранство на Украине

    Первые лютеране появились на Украине ещё в XVI веке. В дальнейшем, верующие данной конфессии принадлежали к имперской Церкви России (за исключением запада страны). Там, на территории, принадлежавшей до 1939 года Польше возникла Украинская лютеранская церковь, возобновившая свою деятельность во вновь образованном государстве после 1994 года. Помимо этого здесь функционирует Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Украины (НЕЛЦУ), формально входящая в ЕЛКРАС, но на деле давно самостоятельная Помимо этого здесь существует Синод Евангелическо Лютеранских Церквей Украины [12] .

    Народы, где лютеранство является традиционной религией

      (Евангелическая церковь Германии) (значительная часть немцев - католики) (Церковь Датского Народа) (Церковь Швеции) (Церковь Норвегии) (Церковь Исландии) (Народная Церковь Фарер) (Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии) (Эстонская евангелическо-лютеранская церковь) (Евангелическо-лютеранская церковь Латвии)

    Искусство

    Архитектура



    В отличие от многих протестантских конфессий лютеране большое значению придавали и придают архитектуре, в результате большинство кирх если не архитектурные шедевры, то достопримечательности населённых пунктов, в которых они находятся. Часть зданий перешла к лютеранам от католиков (правда, далеко не всегда мирным путём), затем строились здания в современных (на момент постройки) стилях — барочном, затем классическом. С конца XIX века очень активно использовался неоготический стиль, позже, в XX веке, построено большое количество церквей в стиле модерн. Само вероучение не налагает никаких ограничений на стиль церковных строений, поэтому, при наличии у заказчика средств и желания, архитектор имеет заметную свободу для творчества.

    Музыка

    Для лютеранских богослужебных собраний характерно хоровое исполнение гимнов (в том числе всеми собравшимися, а их может быть несколько тысяч), а также активное использование органной музыки, которая может как сопровождать пение хоралов, так и исполняться отдельно. Один из наиболее известных и плодовитых композиторов, сочинявших музыку для лютеранских собраний — Иоганн Себастьян Бах. В XX и XXI веках стали активно использоваться современные музыкальные стили, в том числе с 2004 года в Финляндии проводятся металлические мессы.

    Живопись



    В отличие от кальвинистов, лютеране никогда не отвергали церковную живопись, однако ей не придаётся такого сакрального смысла, как у католиков. Поскольку декору церквей вероучение не придает существенного значения, изображения в кирхах часто ограничиваются наличием заалтарной картины или мозаики, могут встречаться витражи. С другой стороны, при желании и возможностях, может быть создано сложное убранство с росписями в самых разных стилях. Так, например, богато украшены Церковь Вознесения в Иерусалиме, Мемориальная церковь Протестации в Шпайере и т. д.

    Помимо росписи зданий существует портретная лютеранская живопись. Так, внешность многих деятелей Реформации известна по произведениям, созданным в том числе Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом Старшим.

    Графика

    Данный жанр получил развитие в том числе в связи с необходимостью иллюстрирования печатных книг, в том числе Библии. Подобная тенденция появилась уже в период Реформации, но не прекращалась и в последующие века. Например, в XIX веке немецкий художник-романтик Юлиус Шнорр фон Карольсфельд создал цикл гравюр на различные библейские сюжеты, который активно переиздаётся и по настоящее время.

    Читайте также: