Человеческий фактор это кратко

Обновлено: 02.07.2024

(социальных, психологических, биологических), так или иначе проявляющихся в его социальной деятельности и тем самым оказывающих определенное влияние на социальные процессы и их отношения. Связывая социальный прогресс общества с человеческим фактором, можно отметить существо этого фактора – сознательные, инициативные, творческие, созидательные, преобразующие себя и общество потенции человека.

В эргономике человеческий фактор выступает в осознанной, внешне выраженной, экстериоризованной форме знания – знания научного. Характерной чертой человеческого фактора является его многогранность, а также объективность и системность. Объективный характер человеческого фактора заключается в том, что он существует независимо от воспринимающих, равно как и не воспринимающих его субъектов. Он имманентно присущ любому человеческому обществу, обладающему объективными закономерностями, и, следовательно, доступен познанию. Системность человеческого фактора состоит не только в том, что он многокомпонентное и сложноорганизованное образование, но также и в том, что ему присущ диалектико-противоречивый характер, т. е. он проявляется и позитивно, и негативно.

Линейные зависимости между производственной и социальной сферами общества являются скорее исключением, чем правилом. Обусловлено это тем, что результаты производственной деятельности чрезвычайно многообразны, их нельзя ограничивать только количественными характеристиками. Наряду с продуктом в процессе общественного производства создаются и воспроизводятся творческие способности личности, социально-экономические условия, обеспечивающие их реализацию во всех сферах жизни: экономике, политике, науке, идеологии.

Эти свойства и особенности могут быть выявлены при наличии фундаментальных знаний о характеристиках и возможностях человека.

В качестве основных рассматриваются следующие характеристики человека:

– психофизиологические характеристики (возможности анализаторов, сенсомоторные процессы, вегетативные реакции);

– антропометрические (силовые, масса, размеры тела);

– гигиенические (восприятие факторов окружающей среды).

Психические функции – функции деятельности мозга человека. Изучению мозга – центрального отдела нервной системы человека и животных – посвящено огромное количество научных исследований, использующих, в частности, методы сравнительного анализа. Результаты этих исследований представляют определенный интерес.

Известно, что по составу и количеству структурных элементов наша ДНК отличается от ДНК шимпанзе всего на несколько процентов. Это подтверждает вывод о том, что мы один род (даже не вид) животных. При этом мозг современного шимпанзе имеет массу 350–400 г, а принятая минимальная норма для человека составляет 1300–1400 г. Неандертальцы имели такой же мозг, как кроманьонцы (а в некоторых случаях и больше), и пользовались такими же орудиями труда. Продолжительность жизни неандертальцев составляла примерно 20–23 года, кроманьонцев – до 26 лет. Возникает вопрос: почему именно кроманьонцы стали нашими предками?

Чтобы повысить свой статус в группе, надо было быть умнее, хитрее остальных. Уже через несколько поколений средний уровень социального интеллекта популяции повышался. Причем первыми развивались социальные способности, а потом уже все остальные. Преимуществом одного человека перед другим было стремление понимать мотивы соплеменников, предвидеть их реакцию и умение выполнять желаемое. В результате увеличивается размер мозга, а поведение становится все более сложным. В конце концов появляется культура, и уже она превращается в дополнительный фактор эволюции. Если у общества есть свои законы, ритуалы, традиции, то шансы на продолжение рода существуют только у них, людей, чей мозг породил свою культуру.

Первый качественный скачок, связанный с массой мозга человека, произошел около 2,5 млн лет назад вследствие перехода на прямохождение и изменения центра тяжести в организме. При прямохождении снизилась нагрузка на излом позвоночника, что позволило утяжелить голову. Масса мозга увеличилась, когда с переходом на всеядность и менее грубую пищу (зачастую подвергнутую термической обработке) уменьшились зубы. В конце раннего верхнего палеолита мозг перестал расти, а около 10 тысяч лет назад (в начале периода последнего потепления) и вовсе стал проявлять тенденцию к уменьшению вследствие усложнения его структуры на клеточном уровне. Наиболее активно увеличивалась лобная доля, ответственная за память, сознание, социальные взаимоотношения. Помимо памяти у человека она отвечает и за другие высшие функции, например за способность к абстракциям и состраданию.

С момента освоения человеком равнинных пространств и до конца XVIII в. продолжительность жизни человека составляла 30–39 лет (табл. 2.1). При этом женщины жили на 5 лет меньше мужчин.

С началом промышленной революции (конец XVIII в.) средняя продолжительность жизни человека увеличилась, причем женщины стали жить дольше мужчин.

Таблица 2.1. Продолжительность жизни человека в отдельные периоды цивилизации.


Объем мозга прямо пропорционален росту и независим от массы тела. В настоящее время не выявлено влияние массы мозга на умственные способности человека. Приведем примеры массы мозга великих людей:

– Владимир Ильич Ленин – 1340 г;

– Иван Сергеевич Тургенев – 2012 г;

– Жорж Ноэл Гордон Байрон – 1800 г;

– Альберт Эйнштейн – 1230 г;

– Анатоль Франс – 1100 г (после инсульта, поразившего половину мозга, он еще долго писал);

– Рабиндранат Тагор – 980 г.

В госпитале Святого Винсента в Нью-Йорке в 1935 г. родился ребенок, у которого полностью отсутствовал мозг. Тем не менее в течение 27 дней он жил, ел и кричал, как это делают все новорожденные. Поведение ребенка было абсолютно нормальным, и о том, что у него нет мозга, до вскрытия никто даже не подозревал.

В.И. Ленин умер в 1924 г. Политбюро решило изучить его мозг и вызвало из Германии профессора Оскара Фогта. Была создана лаборатория по изучению его мозга, а в 1928 г. она преобразована в Институт мозга, в котором был создан музей (сейчас – Научный центр неврологии РАМН и Музей эволюции мозга). О. Фогт, возглавлявший до этого Нейробиологический институт в Берлине, произвел в исследовательских целях 34 тыс. спилов мозга Ленина и на основании этого исследовал структуру его клеток. Он руководил Институтом мозга до 1937 г. Мозг Ленина сравнивали с мозгом других известных деятелей страны. Отмечено, что у него был более высокий процент борозд лобной доли по сравнению с мозгом Куйбышева, Луначарского, Менжинского, Богданова, Мичурина, Маяковского, Циолковского.

Аналогичную работу проделал доктор Т. Гарви, когда удалил мозг Эйнштейна с целью спасти его от кремации. Хирургическим ножом он выделил 170 фрагментов мозга. Из них он тоже произвел сверхтонкие срезы, которые поместил на слайды для микроскопа, создав 12 наборов. Два набора он оставил себе, остальные раздал знакомым исследователям. Семья Эйнштейна об этом ничего не знала. Когда слухи о срезах просочились, семью убедили, что они будут использоваться только для научной работы и для публикации в научных журналах, но ни в коем случае не для сенсаций.

Значительную роль в мыслительной деятельности играет кора головного мозга. Кора не имеет четкой локализации функций – когда разрушается один участок мозга, соседние берут на себя часть утерянных функций. Различные нервные центры определяются по извилинам.

Умственные способности могут изменяться. Их можно целенаправленно увеличивать, если последовательно тренировать свой мозг. Диета, образ жизни и специальные упражнения – это те факторы, которые в состоянии помочь человеку повысить уровень IQ как минимум на 20 %. Физические упражнения улучшают кровообращение головного мозга, доставляя кислород и питательные вещества к его клеткам, а постоянное общение с разными людьми помогает развивать вербальные аспекты работы мышления, приводит к увеличению объема и плотности серого вещества.

Функциональная асимметрия головного мозга – распределение психических функций между левым и правым полушариями. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией, а также чтение и счет, тогда как функция правого – оперирование образами. У всех людей одно из полушарий доминирует (чаще правое; левшей около 12 %).

Впервые асимметрия головного мозга была замечена в первой половине ХIХ в. при наблюдении больных с различными отклонениями в функциях мозга. Люди с доминированием левого полушария имеют следующие характерные признаки:

– обладают логическим и аналитическим мышлением (расчетливость, рациональность);

– хорошо воспринимают и запоминают вербальные сигналы;

– имеют развитую речь, быстро читают и пишут;

– регулируют произвольное поведение;

– используют чужой опыт;

– имеют способности к обучению иностранным языкам;

– обладают логической памятью.

Люди с доминированием правого полушария имеют следующие характерные признаки:

– имеют склонность к иммунным заболеваниям;

– хорошо воспринимают и запоминают невербальные сигналы (музыку, зрительные образы, материал, цвет);

– обладают способностью к зрительно-пространственной ориентации;

– умеют распознавать сложные объекты (в частности, человеческие лица);

– могут продуцировать сновидения;

– регулируют непроизвольное поведение;

– больше, чем правши, страдают от различных психологических комплексов – в частности, от комплекса неполноценности;

– имеют низкую реактивность, медлительны, речь с остановками (часто используются слова-паразиты);

– труднообучаемы иностранным языкам;

– используют личный опыт.

Правое полушарие связано с негативными эмоциями (при ослаблении левого полушария у больных проявляются пессимизм, беспокойство, плаксивость). При снижении активности правого полушария возникают беспричинная эйфория, индифферентное настроение, частый смех.

Левополушарные люди чаще встречаются в западных странах, особенно в Германии, правополушарные – на Востоке и в Африке, а также среди островных народов (англичане, японцы, ирландцы, США).

У женщин асимметрия выражена в меньшей степени, чем у мужчин.

Предпосылки к становлению функциональной асимметрии мозга передаются генетически, но сама ассиметрия окончательно формируется лишь при социальном общении (у неграмотных людей асимметрия проявляется реже, чем у грамотных) и закрепляется в 10–14 лет. Правополушарные дети позже взрослеют, но среди взрослых людей с доминированием правого полушария насчитывается большее количество великих деятелей искусства.

Правое и левое полушария работают на разной частоте. В момент засыпания и просыпания частота синхронизируется и мозг человека в эти моменты обладает максимальными возможностями к действию.

Основное различие полушарий определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации, т. е. типом мышления. Левополушарное мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря такой способности левого полушария формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или в других условных знаках, что является обязательным условиям социального общения. Правополушарное мышление является симультанным (одновременным) и синтетическим, поскольку создает возможность одномоментного считывания многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи, а также во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия образа. Благодаря такому взаимодействию образов (сразу в нескольких смысловых плоскостях) они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность лежит, с одной стороны, в основе творчества, но с другой – затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию. В целом полушария мозга, дополняя друг друга, обеспечивают регуляцию целостного поведения человека.

К основным психическим функциям относятся:

Внимание и память как психические процессы связаны с нервной деятельностью и являются фундаментальными процессами. Мышление завершает цепь обработки информации. Восприятие – сложный психический процесс, который определяется конкретными сочетаниями и взаимодействиями различных ощущений, что в свою очередь зависит от своеобразия связей и отношений свойств, качеств, сторон предметов и явлений.

Психофизиологические характеристики рассматриваются с целью определения функциональных возможностей каналов приема и обработки информации человеком, когда в качестве носителей информации выступают сигналы самых разных модальностей. Целесообразная деятельность человека основывается на постоянном приеме и анализе информации о характеристиках внешней среды и внутренних систем организма. Этот процесс осуществляется с помощью анализаторов – подсистем центральной нервной системы (ЦНС), обеспечивающих прием и первичный анализ сигналов.

Сенсомоторные процессы управляются головным и спинным мозгом. Измерение времени простой сенсомоторной реакции (процесса) позволяет определить быстроту и стабильность сенсомоторного реагирования. В качестве стимулов используют световые и звуковые сигналы различной интенсивности.

Время простой сенсомоторной реакции (ПСР) состоит из латентного (внешне не проявляющегося) (ЛП) и моторного периодов (МП). Простая сенсомоторная реакция на световой раздражитель начинается через 0,15–0,30 с (реакция на звуковой или осязательный – несколько быстрее). Время, необходимое для перенесения руки или ноги на расстояние 25 см, составляет 0,5 с (соотношение расстояния и времени выполнения движения определяется логарифмической зависимостью). В сложной сенсомоторной реакции (ССР) рассматривается несколько сигналов или их видов, а моторное действие может производиться несколькими способами.

Эти характеристики являются природными и мало поддаются тренировке, ослабевают при усталости и с возрастом. На скорость реакции могут влиять некоторые раздражители – например, запахи: приятные – положительно, а неприятные – отрицательно.

Вегетативная нервная система координирует функции многих органов и систем организма (сердце, пищевод, желудок, печень, кишечник, почки и т. п.), изменяет их деятельность, регулируя частоту сердечных сокращений, перераспределяя потоки крови, расширяя сосуды, стимулируя работу желудочных желез, сокращая и расслабляя мускулатуру.

Центры вегетативной нервной системы расположены в основном в спинном мозге и подчиняются высшим вегетативным центрам, расположенным в промежуточном мозге – гипоталамусе и полосатом теле.

Антропометрические характеристики определяют условия оптимального функционирования физиологических систем человека. Данные о строении тела человека, размеров тела в целом и его частей, возрастных, половых, этнических, профессиональных и социальных факторов, влияющих на антропометрические признаки, изучаются для решения широкого круга задач при проектировании и оценке качества не только технических средств, но и мебели, интерьеров и изделий культурно-бытового назначения.

При изучении функционального состояния особое внимание уделяется эмоциям и мотивациям.

Эмоция – это реакция на удовлетворение или неудовлетворение какой-либо потребности (интерес, радость, удивление, горе, отвращение, презрение, страх, стыд, вина). Эмоции часто свойственны как человеку, так и животным.

Эмоциональное возбуждение сопровождается усилением деятельности кишечника и мочевого пузыря, сердцебиением, потоотделением. Гнев и ярость вызывают напряжение мышц тела, а приятные эмоции наоборот их расслабляют.

Поскольку вегетативные реакции мало подвластны самоуправлению, считается, что они способны выступать в качестве критериев измерения эмоционального состояния организма – это частота сердечных сокращений, частота дыхания, тремор, критическая частота слияния мельканий, кожно-гальваническая реакция, выделение пота, слюны, желудочного сока и т. п.

По названным критериям может оцениваться функциональное состояние организма оператора. Эти принципы использованы в детекторе лжи. В судопроизводстве Древнего Китая во время речи обвинителя подозреваемому клали в рот горсть сухого риса. Если после окончания речи зерна оставались сухими и подозреваемый не мог выплюнуть всю горсть, то он превращался в обвиняемого. Отсутствие слюны и сухость во рту свидетельствовали о повышенной нервозности, а раз человек волнуется, значит он лжет.

Мотивация – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Имеются три группы мотивации:

• биологическая (формируется на основе биологических потребностей организма – голод, жажда, половое влечение и т. п.);

• социальная (потребность в общении, стремление к доминированию, агрессивность);

• духовная (творческие, эстетические потребности, желание самосовершенствоваться).

Контрольные вопросы

1. В чем проявляется противоречивость научно-технического прогресса?

2. Каковы особенности философского анализа техники М. Хайдеггера, К. Ясперса, А. Тоффлера и других философов ХХ в.?

6. Какой принцип используется на начальных этапах построения систем?

8. Что представляют собой эргономические требования?

9. Какие общие эргономические требования вы знаете?

10. В каком виде могут задаваться частные эргономические требования?

11. Какова структура и номенклатура требований по эргономике?

12. Чем обусловлена необходимость изучения психических функций человека?

13. В чем заключается функциональная асимметрия головного мозга?

15. Какие существуют внешние и внутренние анализаторные системы человека?

17. Для чего выявляется функциональное состояние человека?

18. Что является реакцией на удовлетворение или неудовлетворение какой-либо потребности человека?

Основой школы человеческих отношений является перенос центра тяжести в управлении задач на человека. Такая система зародилась в современном менеджменте в 1930-е гг. вместе с традициями школы поведенческих наук, которые активно развиваются в сегодня в современном мире. По воззрениям школы человеческих отношений, человеческий фактор является ключевым элементом эффективного управления, при этом каждое отдельно взятое предприятие является индивидуальной социальной системой.

В 1980-х гг. в момент, когда в советской России появился и стал наиболее заметно проявляться дефицит трудовых ресурсов, последние стали восприниматься как фактор производства – человеческий фактор.

В этом время многие исследователи изучали роль человеческого фактора, среди наиболее заметных учёных были М. А. Виноградов, Н. И. Гвоздева, С. А. Кузьмина, Л. С. Чижова и некоторые другие. В это время общественная и научная мысль пришли к достаточно критическому выводу, что именно человеческий фактор стал причиной глубочайшего кризиса, поскольку именно человек представляет собой главное условие и фактор производства. В этой связи можно было говорить о том, что если у него нет стимула для эффективного труда, то нельзя говорить об экономическом развитии и прогрессе общества. Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в понятие человеческого фактора заложен более глубокий и широкий смысл, нежели в понятие рабочей силы и трудовых ресурсов. Чуть позднее данное понятие было замещено иными: трудовой потенциал, человеческий капитал и человеческий ресурс.

Человеческий фактор – это система взаимодействующий, занимающих разное классовое положение структур, слоёв и групп населения, деятельность и взаимодействие которых обеспечивает прогресс и развитие экономики и общества в целом.

Под понятием человеческий фактор попадают работники предприятий, организаций и учреждений, которые объединены для осуществления совместной деятельности. С точки зрения структуры, человеческий фактор представляет собой личность, рабочую группу, трудовой коллектив, иначе говоря, не только коллективный работник, а даже коллективный субъект общественной жизни, которому характерна социальная, демографическая, экономическая и политическая структура.

Человеческий фактор необходимо исследовать как проявление всей совокупности личностно-психологических и социокультурных характеристик и свойств людей, которые воздействуют на его трудовую активность. Такое понятие определяет главную роль человека в ходе производства. Оно свойственно человеку со всем его многообразием чувств и помыслов, как человека трудящегося, так и человека как гражданина и семьянина.

Человек – участник общественного развития

Принимая во внимание, что человек является полноправным и сознательным участником общественного развития вместе со своими жизненными потребностями он определяет приоритетным реализацию своих творческих способностей, информации и участие в управлении.

Понятия "трудовые ресурсы" и "человеческий фактор" являются настолько разными, что, рассматривая их необходимо выбирать разные подходы и способы изучения.

Надо отметить, что понятие человеческого фактора содержит некую ограничительную черту в сравнении с понятием трудовых ресурсов: в пределах первого понятия люди представляются как как фактор внешних по отношению к ним процессов развития, а не как главная ценность общества.

Увеличение роль человеческого фактора объясняется структурными изменениями в экономике. Современные производственные мощности требуют предоставления высококвалифицированной рабочей силы. Они оказывают прямое воздействие на человека, толкая его на совершение конкретных действий, что не может сказаться на качественных характеристиках человеческих ресурсов.

Глобальные перемены в характере рабочей силы оказывают влияние на изменение роли человеческого фактора в современной компании. С этим связана ещё одна проблема, с которой сталкиваются на предприятиях, а именно изменения в организационной структуре управления.

Прежде всего, стоит отметить, что технологическая революция, основой которой являются достижения в компьютерной сфере, воздействие на трудовой процесс. Компьютеры достаточно упростили коммуникацию внутри организаций и между компаниями в мировом масштабе. Их можно считать техникой, которая максимально упростила жизнь и работу менеджеров, увеличилась их мобильность, когда человек имеет возможность работать из любой точки мира за пределами офиса.

Сегодня можно говорить о таком явлении, как постепенное исчезновение непрофессионального труда. Всякая деятельность требует специальный навыков и знаний, важность профессионального образования постоянно возрастает.

В современном мире можно говорить о том, что знания быстро стареют – это является ещё одним фактором, который свойственен природе труда. Знания требуют постоянного обновления, что свидетельствует о предъявлении дополнительных требований к работникам, которые просто обязаны следить за инновациями в своей сфере.

Рабочие и служащие, которые находятся на низких организационных уровнях, несут ответственность за счёт делегирования им полномочий от руководителей. Руководители должны быть уверены в том, что доверенное лицо выполнит их поручения качественно. Такое возможно только в том случае, если персонал располагает достаточной информацией и делах компании, а также имеет достаточную компетенцию.

Человеческий фактор – это термин, который имеет экономико-политическую структуру и представляет собой предмет интересов современной теории систем, психологии труда, эргономики и социологии.

Говоря об активизации человеческого фактора, необходимо его изучать с позиции социально-психологических аспектов трудовой деятельности работника.

В первую очередь, надо отметить то, что сформировалась взаимосвязь между элементами и этапами производства. Каждая отрасль, будь то техническая, организационная и экономическая, связаны производственной деятельностью и находятся в прямой зависимости от человеческого фактора, от климата, которых сложился в коллективе и может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие трудового потенциала каждого работника в отдельности и коллектива в целом.

Во-вторых, интенсивное развитие производства и ускорении процесса технического переоснащения активно воздействуют на изменения условий трудовой деятельности и на реализацию трудового потенциала каждого работника.

В-третьих, важно понимать, что система управления производством зачастую опаздывает, а иногда и совсем не готова к решению вопросов мобилизации кадров, которых требует изменчивость социальных интересов.

Таким образом, можно говорить о том, что увеличение технического уровня является определяющим фактором в развитии экономического потенциала предприятий и компаний, а человеческих фактор представляет собой воплощение способности творить, изобретать и придумывать что-то новое.

Направления активизации человеческого фактора

Сегодня говорят о трёх направлениях активизации человеческого фактора, среди них выделяют следующие:

Человеческий фактор — многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях. Конструкторы различной техники, устройств и т. п. стараются предусмотреть, недопустить и уменьшить последствия такого поведения человека. Термин используется в психологии, инжиниринге, индустриальном дизайне, статистике, эргономике и антропометрии.

Причины, способствующие ошибочным действиям человека, можно объединить в несколько групп:

- недостатки информационного обеспечения, отсутствие учёта человеческого фактора;

- ошибки, вызванные внешними факторами;

- ошибки, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека;

- ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения.

Человеческий фактор — многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях [1]. Конструкторы различной техники, устройств и т. п. стараются предусмотреть, недопустить и уменьшить последствия такого поведения человека. Термин используется в психологии, инжиниринге, индустриальном дизайне, статистике, эргономике и антропометрии.

Выражение человеческий фактор часто используется, как объяснение причин катастроф и аварий, повлёкших за собой различные убытки или человеческие жертвы.

психологические и другие характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности. КЧ. ф. относятся, напр., настроения и чувства людей, их привычки, социальные установки, ценностные ориентации, стереотипы индивидуального и группового поведения, способности, склонности и мотивы, субъективное отношение личности к окружающей действительности, межличностные отношения, психологический климат в коллективе, психологические барьеры и многие другие, большей частью психологические явления, возникающие в процессе деятельности людей и их общении друг с другом. Психологическая наука призвана понять закономерности возникновения и развития этих явлений и найти эффективные средства управления ими. Эту задачу психология решает в тесном содружестве с другими науками. Главной задачей комплексного изучения Ч. ф. является его активизация. Пути, методы и средства достижения этой цели должны определяться применительно к конкретным условиям. Изучением Ч. ф. в технике занимается инженерная психология. Это изучение идет по двум основным путям. Один из них— учет при создании новой техники характеристик и возможностей челове.ка, согласование техники и условий труда с человеком. В этом случае необходимо иметь данные об общих для всех людей закономерностях психических процессов. Другой путь —т отбор и обучение людей для определенных видов деятельности. Здесь необходимо иметь данные об индивидуальных психологических различиях людей, знать методы определения этих различий. Оба пути изучения и учета Ч. ф. в технике не исключают, а дополняют друг друга.

Смотреть что такое ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР в других словарях:

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

1) психологические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности; 2) причина несч. смотреть

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

личностные, профессиональные, деловые моральные качества работников в соединении с уровнем реализации их личных потребностей и интересов. Человеческий фактор в экономике — это совокупность профессионально-квалификационных, гражданских, морально-этических, культурных и других качеств человека, характеризующих его как личность и имеющих решающую роль в его производственной деятельности. Человек как носитель рабочей силы воплощает гамму общественных отношений и личных качеств, существенно влияющих на его потребности, интересы и мотивы к труду, его отношение к работе и ответственность за результаты производства. Активность человеческого фактора является решающей в общественном производстве, от него в конечном счете зависит состояние и функционирование производительных сил общества, включая создание и использование вещественного фактора производства. . смотреть

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, экономических, производственных, научно-технических, организационно-управленческих и др. отношений; все, что относится к человеку как субъекту деятельности в разных сферах общественной жизни. В период перестройки успешное решение задач социально-экономического развития страны, качественное обновление об-ва связано с повышением роли Ч. ф. как неисчерпаемого резерва такого развития, решающего фактора всех перемен. Это значит, что духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни. . смотреть

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

- исторически сложившаяся в обществе совокупность основных социальных качеств людей: ценностные ориентиры; нравственные принципы; нормы поведения в сф. смотреть

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

в широком смысле понятие, используемое в социально-экономических дисциплинах для характеристики комплекса оказывающих определяющее влияние на эффективность общественного производствафакторов, связанных с мотивацией, системой ценностей, материальными и духовными условиями существования человека; в узком смысле интегральныехарактеристики связи человека и технического устройства, проявляющиеся вконкретных условиях их взаимодействия при функционировании эргатическойсистемы. (1). смотреть

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Публ. Совокупность идейно-нравственных, социальных, психологических качеств человека, которые, реализуясь в его трудовой и общественной деятельности, . смотреть

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

1) роль, место и влияние человека как субъекта общественно-исторической и трудовой деятельности; 2) в узком смысле — понятие, обозначающее интегральные характеристики связи человека и технического устройства, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия. смотреть

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

human factorучитывающий человеческий фактор — human-rated

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

– имеется в виду роль человека в системе человек-машина, человек-природные процессы, человек – социальные процессы и т.п.

Читайте также: