Черты стиля чайковского в музыке кратко

Обновлено: 02.07.2024

П. И. Чайковский оставил большое наследие - это и оперы, и балеты, и симфонические произведения, включая симфонии, увертюры, сюиты, концерты для фортепиано, скрипки, виолончели, хоровые произведения, а также произведения для камерного и камерно-вокального исполнения.

Первое, что приходит в голову - необыкновенная лиричность, мягкость, даже прозрачность музыки П. И. Чайковского, ее выразительность и гармония. В основу музыкальных произведений часто вплетены городские и народные песни, романсы, народные напевы, благодаря чему вся его музыка обладает плавностью, мелодичностью и напевностью с чертами романтизма и светлой грусти, порой подчеркнутыми лирико-драматической или трагидийной краской и линией сюжета. Создаваемые им образы часто имеют яркий национальный окрас.

Если рассматривать музыку, как движение души, понятно, что писал ее необыкновенно мягкий и ранимый человек, однако имеющий вполне определенные взгляды и убеждения, которые также нашли отражение в его творчестве. Если кратко, то П. И. Чайковский был в какой-то степени последователем философской концепции Спинозы, гуманизм и вера в нравственное начало человека нашли отражение в выбираемых им сюжетах и стали опорой в поисках на мучившие композитора вопросы в жизни и в музыке.

Ритмика произведений Чайковского традиционна, но, благодаря использованию синкоп, полна ожидания и внутреннего движения. Мелодика преимущественно выбирается та, что подчеркивает чувства скорби, страдания, часто вполне реалистичными методами. Инструментовка - экспрессивная и чувственная, нередко имеет закрепление инструментов за создаваемыми образами, например, любовь - струнные, природа - духовые деревянные, смерть - духовые медные. В жанрах П. И. Чайковский не стремился к реформаторству, но по возможности усложнял и обогащал имеющиеся формы, став, к примеру, создателем лирической драмы в опере и вдохнув жизнь в развитие русской камерной музыки.

Основная тема творчества Чайковского — конфликтное столкновение сильного и страстного стремления человека к счастью с жестокой действительностью. Тонкий психологизм, глубокое постижение внутреннего мира человека, искренность художественного выражения самых сокровенных человеческих чувств являются той содержательной основой, которая определяет весь комплекс выразительных средств, который на слух безошибочно воспринимается как индивидуальный композиторский стиль Чайковского.

Одной из главнейших особенностей его музыки является ее редкой красоты мелодичность.

Прежде всего, это связано с русскими народно-песенными истоками, и с итальянской манерой пения bel canto, что не могло не найти отражения в его композиторском стиле

Опера занимала большое место в творчестве Чайковского. По мнению Чайковского, именно опера является самым демократичным жанром в музыке, и в её основе должен лежать простой жизненный сюжет. А либретто должно иметь один чёткий идейно-образный стержень. Мелодия должна иметь естественный вокальный характер, осуждая при этом творчество Вагнера за перенос действия со сцены в оркестр. Также он осуждал и избыточное щеголяние оркестровыми эффектами.

Большинство опер – это лирико-психологические драмы, в основе которых жизнь человека, мысли, чувства.

Ведущей в операх является мелодия, оркестр не заглушает певца, но активно участвует в развитии оперы. В его операх гармонично сочетаются симфоническое развитие и замкнутые оперные формы – арии, дуэты, хоры, ансамбли.

Написал всего 10 опер.

ДЕЙСТВИЕ I




ДЕЙСТВИЕ II


ДЕЙСТВИЕ III


Тест

Вписать в таблицу цифру ответа:

1.«Что день грядущий мне 1.Ария Гремина

душеньки, подруженьки! 2.Дуэт Татьяны и Ольги

3.«Уж как по мосту

по калиновым досочкам

5.«Когда бы жизнь

6. «Любви все возрасты

7.«Слыхали ль вы 7. Хор крестьян.

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7
Цифра ответа

В карантин.

Задание №1 - с 10.04 по 16.04

Задание №2 - с 17.04 по 23.04

Задание №3 - с 24.04 по 01.05

Задание №4 - с 11.05 по 14.04

Задани е №1 учить биографию П.ИЧайковского. Посмотреть Худож.фильм "П.И.Чайковский"

Черты стиля П.И. Чайковского.

Основная тема творчества Чайковского — конфликтное столкновение сильного и страстного стремления человека к счастью с жестокой действительностью. Тонкий психологизм, глубокое постижение внутреннего мира человека, искренность художественного выражения самых сокровенных человеческих чувств являются той содержательной основой, которая определяет весь комплекс выразительных средств, который на слух безошибочно воспринимается как индивидуальный композиторский стиль Чайковского.

Одной из главнейших особенностей его музыки является ее редкой красоты мелодичность.

Прежде всего, это связано с русскими народно-песенными истоками, и с итальянской манерой пения bel canto, что не могло не найти отражения в его композиторском стиле

Опера занимала большое место в творчестве Чайковского. По мнению Чайковского, именно опера является самым демократичным жанром в музыке, и в её основе должен лежать простой жизненный сюжет. А либретто должно иметь один чёткий идейно-образный стержень. Мелодия должна иметь естественный вокальный характер, осуждая при этом творчество Вагнера за перенос действия со сцены в оркестр. Также он осуждал и избыточное щеголяние оркестровыми эффектами.

Большинство опер – это лирико-психологические драмы, в основе которых жизнь человека, мысли, чувства.

Ведущей в операх является мелодия, оркестр не заглушает певца, но активно участвует в развитии оперы. В его операх гармонично сочетаются симфоническое развитие и замкнутые оперные формы – арии, дуэты, хоры, ансамбли.

Написал всего 10 опер.

ДЕЙСТВИЕ I




ДЕЙСТВИЕ II


ДЕЙСТВИЕ III


Музыка Чайковского (1840-1893) охватывает широкий круг жанров, раскрывающих глубинные психологические процессы человеческой души посредством их остродраматических внутренних столкновений. Феномен композитора заключался в том, что его музыка пользовалась огромной популярностью при жизни не только в России, но и за рубежом, став

в наши дни интерес к ней не угасает, реализуя мечту композитора о о том, чтобы росло число людей, неравнодушных к его творчеству.

Инструментальное творчество П.И.Чайковского


По словам самого композитора,

  • от лирики (симфония №1) через драму (симфонии №4, 5) – к трагедии (симфония №6);
  • постепенный уход от жанровости в сторону психологизации образов.

Каждое из симфонических произведений несет в себе особую жанровую окраску, выделяя следующие типы симфонизма в творчестве композитора:

Психологическая нагрузка, несомая симфониями Чайковского, отражена в процессе эволюции жанра вальса по пути психологизации (тенденцию развития этого жанра с наделением его психологической нагрузкой композитор подхватывает от М.Глинки). Марши же превращаются в парад злых сил.

Оркестровая музыка Чайковского

Очень редко произведения Чайковского в оркестровке содержат видовые инструменты в качестве колористических; они в его оркестре предназначены, в основном, для насыщения звучания всей группы. Композитор предпочитает чистые тембры, редко смешивая их; трактует инструменты согласно их мелодико-психологической природе.

Именно поэтому, начиная со второй половины ХІХ в., развитие оркестровки в русской музыке двигалось двумя путями:

  • Лирико-психологическая трактовка групп инструментов (П.Чайковский);
  • Виртуозно-колористическая (Н.Римский-Корсаков).

Так, например, английский рожок для Петра Ильича являлся не столько тембром, воплощающим мир востока, сколько – выражающим скорбные переживания; любовная лирика была связана, как правило, с тембром кларнета, тромбоны же и трубы – с олицетворением образа рока.

Тематика произведений П.И.Чайковского

  • Музыка композитора содержит как весьма короткие, лаконичные темы, темы-символы, так и развернутые во времени мелодии широкого дыхания;
  • часто интонационная основа тем внутренне конфликтна: отдельные интонации могут быть отделены от темы, получая самостоятельное развитие (мотивное вычленение). В основном, этот прием обусловлен драматической природой музыки, предполагающей интенсивность и динамику сквозного развития.

В области сонатной формы (традиционно – первая часть 4-частного симфонического цикла, очень часто – и финала) Чайковский совершает ряд открытий, среди которых:

  • особая смысловая роль темы вступления;
  • перетекание разработки темы в зону репризы;
  • отсутствие главной тональности в начале репризы;
  • особая роль коды, где зачастую происходит тематическое преобразование.

В этом отношении композитор открывает принципы симфонической драматургии конца ХІХ – начала ХХ века.

Оперное творчество Чайковского

Оперное наследие композитора включает 10 образцов жанра. В этой области им были восприняты открытия М.Глинки — в своем творчество он реализует:

  • лирико-героическую
  • и сказочно-эпическую линии в операх.

Отличительные особенности оперного жанра композитора

  • многогранность и богатство образного мира героев при относительно несложных по замыслу и драматургии сюжетах;
  • развитие образов протекает в острых, напряженных психологически ситуациях;
  • стремление к сквозному развитию, что приводит к созданию сцен-диалогов, сцен-арий, причем ария сохраняет полную, завершенную форму;
  • характеристика героев основывается на певучих мелодиях широкого дыхания (композитор считал, что опера без мелодии – не опера);

Оперы Чайковского проходят в целом путь эволюции в сторону кристаллизации нового жанра.

Вокальное творчество Чайковского

Вокальные произведения занимают немаловажное место в творческом наследии композитора, придерживающегося здесь романтических тенденций. Подобно М.Глинке и А.Даргомыжскому, Чайковский опирается на традиционный круг романтических интонаций, обогащая и углубляя выразительность мелодики, усложняя фактуру, развивая формы. Это – круг пасторальных образов, лирико-драматическая линия, мир романтической грусти элегического плана, философские и психологизированные образы.

Композитор обращается большей частью к текстам поэтов- современников (Л.Мея, А.Апухтина, А.Майкова, А.Пушкина, зарубежных поэтом – Гейне, Гете и др.).

Ряд романсов композитор объединяет в циклы, руководствуясь их образным содержанием. В последних произведениях прослеживается усиление роли драматической линии в развитии образов.

Музыка Петра Ильича также включает произведения в области:

  • хоровой музыки,
  • духовные произведения,
  • вокальные ансамбли,
  • музыки к спектаклям, т.д.

В своем творчестве П.Чайковский, великий мелодист, олицетворял себя со своими героями, раскрывая, прежде всего, свой внутренний мир, а через себя – переживания людей своего времени. Симфония для него –

Так, музыка композитора, необыкновенно личностная, позволяет назвать его субъективным художником.

Однако талант Чайковского отразил свое время в образах русской природы, где звучат интонации не прошлого, но настоящего (посредством использования жанров песни, романса, т.д.); он широко использует не только русский, но и украинский фольклор.

К какому бы жанру ни обращался композитор, некие общие закономерности, отличающие его неповторимый стиль, делают его музыкальный язык всегда узнаваемым при том, что он – изобретателен, оригинален в каждой своей мелодии. Неслучайно с его именем выдающегося мелодиста ХІХ в. связывают мысль о том, что только в его мелодиях способна выразиться вся полнота композиторской индивидуальности.

А еще мы приготовили онлайн кроссворд о творчестве Петра Ильича — здесь. Разгадай, рискни…

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

« Я желал бы всеми силами, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличив.

Описание презентации по отдельным слайдам:

« Я желал бы всеми силами, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличив.

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. Петр Ильич Чайковский.

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. Петр Ильич Чайковский. (1840-1893)

Музыка Чайковского (1840-1893) охватывает широкий круг жанров, раскрывающих г.

Симфоническое наследие П.И.Чайковского составляют 8 симфоний. Композитор отно.

Симфоническое наследие П.И.Чайковского составляют 8 симфоний. Композитор относился к симфонии как жанру лирическому, что было для его времени необычным. Именно здесь сформировались основные образы и идеи его творчества, пронизывающие всю музыку: противостояние душевной красоты, человечности и – неизбежности, рока, слепой силы ненависти. Между этими крайними силами находится смятенный, ищущий человек, тщетно пытающийся победить роковую предопределенность. Проявившись и оформившись, эта идея со временем будет окрашивать произведения Чайковского во все более трагические тона. Симфоническое творчество

Каждое из симфонических произведений несет в себе особую жанровую окраску. Пр.

Оперное творчество Чайковского многогранность и богатство образного мира геро.

Оперное творчество Чайковского многогранность и богатство образного мира героев при относительно несложных по замыслу и драматургии сюжетах; развитие образов протекает в острых, напряженных психологически ситуациях; характеристика героев основывается на певучих мелодиях широкого дыхания (композитор считал, что опера без мелодии – не опера); Отличительные черты:

Оперы Чайковского проходят в целом путь эволюции в сторону кристаллизации нов.

Обращение П.И.Чайковского к жанру балета не случайно. Его дарованию свойствен.

Обращение П.И.Чайковского к жанру балета не случайно. Его дарованию свойственно ощущение пластичности музыки. Композитор подходит к балету как к симфоническому программному произведению. Принципы симфонизации балета - в этом заключается реформа Чайковского. Драматические принципы оперы и симфонии перенесены в балет - сквозное музыкальное развитие, яркие индивидуальные характеристики, единство целого. Балеты Чайковского

Чайковский считал, что если содержанием оперы должна быть реальность и правди.

Камерно-инструментальные и вокальные произведения. В фортепианных произведени.

Романсы составляют богатейшую часть творчества Чайковского. На протяжении все.

Характерной чертой романсного стиля Чайковского является сочетание широкой п.

Характерной чертой романсного стиля Чайковского является сочетание широкой певучей мелодии с речевой выразительностью, а также единство ритма на протяжении всего произведения. Большую роль играет фортепианная партия, которая дополняет вокальную партию, создавая яркий цельный образ - настроение.

Большая законченность целого достигается посредством интонационного объединен.

Творческое наследие Чайковского вошло неотъемлемой частью в мировое искусство.

Творческое наследие Чайковского вошло неотъемлемой частью в мировое искусство уже при его жизни, с конца XIX века, в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров. Воздействие наследия Чайковского на XX век сказалось не только посредственно через его творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений. Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального искусства. Принципы симфонизма Чайковского развивались в творчестве многих последующих композиторов. Это воздействие проявилось: в идейно-образном содержании музыкальных произведений, в творческом методе композиторов, в особенностях музыкальной драматургии и средств выразительности. Особое влияние творчество Чайковского оказало на исполнительскую культуру XX века - на развитие музыкального театра, на дирижерское и исполнительское искусство. Воздействие проявилось в усилении внимания к психологическому началу и к процессу воспроизведения, развития образа. Музыка Чайковского принадлежит к тем явлениям искусства, которые имеют непреходящее значение в истории культуры всего человечества.

Читайте также: