Дагестанские земли в составе албанского великого княжества кратко

Обновлено: 02.07.2024

Таким образом, Кавказская Албания была одним из развитых для своего времени государственных образований Северо-Восточного Кавказа и Закавказья. Об этом говорит наличие в стране многочисленных городов, развитие ремесел, денежное обращение, чеканка собственной монеты, распространение письменности и другие элементы, характерные для высокоразвитого классового общества. Однако на рубеже новой эры в бурное развитие производительных сил Кавказской Албании внесли свои существенные коррективы северные кочевые племена. Они, постепенно проникая в Приморский Дагестан, не только отодвигали границу страны с севера на юг, вплоть до Дербента, но и создавали здесь совершенно новую этнополитическую ситуацию. Начало распада Кавказской Албании было обусловлено не только с внешнеполитическими факторами, но и внутренними социально-экономическими причинами, связанными со стремлением местных правителей к политической самостоятельности.

Джамалдин Меджидов

Письменные источники фрагментарны, но они могут быть привлечены для написания истории Дагестана албанского времени в качестве вспомогательного материала. Основным же источником служат археологические памятники. Они в совокупности с данными смежных наук позволяют решать актуальные проблемы. К ним относится вопрос о политических границах Кавказской Албании, о времени формирования государственности и др.

Джамалдин Меджидов

Кавказская Албания на различных этапах своего развития занимала разные территории. В отдельные периоды наибольшего военно-политического могущества в него входили значительные районы Азербайджана, Грузии и Дагестана. При этом вопрос о вхождении Дагестана в состав Албании до сих пор окончательно не решен.

Одни исследователи считают, что северные границы Албании проходили по Дербенту, другие отодвигают их до р. Сулак и дальше. Причины разногласий кроются в слабой осведомленности древних авторов о географии Восточного Кавказа. Большинство античных авторов представляло Кавказ как единую цепь гор. Лишь Страбон и Птолемей знали о других горах, Керавнских, имеющих ответвление от Главного Кавказского хребта. Они ответвляются от Главного Кавказского хребта в том месте, где помещены тушеты и диды-дидои. Это позволяет сравнить Керавнские горы с Андийским хребтом или хребтом Кьорилам.

С названием рек связаны и некоторые из упомянутых античными авторами в Кавказской Албании 26 племен (каспиев, удин, албан, гаргареев, миков, кетов, сильвов, лбинов-лупениев, содов-исондов, гелов, легов, дидур, тидиев и др.), принадлежавших к восточнокавказской или нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской языковой семьи. Удины, бесспорно, составляющие часть населения Кавказской Албании, говорили на языке, относящемся к лезгинской группе дагестанских языков. Античные авторы отмечают высокий рост, светлые волосы, серые глаза албанского населения. Это характерные признаки широко распространенного в Центральном Предкавказье, а также в Западном и Центральном Дагестане (аваро-андо-цунтинцы, лакцы, даргинцы, рутулы, арчинцы) кавкасионного антропологического типа. Гелов и легов принято связывать с предками современных аварцев, даргинцев, лакцев и лезгин.

Джамалдин Меджидов

По сведениям Леонти Мровели, наиболее значительная часть легов, именуемая Хозанихети или Хунзы, мигрировала из-за нападений скифов в районы Горного Дагестана. При этом можно уточнить территорию, занятую собственно гелами, - в устье р. Гюльгеричай, сопоставляемой с Герр. Каспиями была занята территория в устье р. Касс или Кайсий, сопоставляемой с Самуром. Ранее каспии находились в составе XI сатрапии Ахеменидской империи и занимали устье р. Кур. Под этим этнонимом скрывался довольно значительный конгломерат близкородственных племен, оставивших память о себе в различных топонимах и гидронимах, встречаемых на обширной территории Восточного Кавказа. Одним из них было название Касс-Кайсий.

Основная группа албанских племен занимает горные районы. Сильвы (шилы, шибы, чишбы, джигбы), например, локализуются поблизости от Шахдагских высот, а лбины (лупении) – у их подножия, с южной стороны. В Шахдагской зоне проживали и кеты, этноним которых созвучен с самоназванием хиналугского населения кет. В горах Западного Дагестана (современный Цунтинский район) размещаются диды (дидойцы), северо-восточнее их в Цумадинском районе – тидии (тиндинцы). Недалеко от дидойцев и тиндинцев на территории современного Ботлихского района и Ичкерии (Чеченская республика), жили соды, исонды, андаки и др.

Джамалдин Меджидов

Надо иметь в виду и то, что современных аварцев, известных под самоназванием маарулал – горцы ахвахцы называют албами

Таким образом, все упомянутые племена албанского круга локализуются в пределах Азербайджана, Восточной Грузии и Дагестана, т.е. Кавказской Албании, северные границы которой ограничены Керавнскими горами (Андийским хребтом) и р. Соаной (по более поздней грузинской транскрипции – Сона), соответствующей Аргуну – притоку Терека. Именно Аргун, который отождествлялся с р. Мермодаль, служил границей между гелами и легами, с одной стороны, и амазонками – с другой.

Этноним северных удин связан с гидронимом р. Удон (Уд-дан), что уточняет территорию их расселения в устье этой реки, отождествляемой с современной Кумой.

Утидорсы локализуются еще севернее. Вместе с тем и сарматские аорты, и угро-финские удины, сармато-угрофинские утидорсы и другие, при своем кочевом образе жизни проникли в район Приморского Дагестана, вступая в тесные культурные, экономические и, возможно, этнические контакты с местным населением. Как известно, аорты контролировали Прикаспийскую торговую дорогу Экбатана-Танаис, проходящую через Дербентское дефиле. Это означает, что сарматы проникали не только в Дагестан, но и в Закавказье, и в страны Передней Азии. Контакты между дагестанскими и сарматскими племенами подтверждаются находками в грунтовых могилах Дагестана, где обнаружены разные конфигурации костяков: на спине, кости ног перекрещены в голенях, кисти рук лежат на тазовых костях, поясе или груди. Рядом были найдены остатки предметов сарматской культуры: разбитые зеркала, керамика, оружие (с меловой подсыпкой). Наиболее часто эти предметы встречаются на Таркинском могильнике и реже попадаются по мере удаления на юг в горы.

С I в н.э. активизировались аланские племена на Северном Кавказе. Они активно вмешивались в политическую жизнь кавказских народов, совершали походы через Дарьяльский и Дербентский проходы в Армению, Парфию, Атропатену, доходили до Каппадокии в Малой Азии.

За­ни­ма­ла зем­ли в ниж­нем те­че­нии рек Аракс и Ку­ра, ох­ва­ты­ва­ла северные об­лас­ти современного Азер­бай­джа­на и зна­чительную часть Да­ге­ста­на, дос­ти­га­ла по­бе­ре­жья Кас­пий­ско­го мо­ря. На­се­ле­ние Кавказской Албании (ал­бан­цы, уди­ны, гар­га­ры, ги­лы, ле­ги и др.) го­во­ри­ло на язы­ках лез­гин­ской вет­ви на­хско-да­ге­стан­ской се­мьи. Государство сфор­ми­ро­ва­лось ко II веку до н. э. на ос­но­ве объ­е­ди­не­ния 26 пле­мён. До VI века н. э. сто­ли­ца Кавказской Албании - Ка­ба­ла, за­тем - Бар­да (Пар­тав).

Пер­вое упо­ми­на­ние в ис­точ­ни­ках о кавказских ал­бан­цах свя­за­но с их уча­сти­ем в со­ста­ве персидских войск в бит­ве при Гав­га­ме­лах про­тив ар­мии Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го. По све­де­ни­ям ан­тич­ных (Стра­бон и др.), а так­же армянских ав­то­ров (Еги­ше, Мов­сес Хо­ре­на­ци, Ко­рюн и др.), во гла­ве государства стоя­ли ца­ри. Со 2-й половины I века н. э. в Кавказской Албании пра­ви­ла ди­на­стия албанских Ар­ша­ки­дов. За­мет­ную роль иг­ра­ли знать и хра­мо­вое жре­че­ст­во. На­се­ле­ние Кавказской Албании (в основной мас­се - сво­бод­ные об­щин­ни­ки) за­ни­ма­лось плуж­ным зем­ле­де­ли­ем, от­гон­ным ско­то­вод­ст­вом, са­до­вод­ст­вом.

В сто­ли­це и др. го­ро­дах (Те­ле­ба, Гел­да, Ге­та­ра, Та­го­да и др.) раз­ви­ва­лись ре­мес­ло и тор­гов­ля. Жи­те­ли Кавказской Албании по­кло­ня­лись Лу­не (главное бо­же­ст­во) и Солн­цу. Ре­лигиозные об­ря­ды со­про­во­ж­да­лись жерт­во­при­но­ше­ния­ми. В I веке до н. э. - I веке н. э. Кавказская Албания совместно с Ве­ли­кой Ар­ме­ни­ей и Ибе­ри­ей ве­ла борь­бу с римской экс­пан­си­ей в За­кав­ка­зье. В IV веке, в пе­ри­од прав­ле­ния ца­ря Ур­най­ра, зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лись гра­ни­цы государства (от Главного Кав­каз­ско­го хреб­та до реки Аракс).

По­сле при­ня­тия Ур­най­ром хри­сти­ан­ст­ва оно ста­ло государственной ре­ли­ги­ей. По пре­да­нию, рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ст­ва свя­за­но с про­по­вед­нической дея­тель­но­стью апостола Ели­сея, уче­ни­ка апостола Фад­дея. Албанскую цер­ковь воз­глав­лял ав­то­ке­фаль­ный ка­то­ли­кос. В конце IV века, по до­го­во­ру ме­ж­ду са­са­нид­ским Ира­ном и Римской им­пе­ри­ей, Кавказская Албания, восточные об­лас­ти Ар­ме­нии и Гру­зии пе­ре­шли под власть Са­са­ни­дов. В рай­оне современного Дер­бен­та был раз­ме­щён са­са­нид­ский гар­ни­зон.

По­ли­тическое, эко­но­мическое и ре­лигиозное дав­ле­ние со сто­ро­ны Са­са­ни­дов (смотрите Йездегерд III) ста­ло при­чи­ной Вар­да­на Ма­ми­ко­ня­на вос­ста­ния, ох­ва­тив­ше­го Ар­ме­нию, Ибе­рию и Кавказскую Албанию. В 457 году вспых­ну­ло вос­ста­ние под пред­во­ди­тель­ст­вом албанского ца­ря Ва­че. Это при­ве­ло к уп­разд­не­нию в 461 году цар­ской вла­сти и пре­вра­ще­нию Кавказской Албании в мар­зпан­ст­во (на­ме­ст­ни­че­ст­во) Са­са­нид­ской дер­жа­вы. В ре­зуль­та­те но­во­го ан­ти­иран­ско­го вос­ста­ния 482-484 годы власть албанских ца­рей бы­ла вос­станов­ле­на.

В 630-705 годах во гла­ве государства стоя­ли ца­ри из ди­на­стии Ми­хра­ни­дов. В го­ды прав­ле­ния наи­бо­лее из­вест­но­го пред­ста­ви­те­ля этой ди­на­стии Дже­ван­ши­ра по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние албанская пись­мен­ность (по пре­да­нию, соз­да­на Мес­ро­пом Маш­то­цем), раз­ви­ва­лась куль­ту­ра, ис­то­рио­гра­фия (ле­то­пи­сец Мов­сес Ка­лан­ка­туа­ци). С VIII - до конца IX веков Кавказская Албания вхо­ди­ла в со­став Арабского ха­ли­фа­та как часть на­ме­ст­ни­че­ст­ва Ар­ми­ния (с цен­тром в Дви­не). К конце X века Кавказская Албания как са­мо­сто­ятельное государство пре­кра­ти­ла своё су­ще­ст­во­ва­ние, её тер­ри­то­рия бы­ла по­де­ле­на ме­ж­ду кня­же­ст­ва­ми и хан­ст­ва­ми Восточного За­кав­ка­зья. Боль­шин­ст­во жи­те­лей бывшей Кавказской Албании под­верг­лись ис­ла­ми­за­ции (смотрите Ислам), про­во­див­шей­ся сна­ча­ла ара­ба­ми, а с XI века тюркскими пра­ви­те­ля­ми.

Древнейший период истории современного Дагестана связан с горным Дагестаном. Исторически Дагестан являлся федерацией горских княжеств. Находясь на перекрёстке мировых цивилизаций севера и юга, Дагестан был ареной столкновений интересов многих государств.

Содержание

Первобытная эпоха

Территория Дагестана обжита человеком с древнейших времён. Именно здесь недавно были обнаружены древнейшие на территории РФ следы пребывания первобытного человека возрастом не менее 1,4 млн.лет (Айникаб-1 в Акушинском районе, Ругуджа в Гунибском районе).

Древняя история

Куро-аракская культура



В IV—III тысячелетиях до н. э. Дагестан входил в ареал распространения Куро-аракской культуры бронзового века, простиравшейся до самой Палестины, Анатолии, Армянского нагорья, Верхней Месопотамии и Иранского нагорья, известной чернолощёной керамикой и большими укреплёнными поселками, стоявшими на пороге цивилизации. Эта культура является древнейшей, надёжно связываемой с ещё неразделившейся в то время дагестано-вайнахской этнолингвистической общностью, и при этом имеет интересные связи с более западными регионами Троя, культуры Балкан, Карпат, Западного Средиземноморья.

Освоение железа

Албанское государство



Албанцы упоминаюется в числе союзников Ахеменидской Персии в битве при Гавгамелах IV веке до н. э., которым на своём фланге удалось прорвать строй македонцев и разграбить лагерь Александра [1] .

Нашествие римлян, персов, гуннов и хазар

В III веке Кавказская Албания под ударами римских легионеров распалась на мелкие владения.

В IV веке на смену римлянам в Албанию вторгаются сасанидские персы. Сасанидская империя приступает к длительной войне с Албанией на юге. В Албании утверждается христианство. В отличие от соседних Армении и Иберии, Албания удалённая от Византии не могла рассчитывать на серьёзную поддержку с её стороны.

В середине V века народы Албании, Армении и Грузии ведут упорную борьбу против персидского владычества на Кавказе. Нашествие гуннов приводит к запустению городов в северной равнинной части Албании, замиранию торговли и оттоку населения. В степном Дагестане обосновывается гуннское племя савиров которое совершает регулярные набеги в Закавказье.

В 562—567 годах правитель Персии Хосров I Ануширван развернул в районе Дербента грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить его владения от хазар перекрыв узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами.

Нашествие арабов

В VII веке арабы приступают к захвату Восточного Кавказа. В 643 году, в период правления халифа Умара ибн Хаттаба, арабы возглавляемые Абд ар-Рахманом ибн Раби захватывают Дербент и прилегающие территории. [16] В 652 году Абд ар-Рахман ибн Раби был убит при осаде хазарского города Беленджер [17] [18] . В 662 году хазары вторглись в пределы Дагестана. В 698 году Мухаммад ибн Марван, брат халифа Абд ал-Малика, захватил Дербент [19] . В 705 году Маслама ибн Абд аль-Малик, брат халифа Валида I, утверждается в Дербенте.

В 730 году Маслама ибн Абд аль-Малик, брат халифа Хишама, занимает Дербент и ведёт бои с хазарами. В 732 году халиф Хишам назначил Марвана ибн Мухаммада управляющим территорий Кавказа [23] . В этом же году арабы ввиду усиления их власти строят в Дербенте мечети [24] . Согласно Ал-Куфи, в 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммад держал в осаде крепость царя Сарира ровно год, после чего царь Сарира обязался выплачивать дань [25] .

В VIII веке в горном Дагестане располагались такие княжества как: Табасаран, Цахур, Гумук, Хунзах, и Кайтаг. В северном равнинном Дагестане находилось княжество Туман [20] [29] [30] [31] [32] . В 777 году было завершено строительство первой соборной мечети в Кумухе [33] . В 797 году хазары совершают нашествие на территорию Дагестана [34] [35] .

Независимость Сарира

Исламские княжества

В XI веке в бывшем Гумуке усиливается возникшая здесь по преданию ещё в VIII веке мусульманская партия которая способствует в утверждении ислама в Дагестане [43] . Образовавшееся на рубеже XI-XII веков мусульманское царство со столицей в Кази-Кумухе начинает играть важную роль в духовной и политической жизни Дагестана [44] [45] . Наряду с Казикумухским шамхальством в Дагестане также выдвигаются ряд других политических образований как Табасаранское майсумство, Цахурское владение, Аварское нуцальство и Кайтагское уцмийство [32] [46] [47] . Народы Дагестана приобщаются к наиболее развитой в средневековье мусульманской цивилизации [48] .

Нашествие татаро-монголов

В 1239 году покорив Азербайджан татаро-монголы направились в Дагестан. Нашествие монголов в 1239 году ознаменовалось 25-тидневной обороной села Рича. Казикумухский шамхал, разбитый в Рича, отступает в Кази-Кумух. В 1240 году после более шести месяцев осады, монголы захватывают Кази-Кумух [49] .

Экспансия территории

В 1430 году Гази-Кумух являлся важным центром мусульманской учености в Дагестане. В столицу шамхальства Гази-Кумух прибыл ученый-правовед Ахмад бин Ибрахим бин Мухаммад ал-Газигумуки ад-Дагестани ал-Хасани ал-Шафии, умер в 1450 году. Это был крупный религиозный деятель, мударрис, ученый, переписчик рукописей, распространитель ислама в Дагестане. До переезда в Гази-Кумух он был преподавателем и кадием в университете Аль-Ахзар в Каире. Некоторое время жил в Йемене, затем по приказу правителя Египта прибыл в Гази-Кумух. С декабря 1434 года Ахмада аль-Йамани жил в Гази-Кумухе и играл заметную роль в политической и духовной жизни Казикумухского шамхальства. В средневековом Дагестане утвердилось несколько центров мусульманского богословия и науки —Кумух, Дербент, Ахты, Цахур, Акуша, Согратль, Хунзах, Эндирей, Яраг и Башлы [58] .

С упадком влияния государства Золотой орды на Северном Кавказе, шамхал Кази-Кумуха утверждает своё политическое господство в северном равнинном Дагестане. На территории Дагестана роспологалось несколько феодальных владений — Кайтагское уцмийство, Аварское ханство, Табасаранское майсумство, Дербентское владение, и Казикумухское шамхальство которое в свою очередь состояло из нескольких владений южного и северного Дагестана как: Кумух, Агул, Кюра, Рутул, Цахур, Андалал, Анди, Тарки, Буйнак, Эндирей и Тюмень [59] [60] [61] .

На базе давно уже используемого арабского алфавита создаётся местная арабографичная письменность для основных дагестанских языков. Вместо мелких родовых башенных поселений из нескольких рассредоточенных домов, бытовавших в более отсталых языческих регионах Кавказа вплоть до русского завоевания, в Дагестане в этот период возникает множество сёл из сотни-другой тесно пригнанных домов образующих улицы и кварталы.

Разрастаются старые и возникают новые города — торгово-ремесленные и административные центры, в некоторых из которых как Тарки, Эндирей, Казанище и Губден, к XVII веку насчитывалось по 1000—1500 домов, и до 10000 человек населения. Пережитки родоплеменного уклада уходят в прошлое. Вместо родовых склепов появляются сельские кладбища соседской общины.

Русско-дагестанские отношения

В 1556 году были установлены дипломатические связи с Московским государством. Мирное посольство шамхала привезло Ивану Грозному в числе богатых подарков доселе невиданного в Москве живого слона [65] .

В 1557 году князь Темрюк Идаров обратился к царю Ивану IV с просьбой принять Кабарду в русское подданство и помочь от нападений шевкальского царя. Наследник шамхала, крым-шамхал, обратился к России с просьбой принять его в подданство.

В 1560 году Иван Грозный послал своего воеводу Ивана Черемисинова с войсками из Астрахани морем против Казикумухского шамхала. Черемисинов высадился у Тарков, разбил отряд шамхала и захватил Тарки, но не решился здесь остаться опасаясь прибытия основных воинских сил шамхала из Кази-Кумуха [66] . Россия склонила на свою сторону князя Шихмурзу Окоцкого, который оказал немалые услуги противнику шамхала, князю Темрюку. Русское государство завоевав Казань и Астрахань, шло на Кавказ [67] .

В 1566 году кабардинский князь Матлов обратился к Ивану Грозному с просьбой поставить город на реке Терек у устья Сунжи.

В 1567 году пытаясь помешать русским установить свою крепость у слияния Сунжи и Терека, Будай-шамхал и позже его брат Сурхай были убиты на поле битвы, как об этом свидетельствуют их могильные плиты на шамхальском кладбище в Кази-Кумухе [68] .

Антидагестанская коалиция

Конец 70-х годов ознаменовался войной Дагестана с Турцией. Султан Мурад III возобновил военные действия против персов. Шамхал стал понимать что утверждение Турции в Шемахе может привести к потере независимости его государства. Шамхал вначале оказывал поддержку туркам в борьбе против Ирана, но в дальнейшем отказался от участия в войне с персами.

Тем не менее, войну 1589—1607 годов с Московским государством Шамхальству удаётся выиграть. Нападения 1590 и 1594 годов были отбиты. Грузия впоследствии отказывается выступить против шамхала [73] . В 1605 году занявшая равнинный и предгорный Дагестан русская армия (ок. 50 000 чел., в том числе 8000 стрельцов московского гарнизона), была окружена и разбита на Караманском поле, 20 км к северу от Махачкалы. Все попытки армий царя Бориса Годунова завоевать Дагестанское Шамхальство завершаются поражением.

По Стамбульскому договору 1590 года между Османской империей и сефевидским Ираном, Дагестан признаётся под покровительством Султана из династии Османа. Этот пункт подтверждён договорами по разделу Кавказа в 1612 и 1619 годов. Казикумухский шамхал имел только союзные отношения с Турцией. Турецкие войска некогда не базировались в Дагестане в отличие от других территорий Кавказа. Турция именовала шамхала падишахом.

В начале XVII века военная мощь Турции на Кавказе слабеет что приводит к господству Ирана. Иранский шах-Аббас I начал завоевание Кавказа, занял Дербент и поставил там своего наместника. Возобновляется агрессия суфиев-кызылбашей. Согласно Искендор Мунши, шах-Аббас I практиковал массовые казни суннитов в Азербайджане и насильственно насаждал шиизм на захваченных землях [75] .

Феодальная раздробленность

Период новой истории

В начале XVII века шамхалы окончательно перебираются из Гази-Кумуха в свою зимнюю резиденцию Тарки, что в значительной степени подстегнуло центробежные тенденции не только на окраинах государства, но и в самом Гази-Кумухе, приведя сперва к феодальной смуте и раздробленности, и затем к ослаблению власти феодалов и усилению революционно настроенных буржуазно-демократических сил, которым в середине XVII века удалось в целом ряде областей свергнуть власть феодалов и перейти к республиканской системе управления, сформировав органы самоуправления.

Государственное устройство

Гражданско-демократические органы самоуправления, функционировавшие на уровне сельской общины (джамаат), округа (союз джамаатов), республик (союз союзных джамаатов), состояли из схода всех мужчин общины старше 15 лет (джамаат), совета старшин тухумов (не путать со старейшинами), окружного шариатского судьи (кади), только на втором и третьем уровне, на 1 уровне дела разбирались мировыми (маслиат) судьями на основе обычного права (адат), глашатая (мангуш, чауш), судебных-исполнителей. Две последние категории должностных лиц регулярно замещались и вместе с кади, получали жалованье из штрафных поступлений. В областях, где феодалы всё же уцелели вскоре также сформировались совершенно аналогичные структуры, которые, однако, здесь делились частью полицейских функций с феодальной гвардией нукеров, в основном из рабов-гулямов, и диваном — правительственным советом и верховным судом при феодальном правителе.

Антииранское движение

Каспийский поход Петра I

Война с Персией

С этими силами в 1734 году Сурхай-хан I, являясь правителем большей части Восточного Кавказа, вступает в упорную борьбу с великим иранским завоевателем Надир-шахом, которому одним лишь ультиматумом удалось заставить русских срыть укрепления и вернуть ему все завоевания Петра I, уже обошедшиеся России на тот момент, как минимум в 30000 жертв.

Кавказская война


В 1796 году генерал-аншеф Зубов вторгся в южный Дагестан. Правитель Дербента Ших Али-хан после упорных боёв сдаётся в плен, но позднее бежит из плена. Сурхай-хан II Казикумухский и Ших Али-хан Дербентский приступают к совместной войне с Россией. Армия горцев терпит ряд поражений.

В 1817 году начинается очередная Кавказская война, руководителем которой становится генерал Ермолов. В 1818 году Кази-Кумух, Авария, Мехтула, Табасарань и Акуша заключили между собой союз против генерала Ермолова.

С захватом Ермоловым Кази-Кумуха в 1820 году, Дагестан полностью входит в состав Российской империи. Несмотря на это, в 1821 году Султан Ахмед-хан Аварский пытался поднять Дагестан против русских, но не смог набрать войско. Ермолов послал против аварцев генерала Вельяминова который разбил отряд горцев у аула Алмаки.

В 1844 году на территории страны основано русское военное поселение Петровское. На завоеванной территории в 1860 году была образована Дагестанская область с центром в Темир-Хан-Шура. Северный Дагестан вошёл в состав Терской области. В конце XIX века через территорию Дагестана провели железную дорогу.

Советский Дагестан

В 1917—1919 Дагестан входил в состав Горской республики. В 1917 году начала выпускаться газета на кумыкском языке Ёлдаш.

В 1921 году была образована Дагестанская АССР в составе РСФСР. С 1927 года в Дагестане началось радиовещание и строительство первого аэродрома.

Современный Дагестан

В 1994 году основано ОАО Дагнефть.

В 1997 году в Буйнакском районе образовался ваххабитский анклав Кадарская зона.

В 1999 году имело место Вторжение боевиков в Дагестан, охватившее Ботлихский и Новолакский район республики. Вторжение чеченских вооруженных формирований опиралось на местное ваххабитское подполье. Наступление удалось отбить, однако ситуация в республике оставалась неспокойной на протяжении долгого времени. В 2007 году террористическая организация Имарат Кавказ включила Дагестан в сферу своего влияния, организуя теракты на территории республики. Одним из заметных терактов, совершенных местными исламистами (Джамаат Шариат), стали Взрывы в Кизляре (2010)

Неспокойной ситуация в Дагестане оставалась и в январе 2012 году, когда в кизлярском районе произошел бой в котором погибло 3 военнослужащих [89] . В феврале 2012 года эскалация насилия в приграничной с Чечней территорией продолжилась.

28 августа 2012 года в Дагестане объявили траур из-за убийства духовного лидера мусульман. Саид Афанди Чиркейский погиб в результате подрыва смертницы, зашедшей в его дом во время молитвы днем [90] .

Читайте также: