Чрезвычайное законодательство периода первой мировой войны кратко

Обновлено: 27.02.2024

Анализ особенностей чрезвычайного законодательства и правоприменения в военных условиях в Российской империи накануне Первой мировой войны. Изменения в государственном строе в ходе февральской революции, правовая политика Временного правительства.

Рубрика Государство и право
Предмет История государства и права
Вид контрольная работа
Язык русский
Прислал(а) Incognito
Дата добавления 10.10.2015
Размер файла 44,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Особенности деятельности органов государственного управления в период войны: чрезвычайное законодательство (1914-1917 гг.). Изменения в государственном строе в ходе февральской революции, правовая политика Временного правительства. Создание нового права.

презентация [7,0 M], добавлен 23.02.2014

Общие предпосылки формирования новой системы организации государственной власти накануне Первой мировой войны. Анализ государственного управления России в период временного правительства. Развитие реформирования России. Реформирование в настоящее время.

курсовая работа [65,5 K], добавлен 23.01.2014

Изменение в государственном аппарате России в годы Первой мировой войны. Влияние развития капиталистических отношений на слои населения. Развитие гражданского права в Российском государстве (1917-2001 гг.) Новый процессуальный порядок рассмотрения дел.

реферат [25,7 K], добавлен 21.02.2012

Оценка периода развития и изменения государства и права России с марта по октябрь 1917 года. Государственный аппарат, созданный Февральской революцией, итоги его деятельности. Проблемы управления российским государством после Февральской революции.

курсовая работа [62,5 K], добавлен 22.02.2012

Россия в предвоенные годы. Общественный строй в годы Первой мировой войны. Государственный аппарат, общественные организации. Расширение прав губернаторов и военных властей в местном самоуправлении. Административное и финансовое законодательство.

19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии.

В июле 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.

Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Сложившаяся ситуация определила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д.

Учреждалась военная цензура, устанавливался перечень сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.

В годы войны в составе правительства происходили частные смены как отдельных министров, так и председателя Совета министров.

В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов как новых форм управления промышленностью и финансами.

В августе 1915г. правительством было принято Положение о военно-промышленных комитетах. Согласно этому акту целью создания комитетов являлось оказание содействия правительственным учреждениям в снабжении армии и флота снаряжением и довольствием. В функции военно-промышленных комитетов входили: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли, нормирование цен на сырье и др.

К концу 1916г. было образовано более 200 областных и местных военно-промышленных комитетов, во главе которых стоял Центральный военно-промышленный комитет. В состав Центрального военно-промышленного комитета входили представители Совета торговли и промышленности, Всероссийских союзов, городских дум Москвы и Петрограда, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи. В состав местных комитетов входили президиум, бюро и отделы.

В состав Особого совещания по обороне входили: председатели Государственного совета и Государственной думы, по 9 членов от Государственного совета и Государственной думы, по одному представителю от министерств, представители Центрального военно-промышленного комитета, представители всероссийских земского и городского союзов. Председателем Особого совещания по обороне был военный министр.

Местными органами Особых совещаний были их комиссии и уполномоченные.

Летом 1914г. прошли съезды представителей земств и городов, создавшие Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз.

Всероссийский земский союз объединил земские учреждения более чем 40 губерний. Возглавлял Союз съезд уполномоченных земств. В перерыве между съездами действовал главный комитет во главе с главноуполномоченным. В 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза.

Всероссийский городской союз состоял из съезда уполномоченных, главного комитета, городских и фронтовых комитетов.

Осенью 1916т. городской и земский союзы создали Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор). Основными задачами этого органа были: оказание помощи раненым, распределение заказов, снабжение фронта медикаментами, продовольствием и снаряжением.

Дело рассматривалось в течение двух суток, без предварительного расследо­вания, в закрытом заседании. Приговор вступал в силу немедленно и приводился в исполнение в течение суток.

По приговорам военно-полевых судов в 1906-1907 годах. было казнено 1102 человека. Кроме того, без суда и следствия в 1905-1906 годах по распоряжению генерал-губернаторов во время карательных экспедиций было расстре­ляно 1172 человека. Каратели, кроме того, применяли массовую порку участников беспорядков, забивая людей до смерти.

Особенно много смертных приговоров было вынесено после подавления первой русской революции, в годы реакции. Указ о военно-полевых судах не был утвержден Думой и перестал действовать в 1907 году. Но после их упразднения продолжали использоваться военно-окружные суды, которые мало чем отличались от военно-полевых. По официальным данным, за 1906-1909 годы военно-окружными судами было приговорено к смертной казни 6193 человека, а всего царскими судами в 1907-1909 годах. было осуждено по политическим делам более 26 тыс. человек. К каторжным работам в 1906-1911 годы приго­ворили 66 638 человек. За эти же годы 32 891 человек под­верглись административной высылке.

Используя чрезвычайное законодательство, правительство крайне ограничило объявленные Манифестом 17 октября права и свободы. В нарушение рабочего законодательства предприниматели снижали заработную плату, рабочий день повсеместно удлиняли до 10-12 часов, а в ряде отраслей - до 15 часов.

Временные правила о печати[61] провозглашали отмену общей и духовной цензуры. Но значение этой прогрессивной меры существенно снижалось введени­ем целого ряда требований и условий, при наличии и соблюдении кото­рых могло быть выдано разрешение на издание печатного органа. Так, следовало сообщать администрации о цели издания, о его программе. Местные власти могли наложить запрет на издание и возбудить уголовное дело против издателей, редакторов и ав­торов.

Уже в 1906 - начале 1907 года началось массовое преследование де­мократической печати: - запрещались издания, накладывались штрафы, воз­буждались судебные дела. Всего за 1906-1911 годы были закрыты 978 газет и журналов. За 1907-1910 годы. аресту подверглись 1236 книжных публикаций. Наиболее жёсткие ограничения вводились на территориях, объявленных на чрезвычайном или военном положении.




Проект устава общества или союза должен был представляться на утверждение административным властям. В случае если усматривалось, что деятельность общества или союза отклонилась от устава, общества или союзы могли быть запрещены.

В ходе и после революции профсоюзные организации подвергались пресле­дованиям. Многие из них были закрыты. Закрывались и другие ле­гальные рабочие организации - культурно-просветательские и т.п. Все­го с 1906 по 1910 год было закрыто около 500 профсоюзов.

Однако, несмотря на все преследования, запреты, значительное сокра­щение прав и свобод, завоеванных народом в годы первой русской революции, полностью их отменить самодержавный режим не смог.

Общая часть содержала 72 статьи, в которых давались более четкие опре­деления понятия преступления, оснований наступления уголовной от­ветственности, форм вины, видов соучастия, стадий совершения престу­пления и других общих положений уголовного законодательства.

На содержа­ние Общей части оказали влияние основные прин­ципы буржуазного уголовного права. Впервые определялось пространство действия закона - вся территория Российской империи. Закон одинаково распрост­ранялся на всех пребывающих на ней лиц.

Субъектом преступления признавалось вменяемое физи­ческое лицо, достигшее десятилетнего возраста.

Субъективная сторона выражалась в совершении преступ­ления умышленно либо по неосторожности.

Приготовление и покушение на преступление подлежали наказанию в случаях, установленных законом (в основном, это относилось к тяжким пре­ступлениям). Добровольный отказ от преступления устранял применение наказания.

Соучастниками признавались лица, действующие заведо­мо сообща или согласившиеся на совершение деяния, учинённого несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя, подстрекателя и пособника.

Уложению 1903 года были присущи две тенденции, свойственные развитию всего уголовного права России в начале ХХ века.

Первой из них являлось изменение уголов­ного законодательства в соответствии с принципами буржуазного уго­ловного права. Это проявлялось в формальном определении понятия преступления (как дея­ния, воспрещенного во время его учинения законом под страхом на­казания), в стремлении ограничить казуальность, в более четком определении оснований наступления уголовной ответственности и т.п.

- большая соразмерность (по сравнению с прежними актами) уголовных наказаний тяжести содеянного;

- возможность для судебных органов при определении меры наказания учитывать обстоятельства совершения преступления и уменьшать или увеличивать меру наказания;

- более точно определенные санкции.

Сложная система наказаний, характерная для Уложения 1845 года и сохраненная в редакции 1885 года, была упрощена. Все наказания делились на: главные, дополнительные и заменяющие.

К дополнительным наказаниям относились: лишение всех или особенных прав со­стояния, звания, титулов, семейных прав, права на участие в выборах, права заниматься определенной деятельностью, по­мещение в работный дом, конфискация имущества.

Заменяющими наказаниями являлись: принудительное лечение, опека.

Дело рассматривалось в течение двух суток, без предварительного расследо­вания, в закрытом заседании. Приговор вступал в силу немедленно и приводился в исполнение в течение суток.

По приговорам военно-полевых судов в 1906-1907 годах. было казнено 1102 человека. Кроме того, без суда и следствия в 1905-1906 годах по распоряжению генерал-губернаторов во время карательных экспедиций было расстре­ляно 1172 человека. Каратели, кроме того, применяли массовую порку участников беспорядков, забивая людей до смерти.

Особенно много смертных приговоров было вынесено после подавления первой русской революции, в годы реакции. Указ о военно-полевых судах не был утвержден Думой и перестал действовать в 1907 году. Но после их упразднения продолжали использоваться военно-окружные суды, которые мало чем отличались от военно-полевых. По официальным данным, за 1906-1909 годы военно-окружными судами было приговорено к смертной казни 6193 человека, а всего царскими судами в 1907-1909 годах. было осуждено по политическим делам более 26 тыс. человек. К каторжным работам в 1906-1911 годы приго­ворили 66 638 человек. За эти же годы 32 891 человек под­верглись административной высылке.

Используя чрезвычайное законодательство, правительство крайне ограничило объявленные Манифестом 17 октября права и свободы. В нарушение рабочего законодательства предприниматели снижали заработную плату, рабочий день повсеместно удлиняли до 10-12 часов, а в ряде отраслей - до 15 часов.

Временные правила о печати[61] провозглашали отмену общей и духовной цензуры. Но значение этой прогрессивной меры существенно снижалось введени­ем целого ряда требований и условий, при наличии и соблюдении кото­рых могло быть выдано разрешение на издание печатного органа. Так, следовало сообщать администрации о цели издания, о его программе. Местные власти могли наложить запрет на издание и возбудить уголовное дело против издателей, редакторов и ав­торов.

Уже в 1906 - начале 1907 года началось массовое преследование де­мократической печати: - запрещались издания, накладывались штрафы, воз­буждались судебные дела. Всего за 1906-1911 годы были закрыты 978 газет и журналов. За 1907-1910 годы. аресту подверглись 1236 книжных публикаций. Наиболее жёсткие ограничения вводились на территориях, объявленных на чрезвычайном или военном положении.

Проект устава общества или союза должен был представляться на утверждение административным властям. В случае если усматривалось, что деятельность общества или союза отклонилась от устава, общества или союзы могли быть запрещены.

В ходе и после революции профсоюзные организации подвергались пресле­дованиям. Многие из них были закрыты. Закрывались и другие ле­гальные рабочие организации - культурно-просветательские и т.п. Все­го с 1906 по 1910 год было закрыто около 500 профсоюзов.

Однако, несмотря на все преследования, запреты, значительное сокра­щение прав и свобод, завоеванных народом в годы первой русской революции, полностью их отменить самодержавный режим не смог.

Общая часть содержала 72 статьи, в которых давались более четкие опре­деления понятия преступления, оснований наступления уголовной от­ветственности, форм вины, видов соучастия, стадий совершения престу­пления и других общих положений уголовного законодательства.

На содержа­ние Общей части оказали влияние основные прин­ципы буржуазного уголовного права. Впервые определялось пространство действия закона - вся территория Российской империи. Закон одинаково распрост­ранялся на всех пребывающих на ней лиц.

Субъектом преступления признавалось вменяемое физи­ческое лицо, достигшее десятилетнего возраста.

Субъективная сторона выражалась в совершении преступ­ления умышленно либо по неосторожности.

Приготовление и покушение на преступление подлежали наказанию в случаях, установленных законом (в основном, это относилось к тяжким пре­ступлениям). Добровольный отказ от преступления устранял применение наказания.

Соучастниками признавались лица, действующие заведо­мо сообща или согласившиеся на совершение деяния, учинённого несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя, подстрекателя и пособника.

Уложению 1903 года были присущи две тенденции, свойственные развитию всего уголовного права России в начале ХХ века.

Первой из них являлось изменение уголов­ного законодательства в соответствии с принципами буржуазного уго­ловного права. Это проявлялось в формальном определении понятия преступления (как дея­ния, воспрещенного во время его учинения законом под страхом на­казания), в стремлении ограничить казуальность, в более четком определении оснований наступления уголовной ответственности и т.п.

- большая соразмерность (по сравнению с прежними актами) уголовных наказаний тяжести содеянного;

- возможность для судебных органов при определении меры наказания учитывать обстоятельства совершения преступления и уменьшать или увеличивать меру наказания;

- более точно определенные санкции.

Сложная система наказаний, характерная для Уложения 1845 года и сохраненная в редакции 1885 года, была упрощена. Все наказания делились на: главные, дополнительные и заменяющие.

К дополнительным наказаниям относились: лишение всех или особенных прав со­стояния, звания, титулов, семейных прав, права на участие в выборах, права заниматься определенной деятельностью, по­мещение в работный дом, конфискация имущества.

1. Изменения в государственном аппарате в период Первой мировой войны (1914— 1917 гг.).

2. Чрезвычайное законодательство периода первой мировой войны 15

Список использованных источников 22

Выдержка из текста

Целью данной работы является рассмотрение чрезвычайного законодательство периода первой мировой войны.

    изучение изменения в государственном аппарате в период Первой мировой войны (1914— 1917 гг.).

  • анализ чрезвычайного законодательство периода первой мировой войны.

Теоретической базой работы стали исследования Дорской А.А., Дякина В.С. Ежова М.В., Ежовой Г.В. Исаева И.А. Коковцова В.Н. Кузнецова И.Н. Толстой А.И., Щербаковой Е.С. многих других отечественных ученых

Список использованной литературы

1. Дорская А.А. Международно-правовые последствия первой мировой войны // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. — 2014. — № 2. — С. 23-30.

2. Дякин В.С. Русская буржуазия и царизм в годы Первой мировой войны (1914— 1917).

3. Ежов М.В., Ежова Г.В. История государственного управления и государственной службы России. Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004.

4. Исаев И.А. История государства и права России. — М.: Проспект, 2015. — 336 с.

5. История государства и права России / Под общ. ред. В.Е. Рубаника. — М.: Юрайт, 2014. — 876 с.

6. Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1903-1919 гг. — Минск: Х арвест, 2009, с. 269.

7. Кузнецов И.Н. История государства и права России. — М.: Дашков и Ко, 2013. — 696 с.

8. Палеолог М. Царская Россия накануне революции, М.: Международные отношения, 1991.

10. Толстая А.И., Щербакова Е.С. История государства и права России. — М: РГСУ, 2013. — 454 с.

В процессе новых политических преобразований Российской Федерации продолжаются дискуссии о путях развития правоохранительной системы страны как совокупности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, осуществляющих в соответствии со своей компетенцией и задачами правоохранительную, правозащитную и правообеспечительную деятельность, направленную на укрепление российского государства и общества, а также комплекс государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защиту общественных отношений от противоправных посягательств [7, с.128].

Правоохранительная система является производной от правовой системы. Однако нельзя сводить правоохранительную систему только к охранительной функции правовой системы. В структурном и функциональном аспектах правоохранительная система предстает как органическая составляющая всех без исключения элементов правовой системы, потому что позитивное регулирование всегда предполагает правоохрану и немыслимо без нее.

В период Первой мировой войны главной задачей правоохранительной системы Российской империи являлось регулирование всех сфер общественных отношений. Более того, правоохранительная система сама по себе являлась одним из самых мощных инструментов такого регулирования, призванная защищать порядок в обществе и в стране в целом.

В самом начале войны руководство страны, координируя действия правоохранительной системы, столкнулось с рядом проблем, среди которых: слабая организация правоохранительных органов, неэффективность применяемых правовых норм и правовых явлений. Несмотря на то, что для их решения было приложено много усилий, но разрешить их централизовано так и не получилось. Это привело к усилению самостоятельности правоохранительных органов и полному переходу основной власти под контроль местных руководителей - градоначальников и губернаторов. В результате такой автономизации к началу 1917 года правоохранительная система как единое целое перестала существовать. Только чуть более половины правоохранительных органов до Февральской революции продолжали выполнять поставленные перед ними задачи [5, с.40]. При этом Департамент полиции всячески пытался координировать и направлять борьбу с противогосударственными выступлениями. Он сообщал на места о росте революционной активности, ставил задачи по усилению агентурного наблюдения за населением или партией, а также давал распоряжения по деятельности местных органов полиции в различных экстремальных ситуациях. Однако в Департаменте полиции господствовало мнение, что революционное движение будет представлять угрозу существующему строю только по окончанию войны. Департамент считал, что у правительства есть время для подготовки к данному всплеску недовольства. В итоге был усилен лишь контроль за революционными партиями и их лидерами. Однако в этом политическая полиция вела успешную работу. Здесь будет актуальным утверждение о том, что Департамент полиции в целом был информирован о деятельности революционных партий в России и за рубежом.

Несмотря на то, что в период первой мировой войны все правоохранительные органы вели серьезную, правда не всегда успешную работу по предупреждению революционных действий, февральская революция явилась для них полной неожиданностью. В правительстве сохранялось спокойное настроение вплоть до самого начала революции. Это свидетельствуют о том, что полиция, которая должна была обладать самой достоверной информацией о положении дел в стране и в течении многих лет отвечающая за спокойствие Империи, в 1917 году не имела представления о надвигающейся революции.

В результате событий 1905-1906 годов и изменения в устройстве государства правительство убедилось в необходимости проведения реформ всех правоохранительных органов. Служба в правоохранительных органах Российской империи в 1914-1917 годах не имела четкой законодательной регламентации и единого образца. Так, например, полиция делилась в зависимости от направлений на несколько видов (политическую и общую, внутреннюю и наружную, пешую и конную, уездную и городскую и др.). Реорганизация законодательства и укрепление правоохранительных органов требовалось и в результате проведения аграрной реформы, в результате которой произошёл распад крестьянской общины и ослабление внутреннего социального контроля.

Одной из назревших проблем правоохранительной системы в данный период было повышение квалификации её сотрудников. В условиях социальной напряженности непрофессиональные действия служащих правоохранительных органов становились причиной массовых эксцессов и приводили к снижению их авторитета. Поэтому много раз поднимался вопрос о необходимости специального образования служащих правоохранительных органов. Многие из них поступали на службу из армии, а также из других ведомств и плохо себе представляли себе специфику службы в органах правоохранительной системы.

Постоянно меняющаяся политическая и социально-экономическая обстановка в Российской империи требовала от правительства страны реформирования всей правоохранительной системы, приспосабливала её к новым условиям и заставляла правительство находить пути усиления правоохранительных органов.

Укрепление правоохранительной системы правительство страны видело в централизации всех правоохранительных органов, а также в усилении их роли в борьбе с революционными действиями.

К началу ХХ века правоохранительная служба в Российской империи характеризовалась множеством регламентирующих нормативных актов, в основном ведомственных и во многом устаревших ещё к концу ХIХ века. Одной из главных проблем являлась необходимость осуществления кодификации правоохранительного законодательства.

Начиная с 1906 года в Российской империи почти постоянно работали комиссии по переустройству правоохранительных органов. После вступления Российской империи в первую мировую войну стала осуществляться перестройка государственного аппарата, в первую очередь его военных, правоохранительных и хозяйственных направлений.

Первая мировая война вызвала необходимость расширения законодательства в части компетенции генерал- губернаторов и органов военного управления. С объявлением мобилизации вступило в действие Положение о полевом управлении войск. Кроме того, продолжали действовать Правила о местностях, объявляемых состоящими на военном положении, утвержденные в 1892 г.

Роль правоохранительных органов в период военного положения в основном заключалась в поддержании общественного порядка административно-принудительными средствами, выполнении распоряжении и оказании содействия военному командованию по вопросам поддержания порядка и снабжения войск жилыми помещениями, транспортом и различными видами довольствия. Причем военное командование было наделено правом отмены распоряжений гражданской власти с изданием собственных нормативных актов.

Характерной чертой военного положения являлось также введение подсудности гражданских лиц военным судам по законам военного времени за совершение государственных и других тяжких преступлений. Рассмотрение и решение дел в военных судах должно было происходить согласно правилам Военно-судебного устава.

В формировании военных судов исключительная роль принадлежала командованию. Временные члены корпусных и военно-окружных судов назначались из строевых офицеров соответствующими командирами. Полковой командир имел право изменять состав полкового суда по истечении срока его полномочий.

Военным судам были подсудны не только военнослужащие и лица, состоящие при армии, но и все гражданские лица (как российские, так и иностранные подданные), причем не только в местностях, объявленных на военном, но и на исключительном положении, жители неприятельских областей, занятых русской армией, военнопленные.

Меры по расширению полномочий военных властей и изменению системы судебных органов способствовали укреплению государственной и воинской дисциплины в начале войны. Но, как показали дальнейшие события, они оказались недостаточно эффективными для поддержания порядка и организованности в армии и на флоте в период, предшествующий Февральской революции.

Проекты нормативных актов, в большинстве случаев, сводились к объединению правоохранительных органов под единым руководством. Царское правительство до конца не осознавало, чем грозит отсрочка реформ правоохранительной системы. Стимулирование проведения таких проектов и предложений в большинстве случаев так ничем и не завершились. Практически до февраля 1917 года структура и функции правоохранительных органов оставались неизменными.

Данное Положение своего рода являлось первым шагом по реализации проекта по преобразованию правоохранительных органов.

Правоохранительная система Российской империи в начале XX в. постепенно развивалась, совершенствовалась и имела положительные тенденции, которые сложились ещё в XIX в. Некоторые органы по уровню организации не уступали своим коллегам из западных государств. Тем не менее требовалось проведение реформирования структуры, методов деятельности, функций и правовой регламентации. В сложных социально- политических условиях подобное реформирование оказалось невозможным. В итоге Первая мировая война усилила напряжение в обществе ещё больше.

В местностях, в которых было объявлено военное положение произошло расширение компетенции генерал-губернаторов и военных властей. Положение о полевом управлении и особые Правилам о местностях, объявленных на военном положении, определяли их полномочия. В период Первой мировой войны в местностях, на которых было объявлено на военное положение, правовую основу для увеличения репрессивной компетенции высшей и местной администрации и военных властей являлось чрезвычайное законодательство конца XIX века [6, с.297]. После введения военного положения в руках главнокомандующего сосредоточивалось управление губерниями. Он имел более значительную компетенцию, чем органы управления в условиях усиленной и чрезвычайной охраны.

Военное положение в объявленных местностях давало генерал-губернатору больший объём прав – административных, полицейских и судебных. У него появлялись полномочия издавать обязательные постановления по вопросам, касающимся охраны общественного порядка и нарушения государственной безопасности, устанавливать ответственность в виде тюремного заключения сроком на три месяца или денежного штрафа до 3 тысяч рублей за нарушение данных постановлений. У генерал-губернатора было право запрещать различные народные, общественные и частные собрания; а также издавать распоряжения о закрытии различных торговых и промышленных заведений в период действия военного положения; давать разрешения на чрезвычайные собрания и приостанавливать очередные собрания сословных и городских учреждений, периодических изданий; закрывать учебные заведения; осуществлять высылку отдельных лиц во внутренние губернии; отстранять от должности чиновников.

Введение военного положения в стране также означало и установление широких прав военного ведомства. Компетенция военных властей по различным вопросам расширялась в годы войны благодаря изданным правовым актам, также и в области судопроизводства. В районах военных действий и местностях объявленных на военном положении учреждались военно-полевые суды.

Как мы видим, деятельность правоохранительной системы Российской империи имела не мало славных страниц. В то же время трагическая неудача правоохранительных органов состоит в том, что они не пользуются ни доверием общества, ни поддержкой высшей государственной власти. Однако в данных условиях подобный подход является губительным. Новой России требуется твёрдая правоохранительная система, свободная от недостатков как первой мировой войны, так и дореволюционных, но в тоже время, воплотившая в себе их лучшие традиции. Будем надеяться, что действующие и начавшиеся реформы добьются этой цели.

1. Жильцов Н. А. Правоохранительная система самодержавной России в период с февраля 1861-го по февраль 1917 г.: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 26

2. Кузнецов А. Д., Несмеянов А.Н. Проекты реформирования полиции Российской империи в предреволюционный период// История государства и права. М, 2000. №3. C. 18

3. Мушкет И. И., Хохлов Е. Б. Полицейское право России. Проблемы теории. СПб, 1998. С. 115

4. Нижник Н. С. Становление и развитие полиции России. Методические материалы для проведения бесед с сотрудниками органов внутренних дел. СПб, 2011. С. 16-22

5. Романов К. С. Департамент полиции МВД России накануне и в годы первой мировой войны (1913-1917 гг.): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 40

Читайте также: