Чрезвычайное положение это кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

2. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального конституционного закона

Статья 1. Чрезвычайное положение

1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

2. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.


В связи с ситуацией на Украине в ряде областей РФ был введен режим ЧС регионального уровня реагирования. Ситуация, когда множество российских регионов вводит режим ЧС из-за массового наплыва беженцев, еще и в условиях коронавирусных ограничений, в России происходит впервые.

Рассмотрим, что это такое и как это отразится на нашей повседневной жизни.

Согласно данному закону, чрезвычайной ситуацией считается обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, катастрофы, некоего опасного природного явления, распространения опасного заболевания, стихийного или иного действия, которые способны повлечь за собой человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей или окружающей среде, вызвать существенные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности граждан.

Что означает введение такого режима для россиян

Введение режима чрезвычайной ситуации необходимо для защиты жизни и имущества граждан и помощи им. Для жителей регионов режим ЧС не предполагает каких-либо серьезных изменений. В связи с прибытием беженцев в рамках действующих коронавирусных ограничений правила работы торговых точек, образовательных и культурных учреждений останутся неизменными.

Единственно, при введении ЧС допускаются запреты на доступ людей и транспорта на те или иные территории, на которых существует угроза жизни.

Права жителей региона во время ЧС

Перечислим, на что имеют право жители регионов во время действия режима ЧС. Граждане могут рассчитывать на:

  • получение всей необходимой информации о мерах по обеспечению ситуации и в целом по тому, что происходит;
  • медицинское обслуживание,
  • юридическую помощь, оказываемую бесплатно;
  • защиту жизни и личного имущества,
  • возмещение ущерба, который был причинен имуществу или здоровью, из-за возникшей ситуации.

Обязанности жителей региона, в котором введен режим ЧС

Введение такого режима возлагает на жителей региона следующие обязанности:

  • граждане должны выполнять требования и соблюдать правила поведения, установленные властями во время режима. Например, всегда иметь при себе паспорт и предъявлять его по первому требованию сотрудников полиции;
  • соблюдать законы и постановления, принятые в рамках введения режима ЧС;
  • соблюдать коронавирусные ограничения, действующие на данный момент в регионе;
  • оказывать содействие работе аварийных служб в случае возникновения такой необходимости.

Режим ЧС не снимает с граждан и бизнеса обязанность исполнять условия заключенных ранее договоров, платить налоги, по кредитам и за ЖКУ и выплачивать зарплату.

Значение режима ЧС для руководства регионов

Введение режима ЧС в связи с прибытием беженцев не окажет большого влияния на жизнь рядовых граждан региона. По большому счету, больше всего режим направлен на регламентирование действий работников органов власти и бюджетных учреждений.

Введение ЧС предполагает:

  • координацию работы с беженцами со стороны работников МЧС;
  • развертывание работы штабов, которые призваны координировать работу с переселенцами.

Руководители тех регионов, в которых был введен режим ЧС, вправе:

  • перераспределять бюджетные денежные средства и направлять их на решение вопросов, связанных с принятием и размещением беженцев, обеспечением переселенцев горячим питанием, лекарствами и средствами связи;
  • перераспределять технику и прочие ресурсы в случае необходимости;
  • осуществлять расконсервацию недвижимости, если возникает такая необходимость.

Подобный режим позволяет оперативно обеспечить социальную защиту беженцев из Донецка, Луганска и Украины и организовать для них условия временного проживания на территории принимающей области. Среди основных задач - помощь в трудоустройстве на период проживания, обеспечение дошкольников детскими садами, организация учебного процесса для школьников.

Кроме того, введение ЧС возлагает на региональные власти определенный круг обязанностей. Среди них:

  • осуществление постоянного контроля причины чрезвычайной ситуации и оповещение населения своего региона обо всех изменениях ситуации;
  • поддержание общественного порядка в регионе;
  • определение порядка использования транспорта, систем оповещения и средств связи;
  • обеспечение защиты населения;
  • организация эвакуации в случае возникновения такой необходимости;
  • организация работы пунктов временного размещения, в которые прибывают беженцы.

Помимо этого, силовые ведомства, медработники и сотрудники МЧС переводятся на усиленный режим работы.

Введение режима ЧС накладывает на правительство обязанность в последующем возместить убытки бизнесу, а также организациям, оказывающим помощь по размещению беженцев. В частности, на это могут претендовать гостиницы, детские лагеря, санатории, общежития и пр., которых власти региона просили помочь принять беженцев у себя.

особый правовой режим деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Ч. п. является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя государства. Целью введения Ч. п. являются скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.

Конституции и уставы некоторых субъектов РФ дают право соответственно их президентам и губернаторам на введение Ч. п. на части территории субъекта по согласованию с законодательными (представительными) органами власти субъекта.

Федеральный конституционный закон о Ч. п. еще не принят. В Российской Федерации пока действует Закон о чрезвычайном положении от 17 мая 1991 г. Ч. п. вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения Ч. п., представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Данный Закон называет следующие основания введения Ч. п.: а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;

б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

По Закону срок действия Ч. п. на всей территории РФ не может превышать 30 дней, на части ее территории - 60 дней. Продление срока действия Ч. п. - возможно. Оно производится в том же порядке, как и первичное его введение.

На территории, где введено Ч. п., указом о введении Ч. п. или иным указом Президента могут быть введены особые формы управления. Суть последних заключается в следующем:

Президент РФ может назначить специальный орган (из числа существующих) для управления в условиях Ч. п., в том числе и с подчинением ему органов исполнительной власти соответствующей территории;

для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение Ч. п., а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами власти и управления территории, на которой введено Ч. п., могут быть образованы специальные временные органы. Этим органам могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов власти и управления на территории, где введено Ч. п.;

в исключительных случаях при введении Ч. п. министру внутренних дел и руководителю ФСБ РФ может быть поручено создание совместного оперативного штаба и назначение коменданта территории, на которой введено Ч. п.

В случае создания специальных временных органов, оперативного штаба и назначения коменданта территории полномочия местных представительных и исполнительных органов могут быть временно ограничены либо приостановлены органом, принявшим решение о введении Ч. п.

Государственные органы, осуществляющие управление в условиях Ч. п., могут наделяться чрезвычайными полномочиями для восстановления нормального положения. В том числе эти органы вправе предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан, кроме возможности применения пыток, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, ограничения права на жизнь, свободу мысли, совести, религии, применения обратной силы уголовного закона.

Органы, созданные для непосредственного управления территориями Ч. п., вправе издавать обязательные к исполнению на данной территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима Ч. п.

Общие меры, которые могут устанавливаться на период Ч. п.: особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения на территории Ч. п.; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;

В случае если Ч. п. вводится по соображениям защиты конституционного строя, массовых беспорядков и т. п., возможны следующие дополнительные меры: комендантский час, т. е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах в установленное время суток без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры;

временный арест печатной продукции, а также звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры до отмены Ч. п.; приостановление после соответствующего предупреждения деятельности партий, движений и иных общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях - личный досмотр граждан, вещей, жилища и транспортных средств;

Если Ч. п. вводится по соображениям защиты жизни и здоровья людей при стихийных бедствиях, эпидемиях и др., могут быть применены следующие дополнительные меры:

временное выселение (эвакуация) граждан с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на выпуск необходимой в условиях Ч. п. продукции, на аварийно-спасательные и восстановительные работы; отстранение от работы руководителей государственных предприятий,учреждений и организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющих обязанности; в исключительных случаях - мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных работ.

В условиях Ч. п. возможны особые меры административной ответственности, устанавливаемые законом, - как правило, более высокие штрафы и арест на срок до 30 суток. Однако деятельность органов суда и прокурорского надзора не приостанавливается. (С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Читайте также: