Человек раб природы кратко

Обновлено: 07.07.2024

2500 лет назад в древнегреческом городке Елей произошло что то удивительно, повлиявшее на историю развития всей европейской культуры, в этом городке появились мудрецы которые стали утверждать, что мир развивается по гармоничным законам, и даже боги - если они есть, должны подчиняться этому закону! Уже тогда, им древним грекам, стало понятно что нельзя однозначно оценивать наше место в природе, мы не её рабы, но и не хозяева. Мы её часть. Часть которой дано решать самой, будет она как раковая опухоль в организме планеты или сможет стать её мозгом. ..А вы - раб природы! Если вы только прилетели из прошлого и не в курсе куда попали. То сейчас 21 первый век. У человечества не все гладко, но кое что оно уже может.

А вы осознаёте, что задали вопрос с лингвинистической ошибкой?

В какой-то степени человек - раб природы, потому что в любой момент природа может вмешаться в деятельность человека (землетрясения, наводнения, торнадо и т. д.). А вообще человек - дитя природы, так как он постоянно учится у неё и приспосабливается к жизни в тех или иных условиях (наблюдения за животными открыли много лекарственных растений, северные народы одеваются в меха из животных, так как животные в таких условиях выживают в своих шкурах, а человек
относительно недавно изобрел аналоговую по теплоизоляции одежду, наблюдая за растениями у природы, учится выращивать их, использует и астрологический календарь посадок и ухода за растениями и т. д., даже наблюдение за поведением, действиями и движениями животных - и человек изобрел новый вид борьбы (например, карате). Животные помогают в испытаниях новых лекарств, помогли в освоении космоса (собаки Белка и Стрелка - почти первые космонавты), у рыб - научились плавать, у птиц - летать, животные учат людей и доброте, лечат (дельфинотерапия) т. д. и т. д. Сколько мудрых советов можно было найти у людей, живших на природе, в природе, а ведь их научила выживать природа и их наблюдения за ней.

Тема взаимоотношений человека и природы - одна из ключевых в философской и научной мысли. Причем разброс мнений о характере отношений "человек - природа" весьма широкий. Одни мыслители и ученые утверждали (и утверждают), что в этих отношениях человек выступает в качестве властителя, хозяина природы, а другие, наоборот, полагают, что человек находится в сильной (буквально рабской) зависимости от природы.

Так кто же прав? Кто есть раб, а кто господин? Размышляя на тему законов в своей работе "Наука закона" святитель Николай Сербский говорит, что положение человека по отношению к природе напрямую зависит от его (человека) отношения к Богу.

Создавая мир и человека, Бог поставил человека над природой, сделал его хозяином, господином природы: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1:28). Господствующее положение человека по отношению к природе также вытекает из следующего наставления Бога человеку: "И взял Господь Бог человека (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2:15).

Наконец, об этом же свидетельствует повеление Бога человеку наречь имена всем тварям (Быт. 2:19-20). Бог торжественно вручил первозданному Адаму право власти как "великое наставление, показывающее, что истинный Владыка тварей есть Бог, и что человек должен пользоваться даруемым ему владычеством в совершенном послушании и преданности воли Божией. Ему поручено было также хранить рай (Быт. 2:15) не столько от тварей, подчиненных ему, сколько от собственного своего невоздержания", - замечает святитель Филарет Московский (Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на книгу Бытия. М.: Русскiй Хронографъ, 2004. С. 53, 75).

Согласно библейско-святоотеческому учению, первозданный Адам получил в дар от Творца царственное достоинство (Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. СПб.: АХIОМА, 1995. С. 13-21). Священник Олег Мумриков в статье "Христианство и экологический кризис: православный взгляд на проблему" пишет: "Он (первозданный Адам - В.К.) несет ответственность перед Богом за весь Космос, является единым и в то же время духовно-материальным существом, соединяющим в себе все творение".

Увы, первые люди не оправдали высокого доверия Бога, после первого грехопадения (нарушение запрета на вкушение плодов с древа познания добра и зла) они были изгнаны за пределы рая. Это самым радикальным образом поменяло положение человека по отношению к природному миру. Люди захотели стать "как боги" (Быт. 3:5), а в результате получили проклятие земли: "Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3: 17-19).

В послании Апостола Павла к римлянам мы читаем о том, что страданиям подвергся и сам человек, и всякая тварь, которая под ним находилась: "Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим. 8:20-23).

А вот как образно описал святитель Николай Сербский жалкую судьбу изгнанного из рая человека, его превращение из хозяина в раба природы: "Изгнание из рая, или удаление человека от предстояния пред ликом Божиим, имело своим последствием то, что человек, бывший прежде властелином природы, стал рабом природы. Он, питавшийся вблизи Бога каждым словом Божиим, то есть духом и истиной, иначе говоря, духовным смыслом и значением всякой сотворенной твари, теперь стал питаться зеленью полевой, желая иногда наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи (Лк. 15:16). Но и это ему никогда не удавалось в полной мере" ("Наука закона", глава VII "Истина и ее символы").

Онтологическая взаимосвязь духовного состояния человека и состояния земной природы была показана и осмыслена в традиции святоотеческого богословия Владимиром Николаевичем Лосским (1903-1958). Согласно Божественному замыслу, высшая в иерархическом отношении часть первозданного человека - дух - должен был жить исключительно Богом, душа - духом, физическое тело - душой. Но в результате грехопадения прародителей и неправильного расположения ума, чувств и воли у современных людей "дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными Душа, в свою очередь, становится паразитом тела - поднимаются страсти. И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, и так обретает смерть" (Лосский В. Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. М., 1991. С. 253).

По словам Лосского, человек ответственен за мир именно потому, что он есть то слово, тот логос, в котором мир может высказываться, и "только от нас зависит - богохульствует он или молится" (указ. соч. С. 242).

Отношения между падшим человеком и природой приобретают характер самой настоящей войны, человек хочет "покорить природу". Посылая человека в космос или перекрывая Енисей, ему кажется, что он, наконец, сумел выиграть эту войну. Но это самообман, иллюзия. Срабатывает эффект бумеранга, который в современных условиях принято называть "экологическим кризисом" и который способен принести человечеству множество неприятностей или даже уничтожить его. На это обращается внимание в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви:"Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души" (Разд. 13:5).

Святитель Николай Сербский пишет в "Науке закона" о том, что по мере того как человек отпадал от Бога, он потерю Духа пытался компенсировать приобретением контроля над материальной природой. Человек в силу образовавшейся слепоты подменил сущность (солнце Духа) формой (тени, символы материального, природного мира): "Но лишь только у прародителей после отпадения от Бога телесные помышления стали преобладать над духовными, солнце Духа для них скрылось за темными тучами, и они оказались в царстве смертных и сиюминутных символов, в царстве изменений, беспокойства и смерти. Форма заслонила сущность, явление затемнило смысл, видимое встало пред невидимым; картины заслонили Художника, за многими песнями невозможно стало услышать Поэта".

Следствием такой подмены стало полное забвение закона духовного и фанатичное увлечение законами физическими, природными: "Закон духовный был забыт, и его место в разуме человеческом заняли придуманные законы физические, или законы природы, естественные законы".

Итак, современный человек имеет безграничную веру в природу, ей он поклоняется, он ее раб. Развивая свои знания в области естественных наук, он становится жертвой самообмана: ему кажется, что он постигает истину. На самом деле он все более погружается в тень и удаляется от истины: "Но как только человек признал природу богом, он начал считать природу законодателем и признал законы природы. Истина для него была потеряна, и человек в полном замешательстве оказался в тени истины" (глава VII "Истина и ее символы").

Признаюсь, что тема "Человек и природа" для меня является далеко не новой. И кандидатская, и докторская диссертации у меня были по экономическим проблемам охраны окружающей среды. Мною были прочитаны на русском и иностранных языках сотни книг и статей по вопросам экологии и природопользования. Но, увы, многознание пониманию проблемы не помогало, общая картина не выстраивалась. А потому, что в мысленной конструкции не было третьего и самого главного элемента - Бога.

Но все сложные и, на первый взгляд, запутанные вопросы по теме "Человек и природы" мне стали понятны лишь после того, когда я прочитал в Евангелии следующие слова: "Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф.17:20). Похожие слова имеются также в другом месте Нового Завета: "Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам" (Мк.11:22-24).

Многие святые высказывались по поводу этих замечательных строк Евангелия. Вот, например, святитель Иоанн Златоуст: "Скажешь, где они сдвинули с места гору? Я скажу, что они сделали гораздо более, воскресив тысячи мертвых. Ибо не столько нужно силы, чтобы передвинуть гору, сколько - чтобы выгнать из тела смерть. Между прочим, повествуют, что святые, после них жившие и их гораздо меньшие, передвигали и горы, когда требовала того нужда. Поэтому очевидно, что и апостолы могли бы сдвинуть, если бы только нужно было, но не было тогда нужды. А, может быть, это и случилось, но нигде не упоминается, ибо не все чудеса описаны. Подивись здесь их любомудрию и силе духа: любомудрию, что не скрыли своей слабости, силе духа, потому что тех, которые не имели веры и с зерно горчичное, в короткое время Господь так возвысил, что потекли в них реки и источники веры".

А вот и фрагмент из жития преподобного отца нашего Марка Афинского (ок. 270-400), имеющий отношение к обсуждаемой нами теме:

"Потом он спросил меня:

- Есть ли ныне среди мира некоторые святые творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф.17:20).

В то время как святой произносил эти слова, гора сдвинулась со своего места приблизительно на пять тысяч локтей и приблизилась к морю. Святой Марк, приподнявшись и заметивши, что гора двигается, сказал, обратясь к ней:

- Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но я беседовал с братом; посему ты встань на место свое!

Когда только он сказал это, гора действительно стала на своем месте. Увидав сие, я упал ниц от страха. Святой между тем, взяв меня за руку и поставив на ноги, сказал мне:

- Разве ты не видывал таких чудес в течение дней жизни твоей?

- Нет, отче, - отвечал я.

Тогда святой, вздохнувши, горько заплакал и сказал:

- Горе земле, потому что христиане на ней таковыми только по имени нарицаются, а на деле не таковы!"

Впору и нам заплакать, ибо слова преподобного Марка Афинского относятся к нам с вами.

Человек — часть природы. Всё, что ему необходимо для жизни — пищу, одежду, топливо и др., — он получает из окружающей среды. Таким образом, природа — источник всех средств существования людей.

Долгое время человек не нарушал существующее в природе равновесие. Но постепенно людей становилось больше, им требовалось всё больше и больше пищи. Древние люди стали охотиться на крупных животных и погубили многих из них. Учёные считают, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определённую роль сыграли древние охотники.

Это были первые потери природы от рук человека. Шли годы, росло население Земли, число городов. Менялась жизнь людей: человек создал множество машин, облегчающих его труд, и средства передвижения, построил города и проложил дороги, освоил воздушное и водное пространства, поднялся в космос. В настоящее время человек всё больше и больше преобразует окружающую его природную среду.

Человеку под силу двигать горы, осушать болота и моря, создавать искусственные озёра и реки, поворачивать русла рек.

В настоящее время ежегодно на земном шаре добывают до 100 млрд т горных пород, выплавляют около 800 млн т различных металлов, в почвы вносят около 500 млн т минеральных удобрений, сжигают до 3 млрд т нефти.

Только один автомобиль ежегодно поглощает до 4 т кислорода!

Такая деятельность человека часто приводит к печальным экологическим последствиям. В крупных городах воздух и водоёмы сильно загрязнены промышленными выбросами. Полностью изменился облик многих районов Земли: на них исчезли леса, плодородные земли, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

Кратко природа и человек. Человек и природа

Как сберечь природу?

Для спасения живой природы учёные выявляют редкие и исчезающие виды растений и животных и заносят их в Красную книгу.

Для сохранения видов вместе со средой обитания создаются охраняемые территории — заповедники, национальные парки, заказники. В них запрещена или ограничена любая хозяйственная деятельность, отдых людей и туризм.

Да, человек изменил Землю, сделал её во многом опасной для своего здоровья, а также для здоровья будущих поколений.

Что же делать? Вернуться назад в каменный век, в сырую пещеру, охотиться, обрабатывать поле каменными орудиями? Конечно же нет. Нужно, чтобы люди научились разумно и ответственно относиться к природе? А это значит:

  1. защитить планету от всех видов загрязнения;
  2. остановить уничтожение лесов и наступление пустынь;
  3. сохранить многообразие живого на планете;
  4. бережно относиться к природе каждому человеку.
  1. Оказывал ли влияние древний человек на природу?
  2. Как освоил современный человек Землю?
  3. Как человек меняет облик биосферы? Приведите примеры.
  4. Какие меры принимают для охраны биосферы?
  5. Как вы можете помочь охране животных и растений?
  6. Есть ли в вашей местности охраняемая территория? С какой целью она создана?
  7. Используя различные источники информации, составьте небольшой рассказ о каком-либо редком животном или растении.

Человек всё больше преобразует природу, но не всегда думает о последствиях своей деятельности: загрязняются воздух и водоёмы, снижается плодородие почв, исчезают уникальные виды растений и животных. Для сохранения видов живой природы созданы Красные книги и охраняемые территории.

Влияние природы на человека

Благодаря широкому диапазону терапевтических инструментов и методов, которые есть в нашем распоряжении, мы часто не замечаем ключевой ресурс, который имеет множество умственных, эмоциональных и познавательных предпочтений. Кроме того, он, как правило, доступный для большинства людей и совершенно бесплатный. Это — природа.

Люди все меньше времени проводят на природе, теряя таким образом необходимый буфер здоровья. А зря. Появляется все больше доказательств того, что контакт с природой имеет значительное положительное влияние на психическое здоровье.

Это связано с пониженным уровнем стресса, имеет огромные последствия и для физического здоровья, уменьшением уровня депрессии и тревожности, повышением устойчивости, а также улучшением самооценки и желание взаимодействовать с социумом.

Такие положительные эффекты были замечены не только при непосредственном влиянии природы на человека — как в лесу или парке, но и в результате просмотра фотографий с природными сценами или же когда человек просто смотрит в окно. Одно недавнее исследование изучало влияние различных типов изображений на восстановление после стресса. Участники просматривали слайды сюжетов из природы или искусственной среды в течение 10 минут, после чего они выполняли задачи, направленные на индукцию психического стресса.

Исследователи обнаружили, что участники, которые рассматривали фотографии природы, имели более высокую активность парасимпатической нервной системы , которая также отвечает за баланс симпатической системы. Новые исследования показывают, что чем более впечатляющее изображение (массивные горы, водопады и т.п.) — тем лучше.

Скорее всего, эти преимущества связаны с визуальной структурой природы, которая расслабляет сознание человека. Механизмы, лежащие в основе этого явления до сих пор не до конца понятны, однако существует предположение, что природа содержит много повторяющихся структур, которые легко усваиваются умом. Улучшение настроения задействовано чувством восхищения, которое может оттянуть нас от ежедневных мелких тревог и тем самым поднять настроение. Ведь чаще всего, мы расстраиваемся по пустякам.

Звуки природы имеют аналогичные преимущества согласно исследованию, которое показывает, что прослушивание записанных звуков природы имели схожие результаты на преодоление стресса тем, что включали визуализицию.

Что касается времени, проведенного на открытом воздухе, то исследователи медицинской школы Nippon в Японии сравнили эффекты прогулок в лесу и городом. Результаты их исследований показывают, что прогулки в лесу или парке не только приводят к снижению стрессовых гормонов, но и фактически усиливают иммунную систему, выработка естественных киллеров и экспрессию противораковых белков.

Кроме того, согласно результатам нового европейского исследования, люди, которые живут вблизи деревьев и зеленых насаждений, реже страдают от ожирения, низкой активности и депрессий.

Доказательств того, что люди и общины могут процветать только тогда, когда они имеют доступ к природе, становится все больше. Некоторые исследователи связывают это с врожденными потребностями людей быть в контакте с природой. Наше отделение от природы относительно недавнее — около 250 лет, и люди еще не успели адаптироваться к нему.

Конечно, мир развивается чрезвычайно быстро и каждый день появляются все новые и новые технологии, заставляет все больше людей жить в городских условиях. Но жизнь в городе может быть довольно утомительным. Найти время для здорового питания или занятий спортом становится все труднее. Если вашу повседневную жизнь включает сидение за компьютером в течение нескольких часов, или же вы проводите большую часть дня в помещении, это может негативно повлиять на ваше здоровье. Поэтому очень важно найти время для контакта с природой, даже если он будет коротким. Хороший пример для подражания подает Лив Бори — одна из самых известных профессиональных игроков в карты. Для Лив — регулярные прогулки на улице давно стали приоритетными. Даже во время участия в напряженных мировых турнирах, она пытается выбраться из города чтобы позволить ума и телу отдохнуть.

Итак, если природа такая полезная для психического здоровья, что мы должны делать с этим фактом? Кроме попыток проводить как можно больше времени на свежем воздухе, необходимо также проследить, чтобы органы местного самоуправления интегрировали парки, пешеходные дорожки и прочее в структуру городов.

Взаимодействие человека и природы философия. Взаимодействие человека и природы

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой природы, но не оставалась постоянной, а изменялась диалектическим противоречивым образом.

Четыре типа взаимодействия общества с природой:

Присваивающий (для первобытного общества)

Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное производство)

Подчиняющий (Капиталистический строй)

НТР (Вторая половина 50х годов 20го века)

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема.

Природа и человек цитаты. Короткие, красивые цитаты, фразы и высказывания про экологию, природу и человека

Мы несём ответственность за окружающую среду, от наших поступков зависит состояние природы. Это наш дом, в котором мы существуем, к нему мы должны относиться с любовью. Для вас мы подобрали более пятисот красивых, мудрых цитат, изречений и фраз об экологии, заботе об окружающей среде и природе.

Природа и человек цитаты. Короткие, красивые цитаты, фразы и высказывания про экологию, природу и человека

535 фраз, высказываний и цитат о природе с глубоким смыслом

Природа и человек цитаты. Короткие, красивые цитаты, фразы и высказывания про экологию, природу и человека

  1. Природа — дом, в котором живет человек. (Дмитрий Лихачев)
  2. Во всех явлениях природы есть нечто чудесное. (Аристотель)
  3. Природа может обойтись без человека, а он без нее — нет. (Али Апшерон)
  4. Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же. (Л.А. Сенека)
  5. Если бы природа не была прекрасной, она не стоила бы того, чтобы быть познанной, жизнь не стоила бы того, чтобы быть прожитой. (Пуанкаре)
  6. Любовь к природе — признак морального здоровья в человеке. (Конфуций)
  7. Вся природа стремится к самосохранению. (Цицерон)
  8. Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях. (Арманд Давид Львович)
  9. Человек никогда не сможет удовлетвориться одним тем, что дала ему природа; деятельное вмешательство его самого будет необходимо. (И. И. Мечников).
  10. Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. (А. Эйнштейн)
  11. Природе неведома жалость. Природа не принимает никаких извинений, а единственное известное ей наказание – смерть. (Эрик Хоффер)
  12. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. (Иван Тургенев)
  13. Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять! (Э. Роттердамский)
  14. Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей. (И. Гёте).

Роль природы в жизни человека

Связь человека с природой примеры.

Подробное решение часть 1 Стр. 64 по окружающему миру для учащихся 2 класса, авторов А.А. Плешаков 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Окружающему миру за 2 класс можно найти

1. Приведите примеры связей в природе, между природой и человеком?

В природе все компоненты связаны между собой. На деревьях и кустарниках гнездятся птицы. Таким образом, они дают им укрытие. В свою очередь, птицы защищают деревья от насекомых вредителей. Поедая ягоды и плоды, птицы способствуют расселению растений. Насекомые питаются нектаром и опыляют растения, перенося пыльцу с цветка на цветок.

Человек использует в пищу некоторые растения и животных, тем самым оказывая влияние на их численность. Древесина используется человеком как строительный материал. Происходит вырубка лесов. Возводя города, человек полностью изменяет окружающую его среду. Природные условия определяют выращиваемые человеком культурные растения.

2. Как по вине человека могут быть нарушены эти связи?

Хозяйственная деятельность человека может привести к нарушению баланса в природе. Уничтожение лесов, лугов, болот приводит к исчезновению естественных мест обитаний многих редких видов. Это влечет за собой сокращение их численности. Так с лица земли исчезли многие виды. Распашка полей часто становится причиной эрозии (разрушения) почв. Выбросы различных веществ в атмосферу заводами могут привести к образованию кислотных дождей. Загрязнение водоемов влечет за собой гибель рыбы.

Я думаю, что человек не может быть ни царём природы, ни её рабом. Я бы назвала природу матерью, а человека — её сыном. Люди, возомнив себя всемогущими, вольно обращаются с природой: строят гидроэлектростанции, преграждая путь воде, вырубают леса, засоряют землю отходами. Дымят заводы и фабрики, в реки текут сточные воды. Этот список можно продолжать бесконечно. Но земля не дремлет. Человек слаб против её силы. Он не может противостоять землетрясениям и пожарам, наводнениям и ураганам. Пытаясь быть царём, он превращается в раба природы.

В центре рассказа – описание противоборства человека и царь-рыбы. Когда-то дед предупреждал Игнатьича, своего внука, что, если попадётся ему когда-нибудь царь-рыба, нужно отпустить её с миром и продолжать мечтать о ней. Не внял внук дедовскому совету, захотелось ему показать, что он сильнее царя реки. В результате человек и огромный осетр запутались в самоловах, в их тела впиваются острые крючки.

Много времени провёл Игнатьич в холодной воде, бок о бок с царь-рыбой. Перед лицом смерти задумался о своей жизни, о своих грехах. Вспомнил Глашку, которую когда-то жестоко обидел, жителей посёлка, которых не замечал и не считал себе равными, всех, к кому относился равнодушно и свысока.

Егор жил жизнью матери-природы. С болью в сердце смотрел на объятый пламенем муравейник, на липу с начисто ободранной корой. Жалко ему было каждого зверёныша, каждую травинку и веточку. И ещё он мечтал, чтобы Чёрное озеро вновь стало Лебяжьим. На все деньги, данные ему на покупки земляками, в Москве он купил лебедей и привёз их на родину, на лесное озеро. Думал, что ни у кого не поднимется рука на такую красоту. Поднялась! Убиты лебеди, погиб Егор. Но растёт его сын, Колька, в душу которого отец сумел заложить любовь к матери-природе. Закрывая книгу Васильева, задумается о вопросах, поставленных в повести писателем, и о своём отношении к миру читатель.

Прочитанные произведения заставили меня задуматься о том, что не может человек быть царём природы и рабом её быть не должен. К природе нужно относиться, как к родной матери. Беречь и сохранять её, потому что жизнь человеческая зависит от этого.

Читайте также: