Автобиографическая память нуркова кратко

Обновлено: 04.07.2024

Психология автобиографической памяти (АП) человека представляет собой новое "проблемное поле" психологической науки. Наша работа направлена на создание целостной концепции организации и функционирования АП, охватывающей как уровень методологического осмысления данной психологической реальности, так и конкретно эмпирический уровень анализа с выходом на построение специальных психокоррекционных и развивающих практик.

В многочисленных экспериментальных исследованиях зарубежных ученых, активно развернувшихся в последние годы, теряется уникальность и специфика АП как самостоятельного для общей психологии предмета изучения. Общепринятое в психологии деятельности трехфакторное рассмотрение любого психического процесса (как единства чувственной ткани, значения и смысла) чуждо современной западной науке.

Ярким примером теоретической схемы, которая играет в настоящее время центральную роль в мировой дискуссии о природе, структуре и функциональном значении АП, является концепция Э.Тулвинга (отнесение АП к эпизодичесому полюсу дихотомии эпизодической-семантической подсистем памяти).

В отечественной науке область исследования АП позволяет наметить дальнейшие пути развития культурно-исторических концепций Выготского, Леонтьева, Бахтина. В рамках традиции рассмотрение феномена АП в качестве нового предмета исследования диктует необходимость определения отличительных свойств этой психологической реальности, механизмов ее функционирования, единиц организации и уникальных функций.

Важную роль в адекватном описании АП играет системный подход.

Данный подход на материале АП реализуется посредством анализа ее многоуровневого строения; структурного и функционального взаимодействия осознаваемого и неосознаваемого уровней; соотношения эмоционального и смыслового компонентов. В структуре АП выделяются три содержательно различных подсистемы явлений: воспоминания о событиях (events), воспоминания о состояниях (states), воспоминания о личностных свойствах, которые в свою очередь подразделяются на самоописания (self-descriptions) и систему сведений о себе (self-knowledges). Таким образом, АП может быть представлена как система разновременных моделей личности, "размерность" которых сугубо индивидуальна. Каждая личность характеризуется своим "интервалом идентичности".

АП обладает системой уникальных свойств, отражающих временную, концептуальную и семантическую самобытность данного феномена.

В качестве функциональных единиц АП гипотетически предложены воспоминания о важных событиях и воспоминания о ярких событиях прошлого. Важные и яркие воспоминания прошлого субъекта вносят качественно различный вклад в формирование и функционирование целостного "поля судьбы".

Воспоминание о ярком событии (flashbulb) событийно-фактологично, организовано по пространственно-временному принципу, насыщено "чувственным содержанием", элементарными эмоциональными радикалами. В воспоминаниях о ярких событиях акцентируются переживания в момент фиксации события, вне зависимости от последствий события для дальнейшей жизни, не происходит "развития" воспоминания.

Основное содержание воспоминания о важном событии составляет описание результатов и последствий события (или жизненного этапа), "взгляд из сегодняшнего дня". В АП важное событие погружено не в событийный, а в смысловой контекст. Автобиографический опыт важного события имеет социально-смысловую, обладающую динамикой во времени, произвольно реконструируемую организацию.

В соответствии с двойственной (на "самопостроение" себя как социального субъекта и как личности) направленностью АП выделяются и ее функции (интерперсональные и интраперсональные соответственно). К числу интерперсональных относятся: 1) поддержание связи с людьми; 2) передача своего жизненного опыта; 3) установление контактов; 4) понимание и предсказание жизни других людей по аналогии со своим прошлым. Интраперсональные функции АП состоят в: 1) самоосознании себя как уникального, самотождественного субъекта; 2) саморегуляции; 3) конструировании "Я-концепции" (self-concept). Развивая теоретическую позицию Бахтина, можно утверждать, что АП выполняет также функцию обеспечения внутренних диалогов разновременных ипостасей личности.

Понимание индивидуальных особенностей личности, путей ее развития и самоопределения (профессионального, социального, политического), выбор методов психокоррекционного и воспитательного воздействия невозможен без учета существования феномена АП - новой реальности психологической науки.

Ей тридцать лет. Она - выпускница факультета психологии МГУ, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии. У нее около 50 опубликованных работ на русском и английском языках, в числе которых 1 монография. Перечень ее наград займет добрую половину газетной полосы. Она работала с ведущими учеными мира. Факты ее биографии свидетельствуют о необычайной целеустремленности и работоспособности, а то, как она их излагает - о благосклонности Фортуны или. удивительной скромности. А главное, в России она единственный человек, который столь плодотворно занимается интереснейшей темой - психологией автобиографической памяти. Знакомьтесь - Вероника Валерьевна Нуркова.

7. Память о прошлом всегда конструируется. Но это конструирование может быть как защитным, неосознаваемым и деструктивным, так и интенсивным, осознаваемым и личностно прогрессивным.
Наши воспоминания о прошлом, хотя и сопровождаются ощущением достоверности, полной уверенностью в том, что так оно и было, оказываются крайне неточными и подверженными сильным изменениям. Это дает нам право работать с прошлым. Оно и так меняется само собой, только кое-как. А мы предлагаем его менять в некотором прогрессивном направлении. За это меня часто называют манипулятором.
8. Память о себе не ограничивается рамками индивидуальной жизни, а включает в себя историю семьи, народа и человечества.
Такие общие воспоминания очень важны для социального сплочения, для переживания себя частью целого. И они могут быть полезны для человека, если в силу каких-то обстоятельств собственного ресурса не хватает. Можно и из Куликовской битвы черпать мужество, а не только из того, что в детстве упал с качелей и не заплакал!
9. Прошлое любого человека избыточно по отношению к возможностям его использования.
10. Прошлое каждого человек потенциально содержит возможность создания оптимальной памяти о нем.
На основании этих представлений о предмете я и пытаюсь строить психотерапевтические техники.

Автор

Нуркова Вероника Валерьевна

профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Москва

Подавляющее большинство живых существ на свете этими тремя способностями не обладает вообще. Они обладают другим типом памяти, которая называется семантическая память . То есть они выстраивают на основании своего жизненного опыта такую модель мира, в которой они могут ориентироваться. И эта память есть у всех. Только у очень небольшого количества существ, а именно у высших приматов (есть дискуссия, что, может быть, у некоторых видов птиц), возникает следующая способность, которую называют эпизодическая память : они могут уже фиксировать во времени, запоминать именно связанные со временем эпизоды из своего уже совсем-совсем недавнего прошлого — может быть, несколько минут назад, может быть, несколько часов назад. Опять же есть дискуссия, что, возможно, несколько дней назад, но не более того. И вот только человек (причем не любой человек, а человек, развившийся до определенной степени) обретает эту уникальную способность помнить свою жизненную историю или верить в то, что он ее помнит, что на самом деле было бы более аккуратно сказать.


  • во-первых, тоже уже имеют автобиографическую память, а
  • во-вторых, готовы посвятить свое время и силы на то, чтобы выращивать, специально развивать эту функцию у ребенка.

Как же это происходит? Происходит обычно это неспециально. Вообще, сейчас, наверное, есть сознательные родители, которые с ребенком учат по плану сколько-то слов в день или делают какие-то специальные упражнения. Но в нормальной ситуации просто взрослые, в первую очередь мать, конечно, общаются с ребенком и среди прочих вопросов часто задают ему вопросы о том, что с ним произошло сегодня, что с ним произошло в детском саду, напоминает, что произошло вчера, когда они куда-то вместе поехали, в гости к бабушке или пошли в зоопарк. И, казалось бы, в этих легких беседах формируется очень важная вещь (думаю, это одна из самых важных вещей), а именно: ребенок интуитивно, конечно, начинает понимать про себя, что в нем важно, что в нем интересует его близкого другого, и он учится запоминать и описывать те события, которые фиксируют эти важные стороны его самого, его взаимодействия с миром и так далее.

То, что я сказала, — это только первый шаг на пути развития автобиографической памяти, потому что дальше человек вступает в подростковый возраст, ему нужно уже свою жизнь целиком представлять, потому что автобиографическая память, как я сказала раньше, необходима для того, чтобы планировать будущее . Я помню себя, что со мной было в прошлом, и, исходя из этого, представляю, что будет со мной в будущем, что нужно делать, для того чтобы достичь одних целей и избежать других. И подросток попадает в следующую очень серьезную ситуацию, когда ему нужно учиться пониманию того, что такое жизнь человека и как ее проживать, и это тоже автобиографическая память.

Память о себе пожилого человека гораздо ярче, свежее и насыщеннее, чем память о себе молодого человека. Причем он помнит и вспоминает вещи, которые произошли десятки лет назад, со множеством подробностей и, что самое главное, с переживанием полной достоверности того, что это было на самом деле и как это было. Конечно, здесь помогают различные внешние опоры — я имею в виду фотографии, какие-то сувениры, знакомые места и встречи с другими людьми, с которыми эти события в прошлом переживались. Стоит сказать, что автобиографическая память, пожалуй, в большей степени, чем другие виды памяти, носит разделенный характер. То есть то, что я могу вспомнить одна в какой-то ситуации, — это совсем не то, что я могу вспомнить с другим человеком. То, что я обсуждаю с другими людьми, то, что вынесено на какие-то внешние носители, я могу вспомнить с опорой на эти носители. И если все эти средства доступны, то в пожилом возрасте человек может сохранять не просто здравую и здоровую автобиографическую память, а, наоборот, ее еще и развить в большей степени.

И это оказывается крайне важным механизмом, который обеспечивает вообще психологическое благополучие. Был выяснен странный факт, что люди в основном счастливы. Когда людей спрашивают, счастливы ли они, то они говорят, что да. И при этом вроде бы никаких причин для этого счастья нет. Более того, уровень счастья не зависит ни от образования, ни от материального положения, ни от наличия семьи, ни даже от болезней и наличия инвалидности, а зависит от единственной вещи — от возраста. Чем старше становятся люди, тем более счастливыми они себя чувствуют. А что с возрастом прибавляется, когда все, наоборот, в основном-то отнимается? Прибавляется автобиографическая память. Я как раз, конечно, говорю сейчас о норме.

Получается, что когда человек, проживший долгую жизнь или имеющий долгую автобиографическую память, вспоминает свое прошлое, то это прошлое за счет этого механизма кажется ему счастливым, даже если там было много трудностей. Даже была война, голод, какие-то трудности, но я был молод и сейчас это вспоминаю как счастливое время. И по сравнению с этим огромным капиталом, драгоценностью этого опыта и памяти, таким образом переработанной, те неприятности, какие-то потери, которые здесь и сейчас или в ближайшем будущем ожидаются, на весах оказываются менее значимыми. И прожить хорошую жизнь — это, наверное, накопить капитал своего опыта и своих воспоминаний и правильно им распорядиться.

Вероника Нуркова
доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им М.В.Ломоносова

- Психологи больше 150 лет исследовали механизмы того, как человек запоминает ряды букв или заучивает стихи. Но не изучали то, чем обладает каждый из нас, - память о прожитой жизни. То есть память в естественном контексте. Так вот, оказалось, что там действуют совсем другие законы. Вместе с Элизабет Лофтус мы исследовали проблему исторической памяти. Представьте себе человека, который живет в сибирском городе. И если события, которые произошли в Европейской части России, не являются частью его личной памяти, то зачем он пойдет на войну защищать западные рубежи нашей Родины? То, что входит в автобиографическую память, - это своё, мы это переживаем и даже готовы это защищать.

Вероника Нуркова в 1995 году окончила факультет психологии МГУ и сразу после этого поступила в аспирантуру. Уже тогда совсем молодую исследовательницу интересовала проблема автобиографической памяти. Кроме нее, этим не занимается никто в России. Ее дипломная работа получила медаль Минобразования как лучшая по гуманитарным дисциплинам за 1995 год. Дальше последовала защита кандидатской, а в 2000-м вышла монография по теме диссертации. За нее Веронику Нуркову наградили золотой медалью Российской академии наук. Ей довелось поработать практически со всеми ведущими учеными, которые занимаются автобиографической памятью. Она получила престижный грант от Госдепартамента США, по которому работала в Сиэтле, в университете штата Вашингтон вместе с выдающимся психологом ХХ века - Элизабет Лофтус. А только что за работу "Автобиографическая память: структура, функции, механизмы" Вероника Нуркова получила престижную премию Европейской академии. Сегодня она преподаватель факультета психологии МГУ. С ученым беседует обозреватель "Известий" Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА. - Психологи больше 150 лет исследовали механизмы того, как человек запоминает ряды букв или заучивает стихи. Но не изучали то, чем обладает каждый из нас, - память о прожитой жизни. То есть память в естественном контексте. Так вот, оказалось, что там действуют совсем другие законы. Вместе с Элизабет Лофтус мы исследовали проблему исторической памяти. Представьте себе человека, который живет в сибирском городе. И если события, которые произошли в Европейской части России, не являются частью его личной памяти, то зачем он пойдет на войну защищать западные рубежи нашей Родины? То, что входит в автобиографическую память, - это своё, мы это переживаем и даже готовы это защищать. В 30-х годах это использовали идеологи нацистской Германии, разработавшие концепцию патриотического туризма.Они почти бесплатно возили людей по Европе. В этом был огромный психологический смысл. Потом, когда немцам предложили завоевать Европу, они не отнеслись к ней как к чему-то чужому. - То есть механизмы памяти всегда воздействуют на поведение? - Да. Люди ведут себя совершенно по-разному в зависимости от того, что они помнят. Я говорю и об истории своей страны; и о том, что из собственного прошлого они включают в эту историю. Так вот, то, что не стало автобиографическим фактом, никак не действует на человека. Это нечто чужое и мертвое. Разрабатываются технологии, как сделать так, чтобы человек о чем-то нежелательном из нашей недавней истории забыл. - Такие вещи разрабатываются политтехнологами. - Их попытки мне кажутся интуитивными. Если же это научно освоить, то потом многими процессами можно будет управлять. - То есть манипулировать сознанием. - Ну, вы такими страшными словами пугаете. Но в принципе - да. Просто этим можно пользоваться с разными целями. Например, с целью выработки национальной идеи, воспитания патриотизма - это вполне позитивные цели. У темы автобиографической памяти есть большие прикладные "выходы". Там много важных вещей для психотерапии, для работы с пожилыми людьми, с детьми, с семьями. Я занимаюсь разработкой "биографического метода" в психотерапии. Его сегодня пытаются применить даже в работе с умирающими больными. - Как это происходит? - Человеку не "стирают" его прошлое, а дают возможность мысленно прожить повороты судьбы, которые не были реализованы в его жизни (у каждого есть опыт упущенных возможностей). В результате улучшается его психологическое состояние. Чем больше у человека было разных возможностей, тем более наполненной была его жизнь. Это лучше, чем когда жизнь - позитивная, спокойная, но пустая. В первом случае формируется чувство удовлетворенности прошлым, а во втором - нет. - Даже если человек осознает, что он совершил ошибку? - Тут важно, кто совершал ошибки: вы или кто-то - за вас. Одно дело, когда я чувствую себя бессловесной жертвой, и совсем другое, когда вопреки обстоятельствам я сумел хоть что-то из этой ситуации извлечь. На этой идее можно многое сделать. Сейчас я вынашиваю план создания компьютерной методики, которой можно будет пользоваться самостоятельно, не тратя деньги на психотерапевта. Это очень важно и для людей с посттравматическими стрессовыми расстройствами: для тех, кто пережил войну, болезнь, стихийные бедствия. Или наоборот - для тех, на кого неожиданно свалилось большое счастье (миллион выиграл в лотерею). Человек и в том, и в другом случае чувствует, что у него началась другая жизнь, и вообще он не тот, что раньше. Прошлое - в его сознании - к нему не имеет отношения. Но прошлое - очень важный ресурс. И когда вы лишены доступа к нему, то не справляетесь с жизненными ситуациями. Мы с моей аспиранткой провели исследование на заключенных, которые неожиданно для себя попали в Бутырскую тюрьму. Естественно, это не члены преступных группировок, а те, кто случайно совершил аварию или преступил закон по недоразумению. И мы исследовали, что у них происходит с представлением о своем прошлом. Оказывается, в тюрьме у них "пропадают" воспоминания о детстве. Они живут сегодняшним днем. - И как им можно помочь? - Сначала мы исследовали эти закономерности, а потом моя аспирантка занималась психотерапией в тюрьме. Ее целью было "нарастить" в них прошлое, чтобы они начали о нем думать. И оказалось, что у тех, кто проходил эту терапию, резко уменьшается количество мыслей о самоубийстве. А когда этих людей выпускают, они гораздо легче адаптируются к нормальной жизни. Это происходит во многом именно потому, что из-за поддерживающей силы прошлого, в котором человек должен быть укоренен, они сохранили свою идентичность. - Существует мнение, что в человеческой памяти остается больше хороших воспоминаний (память "выталкивает" плохое). Так ли это? - Одни обращаются к прошлому для того, чтобы выбрать стратегию своего будущего. Для такого человека прошлое - это инструмент для решения задач будущего. И есть люди, которые к прошлому обращаются как к тихой гавани, ищут в нем утешение. Именно о них писал Фрейд. Им необязательно знать, как это было на самом деле. Сейчас на Западе очень популярна тематика "сексуального насилия над детьми". У них на этой почве своего рода социопатия, вся Америка пытается припомнить, не изнасиловали ли их в раннем детстве. - А на самом деле этого не было? - А как можно это точно сказать? В этом и проблема. Это тоже большая прикладная область. - А вы занимаетесь проблемой детской памяти? С какого возраста человек может себя помнить? - Занимаюсь. Связную историю своей жизни человек может начать создавать лет с пяти, а что касается ранних эпизодов, то существует известный случай, который произошел со знаменитым швейцарским психологом Жаном Пиаже. Он всю жизнь помнил, как в детстве, когда нянька катала его в коляске, его попытались выкрасть. Нянька набросилась на преступников и отбила Жана. Семья была ей очень благодарна и подарила золотой браслет. Для взрослого Пиаже это было важным и символичным воспоминанием о том, как заботы близких уберегли его от трагедии. Но перед смертью нянька раскаялась, сказав, что ничего этого не было. Для Пиаже это было настоящей драмой: рухнула история, которая была для него очень важна. Детские воспоминания еще более сконструированы, чем взрослые. Мы даже проводили такой эксперимент: внушали людям, что с ними в детстве случилось то, чего на самом деле не было. - И каков был результат? - Поверили так, что никакой детектор лжи не смог бы распознать правду. - Такая методика, наверное, могла бы использоваться для разведчиков (для того чтобы он естественнее поверил в "легенду"). - Возможно. А с другой стороны, это можно применять в терапевтических целях: человек с дурными воспоминаниями о детстве, конечно, находится в проигрышном состоянии по сравнению с тем, у кого оно было счастливым. Так вот для такого несчастного можно придумать "легенду" о его "счастливом" детстве. Это можно делать и с помощью монтажа фотографий (реальный человек - в счастливой детской ситуации, которой никогда не было). И люди верят, что это происходило с ними. - Это потрясающе интересно. - Да, но было бы интереснее, если бы этим кто-то еще, кроме меня, занимался. - Сколько человек работает вместе с вами? - Три аспиранта. Но все не так печально. Например, на днях свет увидит новый учебник "Психология", где мы с моим соавтором Наталией Березанской попытались окинуть свежим взглядом нашу науку и рассказали о многих интересных и актуальных ее проблемах.

Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Читайте также: