Черта оседлости это кратко

Обновлено: 02.07.2024

тхум ха-мошав
Два с половиной тысячелетия тому еврейский народ, лишившись своего государства, прошел сложный и тернистый путь становления новой государственности. В начале этого пути евреи, сохраняя религию и национальные особенности, постепенно расселились по всему земному шару. Особенно интенсивно шел процесс расселения в течение последних 500 лет, начиная от изгнания евреев из Испании в 1492 г. и открытия Америки. Этот период истории евреев можно назвать "великим переселением народа".


Европейская Карта черты оседлости евреев в 19 столетии.
Уже до новой эры, в рамках еврейской диаспоры, развивались независимые центры в отдаленных регионах, например, в Александрии и Вавилоне:

Еврейское население, проживавшее после первого раздела Польши (1772) на отошедшей к Российской империи территории было припи-сано к мещанскому и купеческому сословиям, и получило равные права с остальными гражданами России.
В 1772 году в Россию перебрались около 200 тысяч евреев. Российская власть учла специфику уклада их жизни. За евреями были сохранены права на публичное отправление веры и владение собственностью. В 1795 году черта оседлости уже включала 15губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговс-кую (области современной Украины); Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь); Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова).
Евреи пользовались рядом льгот: их не брали в армию, они не платили налогов. Им позволялось заниматься многими видами деятельности, в том числе винокурением и пивоварением, разрешалось учиться, работать ремес-ленниками и мастеровыми.
В 1897 году в мире насчитывалось 7,5 миллиона евреев. Большая их часть, около 5, 25 миллиона, проживали на территории Российской империи: в частности, 3,837 миллиона - в Европейской России, 105 тыс. - на Кавказе, в Сибири и Центральной Азии.
Евреи составляли свыше 50% городского населения Литвы и Белоруссии, а в городахУкраины проживало: русских - 36%, евреев - 30%, украинцев - 27%.
После появления черты оседлости (указ Екатерины II от 13 июня 1794г.) не все евреи ограничивались в правах. Исключение делалось для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, винокуров и пивоваров, лиц, окончив-ших высшие учебные заведения, приказчиков евреев-купцов первой гильдии.
Согласно российским законам того времени, мещане и купцы могли про-живать только в городах и местечках, к которым были приписаны, и были лишены свободы передвижения из одного населенного пункта в другой.
В 1782 г. для купцов Белоруссии было сделано исключение. Сенат разре-шил им переезжать из города в город по коммерческим делам. Вскоре евреи-купцы из Белоруссии появились в Москве и Смоленске.


Черта́ осе́длости (полное название: Черта́ постоя́нной евре́йской осе́длости [1] ) — в Российской империи с 1791 по 1917 год (фактически по 1915 год) — граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (то есть иудеям [2] ), за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, например, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам, караимы.

Территория черты оседлости была первоначально определена указом Екатерины II 1791 года как территория России, где дозволялось селиться и торговать евреям. Она возникла после Второго раздела Речи Посполитой, когда её восточные территории, вместе с местным еврейским населением, отошли к Российской империи. Черта оседлости охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки, поскольку в сельской местности проживание также не дозволялось) значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, а также части территории современной Украины, соответствующей южным губерниям Российской империи [3] .

Содержание

История

С третьим разделом Польши в состав черты вошли губернии Виленская и Гродненская.

География черты оседлости

В черту оседлости входили специально отведённые местечки в следующих губерниях:

    ; ; , включая Себежский и Невельский уезды (ныне — часть Псковской области), Велижский уезд (в настоящее время — часть Смоленской области) и три Инфлянтских уезда (сейчас — часть Латвии); ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; , включая Суражский, Мглинский, Новозыбковский и Стародубскийуезды (в настоящее время в составе Брянской области).

Кроме того, в черте оседлости оказались все десять губерний Царства Польского. Из черты оседлости были исключены Киев (евреям дозволялось жить только в некоторых частях города), Николаев, Ялта и Севастополь.

Практика применения ограничений по черте оседлости в разное время

Даже временный выезд из черты оседлости для евреев был осложнён. Проживание евреев в соответствии с указом о черте оседлости разрешалось лишь в специально оговоренных городах и местечках, но не в сельской местности. Результатом этих ограничений, а также ограничений в выборе занятия, явилась чрезвычайная скученность и нищета в местечках в пределах черты.

Запрет не распространялся лишь на купцов первой гильдии (но только после 10-летнего пребывания в гильдии в пределах черты оседлости), лиц с высшим образованием, средний медицинский персонал; цеховых ремесленников (записанных в ремесленные цехи — архаичные сословные учреждения), и отставных нижних чинов, поступивших на службу по рекрутскому набору.

Необходимо заметить, что поступление в первую гильдию было возможным при выполнении двух условий: получения промыслового свидетельства определенного разряда (на начало XX века стоило 500 рублей в год) и получения гильдейского свидетельства (на начало XX века — 75 рублей в год); ни фактическое занятие какой-либо промышленной или коммерческой деятельностью, ни согласие самой гильдии на вступление не требовались. Таким образом, вступление в купечество первой гильдии по существу представляло возможность снять с себя ограничения в проживании при условии уплаты около 6000 рублей и десятилетнего ожидания, что было неприемлемо дорого для большинства евреев.

Следующие способы вырваться из черты оседлости — получение образования и приписка к ремесленному цеху — были связаны со своими сложностями. В высших учебных заведениях с 1880-х годов действовала процентная норма — допустимый максимум студентов-евреев (3 % в столицах, 5 % в прочих городах, 10 % в черте оседлости). Ремесленные цехи во всех городах черты оседлости, кроме Одессы, в 1880-х были распущены.

Фактически черта оседлости прекратила существование 19 августа 1915 года, когда управляющий Министерством внутренних дел разрешил, в виду чрезвычайных обстоятельств военного времени, проживание евреев в городских поселениях вне черты оседлости, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министров императорского двора и военного (то есть, дворцовых пригородов Санкт-Петербурга и всей прифронтовой полосы) [11] . Отмена черты оседлости не представляла собой смягчение политики по отношению к евреям; наоборот, значительная часть черты оседлости попала в прифронтовую зону, и правительство считало, что евреи, рассматриваемые им как неблагонадежный элемент, будут представлять меньшую опасность в других местностях.

Черта оседлости была отменена Временным правительством после Февральской революции, хотя фактически после начала Первой мировой войны около 500 000 евреев было насильственно выселено из прифронтовых северных губерний и переселено в другие губернии России, главным образом Екатеринославскую, Херсонскую и Подольскую. [12]

В связи с недавним высказыванием вице-спикера Госдумы Петра Толстого о черте оседлости тема, давно уже ставшая достоянием пыльных архивов, неожиданно вновь стала актуальной. В социальных сетях с жаром обсуждают черту оседлости и пытаются понять ,что конкретно подразумевал Толстой. При этом немногие представляют себе, чем она являлась в реальности и в чём заключалась её суть.

Появление

До екатерининских времён никакой черты оседлости в Российской империи не было, хотя евреи, несомненно, были, правда в незначительном количестве. Черта оседлости была введена в 1791 году и была связана с тем, что по итогам нескольких разделов Польши в составе России оказалась значительная часть польских земель. А Польша к тому моменту была страной с наибольшим количеством еврейского населения. И после раздела Посполитой всё её население превратилось в подданных российского монарха.

Екатерина II решила, что многочисленное еврейское население, доставшееся от Польши, следует ограничить специальной чертой проживания. Согласно указу императрицы, евреи должны были жить там же, где они жили до включениях их земель в состав России. Проще говоря, им было запрещено перебираться в русские города, за редким исключением.

Позднее указ был более детально регламентирован последующими монархами, и уже в XIX веке были чётко ограничены территории, на которых в Российской империи дозволялось жить еврейскому населению. В число этих территорий входили 15 губерний, все они располагались на территории нынешних Польши, Украины, Литвы и Белоруссии.

Чем было вызвано появление черты оседлости

Считается, что введение черты оседлости было пролоббировано влиятельными купцами. К концу XVIII века, когда Польша вошла в состав России, евреи уже имели славу выдающихся торговцев и банкиров. Более того, многие европейские правители имели при себе гоф-фактора — нечто вроде финансового помощника, чаще всего еврея. Ценилось именно еврейское происхождение, поскольку только они имели организованные диаспоры во всех европейских странах, что позволяло прокручивать деньги почти так же быстро, как в современных банках.

Купцы, разумеется, опасались, что хлынувшие в города евреи, как и другие инородцы, создадут диаспоры, быстро завладеют всей торговлей и разорят их. Духовенство также опасалось появления в городах больших масс лиц нехристианского вероисповедания. Нации в те времена ещё не изобрели, поэтому основным мобилизующим и объединяющим фактором была религия. И представители отличающихся от доминирующих в регионе религиозных групп повсеместно сталкивались с подозрительностью и недоверием. А власти стремились ограничить контакты между различными религиозными течениями, в Европе в те времена практически повсеместно считалось, что иудеи нелояльны власти.

Исключения из правил

Хотя формально евреям запрещалось проживать вне губерний, отведённых им под место жительства императорским указом, на деле всегда было немало лазеек и исключений. Самым простым способом снять любые дискриминирующие ограничения была смена веры. В том случае, если еврей принимал православие или лютеранство, все ограничения с него моментально снимались, поскольку они касались не евреев, а иудеев, т.е. лиц, придерживающихся иудаизма. Однако в те времена к вопросам веры относились серьёзно и далеко не каждый мог себе позволить сменить веру предков, тем более что и в еврейской общине т.н. выкресты подвергались очень суровому осуждению вплоть до конца XIX века.

Второй способ — получить высшее образование. На лиц с высшим образованием не распространялись ограничения, связанные с чертой оседлости, и они могли свободно жить где угодно. Однако университетов в стране было не так уж много, и, кроме того, были опасения, что многие пожелают воспользоваться этой лазейкой, поэтому в университетах была введена процентная квота на число учащихся-евреев, соответствующая их пропорции от общей численности населения (если университет находился в черте оседлости, квота повышалась).

Третий способ — получить нужную профессию. В число нужных городских профессий входили аптекари, фельдшеры, повитухи, врачи, стоматологи. Кроме того, разрешалось жить вне черты оседлости бывшим кантонистам (рекрутам из числа евреев, набираемых по спецнабору), отслужившим в армии. Также в числе тех, кто мог жить в любом городе, были ремесленники, но с обязательным условием быть записанными в ремесленный цех. Вместе с этими людьми разрешалось жить и их семьям.

Четвёртый способ — самый сложный. Стать купцом первой гильдии. Всего было три купеческих гильдии, и в первую входили самые богатые и крупные купцы, сейчас их назвали бы миллионерами.

Пятый способ — пригодный только для женщин. Можно было самовольно уехать из черты оседлости и записаться в проститутки. Тогда вместо паспорта женщине выдавался т.н. заменительный билет, более известный как "жёлтый билет", который разрешал ей заниматься проституцией при условии постановки на учёт в полиции. Способ малопригодный, поскольку, получив однажды жёлтый билет, в дальнейшем было очень трудно устроиться на какую-либо другую работу.

Шестой способ — эмигрировать в другую страну. Желающим уехать не чинилось никаких препятствий. По понятной причине, способ не пригоден для тех, кто переезжать в другую страну не планировал.

Всем остальным черту оседлости разрешалось покидать, но только на время. В частности, срок, на который житель покидал черту оседлости, не должен был превышать шести недель. Кроме того, он обязательно должен был иметь паспорт, выданный губернатором. Получить такой паспорт можно было, только внятно объяснив свою цель путешествия за пределы черты.

Правила проживания евреев в специально отведённых им местах постоянно изменялись на протяжении XIX века, постепенно смягчаясь. В общей сложности черта оседлости просуществовала в России около 120 лет. Де-факто она была отменена в годы Первой мировой войны в 1915 году, когда евреям в условиях угрозы наступления немецких войск было разрешено селиться где угодно, за исключением Петербурга и его пригорода. Официально же черта оседлости была отменена уже Временным правительством весной 1917 года.

ЧЕРТА́ ОСЕ́ДЛОСТИ (чер­та по­сто­ян­ной евр. осед­ло­сти), часть тер­ри­то­рии Рос. им­пе­рии, внут­ри ко­то­рой раз­ре­ша­лось по­сто­ян­ное про­жи­ва­ние лиц иу­дей­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния (в слу­чае пе­ре­хо­да в хри­сти­ан­ст­во ог­ра­ни­че­ния от­ме­ня­лись) и дея­тель­ность евр. ор­га­нов са­мо­управ­ле­ния и су­да. При­чи­ной вве­де­ния Ч. о. ста­ли жа­ло­бы от моск. ку­пе­че­ст­ва на ев­ре­ев, ко­то­рые яко­бы про­да­ва­ли кон­тра­банд­ный то­вар по низ­ким це­нам, и от куп­цов-иу­де­ев, ко­то­рым от­ка­зы­ва­ли в за­пи­си в смо­лен­ское ку­пе­че­ст­во (1790). Ука­зом имп. Ека­те­ри­ны II от 23.12.1791(3.1.1792) бы­ла оп­ре­де­ле­на Ч. о. как тер­ри­то­рия, где иу­деи име­ли пра­во сво­бод­но се­лить­ся и тор­го­вать (Бе­ло­рус­сия, Ека­те­ри­но­слав­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во и Тав­ри­че­ская обл.). В даль­нейшем Ч. о. рас­про­стра­не­на на тер­ри­то­рии, вклю­чён­ные в Рос. им­пе­рию по 2-му и 3-му раз­де­лам Ре­чи По­спо­ли­той (1793–95), а так­же на Кур­лянд­скую губ. (1799) и Бес­са­раб­скую обл. (1818). К кон. 19 в. Ч. о. вклю­ча­ла гу­бер­нии Бес­са­раб­скую, Ви­лен­скую, Ви­теб­скую, Во­лын­скую, Грод­нен­скую, Ека­те­ри­но­слав­скую, Ки­ев­скую, Ко­вен­скую, Мин­скую, Мо­ги­лёв­скую, По­доль­скую, Пол­тав­скую, Тав­ри­че­скую, Хер­сон­скую, Чер­ни­гов­скую; ев­реи име­ли так­же пра­во сво­бод­но­го про­жи­ва­ния в Цар­ст­ве Поль­ском (офи­ци­аль­но в Ч. о. не вхо­ди­ло). Пе­рио­ди­че­ски из Ч. о. изы­ма­лись отд. го­ро­да и тер­ри­то­рии, где ев­ре­ям за­пре­ща­лось жи­тель­ст­во (Ки­ев, Ни­ко­ла­ев, Се­ва­сто­поль, Ял­та и др.).

Читайте также: