Чесменский дворец в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 19.05.2024

Чесменский дворец в Петербурге —одно из восхитительнейших и старейших сооружений северной столицы. Дворец имеет несколько названий в народе: императорский путевой дворец и дворец на лягушачьем болоте (Кикерикексенский дворец).

Расположен он в Санкт-Петербурге, близ Московского проспекта, по адресу: улица Гастелло, 15 (перекрёсток с ул. Ленсовета). Здание выполнено по проекту архитектора Ю. М. Фельтена по заказу императрицы Екатерины Второй.

Стиль исполнения — псевдоготика. Он является памятником архитектуры. Вместе с Чесменской церковью составлял некогда уникальный ансамбль, обращённый к бывшему Царскосельскому тракту.

Позже появилось современное название — Чесменский дворец. Дворец получил свое название в честь победы России в Чесменском сражении. В результате этой победы данные земли достались России. Название было присвоено в 1780 году, в день десятилетней годовщины победы России в той баталии.

В 1774 году, на 7-й версте Царскосельского тракта, Екатерина II велела построить путевой дворец, чтобы отдыхать во время путешествий в летнюю резиденцию. Так родилось второе народное название дворца -императорский путевой дворец. Строительство поручили Юрию Фельтену, которое завершилось в кратчайшие сроки, одновременно со строительством одноименной церкви к 1777 году. Надо отметить, что Фельтен, был один из главных зодчих столицы.

Архитектор учился в Академии художеств, несколько лет работал вместе с Растрелли, после его смерти он завершал постройки великого зодчего. Опыт и талант сделали Фельтена наряду с Валлен-Деламотом ведущим архитектором Санкт-Петербурга. Императрица часто посещала дворец и отмечала в нём престольный праздник соседнего храма. Круглый зал на втором этаже использовали георгиевские кавалеры для встреч с императрицей. Главным военным орденом России здесь были награждены Кутузов, Суворов и многие другие.

Ровная заболоченная территория была обведена канавой, служившей для осушения участка и символически имитирующей ров вокруг замка. Вынутая земля имитировала вал. Двое въездных ворот против мостов со стороны Царскосельской перспективы были построены в виде арочных проломов в толще зубчатой стены, завершённой большой и малой сторожевыми башнями.

Источником вдохновения для зодчего были восточные замки на берегах Босфора. Восточные элементы мягко вписаны в готический стиль. Помещения располагаются по периметру здания. В образовавшийся внутренний треугольник вписан круг — Парадный зал второго этажа. Дворец в плане представляет равносторонний треугольник (каждая сторона около 40 м.), углы которого решены в виде башен, последние завершаются фонарями с полусферическими куполами.

Внешние стены дворца, возвышаясь над массивом всего здания, образуют своеобразную зубчатую корону. Первоначально нижний этаж был обработан рустом, выше же оставалась обнажённой кирпичная кладка стен. Массивный объём дворца, прорезанный по фасаду стрельчатыми проёмами окон в два яруса, должен был ассоциироваться с суровыми рыцарскими временами.

Архитектура дворца значительна и сурова, а вот внутренняя отделка не содержала ни малейшего намёка на готическую архитектуру и являла пример декора, характерного для раннего классицизма. Своды и стены рассекают филёнки разных очертаний; венки, обрамляющие медальоны, цветочные гирлянды — излюбленные мотивы Фельтена — составляют пластические акценты на гладкой поверхности стен.

В центральном зале дворца скульптором Ф. Шубиным была создана галерея портретов великих князей и царей русских от Рюрика до Елизаветы Петровны. В 1830 году эти мраморные рельефы были переданы в Оружейную палату в Москве. В залах дворца были представлены портреты всех правивших в 1775 году европейских монархов. Таким образом Екатерина II подтверждала законность своего царствования.

В 1830 году история дворца в качестве императорского путевого особняка закончилась — здание перевели из ведения придворного ведомства во владение Комитета о раненых. В бывшей резиденции открылась богадельня, переданная в 1831 году Военному ведомству.

С 1831 по 1836 годы архитектор А. Е. Штауберт руководил работами по перестройке дворца под нужды богадельни. К каждой из трёх башенок резиденции пристроили по двухэтажному флигелю. Зубчатые парапеты были уничтожены, башни закончены полукруглыми куполами. Зимнюю церковь перенесли на второй этаж, в Круглый зал. Ранее там заседали георгиевские кавалеры. 23 июня 1832 года в присутствии императора Николая I церковь освятили.

В целях рекреации и реабилитации перед дворцом на месте дикого леса был разбит большой лечебный парк. Основу зелёной зоны составили посаженные в 1834 году 500 берёз. Старые готические каменные ворота снесли, возведя на их месте новые. Со стороны Московского тракта парк огородили чугунной изгородью.

По проектам Фельтена были оформлены все залы и покои дворца, он долго подбирал мебель и текстиль, которые бы достойно украсили интерьеры дворца. Специально для своей новой резиденции Екатерина заказала на английском фарфоровом заводе Веджвуда сервиз из 952 предметов, на каждом из которых красовалась лягушка – символ Чесменского дворца. Сегодня этот сервиз – украшение коллекции Эрмитажа.

В интерьере дворца мало что уцелело за эти годы, портреты и скульптуры были переданы в музеи, мебель постепенно растерялась. Однако, в 2005 году был отреставрирован главный зал резиденции — Тронный, сейчас он называется Георгиевским. Внутренняя отделка частично была сохранена.

После появления загородной императорской резиденции в районе Сарской мызы на седьмой версте царскосельской дороги поставили деревянный дом для кратковременных остановок высочайших особ и двора во время переездов между Петербургом и Царским Селом. На ранних картах города он обозначен как "дача № 28".

В 1774 году по указу Екатерины II на этом месте началось строительство каменного дворца. Академик архитектуры Ю. М. Фельтен выполнил его в виде двухэтажного рыцарского замка со стрельчатыми окнами.

Дворец в плане представлял собой равносторонний треугольник с башенками по углам и круглым залом в центре. Благодаря зубчатому парапету, часть зала, возвышающаяся над основным объемом здания, силуэтом очень напоминала корону.

Есть мнение, что Фельтен вдохновлялся Лонгфордским замком, возведенным в Оксфорде в 1591 году.

Первоначально путевой увеселительный каменный дворец называли Кикерикексенским. Непривычное для русского слуха и непростое в произношении название происходит от финского наименования местности, где был построен дворец, - Кикерикексен, то есть "лягушачье болото".

Изображения коренных жительниц этих земель - лягушек - украсили и герб дворца, и роскошный сервиз из 952 предметов, заказанный Екатериной II у модного английского керамиста Джозайи Веджвуда. Обеденный и десертный комплекты на пятьдесят персон были выполнены из так называемой "сливочной" массы - фаянса белого цвета с особым желтовато-зеленоватым оттенком.

По пожеланию заказчицы, посуда была расписана видами старой Англии, став своеобразным иллюстрированным каталогом британских достопримечательностей. Ни один из 1222 пейзажей на не повторяется. Сервиз сохранился и находится в коллекции Эрмитажа.

Как и положено рыцарскому замку, Кикерикексенский дворец был окружен рвом и земляным валом, въезд на территорию осуществлялся через ворота-руины со сторожевыми башенками. А вот внутри это был классический дворец.

Под куполом центрального зала размещались овальные медальоны с барельефными изображениями русских правителей от Рюрика до Елизаветы Петровны. Екатерина II никогда не забывала о своем происхождении и обстоятельствах ее вступления на престол. Любыми средствами она выражала свое уважение к русским монархам и подчеркивала, что является продолжательницей их славных дел. С начала XIX века барельефы хранятся в Оружейной палате Московского Кремля.

Внутреннее убранство Чесменского дворца. Источник: "Русские архитекторы. Том 48. Юрий Матвеевич Фельтен

Внутреннее убранство Чесменского дворца. Источник: "Русские архитекторы. Том 48. Юрий Матвеевич Фельтен

В 1777 году, вскоре после окончания строительства дворца, Екатерина II поручает Фельтену возвести неподалеку церковь в память о Чесменской победе. По преданию, именно на это месте в 1770 году гонец сообщил императрице о том, что малочисленный русский флот разгромил турков в Чесменской бухте.

Церковь была названа в честь Рождества Иоанна Предтечи, в день празднования которого произошло это важное в истории русско-турецкой войны сражение.

В 1780 году, когда храм был освящен, в России отмечали 10-летие Чесменской победы, поэтому по указу Екатерины II и церковь, и дворец стали именовать Чесменскими. А местность вокруг этих построек, в те годы еще пустынная и довольно унылая, стали называть Чесмой.

Чесменский дворец близ Петербурга. Художник. Ж. Б. де ла Траверс, 1780-е гг. Из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Чесменский дворец близ Петербурга. Художник. Ж. Б. де ла Траверс, 1780-е гг. Из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Екатерина II очень любила Чесму, приезжала сюда минимум два раза в год - на храмовый праздник и на масленичной неделе. К концу своего царствования она передаст дворец ордену Святого Георгия. В нем расположились управление орденом, его архив, печать и казна. В центральном круглом зале (часто под предводительством самой императрицы) проходили заседания Думы, составленной из георгиевских кавалеров.

Вступившего на престол Павла I Чесменский дворец не особо интересовал. В 1799 году император выделил его под лазарет Мальтийского ордена, магистром которого являлся, но по причине отсутствия воды комиссия сочла здание неподходящим для подобного заведения. В результате дворец вернулся под крыло Придворного ведомства.

В годы правления Александра I Чесменский дворец дважды был летней дачей для воспитанниц Екатерининского института. Все остальное время пустовал. Тем не менее в 1811 году в одной из башен дворца освятили теплую церковь во имя Рождества Христова. Дело в том, что в построенной неподалеку Чесменской церкви не было отопления, поэтому ее можно было использовать только в летнее время.

Зимняя Рождественская церковь стала местом временного пребывания членов императорской семьи, умерших за пределами Петербурга, перед их отправкой в Петропавловский собор. Именно в ней в марте 1826 года находилось тело Александра I, доставленное из Таганрога. В июле этого же года в церковь Чесменского дворца привезут из Белева тело супруги императора - Елизаветы Алексеевны.

После вступления на престол Николая I в истории Чесменского дворца началась новая веха. В бывшем путевом особняке Екатерины II была открыта военная богадельня "для призрения старых и увечных воинов" .

А, начиная с 1919 года, в Чесменском дворце будут располагаться различные советские учреждения - от концлагеря до университета .

фото

Путевой увеселительный дворец, построенный в ложноготическом стиле по образцу средневековых английских замков.

Интересна композиция здания - в плане это треугольник с круглыми башнями по углам и круглым залом в центре. В обработке фасадов использованы элементы готической архитектуры - стрельчатые окна, зубчатый парапет.

фото

Чесменский дворец близ Петербурга.
Худ. Ж. Б. де ла Траверс.
1780-е гг.

фото

Чесменский дворец.
Рисунок неизвестного художника.

фото

фото

фото

фото

фото

Чесменский дворец.
Фото 1900-е гг.

фото

Журнал "Живописное обозрение"
(добавил Андрей Агафонов )

фото

фото

фото

Грабарь "История русского
искусства"
(добавил
Андрей Агафонов )

фото

фото

фото

Яндекс панорама 2021 г.
(добавил люблюпитер )

Дворец возведен на седьмой версте по дороге в Царское Село в болотистой местности Кикерики ("Лягушачье болото"). Поэтому дворец первоначально назывался Кекерикитским. В 1780 г. переименован в Чесменский в честь десятой годовщины победы русского флота при Чесме в русско-турецкой войне.

Внутрення отделка частично сохранилась.

В ансамбль Чесменского дворца входит дворец, служебные постройки и церковь.

фото

фото

фото

Фото - Mary, 09.2013.

фото

фото

Фото - Дмитрий Ильин, 2008.

фото

фото

фото

фото

Фото - Елена, 04.2017.

фото

На одной башне
еще остались
старые рамы

фото

фото

На башнях в новых
окнах восстановили
исторический
переплет

фото

фото

На западном фасаде на
окнах первого этажа пропали
решетки
Фото - Vladimir-2013, 11.2015.

фото

Здание ГУАП после
косметического ремонта
Фото - burime, 2016

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

В 2005 г. после реставрации открыли Тронный зал, правда, теперь он называется Георгиевским - именно в нем императрица Екатерина объявила об учреждении высшего боевого ордена России. Под потолком вместо люстры - плафон в виде Георгиевского креста, а напротив парадного входа - портрет Екатерины Второй. В обновленном зале проходят торжества, а в остальное время работает читальный зал библиотеки университета аэрокосмического приборостроения. ( Natalia_Ant )

В 1831-1836 гг. Дворец был переделан под богадельню для инвалидов - ветеранов Отечественной войны 1812 г. Перестройка велась по проекту арх. А. Е. Штауберта - были пристроены три одинаковых двухэтажных флигеля (позже достроенные до четырех этажей). При этом были уничтожены зубчатые парапеты и двое каменных готических ворот, возведены полукруглые купола над башнями. Сооруженная чугунная ограда и ворота не сохранились, как и парк 1830-х гг.

Открытие и заселение Чесменской военной богадельни (или Чесменского инвалидного дома), состоялось в годовщину Полтавской битвы 27 июня 1836 г. После смерти Николая I богадельня получила его имя.

фото

1900-е гг.
Фотоателье Буллы.

фото

Главные ворота и
вход в Чесменскую Богадельню
Императора Николая I*

фото

фото

Переделанный в богадельню
дворец.

фото

Чесменские инвалиды
у входа в богадельню.
Фото Карла Буллы.

фото

фото

Призреваемые бывшие
офицеры и солдаты русской
армии в жилой комнате.
Начало 1900-х гг.
Автор съёмки: Булла Карл Карлович.
(ЦГАКФФД СПб. Е 15495)

фото

Столовая в инвалидном доме.
[Начало 1900-х гг.].
Автор съёмки: Булла Карл Карлович.
(ЦГАКФФД СПб. Е 15498)

фото

Картинная галерея в зале
инвалидного дома. [Начало 1900-х гг.].
Автор съёмки: Булла Карл Карлович.
(ЦГАКФФД СПб. Е 15510)

фото

Призреваемые, инвалиды войны,
на крыльце у входа в инвалидный
дом. [Начало 1900-х гг.]. А
втор съёмки: Булла Карл Карлович.
(ЦГАКФФД СПб. Е 15512)

фото

*** см. ниже
[Начало 1900-х гг.].
Автор съёмки: Булла
Карл Карлович.
(ЦГАКФФД СПб. Е 15511)
(добавил Lonely Walker)

фото

Шитые иконы в церкви
Рождества Христова
1900 г.
Фото К. Буллы

фото

Иконостас церкви
Рождества Христова
при Чесменском инвалидном
доме. 1910-е гг.
Фото Я. Штейнберга

фото

Иконы из иконостаса
походной церкви:
Троица Ветхозаветная
1592 г. ГРМ

фото

Великомученик
Федор Стратилат
и мученица Ирина.
1592 г. ГРМ

* Главные ворота и вход в Чесменскую Богадельню Императора Николая I . Справа - часовня, построенная в честь посещения богадельни великим

князем Александром Александровичем и великой княгиней Марией Федоровной в 1867 г.1900-е гг.Фотоателье Буллы.

** Группа призреваемых - бывших офицеров и солдат - у входа в здание Чесменской богадельни. 1900-е гг.Фотоателье Буллы.

Шелаева Е.П.Православный Петербург и окрестности в фотографиях конца XIX - начала ХХ века. СПб. Лики России. 2011.

*** Мемориальные доски, прикрепленные на стенах храма, извещающие о посещении инвалидного дома членами царской фамилии.

[Начало 1900-х гг.]. Автор съёмки: Булла Карл Карлович. (ЦГАКФФД СПб. Е 15511)

Путевой дворец начали строить в семи верстах от Петербурга в 1774 г.
В 1780 г. дворец стали именовать Чесменским, в честь победы русского флота над турецким в Чесменской бухте в 1770 г. Существовала легенда, что Екатерина II получила известие о победе, находясь в этом дворце.
Автором дворца был известный арх. Юрий Матвеевич Фельтен.
Треугольное в плане двухэтажное здание дворца было увенчано в центре куполом, а угловые башни имели зубчатые парапеты и стрельчатые окна.
Перед главным фасадом простирался луг.

Отдельно от дворца была возведена стройная каменная церковь Рождества Иоанна Крестителя, оформленная в готическом стиле. К этим постройкам от тракта проложили дорогу, в начале которой соорудили двое каменных готических ворот.
При императрице Екатерине II в этом дворце в круглом зале второго этажа собиралась кавалерская дума военного ордена св. Георгия, учрежденного 26 ноября 1796 г.
В XIX веке дворец изменил свой облик: по повелению императора Николая I в 1831 г. его отдали под богадельню для престарелых воинов - ветеранов войны 1812 г. В связи с этим по проекту А. Е. Штауберта в 1832 - 1836 гг. произвели перестройку.

К зданию пристроили три двухэтажных флигеля (сейчас четырехэтажные), соединив их переходами-галереями с угловыми башнями дворца. Над башнями, у которых сняли зубчатые парапеты, возвели купола. Разобрали старые ворота и вместо них поставили новые, чугунные. Со стороны шоссе протянули ограду. (Ворота и ограда не сохранились.) Перед богадельней разбили большой парк.
В настоящее время в здании располагается

Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения.

Церковь Рождества Христова

Первоначально, во времена Александра I, церковь была устроена в Чесменском дворце и освящена протопресвитером В. П. Криницким 11 декабря 1812 г. во имя Рождества Христова. Церковь считалась зимней, в отличие от находящейся рядом с дворцом летней церкви Рождества Иоанна Предтечи . Устроена дворцовая церковь была в первом этаже одной из трех угловых башен дворца, имевшего в плане вид равностороннего треугольника. В нее была перенесена утварь бывшей походной церкви царя Алексея Михайловича и императора Петра Великого. Главной святыней церкви того времени считался полотняный иконостас походной церкви Святой Троицы, иконы для которого вышивала в 1590 г. царица Ирина.

В 1871 г. вспыхнул пожар, который сильно повредил интерьер церкви. Погиб штаубертовский иконостас, но часть реликвий удалось спасти. Через год поновленную церковь украсил белый с золотом классицистический иконостас и она была переосвящена.

Чесменской военной богадельне принадлежали несколько часовен. Наиболее интересные - в окрестном селении Александровской слободе для семейных инвалидов и у ограды богадельни .

1 июня 1919 г. церковь и принадлежащие ей часовни были закрыты. Через три года храм был закрыт навсегда. Часовни ликвидированы в 1920-х гг.

(добавил - Наталия , по материалам [ 66 ], [ 44 ],

Религиозный Петербург. Альманах., Вып. 106 СПб: Palace Editions, 2004)

1991: Институт авиационного приборостроения, ул. Герцена, 67 . Заочное отделение, ул. Гастелло, 15

Чесменский замок.JPG

Че́сменский дворе́ц в Санкт-Петербурге — памятник архитектуры, императорский путевой дворец, созданный архитектором Ю. М. Фельтеном по заказу императрицы Екатерины Второй в стиле псевдоготики. Вместе с Чесменской церковью составлял некогда уникальный ансамбль, обращённый к быв. Царскосельскому тракту.

Назван в честь победы России в Чесменском сражении.

Содержание

Расположение

Путевой дворец расположен в черте города Санкт-Петербурга вблизи Московского проспекта по адресу: улица Гастелло, 15 (перекрёсток с ул. Ленсовета).

История

XVIII век



В 1774 году, на 7-й версте Царскосельского тракта, Екатерина II велела построить путевой дворец, чтобы отдыхать во время путешествий в летнюю резиденцию. Строительство дворца было поручено Юрию Фельтену. Сооружение Чесменского дворца вместе с Чесменской церковью [1] (Церковь Иоанна Предтечи) завершилось к 1777 году. Императрица часто посещала дворец и отмечала в нём престольный праздник соседнего храма.

Круглый зал на втором этаже использовали георгиевские кавалеры для встреч с императрицей. Главным военным орденом России здесь были награждены Кутузов, Суворов и многие другие.

Бытует легенда, согласно которой, именно когда императрица проезжала 7-ю версту тракта, к ней пожаловал гонец, принёсший весть о победе России в Чесменской баталии. Однако такое развитие событий маловероятно. На это указывает тот факт, что первые 9 лет своего существования дворец называли Кекерикексинским от финского названия местности. Чесменским дворец стал в 1780 году в день десятилетней годовщины победы России в соответствующей баталии.

Отказ был аргументирован нехваткой воды, хотя чаще это решение объясняют нелюбовью Павла ко всему Екатерининскому. В результате дворец вернули в ведение Придворного ведомства.



XIX век

Чесменская церковь всегда была холодной, проводить службы зимой было сложно. Поэтому 11 декабря 1811 года на нижнем этаже восточной башни дворца была освящена тёплая Рождественская церковь. Сюда из Императорского Эрмитажа были переданы ценная церковная утварь и походный иконостас царя Алексея Михайловича.

Будучи путевым дворцом, резиденция нередко пустовала. За время правления императора Александра I он использовался всего лишь два раза, и то не по прямому назначению — в качестве дачи для обучавшихся в Екатерининском институте девушек.

Весной 1826 года опасающийся восстаний император Николай I приказал перевезти в Рождественскую церковь дворца из Царского села мёртвое тело брата Александра. Именно здесь в ночь с 5 на 6 марта августейший труп переложили из ещё таганрогского деревянного гроба в новый, бронзовый, укрыли бездыханного царя мантией и поставили саркофаг на траурную колесницу, отправившеюся в столицу на похороны. 12 — 14 июля того же года в резиденции находилось тело Елизаветы Алексеевны.

В 1830 году история дворца, как императорского путевого особняка закончилась — здание перевели из ведения придворного ведомства во владение Комитета о раненных. В бывшей резиденции открылась богадельня. Вскоре, в 1831 году, богадельня поменяла хозяина. Теперь дворец принадлежал Военному ведомству.

Начались работы по перестройке дворца под нужды богадельни для инвалидов-ветеранов Отечественной войны 1812 года. К башням пристроили двухэтажные флигели. Зимнюю церковь перенесли на второй этаж, в Круглый зал. Ранее там заседали георгиевские кавалеры. 23 июня 1832 года в присутствии императора Николая I церковь освятили.

В целях рекреации и реабилитации перед дворцом на месте дикого леса был разбит большой лечебный парк. Основу зелёной зоне составили посаженные в 1834 году 500 берёз. Старые готические каменные ворота снесли, возведя на их месте новые. Со стороны Московского тракта парк огородили чугунной изгородью.

Через 4 года и 4 дня после освящения зимней церкви, Николай I торжественно открыл богадельню. Впоследствии её нарекли Николаевской. Первоначально богадельня была рассчитана на 400 мест для рядовых и 16 для офицеров. Позже каждый флигель надстроили двумя этажами. Вместимость пансиона естественно увеличилась.

Современность

Архитектура




Ровная заболоченная территория была обведена канавой, служившей для осушения участка и символически имитирующей ров вокруг замка. Вынутая земля имитировала вал. Двое въездных ворот против мостов со стороны Царскосельской перспективы были построены в виде арочных проломов в толще зубчатой стены, завершённой большой и малой сторожевыми башнями.

Дворец в плане представляет равносторонний треугольник (каждая сторона около 40 м.), углы которого решены в виде башен, последние завершаются фонарями с полусферическими куполами. Помещения располагаются по периметру здания. В образовавшийся внутренний треугольник вписан круг — Парадный зал второго этажа. Внешние стены дворца, возвышаясь над массивом всего здания, образуют своеобразную зубчатую корону. Первоначально нижний этаж был обработан рустом, выше же оставалась обнажённой кирпичная кладка стен. Массивный объём дворца, прорезанный по фасаду стрельчатыми проёмами окон в два яруса, должен был ассоциироваться с суровыми рыцарскими временами.

Архитектура дворца значительна и сурова, а вот внутренняя отделка не содержала ни малейшего намёка на готическую архитектуру и являла пример декора, характерного для раннего классицизма. Своды и стены рассекают филенки разных очертаний; венки, обрамляющие медальоны, цветочные гирлянды — излюбленные мотивы Фельтена — составляют пластические акценты на гладкой поверхности стен. В центральном зале дворца скульптором Ф. Шубиным была создана галерея портретов великих князей и царей русских от Рюрика до Елизаветы Петровны. В 1830 году эти мраморные рельефы были переданы в Оружейную палату в Москве. В залах дворца были представлены портреты всех правивших в 1775 году европейских монархов. Таким образом Екатерина II подтверждала законность своего царствования.

С 1831 по 1836 годы архитектор А. Е. Штауберт руководил работами по перестройке дворца под нужды богадельни. К каждой из трёх башенок резиденции пристроили по двухэтажному флигелю. Зубчатые парапеты были уничтожены, башни закончены полукруглыми куполами.

Сервиз с зелёной лягушкой

Читайте также: