Цирковые партии в византии это кратко

Обновлено: 17.05.2024

Этапы изучения проблемы цирковых партий Византии в отечественной историографии.

Гамидова Мария Андреевна.

Один из наиболее спорных вопросов в византиноведении ХХ века – проблема соперничества цирковых партий Византии – венетов (голубых) и прасинов (зеленых) – проблема общественно-политической жизни византийского города V – VII вв.

В истории изучения этого вопроса отечественными исследователями можно выделить три этапа:

- дореволюционный и период становления советского византиноведения (70-е годы XIX века – 30-е годы ХХ века);

- советский, который делится на два периода: 40-е – 50-е годы ХХ века и 70-е – 80-е годы;

- постсоветский ( 90-е годы ХХ века – наши дни ).

Дискуссия о роли цирковых партий в истории Византии впервые была затронута западными исследователями еще в XVII веке. За прошедшие столетия множество ученых внесло свой вклад в изучение этой проблемы. В нашей стране история изучения этого вопроса насчитывает чуть больше ста лет.

К теме цирковых партий Византии отечественные ученые-византинисты обращаются лишь в конце XIX века, когда этот вопрос начинает рассматриваться в контексте социальной истории. В это время этой проблемой занимались В. К. Надлер , Е. А. Черноусов. Ф. И. Успенский, Ю. А. Кулаковский, А. А. Васильев.

Особенностью периода является то, что сначала в специальных, а затем и в общих работах российские исследователи обращают внимание на вопросы времени и причин возникновения партий цирка, на их социальный состав и роль в византийском обществе.

купить квартиру в ипотеку

Это время накопления источников и разработки методологических основ византиноведения, период критического исследования материала источников, восстановления фактов. Именно в конце XIX – начале ХХ века закладываются основные традиции отечественного византиноведения.

Отличительной чертой этого времени является наличие единой официальной концепции, которой должны были придерживаться все ученые, изучавшие проблему цирковых партий Византии.

Особенностью этого этапа в византиноведении является дискуссионность. Причем полемика велась только в пределах советского государства, что хорошо видно на примере изучения проблемы ранневизантийских партий цирка.

С распадом Советского Союза начинается новый, постсоветский период в историографии вопроса цирковых партий Византии. В это время данная тема, как проблема общественно-политической жизни Византийской империи, отходит на второй план. Тем не менее, определенный интерес к ней сохраняется. В частности эта тема затрагивается в статьях И. В. Кривушина . Ученый использует междисциплинарный подход, что дает свои результаты: открываются новые аспекты проблемы цирковых партий, появляется возможность использовать новые источники, на примере этой темы исследуется сознание византийцев.

Таким образом, российская византинистика, в отличие от западной, до недавнего времени рассматривала проблему цирковых партий ранней Византии сугубо в рамках социальной истории, что в разное время объяснялось разными причинами. Такой подход к этой проблеме, с одной стороны, дал возможность отечественным ученым глубже и детальнее изучить данный вопрос, но с другой стороны, не позволил рассмотреть проблему соперничества партий ипподрома с точки зрения ментальной, психологической истории, что с успехом удалось представителям западных школ византиноведения.

На наш взгляд, современный этап изучения проблемы ранневизантийских партий цирка является переходным. Возможность использовать приемы, методы, научные традиции и опыт отечественных и зарубежных византинистов прошлого и настоящего открывает перед современным исследователем новые горизонты в изучении вопроса цирковых партий ранней Византии.

1. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до эпохи крестовых походов (до 1081года)./ Переизд . от 1917. СПб, 1998.

2. Дьяконов А.П. Византийские димы и факции в V - VII вв .//Византийский сборник. М.-Л., 1945.

3. Кривушин И. В. Цирковые партии в ранней Византии./Вестник СПбГУ. 1992. Сер.2. Вып.2.

4. Кривушин И.В. Социальный конфликт в ранней Византии.// Политические конфликты в древности и средневековье. Материалы коллоквиума. Иваново, 2000.

5. Кулаковский Ю.А. История Византии: В 3т. Т.1(395 – 518)./ Переизд . от 1910. СПб, 2003.

6. Курбатов Г.Л. Еще раз о византийских димах . // Средневековый город. Саратов, 1975. Вып.3.

7. Курбатов Г.Л. История Византии. Историография. Л., 1975.

8. Курбатов Г.Л. История Византии. От античности к феодализму. М., 1984.

9. Курбатов Г.Л. Ранневизантийский город ( Антиохия ) в IV веке. Л.,1962.

10. Левченко М.В. Венеты и прасины в Византии в V - VII вв.//Византийский временник. Т.1. М., 1947.

12. Пигулевская Н.В. К вопросу о борьбе демов в ранней Византии (Критический обзор) //Византийский временник. Т. V . М., 1952.

13. Сюзюмов М.Я. Политическая борьба вокруг зрелищ в Восточно-Римской империи в IV века. // УЗ УГУ. Свердловск, 1952. Вып.11.

14. Удальцова З.В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969.

15. Успенский Ф.И. История Византийской империи VI – XII вв./ Переизд . от 1927. М ., 1996.

16. Успенский Ф.И. Партии цирка и димы в Константинополе. //Византийский временник. Т 1 . М., 1894.

17. Чекалова А.А. К вопросу о димах в ранней Византии. //Византийские очерки. М., 1982.

Поступила в редакцию 14 января 2008 г .

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Венеты и прасины" в других словарях:

ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ — своеобразные политические партии в византийских городах 5 7 вв. (главным образом в Константинополе). Появление партий связано с правом горожан возгласами высказывать в цирке свое отношение к правительственным постановлениям. Группировались вокруг … Большой Энциклопедический словарь

ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ — (Benetoi kai Prasinoi) цирковые партии (димы) в городах Византии, первоначально только спортивные, но в 5 7 вв. получившие значение политических. Венеты голубые (по цвету одежды цирковых возничих) имели влияние преим. в западных, прасины зеленые… … Советская историческая энциклопедия

ПРАСИНЫ — см. в ст. Венеты и прасины … Большой Энциклопедический словарь

Прасины — политическая партия в Византии. См. в ст. Венеты и прасины … Большая советская энциклопедия

ПРАСИНЫ — см. Венеты и прасины … Советская историческая энциклопедия

прасины — см. Венеты и прасины … Энциклопедический словарь

Партии ипподрома — Четыре команды на цирковой арене. Римская мозаика, Франция Партии ипподрома, партии цирка, факции (лат. partes, circus factions, греч … Википедия

факции — см. Венеты и прасины. * * * ФАКЦИИ ФАКЦИИ, см. в ст. Венеты и прасины (см. ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ) … Энциклопедический словарь


Византия долгое время входила в состав Древней Греции, затем присоединилась к Римской Империи. Ничего удивительного, что и развлечения в ней не отличались от римских и греческих.По подобию Великого Цирка в Риме в небольшом Византе, столице государства, был выстроен первый деревянный цирк. Представления, которые там проводились, были популярными у жителей; за один раз трибуны могли вместить до 50 тысяч человек. Но это стало потом – с превращением Византа в Константинополь, центр торговли и культурной жизни Византии, в 330 году.

Начало политической жизни



Юстиниан

Надо сказать, что факции, или партии не просто сидели на гипподроме и спорили. От них зависело все: количество и состояние лошадей-участников, содержание конюшен и питание возниц. Не зря это были исключительно обеспеченные люди. Цирк стал не только спортивной, но и политической ареной. На нем также решались дела государственного масштаба. Иногда его могли использовать как площадь, на которой император произносил свою речь.


Устройство византийского цирка

Итак, цирк. По греческому подобию он назывался гипподромом. Его ширина достигала 180 метров, а длина – 370 метров. В центре арены находилась ость (spina), служившая одновременно и изюминкой боевого поля, и разделительной полосой. Даже украшена она была, как и в Риме, статуями богов: Геракла, Ники, Елены Прекрасной и обелисками.К слову, самый роскошный и высокий обелиск достигал 25 метров и был покрыт позолоченной бронзой. Вокруг рядами располагались мраморные сидения с трех сторон, а с оставшейся стороны он примыкал к кафизме: ложам для правительства и музыкантов. Под ней располагались конюшни. Роскошным украшением для кафизмы служила скульптура Лисипла: четверка отлитых из бронзы лошадей взвилась на дыбы, да так и застыла.

Неожиданное разрешение

Цирковые партии , возникшие на Крите ( Эгеида ) , прообраз всех современных политических сил в Мире. Для здоровья малыша Зевса , рожденного на Крите , требовались мед и молоко . Мед помогли набрать женщины , они со времен Матриархата занимались собирательством . Молоко приносили охотники и пастухи , это исключительная привилегия мужчин со времен Патриархата.

Арену удобно разделить на четыре сектора , 4 знака зодиака : Скорпион ( Орел ) , Водолей ( Кит ) , Лев и Бык , составные части сфинкса , были выбраны эмблемами цирковых партий Крита .

Когда на специальных манежах – площадках Крита устраивались цирковые представления , то наиболее активные болельщики противоборствующих партий (ультрас ) развлекали толпу насмешками , перебранками и драками между Рыжими и Белыми клоунами.

Рыжих поддерживали – купцы , цари , ученые , а Белых – землевладельцы , церковники и военные . Цирковые партии с Крита попали в Дельфы , а из Дельф в Константинополь. Перенос Змеиной Колонны в Константинополь ( 326 ) означал не просто закрытие Дельф , а возвращение Пупа Земли на Троянскую Ось Мира Клавдия Птолемея. В Византии левые цирковые партии именовались прасины и русии , а правые – венеты и левки .


Прасины ( Зелёные ) - Орлы , Южнаная трибуна . Лекторат - аристократы , республиканцы

Русии ( Красно - Золотые ) - Львы , Восточная трибуна . Лекторат - купцы , ремесленники

Венеты ( Голубые ) - Киты , Северная трибуна. Лекторат - военные , тираны , моряки , монархисты

Левки ( Белые ) - Быки , Западная трибуна . Лекторат - олигархи , землевладельцы


В эпоху Возрождения левые прасины стали гвельфами ( Веницианскими львами ) , а правые венеты – гиббелинами ( Генуэзкими быками ). Противостояние левых и правых традиционно сохраняется по сей день , левые несут народу мёд , а правые – молоко . Цвета левых партий всегда мажорные , а правых – минорные . В США левые оказались Ослами ( республиканцами ) , а правые – Слонами ( демократами ) .

Из общественных игр древнего Рима сохранились в христианское время и были перенесены в византийскую столицу Константинополь только игры цирка. При отсутствии политической жизни население Византии, лишенное всяких возвышенных интересов, находило в этих играх удовлетворение врожденной человеку потребности иметь какие-нибудь дорогие мнения и бороться за них с людьми, не разделявшими их. Игры ипподрома стали центром общественных интересов. Пылкое население Византии делилось на общества, которые по цвету одежды правителей колесниц на играх, назывались партиями (димами) зеленых и синих (голубых). Вначале было четыре партии ипподрома, соответствовавшие четырем цветам одежды наездников, но две менее сильные партии присоединились к двум сильнейшим: красные к зеленым, белые к синим. Когда колесницы, запряженные четырьмя лошадьми, мчались попарно длинным поездом по арене ипподрома, все население Византии, от императора и высших сановников до беднейших простолюдинов, волновалось горячею страстью; зрители кричали, ободряя наездников своего цвета.

Из столицы это деление на партии распространилось по провинциям; все население государства распадалось на партии зеленых и синих. Все вопросы, по которым делятся люди в более здоровых обществах, все религиозные и политические споры перешли в эту пошлую борьбу партий ипподрома. Она усилилась до фанатизма, до ярости, колебавшей основы государства и общества, разрывавшей все благородные связи между людьми. Как во времена Фукидида греческий народ распался на аристократическую и демократическую партии, как во времена Данте итальянцы делились на гвельфов и гибеллинов, так византийцы в VI веке делились на партии ипподрома, вражда между которыми нередко доходила до вооруженных столкновений и тайных убийств. При императоре Анастасии (491-518), когда к спорам ипподрома присоединился религиозный раздор, зелёные сдружились с монофизитами и семитским населением восточных провинций, а синие отстаивали православие и благоприятствовали интересам жителей европейских областей.

Цирковые партии в Византии

Наездник из партии синих. Римская мозаика первой половины III в. нашей эры

Страсти разгорались так сильно, что однажды во время праздника, зеленые, пришедшие с кинжалами под одеждой, бросились на синих и закололи 3.000 человек. Друзья ссорились между собою, семьи распадались из-за споров ипподрома, и даже женщины, которым редко дозволялось бывать в ипподроме, вовлекались в этот раздор. Партии попирали ногами все человеческие и божеские законы, и приверженцы той партии, которая торжествовала на играх, забывали в своем восторге все бедствия государства. Византийский двор и правительство вмешивались в эту борьбу, потому она приняла отчасти политический и церковный характер. Приверженцы той партии, которой покровительствовал император, считались сторонниками правительства и принимаемого двором церковного учения, другая партия была оппозиционной. Люди правительственной партии сидели в ипподроме на почетных местах, по правую сторону императорского трибунала – на той половине ипподрома, где находились места сенаторов, а их противники должны были сидеть на левой стороне.

Понятно, что партия, постоянно обижаемая, желала переворота, сожалела о временах Анастасия. При дворе Юстиниана состояли три племянника Анастасия: Ипатий, Помпей и Проб. Они не могли примириться с тем, что они, производившие свой род от Помпея Великого, лишены престола семейством фракийских поселян. Люди умные и осторожные, они скрывали свою досаду, принимали от императора Юстиниана высокие должности, но не отказывались от надежды низвергнуть его. Всякий переворот мог оказаться полезным для них. Обижаемая партия зеленых считала их тайными своими доброжелателями, хотя наружно они держались придворной партии. Ипатий, наиболее талантливый из них, отличался на войнах мужеством и стратегическим искусством, возбудил этим опасения в Юстиниане и был отозван из войска. Он стал жить в Константинополе, бывал при дворе, не выказывал никакого неудовольствия; но противники правительства считали его своим главою, и была уверенность, что он имеет честолюбивые замыслы. Он действительно имел их. Его жена, Мария, женщина превосходного характера, скромная, умная, очаровательная своей любезностью, старалась удерживать его от опасных мыслей, но её советы были бессильны против влияния друзей, возбуждавших Ипатия действовать смело. Кажется, что особенно сильно завлекал его в опасное предприятие двоюродный брат его, Помпей, человек очень горячего характера.

Читайте также: