Цивилизационная концепция истории кратко

Обновлено: 01.07.2024

Цивилизационный подход — это исследование закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде.

В XIX веке историки и философы полагали, что все человечество имеет единую историческую судьбу. В древности мир был расколот на тысячи первобытных народов. Постепенно многие из них объединились, образовали государства, изобрели письменность и стали переходить от простейших орудий труда ко все более сложной технике.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Ученые считали, что когда-нибудь в будущем расколотый мир станет единым, богатым и благоустроенным. Они были уверены, что у всех народов один и тот же путь развития, но некоторые ушли по нему уже очень далеко, другие отстали, а третьи только-только отправляются в дорогу. Этот путь состоит из нескольких стадий, последняя, высшая из них — цивилизация.

Во второй половине XIX и в ХХ веке большее распространение получила другая точка зрения. Признание важности устойчивых, неповторимых особенностей культуры, определяющей мысли, чувства и поведение людей, легло в основу исторического релятивизма. Суть этого подхода заключается в том, что каждая цивилизация проходит собственный путь социальной эволюции. Эту точку зрения наиболее последовательно выразили Николай Яковлевич Данилевский, Освальд Шпенглер и Арнольд Джозеф Тойнби.

Современные ученые предполагают, что у человечества множество путей развития и, возможно, все они направлены в разные стороны. Когда один или несколько народов, объединенных общей культурой, достигают высшей стадии, они находят свою дорогу, собственный неповторимый образ жизни. Эту общность, выбравшую свой исторический маршрут, чаще всего тоже именуют цивилизацией. История каждой такой цивилизации является самой крупной единицей измерения в истории человечества.

Плюсы и минусы, особенности

Несомненным достоинством подхода является то, что он позволяет учитывать не только классы и социальные группы, но и человеческие ценности, влияющие на их взаимодействие. Они оказывают большое влияние и на социально-экономическое развитие конкретного общества, и на его отношения с другими народами. Таким образом можно выявить и сформулировать нравственные нормы, объединяющие людей в одно общество. Это будет плюсом в случаях, когда для исследователя важнее понять сущность общества в целом, учесть духовные факторы, а не только экономические или политические.

Минусов у подхода больше.

Во-первых, чрезвычайно сложно провести грань между цивилизациями. Например, в Америке задолго до того, как ее открыл Колумб, возникло и пало несколько великих империй, внутри которых процветало искусство, развивались религиозные культы. Каждая из них многое унаследовала от предшественниц. Но их отделяли друг от друга огромные пространства дикой природы, а порой и столетия, и невозможно определить, одна это цивилизация или несколько разных.

Шпенглер выделил восемь культур-цивилизаций:

Очевидно, что существенным недостатком этой концепции является сложность и крайняя субъективность понимания, в чем суть той или иной цивилизации и ее отличие от других. Это позволило нацистам использовать теории Шпенглера для противопоставления прусской культуры всем остальным, несмотря на его возражения.

В-третьих, цивилизационный подход рассматривает личность как уникальную в уникальном обществе, и это противоречит диктату культуры во всех сферах жизни. Само изучение исторических фактов в этом подходе представляет собой что-то вроде коллекционирования. История — музей локальных цивилизаций, и пусть они проходят схожие стадии развития, трудно экстраполировать закономерности одной культуры на другую.

В-четвертых, цивилизационный подход недооценивает социально-экономические и политические факторы. Он в принципе не может заменить формационный подход, но может сочетаться с ним, расширяя и уточняя классификацию государств.

Основоположник цивилизационного подхода

  • религию;
  • культуру, включающую в себя науку, технику, искусство;
  • политику;
  • общественно-экономический уклад.

Понимание специфики экономических процессов цивилизационного подхода

Цивилизационный подход к изучению истории России, основы

Россия всегда была более открыта внешнему миру, чем цивилизации Запада и Востока, но при этом творчески перерабатывала все традиции и ценности, пришедшие извне. Многие отечественные историки, мыслители и философы проводили многосторонний анализ истории России как целостности, неповторимой в своей исторической индивидуальности.

Цивилизационный подход к типологии государств

Учитывая специфику цивилизационного подхода, представляется затруднительным в его рамках отделить общество от государства. В отличие от традиционной геополитики, для этого подхода дух, объединяющий общество, важнее территориального и национального единства.

Общества, согласно цивилизационному подходу, делятся на три типа:

  • примитивные общества;
  • локальные цивилизации;
  • вторичные цивилизации, возникшие на обломках локальных.

Каждая локальная цивилизация со временем или пропала, или переродилась в особенную. Примером особенной цивилизации может служить западноевропейская или арабская. Обе они объединили несколько стран с общей культурой. Позднее начала формироваться современная цивилизация с сохранением традиционной социокультурной базы, органически совмещенной с современными социально-политическими структурами, готовая совместно реагировать на глобальные вызовы, стоящие перед всем человечеством.

Цивилизационный подход – это совокупность разрозненных цивилизационных теорий, рассматривающих исторический процесс через призму становления, роста и упадка локальных цивилизаций.

Понятие цивилизации

Особенность цивилизационного подхода и его основная сложность состоит в том, что его базовые понятия остаются достаточно неопределенными, что в свою очередь становится почвой существования весьма разрозненных и разнообразных теорий, истолковывающих исторический процесс порой с прямо противоположных позиций.

Само понятие цивилизация устойчиво вошло в историко-философский обиход около двух с половиной веков назад, однако его однозначное определение до сих пор не сложилось. Можно выделить три основных подхода к определению цивилизации:

  • структурный,
  • идеологический,
  • идеалистический.

Согласно первому подходу, цивилизация его подлинно социальная структура общества, новая стадия его развития в сравнении с природно-детерминированной родоплеменной структурой общества, которая доминирует в до цивилизационный этап. Ее отличием является всеобщая связь индивидов, а также доминирование производственных процессов воспроизводства и преумножения материальных и духовных благ.

Второй подход в качестве критерия цивилизации указывает конфессиональное или идеологическое единство общества, спаянность его членов на уровне их идеалов и мировоззрения, общность целей, средств и подходов к осуществлению социального взаимодействия. Однако данный подход позволяет рассматривать в качестве цивилизации и группы ею явно не являющиеся (религиозные секты или преступные группировки).

Третий подход концентрирует внимание на духовном единстве членов цивилизованного общества, их специфическом ментальном отличии от других цивилизаций и психологическом ощущении принадлежности к данному сообществу. В данном подходе духовные параметры занимают доминирующее положение в ущерб материально-производственному развитию общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Стадии развития цивилизационного подхода

Рассматривая историю становления цивилизационной мысли можно выделить ряд стадий, характеризующихся определенной направленностью и общими чертами для цивилизационных теорий данного периода. Всего можно выделить три этапа:

  • XVIII – сер. XIX века,
  • вторая половина XIX века,
  • XX век.

На первом этапе цивилизационный подход формировался под воздействием классической рационалистической философии, его ключевой чертой выступал прогрессистский оптимизм. Под цивилизацией понималась в первую очередь превосходная степень общественного развития и само понятие имело универсальный характер, объединяя все народы и общества, прошедшие путь от дикости к варварству, а затем к цивилизации. Теоретики данного периода предполагали, что все общества рано или поздно достигнут цивилизационного уровня, при этом национальные различия, менталитет и другие специфические черты отдельных этносов воспринимались как вторичные и несущественные.

На втором этапе происходит дальнейшее развитие основных идей цивилизационного подхода, упор делается на исследование факторов развития цивилизации, логичность и связанность исторического процесса. Детерминанты географического положения, ментальности, культуры начинают приобретать в умах исследователей все больший вес, а идея оптимистического прогноза прогрессивного развития человечества напротив ослабевает. Начинается процесс выделения локальных цивилизаций.

Цивилизационная теория Тойнби

С другой стороны, пассивное большинство также может отказаться следовать за элитами, если почувствует их слабость, либо если предлагаемые ими ответы будут идти в разрез устоявшимся традициям. Другие цивилизации также могут воздействовать на пассивное большинство своих соседей с целью их дестабилизации.

Согласно Тойнби все исторически существовавшие объединения людей можно разделить на примитивные общества, локальные цивилизации и вторичные цивилизации, возникшие на обломках локальных.

Наличие определенных этапов в развитии истории отмечалось мыслителями издавна:

Платон: естественное(дообщественное)состояние, общественное состояние(не соотв-ет природе челк-ка), разумное(идеальное общество будущего).

Гегель: 3типа об-ва: восточный мир, античность, германский мир.

Фергюссон: 3эпохи об-ва: дикость(охотничье хоз-во, отсутствие ч/с), варварство(скотоводство, ч/с не закреплена законом), цивилизация(земледелие, ч/с).

В современной теории 2 подхода к изучению исторического процесса:

Формационная теория - создана марксистской школой. В процессе производства люди (производительные силы) вступают между собой в определенные отношения (производственные отношении), которые возникают между людьми в ходе производства материальных благ (отношения между рабом и рабовладельцем, рабочим и предпринимателем). Базис – совокупность отношений в процессе производства, к-рый определялся формами собственности на средства производства. История общества представляет собой последовательную смену способов производства. Совокупность производительных сил, производственных отношений, социально-культурных, политических процессов образуют определенную историческую ступень развития – формацию. К. Маркс выделяет пять общественно экономических формаций: первобытно общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую(социалистическую). Высшей формацией должен стать коммунизм. Основой движения от одной формации к другой является конфликт между производительными силами и производственными отношениями или революция. Решающая роль принадлежит рабочему классу. Переход к коммунизму должен произойти через революционную классовую борьбу.

Для формац. подхода характерны:

Убеждение в существовании объективных законов развития об-ва, к-рые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь

Экономика является базисом формации, материальному производству принадлежит решающая роль в развитии об-ва

Об-во развивается прогрессивно, критерием прогресса является развитие производительных сил, совершенствование производственных отношения

Неизбежность смены одной формации на другую

Критика формационного подхода:

1)Разработанная на материале истории западной Европы она без достаточных оснований была перенесена на всемирную историю. Реальные тенденции и формы развития обществ во многих регионах и странах мира в частности на востоке не подходят под схему пяти формаций.

2)История в рамках формационной теории приобретает однолинейный теологический характер. Теория предписывает истории строгую последовательность стадий развития, определенную заданность. Цель и смысл этого развития коммунизм-как идеальное состояние общественной жизни.

3) При формационном рассмотрении общества картина его социальной структуры суживается, что все социальные слои за пределами основных классов выступают как маргинальные элементы.

4) Формационный анализ государства акцентирует внимание на его роли инструмента политического господства эксплуататорского класса , что далеко не исчерпывает его сути. При формационном подходе функционально обедненной является роль духовной сферы общества, так как она ставится в жесткую зависимость от материальной сферы.

Цивилизационный подход.

Цивилизации – крупные социокультурные системы со своими закономерностями. Каждая цивилизация самобытна, имеет историческую судьбу, свои институты и ценности. Признаки: единые (пространство, система ценностей, нормы морали, экономическая система), специфический образ жизни, развития.

Концепции цивилизационного развития:

Некоторые исследователи( Фергюссон,Тюрго,Гирзо, Гегель)на первом этапе понятие цивилизация употребляется обозначая человечество в целом и носит ярко выраженный оценочный характер(дикость,варварство,цивилизация). Национально-культурные различия рассматривались как второстепенные, связанные с особенностями среды обитания, расы, культуры.

И. Кант разграничил понятия культуры и цивилизации ("технический тип культуры"), а в процессе развития общества их взаимодействие осуществляется противоречиво, ибо духовная культура, особенно в ее нравственной форме, отстает от цивилизации..

Данилевский – под цивилизацией понимал определенный "культурно-исторический тип общества", существующий в рамках обособленных локальных образований. Каждая локальная цивилизация в своем развитии проходит четыре этапа: становления самобытности, юности (формирование политических институтов), зрелости и упадка. Каждая новая цивилизация богаче в своих проявлениях предшествующих, но при этом каждый культурно – исторический тип реализует собственную модель развития. Локальные цивилизации делятся на 4 типа:

Первичные(без ведущего начала, определяющего их смысл ) – египетская, китайская, иранская

Одноосновные(выраженное начало, определяющее развитие цивилизации) – еврейская(религия), древняя греция(культура). Древний рим(политика)

Двухосновные(развитие 2-х начал)- европейская(политика и культура)

Объединительная (в гармонии развиваются начала политические, религиозные)- славянская(как возможность)

А. Тойнби в своей концепции исторического круговорота рассматривал развитие общества как круговорот локальных цивилизаций, которых он насчитал сначала 21, а затем сократил их численность до 13 ,их типы:

Первичные – неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, легко возникающие и легко погибающие

Вторичные – возникающие в ответ на вызов, изменяющий условия их первоначального существования

Третичные – возникают на основе формирования единых религий и церквей из вторичных цивилизаций.

Основой цивилизационного процесса являются мировые религии, а его законом - способность общества давать адекватный "ответ на вызов" истории: среда обитания бросает вызов чел-ку, к-рый вынужден приспосабливаться к ней, создавая искусственную среду обитания. Сильный вызов – культура останавливается в развитии, слабый- цивилизация не возникает. Ответы на вызов ищет творческое меньшинство – элита. Если утрачивает способность находить ответы – лишается авторитета и пытается сохранить свое лидерство с помощью силы. Общество утрачивает единство, цивилизация погибает.

П.Сорокин утверждал, что цивилизации представляют собой большие культурные суперсистемы, в сильной степени определяющие жизнь, организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, множество конкретных исторических процессов и тенденций. Характеризуемая бесконечным многообразием проявлений, социокультурная реальность обладает системным единством и динамикой перехода из одного состояния в другое.

В современности сосуществуют индийская, китайская, исламская, русская и западная цивилизации. Каждая цивилизация представляет собой целостную систему, все элементы которой связаны между собой. Цивилизация проходит этапы возникновения, надлома, разложения и гибели, а затем сменяется другой.

Для цивилизационного подхода характерно:

Чел-к является единственным творцом истории, изучение истории- познание чел-ка через формы его деятельности

Ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества играют важную роль

Каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс(относителен, т.к. может охватывать разные стороны жизни об-ва)

Современный мир состоит из множества локальных цивилизаций, относящихся к двум общим типам обществ: индустиральному(западному) и традиционному(восточному).

Цивилизационный подход – это совокупность разрозненных цивилизационных теорий, рассматривающих исторический процесс через призму становления, роста и упадка локальных цивилизаций.

Понятие цивилизации

Особенность цивилизационного подхода и его основная сложность состоит в том, что его базовые понятия остаются достаточно неопределенными, что в свою очередь становится почвой существования весьма разрозненных и разнообразных теорий, истолковывающих исторический процесс порой с прямо противоположных позиций.

Само понятие цивилизация устойчиво вошло в историко-философский обиход около двух с половиной веков назад, однако его однозначное определение до сих пор не сложилось. Можно выделить три основных подхода к определению цивилизации:

  • структурный,
  • идеологический,
  • идеалистический.

Согласно первому подходу, цивилизация его подлинно социальная структура общества, новая стадия его развития в сравнении с природно-детерминированной родоплеменной структурой общества, которая доминирует в до цивилизационный этап. Ее отличием является всеобщая связь индивидов, а также доминирование производственных процессов воспроизводства и преумножения материальных и духовных благ.

Второй подход в качестве критерия цивилизации указывает конфессиональное или идеологическое единство общества, спаянность его членов на уровне их идеалов и мировоззрения, общность целей, средств и подходов к осуществлению социального взаимодействия. Однако данный подход позволяет рассматривать в качестве цивилизации и группы ею явно не являющиеся (религиозные секты или преступные группировки).

Третий подход концентрирует внимание на духовном единстве членов цивилизованного общества, их специфическом ментальном отличии от других цивилизаций и психологическом ощущении принадлежности к данному сообществу. В данном подходе духовные параметры занимают доминирующее положение в ущерб материально-производственному развитию общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Стадии развития цивилизационного подхода

Рассматривая историю становления цивилизационной мысли можно выделить ряд стадий, характеризующихся определенной направленностью и общими чертами для цивилизационных теорий данного периода. Всего можно выделить три этапа:

  • XVIII – сер. XIX века,
  • вторая половина XIX века,
  • XX век.

На первом этапе цивилизационный подход формировался под воздействием классической рационалистической философии, его ключевой чертой выступал прогрессистский оптимизм. Под цивилизацией понималась в первую очередь превосходная степень общественного развития и само понятие имело универсальный характер, объединяя все народы и общества, прошедшие путь от дикости к варварству, а затем к цивилизации. Теоретики данного периода предполагали, что все общества рано или поздно достигнут цивилизационного уровня, при этом национальные различия, менталитет и другие специфические черты отдельных этносов воспринимались как вторичные и несущественные.

На втором этапе происходит дальнейшее развитие основных идей цивилизационного подхода, упор делается на исследование факторов развития цивилизации, логичность и связанность исторического процесса. Детерминанты географического положения, ментальности, культуры начинают приобретать в умах исследователей все больший вес, а идея оптимистического прогноза прогрессивного развития человечества напротив ослабевает. Начинается процесс выделения локальных цивилизаций.

Цивилизационная теория Тойнби

С другой стороны, пассивное большинство также может отказаться следовать за элитами, если почувствует их слабость, либо если предлагаемые ими ответы будут идти в разрез устоявшимся традициям. Другие цивилизации также могут воздействовать на пассивное большинство своих соседей с целью их дестабилизации.

Согласно Тойнби все исторически существовавшие объединения людей можно разделить на примитивные общества, локальные цивилизации и вторичные цивилизации, возникшие на обломках локальных.

Читайте также: