Чичеров новогодние песни заклятия урожая и благополучия семьи кратко

Обновлено: 03.07.2024

Советская фольклористика накопила немало достижений в области изучения историографии фольклора и отдельных его жанров: былин, песен, сказок. Однако существуют области фольклора, которые в течение последних десятилетий упорно обходились вниманием ученых: духовные стихи, заговоры, обрядовый фольклор. Разумеется, это в корне неверно. Не может быть создана история фольклора, то есть разрешена первоочередная задача, стоящая перед советскими фольклористами, вне изучения народного творчества во всей совокупности его конкретных проявлений. Кроме того, именно изучение таких архаических и вместе с тем тесно связанных с трудовой деятельностью человека жанров, как обрядовые календарные песни, как заговоры, проливает свет на сложные вопросы происхождения фольклора и его функции на различных этапах развития общества.

Выясняя национальные особенности русского обрядового фольклора, устанавливая его место в истории культуры русского народа, исследователь подчеркивает единую идейную сущность обрядовой поэзии всех народов, порожденной бессильем человека, не вооруженного научными знаниями перед лицом природы. Изучая русский народный земледельческий календарь, исследователь устанавливает, что даты в этом календаре фиксируют наблюдения народа над повторяющимся из года в год состоянием природы. В результате рассмотрения календарных обрядов в связи с крестьянскими работами В. Чичеров приходит к мысли о необходимости подразделить народный земледельческий календарь на два цикла:


Как-то так. Я не очень много именно книг читал в этом году, потому что литература по филологии не дремлет. И фанфеки. ФанФеКи.






1. Обрядовая поэзия. Определение понятия. Место обрядовой поэзии в русском фольклоре. Что такое обрядовая поэзия. Назначение обрядов, их происхождение. Связь с христианством и язычеством. Две основные группы обрядов – календарные и семейно-бытовые.).

2. Календарные обряды

а) Новогодние обряды (Описать новогодние обряды, назвать виды обрядовой поэзии, сопровождающие новогодний обряд, привести примеры колядок, подблюдных песен).

б) Масленичные обряды. (Описать обряд, назвать виды обрядовой поэзии, сопровождающий масленичный обряд, привести примеры песен, посвященных встрече Масленицы и ее проводам, выявить разницу между ними).

в) Встреча весны (описать обряды, привести примеры песен-веснянок; егорьевских и вьюнишных песен, заговоров и заклинаний, связанных с весенним обрядом).

г) Троицко-семицкие обряды (описать обряды, в том числе семицкие гадания, привести примеры семицких обрядовых песен).

д) Летние обряды (купальные обряды, обряд похорон Костромы, песни, сопровождающие их).

Литература:

Учебник.

Тексты. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия (составитель Круглов Ю. Г.). С. 5-86.

Научные статьи:

1. Афанасьев А. Н. Народные праздники // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (сост. Круглов Ю. Г.). – М., 1986. С. 135-147. — план статьи.

2. Чичеров В. И. Новогодние песни-заклятия урожая и благополучия семьи // Там же. С. 152-160. — тезисный план.

3. Колпакова Н. П. Песни заклинательные // Там же. С. 160-168 — конспект.

Практическое занятие 2.

Тема: СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ПОЭЗИЯ

1. Родильный обряд.

Описать обряд, привести примеры песен, приговоров и др. видов обрядовой поэзии, сопровождающих родильный обряд.

2. Свадебный обряд.

Описать обряд, выделив его главные этапы, указать их смысл и назначение. Определить, какие песенные и прозаические жанры исполняются на каждом этапе свадьбы. Привести примеры свадебных причитаний и приговоров, свадебных заклинательных, величальных, корильных, лирических песен.

3. Похоронные обряды и виды народной поэзии, сопровождающие их.

4. Рекрутские обряды и народная поэзия, связанная с ними.

5. Заговор. Определение жанра. Назначение заговоров. Их поэтика (композиция, ритм и т. д.).

Литература:

Учебник.

Тексты. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматии.

Научные статьи:

1. Блок А. А. Поэтика заговоров и заклинаний. // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (Сост. Круглов Ю. Г.). С. 147-152. – тезисный план.

2. Колпакова Н. П. Песни заклинательные. // Там же. С. 160-169.- конспект.

3. Чистов К. В. Русская причеть. // Там же. С. 169-176 — конспект.

Дополнительная литература:

Гольденберг А. Х. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя. Волгоград, 2007. С. 14-43.

Тема: ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

1. Обрядовая поэзия. Определение понятия. Место обрядовой поэзии в русском фольклоре. Что такое обрядовая поэзия. Назначение обрядов, их происхождение. Связь с христианством и язычеством. Две основные группы обрядов – календарные и семейно-бытовые.).

2. Календарные обряды

а) Новогодние обряды (Описать новогодние обряды, назвать виды обрядовой поэзии, сопровождающие новогодний обряд, привести примеры колядок, подблюдных песен).

б) Масленичные обряды. (Описать обряд, назвать виды обрядовой поэзии, сопровождающий масленичный обряд, привести примеры песен, посвященных встрече Масленицы и ее проводам, выявить разницу между ними).

в) Встреча весны (описать обряды, привести примеры песен-веснянок; егорьевских и вьюнишных песен, заговоров и заклинаний, связанных с весенним обрядом).

г) Троицко-семицкие обряды (описать обряды, в том числе семицкие гадания, привести примеры семицких обрядовых песен).

д) Летние обряды (купальные обряды, обряд похорон Костромы, песни, сопровождающие их).




Литература:

Учебник.

Тексты. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия (составитель Круглов Ю. Г.). С. 5-86.

Научные статьи:

1. Афанасьев А. Н. Народные праздники // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (сост. Круглов Ю. Г.). – М., 1986. С. 135-147. — план статьи.

2. Чичеров В. И. Новогодние песни-заклятия урожая и благополучия семьи // Там же. С. 152-160. — тезисный план.

3. Колпакова Н. П. Песни заклинательные // Там же. С. 160-168 — конспект.

Практическое занятие 2.

Тема: СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ПОЭЗИЯ

1. Родильный обряд.

Описать обряд, привести примеры песен, приговоров и др. видов обрядовой поэзии, сопровождающих родильный обряд.

2. Свадебный обряд.

Описать обряд, выделив его главные этапы, указать их смысл и назначение. Определить, какие песенные и прозаические жанры исполняются на каждом этапе свадьбы. Привести примеры свадебных причитаний и приговоров, свадебных заклинательных, величальных, корильных, лирических песен.

3. Похоронные обряды и виды народной поэзии, сопровождающие их.

4. Рекрутские обряды и народная поэзия, связанная с ними.

5. Заговор. Определение жанра. Назначение заговоров. Их поэтика (композиция, ритм и т. д.).

Литература:

Учебник.

Тексты. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматии.

Научные статьи:

1. Блок А. А. Поэтика заговоров и заклинаний. // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (Сост. Круглов Ю. Г.). С. 147-152. – тезисный план.

2. Колпакова Н. П. Песни заклинательные. // Там же. С. 160-169.- конспект.

3. Чистов К. В. Русская причеть. // Там же. С. 169-176 — конспект.

Дополнительная литература:

Гольденберг А. Х. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя. Волгоград, 2007. С. 14-43.


1.Веселовский А. Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов (стр.50).
2. Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество (стр.90).
3. Пропп В. В.Принципы классификации фольклорных жанров (стр. 110).
4. Блок А. А. Поэзия заговоров и заклинаний (стр. 147).
5. Афанасьев А. Н. Народные праздники (стр. 135).
6. Пропп В.Я . Морфология сказки (стр.288).
7. Веселовский А. Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля (стр. 364).
8. Лихачев Д. С. Эпическое время былин (стр. 344).
9. Виноградов Г. С. Детский фольклор (стр.435).
10. Чичеров В. И. Новогодние песни-заклятья урожая и благополучия семьи (стр. 152).

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Русское устное народное поэтическое творчество как вид искусства.

2. Фольклор и литература: взаимодействие и взаимовлияние.

3. Основные теории происхождения фольклора.

4. Специфические особенности фольклора.

5. Диалектика коллективного и индивидуального начал в устном народном творчестве.

6. Традиционность как критерий фольклора.

7. Синкретизм устного народного творчества.

8. Вариативность как критерий фольклора. Импровизация в фольклоре.

9. Основные особенности традиционного мировоззрения. Связь фольклора с мифом и ритуалом. Антропоцентризм, антропоморфизм, анимизм, фетишизм, магия (отражение в фольклоре).

10. Основные типы мифов, особенности структурной организации мифологического текста (хронотоп, композиция, система образов).

11. Ритуал и обряд. Основные структурные особенности. Основные типы обрядов и их значение в жизни общества.

12. Происхождение и дифференциация жанров устного народного творчества.

13. Жанровая структура русского устного народного поэтического творчества.

14. История развития русского фольклора.

15. Национальное своеобразие русского фольклора.

16. Фольклористика как наука о фольклоре.

17. Основные научные школы мировой и отечественной фольклористики.

18. Обрядовая поэзия. Жанровое своеобразие, особенности поэтики (общая характеристика).

19. Трудовой фольклор. Происхождение. Особенности поэтики трудовой песни.

20. Жанровая структура и поэтика обрядового фольклора.

21. Календарные праздники. Их роль в жизни общества. Обрядовая поэзия. Типология и поэтика календарных обрядовых песен.

22. Зимние обряды и обрядовая поэзия. Поэтика святочных, подблюдных, масленичных песен.

23. Весенние обряды и обрядовая поэзия (веснянки, троицко-семицкие песни и т.д.).

24. Летние обряды и обрядовая поэзия (купальские, костромские песни).

25. Осенние обряды и обрядовая поэзия (зажиночные и дожиночные песни).

26. Семейные обряды и их значение в жизни общества.

27. Родильный обряд. Родильная обрядовая поэзия (жанровое своеобразие, особенности поэтики).

28. Похоронный, рекрутский обряды и обрядовая поэзия. Плачи и причитания.

29. Свадебный обряд и обрядовая поэзия. Типология и поэтика свадебных песен.

30. Заговор как жанр устного народного творчества. Типология и поэтика жанра.

31. Необрядовый фольклор. Жанровая структура и особенности поэтики (общая характеристика).

32. Жанровая структура и поэтические особенности эпического прозаического необрядового фольклора (общая характеристика жанров).

33. Сказочная проза. Особенности типологии и поэтики.

34. Специфика сказок о животных: общая характеристика (на основе анализа 2-3 текстов).

35. Происхождение, типология, поэтика сказок о животных.

36. Специфика волшебной сказки: общая характеристика (на основе анализа 2-3 текстов).

37. Происхождение, структура, особенности поэтики волшебной сказки.

38. Специфика социально-бытовой (новеллистической) сказки: общая характеристика (на основе анализа 2-3 текстов).

39. Особенности поэтики социально-бытовой сказки.

40. Несказочная проза (предания, легенды, сказы, былички, анекдоты и т.д.). Типология и поэтика.

41. Жанровая структура и поэтические особенности эпического стихотворного необрядового фольклора (общая характеристика жанров).

42. Былина. История возникновения и развития жанра. Принципы классификации былин.

43. Типология и поэтика былин.

44. Древнейшие (мифологические) былины. Основные сюжеты и герои (на основе анализа 2-3 текстов).

45. Былины киевского цикла. Основные сюжеты и герои (на примере анализа 2-3 текстов).

46. Былины новгородского цикла. Основные сюжеты и герои (на примере анализа 2-3 текстов).

47. Баллады. Типология и поэтика (на примере анализа 2-3 текстов).

48. Исторические песни. Истрия возникновения и развития жанра. Особенности поэтики.

49. Русские духовные стихи. Истрия возникновения и развития жанра. Источники духовных стихов. Основные сюжеты. Особенности поэтики.

50. Лирическая песня: общая характеристика. Виды лирических песен.

51. Поэтика лирических песен. Психологический параллелизм.

52. Происхождение и основные структурные особенности народного драматического искусства.

54. Виды народного театра: общая характеристика.

55. Балаган, театр Петрушки, раек, вертеп как виды народного театра.

56. Малые жанры фольклора. Загадки, пословицы, поговорки. Особенности поэтики.

57. Городской фольклор. Рабочий фольклор. Особенности развития устного народного творчества в XX веке.

58. Детский фольклор. Жанровое многообразие.

Читайте также: