Цусимское сражение 1905 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цуси́мское морское сраже́ние (по-японски: 対馬海戦, цусима-кайсэн или, чаще, 日本海海戦, нихонкай-кайсэн — морская битва в Японском море) — морская битва 14–15 (27–28) мая 1905 года в районе острова Цусима (Цусимский пролив), в которой российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Х. Того. Это была последняя решающая морская битва русско-японской войны 1904—1905 гг., в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть кораблей была потоплена или затоплена экипажами своих кораблей, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах и лишь четырем удалось дойти до русских портов. Сражению предшествовал тяжелый 18 000-мильный (33 000-километровый) переход русских кораблей из Балтийского моря на Дальний Восток.

Цусимское сражение было крупнейшим сражением эпохи додредноутного броненосного флота. В противоположность применявшейся на броненосных кораблях ранее разнокалиберной артиллерии на разнотипных и тихоходных броненосцах, это сражение показало, что в морском бою 1) решающее значение имеет большая скорость линейных кораблей эскадренного боя, равно как и единство этой скорости для всех кораблей эскадры; 2) наибольшее преимущество получают корабли с крупнокалиберными орудиями с большой дальностью стрельбы.

Содержание

Предыстория

Военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке

Поход 2-й эскадры флота Тихого океана


Поход русской эскадры:
синий цвет — путь отряда Рожественского,
желтый — отряда Добротворского,
красный — отряда Небогатова
(даты — по новому стилю)

Ввиду того, что японскому флоту с самого начала войны удалось перехватить стратегическую инициативу и стратегическое превосходство над русской эскадрой на Дальнем Востоке, еще в апреле 1904 г. в Петербурге было принято решение о посылке на Дальний Восток всех крупных боеспособных кораблей Балтийского флота, а также достраивающихся броненосцев, готовность которых могла быть обеспечена к сентябрю 1904 г. Командующим эскадрой был назначен вице-адмирал З. П. Рожественский, занимавший в это время должность начальника Главного морского штаба. План русского командования состоял в создании на Дальнем Востоке решающего военно-морского превосходства по основным классам кораблей, как следствие — деблокирование Порт-Артура и пресечение японских коммуникаций в Желтом море с последующим блокированием с моря японских армий под Порт-Артуром и в Манчжурии. В дальнейшем предполагалось уничтожить японские войска при посредстве русских сухопутных сил, медленно концентрировавшихся в Манчжурии из-за невысокой пропускной способности Транссибирской магистрали.

Цусимский пролив


Русская эскадра могла пройти во Владивосток тремя возможными проливами — Лаперуза, Сангарским и Цусимским. Цусимский пролив — это восточная часть Корейского пролива, расположенная к востоку от островов Цусима, которые находятся межу японским островом Кюсю и Корейским полуостровом. Адмирал Того, главные силы которого базировались на Мозампо и остров Цусима предполагал, что русская эскадра, вероятнее всего, проследует мимо Цусимы, поэтому развернул в к югу от пролива, межу островами Гото и Квельпарт, дозорную цепь вспомогательных крейсеров, которые должны были своевременно оповестить его о подходе русской эскадры. Возможность следования русской эскадры через два других пролива не исключалась, в связи с чем туда были направлены дозорные корабли. Также 2 апреля на подступах к Владивостоку японцы выставили минное заграждение.

Владивостокский отряд не мог оказать сколь-нибудь существенную помощь 2-й эскадре: два из трех его крейсеров находились в ремонте после подрыва на мине и навигационной аварии, подводные лодки, вступившие в строй в апреле 1905 г., годились лишь для береговой обороны порта [5] , а старые номерные миноносцы подходили только для небольших набеговых операций. Тем не менее, в конце апреля русские миноносцы и два крейсера совершили походы к острову Хоккайдо. Японцы, справедливо сочтя это отвлекающим маневром, никак не отреагировали.

Таким образом, два флота встретились рано утром 14 (27) мая 1905 года в проливе между Кореей и Японией, к востоку от островов Цусима: один из адмиралов был отлично осведомлен о составе и местонахождении кораблей противника, второй вел свою эскадру практически вслепую, не имея представления где, когда и какими силами он будет атакован.

Силы сторон

Сравнение

2-я эскадра флота Тихого океана


Порядок перечисления кораблей соответствует их месту в строю на момент начала активной фазы боя 14 мая (кроме миноносцев).

1-й броненосный отряд

2-й броненосный отряд

3-й броненосный отряд

Крейсерский отряд

Разведочный [16] отряд

1-й отряд миноносцев

2-й отряд миноносцев

Суда, состоящие при эскадре

Японский соединенный флот

Порядок перечисления кораблей [18] соответсвует месту в строю на время начала активной фазы боя 14 мая.

1-я эскадра

1-й боевой отряд

3-й боевой отряд

1-й отряд истребителей

2-й отряд истребителей

3-й отряд истребителей

14-й отряд миноносцев

Миноносцы 1 класса

2-я эскадра

2-й боевой отряд

4-й боевой отряд

4-й отряд истребителей

5-й отряд истребителей

9-й отряд миноносцев

Миноносцы 1 класса

19-й отряд миноносцев

Миноносцы 1 класса

3-я эскадра

5-й боевой отряд

6-й боевой отряд

7-й боевой отряд

1-й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

5-й отряд миноносцев

10-й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 43 (капитан-лейтенант Оотаки, брейд-вымпел) — 1 раненый
  • № 40 (старший лейтенант Накахара)
  • № 41 (старший лейтенант Мидоноуно)
  • № 39

11-й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 73 (капитан-лейтенант Х. Фудзимото, брейд-вымпел)
  • № 72 (старший лейтенант Сасао) — 1 раненый
  • № 74 (старший лейтенант Оота) — 1 раненый
  • № 75 (старший лейтенант Каваи)

15-й отряд миноносцев

Миноносцы 1 класса

16-й отряд миноносцев

17-й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 34 (капитан-лейтенант Аояма, брейд-вымпел) — 7 убитых, 12 раненых, потоплен арт. огнем
  • № 31 (старший лейтенант Ямагути)
  • № 32 (старший лейтенант Хитоми) — 1 убитый, 7 раненых
  • № 33 (старший лейтенант Кавакита)

Миноносцы 2 класса

  • № 36 (капитан-лейтенант Кавада, брейд-вымпел) — 4 раненых
  • № 35 (старший лейтенант Кисика) — 2 убитых, 9 раненых, потоплен арт. огнем
  • № 60 (старший лейтенант Миямура)
  • № 61 (старший лейтенант Соэдзима)

20-й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 65 (капитан-лейтенант Кубо, брейд-вымпел)
  • № 62 (старший лейтенант Тона)
  • № 63 (старший лейтенант Томинага)
  • № 64 (старший лейтенант Эгути)

Отряд судов особого назначения

Сражение

Планы и тактика сторон

Как ни трудно это признать, но русские были побеждены почти тем же методом, который адмирал Ф. Ф. Ушаков использовал против турок — ломая все правила линейной тактики, он в начале боя нападал крупными силами на корабль капудан-паши, после выхода из строя которого турецкая эскадра превращалась в неуправлемую массу. Разница состояла в том, что турки после гибели своего флагмана, обычно бросались врассыпную, чем, по крайней мере, спасали большую часть корабельного состава, а русские упрямо держали ставшую ловушкой единую кильватерную колонну, чем позволили противнику последовательно уничтожить или взять в плен все до единого крупные корабли.

Первый контакт

В 13:20 срава по курсу в 7 милях показались главные силы Соединенного флота. Русская эскадра в это время как раз проходила Цусимский пролив и находилась между островами Цусима и Окиносима. Японские крейсера стали оставать, обходя эскадру с запада на юг, чтобы атаковать крейсера и транспорта. Ловушка захлопнулась.

Цусимское морское сражение. Боевые действия 14 (27) мая 1905 г.

Дневной бой 14 мая

Бой броненосных кораблей

Первая фаза боя (13:49 – 14:32)
Вторая фаза боя (14:32 – 15:05)
Третья фаза боя (15:43 – 16:17)
Четвертая фаза боя (16:17 — 17:42)
Пятая фаза боя (17:42 — 19:12)

Бой крейсеров

Если брать с собой в бой тихоходные транспорты, по общему мнению, — серьезная ошибка, то поручать почти всем крейсерам и половине миноносцев охрану этих транспортов, а потом всех вместе услать куда-то на восток — ошибка не меньшая. Если Рожественский вправду рассчитывал весь бой вести на 9-узловой скорости единой колонной, то лучшей защиты для легких сил, чем нестреляющий борт колонны броненосцев (вне зоны перелетов японских снарядов, конечно), не найти. Тем не менее, приказ был отдан и все они легли на курс два румба вправо (норд-ост 50°), постепенно удаляясь на юг от колонны броненосцев.

Участие в бою миноносцев

Ночные атаки и маневры



Дневные бои 15 мая, сдача основных сил русской эскадры

Броненосцы

Пока японские миноносцы проводили атаки на русские корабли, главные силы японского флота отошли на север в Японское море, чтобы днем перехватить русскую эскадру. Адмиралу Х. Того представлялось наиболее вероятным, что русские пойдут от места боя у острова Цусима к Владивостоку кратчайшим путем. Расчет скорости показывал, что днем 15 (28) мая эскадра должна пройти в районе между островм Дажелет и скалами Лианкур. На рассвете 15 мая 1-й боевой отряд адмирала Того находился в 30 милях южнее Дажелета. Расчет оказался верным.

Крейсера

Миноносцы

Вспомогательные суда

Морское сражение у острова Цусима, проходившее 14-15 (27-28) мая 1905 года. В бою сошлись военные корабли русских 2-й (командующий З.П. Рожественский) и 3-й (командующий И.И. Небогатов) Тихоокеанских эскадр (30 кораблей) и силы японского флота (всего 120 кораблей). Целью русских судов был прорыв во Владивосток; японское командование во главе с адмиралом Х. Того намеревалось полностью уничтожить вражеские корабли.

В сражении при Цусиме, несмотря на проявленные русскими офицерами и матросами мужество и героизм, русский флот потерпел сокрушительное поражение: 19 кораблей были потоплены, 3 крейсера – интернированы; до Владивостока добрались лишь 4 судна, одно из которых пришлось взорвать. Из 14 тысяч человек личного состава эскадр более 5 тысяч погибло. Уничтожение русской эскадры стало переломным моментом в ходе Русско-японской войны, существенно ослабившим позицию российского правительства в диалоге на предмет условий будущего мира.

Предыстория сражения. Путь 2-й эскадры на Дальний Восток

После боя в Жёлтом море 28 июля (10 августа) 1904 года Первая Тихоокеанская эскадра, лишившись своего командующего адмирала В. К. Витгефта (он был убит осколком снаряда), вернулась в Порт-Артур. Некоторые корабли прорвались в нейтральные порты и были интернированы. Порт-Артур был осаждён с суши и блокирован с моря японскими судами. 7 (20) августа японцы, получив отказ в ответ на предложение капитулировать, начали штурм, который продлился три дня, но не увенчался успехом.

В Петергофе, тем временем, обсуждали возможность отправки на Дальний Восток части Балтийского флота для оказания поддержки Тихоокеанской эскадре. Самым активным сторонником этого мероприятия был контр-адмирал З.П. Рожественский. Итогом совещания под председательством императора было решение начать поход 1 (14) сентября. В результате он затянулся на месяц: лишь 2 (15) октября 1904 года русские корабли покинули порт Александра III.

26 апреля (9 мая) эскадры Рожественского и Небогатова соединились. Вместе они насчитывали 8 эскадренных броненосцев (в том числе 3 устаревших), 3 броненосца береговой обороны, 5 крейсеров 1-го ранга (2 из них устаревшие и 1 слабый), 3 крейсера 2-го ранга (включая 1 слабый), 1 вспомогательный крейсер, 9 миноносцев, 4 транспорта и 2 буксирных парохода. Русские броненосные корабли существенно уступали вражеским по уровню бронирования, а их экипажи уступали японцам по боевому опыту. Всё время после падения Порт-Артура японская сторона вела усиленную подготовку экипажей, осваивала новую систему управления и координации огня. Только по огневым возможностям японские суда превосходили русские в 15 раз.

Выход русской эскадры в Корейский пролив. Соотношение сил сторон

1 (14 мая) русская эскадра покинула берега французского Индокитая. Главной задачей Рожественский считал прорыв во Владивосток. Для этого было необходимо проследовать по одному из проливов – Корейскому, Сунгарскому и Лаперуза. Опасаясь нехватки топлива, контр-адмирал выбрал кратчайший путь – через Корейский пролив. Он допускал, что при прорыве эскадра понесёт потери, но большая часть кораблей достигнет Владивостока.

Японский флот сосредотачивался именно в Корейском проливе. Основные его силы (1-я и 2-я эскадры) находились у порта Мозампо, 3-я эскадра – на заливе Озаки. Японское командование предполагало три возможных варианта дальнейших действий русской эскадры: 1) начало боевых действий против японских судов с опорой на базу во Владивостоке; 2) переход в Южно-Китайское море для постепенного вытеснения японских кораблей из Южно-Китайского и Жёлтого морей; 3) захват опорного пункта на одном из подконтрольных Японии островов и превращение его в базу для подготовки к будущим сражениям. Позиция японского флота в Корейском проливе была очень выгодной: вне зависимости от того, направились бы русские корабли к Владивостоку или в Жёлтое море, у японцев была возможность двинуться им навстречу.

После 12 часов Рожественский попытался перестроить эскадру в строй фронта, воспользовавшись туманной погодой. Но туман рассеялся, и соответствующий приказ пришлось отменить. В 13 часов 15 минут, продвигаясь через Корейский пролив, русская эскадра справа по носу обнаружила главные силы японского флота, шедшие на пересечение курса. Решив, что Того хочет нанести удар по левой колонне, состоявшей из старых кораблей, Рожественский стал перестраивать эскадру в одну кильватерную колонну. Того, тем временем, просто не рассчитал манёвра: японские суда проскочили в 70 кабельтовых от русского флагманского корабля, который адмирал намеревался охватить. В 13 часов 49 минут японские корабли стали поворачивать на обратный курс. Это был рискованный шаг, поскольку русские броненосцы могли открыть огонь и нанести главным силам врага серьёзные потери.

Морской бой 27 мая

Уничтожение русского флота

Итоги и последствия

С русской стороны Цусимское сражение унесло жизни 5045 человек, в том числе 209 офицеров. Более 800 человек было ранено и контужено. Только четыре русских корабля – два крейсера 2-го ранга и два миноносца – продолжили движение в направлении Владивостока после Цусимского сражения. Один из крейсеров, впрочем, наскочил на риф в бухте Св. Владимира и был взорван экипажем, вследствие чего конечной цели – прибытия во Владивосток – достигли только три корабля. Остальные уцелевшие корабли ушли в нейтральные порты и были интернированы.

Сражение при Цусиме, с одной стороны, показало героизм и храбрость русских моряков, но с другой стороны, обнаружило слабую подготовку личного состава русских кораблей и неоднократные ошибки командования и плохую техническую оснащённость. Разгром 2-й Тихоокеанской эскадры во многом стал следствием того, что русское командование пренебрегало разведкой и маскировкой (русские корабли были окрашены в чёрный цвет, а их трубы – в ярко-жёлтый), а отсутствие крупных потерь у японских кораблей было во многом обусловлено низким качеством русских снарядов.

Японские потери были значительно меньшими, нежели российские – около 700 убитых и раненых. Японские моряки были не просто лучше подготовлены – большинство их происходили из прибрежных районов и были в принципе хорошо знакомы с морским делом, в то время как многие русские матросы впервые увидели море лишь с поступлением на службу. Несмотря на значительно более высокий уровень подготовки, японский флот тоже допустил ряд ошибок. Во-первых, японцы не организовали на должном уровне разведку: во время сражения японские суда неоднократно теряли противника из виду. Во-вторых, недостаточно эффективными были действия японских миноносцев: из выпущенных ими торпед только шесть попало в русские корабли, причём три из них – в один и тот же. Три японских миноносца были потоплены, ряд судов получили повреждения.

Поражение России в Русско-японской войне и в частности разгром русской эскадры при Цусиме активно использовался в риторике либеральными и социалистическими кругами, критиковавшими правительство в ходе Революции 1905 года.

Имена погибших в Цусимском сражении моряков были упомянуты на стенах Храма Спасения на Водах, построенного в Санкт-Петербурге на Адмиралтейском канале. В советское время храм был уничтожен; сегодня на его месте располагается часовня.

Цусимская трагедия

110 лет назад, 27-28 мая 1905 года, произошло Цусимское морское сражение. Это морское сражение стало последней решающей битвой Русско-японской войны и одной из самых трагичных страниц в русской военной летописи. Русская 2-я эскадра Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Того Хэйхатиро.

Цусимское сражение стало крупнейшим в эпохе додредноутного броненосного флота и окончательно сломило волю к сопротивлению у военно-политического руководства Российской империи. Цусима нанесла страшный урон русскому флоту, который уже потерял 1-ю Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре. Теперь погибли основные силы Балтийского флота. Только огромными усилиями Российская империя смогла восстановить боеспособность флота к Первой мировой войне. Цусимская катастрофа нанесла огромный урон престижу Российской империи. Петербург поддался общественному и политическому давлению и пошёл на мир с Токио.

При этом стоит отметить, что в военно-стратегическом отношении Цусима значила мало, несмотря на тяжелейшие потери флота и негативный моральный эффект. Россия потеряла контроль над ситуацией на море уже давно, а падение Порт-Артура с гибелью 1-й Тихоокеанской эскадры поставило в этом вопросе точку. Исход войны решался на суше и зависел от морально-волевых качеств военно-политического руководства и ресурсов стран. Япония была полностью истощена в военно-материальном, экономическо-финансовом и демографическом отношениях.

Начало похода

Недооценка противника, шапкозакидательские настроения, чрезвычайная самоуверенность правительства, а также саботаж определённых сил (вроде С. Витте, который убедил всех, что Японии не сможет начать войну ранее 1905 года из-за нехватки денег), привели к тому Россия в начале войны не имела на Дальнем Востоке достаточных сил, а также необходимых кораблестроительных и ремонтных мощностей. В самом начале войны стало очевидно, что Порт-Артурскую эскадру необходимо усилить. На необходимость усиления морских сил на дальнем Востоке неоднократно указывал адмирал Макаров, но при его жизни ничего сделано не было.

По первоначальному плану 2-я Тихоокеанская эскадра должна была усилить 1-ю Тихоокеанскую эскадру и создать на Дальнем Востоке решающее военно-морское превосходство над японским флотом. Это вело к деблокированию с моря Порт-Артура, нарушению морских коммуникаций японской армии. В перспективе это должно было привести к поражению японской армии на материке и снятию осады Порт-Артура. При таком соотношении сил (броненосцы и крейсера 2-й Тихоокеанской эскадры плюс эскадренные броненосцы 1-й Тихоокеанской эскадры) японский флот был обречен на поражение в открытом сражении.

Формирования эскадры шло медленно, но события в Желтом море 10 августа 1904 г., когда 1-я Тихоокеанская эскадра под началом Витгефта (погиб в этом сражении) не смогла использовать имеющиеся возможности по нанесению серьёзного урона японскому флоту и прорыву части сил во Владивосток, заставили ускорить начало похода. Хотя после сражения в Желтом море, когда 1-я Тихоокеанская эскадра практически перестала существовать как организованная боевая сила (особенно это касалось боевого духа), отказалась от прорыва во Владивосток и стала передавать людей, орудия и снаряды на сухопутный фронт, поход эскадры Рожественского уже утратил первоначальный смысл. Сама по себе 2-я Тихоокеанская эскадра была недостаточно сильной для самостоятельных действий. Более здравым решением было бы организовать крейсерскую войну против Японии.

В целом эскадра была очень разнообразно по ударной мощи, бронированию, скоростным, маневренным качествам, что серьёзно ухудшило её боевые возможности и стало предпосылкой поражения. Схожая негативная картина наблюдалась в личном составе, как командном, так и рядовом. Личный состав набирали наспех, он имел слабую боевую подготовку. В результате эскадра не была единым боевым организмом и не смогла им стать в ходе длительного похода.

Сам поход сопровождался большими проблемами. Необходимо было пройти около 18 тыс. миль, не в пути собственной ремонтной базы и пунктов снабжения. Поэтому вопросы ремонта, снабжения кораблей топливом, водой, продовольствием, лечения экипажа и т. д. приходилось решать самим. Чтобы избегнуть возможного нападения японских миноносцев в пути, адмирал Рожественский маршрут эскадры сохранил в секрете, решив заходить во французские порты без предварительного согласования, положившись на военный союз России и Франции. Снабжение углем передали германской торговой фирме. Она должна была поставить уголь в местах указанных русским морским командованием. Снабжение провиантом взяли на себе некоторые иностранные и русские компании. Для ремонта в пути взяли с собой специальный пароход-мастерскую. Это судно и ряд других транспортов с грузами различного назначения составляли плавучую базу эскадры.

1 ноября русские корабли покинули Виго и 3 ноября прибыли в Танжер. Погрузив топливо, воду и продовольствие, флот, согласно ранее разработанному плану, разделился. Основная часть 2-й Тихоокеанской эскадры, включая новые броненосцы, пошла в обход Африки с юга. Два старых броненосца, легкие корабли и транспорты под началом адмирала Фёлькерзама, которые по своей осадке могли пройти Суэцкий канал, двинулись через Средиземное и Красное моря.

По пути не было ни одной хорошей стоянки. Грузить уголь приходилось прямо в море. Кроме того, командующий эскадрой, чтобы сократить число остановок, решил делать длинные переходы. Поэтому корабли принимали большое количество дополнительного угля. К примеру, новые броненосцы вместо 1 тыс. тонн угля принимали 2 тыс. тонн, что при их малой остойчивости было проблемой. Для того чтобы принять такое большое количество топлива, уголь размещали в помещения, которые для этого не были предназначены — батареях, жилых палубах, кубриках и т. д. Это сильно осложнило жизнь экипажа, и так страдавшего от тропической жары. Сама погрузка при океанском волнении и сильной жаре была сложным делом, отнимала у экипажей уйму времени (в среднем броненосцы принимали по 40-60 тонн угля в час). Люди изнуренные тяжелой работой не могли нормально отдохнуть. К тому же все помещения были завалены углем, и заниматься боевой подготовкой было нельзя.





Смена задачи. Продолжение похода

На Мадагаскаре русская эскадра стояла до 16 марта. Это было связано с падением Порт-Артура, что разрушило первоначальные задачи эскадры. Первоначальный замысел по объединению двух эскадр в Порт-Артуре и перехвату стратегической инициативы у противника был полностью разрушен. Задержка также была связана с осложнениями в деле снабжения топливом и проблемами ремонта кораблей на рейде.

Однако негативные известия с фронта, где после сражения под Ляояном и Шахэ и падение Порт-Артура, произошло сражение под Мукденом, которое также завершилось отходом русской армии, заставило правительство совершить роковую ошибку. Эскадра должна была прибыть во Владивосток, а это была крайне сложная задача. При этом только Рожественский считал, что удачей будет прорыв эскадры во Владивосток, хотя бы ценой потери части кораблей. В правительстве по-прежнему считали, что прибытие русского флота на театр военных действий изменит всю стратегическую обстановку и позволит установить контроль над Японским морем.


Только 16 марта эскадра снова начала движение. Адмирал Рожественский выбрал кратчайший путь — через Индийский океан и Малаккский пролив. Приём угля проводился в открытом море. 8 апреля эскадра прошла у Сингапура и 14 апреля остановилась в бухте Камран. Здесь корабли должны были провести текущий ремонт, принять уголь и другие запасы. Однако по требованию французов эскадра перешла в бухту Ванфонг. 8 мая сюда прибыл отряд Небогатова. Ситуация была напряженная. Французы требовали скорейшего ухода русских кораблей. Существовало опасение, что японцы атакуют русскую эскадру.


План действий

14 мая эскадра Рожественского продолжила поход. Для прорыва во Владивосток Рожественский избрал кратчайший путь — через Корейский пролив. С одной стороны, это был кратчайший и удобный путь, наиболее широкий и глубокий из всех проливов, связывающих Тихий океан с Владивостоком. С другой стороны, путь русский кораблей пролегал возле основных баз японского флота, что делало встречу с противником весьма вероятной. Рожественский это понимал, но думал, что даже ценой потери нескольких кораблей, прорваться смогут. При этом, отдавая стратегическую инициативу противнику, Рожественский не принял детального плана боя и ограничился общей установкой на прорыв. Частично это было связано с плохой выучкой экипажа эскадры, во время дальнего похода 2-я Тихоокеанская эскадра смогла научиться только совместному плаванию в кильватерной колонне, а маневрировать и выполнять сложные перестроения не могла.

Началось Цусимское сражение – последняя решающая морская битва Русско-японской войны

Цусимское сражение – последняя решающая морская битва Русско-японской войны

Цусимское сражение – одно из трагических сражений в истории российского флота – морская битва в Японском море между флотами России и Японии, начавшаяся (14) 27 мая 1905 года и продолжавшаяся 2 дня в Цусимском проливе.

Сражению предшествовал тяжелый переход русских кораблей из Балтийского моря на Дальний Восток длиной 18 тысяч миль (33 тыс. км). Японский флот имел преимущество в бронировании, эскадренной скорости и мощности артиллерийского огня. Кроме того, оборонная промышленность России выпускала снаряды, в 10-15 раз уступавшие по фугасному действию японским.

Цусимское сражение стало крупнейшим сражением эпохи додредноутного броненосного флота, в котором российская 2-я эскадра Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Того.

Это была последняя решающая морская битва Русско-японской войны 1904-1905 годов, в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть русских кораблей была потоплена японцами или затоплена экипажами своих кораблей, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах. И лишь четырем удалось дойти до русских портов.

Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими около пяти тысяч человек, из них – более 200 офицеры. В плен были взяты несколько тысяч моряков. На интернированных кораблях остались более двух тысяч человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было 16 170 человек, из них только 870 прорвались во Владивосток.

Несмотря на победу, Япония сама была истощена войной. Поэтому и Россия, и Япония стремились к миру. В августе 1905 года в американском городе Портсмуте начались переговоры, закончившиеся подписанием мирного договора, который устанавливал преобладающее положение Японии в Корее. Также к Японии отходила южная часть острова Сахалин и передавались арендные права России на Порт-Артур.

Читайте также: