Человек в религиозной картине мира кратко

Обновлено: 02.07.2024

Введение 3
1. Проблема человека в истории философии 5
2. Религиозная картина мира и место человека в ней 7
3. Представление о человеке в основных мировых религиях 9
3.1 Место человека в христианстве 9
3.2 Представление о человеке в исламе 11
3.3 Человек в буддизме 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

В истории человеческой культуры рождались и умирали различные виды и формы религий. Но среди них есть и такие, которые доказали свое непреходящее значение для духовной жизни больших масс людей.
Основными мировыми религиями общепринято считать буддизм, христианство и ислам.
В них разработаны религиозные догмы и исходные философские элементы, характеризующие веру в Бога как уникальный духовный феномен общечеловеческой культуры.
Религиозные представления были характерны для человечества с древнейших времен. Исторически религия возникает в тот момент, когда человек стал способен к представлению существования сверхъестественных существ, среди которых изначально существовал в первичных представлениях дух. Предки современных людей не были способны к объяснению очевидной противоречивости двойственного феномена, который связан со сновидениями, когда человек в состоянии сна, он недвижим, а его двойник может свободно перемещаться в пространстве.
Религия является общемировым социальным институтом, состоящим из многих тысяч форм и видов религиозных верований. Тем не менее, одной принципиальной чертой они похожи друг на друга: выделением и различением сакрального и профанного. То, что свято, способно внушать ужас, а также почтение и глубокое уважение. Оно имеет необычные, сверхъестественные и подчас опасные качества, и поэтому общением с ними возможно только с помощью особых ритуалов (молитв, заклинаний, ритуальных очищений). К священных объектам можно отнести Бога, короля, солнце, луну, скалу, дерево или какой-либо символ, например, крест.
Противоположным святому является то, что ординарно, что не входит в мир сверхъестественного. Но нечто становится сакральным или остается ординарным только, если в качестве такового оно получает определенное социальное определение, которое подобному объекту приписывается сообществом верующих.
Важнейшая социальная функция религии в истории заключается в поддержании целостности определенной социальной системы.
Центральным вопросом каждой из религий является вопрос о месте человека во Вселенной.
Человек - великая, непостижимая до конца тайна. Во все эпохи мыслители были очарованы этой тайной, пытаясь постичь ее. Но тайна человека скрыта в его происхождении. Не случайно не сокращается число работ, посвященных проблеме антропосоциогенеза. Только за последние десятилетия в нашей стране вышли работы, написанные И. П. Андреевым, В. П. Алексеевым, Б. Ф. Поршневым, С. С. Батениным, Ю. И. Ефимовым, Ю. И. Семеновым, В. И. Стрельченко, Т. О. Бажутиной, В. Ф. Сержантовым, В. П. Казначеевым, В. Б. Сапуновым, В. М. Буренем и др., посвященные человеческой предыстории.
Цель данной работы – рассмотреть место человека в религиозных картинах мира.
Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи:
- охарактеризовать проблему человека в истории философии;
- исследовать религиозную картину мира и место человека в ней;
- проанализировать представление о человеке в основных мировых религиях.
Проблема человека в истории философии

3.1 Место человека в христианстве

Религиозная картина мира – это система наиболее общих религиозных представлений о мире, характерная для группы верующих. Она имеет универсальные компоненты, которые повторяются независимо от конфессиональной принадлежности человека. Такая картина, в первую очередь, объясняет строение мира. В ней всегда есть представление о двух планах реальности, или двух реальностях: естественной и сверхъестественной. Она всегда содержит представление о происхождении мира и его будущем.

Религиозное сознание отличается символизмом образов и представлений,
т. е. содержание последних не сводиться к их прямому значению, а наоборот чаще обозначает что-либо из сверхъестественной реальности, презентует это,
а иногда и замещает в этой реальности. Религиозный образ предстает как религиозный символ, а он, как и любой символ, заключает в себе множество тесно переплетенных в единое образов. С одной стороны, сложность религиозного символа позволяет транслировать сразу несколько смыслов, но с другой, – затрудняет понимание содержания религиозного образа, сознанию верующего проще и понятней интуитивное восприятие религиозного образа. Поэтому религиозному человеку очень трудно объяснить рационально предмет своей веры, но легко говорить о нем, приводить его в качестве обоснования своих рассуждений.

Другой специфической чертой религиозного сознания является наглядность и повышенная эмоциональность. Несмотря на символизм своего содержания, религиозные образы всегда конкретны в своей наглядности. Это можно увидеть, например, в притчах Иисуса Христа, который на примерах обычной жизни людей объяснял реалии и законы сверхъестественного мира. Или же, например, в проповеди Мухаммеда, которая редко выходит за пределы обыденных ситуаций, советы Корана всегда конкретны. При этом наглядность не может бать произвольной, она всегда отражает специфику верующих. В религиозном сознании фиксируются только привычные представления, даже фантастические образы мифологических существ можно разложить на простые составляющие. Трудно представить критского минотавра с головой неизвестного критянам верблюда.

Третьей характерной чертой религиозного сознания является консерватизм, но это не обозначает его неизменности. Религиозное сознание меняется и довольно интенсивно, но при этом не происходит его сущностных изменений. Могут меняться образы, символы или религиозные конструкции, но они всегда будут соотносимы с прежними образами, представлениями и конструкциями.

Все религиозные представления связаны между собой и выстраиваются в стройную религиозную картину мира. Религиозная картина мира – это система наиболее общих религиозных представлений о мире, характерная для группы верующих. Она имеет универсальные компоненты, которые повторяются независимо от конфессиональной принадлежности человека. Такая картина, в первую очередь, объясняет строение мира. В ней всегда есть представление о двух планах реальности или двух реальностях – естественной и сверхъестественной. Она всегда содержит представление о происхождении мира и его будущем. Есть две религиозные версии происхождения мира, согласно первой, мир формировался как преодоление хаоса – такого состояния, в котором все существовало, но не было порядка. Такую версию часто называют мифологической, она характерна, в частности, для греческой, египетской и индийской мифологии. Собственно миром в такой картине может быть признан лишь новый установившийся порядок, за которым и следят многочисленные мифологические существа.

Согласно второй версии, мир является результатом творения, осуществленного сверхъестественным существом. Если это творение осуществлено из ничего, т. е. миру ничто не предшествовало и для его творения не были использованы посторонние средства, то такая позиция называется креационизмом. Креационизм присущ всем авраамическим религиям, где Бог сотворил мир своей волей за шесть дней.

Не менее важной составляющей религиозной картины мира является представление о конце света, о завершающей фазе его существования. Такое представление называется эсхатологией, корни которой восходят опять же к первобытным верованиям, для которых характерно убеждение в том, что то, что однажды возникло, обязательно когда-нибудь исчезнет. Вечно лишь то, что существовало до возникновения мира, то, что относится к сверхъестественному.

Следующим компонентом религиозного мировоззрения являются ценностные нормативные представления. Совокупность и обоснования их правильности можно назвать религиозной наукой жизни, которая является прямым продолжением религиозной картины мира. Если представить религиозную картину мира как карту, то наука жизни будет компасом и маршрутом, которого следует придерживаться для безопасного следования. Религиозные ценности существуют объективно для верующих, они являются неотъемлемой частью мира, на их основе в мировоззрении формируются представления о добре и зле, о счастье и несчастье, о ценности и смысле жизни. Нормы же определяют правила одобренного свыше существования в мире, они показывают и подсказывают, как правильно реализовать свое ценностное отношение и как соотнести свое поведение с ценностями.

Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.

Главный вопрос для человечества – это определение места человека в природе и его отношение к Космосу. Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и помогает ориентироваться в бытии. Она формирует образ вселенной и человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей.

Мифологическое постижение мира, как целостности имеет созерцательное основание и предстает в виде конкретно-чувственного образа, в котором воспринимаемое и воображаемое человеком слиты воедино, а сам образ мира включает человека во все стороны космического целого.

Основной элемент любой религиозной картины мира — образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный характер, так как вторична, есть результат, проекция другой — настоящей, истинной реальности — Бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Они-то и определяют жизнь людей во всей полноте ее бытия. Таким образом, специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависимой от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкретных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, христианской и др.

Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности, и естественнонаучную картину мира. Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.

В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно. Философское знание - это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

В Древней Греции человек создан богами. Боги похожи на людей, а люди на богов. И боги и люди имеют судьбу и не могут ее изменить. Человек должен принимать все, что посылает ему рок. Когда люди умирали, они попадали либо в подземное царство Аида и там расплачивались за грехи. Либо отправлялись на Елисейские поля, блаженные острова, рай. Цель человека – прожить жизнь как положено. Ни смотря на удары судьбы. Таким образом, судьба человека в Древней Греции несчастна, он ничего не может изменить

В буддизме судьба человека печальна. Человек низшая форма, подчинен карме. После смерти, согласно сансаре, душа переселяется в новое тело и продолжает страдать. Мудрый человек тот, кто отказывается от желаний и переходит в состояние нирваны, при этом его личность растворяется в пустоте. Цель человека – потеря индивидуальности, личности.

В христианстве судьба человека трагична. Грех Адама и Евы оторвал их от бога. Человек грешен, даже младенец. Всех людей ждет страшный суд. Одни обретут вечные муки, другие вечное блаженство. Тот, кто хочет спастись, должен вести нравственный образ жизни, молиться и твердо верить в Бога.

У любого народа, у каждого человека есть представления о реальности. Во все времена, начиная с древности и по настоящее время, человек интересовался тем, как устроен окружающий его мир, искал объяснения природным явлениям и событиям, пытался объяснить происходящее вокруг при помощи имеющихся знаний. Каждому отрезку времени соответствует свое представление об устройстве мира. Картина мира древних индейцев отличается от картины мира средневековых рыцарей и т. д.

На современном этапе выделяются следующие виды картины мира:

  • философская
  • религиозная
  • мифологическая
  • научная.

Понятие картина мира несет в себе ответ на важный мировоззренческий вопрос, который касается сущности человека и его места в мире. Ответ на данный вопрос у каждого человека свой, и именно от этого выбора зависит ориентация развития человечества, ценности, определяющие это развитие и его цели.

Несмотря на то, что картины мира отличаются друг от друга, существуют и общие черты. К таким объединяющим чертам относятся:

  • В каждой картине мира существуют представления о существующих в мире объектах. Каждая картина мира рассматривает разнообразие объектов – живые – неживые, земные – сверхъестественные, животные – люди, и т.д.
  • Каждая картина мира имеет представление об организации и взаимодействия объектов, то есть другими словами любая картина мира дает представление о существующих в мире объектах.
  • В каждой картине мира присутствует представление о пространстве и времени, о начале и конце
  • Каждая картина мира определяет место человека в мире
  • В любой картине мира есть представления о законах, которым подчиняются все элементы мира
  • Каждая картина мира пытается найти ответ на вопрос о смысле происходящих процессов и явлений.

Философская картина мира

Философская картина мира рассматривает мироздание через призму взаимоотношений человека и мира со всех сторон – отнтологической, познавательной, ценностной и деятельностной. Философские картины мира не похожи друг на друга. Философия является теоретическим способом освоения мира, и этим объясняется ее отличие от религиозной и мифологической картины мира. Теоретический способ познания мира отличается тем, что человек осуществляет познавательную деятельность через понятия, умозрительно – в словах и мыслях. Философское знание является знанием живого человека. Этим обусловливается то, что наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках философской картины мира, ввиду того, что философия включает множество школ и направлений, различают идеалистическую и материалистическую картину мира, космоцентрическую и теоцентрическу и т.д.

Мифологическая картина мира

В мифологической картине мира считается, что все объекты, существующие в мире, живые, они имеют душу. Существует несколько миров – мир животных, мир живых, мир мертвых и т.д. И все эти миры и сущности, населяющие их, подчиняются огромному количеству законов, нарушение которых имеет серьезные последствия. Например, чтобы брошенный камень летел точно в цель, необходимо с ним договориться; прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения.

В мифологической картине мира внутри большого мира существует огромное количество маленьких миров, каждый из которых имеет свое пространство и время. Мир представляется неким полем битвы, на котором каждое существо пытается достичь своей цели, а человеческая жизнь сводится к попытке выживания в этом жестоком мире, которое населено страшными существами и наполнено силами, неподвластными человеку.

Согласно мифологической картине мира, все существа подчиняются Року – мировому закону. Боги в мифологической картине мира не всесильны, они также подчинены Року, а сверхъестественное и естественное существует бок о бок, сливается воедино.

Религиозная картина мира

Религиозная картина мира предполагает, что все существующее в мире создано Богом – всесильным, всемогущим, обладающим абсолютной властью. Бог сотворил человека по образу и подобию своему.

Религиозная картина мира ставит человека в центр мироздания, однако предполагается, что есть силы выше человека – это ангелы и демоны. Существование всех объектов подчиняется законам, нарушение которых означает неповиновение воле Бога, и несет тяжелые последствия. Понимание того, чем является Бог, выше человеческого разума, и от человека требуется лишь беспрекословная вера. Религиозная картина мира определяет, что всему есть начало и конец, в том числе и миру. Началом мира является тот момент, когда его создал Бог. И однажды настанет конец света, когда существующему миру придет конец. Смысл существования человека в религиозной картине мира сводится к тому, чтобы беспрекословно принять и исполнять Божью волю.

В каждой религии картина мира имеет свои особенности, это позволяет выделить христианскую, мусульманскую, буддийскую и др. картины мира.

Научная картина мира

В основе научной картины мира лежит представление о том, что в пространстве и времени есть материальные тела, которые состоят из мельчайших частиц, что называются атомами. Атомы вечны, в отличие от самих тел, состоящих из них. Атомы движутся в пространстве, подчиняясь законам, эти же законы управляют всеми процессами в мире. Соответственно, любое явление, любое изменение имеет свою причину, и если объяснения какому-либо явлению не найдено, значит, это просто вопрос недостаточности знаний и исследований. Согласно научной картине мира, цели у человеческой жизни, природы, истории никакой нет, все лишь существует, подчиняясь вечным законам. Эти понятия присущи первой научной картине мира.

Возможно, с развитием человечества, появится третья научная картина мира, которая внесет изменения в существующую.

Читайте также: