Цивилизация инков характер взаимоотношений с природой кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ведя рассказ о народах, населявших Перу и Боливию в прошлом, некоторые потомки которых живут там и поныне, нельзя не предварить его кратким описанием природы Центральных Анд. Экзотические для нас особенности древнеперуанской культуры могли возникнуть только в тех совершенно необычных ландшафтно-климатических условиях, которые характерны для западных областей южноамериканского континента.

Анды – высочайшая после Гималаев горная система мира. Поскольку она пересекает тропический пояс, хозяйственная деятельность человека возможна здесь вплоть до высоты 4,5 км, то есть на 2 км выше, чем в Альпах или на Кавказе. Своеобразная, нигде больше не имеющая точных аналогов тундро-степь андских плоскогорий называется пуна. Она тянется от северного Чили до центральных районов Перу. Дальше по направлению к Эквадору ее сменяют альпийские луга, именуемые в Южной Америке парамо. Пуна и парамо различаются рельефом, климатом, флорой и фауной, поэтому эти зоны осваивали в древности разные группы людей. Пуна делится на нижнюю, где сажают картофель и другие горные клубнеплоды, сеют каньиуа и киноа (богатые белками растения из семейства маревых), и верхнюю, пригодную лишь для выпаса скота. Чем даль ше к югу, тем пуна засушливее, так что на боливийско-чилийской границе это местами уже настоящая солончаковая пустыня. Лучшие, хотя сравнительно небольшие по площади, пастбища пуны находятся в центральном Перу близ оз. Хунин.

Нижний пояс гор, обращенных к Тихому океану, засушлив и рассечен крутыми ущельями. Населения здесь почти нет. Далее начинается прибрежная равнина, которая на севере Перу достигает ширины 50 км. К югу она сужается, так что горы местами вплотную подступают к воде. Холодное течение Гумбольдта определяет особенности климата побережья. Несмотря на близость к экватору, здесь не жарко, лето и зима слабо различаются по температуре. Воздух с океана, оказавшись над сушей, нагревается, и дожди идут только высоко в горах. Жизнь на побережье сосредоточена там, где на равнину выходят горные речки или имеются источники подземных вод. Оазисы отделены друг от друга участками пустыни шириной 20-40 км. Эти оазисы плодородны и густо заселены.

В некотором отношении тянущаяся вдоль западных отрогов Анд пустыня (прямое продолжение чилийской пустыни Атакама) напоминает подгорные полосы, окаймляющие засушливые равнины Азии от Ирана до Восточного Туркестана. Возникшие здесь и там на основе орошаемого земледелия древние цивилизации тоже имеют кое-что общее, например, в технике домостроения: те же массивные сооружения из сырцового кирпича, те же прямоугольные в плане жилища с плоскими крышами. Однако различий, конечно, больше, чем сходства. Если азиатские речки теряются в песках, то перуанские несут свои воды к морю. Близ берега в океане действуют восходящие потоки воды, которые выносят из глубин соединения азота и фосфора. Благодаря поступлению питательных веществ у берегов Перу, особенно на участке от Лимы до северного города Трухильо (долина Моче), сложилась одна из самых богатых в мире биосистем морских организмов. Рыбы здесь было так много, что ею удобряли поля.

Распределение природных ресурсов обусловило пространственную структуру центральноандской цивилизации. В ней с самого начала наметились два относительно независимых центра. В горах наилучшие возможности для развития производящего хозяйства существовали на юге области в бассейне оз. Титикака. Здесь расположены самые обширные пастбища и поля, немалое значение имел и сам пресноводный водоем – крупнейший в Южной Америке. На побережье центр развития был, напротив, смещен к северу, где оазисы наиболее обширны, а море богаче всего. Крайний юг побережья Перу – не более чем хозяйственный придаток бассейна Титикаки. В свою очередь горные районы на севере находились под влиянием мощных прибрежных культур. В центральном Перу соотношение горных долин и прибрежных оазисов более уравновешено и культурные взаимодействия носили здесь наиболее сложный характер.

Благодаря тому, что участки плодородных земель разделены в Андах пустынями и горными хребтами, а преимущественно земледельческие районы перемежаются с преимущественно скотоводческими, культурное разнообразие в древности здесь было очень велико. Центральноандская цивилизация представляла собой исключительно сложную и динамичную систему, в которой взаимодействовали коллективы людей с весьма неодинаковыми формами социальной и хозяйственной организации. Если ранние цивилизации Старого Света были окружены варварской периферией, то в Андах периферийные общества глубоко вклинивались в зону высоких культур.

Своеобразие природной среды на крайнем севере Перу по сравнению с более южными районами значительно повлияло на ход этнических и хозяйственных процессов. Ни одна из предшествовавших инкам перуанских культур не смогла распространиться на эквадорскую территорию. Неодолимым препятствием оказался данный участок для одомашненной на плоскогорьях Боливии и Перу холодолюбивой альпаки, которая, возможно, прижилась бы в горах Эквадора. Пять тысяч лет назад по североперуанскому коридору с востока на запад, видимо, проникли окультуренные в южноамериканских низменностях теплолюбивые клубнеплодные растения типа маниока и батата. Иногда здесь продвигались в горы из Амазонии лесные племена.

Все же индейцы Эквадора, особенно жители побережья, не были полностью отрезаны от населения Центральных Анд. Обработка плодородных земель и посредническая торговля позволили эквадорским прибрежным обществам еще в I тыс. н. э. достичь предгосударственного уровня социально-политической организации. Горные районы этой страны приобрели важное значение позже – в основном уже при инках.

В целом Эквадор образует северную периферию Центральных Анд, тогда как Колумбия в культурном отношении отличалась от Перу гораздо сильнее. На ее границе с Эквадором расположен труднопроходимый горный узел, где сходятся западные и восточные хребты Кордильер. Тихоокеанское побережье покрыто густыми влажными лесами, и лишь на его крайний юго-запад с середины I тыс. до н. э. проникали высокие культуры эквадорского типа.

На юге Перу и в Боливии область древних цивилизаций простиралась примерно до 17° ю. ш. Южнее даже в горах осадков выпадает мало, и крохотные оазисы здесь отделены друг от друга многими десятками километров пустыни. Но в остальном аридная область Южных Анд в Боливии, Чили и Аргентине прямо продолжает центральноандскую, так что местные культуры земледельцев, скотоводов и рыбаков были достаточно сходны с культурами Перу. С начала I тыс. до н. э. Южные Анды прочно входят в орбиту того культурного центра, который сложился вокруг оз. Титикака. Лишь в центральном Чили и на восточных склонах аргентинских Анд ландшафтно-климатические условия уже принципиально отличаются от центральноандских. В этих субтропических долинах и пролегали последние рубежи инкского государства.

Природные условия в Центральных Андах не только разнообразны – они неоднократно менялись. Так, до середины II тыс. до н.э. в бассейне оз. Титикака было так сухо, что о развитии земледелия и появлении сложных обществ не могло быть и речи. Затем дождей стало больше, и к концу I тыс. до н.э. культуры Боливийского плоскогорья вышли на тот же уровень, что и североперуанские. Упадок и возвышение отдельных культурных центров во многом были обусловлены изменением природных условий. Но засухи, землетрясения и цунами не были единственными факторами, вызывавшими кризисы. Самые крупномасштабные кризисы, приводившие к кардинальной перестройке культуры, были вызваны социальными факторами. Последняя по времени культурная перестройка, имевшая место на рубеже I и II тыс. н.э., и привела в конечном итоге к возвышению инков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Природные условия

1. Природные условия Иногда можно столкнуться с суждениями о том, что чем меньше местность подходит для хозяйственных и военных целей, тем больше она пригодна для партизанских операций. Это не совсем так. Если партизаны призваны стать действенной силой в военном

Природные условия

Природные условия В древности Египет был очень богатой страной. Основой его богатства были регулярные разливы Нила, обеспечивавшие высокое плодородие почвы. Египтяне поставили их себе на службу с помощью системы ирригации. Разливы Нила происходили ежегодно благодаря

Природные условия

Природные условия Определяющим фактором развития цивилизации на территории Индии были и остаются дожди и ветра. Высочайшие горы на севере и востоке, бескрайнее Иранское плато на западе не пропускают дожди на территорию Индии. Только регулярные юго-западные муссоны

Природные условия

Природные условия

Природные условия Малоазийско-армянское нагорье, окружённое со всех сторон горными хребтами, достигает до 1000 м высоты и по своему типу напоминает плоскогорья Восточного Туркестана и Ирана. Это горное плато представляет собой большую безлесную степь, покрытую травой,

Природные условия

Природные условия Изображения на финикийском блюде. Найдено на острове Кипр Географическое положение Сирии и Финикии очень своеобразно. Сирия лежит на стыке трёх материков. Своей континентальной частью она теснейщим образом связана с Передней Азией; восточные

Природные условия

Природные условия Ассирийцы уводят захваченных пленников. Бронзовая обивка Балаватских, ворот времени Салманасара III. Британский музей История страны Урарту имеет большое значение для изучения древнейших культурных народов, населявших территорию Советского Союза, и

Природные условия

Природные условия Географические условия Индии чрезвычайно сложны и многообразны. Индия представляет собой громадный полуостров, почти материк, отрезанный от всего окружающего мира двумя океанами и величайшим в мире горным хребтом Гималаев. Центральная часть, так

Природные условия центральных Анд

Природные условия центральных Анд Ведя рассказ о народах, населявших Перу и Боливию в прошлом, некоторые потомки которых живут там и поныне, нельзя не предварить его кратким описанием природы Центральных Анд. Экзотические для нас особенности древнеперуанской культуры

Природные условия Египта

Природные условия

Природные условия Древний Египет занимал отрезок долины Нила от моря до первого порога. От него до района древней столицы Египта – Мемфиса – долина Нила довольно узка; этот ее отрезок называется Верхним Египтом. Ниже по течению лежит область дельты Нила (его

Ацтеки создали искусственные острова, или чинампы, на озере Тескоко; на этих островах выращивали зерновые и садовые культуры. Основными продуктами питания ацтеков были маис (кукуруза), бобы и тыквенные. Ацтеки выращивали множество разнообразных сортов кукурузы с широким рядом аминокислот; кроме того, они выращивали амарант, в зернах которого содержится много белка. Более того, у ацтеков было большое разнообразие другой пищи: они ловили акоцилов, маленьких креветок, изобилующих в озере Тескоко, собирали водоросль спирулину, богатую флавопротеинами, которая использовалась в разных видах выпечки; также они употребляли в пищу насекомых: сверчков, червей, муравьёв и личинок.
Ацтеки широко использовали агаву (магей); из неё получали еду, сахар, напитки (пульке) и волокна для веревок и одежды. Ацтеки содержали домашних животных вроде индейки (аст. guajolote) и ицкуинтли (аст. itzcuintli — порода мясных собак), хотя обычно мясо этих животных предназначалось для особых случаев — ситуаций выражения благодарности и уважения. Ещё одним источником мяса была охота — лани, кабаны, утки…

В Южной Америке невозможно говорить о человеке, не упомянув при этом в первую очередь об окружающей его природе. Она была, есть и будет здесь полноправной хозяйкой. Тут нет ничего, что соответствовало бы разме­рам человека. Реки, горы, леса — все представляет собой непреодолимое препятствие, все кругом враждебно чело­веку. Похоже, что создателем человек не был предусмот­рен на этом континенте, а попал сюда случайно.

Полная изолированность территории еще больше уси­ливает страх. К западу за Кордильерами почти сразу же распростерся один из величайших океанов мира. Отсюда до Полинезии 5 тысяч миль, а до Австралии — 7500 миль . К востоку за горами раскинулся бразильский лес, преодо­леть который еще труднее, чем море. Эта земля как бы принадлежит самой себе, несмотря на многочисленные попытки познать ее.

Описанная выше территория Анд является одной из зон, которая сегодня формирует так называемые тихо­океанские государства. Другие две зоны — это район побережья и лес. Эта зона для нас наиболее интерес­на, так как является колыбелью империи инков, и мы начнем с ее описания.

На карте видно, что Кордильеры, формирующие за­падную границу этого длинного, узкого коридора, раз­делены только одной большой рекой — Сантой. Другие водные потоки устремлены на восток и проходят через восточные Кордильеры. Эта особенность лишь усилива­ет их мистический характер. Амазонка и несколько ее основных притоков протекают по Перуанскому плато, и индейцы не знали, в какой неведомый океан впадают воды, орошающие их земли.

Две параллельные цепи Кордильеров соединяются бо­лее низкими поперечными хребтами, формирующими естественные границы между этими водосборными бас­сейнами. В самом большом из них расположено озеро Титикака, окруженное гигантскими снежными верши­нами. Здесь ровное, как стол, плато достигает своей мак­симальной ширины — 600 миль .

К северу от этой территории, весьма известной в древ­ней истории Южной Америки, расположен еще один, не менее знаменитый район — Куско, сердце империи ин­ков. Здесь расстояние между двумя горными цепями со­ставляет всего 200 миль , а хребет Вильканьота представ­ляет их южную границу. Протянувшись к северу, этот коридор имеет ширину 150 миль , а череда гор и хребтов простирается до границ Республики Эквадор.

Путника прежде всего поражает пейзаж перуанской пуны, напоминающий парамо в Эквадоре. Это огромная, поросшая травой дикая равнина, расположенная на вы­соте между 9 и 15 тысячами футов, уходящая вдаль за горизонт в северном и южном направлении. Тут нет ни одной живой души, ни одного дерева, ни одного звука. Это страна безмолвия, монотонности и печали. То там, то здесь можно видеть нагромождения камней, возник­шие в результате вулканической деятельности, а также зигзагообразные трещины — результаты землетрясений. На этих высотах яркий свет тропического солнца сме­няется леденящим холодом ночи, минуя промежуточ­ную нежную прохладу рассвета и сумерек.

Однако местами плато опускается до 6 тысяч футов и дает путешественнику возможность насладиться пре­красными долинами с теплым климатом и плодородной почвой. Здесь, у подножий вулканов, на землях, удоб­ренных наносными отложениями рек, берущих свое на­чало в Кордильерах, располагаются населенные пункты. В отличие от диких пастбищ это уже культивируемые земли.

Реакции европейцев на это расположенное внутри Анд плато, которое перуанцы называют съерра, значи­тельно различается в зависимости от характера и мента­литета каждого человека. Одни восхищаются этим диким великолепием, его первозданной атмосферой, напоми­нающей им детские годы Земли; они чувствуют здесь присутствие Бога. Другие же видят только пустоту и печаль, нагоняющие тоску нагромождения скал и без­граничные земные просторы. Чтобы проникнуться ду­хом этих мест, необходимо возвыситься над обыкновен­ными человеческими чувствами. Съерра выше человечес­кого понимания, как в прошлом, так и сейчас.

ПОБЕРЕЖЬЕ: ЗЕМЛЯ ЖАЖДЫ

Таким образом, к югу от залива Гуаякиль перуанское побережье остается засушливым, напоминающим пус­тыню, так как расположено между Кордильерами, пре­граждающими путь облакам с востока, и течением Гум­больдта, охлаждающим ветра с моря и лишающим их возможности принести на землю какую-либо влагу. Лег­кие, закрывающие солнце облака время от времени при­носят небольшую морось — гарруа, которую население Лимы восторженно называет дождем. Это случается до­вольно редко, но когда происходит, то вызывает боль­шие несчастья. Когда никто этого не ожидает, вода смы­вает посевы, разрушает маленькие глинобитные хижины и даже сделанные из сырца (самана) стены древних го­родов. В 1945 году это произошло в Чиму, столице од­ноименного района, к большому разочарованию архео­логов и туристов.

Несложно заметить, что течение Гумбольдта затруд­няет жизнь на земле и улучшает ее условия в море.

Побережье, как и плато, чрезвычайно изолировано. С геологической точки зрения оно молодо, прямолинейно и лишено бухт или больших заливов. Населенные пунк­ты располагаются по берегам рек на некотором расстоя­нии от моря на территории, от плодородия которой зави­сит их существование. Друг от друга их отделяют зане­сенные песком пустынные пространства. Возле океана можно встретить лишь несколько рыбацких деревень.

Таким образом, в Перу море не служит интересам че­ловека. Индейцы были землепашцами, а не моряками. Конечно же определенные знания навигации имелись и в те далекие времена. Первых жителей империи инков испанцы встретили в открытом море недалеко от берегов Эквадора. Это были продавцы рыбы из Тумбеца, плыв­шие на плоту. Во внутренней же части Перу единствен­ным средством связи служили дороги, одна из которых шла вдоль побережья.

Наличие контактов между обитателями Южной Аме­рики и Полинезии вполне допустимо. Есть данные о том, что такая миграция населения была возможна, но в очень ограниченных пределах, и, вероятно, происхо­дила в обоих направлениях — с востока на запад и с запада на восток. Спортивный эксперимент, недавно про­веденный группой скандинавов, которые пересекли Ти­хий океан на плоту доколумбовской модели, используя течение Гумбольдта, не открыл для нас в этой связи ни­чего нового. Вместе с тем летописец Сармьенто де Гамбоа пишет, что Инка Юпанки, захватив в XV веке про­винции вдоль перуанского побережья, узнал о существо­вании земли к западу, далеко за горизонтом. Об этом ему рассказали прибывшие на кораблях путешествен­ники. Они говорили, что далеко на западе есть насе­ленные людьми богатые острова. Вначале император не придал большого значения этим рассказам, однако сама информация и присутствие тех, кто ее принес, его за­интриговали. Поэтому он обратился к ясновидящему, который подтвердил правдивость этих рассказов.

Подстегиваемый духом авантюризма и уверенный в своей власти, император приказал построить целый флот плотов, который, подняв паруса в Тумбесе, понес многочисленную армию воинов в неизвестность. Лето­писец приводит цифру в 20 тысяч солдат и перечисляет имена капитанов. Путешествие продолжалось пример­но год. Об их долгом отсутствии свидетельствует пере­чень событий, которые произошли в столице за то вре­мя, когда все считали, что несчастные мореплаватели никогда уже не вернутся. Мы расскажем о них позже. Достаточно лишь сказать, что эта перуанская армада дей­ствительно достигла некоторых полинезийских остро­вов, так как определенные предметы были привезены назад и помещены в крепости Куско, где их и увидели испанцы. Следить за их сохранностью было поручено знатному человеку из царствующей семьи, и, что до­вольно странно, Сармьенто при описании этих вещей говорит о золоте, медном кресле, шкуре лошади и че­люстных костях, но ни слова о неграх!

Но самое удивительное в этой экспедиции не то, что люди императора достигли столь отдаленных земель (их подражатели в XX веке проделали тот же путь, заслужив себе известность, равную славе Христофора Колумба), а тот факт, что они вернулись. Их хрупкие плоты не пострадали у Маркизских островов, и им удалось совер­шить гигантское турне по Тихому океану.

ВОСТОЧНЫЙ ЛЕС: ЗАГАДОЧНАЯ ЗЕМЛЯ

Третью зону Перу покрывает девственный лес, совер­шенно неподходящий для развития цивилизации. Вер­ховья больших рек, таких, как Амазонка, слишком да­леко запрятаны, быстротечны, с большим количеством стремнин и непригодны для коммуникации. В общем и целом естественная среда препятствовала созданию андской империи.

Дело не только в том, что огромные пространства зем­ли здесь непригодны для возделывания; разница в высо­те не позволяет жителю одного региона акклиматизиро­ваться в другом. По этой причине армии Инки, спускав­шиеся с плато к морю, останавливались на полпути на некоторое время перед тем, как продолжить свой марш.

Если посмотреть на карту, то видно, что население рас­полагается здесь как бы на серии островов, разделенных необжитыми пространствами, — своеобразный человече­ский архипелаг. При такой разрозненности в древние вре­мена люди могли эффективно трудиться только благодаря поразительной организации — империи инков, а в наше время благодаря замечательному изобретению — самолету.

Единство нации в тихоокеанских государствах полно­стью зависит от человеческой воли. Если сторонний на­блюдатель на первых порах ошеломлен явной враждеб­ностью окружающей среды, то результаты деятельности человека в таких условиях способны поднять его дух. Так история корректирует географию.

В Южной Америке человек противопоставил себя при­роде и уже в XV веке сумел покорить ее, создав империю инков.

ОГРАНИЧЕННЫЙ МИР ЖИВОТНЫХ

Если природа с тех древних времен и до наших дней мало изменилась, то ландшафт стал уже не тот. За исклю­чением некоторых долин, он весьма неприятен даже сего­дня, а в прошлом дела обстояли еще хуже. На пастбищах, где сегодня множится скот, можно было встретить только лам, а ставшие сегодня обычными эвкалипты не бросали тень на дороги. Если туриста XX века наполняет восхище­ние от дикого великолепия сьерры, то легко себе предста­вить первые впечатления испанского конкистадора.

Мы уже упоминали о ламах. Об этих животных следу­ет рассказать в первую очередь. Их дикие собратья гуанако, которые, похоже, являются старшими в этой семье, и викуньи, справедливо славящиеся своей красотой, стали довольно редкими после испанского нашествия, однако лама и ее ближайшая родственница альпака остались доб­росовестными помощницами индейцев. Лама хорошо из­вестна всём детям, часто посещающим зоопарки, а также коллекционерам марок, поскольку она изображена на пе­руанском гербе. И она оправдывает свою репутацию. Это животное с длинной шеей и маленькой головой, элегант­ное и гордое, может перевозить тяжелые грузы, но лучше умрет на месте, чем примет на себя чрезмерную нагрузку. Тот, кто донимает ламу или плохо относится к ней, мо­жет получить в лицо длинную струю слюны. Это вынос­ливое животное очень полезно, так как может обходить­ся без еды и воды несколько дней, питается травой и дает нужную шерсть и навоз, но не мясо, потому что в возрас­те старше трех лет мясо имеет горький привкус из-за ра­стительности, которой лама питается. Более того, лама очень гармонично вписывается в окружающую обстанов­ку Анд. Испанцы описывали ее как большую овцу или маленького верблюда.

Это животное и человек как бы созданы друг для дру­га: оба степенны и дисциплинированны, оба задумчиво и медленно шествуют по дороге бытия, по серому пейзажу однообразных дней. Легко понять легенду, в которой лама сама начала молиться и привела своего спутника-хозяи­на к христианской вере.

Местные собаки и маленькие индейские свиньи, ко­торые в прежние времена составляли основу хозяйства семьи, имеют гораздо меньшее значение. На побережье некоторые племена приручили сокола.

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

В растительном мире маис занимает такое же почетное место, как и лама в животном мире. Произрастая на боль­ших высотах, на обедненной почве, он обеспечивает че­ловека как едой, так и питьем. Следующим по значению злаком считается манко, в прошлом так же распростра­ненный, как и маис, однако с тех пор, как белый человек завез сюда пшеницу, полностью исчезнувший.

Для нас, европейцев, наиболее замечательным из всех доколумбовых продуктов является картофель, который пришел к нам из Перу. У него было два конкурента: ока, сладкий картофель, и хикима, которая исчезла после ис­панского нашествия, подобно манко.

В тропических долинах флора была более разнообраз­на. Там можно было найти большое количество фруктов: томаты, гуава, гуаба, чиримоя, груши, пальто (авокадо, аллигаторова груша или дикие персики, как их называли некоторые историки). Кроме этого следует назвать юку, известную своим ароматом, исчезнувшую впоследствии никому или ахипу, корни которой съедобны, а также ма-нъи, травянистое растение, которое культивировалось для сбора семян, получения крахмала, в качестве приправы и для получения желтоватого масла.

Большое число растений доколумбовых времен можно классифицировать как промышленные. Даже трава плато (ичоа) использовалась в качестве корма для лам, как ос­нова для покрытия крыш и как скрепляющий материал при изготовлении кирпичей. Альгарробо славился своим немного тягучим соком, а ветки использовались как топ­ливо. Опунция, обыкновенный древесный кактус с крас­ными плодами, обеспечивал рукодельниц своими шипами в качестве иголок. Для изготовления красителей ис­пользовали артемиску или малко, а также ачиоте с его красными семенами и черный сок хагуа. Тотора, трост­ник, произраставший по берегам озера Титикака, хорошо известен туристам, так как используется для изготовления красочных лодок, фотографии которых вошли во все кни­ги, рассказывающие об этой части страны. Для изготов­ления текстильных изделий наиболее полезными были магэй или кабуя, все еще широко распространенные в не­которых районах высокогорного плато.

О лечебных растениях мы расскажем в главе, посвя­щенной целителям.

На плато деревья встречались редко. Изящная ива да­вала белую древесину. Сейба, достигавшая высоты до 24 футов , росла по берегам Апуримака и широко исполь­зовалась, потому что ее древесина стойка к воздействию воды. Рябина вырастала высотой до 45 футов и применя­лась при постройке Куско. В тропических лесах можно встретить большое количество удивительных деревьев. За лукумо охотились мастера, работавшие с черным деревом. А в некоторых местах кедр достигал высоты 60 футов .

Если сравнить многообразную флору и фауну, которые окружают нас сегодня, с тем, что имели индейцы тех вре­мен, то можно сказать, что они находились в гораздо худ­шем положении. Имея столь ограниченный выбор, они благодарили богов за те продукты, которые им были ни­спосланы свыше. Богатство — скорее психологическое, чем экономическое понятие, и заключается оно в измене­нии потребностей, а не накоплении полезных вещей.


Сто лет назад никому бы в голову не пришло, что глина, клещи и семена ольхи могут пролить свет на историю цивилизации. В наши дни ситуация изменилась в корне: к доводам палеоэкологов, палеоботаников, палеогеологов и прочих специалистов, работающих на стыке археологии и естественнонаучных дисциплин, прислушиваются как нельзя более внимательно. И дело не только в том, что они владеют знаниями, недоступными кабинетным историкам, но и в том, что их работы имеют практическое применение в настоящем.

Палинолог (специалист по пыльце) Алекс Чепстоу-Люсти из Национального центра научных исследований Франции (CNRS) много лет занимается биоархеологией и экологией Анд. Он ведет крупный проект по истории взаимодействия людей и природы в окрестностях Куско, высокогорного города, древнего центра инков и современной исторической столицы Перу (это специальный титул Куско согласно конституции республики). У Чепстоу-Люсти две задачи: понять, как воздействовали на окружающую среду индейцы до прихода испанцев и после, а также найти способы улучшить жизнь местного населения в Андах, используя исторический опыт и минимум дорогостоящих технологий.

Среди многочисленных естественнонаучных методов, которыми пользуется группа Чепстоу-Люсти - геологические. В частности, было предпринято исследование донных отложений озера Маркакоча в окрестностях Куско. Оказалось, что до 800 года нашей эры климат в этих краях был прохладным и сравнительно влажным, но весь IX век стояла засуха: семена осоки, которая обычно растет по краям водоема, стали появляться ближе к центру озера, то есть оно мелело. Чепстоу-Люсти уверен, что столь долгая засуха, которая наблюдалась не только в районе озера Маркакоча, но и в соседних краях, привела к упадку соседей инков - уари и тиуанако. Сами инки постепенно начали осваивать технологию террасного земледелия: потепление, последовавшее за засухой, сделало пригодными для возделывания районы, прежде бесплодные, а таяние ледников снабдило террасы водой для полива. Относительный достаток пищи позволял высвободить из сельского хозяйства руки для строительства и войны, и так, по мнению Чепстоу-Люсти, подготовилась почва для экспансии инков.

Инки, как показали исследования все тех же донных отложений, хорошо представляли себе, что такое эрозия и обеднение почвы, и укрепляли склоны, сажая южноамериканскую разновидность ольхи Alnus acuminata. Она не только удерживала землю на месте, но и удобряла ее, связывая атмосферный азот. При испанцах следы ольхи быстро исчезают: европейцы рубили ее на дрова, а посадкой новых деревьев уже никто не занимался.

В озерных отложениях удалось обнаружить также определенный вид клещей, который известен тем, что питается навозом лам. Исследование наглядно показывает, как количество клещей растет по мере потепления в районе Маркакоча. Это означает, что ламы в больших количествах стали пастись у озера; также можно предположить, что выросло использование этих животных для перевозки грузов, что, в свою очередь, указывает на общее оживление обмена в населенных инками краях. При появлении испанцев, то есть начиная с 1530-х годов, количество клещей в общей массе органики падает: индейцев стало меньше, а те, кто выжил в войне, перебрались еще выше в горы. Правда, в 1600-х годах клещ вернулся, но Чепстоу-Люсти полагает, что с того времени насекомые питались навозом не столько лам, сколько других травоядных - лошадей, коров, овец, привезенных в Америку из Европы.

Палеоэкологи делают многозначительные выводы, изучив озерные отложения, семена ольхи и следы клещей. Так, очевидно, что потепление кое-каким регионам в прошлом явно шло на пользу, во-вторых, опыт инков может быть без больших издержек повторен. Однако надо иметь в виду, что в настоящее время льды в Андах тают очень быстро, поэтому о системах удержания воды в почвах, пригодных для сельского хозяйства, нужно думать уже сейчас. Для этого нужно спешно начать высаживать местные виды деревьев, ту же ольху Alnus acuminata, отказавшись от иссушающих и обедняющих землю эвкалиптов, сравнительно недавно завезенных в Перу. Восстановление террас и ирригационных каналов инков даст возможность выращивать основные культуры без больших вложений и тем самым поднимет более чем скромный уровень жизни местных индейцев.

Некоторый опыт в реставрации террасного земледелия по доколумбовым принципам в этих краях уже накоплен. С 1977 года в 80 километрах от Куско работает программа Cusichaca Trust, придуманная и поддерживаемая британским археологом Энн Кендалл. Благодаря этому проекту восстановлено несколько древних участков ирригационных каналов, и на чуть ли не столетиями заброшенных землях вновь растут кукуруза, амарант ("кивича", "пшеница инков"), квиноа или киноа ("рисовая лебеда"), очень популярная в Европе и США в последние годы культура. Крестьянам хватает выращенного не только на собственное пропитание, но у них появляется и излишек для продажи на рынке. Для этих вообще-то суровых краев - немаленькое достижение. Приятно сознавать, что к этому пусть относительному, но все же процветанию причастны археологи, которых вечно считают если не вредителями, то людьми решительно бесполезными.

Читайте также: