Чудовищный эксперимент уэнделла джонсона кратко

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Maks Ноя 24, 2020

Нередко для доказательства своих идей ученые идут на слишком рискованные исследования, которые могут привести к трагическим последствиям. Так получилось и с работой, проведенной в 1939 году в Университете Айовы и получившей название Чудовищный эксперимент (англ. Monster study). После шокирующего психологического опыта дети-сироты из местного приюта на всю жизнь приобрели нарушения речи и больше не могли нормально общаться с окружающими.

В 1926 году в Университет Айовы поступил 20-летний Уэнделл Джонсон из штата Канзас. Молодой человек начал добросовестно изучать английский язык. При этом парень страдал заметным физическим недостатком: он сильно заикался и нередко терял дар речи. Неудивительно, что когда в университете открылось отделение логопедии, Уэнделл забросил занятия лингвистикой и с радостью начал осваивать новый предмет.

То есть причиной стало психологическое воздействие — и оно же, по мнению студента, могло помочь избавлению от недуга.

Уэнделл Джонсон окончил университет и получил направление в аспирантуру. Он и его помощники-студенты, которые тоже заикались, постоянно проводили различные эксперименты, проверяя, как можно избавиться от дефекта речи. К примеру, молодые люди неожиданно для коллег стреляли из пистолета, чтобы проверить, как испуг повлияет на способность говорить, а также делали друг другу кровопускание, применяли электрошок и проводили другие необычные эксперименты.

Две противоположные задачи

В 1939 году Джонсон и его 22-летняя аспирантка Мэри Тюдор провели эксперимент, который должен был доказать, что заикание является примером вредной привычки или так называемого выученного поведения (как курение), а значит, его можно спровоцировать у полностью здоровых детей — а потом избавить их от недуга.

Оба специалиста понимали, что их исследование нарушает общепринятые нормы морали. Поэтому в качестве подопытных были выбраны дети погибших военных из местного приюта, за которых не могли вступиться родители или опекуны.

Целью исследования было проверить поведенческую теорию возникновения дефектов речи. Перед экспериментаторами ставились две противоположные задачи: вызвать заикание у здоровых детей и избавить от него больных.

Из 256 воспитанников приюта исследователи отобрали 22 ребенка. Их разделили на четыре группы:

IA, 5 детей с нарушениями речи, которым в ходе опыта следовало внушать, что они говорят совершенно нормально;

IB, 5 сирот с нарушениями речи, которым сообщили, что они говорят плохо и нужно избавляться от заикания;

IIА, 6 детей с нормальной речью. Их убеждали, что они говорят очень плохо;

IIB, 6 детей с нормальной речью, которую экспериментаторы хвалили как блестящую.

Проблемы с общением

Уэнделл Джонсон оказался прав: манипуляции с сознанием и подсознанием действительно могут стать причинами речевых дефектов. Но психологические опыты исследователей привели к неожиданным для них и крайне негативным результатам. Некоторые здоровые дети из-за неуверенности в себе начали заикаться. При этом юные пациенты с дефектами речи, которых хвалили, от языковых затруднений отнюдь не избавились. Но главное — многие юные пациенты замкнулись в себе и стали испытывать явные проблемы в общении. Они сильно нервничали, когда им приходилось говорить, а у одной девочки даже появилась навязчивая привычка щелкать пальцами, от которой удалось избавиться только спустя десятилетия.

Прекрасно говорившая пятилетняя Норма Жан Пью уже через месяц постоянно молчала. Одиннадцатилетний Кларенс Фифер жаловался, что ему трудно говорить, потому что звуки застревают у него в горле. Отказывались общаться с преподавателями и сверстниками девятилетняя Бетти Ромп и пятнадцатилетняя Хейзел Попер.

Только через много лет после окончания эксперимента они в какой-то степени преодолели психологические трудности в контактах с другими людьми, но к полноценному общению так и не вернулись.

Покаянное письмо

Уэнделла Джонсона и Мэри Тюдор обвинили в кощунственном отношении к детям. Хотя дотошные корреспонденты выяснили, что девушка впоследствии неоднократно приезжала в приют, пыталась извиниться перед подвергшимися жестоким испытаниям юными пациентами и вернуть им уверенность в себе. Правда, безрезультатно. А 22 апреля 1940 года аспирантка написала своему научному руководителю письмо, в котором говорила о своей вине и высказывала надежду на то, что прошедшие такое испытание дети со временем все же вернутся к полноценной жизни.

Университет Айовы принес официальные извинения всем пострадавшим. Некоторые сотрудники учебного заведения пытались, однако, защитить своих коллег. В частности, доцент кафедры речевой патологии и аудиологии Патрисия Зебровски в обширной научной статье отметила, что данные, полученные в результате эксперимента, являются крупнейшим источником научной информации в области патологий речи.

Смерть за рабочим столом

Несмотря на негативные последствия эксперимента, Уэнделл Джонсон продолжал защищать свою теорию заикания. Ученый скончался в 1955 году в возрасте 59 лет от обширного инфаркта, когда сидел за рабочим столом и писал для Британской энциклопедии статью о расстройствах речи. Это эссе из 4000 слов было опубликовано посмертно — и в нем Джонсон продолжил развивать идею, которой придерживался всю сознательную жизнь: о том, что психологическое воздействие способно помочь человеку побороть речевые дефекты.

В настоящее время в США существует несколько ассоциаций, объединяющих действующих логопедов. Часть из них запрещают проводить эксперименты над детьми — но эти ограничения носят лишь рекомендательный характер. Известно, что в ряде случаев именно воздействие на сознание и подсознание избавляло юных пациентов от дефектов речи.

В 2006 году шестеро пострадавших участников Чудовищного эксперимента подали иск, требуя от штата Айова материальной компенсации (на общую сумму 13,5 миллиона долларов) за получение психической травмы. Суд, состоявшийся 17 августа 2007 года, постановил выплатить пятерым из них по 180 тысяч долларов и еще одному — 25 тысяч долларов.

Чудовищный

Уэнделл Джонсон: биография и деятельность

Уэнделл Джонсон родился 16 апреля 1906 года в американском городке Роксбурри, штат Канзас. Он был специалистом по расстройствам речи (логопедии).

В 1926 году Джонсон поступил в Университет Айовы, чтобы изучать английский язык. Известно, что он и сам страдал расстройством речи, которое проявлялось, когда он волновался. Поэтому он преимущественно молчал, что, впрочем, не помешало ему стать популярным: неспособность к устному самовыражению побудила его развивать свои писательские способности.

Логопедия как наука в то время только зарождалась, и Джонсон с радостью присоединился к многочисленным исследованиям. По его собственным словам, он изучал расстройства речи, потому что ему самому это было нужно.

Предпосылки исследования

Сейчас трудно сказать, действительно ли учитель заметил признаки начинающегося заикания, которое еще не осознавал ребенок, или же он высказал ошибочное мнение, которое и спровоцировало болезнь. Сам же Джонсон считал этот эпизод ключевым в истории болезни и был уверен, что если бы не учитель, он говорил бы правильно. Эта мысль не отпускала его и побуждала к новым исследованиям.

Заикание, его причины и лечение

Заикание, логоневроз или нарушение беглости речи — это заболевание, известное человечеству с древнейших времен. Им страдали как простые люди, так и коронованные особы. Истинные причины заикания до сих пор выявляются учеными, а для лечения использовались различные методы в разные времена: от заговоров знахаря до медикаментозного лечения. В настоящий момент для лечения заикания применяется индивидуально подобранная психокоррекция, включающая в себя различные развивающие упражнения.

К косвенным причинам, в комплексе способствующим возникновению заикания, относят:

  • наследственность;
  • неврологические заболевания у родителей;
  • аномально протекающее внутриутробное развитие;
  • родовые травмы;
  • перенесенные в раннем детстве тяжелые инфекционные заболевания;
  • сильный стресс у ребенка;
  • ранние детские травмы;
  • неправильное формирование речи;
  • психологические особенности ребенка.
  • подражание другим заикающимся.

В настоящее время различают две формы заикания: неврозоподобную и невротическую.

В первом случае ребенок начинает говорить поздно, плохо и мало, присутствует выраженный неврологический дефект, нарушена подвижность речевого аппарата и в связи с этим осложнена артикуляция. На ЭЭГ таких детей обычно выявляется патологическое или пограничное функционирование головного мозга. Возможны вторичные невротические реакции, но течение самого заболевания от них не зависит.

Во втором случае ребенок развивается нормально, может начать говорить рано и делает это хорошо. Однако под воздействием стресса — длительного либо сильного кратковременного — он начинает испытывать проблемы с речью. В спокойной обстановке ребенок может говорить нормально, но в присутствии других людей начинает заикаться или не может сказать ни слова. У него появляется логофобия — страх говорить, формируется избегающее поведение.

В настоящее время учеными установлено, что на возникновение заикания влияет повышение тонуса коры и возникновение судорожной готовности в двигательных центрах головного мозга, в частности, в центре Брока. Этот участок мозга отвечает за согласованность действий речевого аппарата.

Ход эксперимента, выборка, методы, этичность

Экспериментатор знал, что опыт, который он хочет провести, нарушает все этические нормы. Он боялся, что опыт могут ассоциировать с исследованиями нацистов. По этой причине он никогда не публиковал результаты исследования, а в качестве подопытных использовал сирот — детей погибших военных из детского дома в Давенпорте. Чтобы получить разрешение на эксперимент, Джонсон заявил, что дети просто пройдут речевую терапию. В выборку входили 10 детей, реально имеющих проблемы с речью, остальные были совершенно обычными, здоровыми детьми, без каких-либо нарушений.

Целью исследования было проверить поведенческую теорию возникновения заикания.

Задач было всего две:

  1. Вызвать заикание у здоровых детей;
  2. По возможности вызвать улучшения у детей с нарушениями речи путем положительной оценки их речевых способностей.

Перед началом эксперимента у всех детей был проверен IQ (он оказался удовлетворительным) и выявлена ведущая рука. В начале XX века существовала теория о нарушении нервных импульсов, если ребенок вынужден пользоваться не ведущей рукой, которое приводит к нарушениям речи. Большинство детей были праворукими, однако присутствовало и некоторое количество левшей. По крайней мере один из них присутствовал в каждой экспериментальной группе. Мария Тюдор сразу же проверила теорию связи ведущей руки и заикания, и она была опровергнута: никакой связи не было. Это было неплохое начало.

Затем все 22 подопытных были разделены на 4 группы, получившие следующую маркировку:

В результате многие дети из группы действительно стали меньше говорить. Самые сознательные из них свели речь к минимуму. Многие сильно нервничали. Так, у одной из испытуемых появились навязчивые движения: она начала щелкать пальцами. Все дети из экспериментальной группы стали бояться говорить.

Тем не менее, все дети из экспериментальной группы стали вести себя как заики. Они боялись говорить и испытывали сильные трудности в общении, хотя их речь была нормальной или незначительно отличалась от речи здоровых детей. У детей с заиканием, которым говорили, что их речь нормальна, также не было выявлено значительных улучшений.

Последствия эксперимента

Джонсон горячо верил в поведенческую теорию возникновения заикания. Хотя его эксперимент провалился, он продолжал продвигать ее, свято веря в ее истинность. Он не опубликовал результаты исследования, однако часто ссылался на них. И с 50-х по 80-е годы XX века вся помощь заикающимся детям строилась на этой теории.

Специалисты-логопеды боялись проводить терапию заикания с больными детьми, чтобы не ухудшить их состояние. Они преимущественно работали с родителями, стараясь повлиять на их отношение к заиканию ребенка, чтобы снизить тревожность. В некоторых случаях это давало эффект, в других — нет. Увы, теория Джонсона не учитывала органических причин заикания и не могла помочь детям с клинической или неврозоподобной формой заикания.

Последствия эксперимента остались с подопытными из группы IIA на всю жизнь: они вели себя и чувствовали себя как заики, хотя говорили совершенно нормально. У них навсегда остался страх говорить. Из 6 ребят экспериментальной группы лишь трое дожили до взрослого возраста. Они подали многомиллионный иск в суд на Университет Айовы за тот страшный эксперимент, что сломал им жизнь.

Что же произошло с самим Уэнделлом Джонсоном? Он продолжал защищать свою поведенческую теорию заикания до конца своих дней и умер в 59 лет от обширного инфаркта, когда сидел за рабочим столом и писал статью для Британской энциклопедии о расстройствах речи. Это эссе из 4000 слов было опубликовано посмертно. И в нем он продолжает защищать идею, которой придерживался всю жизнь:

Сначала Джонсона привлекали лингвистические науки. Он приехал в университет Айовы, чтобы изучать там английский язык. Однако молодой человек стра дал речевыми отклонениями – он не только заикался, но даже терял дар речи. Этот недуг он пытался компенсировать увлечением литературой. Джонсон вскоре заинтересовался исследованиями по изучению речевых патологий, что заставило его переключиться с англи йского на психологию.


Университет Айовы // From Flickr by Gage Skidmore

История заикания Джонсона началась в возрасте 5-6 лет. Тогда мальчик довольно хорошо разговаривал. Однажды от своей учительницы Джонсон узнал о том, что у него имеются признаки заикания. С тех пор ребёнок начал страдать речевыми отклонениями. Став взрослым, Уэнделл понял, что причина его расстройства заключается не в мозге и что заикание может быть спровоцировано оценочными суждениями. Для того, чтобы доказать эту точку зрения, учёному было необходимо провести такой эксперимент, который вызвал бы заикание.

Для проведения эксперимента Уэнделл нуждался в помощнике. Им стала 22-летняя аспирантка Джонсона Мэри Тюдор. Учёный предложил провести эксперимент в детском доме в Дэвенпорте, с которым университет Айовы сотрудничал в течение долгого времени. В январе 1939 г. Тюдор приехала в детский дом и собрала группу из 22 детей. Испытуемые не знали об истинной цели эксперимента, им лишь говорили, что они будут проходить речевую терапию.

Десять ребят уже имели заикание. Это замечали преподаватели ещё до начала эксперимента. Группа детей, страдающих заиканием, была разделена на две подгруппы: экспериментальная и контрольная. Детям в экспериментальной группе говорили, что их речь прекрасна и они не страдают заиканием, а в контрольной группе – что их речь так плоха, как им об этом говорят окружающие. Остальные 12 испытуемых были выбраны случайным образом из числа детей, не имеющих проблем с речью. Шестеро были так же отнесены к экспериментальной группе. Им внушали, что они начинают заикаться и им нужно немедленно перестать говорить. Вторая половина детей составляла контрольную группу. Этим детям говорили, что никаких дефектов в их речи нет.


Ребёнок рисует // From Flickr by Pioneer Library System

В свой первый приезд Мэри Тюдор проверила уровень IQ у детей и ведущую руку. В то время теория утверждала, что заикание связано со спутанностью мозговой активности. Джонсон был уверен в неправильности этой теории. Он попросил Тюдор проверить ведущую руку каждого участника эксперимента. Исследовательница просила каждого из них рисовать на доске и сжимать грушу динамометра. В итоге было выявлено, что большинство детей правши, тем не менее, в каждой группе находились левши. Корреляционных связей между заиканием и ведущей рукой найдено не было. Это было благоприятным началом эксперимента.

Характеристика индивидуального психомоторного развития, возникает из-за неодинакового развития моторных навыков у левой и правой руки. Человека, который в большей степени владеет правой рукой, называют правшой, а того, кто чаще использует левую руку — левшой.


Ребята из детского дома. XX век // From Flickr by Goulburn Mulwaree Library

В результате проведенного эксперимента многие дети, не испытывавшие ранее проблем в общении, получили дефекты речи. Симптомы заикания сохранялись на протяжении всей их дальнейшей жизни.


Здание федерального суда в штате Айова // From Flickr by Tony Webster

Эксперимент долгое время скрывали от общественности. Его огласка обязательно привлекла бы к себе внимание критически настроенных учёных, что неминуемо сказалось бы на репутации Уэнделла Джонсона. К сожалению, этот печальный опыт не помешал проводить подобного рода эксперименты над заключёнными концлагерей в нацистской Германии.

Лишь в 2001 г. подробности проведённого в университете исследования описала одна из калифорнийских газет, ссылаясь на воспоминания одного из его участников. После этого университет штата Айова официально принёс свои извинения.

Этим дело не закончилось. В 2003 г. шесть человек подали иск, требуя материальной компенсации, так как в результате поставленных над ними экспериментов их психика очень сильно пострадала. Генеральный прокурор штата Айова постановил выплатить истцам $900 тыс. и еще одному $25 тыс. На данный момент неизвестно, получили ли на самом деле истцы эти деньги. Стоит отметить, что сама Мария Тюдор не была равнодушна к детям. После завершения эксперимента она несколько раз приезжала в детский дом и помогала ухаживать за детьми.


From Flickr by Caobhin

В современном обществе мы часто становимся свидетелями неправильного отношения родителей к своим детям: они ругают и оскорбляют их. Неудивительно, что из маленьких детей вырастают люди со сломанной психикой и отклонениями в развитии. Данный эксперимент помогает понять: всё то, что мы говорим нашим детям, тем более, если мы говорим это часто, со временем найдёт своё отражение в их внутреннем мире и становлении их личности. Поэтому мы должны следить за тем, как мы с ними общаемся, какую самооценку формируем, какие ценности прививаем. Только здоровое воспитание может сделать наших детей адекватными людьми, способными стать частью здорового общества.

Источник:

Обложка статьи: Испуганный ребёнок // From Flickr by susanbellphotography.

Что известно о Уэнделле Джонсоне?

Уэнделл Джонсон родился 16 апреля 1906 года в небольшом городке Роксбурри в штате Канзас. В 20 лет поступил в Университет Айовы, где специализировался на расстройствах речи (логопедии). В то время логопедия как отрасль науки только начинала развиваться, поэтому для исследователей оставалось широкое поле деятельности.

Как правило, люди, которые приходят к изучению психологии, психиатрии и иных смежных областей, хотят в первую очередь решить свои собственные проблемы, лежащие в плоскости изучаемой ими дисциплины. То же самое можно сказать о Джонсоне: известно, что американец страдал расстройством речи, проявлявшимся в моменты сильных переживаний. Именно это побудило его заниматься логопедией.

Предпосылки эксперимента

В то время среди психиатров бытовало мнение, что причины речевых расстройств, таких как, например, заикание, обусловлены генетическим сбоем или органическими причинами. Таким образом, считалось, что заикание было буквально приговором: если ребенок заикается в детстве, он будет заикаться всю жизнь. Однако Джонсон был не согласен с данной гипотезой и проводил многочисленные исследования с целью доказать экзогенную природу данного отклонения. Он полагал, что расстройства речи при отсутствии иных психических отклонений являются своего рода выученным поведением, привычкой, которую можно искоренить.

В своих предположениях Джонсон основывался на личном опыте: он сам начал заикаться после конкретного случая в его детстве, который он считал отправной точкой развития отклонения. Однажды он услышал, как школьный учитель сказал родителям мальчика, что тот, кажется, начинает заикаться, причем в действительности Джонсон не испытывал никаких затруднений в речи. После этого он начал болезненно фиксировать внимание на своей речи, что в конечном счете привело к реальному заиканию.

Сейчас сложно сказать, стал ли тот диалог причиной развития заикания или же учитель действительно заметил признаки зарождающегося отклонения. Но наверняка известно одно: Джонсон был уверен в том, что его заикание стало следствием его сверхсильной концентрации на работе речевого аппарата, которое в свою очередь было вызвано услышанными им словами учителя.

Заикание: причины и лечение

На сегодняшний день достоверно не известны причины развития этого дефекта. История гласит, что от заикания страдали как простые люди, так и коронованные особы, а лечить их пытались всеми методами, какие только возможны: начиная от употребления лекарств и заканчивая заговорами и молитвами. Современная логопедия предлагает множество психокорректирующих упражнений для устранения проблем с речью.

Среди косвенных причин, которые могут повлиять на возникновение заикания отмечаются: наследственность, неврологические заболевания у родителей, перенесенные в детстве тяжелые инфекционные заболевания, ранние психологические травмы и т.п.


Уэнделл Джонсон и Мэри Тюдор

Чудовищный эксперимент

Джонсон отдавал себе отчет в том, что задуманное им исследование нарушает все мыслимые этические нормы, и боялся, что его будут ассоциировать с экспериментами, которые проводили нацисты. Именно поэтому он никогда не предавал огласке результаты своего опыта, а в качестве испытуемых использовал детей, оставшихся без попечения родителей.

Чтобы получить разрешение на проведение исследования, Джонсон солгал, что подвергнет детей речевой терапии — и не более. В его выборку вошли десять детей с реальными отклонениями в речи, остальные испытуемые были совершенно здоровы. А задачи экспериментатор ставил перед собой максимально простые: вызвать отклонения у здоровых детей и добиться улучшений у больных.

В ходе первого этапа чудовищного эксперимента у детей проверили уровень IQ, который Джонсон счел удовлетворительным, и выявили ведущую руку. Большинство детей были правшами, но встречались и левши. С этим связано первое открытие, полученное в результате эксперимента – Мэри Тюдор опровергла теорию о влиянии использования неведущей руки на развитие заикания в детстве.

После этого 22 ребенка были разделены на четыре группы по следующему принципу:

  • Дети с нарушениями речи, которым в ходе эксперимента внушали, что они разговаривают отлично.
  • Дети с нарушениями, которым говорили, что они разговаривают плохо и это нужно исправлять.
  • Дети с нормальной речью, которым внушали, что они разговаривают плохо.
  • Дети с нормальной речью, которым говорили, что они разговаривают отлично.

Опыт продолжался с января по май 1939 года. За это время было проведено множество встреч с детьми, в ходе которых они получали указанные выше установки. Например, детям из третьей группы девушка говорила следующее: мы обнаружили, что у вас все признаки заикания и имеются отклонения от норм речи, вы должны приложить усилия, чтобы искоренить эти дефекты. А если вы не уверены, что можете говорить хорошо, лучше не делайте этого вовсе.

В конечном итоге гипотеза Джонсона о том, что болезнь является следствием поставленного диагноза, а не наоборот, потерпела фиаско: двое детей из третьей группы стали говорить еще лучше, чем до эксперимента, у двоих беглость речи осталась на том же уровне, и лишь у оставшихся двух ребят показатели беглости снизились — и то незначительно.

При этом психоэмоциональное состояние всех подопытных из третьей группы значительно ухудшилось. Они стали бояться говорить и стремились избегать социальных контактов, хотя их речь ничем не отличалась от речи нормальных детей. Значительных улучшений у подопытных с дефектами речи также выявлено не было: их речь оставалась примерно на том же уровне, что и до эксперимента, хотя значительно повысилась уверенность в себе.

Последствия

Джонсон продолжал продвигать свою гипотезу. Хотя он и не опубликовал результаты проведенного им в 1939 году опыта, но продолжал ссылаться на них, и в последующем его теория была положена в основу всей логопедической науки. С 50-х по 80-е годы прошлого столетия помощь людям с дефектами речи строилась именно на бездоказательных утверждениях чудовищного экспериментатора.

В этот период специалисты стремились работать не с детьми, у которых было выявлено заикание, а с их родителями, утверждая, что наиболее действенная коррекция возможна лишь за счет формирования правильных психологических установок значимыми в жизни ребенка взрослыми. В ряде случаев такая методика давала положительные результаты, но далеко не во всех. Джонсон отвергал органическую природу заболевания, чем подрывал основы логопедии и создавал полностью антинаучное убеждение об экзогенной природе заболевания.

Если же говорить о подопытных, то для них последствия оказались весьма плачевными. Всего за несколько месяцев, на протяжении которых проводился эксперимент, Мэри Тюдор и Джонсону удалось сформировать в психике совершенно здоровых детей страх перед всякой коммуникацией, что повлекло развитие глубокой психологической травмы, оставшейся с этими людьми на всю жизнь.

Читайте также: